Методическая разработка программы художественно-эстетического направления «Эстрадно - спортивный танец»
методическая разработка (6 класс) на тему

Зюзин Олег Игоревич

Отделение дополнительного образования детей

Государственного бюджетного образовательного учреждения

основная общеобразовательная школа №452

Колпинского района Санкт-Петербурга

 

 

Рассмотрена на                                                                 Утверждаю

Педагогическом совете                                                    директор школы №461

ГОУ СОШ №461                                                               _______________

Протокол___от____2016г.                                               Зырянова Т.Н.

 

 

     

 

Программа

 

художественно-эстетического направления

 

«Эстрадно - спортивный танец»

 

 

 

 

Дополнительная образовательная

                                                                            программа рассчитана

                                                                       на детей от 7 до 10 лет.

                                                       

                                                                            Срок реализации

                                                                            дополнительной  программы:

                                                                       3 учебных года.

 

 

 

 

 

Автор-составитель:

Педагог дополнительного образования

Зюзин Олег Игоревич

 

 

 

 

Санкт-Петербург

 

2016

I. Пояснительная записка

1.Общая характеристика изучаемого предмета

          Данная образовательная программа «Эстрадно-спортивный танец» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ.

Формирование художественной и духовной культуры подрастающего поколения предполагает развитие умений ценить и понимать Прекрасное в природе, искусстве, труде и жизни человека и обществ; пользоваться плодами культурного развития человечества и своего народа; посильно участвовать в процессах поддержания и обновления культуры общества. Все это приводит к совершенствованию собственной личности, ее внутреннего мира путем эстетического общения и собственного художественного творчества в разных видах искусства.

Танец — древнейшее из искусств, отражающее потребность человека передавать другим людям свои радости или скорби посредством своего тела.

Музыкально - ритмические движения помогают развивать музыкально-эстетическую сторону личности ребенка и подростка. Помогает ощущать красоту своих движений, эмоционально обогащаются, испытывают особый подъем, жизнерадостность. Занятия спортивными танцами укрепляют тело, повышают самодисциплину. Они помогают научиться выполнять точные, четкие движения для выражения чувств и эмоций. Спортивные танцы помогают выразить свое настроение при помощи ритмичных шагов и движений тела. Занятия помогают научиться танцевать и развить свою спортивную форму. Спортивные танцы дают возможность общаться в коллективе, используя язык тела, обрести уверенность в себе. Выполнение все более сложные движений и последовательностей развивает память и координацию. Музыкальный фон помогает развивать легкость движений, амплитуду, слух, чувство ритма. Упражнения по растяжке снимают мышечную усталость, делают тело более гибким и пластичным.

2. Срок реализации учебного предмета «Эстрадно - спортивный танец»

Предлагаемая программа рассчитана на трехлетний срок обучения. Возраст детей, приступающих к освоению программы от 7 лет.

3. Форма и режим занятий – традиционно групповые.

Группы 1-го года обучения занимаются два раза в неделю по два часа (144 часа в год), группы 2-го и 3-го года обучения – три раза в неделю по два часа (216 часов в год).

4. Цель и задачи учебного предмета «Эстрадно- спортивный танец»

Цель:

Создание условий для развития способностей ребёнка к творческому самовыражению через овладение навыками спортивного танца.

Задачи:

- сформулировать систему знаний, умений, навыков по основам хореографии и спорта;

- научить свободно держаться на сцене;

- научить выражать образ в танце;

- научить разбираться в направлениях танцев;

- научить чувствовать партнеров в коллективе.

- развитие выносливости, координации движений;

5. Методы обучения

Занятия должны быть разнообразными как по содержанию (ритмические упражнения, задания на ориентировку, разучивание упражнений тренировочного характера, разучивание и повторение танцев), так и по набору применяемых методов:

- словесного (объяснение, разбор, анализ);

- наглядного (качественный показ, демонстрация отдельных частей и всего движения; просмотр видеоматериалов с выступлениями выдающихся танцовщиц, танцовщиков, посещение концертов и спектаклей для повышения общего уровня развития учащихся);

- практического (воспроизводящие и творческие упражнения, деление целого произведения на более мелкие части для подробной проработки и последующей организации целого);

- аналитического (сравнения и обобщения, развитие логического мышления);

- эмоционального (подбор ассоциаций, образов, создание художественных впечатлений);

- индивидуального подхода к каждому ученику с учетом природных способностей, возрастных особенностей, работоспособности и уровня подготовки.

6.Условия реализации программы

- Материально-техническое обеспечение.

- 1.Специализированный зал: зеркала, станки, музыкальный центр.

- 2.Подборка аудио.

- 3.Костюмы.

- 4.Коврики.

- Форма обучающихся

- Одежда для занятий должна быть удобной, не стесняющей движений.

- Для девочек: купальник, лосины или трико (черного или белого цвета).

- Для мальчиков: лосины или спортивные штаны, белые футболки.

- Обувь: джазовки ,балетки.

 

 

 

 

II. Учебно – тематические планы по годам обучения:

Первый год обучения

 

 Цель:  Первоначальное знакомство с особенностями эстрадно - спортивного танца. Простейшие тренировочные движения на середине зала. Изучаются отдельные движения и даются небольшие комбинации.

Задачи:

Образовательные:

- освоение комплекса тренировочных упражнений для развития скорости,

  прыгучести, гибкости, ловкости

Развивающие:

- укрепление здоровья, нормализация деятельности всех функций организма,

  формирование правильной осанки

- формирование умения «слышать» музыку

- умение работать в коллективе и в парах                         

Воспитательные:

- повышение общей культуры поведения

- повышение работоспособности и творческой активности

- воспитание морально – волевых качеств и привитие нравственно – этических норм.

 

  №  

 п/п

Наименование тем

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1.

Вводное занятие. Техника безопасности

 

2

-

2

2.

Общая физическая подготовка

2

4

6

3.

Элементы бальной хореографии

2

6

8

4.

Народно-сценический танец

2

15

17

5.

Краткая характеристика изучаемых танцев

2

-

2

6.

Основы техники современного танца

2

20

24

7.

Классический экзерсис

2

15

17

8.

Изучение танца «Мария» с использованием стилей Латино и Аэробики

4

20

24

9.

Изучение танца «Многоликие» в современном стиле

2

20

22

10.

Партерная гимнастика

2

12

14

11.

Контроль результатов

2

6

8

 

Итого:

24

120

144

 

Содержание программы

(краткое описание тем теории и практики)

1. Вводное занятие.

Теория: Знакомство с детьми, ознакомление с планом занятий Эстрадно-спортивного танца (просмотр видеоролика).

Практика: Изучение простых элементов в направлении Эстрадно- спортивный танец.

Техника безопасности.

            Регулярно, не менее одного раза в месяц, следует проводить профилактические беседы с учащимися о соблюдении правил внутреннего распорядка, правил поведения во время занятий в танцевальном зале, осторожном передвижении по лестницам и коридорам учреждения.

2. Общая физическая подготовка.

           Общая физическая подготовка первого года обучения включает в себя шаги; различные построения; общеразвивающие, игровые, танцевальные элементы; маховые, пружинящие движения; упражнения на гибкость и силу с целью развить следующие группы мышц:

- мышцы шеи: повороты, наклоны, вращения

- мышцы туловища: наклоны, вращения, перегибы

- мышцы ног: сгибания, разгибания, отведения, приведения, расслабления

- мышцы спины, живота

- мышцы бедра, голени, стопы

Упражнения на развитие быстроты:

- быстрые шаги, подскоки, бег на месте, с ускорением

- различные прыжки (на месте, вперед, назад, из стороны в сторону)

Упражнения на развитие общей выносливости (выполнение упражнений, танцевальных элементов и фигур продолжительное время)

3. Элементы бальной хореографии.

Теория: Ознакомление воспитанников с танцевальным направлением бальный танец (просмотр видеоролика).

Практика: - схема шагов, основной ритм определенного танца

- основные движения (партия партнера и партнерши, ритм, схема шагов, счет).

