Рабочая программа
рабочая программа по теме

Мартынова Светлана Александровна

Спортивный центр, являясь учреждением дополнительного образования, призван способствовать самосовершенствованию, познанию и творчеству, формированию здорового образа жизни, профессиональному самоопределению, развитию физических, интеллектуальных и нравственных качеств, достижению высокого уровня спортивных успехов воспитанников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obrazovatelnaya_12_g.doc123.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Детский оздоровительно-образовательный центр (спортивный) «Факел»

Принята на педагогическом совете                                                          Утверждена

МОУ ДОД ДООЦ «Факел»                                                                       Директором

(протокол № 1 от 1.09.2016 г.)                                              МОУ ДОД ДООЦ «Факел»

С.А. Мартынова

2016 г.

Образовательная программа

2016 – 2017

Кавалерово 2016г.

Образовательная программа разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании», Уставом центра и другими нормативно-правовыми документами Государственного комитета Российской Федерации по физической культуре и спорту, типовым положением б образовательных учреждениях дополнительного образования детей и в соответствии с требованиями СанПиНо к учреждениям дополнительного образования.

Содержание образовательной программы Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей Детского оздоровительно-образовательного центра «Факел» по мере необходимости может ежегодно изменяться, дополняться  (обновляться) новыми приложениями.

Предназначение центра и средства его реализации.

Сегодня обществу нужен не просто грамотный гражданин, а здоровый человек, который способен ориентироваться в быстро меняющимся мире. На сегодняшний день занятия спортом решают ряд проблем. Многие физические недостатки и недуги детей поддаются лечению спортом. Он может также компенсировать интеллектуальные и эмоциональные нагрузки в ходе учебного процесса, помочь нравственном и духовном воспитании. Таким образом, мы педагоги видим предназначение центра в создании оптимальных условий для оптимизации образовательного процесса, обеспечивающего становление личности интеллектуальной, физически здоровой и закаленной, нравственно ориентированной на социально значимые гуманные ценности, всегда готовой к социальной адаптации.

Основными средствами реализации предназначения центра являются:

- предоставление учащимся выбора индивидуальных и групповых занятий ( по видам спорта;

- вовлечение учащихся в соревновательную деятельность;

- предоставление учащимся возможности попробовать себя в соревнованиях различного ранга (внутри центра, районные, зональные, краевые соревнования);

- использование современных технологий в учебной деятельности;

- материально-техническая база.

«Модель» выпускника центра.

Критерием эффективного спортивного развития образовательной системы является для центра уровень знаний и навыков учащихся, с которыми он выходит по окончании каждой ступени, а также комплекс его личных качеств.

Выпускник I ступени начальной подготовки – это ученик, которому привили чувство коллективизма, культуры поведения, приобрел элементарные теоретические и практические знания по избранному виду спорта, сформирован интерес к избранному виду спорта.

Выпускник II ступени общефизической подготовки – это нравственно и физически здоровая личность, которая выполнила все нормативы по общей физической подготовке, выполнила требования Единой Всероссийской Спортивной Классификации (ЕВСК) (юношеские спортивные разряды), имеет прирост по общей физической подготовке.

Выпускник III ступени специальной физической – это личность, которая выполнила нормативы по технической подготовленности, спортивных 1 разрядов, результатов КМС, МС.

Цели и задачи образовательного процесса центра.

Цели:

1. Организация учебного процесса с учетом здоровьесберегающих технологий (организация воспитательной работы в рамках ЗОЖ, повышение квалификации педагогов по внедрению здоровьесберегающих  технологий в учебный процесс.);

2.Организация воспитательной работы (мероприятия  направленные на ЗОЖ и формирование установки “Здоровый - значит успешный”, предупреждение вредных привычек);

3.Посредством физической культуры и спорта воспитание у детей и подростков стремления к здоровому образу жизни;

4.Популяризация физкультурно-массовой и спортивной работы в образовательных учреждениях района;

5.Организация лечебно-оздоровительной работы (вовлечение в занятия  детей с ограниченными физическими возможностями);

6.Вовлечение семьи в активную пропаганду ЗОЖ (посредством спортивных мероприятий, родительских собраний, лекций, обучения родителей по темам, связанным с ЗОЖ, психологическая и социальная помощь родителям и учащимся);

7.Подготовка спортсменов разрядников и спортсменов высших разрядов;

8.Подготовка инструкторов общественников и судей по избранному виду спорта.

Учебный план и его обоснование.

