Обобщение опыта работы
учебно-методический материал на тему
Обобщение опыта работы по теме "Художественно-эстетическое развитие личности ребёнка средствами русской традиционной народной культуры"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt.docx | 90.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации Шатурского муниципального района
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 30»
Шатурского муниципального района Московской области
140700, Московская обл., тел. 8(496 45) 2-06-45
г.Шатура, ул.Жарова, д.26 e-mail: shaturadetsad30@mail.ru
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ
по теме
«Художественно-эстетическое развитие личности ребёнка средствами русской традиционной народной культуры»
Подготовила:
музыкальный руководитель
высшей квалификационной категории
Шепетко Татьяна Николаевна
г. Шатура
2017 г.
Здравствуйте!
Я, Шепетко Татьяна Николаевна, музыкальный руководитель высшей квалификации Детского сада № 30 Шатурского муниципального района, предлагаю вашему вниманию педагогический опыт своей работы по теме «Художественно-эстетическое развитие личности ребёнка средствами русской традиционной народной культуры».
Появилась я на свет и провела детство в родном селе Сямжа Вологодской области. Сама атмосфера жизни способствовала тому, чтобы «купаться» в самобытности обычаев и традиций русского народа.
Учась в Вологодском государственном педагогическом университете по квалификации «учитель музыки и музыкального фольклора», можно сказать, «заболела» проблемой возрождения русской традиционной народной культуры.
Печально отмечать, что даже и в российской глубинке из семейной культуры уходит «живой» фольклор, передаваемый «из уст в уста»: колыбельные, «сказки на ночь», традиционные детские игры, особенно необходимые для полноценного и разностороннего развития личности ребёнка.
Исходя из этого, собственные наблюдения и практика позволили обозначить ряд проблем в образовании и развитии детей дошкольного возраста.
1) В современном компьютеризированном и «гаджетированном» мире существует определённая позиция: любое исполнение, будь то пение либо танцевальное движение, немыслимо без музыкального сопровождения! Наши дети привыкли к тому, что для того, чтобы петь или танцевать, должна звучать музыка. А самому и петь, и плясать – разве это невыполнимая задача?
Если начинаем выполнять упражнение, танец, пляску или игру с пением и движением, то постепенно пение «сходит на нет», и поющим остаётся лишь педагог.
2) Сложившийся стереотип «нас нужно развлекать» приводит к тому, что дети чаще всего воспринимают себя в роли слушателей или зрителей. В музыкальной палитре русского фольклора такая ситуация возможна лишь в сольных жанрах: былинах (сказитель), сольных свадебных (невеста), похоронных и рекрутских причётах, сольных плясках.
В коллективных жанрах нет «артистов» и слушателей, участвуют все вместе: в лирических, хороводных, плясовых песнях; в хоровых причётах, балладах; в плясках и хороводах и т.д.
3) Даже среди коллег можно встретить непонимание! Детской фольклорной игре они начинают подыгрывать на фортепиано! Да не было никогда такого на Руси! Ребятишки собирались на улице сами: считалкой водящего выбирали, в игры играли, пели, плясали. И не сопровождал их аккомпаниатор-пианист, гармонист, гитарист, балалаечник… Заняты были все, кто постарше, делами да работой.
4) На различных детских мероприятиях или семейном отдыхе детей опять-таки развлекают аниматоры! Иностранные мультяшные герои, восточные танцы, кубинские песни… Но насколько же богат русский фольклор играми, хороводами, считалками, поговорками, скороговорками, весёлыми плясками! Получается, взращивая толерантность к культурам разных народов, мы незаслуженно забываем свою, русскую народную культуру, которая является основой для патриотического воспитания.
5) Совершенно незаслуженно забыты обычаи празднования традиционных русских праздников! Например, Рождество, весёлые зимние Святки с ряжениями, колядованиями, играми. И приводит это к печальному, на мой взгляд, разрыву цепочки преемственности слухового, зрительного и двигательного опыта ребёнка, да и поколений в целом.
Для меня определяющей стала работа над программой дополнительного образования по художественно-эстетическому направлению «Музыкальный фольклор», которая получила положительную рецензию ГБОУ дополнительного образования детей Московской области «Центр развития творчества детей и юношества». За основу своей программы я взяла авторскую технологию развития детей средствами фольклора «Основы народной культуры» Кулёва Алексея Викторовича. Данная технология рассчитана на определённую возрастную категорию – учеников начальной школы.