4. Народно-сценический танец.

Теория: Ознакомление воспитанников с танцевальным направлением народно-сценический танец (просмотр видеоролика).

Практика: - изучение позиции рук и ног

- приседания (простые, с наклоном корпуса)

- маленькие броски вперед, в сторону, назад

- каблучные упражнения

-наклоны, перегибы корпуса.

5. Краткая характеристика изучаемых танцев.

Теория: Словесный рассказ, наглядный показ, просмотр видеороликов.

6. Основы техники современного танца.

Теория: Ознакомление воспитанников с танцевальным направлением современный танец (просмотр видеоролика).

Практика: - разогрев

- партер

- кросс

- комбинация.

7. Классический экзерсис.

Теория: Ознакомление воспитанников с танцевальным направлением классический танец (просмотр видеоролика).

Практика: - изучение позиции рук и ног

- работа у станка

- работа на середине

- наклоны, перегибы корпуса.

8. Изучение танца «Мария» с использованием стилей Латино и Аэробики.

Теория: Краткая характеристика танца. Наглядный показ.

Практика: - изучение основных шагов

- построение по хореографическому рисунку

- работа над синхронностью и музыкальностью.

9. Изучение танца «Многоликие» в современном стиле.

Теория: Краткая характеристика танца. Наглядный показ.

Практика: - изучение основных шагов

- построение по хореографическому рисунку

- работа над синхронностью и музыкальностью.

10. Партерная гимнастика.

Теория: Танцорам, спортсменам растяжка мышц крайне необходима. Она помогает улучшить осанку, облегчить выполнение различных упражнений, снижая при этом риск травм и ослабляя болевые ощущения. Также развивает гибкость и грациозность.

Практика: - упражнения для гибкости шеи, рук, ног, спины

- упражнения на скручивание

- упражнения для подготовки к шпагату

- силовые упражнения.

11. Контроль результатов.

Теория: Письменный тест по всем изученным танцевальным направлениям и основной техники определенных движений.

Практика: Показ всех изученных танцев и элементов исполнения определенных движений.

Все учащиеся первого года обучения должны знать:

- основные правила техники исполнения движений

- уметь «слышать» музыку

- уметь работать с коллективом и в парах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Второй год обучения

 Цель: На втором году обучения продолжается работа над приобретенными знаниями, умениями, навыками, развитие общей физической подготовки (силы, выносливости, ловкости). Развитие чистоты исполнения танцевальных комбинаций и разучивание трюковых элементов.

Задачи:

Образовательные:

- освоение комплекса тренировочных упражнений для развития скорости,

  прыгучести, гибкости, ловкости

- освоение музыкально – ритмического рисунка, структуры танца

- разделение фигур на единичные технические действия

- формирование композиционного мышления, построение композиций

  танцев из фигур.

Развивающие:

- укрепление здоровья, нормализация деятельности всех функций организма,

  формирование правильной осанки

- развитие координации и ориентации в зале

- формирование умения «слышать» музыку, различать музыкальные ритмы,

  согласовывать свои движения с музыкой.

Воспитательные:

- повышение общей культуры поведения

- повышение работоспособности и творческой активности

- воспитание морально – волевых качеств и привитие нравственно – этических норм.

 

  №

 п/п

Наименование тем

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1.

Вводное занятие. Техника безопасности.

2

-

2

2.

Общая физическая подготовка

4

16

20

3.

Элементы бальной хореографии

4

14

18

4.

Краткая характеристика изучаемых танцев

4

10

14

5.

Народно-сценический танец

4

20

24

6.

Классический экзерсис

4

20

24

7.

Современный танец

4

20

24

8.

Постановка народно-сценического танца «Трипак»

4

20

24

9.

Постановка номера на основе спортивно-бального танца

4

20

24

10.

Партерная гимнастика

4

20

24

11.

Контроль результатов

4

14

18

 

Итого:

42

174

216

 

Содержание программы

(Краткое описание тем теории и практики)

1. Вводное занятие.

Теория: Ознакомление с планом занятий Эстрадно-спортивного танца в новом учебном году.

Практика: Изучение базовых элементов в направлении Эстрадно- спортивный танец.

   Техника безопасности.

            Регулярно, не менее одного раза в месяц, следует проводить профилактические беседы с учащимися о соблюдении правил внутреннего распорядка, правил поведения во время занятий в танцевальном зале, осторожном передвижении по лестницам и коридорам учреждения.

2.Общая физическая подготовка

Теория: служит для воспитания и поддержания физических качеств: выносливости, быстроты, гибкости, силы и координации движений. Практика: увеличивается нагрузка на танцевальные элементы; маховые, пружинящие движения; упражнения на гибкость и силу с целью развить следующие группы мышц:

- мышцы шеи: повороты, наклоны, вращения

- мышцы туловища: наклоны, вращения, перегибы

- мышцы ног: сгибания, разгибания, отведения, приведения, расслабления

- мышцы спины, живота

- мышцы бедра, голени, стопы

Упражнения на развитие быстроты:

- быстрые шаги, подскоки, бег на месте, с ускорением

- различные прыжки (на месте, вперед, назад, из стороны в сторону)

Упражнения на развитие общей выносливости (выполнение упражнений, танцевальных элементов и фигур продолжительное время).

3. Элементы бальной хореографии

Теория: Ознакомление воспитанников с новыми танцевальными элементами  в бальном направлении. Наглядный показ.

Практика: - схема шагов, основной ритм определенного танца

- основные движения (партия партнера и партнерши, ритм, схема шагов, счет).

4. Краткая характеристика изучаемых танцев

Теория: Словесный рассказ, наглядный показ, просмотр видеороликов.

Практика: Изучение основных танцевальных форм каждого направления.

5. Народно-сценический танец

Теория: Ознакомление воспитанников с новыми танцевальными элементами в народно-сценическом танце.

Практика: - упражнения у станка

- упражнения на середине

-наклоны, перегибы корпуса

Весь экзерсис исполняется в усложненной форме.

6. Классический экзерсис

Теория: Ознакомление воспитанников с новыми танцевальным элементами в классическом танце.

Практика: - работа у станка

- работа на середине

- наклоны, перегибы корпуса

Весь экзерсис исполняется в усложненной форме.

 

7. Современный танец

Теория: Ознакомление воспитанников с новыми танцевальными  элементами в современном танце, усложненное исполнение фигур.

Практика: - разогрев

- партер

- кросс

- комбинация.

8. Постановка народно-сценического танца «Трипак»

Теория: Наглядный показ, ознакомление воспитанников с народно-сценическим танцем «Трипак».

Практика: - схема шагов

- основные движения (партия партнера и партнерши, ритм, схема шагов, счет).

- построение по хореографическому рисунку.

9. Постановка номера на основе спортивно-бального танца «Самба»

Теория: Наглядный показ, ознакомление воспитанников с танцем «Самба».

Практика: - схема шагов

- основные движения (партия партнера и партнерши, ритм, схема шагов, счет).

- построение по хореографическому рисунку.

10. Партерная гимнастика

Теория: Танцорам, спортсменам растяжка мышц крайне необходима. Она помогает улучшить осанку, облегчить выполнение различных упражнений, снижая при этом риск травм и ослабляя болевые ощущения. Также развивает гибкость и грациозность.

Практика: - упражнения для гибкости шеи, рук, ног, спины

- упражнения на скручивание

- упражнения для подготовки к шпагату

- силовые упражнения.

 

11. Контроль результатов

Теория: Танцевальный кроссворд по всем изученным танцевальным направлениям, основной техники определенных движений и названий фигур.

Практика: Показ всех изученных танцев и элементов исполнения определенных движений.