         Учебный план на 2010-2011 учебный год составлен на основании выполнения программного материала и контрольно-переводных нормативов, закона РФ «Об образовании», Устава центра, требований  СанПиНо по дополнительному образованию.  МОУ  ДОД  ДООЦ  "Факел"   решает задачи всестороннего физического воспитания. Основной деятельностью  МОУ ДОД ДООЦ  "Факел"  является реализация образовательных программ по видам спорта, разработанных на основе директивных и нормативных документов, регламентирующих работу спортивного центра, в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Федеральным законом от 29.04.1999 г. № 80-ФЗ «О физической культуре и спорте в РФ» и типовым Положением об образовательном учреждении  дополнительного образования детей Постановление Правительства РФ от 07.03.1995 г. № 233, нормативными документами Государственного комитета РФ по физической культуре и спорту.

В основу учебных программ по всем видам спорта в МОУ ДОД ДООЦ «Факел» заложены основополагающие принципы:

комплексность;

преемственность;

вариативность.

1. Основные задачи

Спортивный центр, являясь учреждением дополнительного образования, призван способствовать самосовершенствованию, познанию и творчеству, формированию здорового образа жизни, профессиональному самоопределению, развитию физических, интеллектуальных и нравственных качеств, достижению высокого уровня спортивных успехов воспитанников.

Учебный материал в Программах по видам спорта объединен в систему многолетней подготовки и решает следующие задачи:

- содействие гармоничному физическому и психическому развитию, разносторонней физической подготовке, укреплению здоровья занимающихся;

воспитание смелых, волевых, настойчивых, инициативных, трудолюбивых и дисциплинированных спортсменов, готовых к трудовой деятельности и защите Родины;

подготовка классифицированных юных спортсменов;

подготовка квалифицированных инструкторов-общественников и судей по видам спорта;  

подготовка всесторонне развитых юных спортсменов массовых разрядов и высокой классификации

для пополнения сборных команд различного уровня: сборных команд района, края, России.

2. Режим работы

Подготовка спортсменов в МОУ ДОД ДООЦ «Факел» является многолетним процессом и предусматривает определенные требования к занимающимся в соответствии с этапами подготовки.

Спортивный центр работает в режиме шестидневной учебной недели. Продолжительность занятий по Уставу – 40 минут.

Минимальная и максимальная нагрузка учащихся соответствует установленной норме для шестидневной рабочей недели.

Программа реализуется через учебный процесс:

- групповые занятия;

- соревнования;

- учебно-тренировочные сборы;

- домашние задания  (в т. ч.  индивидуальные и групповые).

Учебные группы в отделениях комплектуются в соответствии с нормативными требованиями:

учетом возраста;

пола;

спортивной подготовленности, стажа занятий.

Предусмотрено деление групп на подгруппы в видах спорта: пулевая стрельба, тяжелая атлетика, гиревой спорт, шахматы, волейбол, баскетбол.

Образовательный процесс осуществляется в соответствии с условиями программ трех ступеней обучения:

1 ступень – общая физическая подготовка

2 ступень – специальная физическая подготовка

3 ступень – группа спортивного совершенствования.

На начало и конец учебного года учащиеся сдают предусмотренные Программой по видам спорта нормативы по физической и технической подготовленности. Режим учебно-тренировочной работы и требования по ОФП и спортивной подготовленности представлены в таблице № 1.

Зачисление в спортивный центр проходит с 7 лет  (по Уставу), поэтому тренировочная нагрузка в течение дня и недели не должна превышать допустимых норм (таблица № 2).

Перевод группы на следующий этап обучения производится на основании выполнения переводных контрольных нормативных показателей общей и специальной технической подготовки, предусмотренной в Программе по видам спорта.

Режим учебной работы и требования по спортивной подготовленности

таблица № 1

Этап

подготовки

Год

обучения

Минимальный возраст зачисления

Минимальное число учащихся в группе

Максимальное количество учебных часов в неделю

Требования по спортивной подготовке

Начальная

подготовка

1г.

5

15

6

Воспитание трудолюбия, коллективизма, культуры поведения; приобретение элементарных теоретических и практических знаний по избранному виду спорта; формирование интереса к избранному виду спорта

Общефизическая подготовка

1г.

2г.

3г.

5

6

6

15

15

15

6

6

9

Выполнение нормативов ОФП, юношеских спортивных разрядов. Прирост показателей по ОФП

Специальная физическая подготовка

1г.

2г.

3г.

4г.

5г.

6г.

10

11

11

12

13

14

12

12

12

12

12

12

9

12

12

12

12

15

Выполнение нормативов по технической подготовленности, спортивных 1 разрядов, результатов КМС, МС.