Я ставила задачу адаптировать её в соответствии с возрастными особенностями и условиями музыкального образования дошкольников. Поэтому, соблюдая важнейшие принципы требований ФГОС к дошкольному образованию, внесла ряд структурных и содержательных изменений, необходимых для реализации цели художественно-эстетического развития дошкольников средствами традиционной народной культуры. Это соответствие выразилось в принципах:
- Индивидуализации: построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится субъектом образования;
- Сотрудничества: содействие и сотрудничество детей и взрослых в совместной деятельности;
- Творческого развития: поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
- Соответствия возрасту: соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития воспитанников.
В основу реализации программы «МФ» положен принцип системности и систематичности образования (знание – развитие – воспитание).
В процессе занятий
- Знакомлю обучающихся с основными календарными, семейно-бытовыми обрядами и праздниками; совместно с детьми разучиваем музыкально-поэтические тексты.
- Развиваю личность ребёнка многогранно (память, внимание, речь, моторика и координация движений, коммуникативные навыки; музыкальное, образное, творческое развитие).
- Воспитываю основные нравственные черты: уважительное отношение к старшим, дружелюбие к сверстникам, доброжелательность, милосердие, честность в отношениях с товарищами и взрослыми, вежливость и культуру поведения.
Новизна настоящей программы состоит в охвате осваиваемых дисциплин, разработке тем занятий и подборе репертуара.
К изучению традиционной народной культуры в рамках программы «Музыкальный фольклор» применяю комплексный подход, которые позволяет выявить неразрывное единство всех её составляющих:
- комплекс мировоззренческих понятий и представлений русского народа;
- духовно-нравственные ценности;
- опыт традиционного воспитания;
- народно-прикладное искусство (традиционный костюм, народная игрушка);
- систему празднично-обрядовой деятельности;
- фольклорно-этнографические тексты (единство: слово – напев – движение)
Содержание учебного курса максимально приближено к реальной жизни – определяется годовым календарным кругом, который не только диктует человеку вид занятий в определённый сезонный период, но и связан с биологическими процессами, изменениями, происходящими в каждом живом организме при смене времён года.
Воспитанники изучают и проживают одни и те же праздники народного календаря и соответствующий им материал, количество и уровень сложности которого увеличивается с каждым годом.
Благодаря использованию технологии сотрудничества удаётся создать на занятиях творческую атмосферу. Дети и педагог становятся партнёрами.
Применение основ технологии здоровьесбережения через логичный, естественный переход от одного вида художественной деятельности к другому позволяет сделать занятия очень динамичными и увлекательными для детей любого возраста. Постоянная смена деятельности не даёт им утомляться.
Реализация программы «МФ» предполагает активное взаимодействие с социальными партнёрами:
- так, необходимыми являются экскурсии в Шатурский краеведческий музей – ознакомление с экспозицией «Народный быт»;
- посещение репетиций и концертов ансамбля народных инструментов «Шатурянка» в Школе искусств им. Калинина: визуальное и тембровое ознакомление с народными инструментами.
В ходе освоения русской народной традиционной культуры в рамках реализации программы «МФ» достигнуты определённые результаты:
- Разработана система работы с дошкольниками по приобщению к русскому фольклору проходящая через все образовательные области («Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие» и «Физическое развитие»).
- Наблюдаются позитивные изменения музыкальных и творческих способностей воспитанников, в развитии речи дошкольников.
- Развиваются коммуникативные навыки общения и взаимодействия с взрослыми и сверстниками.
- И самое главное, дети демонстрируют интерес к русской народной культуре: на прогулках, в групповых помещениях и за пределами детского сада воспитанники самостоятельно организуют народные игры. Дошкольники вовлекают в них не только сверстников, но и своих родителей; разучивают с ними потешки, считалки, частушки, заклички, плясовые и хороводные песни…
- С помощью предложенного материала для изучения и исполнения в семьях дошкольников удаётся организовывать совместные фольклорные праздники, что способствует укреплению семейных традиций и связи поколений.
Мои воспитанники являются активными участниками различных мероприятий (фестивалей, смотров, конкурсов).
Выпускники ДОУ, занимавшиеся в кружке «Музыкальный фольклор», продолжают заниматься в кружках и творческих коллективах художественно-эстетической и фольклорной направленности, достигая высоких результатов.
Накопленным опытом работы по теме «Художественно-эстетическое развитие личности ребёнка средствами русской традиционной народной культуры» активно делюсь с коллегами:
- провожу открытые занятия, мероприятия, мастер-классы;
- выступаю с сообщениями, презентую опыт работы для коллег ДОУ, родителей, на РМО музыкальных руководителей, воспитателей, семинарах для руководителей;
- принимаю активное участие в мероприятиях Московского областного центра дошкольного образования «Содружество».