Все учащиеся второго года обучения должны знать:

- освоение комплекса тренировочных упражнений для развития скорости,

  прыгучести, гибкости, ловкости

- освоение музыкально – ритмического рисунка, структуры танца

- разделение фигур на единичные технические действия

- формирование композиционного мышления, построение композиций

  танцев из фигур

- уметь хорошо ориентироваться в зале.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Третий год обучения

Цель: расширить  объем и сложность изучаемого материала, углубить образовательный процесс, что предполагает большую самостоятельность и активность в освоении предлагаемого учебного материала. А также, чистоты исполнения танцевальных комбинаций и использование трюковых элементов в танце.

Задачи:

Образовательные:

- совершенствование специальной физической подготовленности

- совершенствование базовой технической подготовленности

- повышение надежности (стабильности) выполнения базовых танцевальных

  элементов, фигур и соединений

- совершенствование хореографической подготовленности, повышение

  качества исполнения всех танцевальных элементов в усложняющихся

  соединениях и композиций

- усиление теоретической подготовки

- формирование индивидуального стиля исполнения.

Развивающие:

- развитие навыков восприятия движений через характер, форму, амплитуду,

  направление, усилие, продолжительность, скорость

- развитие мышечно – двигательных, вестибулярных, осязательных,

  зрительных, слуховых ощущений в процессе тренировок

- развитие творческих способностей, совершенствование музыкально –

  двигательной подготовки.

Воспитательные:

- воспитание настойчивости, целеустремленности, сосредоточения и

  мобилизации всех физических и психологических усилий для достижения

  успеха в соревнованиях

- воспитание культуры поведения, чувства дружбы и товарищества, достоинства и чести, ответственности, дисциплинированности, скромности.

  №

 п/п

Наименование тем

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1.

Вводное занятие. Техника безопасности.

2

-

2

2.

Музыкально – ритмическая подготовка

4

6

10

3.

Специально физическая подготовка

2

22

24

4.

Структура танца, основы композиций

4

-

4

5.

Техника и отработка изученных элементов в народно-сценическом танце за предыдущие года обучения и изучение нового материала

4

 

 

26

 

 

30

 

 

6.

Техника и отработка движений в современном танце за предыдущие года обучения и изучение нового материала

4

26

 

 

30

 

 

7.

Техника и отработка движений в Спортивно-бальном танце за предыдущие года обучения и изучение нового материала

4

26

30

8.

Партерная гимнастика

2

22

24

9.

Классический экзерсис

4

20

24

10.

Постановка номеров

-

28

28

11.

Аттестация, подведение итогов, анализ соревнований

4

6

10

 

Итого:

 

 

216

 

Содержание программы

(Краткое описание тем теории и практики)

1. Вводное занятие

Теория: ознакомление с планом занятий Эстрадно-спортивного танца в новом году обучения.

Практика: Изучение сложных элементов в направлении Эстрадно- спортивный танец.

Техника безопасности

            Регулярно, не менее одного раза в месяц, следует проводить профилактические беседы с учащимися о соблюдении правил внутреннего распорядка, правил поведения во время занятий в танцевальном зале, осторожном передвижении по лестницам и коридорам учреждения.

2. Музыкально – ритмическая подготовка (теория и практика):

- понятие музыкального размера: 4/4, ¾, 2/4

- понятие такта, доли, счет, ритм, темп, музыкальное вступление

- воспроизведение с помощью хлопков, движений рук, корпуса, головы,

  музыкальных размеров 2/4, ¾, 4/4 по музыкальным долям: целым,

  половинным, четвертным, восьмым

- согласование всех своих танцевальных движений с ритмом и темпом

  музыкального сопровождения.

3. Специальная физическая подготовка (теория и практика)

- включает в себя комплекс упражнений, близких с технике танца, базовым структурам танцевальных элементов и фигур. Упражнения по СФП направлены на развитие всех специфических качеств, применяемых к характеру фигур каждого танца. Набор упражнений соответствует ритму, характеру музыки, особенностям перемещения во время исполнения фигур и композиций для каждого танца.

4. Структура танца, основы композиции (теория) – это наличие опыта и знаний для правильного, технически грамотного, логичного соединения элементов и фигур в определенные наборы, композиции, соответствующие характеру каждого из изучаемых танцев, при исполнении которых танец становится выразительным, изящным, эмоциональным, артистичным.

 

 

5. Техника и отработка изученных элементов в народно-сценическом танце за предыдущие года обучения и изучение нового материала

Теория: Словесный рассказ, наглядный показ технических элементов, просмотр видеоматериала.

Практика: воспроизведение полученного материала на практике, отработка технических элементов.

6. Техника и отработка движений в современном танце за предыдущие года обучения и изучение нового материала

Теория: Словесный рассказ, наглядный показ технических элементов, просмотр видеоматериала.

Практика: воспроизведение полученного материала на практике, отработка технических элементов.

7. Техника и отработка движений в Спортивно-бальном танце за предыдущие года обучения и изучение нового материала

Теория: Словесный рассказ, наглядный показ технических элементов, просмотр видеоматериала.

Практика: воспроизведение полученного материала на практике, отработка технических элементов.

8. Партерная гимнастика

Теория: Танцорам, спортсменам растяжка мышц крайне необходима. Она помогает улучшить осанку, облегчить выполнение различных упражнений, снижая при этом риск травм и ослабляя болевые ощущения. Также развивает гибкость и грациозность.

Практика: - упражнения для гибкости шеи, рук, ног, спины

- упражнения на скручивание

- упражнения для подготовки к шпагату

- силовые упражнения.

9. Классический экзерсис

Теория: Ознакомление воспитанников с новыми танцевальным элементами в классическом танце.

Практика: - работа у станка

- работа на середине

- наклоны, перегибы корпуса

Весь экзерсис исполняется в усложненной форме.

10. Постановка номеров (практика) с использованием всех изученных танцевальных направлений, технических элементов, трюков.

11. Аттестация, подведение итогов, анализ соревнований

Теория: проведение контрольных итоговых занятий (танцевальный тест)

Практика: - участие в конкурсах, концертах

- анализ соревнований, просмотр видеозаписей, обсуждение

- традиционное поведение тематических праздников и конкурсов

В конце третьего года обучения дети должны

Знать:

- элементы танцевальных форм в сложных соединениях

- правила развития сложных и перспективных элементов и соединений

- правила перемещения в танцевальном зале

Уметь:

- четко исполнять фигуры и соединения под музыкой;

- ориентироваться в построение и в танцевальном зале;

- самостоятельно работать над улучшением базовой техники танцев;

- выполнять элементы и соединения повышенной сложности;

- «держать» психологическую нагрузку;

- поддерживать корректные отношения в паре, группе, с преподавателем;

- сформулировать систему знаний, умений, навыков по основам хореографии и спорта;

- научить свободно держаться на сцене;

- научить выражать образ в танце;

- научить разбираться в направлениях танцев;

- развитие выносливости, координации движений.

 

III. Требования к уровню подготовки учащихся

Уровень подготовки учащихся является результатом освоения программы учебного предмета «Эстрадно-спортивный танец», который определяется формированием комплекса знаний, умений и навыков, таких, как:

 знать основные танцевальные ритмы.

 владеть основными элементами спортивного танца.

 знать особенности аэробики, ее применение в спортивном танце.

 уметь соединить танцевальные фигуры в танец.

 уметь общаться со сверстниками, добиваться успеха.

 

IV. Контроль результатов

Промежуточный (поэтапный):                              Итоговый:

- педагогическое наблюдение                             - танцевальный тест, кроссворд

- открытые занятия (по темам)                            - итоговые выступления

- учебные конкурсы                                              - отчетный концерт

 

V. Методическое обеспечение программы включает в себя следующие методы организации занятий:

- словесный (рассказ, беседа, объяснение)

- наглядный (показ, исполнение педагогом, демонстрация видеоматериалов)

- практический (упражнения, практические задания, наблюдение)

- игровые формы проведения занятий при возникновении проблемный

  ситуаций

- при подготовке к занятиям используется специальная техническая

  литература, учебно-методические пособия, тематические материалы,

  справочная литература, аудиозаписи, видеоматериалы.