                                                                                                                               

Режим учебно-тренировочной работы и требования по физической, технической и спортивной подготовленности

таблица № 2

Этап подготовки

Год обучения

Максимальное кол-во учебных часов в неделю

Продолжительность одного занятия (в академ. часах)

Количество занятий в неделю

Минимальное количество учебных часов в год

Начальная

подготовка

1г.

6

2

3

240

Общефизическая подготовка

1г.

2г.

3г.

6

6

9

2

2

3

3

3

3-4

240

240

360

Специальная физическая подготовка

1г.

2г.

3г.

4г.

5г.

6г.

9

9-12

12

12

12

15

3

3

3

3

3

3

3-4

3-4

4

4

4

5

360

360

480

480

480

600

Оптимизация образовательного процесса.

Прием детей в МОУ ДОД ДООЦ «Факел» осуществляется в соответствии с их наклонностями, с учетом состояния здоровья, физических возможностей, а также при наличии мест в группах, отчисление производится при отсутствии желания обучаться.

Организация образовательного процесса строится в соответствии с принятыми программами, с планом работы разрабатываемым МОЙ ДОД ДООЦ «Факел» и регламентируются расписанием занятий. Учреждение работает по графику 6-дневной рабочей недели, в 2 смены. Продолжительность академического часа – 40 минут. Учебные нагрузки учащихся не должны превышать:

- в группах НП – 2 часа в день, 6 часов в неделю;

- в группах ОФП 1,2 годов обучения – 2 часа в день, 6 часов в неделю;

- в группах ОФП 3 года обучения – 3 часа в день, 9 часов в неделю;

- в группах СФП 1,2 годов обучения – 3 часа в день, 9 часов  в неделю;

- в группах СФП 3,4,5 годов обучения – 3 часа в день, 12 часов в неделю;

- в группах СФП 6 года обучения – 3 часа в день, 15 часов в неделю.

Основная деятельность обучающихся в спортивном центре осуществляется последующим видам спорта:

- футбол (юноши);

- хоккей (юноши);

- баскетбол (юноши, девушки);

- волейбол (юноши, девушки);

- легкая атлетика (юноши, девушки);

-тяжелая атлетика (юноши, девушки);

- гиревой спорт (юноши);

- шахматы (юноши, девушки);

- стрельба (юноши, девушки);

- джиу-джитсу (юноши, девушки);

- спортивное ориентирование (юноши, девушки).

Каждый ребенок имеет право заниматься в нескольких видах спорта (не более 2), менять их. В центр принимаются дети достигшие 7 летнего возраста. Для зачисления детей необходимы следующие документы:

- заявление от родителей;

- медицинская справка о состоянии здоровья.

Образовательный процесс осуществляется с уровнями программ трех ступеней обучения:

- 1 ступень – группа начальной подготовки;

- 2 ступень – группа общефизической подготовки;

- 3 ступень – группа специальной физической подготовки.

Наполняемость групп в спортивном центре:

- группа начальной подготовки – 15 человек;

- группа общефизической подготовки (1,2 года обучения) – 15 человек;

- группа общефизической подготовки (3 года обучения) – 15 человек;

- группа специальной физической подготовки – 10 – 12 человек.

Обучение в группах может вестись  как по типовым программам, так и по модернизированным. Продолжительность обучения определяется программой. Комплектование групп начинается с 1 сентября  и заканчивается 15 октября. Занятия в МОУ ДОД ДООЦ «Факел» начинаются с 1 сентября по 25 мая. Центр работает с детьми в течении всего календарного года. В период с 25 мая по 30 августа работа строится по свободному расписанию.

Образовательная система МОУ ДОД ДООЦ «Факел» включает в себя 3 этапа диагностики: входной, промежуточный, итоговый.

Входной проводится на 1 этапе начальной подготовки, при приеме учащихся в спортивный центр, промежуточный этап – общефизическая подготовка, специальная физическая подготовка, принимается в октябре, ноябре, итоговый этап – общефизическая подготовка, специальная физическая подготовка, контрольные нормативы принимается в апреле, на основании программы, учебного плана и приказа директора центра.

Педагогический коллектив спортивного центра считает наиболее значимыми в своей деятельности принципы преемственности, непрерывности, наглядности.

В МОУ ДОД ДООЦ «Факел» используются:

- гуманно-личностные технологии, обучение ведется на основе индивидуальных особенностей учащихся с учетом их физиологических и психологических особенностей с целью сохранения здоровья состояния спортсмена;

- обучение на коммуникативно-познавательной основе через общение. Педагоги вовлекают учеников в активную, познавательную и соревновательную деятельность посредством разнообразных форм:

- игровые технологии;

- интерактивные технологии;

- информационные технологии.