Профессиональным опытом делюсь с коллегами и через интернет-ресурсы: мною размещены методические разработки и материалы по заявленной теме на своей странице социальной сети работников образования nsportal.ru, на сайте ДОУ.
Опыт работы по организации и проведению фольклорных праздников (статья «Скоро – весна…МАСЛЕНИЦА. Из опыта работы) опубликован в сборнике «Народная художественная культура в системе дополнительного образования детей и подростков Московской области». Эссе «Я – педагог!» и творческая мастерская «В хороводе были мы» опубликованы в сборнике «Мастерство. Творчество. Успех.» работ финалистов и лауреатов областного конкурса «Педагог года Подмосковья - 2016» номинация «Воспитатель года» (выпуск 3).
Мой опыт может быть использован педагогами с музыкальным образованием, увлечёнными фольклорной и этнопедагогической деятельностью.
Как педагог, заинтересованный в профессиональном росте, я активно участвую в различных конкурсах. Являюсь:
- Лауреатом областного конкурса видеоуроков в номинации «За огранизацию нравственного воспитания средствами русской культуры», 2013 г.
- Лауреатом муниципального конкурса «Педагогический дебют», 2013 г.
- Победителем муниципального профессионального конкурса «Педагог года» в номинации «Педагогическое вдохновение и артистизм», 2014 г.
- Участником конкурса проектов ежегодной премии Губернатора Московской области «Наше Подмосковье» в номинации «Наследие Подмосковья», 2015 г; в номинации «Культпросвет», 2016 г.
- Лауреатом областного конкурса «Педагог года Подмосковья» в номинации «Воспитатель года», 2016 г.
- Участником Московского международного салона образования – мероприятия деловой программы «Новая архитектура образования», 2016 г.
- Экспертом Региональной конкурсной комиссии Московской области по проведению конкурсного отбора претендентов на присуждение премии Губернатора Московской области «Лучший по профессии» в сфере образования, 2016 г.
- Экспертом муниципального профессионального конкурса «Педагог года», 2016 г.
- Членом Ассоциации педагогов дошкольных образовательных организаций Московской области
- Членом клуба «Воспитатель Подмосковья»
Проблем, волнующих меня как педагога - музыкального руководителя, множество. Но самой, пожалуй, важной видится судьба органичного включения русской традиционной народной культуры в современное образование и становление Человека - российского Гражданина.
Наши дети не должны вырастать «Иванами, не знающими своего родства»! Действовать нужно здесь и сейчас! Если не я, то кто?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы классного руководителя "Работа классного руководителя с семьями учащихся с ОВЗ в условиях МСКОУ СКОШ VIII вида г. Арзамаса"
В данной статье обобщен опыт работы классного руководителя с семьями учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида....
"Формы и методы работы с одаренными детьми" обобщение опыта работы
обобщение опыта работы по теме "Формы и методы работы с одаренными детьми"...
Обобщение опыта работы учителя - логопеда по теме: "Диагностика развития школьников с отклонениями в развитии и использование результатов в организации индивидуальной коррекционно-развивающей работы с ними".
Ресурс содержит материал обобщения опыта работы учителя - логопеда по теме: "Диагностика развития школьников с отклонениями в развитии и использование результатов в организации индивидуальной коррекци...
Обобщение опыта работы заместителя директора по воспитательной работе
В концепции модернизации российского образования подчеркнута приоритетность задач воспитания подрастающего поколения. Современная жизнь с ее социально-экономическими реалиями требует новых подходов к ...
Обобщение опыта работы. Тема опыта: «Применение логопедического массажа как одного из актуальных методов современной логопедии с целью повышения эффективности коррекции речевых нарушений у детей-логопатов».
Свой опыт я построила таким образом, что он представляет собой обобщённую систему работы по применению элементов, а так же полных курсов логопедического массажа на индивидуаль...
Обобщение опыта работы. Изостудия МБОУ ДОД ДДК (из опыта работы по развитию творческой активности обучающихся)
Данные материалы адресованы тем, кто работает с детьми в образовательных организациях реализующих общеразвивающие программы в области развития декоративно-прикладного творчества, а также всем, кто инт...
Обобщение опыта работы по теме "Система работы учителя по подготовке к ГИА по информатике. Из опыта работы"
В статье обобщен опыт работы учителя по подготовке учеников к ЕГЭ по информатике. Рассматриваются особенности структуры КИМ, проблемы подготовки и пути их решения...