Важным средством методического обеспечения ОП является проведение зачетных уроков, открытых занятий, традиционных предпраздничных мероприятий, участие в районных и городских конкурсах, концертах.

 

Основные принципы обучения

Принцип научно-методической обоснованности и доступности требует построения учебно-воспитательного процесса на основе современных достижений педагогической и психологической науки, а также теории и истории хореографии, музыкознания и т.д. Этот принцип обязывает педагогов совершенствовать методику преподавания танца с учетом возрастных, психологических, анатомических и других индивидуальных особенностей детей. Обучение должно быть доступным, но не ниже «порога сложности», преодолевая который, дети могли бы развиваться в физическом, хореографическом и творческом плане. Этот принцип предполагает последовательное усложнение задания в соответствии с возрастом и уровнем развития детей. Педагог должен руководствоваться правилами дидактики: от простого к сложному, от лёгкого к трудному, от известного к неизвестному.

Принцип систематичности предполагает наличие связи всех элементов обучения в организации учебно-воспитательного процесса, то есть такое его построение, в ходе которого происходит связывание ранее усвоенного материала с новым. Необходимо установить взаимосвязь между элементами одного танца и танцев одного направления между собой, между танцами и тренировочными упражнениями. Систематичность выражается и в методике обучения: от обучения отдельным элементам к танцу (целостной композиции), от танца к танцевальному направлению. Систематичность проявляется и в формировании умений проявлять свои знания в практической деятельности.

Систематичность предполагает установление связей между изучаемым материалом и личным опытом детей. Принцип систематичности проявляется в регулярности занятий и в установленной последовательности частей урока (разминка, изучение нового материала, повторение ранее изученного). Систематичность проявляется в установленной последовательности движений экзерсисов, в результате чего обеспечивается необходимая связь с упражнениями и преемственность в «наращивании формы». С позиции систематичности отдельные занятия и периоды учебного процесса рассматриваются не как самостоятельные, а как звенья в единой цепи учебного процесса.

Принцип систематичности предусматривает чередование нагрузки с отдыхом, равномерное развитие всех способностей, необходимых исполнителю танца.

Принцип наглядности - один из основных в обучении детей танцу, так как танец имеет наглядно-чувственную природу. Весь смысл учебно-воспитательного процесса состоит в том, чтобы дети могли увидеть, как надо исполнять танец и пластически это передать. Принцип наглядности предполагает широкое применение различных средств и приемов, обеспечивающих понимание сущности изучаемых движений и танцев, способствующих созданию правильного представления о технике, манере и образном разучивании движений. Принцип наглядности реализуется путем показа натуральных движений и танцев (непосредственная наглядность) и путем демонстрации различных наглядных пособий (рисунков, схем, фото, видеопоказов и образного объяснения (опосредованная наглядность). Чем сложнее по технике разучиваемые движения, тем большее значение приобретает правильное применение принципа наглядности. По мере накопления танцевального опыта, развития способностей к самостоятельному анализу и обобщению наблюдений повышается эффект применения всех форм наглядности. Новичок видит в танцах лишь внешнюю форму. Восприятие опытного танцора более существенно. Он точно воспринимает пространственные и временные характеристики, точно чувствует динамику мышечных усилий. При обучении детей танцу необходимо наглядный материал представлять в доходчивой форме, необходимо специально организовывать наблюдение. Недостаток двигательного опыта детей компенсируется хорошо развитой способностью копировать движения. Для этого часто применяется вовлекающий показ, приемы физической помощи, «проводка по движению», приемы имитации.

Принцип сознательности и активности при руководящей роли педагога предусматривает воспитание сознательного отношения к занятиям танцем, понимании конкретных задач, поставленных перед ребенком на занятии. Для этого педагог объясняет детям назначение и важность тренировочных упражнений, технику исполнения танцевальных «па», приучает детей следить за исполнением другими этих движений и анализировать их, побуждает к самооценке и самонаблюдению. Этот принцип предусматривает развитие у детей инициативы, самостоятельности, умения творчески решать поставленные задачи. Активность учеников на занятиях во многом определяется их отношением к искусству танца, к педагогу и коллективу. Устойчивый интерес к занятиям танцем формируется постепенно и его становление во многом зависит от правильной организации учебно-воспитательного процесса. Только грамотный и увлеченный педагог может дать ученикам основу, по которой в дальнейшем они сами могут творчески развиваться и искать свой путь в искусстве танца.

В процессе занятий бальными танцами должны быть освоены следующие понятия музыкальной грамоты: музыка – ритмическая и эмоциональная основа танца.

Вопросы техники безопасности и связанные с этим мероприятия должны обеспечивать все необходимые условия для проведения нормальных занятий. Регулярно, не менее одного раза в месяц, следует проводить профилактические беседы с учащимися о соблюдении правил внутреннего распорядка, правил поведения во время занятий в танцевальном зале, осторожном передвижении по лестницам и коридорам учреждения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1. Барышникова Т. Азбука хореографии. М., «Рольф», 2001

2. Воробьев А.П. Спортивные игры. М., Просвещение. 1973

3. Гай Ховард. Техника исполнения современных танцев. М., Артис, 2003

4. Громов Ю. Основы подготовки специалистов-хореографов: учебное пособие. – СПб: Типография Наука, 2006

5. Дю Беке Антон. Учимся танцу за месяц. – М., 2008

6. Идом Х., Кетрек Н. Хочу танцевать. - М., «Махаон», 2003

7. Кох И. Основы сценического движения. – Л., 1970

8. Летягова Т.В., Романова Н.Н., Филлипов А.В., Шетэля В.М., Краткий словарь танцев. Под ред. Филлипова А.В. - М., Филинта: Наука, 2006

9. Лисицкая Т. Хореография в гимнастике. – М., 1993

10. Мур Алекс. Пересмотренная техника европейских танцев. – СПб, 1993

11. Основы подготовки специалистов-хореографов: учебное пособие/ Ю. Громов. – СПб: Типография Наука, 2006

12. Раздрокина Л. Танцуйте на здоровье. Танцевально-игровые тренинги. – Ростов-на-Дону, «Феникс», 2007

13. Рубштейн Н. Что нужно знать, чтобы стать первым. Танцор. Пара. - М., 2007

14. Рубштейн Н. Что нужно знать, чтобы стать первым. Тренер. - М. 2007

15. Лэрд Уолтер Техника латиноамериканских танцев. Артис, 2008

16. Плетнев Л. С реверансом. М., Маренго Интернэйшнл Принт, 2001

17. Шутиков Ю.Н. Учебно-методические рекомендации по организации работы с целым классом в начальной школе по ритмике, ритмопластике, бальным танцам. – М., 2006

 

 

 

 

Календарно-тематический план первого года обучения

 по «Эстрадно-спортивному танцу»

№ п\п

Кол-во

часов

Дата проведения занятий

Тема занятий

1

2

1 сентября

Вводное занятие. Инструкция по ТБ. Форма для занятий.

2

2

3 сентября

Краткая характеристика изучаемого бального танца «Вальс дружбы. Изучение основных шагов по линиям.

3

2

8 сентября

Классический экзерсис.  Plie, Grand plie, Ralеve, Перегибы, упражнения для шпагата на палке. Упражнения на середине.

4

2

10 сентября

Партерная гимнастика.

5

2

15 сентября

Отработка основных шагов в танце Вальс дружбы по линиям. Работа рук.

6

2

17 сентября

Изучение танца вальс дружбы в паре по кругу.

7

2

22 сентября

Построение танца по хореографическому рисунку. Отработка танца под музыку.

8

2

24 сентября

Классический экзерсис.  Plie, Grand plie, Ralеve, Перегибы, упражнения для шпагата на палке. Упражнения на середине.

9

2

28 сентября

Партерная гимнастика

10

2

30 сентября

Повторение танца Вальс дружбы. Отработка синхронности под музыку.

11

2

6 октября

Повторение танца Вальс дружбы. Отработка синхронности под музыку.