п/п

Наименование

Сроки выполнения программы и ожидаемые результаты

2010

2011

2012

1

1,1

1,2

1,3

1,4

1,5

1,6

1,7

1,8

1,9

Организация образовательного процесса

Организация работы методического кабинета;

Использование аудио и видео технологий в обучении;

Использование компьютерных технологий (интернет);

Повышение категорийности педагогов;

Расширение географии мест занятий и видов спорта;

Участие в образовательном процессе родительских советов, создание на основе их Попечительского совета, обеспечивающих качество и доступность обучения;

Выполнение требований нормативных документов МО РФ и переход на государственные стандарты по физическому воспитанию школьников;

Качественное проведение УТС с оздоровительно-туристическим направлением;

Увеличение количество групп и воспитанников

+

+

+

+

+

+

+

225

71

+

+

+

+

+

+

+

225

72

+

+

+

+

+

+

+

225

73

2

2,1

2,2

2,3

2,4

Финансово-хозяйственная деятельность

Сдача в аренду основных фондов (с согласия Учредителя) т.б. м. Южный, оказание платных услуг населению

привлечение финансовых; Средств родителей и спонсоров для обеспечения учебно-тренировочного и соревновательного процесса;

Ремонт зданий и сооружений, закрепленных за учреждением, а также автотехники, находящейся на балансе МОУ ДОД ДООЦ «Факел»;

Строительство открытой  волейбольной игровой площадки на с/к «Кристалл»

ремонт спортивно-оздоровительной базы м. Южный

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

3

3,1

3,2

3,3

Управление МОУ ДОД ДООЦ «Факел»

Проведение родительских советов, тренерских советов, педагогических заседаний;

Оформление решений органов самоуправления административными документами на основе законодательства РФ;

Отчет администрации перед трудовым коллективом на общем собрании

по 2

раза

в год  

+

по 2

раза

в год

+

+

+

+

4

Права и обязанности участников образовательного процесса

Соблюдаются в случае выполнения нормативных требований финансирования на основе Закона РФ «Об образовании»

+

+

+

5

Врачебный контроль

Врачебный контроль осуществляется по Уставу МОУ ДОД ДООЦ «Факел» и на основании требований Закона РФ «Об образовании»

+

+

+

6

Документация МОУ ДОД ДООЦ «Факел»

Содержится на основании требований Устава МОУ ДОД ДООЦ «Факел»

+

+

+

Критерии, показатели.

Спортивный центр Факел» занимает ведущее место в организации массового спорта и подрастающего поколения в Кавалеровском районе. Критерии и показатели спортивного образования в центре высокие. Это говорит о правильно организованном тренировочном процессе. Достижение высоких результатов, индивидуализация тренировочного процесса, отбор по группам видам спорта и определения спортивного амплуа, сохранения  здоровья в процессе занятий невозможно без знаний индивидуальных особенностей и возможностей ребенка. Для этого педагоги проводят анкетирование, диагностику, мониторинг. На каждого ребенка в медицинском кабинете заполняется индивидуальная карта последующим показателям: год обучения, дата обследования, рост, вес, длина стопы, сила сгибателя кисти, пульс, объем легких, артериальное давление. Медицинское обследование проводится в группах 2 раза в год и при возникшей необходимости.

Диагностика выполнения образовательной программы осуществляется 2 раза в год на основе выполнения контрольных нормативов по типовым программам следующих этапов:

Этапы

Наименование степеней обучения

Год обучения

Требование

1

Начальная подготовка

1г.

Воспитание трудолюбия, коллективизма, культуры поведения; приобретение элементарных теоретических и практических знаний по избранному виду спорта; формирование интереса к избранному виду спорта

2

Общефизическая подготовка

1 – 3г.

Выполнение нормативов ОФП, юношеских спортивных разрядов. Прирост показателей по ОФП

3

Специальная физическая подготовка

1 – 6г.

Выполнение нормативов по технической подготовленности, спортивных 1 разрядов, результатов КМС, МС.

Качество учебной работы спортивного учреждения определяется  по многим показателям. Одним из важнейших – это подготовка разрядников. Массовые разряды выполняются  на  местном уровне. Присвоение I разряда, КМС, МС возможно только на выезде. В 2010 году массовые разряды выполнили 25 учащихся (это на 15 человек больше прошлого года), Высшие – 8 человек (на 3 человека больше прошлого года). Значительно увеличилось количество проведенных соревнований внутри центра, районных, краевых, соответственно повысился результат соревнований:

  1. Спартакиада школьников Приморского края – 2 место;
  2.  Смотр – конкурс по постановке учебной и воспитательной работы среди учреждений дополнительного образования Приморского края – 3 место.