12

2

8 октября

Классический экзерсис.  Plie, Grand plie, Ralive, Перегибы, упражнения для шпагата на палке. Упражнения на серидине.

13

2

13 октября

Партерная гимнастика.

14

2

15 октября

Занятие в свободном стиле Импровизация. Умение слышать и двигаться под разную музыку.

15

2

20 октября

Танец Вальс дружбы. Исполнение в паре под разный темп музыки.

16

2

22 октября

Общая физическая подготовка.

17

2

27 октября

Повторение танца Вальс дружбы. Отработка синхронности под музыку.

18

2

29 октября

Партерная гимнастика

19

2

3 ноября

Отработка основных шагов в танце Мария. Работа рук.

20

2

5 ноября

 

Краткая характеристика изучаемого танца Мария. Изучение основных шагов.

21

2

10 ноября

Партерная гимнастика.

22

2

12 ноября

Классический экзерсис.  Plie, Grand plie, Ralive, Перегибы, упражнения для шпагата на палке. Упражнения на серидине.

23

2

17 ноября

Изучение танца Мария.

24

2

19 ноября

Построение танца по хореографическому рисунку. Отработка танца под музыку.

25

2

24 ноября

Работа над синхронностью.

26

2

26 ноября

Общая физическая подготовка

27

2

1 декабря

Повторение танца Мария. Отработка точности и синхронности.

28

2

3 декабря

Повторение танца Мария. Отработка точности и синхронности под музыку.

29

2

8 декабря

Классический экзерсис.  Plie, Grand plie, Ralеve, Перегибы, упражнения для шпагата на палке. Упражнения на середине.

30

2

10 декабря

Партерная гимнастика.

31

2

15 декабря

Повторение всего изученного материала за I полугодие.

32

2

17 декабря

Репетиция к новогоднему концерту.

33

2

22 декабря

Репетиция к новогоднему концерту.

34

2

24 декабря

Подведение итогов за I полугодие.

35

2

29декабря

Просмотр обсуждение балета «Щелкунчик».

36

2

31 декабря

Открытое мероприятие для родителей «Новый год встречаем»

37

2

12 января

Повторение пройденного материала в I полугодие.

38

2

14 января

Краткое описание танца «Многоликие» в современном направлении. Упражнения в современном стиле: контракция, релиз, координация, упражнения для удержания баланса.

39

2

19 января

Изучение основных шагов в современном направлении.

40

2

21 января

Отработка шагов с добавление работы рук и тела.

41

2

26 января

Партерная гимнастика.

42

2

28 января

Повторение упражнения и изучение элементов, исполняемые в партере.

43

2

2 февраля

Изучение танца «Многоликие».

44

2

4 февраля

Изучение и отработка танца.

45

2

9 февраля

Постановка танца по хореографическому рисунку.

46

2

11 февраля

Постановка танца по хореографическому рисунку. Отработка танца под музыку.

47

2

16 февраля

Отработка танца под музыку.

48

2

18 февраля

Общая физическая подготовка.

49

2

25 февраля

Работа над синхронностью.

50

2

2 марта

Работа над синхронностью под музыку.

51

2

4 марта

Отработка всех технических элементов в танце.

52

2

9 марта

Отработка всех технических элементов в танце.

53

2

11 марта

Занятие, посвященное свободной теме «Импровизация». Работа над умением слышать и двигаться под разную музыку.

54

2

16 марта

Повторение всех изученных танцев.

55

2

18 марта

Краткое описание изучаемого танца в народно-сценическом направлении. Работа у станка.

56

2

23 марта

Работа у станка: Plie, Grand plie в русском характере, batement tandu, упражнения для подготовки к «веревочки», Grand batement в русском характере.

57

2

25 марта

Работа у станка. Выход на середину, повторение упражнений у станка, элементы для удержания равновесия.

58

2

30 марта

Партерная гимнастика.

59

2

1 апреля

Изучение танца «Трипак». Основные шаги.

60

2

6 апреля

Изучение танца. Отработка шагов с добавлением работы рук и правильной работы ног.

61

2

8 апреля

Изучение танца. Отработка шагов с добавлением работы рук и правильной работы ног.

62

2

13 апреля

Изучение танца. Отработка шагов с добавлением работы рук и правильной работы ног. Исполнение под музыку.

63

2

15 апреля

Общая физическая подготовка.

64

2

20 апреля

Партерная гимнастика.

65

2

22 апреля

Повторение танца. Отработка основных элементов. Работа в паре.

66

2

27 апреля

Повторение танца. Отработка основных элементов. Работа в паре. Исполнение под музыку.

67

2

29 апреля

Постановка танца по хореографическому рисунку.

68

2

4 мая

Постановка танца по хореографическому рисунку.

69

2

6 мая

Постановка танца по хореографическому рисунку. Отработка под музыку.

70

2

11 мая

Повторение всего пройденного материала.

71

2

13 мая

Повторение всех изученных танцев.

72

2

18 мая

Подготовка к отчетному концерту.

73

2

20 мая

Отчетный концерт.

74

2

25 мая

Подведение итогов за II полугодие.

Итого:

144

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_dop.obr_._452_1.doc216 КБ

Предварительный просмотр:

Отделение дополнительного образования детей

Государственного бюджетного образовательного учреждения

основная общеобразовательная школа №452

Колпинского района Санкт-Петербурга

Рассмотрена на                                                                 Утверждаю

Педагогическом совете                                                    директор школы №461

ГОУ СОШ №461                                                               _______________

Протокол___от____2016г.                                               Зырянова Т.Н.

     

Программа

художественно-эстетического направления

«Эстрадно - спортивный танец»

 

Дополнительная образовательная

                                                                            программа рассчитана

        на детей от 7 до 10 лет.

                                                       

                                                                            Срок реализации

                                                                            дополнительной  программы:

        3 учебных года.

Автор-составитель:

Педагог дополнительного образования

Зюзин Олег Игоревич

Санкт-Петербург

2016

I. Пояснительная записка

1.Общая характеристика изучаемого предмета

          Данная образовательная программа «Эстрадно-спортивный танец» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ.

Формирование художественной и духовной культуры подрастающего поколения предполагает развитие умений ценить и понимать Прекрасное в природе, искусстве, труде и жизни человека и обществ; пользоваться плодами культурного развития человечества и своего народа; посильно участвовать в процессах поддержания и обновления культуры общества. Все это приводит к совершенствованию собственной личности, ее внутреннего мира путем эстетического общения и собственного художественного творчества в разных видах искусства.

Танец — древнейшее из искусств, отражающее потребность человека передавать другим людям свои радости или скорби посредством своего тела.

Музыкально - ритмические движения помогают развивать музыкально-эстетическую сторону личности ребенка и подростка. Помогает ощущать красоту своих движений, эмоционально обогащаются, испытывают особый подъем, жизнерадостность. Занятия спортивными танцами укрепляют тело, повышают самодисциплину. Они помогают научиться выполнять точные, четкие движения для выражения чувств и эмоций. Спортивные танцы помогают выразить свое настроение при помощи ритмичных шагов и движений тела. Занятия помогают научиться танцевать и развить свою спортивную форму. Спортивные танцы дают возможность общаться в коллективе, используя язык тела, обрести уверенность в себе. Выполнение все более сложные движений и последовательностей развивает память и координацию. Музыкальный фон помогает развивать легкость движений, амплитуду, слух, чувство ритма. Упражнения по растяжке снимают мышечную усталость, делают тело более гибким и пластичным.

2. Срок реализации учебного предмета «Эстрадно - спортивный танец»

Предлагаемая программа рассчитана на трехлетний срок обучения. Возраст детей, приступающих к освоению программы от 7 лет.

3. Форма и режим занятий – традиционно групповые.

Группы 1-го года обучения занимаются два раза в неделю по два часа (144 часа в год), группы 2-го и 3-го года обучения – три раза в неделю по два часа (216 часов в год).

4. Цель и задачи учебного предмета «Эстрадно- спортивный танец»

Цель:

Создание условий для развития способностей ребёнка к творческому самовыражению через овладение навыками спортивного танца.

Задачи:

- сформулировать систему знаний, умений, навыков по основам хореографии и спорта;

- научить свободно держаться на сцене;

- научить выражать образ в танце;

- научить разбираться в направлениях танцев;

- научить чувствовать партнеров в коллективе.

- развитие выносливости, координации движений;

5. Методы обучения

Занятия должны быть разнообразными как по содержанию (ритмические упражнения, задания на ориентировку, разучивание упражнений тренировочного характера, разучивание и повторение танцев), так и по набору применяемых методов:

- словесного (объяснение, разбор, анализ);

- наглядного (качественный показ, демонстрация отдельных частей и всего движения; просмотр видеоматериалов с выступлениями выдающихся танцовщиц, танцовщиков, посещение концертов и спектаклей для повышения общего уровня развития учащихся);

- практического (воспроизводящие и творческие упражнения, деление целого произведения на более мелкие части для подробной проработки и последующей организации целого);

- аналитического (сравнения и обобщения, развитие логического мышления);

- эмоционального (подбор ассоциаций, образов, создание художественных впечатлений);

- индивидуального подхода к каждому ученику с учетом природных способностей, возрастных особенностей, работоспособности и уровня подготовки.

6.Условия реализации программы

- Материально-техническое обеспечение. 

- 1.Специализированный зал: зеркала, станки, музыкальный центр.

- 2.Подборка аудио.

- 3.Костюмы.

- 4.Коврики.

- Форма обучающихся 

- Одежда для занятий должна быть удобной, не стесняющей движений.

- Для девочек: купальник, лосины или трико (черного или белого цвета).

- Для мальчиков: лосины или спортивные штаны, белые футболки.

- Обувь: джазовки ,балетки.

II. Учебно – тематические планы по годам обучения:

Первый год обучения

 Цель:  Первоначальное знакомство с особенностями эстрадно - спортивного танца. Простейшие тренировочные движения на середине зала. Изучаются отдельные движения и даются небольшие комбинации.

Задачи:

Образовательные: 

- освоение комплекса тренировочных упражнений для развития скорости,

  прыгучести, гибкости, ловкости

Развивающие:

- укрепление здоровья, нормализация деятельности всех функций организма,

  формирование правильной осанки

- формирование умения «слышать» музыку

- умение работать в коллективе и в парах        

Воспитательные:

- повышение общей культуры поведения

- повышение работоспособности и творческой активности

- воспитание морально – волевых качеств и привитие нравственно – этических норм.

  №  

 п/п

Наименование тем

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1.

Вводное занятие. Техника безопасности

2

-

2

2.

Общая физическая подготовка

2

4

6

3.

Элементы бальной хореографии

2

6

8

4.

Народно-сценический танец

2

15

17

5.

Краткая характеристика изучаемых танцев

2

-

2

6.

Основы техники современного танца

2

20

24

7.

Классический экзерсис

2

15

17

8.

Изучение танца «Мария» с использованием стилей Латино и Аэробики

4

20

24

9.

Изучение танца «Многоликие» в современном стиле

2

20

22

10.

Партерная гимнастика

2

12

14

11.

Контроль результатов

2

6

8

Итого:

24

120

144

Содержание программы

(краткое описание тем теории и практики)

1. Вводное занятие. 

Теория: Знакомство с детьми, ознакомление с планом занятий Эстрадно-спортивного танца (просмотр видеоролика).

Практика: Изучение простых элементов в направлении Эстрадно- спортивный танец.

Техника безопасности.

            Регулярно, не менее одного раза в месяц, следует проводить профилактические беседы с учащимися о соблюдении правил внутреннего распорядка, правил поведения во время занятий в танцевальном зале, осторожном передвижении по лестницам и коридорам учреждения.

2. Общая физическая подготовка.

           Общая физическая подготовка первого года обучения включает в себя шаги; различные построения; общеразвивающие, игровые, танцевальные элементы; маховые, пружинящие движения; упражнения на гибкость и силу с целью развить следующие группы мышц:

- мышцы шеи: повороты, наклоны, вращения

- мышцы туловища: наклоны, вращения, перегибы

- мышцы ног: сгибания, разгибания, отведения, приведения, расслабления

- мышцы спины, живота

- мышцы бедра, голени, стопы

Упражнения на развитие быстроты:

- быстрые шаги, подскоки, бег на месте, с ускорением

- различные прыжки (на месте, вперед, назад, из стороны в сторону)

Упражнения на развитие общей выносливости (выполнение упражнений, танцевальных элементов и фигур продолжительное время)

3. Элементы бальной хореографии.

Теория: Ознакомление воспитанников с танцевальным направлением бальный танец (просмотр видеоролика).

Практика: - схема шагов, основной ритм определенного танца

- основные движения (партия партнера и партнерши, ритм, схема шагов, счет).

4. Народно-сценический танец.

Теория: Ознакомление воспитанников с танцевальным направлением народно-сценический танец (просмотр видеоролика).

Практика: - изучение позиции рук и ног

- приседания (простые, с наклоном корпуса)

- маленькие броски вперед, в сторону, назад

- каблучные упражнения

-наклоны, перегибы корпуса.

5. Краткая характеристика изучаемых танцев.

Теория: Словесный рассказ, наглядный показ, просмотр видеороликов.

6. Основы техники современного танца.

Теория: Ознакомление воспитанников с танцевальным направлением современный танец (просмотр видеоролика).

Практика: - разогрев

- партер

- кросс

- комбинация.

7. Классический экзерсис.

Теория: Ознакомление воспитанников с танцевальным направлением классический танец (просмотр видеоролика).

Практика: - изучение позиции рук и ног

- работа у станка

- работа на середине

- наклоны, перегибы корпуса.

8. Изучение танца «Мария» с использованием стилей Латино и Аэробики.

Теория: Краткая характеристика танца. Наглядный показ.

Практика: - изучение основных шагов

- построение по хореографическому рисунку

- работа над синхронностью и музыкальностью.

9. Изучение танца «Многоликие» в современном стиле.

Теория: Краткая характеристика танца. Наглядный показ.

Практика: - изучение основных шагов

- построение по хореографическому рисунку

- работа над синхронностью и музыкальностью.

10. Партерная гимнастика.

Теория: Танцорам, спортсменам растяжка мышц крайне необходима. Она помогает улучшить осанку, облегчить выполнение различных упражнений, снижая при этом риск травм и ослабляя болевые ощущения. Также развивает гибкость и грациозность.

Практика: - упражнения для гибкости шеи, рук, ног, спины

- упражнения на скручивание

- упражнения для подготовки к шпагату

- силовые упражнения.

11. Контроль результатов.

Теория: Письменный тест по всем изученным танцевальным направлениям и основной техники определенных движений.

Практика: Показ всех изученных танцев и элементов исполнения определенных движений.

Все учащиеся первого года обучения должны знать:

- основные правила техники исполнения движений

- уметь «слышать» музыку

- уметь работать с коллективом и в парах.

Второй год обучения

 Цель: На втором году обучения продолжается работа над приобретенными знаниями, умениями, навыками, развитие общей физической подготовки (силы, выносливости, ловкости). Развитие чистоты исполнения танцевальных комбинаций и разучивание трюковых элементов.

Задачи:

Образовательные: 

- освоение комплекса тренировочных упражнений для развития скорости,

  прыгучести, гибкости, ловкости

- освоение музыкально – ритмического рисунка, структуры танца

- разделение фигур на единичные технические действия

- формирование композиционного мышления, построение композиций

  танцев из фигур.

Развивающие:

- укрепление здоровья, нормализация деятельности всех функций организма,

  формирование правильной осанки

- развитие координации и ориентации в зале

- формирование умения «слышать» музыку, различать музыкальные ритмы,

  согласовывать свои движения с музыкой.

Воспитательные:

- повышение общей культуры поведения

- повышение работоспособности и творческой активности

- воспитание морально – волевых качеств и привитие нравственно – этических норм.