Программно-методическое обеспечение образовательной программы.

п/п

Наименование

Издательство

Утверждено

1

Баскетбол (программа)

Москва, 2004

Педагогическим советом от 05.09.2007г.

2

Волейбол (программа)

Советский спорт, Москва 2003

Педагогическим советом от 05.09.2007г

3

Футбол

Авторская программа педагога дополнительного образования по футболу  Волошина А.О.

Педагогическим советом от 05.09.2007г

4

Футбол (программа)

Советский спорт, Москва 2004

Педагогическим советом от 30.10.2009г.

5

Хоккей (программа)

Физкультура и спорт, Москва, 1984

Педагогическим советом от 05.09.2007г

6

Тяжелая атлетика (программа)

Советский спорт, Москва

Комитетом по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР 2.04.1985 г., Педагогическим советом от05.09.2007г

7

Пауэрлифтинг (программа)

ЗАО «ЕАМ Спорт-Сервис», Москва, 2005

Педагогическим советом от 30.10.2009г.

8

Тяжелая атлетика женская (программа)

Советский спорт, Москва, 2005

Педагогическим советом от 30.10.2009г.

9

Спортивное ориентирование

Министерство образования РФ, Москва, 2001

Педагогическим советом от 30.10.2009г.

10

Шахматы. Подготовка юных шахматистов I разряда (программа)

Советская Россия, Москва,1980

Педагогическим советом от 30.10.2009г.

11

Подготовка юных шахматистов II разряда (программа)

Советская Россия, Москва, 1979

Педагогическим советом от 30.10.2009г.

12

Шахматный учебник

В.Пожарский. Феникс, Ростов-на-Дону, 2006

Педагогическим советом от 30.10.2009г.

13

Шахматы (программа занятий с детьми 5 – 6 лет)

М.Г. Кондырева, В.Б. Кондырев Владивосток, 2003

Педагогическим советом от 30.10.2009г.

14

Пулевая стрельба (программа)

Москва, 2004

Педагогическим советом от 30.10.2009г.

15

Гиревой спорт (программа)

Педагогическим советом от 30.10.2009г.

16

Легкая атлетика (программа)

Москва, 2004

Педагогическим советом от 05.09.2007г.

17

Тяжелая атлетика (справочник)

Ф и С, Москва, 1983

18

Медицинский справочник тренера

Г.А. Макарова, СА Локтев. Москва, 2006

19

Футбол (программа)

п.д.о. МОУ ДООЦ «Факел» Волошин А.О.

Педагогическим советом от 01.09.2010г.

20

Джиу – джитсу (программа)

п.д.о. МОУ ДООЦ «Факел Круглик С.А.

Педагогическим советом от 01.09.2010г.

21

Гиревой спорт (программа)

п.д.о. МОУ ДООЦ «Факел Абдулкадыров Г.Я.

Педагогическим советом от 01.09.2010г.

22

Баскетбол (программа)

п.д.о. МОУ ДООЦ «Факел Кальницкая В.К,, Ковалев Е.А., Сороковых О.Л.

Педагогическим советом от 01.09.2010г.

23

Шахматы (программа)

п.д.о. МОУ ДООЦ «Факел Бондаренко Е.Н., Новикова Л.М.

Педагогическим советом от 01.09.2010г.

24

Волейбол (программа)

п.д.о. МОУ ДООЦ «Факел Приходько Г.К., Мартынова С.А., Рубан О.Н.

Педагогическим советом от 01.09.2010г.

25

Тяжелая атлетика (программа)

п.д.о. МОУ ДООЦ «Факел Байбурин В.И.

Педагогическим советом от 01.09.2010г.

Ожидаемый результат от реализации Программы.

В результате реализации Программы:

- укрепится материальная база;

- повысится квалификация тренерско-преподавательского состава;

- число детей, систематически занимающихся физической культурой и спортом, увеличится, в результате чего снизится процент заболеваемости, правонарушений и приверженность к табакокурению и наркомании;

- преемственность физического воспитания для населения района;

- улучшится качество  учебно-тренировочного процесса;

- возрастет конкуренция программ по видам спорта;

- повысится уровень подготовленности спортсменов;

- будет обеспечена подготовка и участие спортсменов на краевом и выше уровнях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02

Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...