  №

 п/п

Наименование тем

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1.

Вводное занятие. Техника безопасности.

2

-

2

2.

Общая физическая подготовка

4

16

20

3.

Элементы бальной хореографии

4

14

18

4.

Краткая характеристика изучаемых танцев

4

10

14

5.

Народно-сценический танец

4

20

24

6.

Классический экзерсис

4

20

24

7.

Современный танец

4

20

24

8.

Постановка народно-сценического танца «Трипак»

4

20

24

9.

Постановка номера на основе спортивно-бального танца

4

20

24

10.

Партерная гимнастика

4

20

24

11.

Контроль результатов

4

14

18

Итого:

42

174

216

Содержание программы

(Краткое описание тем теории и практики)

1. Вводное занятие. 

Теория: Ознакомление с планом занятий Эстрадно-спортивного танца в новом учебном году.

Практика: Изучение базовых элементов в направлении Эстрадно- спортивный танец.

   Техника безопасности.

            Регулярно, не менее одного раза в месяц, следует проводить профилактические беседы с учащимися о соблюдении правил внутреннего распорядка, правил поведения во время занятий в танцевальном зале, осторожном передвижении по лестницам и коридорам учреждения.

2.Общая физическая подготовка

Теория: служит для воспитания и поддержания физических качеств: выносливости, быстроты, гибкости, силы и координации движений. Практика: увеличивается нагрузка на танцевальные элементы; маховые, пружинящие движения; упражнения на гибкость и силу с целью развить следующие группы мышц:

- мышцы шеи: повороты, наклоны, вращения

- мышцы туловища: наклоны, вращения, перегибы

- мышцы ног: сгибания, разгибания, отведения, приведения, расслабления

- мышцы спины, живота

- мышцы бедра, голени, стопы

Упражнения на развитие быстроты:

- быстрые шаги, подскоки, бег на месте, с ускорением

- различные прыжки (на месте, вперед, назад, из стороны в сторону)

Упражнения на развитие общей выносливости (выполнение упражнений, танцевальных элементов и фигур продолжительное время).

3. Элементы бальной хореографии

Теория: Ознакомление воспитанников с новыми танцевальными элементами  в бальном направлении. Наглядный показ.

Практика: - схема шагов, основной ритм определенного танца

- основные движения (партия партнера и партнерши, ритм, схема шагов, счет).

4. Краткая характеристика изучаемых танцев

Теория: Словесный рассказ, наглядный показ, просмотр видеороликов.

Практика: Изучение основных танцевальных форм каждого направления.

5. Народно-сценический танец

Теория: Ознакомление воспитанников с новыми танцевальными элементами в народно-сценическом танце.

Практика: - упражнения у станка

- упражнения на середине

-наклоны, перегибы корпуса

Весь экзерсис исполняется в усложненной форме.

6. Классический экзерсис

Теория: Ознакомление воспитанников с новыми танцевальным элементами в классическом танце.

Практика: - работа у станка

- работа на середине

- наклоны, перегибы корпуса

Весь экзерсис исполняется в усложненной форме.

7. Современный танец

Теория: Ознакомление воспитанников с новыми танцевальными  элементами в современном танце, усложненное исполнение фигур.

Практика: - разогрев

- партер

- кросс

- комбинация.

8. Постановка народно-сценического танца «Трипак»

Теория: Наглядный показ, ознакомление воспитанников с народно-сценическим танцем «Трипак».

Практика: - схема шагов

- основные движения (партия партнера и партнерши, ритм, схема шагов, счет).

- построение по хореографическому рисунку.

9. Постановка номера на основе спортивно-бального танца «Самба»

Теория: Наглядный показ, ознакомление воспитанников с танцем «Самба».

Практика: - схема шагов

- основные движения (партия партнера и партнерши, ритм, схема шагов, счет).

- построение по хореографическому рисунку.

10. Партерная гимнастика

Теория: Танцорам, спортсменам растяжка мышц крайне необходима. Она помогает улучшить осанку, облегчить выполнение различных упражнений, снижая при этом риск травм и ослабляя болевые ощущения. Также развивает гибкость и грациозность.

Практика: - упражнения для гибкости шеи, рук, ног, спины

- упражнения на скручивание

- упражнения для подготовки к шпагату

- силовые упражнения.

11. Контроль результатов

Теория: Танцевальный кроссворд по всем изученным танцевальным направлениям, основной техники определенных движений и названий фигур.

Практика: Показ всех изученных танцев и элементов исполнения определенных движений.

Все учащиеся второго года обучения должны знать:

- освоение комплекса тренировочных упражнений для развития скорости,

  прыгучести, гибкости, ловкости

- освоение музыкально – ритмического рисунка, структуры танца

- разделение фигур на единичные технические действия

- формирование композиционного мышления, построение композиций

  танцев из фигур

- уметь хорошо ориентироваться в зале.

Третий год обучения

Цель: расширить  объем и сложность изучаемого материала, углубить образовательный процесс, что предполагает большую самостоятельность и активность в освоении предлагаемого учебного материала. А также, чистоты исполнения танцевальных комбинаций и использование трюковых элементов в танце.

Задачи:

Образовательные:

- совершенствование специальной физической подготовленности

- совершенствование базовой технической подготовленности

- повышение надежности (стабильности) выполнения базовых танцевальных

  элементов, фигур и соединений

- совершенствование хореографической подготовленности, повышение

  качества исполнения всех танцевальных элементов в усложняющихся

  соединениях и композиций

- усиление теоретической подготовки

- формирование индивидуального стиля исполнения.

Развивающие:

- развитие навыков восприятия движений через характер, форму, амплитуду,

  направление, усилие, продолжительность, скорость

- развитие мышечно – двигательных, вестибулярных, осязательных,

  зрительных, слуховых ощущений в процессе тренировок

- развитие творческих способностей, совершенствование музыкально –

  двигательной подготовки.

Воспитательные:

- воспитание настойчивости, целеустремленности, сосредоточения и

  мобилизации всех физических и психологических усилий для достижения

  успеха в соревнованиях

- воспитание культуры поведения, чувства дружбы и товарищества, достоинства и чести, ответственности, дисциплинированности, скромности.

  №

 п/п

Наименование тем

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1.

Вводное занятие. Техника безопасности.

2

-

2

2.

Музыкально – ритмическая подготовка

4

6

10

3.

Специально физическая подготовка

2

22

24

4.

Структура танца, основы композиций

4

-

4

5.

Техника и отработка изученных элементов в народно-сценическом танце за предыдущие года обучения и изучение нового материала

4

26

30

6.

Техника и отработка движений в современном танце за предыдущие года обучения и изучение нового материала

4

26

30

7.

Техника и отработка движений в Спортивно-бальном танце за предыдущие года обучения и изучение нового материала

4

26

30

8.

Партерная гимнастика

2

22

24

9.

Классический экзерсис

4

20

24

10.

Постановка номеров

-

28

28

11.

Аттестация, подведение итогов, анализ соревнований

4

6

10

Итого:

216

Содержание программы

(Краткое описание тем теории и практики)

1. Вводное занятие 

Теория: ознакомление с планом занятий Эстрадно-спортивного танца в новом году обучения.

Практика: Изучение сложных элементов в направлении Эстрадно- спортивный танец.

Техника безопасности

            Регулярно, не менее одного раза в месяц, следует проводить профилактические беседы с учащимися о соблюдении правил внутреннего распорядка, правил поведения во время занятий в танцевальном зале, осторожном передвижении по лестницам и коридорам учреждения.

2. Музыкально – ритмическая подготовка (теория и практика):

- понятие музыкального размера: 4/4, ¾, 2/4

- понятие такта, доли, счет, ритм, темп, музыкальное вступление

- воспроизведение с помощью хлопков, движений рук, корпуса, головы,

  музыкальных размеров 2/4, ¾, 4/4 по музыкальным долям: целым,

  половинным, четвертным, восьмым

- согласование всех своих танцевальных движений с ритмом и темпом

  музыкального сопровождения.

3. Специальная физическая подготовка (теория и практика) 

- включает в себя комплекс упражнений, близких с технике танца, базовым структурам танцевальных элементов и фигур. Упражнения по СФП направлены на развитие всех специфических качеств, применяемых к характеру фигур каждого танца. Набор упражнений соответствует ритму, характеру музыки, особенностям перемещения во время исполнения фигур и композиций для каждого танца.

4. Структура танца, основы композиции (теория) – это наличие опыта и знаний для правильного, технически грамотного, логичного соединения элементов и фигур в определенные наборы, композиции, соответствующие характеру каждого из изучаемых танцев, при исполнении которых танец становится выразительным, изящным, эмоциональным, артистичным.

5. Техника и отработка изученных элементов в народно-сценическом танце за предыдущие года обучения и изучение нового материала

Теория: Словесный рассказ, наглядный показ технических элементов, просмотр видеоматериала.

Практика: воспроизведение полученного материала на практике, отработка технических элементов.

6. Техника и отработка движений в современном танце за предыдущие года обучения и изучение нового материала

Теория: Словесный рассказ, наглядный показ технических элементов, просмотр видеоматериала.

Практика: воспроизведение полученного материала на практике, отработка технических элементов.

7. Техника и отработка движений в Спортивно-бальном танце за предыдущие года обучения и изучение нового материала

Теория: Словесный рассказ, наглядный показ технических элементов, просмотр видеоматериала.

Практика: воспроизведение полученного материала на практике, отработка технических элементов.

8. Партерная гимнастика

Теория: Танцорам, спортсменам растяжка мышц крайне необходима. Она помогает улучшить осанку, облегчить выполнение различных упражнений, снижая при этом риск травм и ослабляя болевые ощущения. Также развивает гибкость и грациозность.

Практика: - упражнения для гибкости шеи, рук, ног, спины

- упражнения на скручивание

- упражнения для подготовки к шпагату

- силовые упражнения.

9. Классический экзерсис

Теория: Ознакомление воспитанников с новыми танцевальным элементами в классическом танце.

Практика: - работа у станка

- работа на середине

- наклоны, перегибы корпуса

Весь экзерсис исполняется в усложненной форме.

10. Постановка номеров (практика) с использованием всех изученных танцевальных направлений, технических элементов, трюков.

11. Аттестация, подведение итогов, анализ соревнований

Теория: проведение контрольных итоговых занятий (танцевальный тест)

Практика: - участие в конкурсах, концертах

- анализ соревнований, просмотр видеозаписей, обсуждение

- традиционное поведение тематических праздников и конкурсов

В конце третьего года обучения дети должны

Знать:

- элементы танцевальных форм в сложных соединениях

- правила развития сложных и перспективных элементов и соединений

- правила перемещения в танцевальном зале

Уметь:

- четко исполнять фигуры и соединения под музыкой;

- ориентироваться в построение и в танцевальном зале;

- самостоятельно работать над улучшением базовой техники танцев;

- выполнять элементы и соединения повышенной сложности;

- «держать» психологическую нагрузку;

- поддерживать корректные отношения в паре, группе, с преподавателем;

- сформулировать систему знаний, умений, навыков по основам хореографии и спорта;

- научить свободно держаться на сцене;

- научить выражать образ в танце;

- научить разбираться в направлениях танцев;

- развитие выносливости, координации движений.

III. Требования к уровню подготовки учащихся

Уровень подготовки учащихся является результатом освоения программы учебного предмета «Эстрадно-спортивный танец», который определяется формированием комплекса знаний, умений и навыков, таких, как:

 знать основные танцевальные ритмы.

 владеть основными элементами спортивного танца.

 знать особенности аэробики, ее применение в спортивном танце.

 уметь соединить танцевальные фигуры в танец.

 уметь общаться со сверстниками, добиваться успеха.

IV. Контроль результатов

Промежуточный (поэтапный):                              Итоговый:

- педагогическое наблюдение                             - танцевальный тест, кроссворд

- открытые занятия (по темам)                            - итоговые выступления

- учебные конкурсы                                              - отчетный концерт

V. Методическое обеспечение программы включает в себя следующие методы организации занятий:

- словесный (рассказ, беседа, объяснение)

- наглядный (показ, исполнение педагогом, демонстрация видеоматериалов)

- практический (упражнения, практические задания, наблюдение)

- игровые формы проведения занятий при возникновении проблемный

  ситуаций

- при подготовке к занятиям используется специальная техническая

  литература, учебно-методические пособия, тематические материалы,

  справочная литература, аудиозаписи, видеоматериалы.

Важным средством методического обеспечения ОП является проведение зачетных уроков, открытых занятий, традиционных предпраздничных мероприятий, участие в районных и городских конкурсах, концертах.

Основные принципы обучения

Принцип научно-методической обоснованности и доступности требует построения учебно-воспитательного процесса на основе современных достижений педагогической и психологической науки, а также теории и истории хореографии, музыкознания и т.д. Этот принцип обязывает педагогов совершенствовать методику преподавания танца с учетом возрастных, психологических, анатомических и других индивидуальных особенностей детей. Обучение должно быть доступным, но не ниже «порога сложности», преодолевая который, дети могли бы развиваться в физическом, хореографическом и творческом плане. Этот принцип предполагает последовательное усложнение задания в соответствии с возрастом и уровнем развития детей. Педагог должен руководствоваться правилами дидактики: от простого к сложному, от лёгкого к трудному, от известного к неизвестному.

Принцип систематичности предполагает наличие связи всех элементов обучения в организации учебно-воспитательного процесса, то есть такое его построение, в ходе которого происходит связывание ранее усвоенного материала с новым. Необходимо установить взаимосвязь между элементами одного танца и танцев одного направления между собой, между танцами и тренировочными упражнениями. Систематичность выражается и в методике обучения: от обучения отдельным элементам к танцу (целостной композиции), от танца к танцевальному направлению. Систематичность проявляется и в формировании умений проявлять свои знания в практической деятельности.

Систематичность предполагает установление связей между изучаемым материалом и личным опытом детей. Принцип систематичности проявляется в регулярности занятий и в установленной последовательности частей урока (разминка, изучение нового материала, повторение ранее изученного). Систематичность проявляется в установленной последовательности движений экзерсисов, в результате чего обеспечивается необходимая связь с упражнениями и преемственность в «наращивании формы». С позиции систематичности отдельные занятия и периоды учебного процесса рассматриваются не как самостоятельные, а как звенья в единой цепи учебного процесса.

Принцип систематичности предусматривает чередование нагрузки с отдыхом, равномерное развитие всех способностей, необходимых исполнителю танца.

Принцип наглядности - один из основных в обучении детей танцу, так как танец имеет наглядно-чувственную природу. Весь смысл учебно-воспитательного процесса состоит в том, чтобы дети могли увидеть, как надо исполнять танец и пластически это передать. Принцип наглядности предполагает широкое применение различных средств и приемов, обеспечивающих понимание сущности изучаемых движений и танцев, способствующих созданию правильного представления о технике, манере и образном разучивании движений. Принцип наглядности реализуется путем показа натуральных движений и танцев (непосредственная наглядность) и путем демонстрации различных наглядных пособий (рисунков, схем, фото, видеопоказов и образного объяснения (опосредованная наглядность). Чем сложнее по технике разучиваемые движения, тем большее значение приобретает правильное применение принципа наглядности. По мере накопления танцевального опыта, развития способностей к самостоятельному анализу и обобщению наблюдений повышается эффект применения всех форм наглядности. Новичок видит в танцах лишь внешнюю форму. Восприятие опытного танцора более существенно. Он точно воспринимает пространственные и временные характеристики, точно чувствует динамику мышечных усилий. При обучении детей танцу необходимо наглядный материал представлять в доходчивой форме, необходимо специально организовывать наблюдение. Недостаток двигательного опыта детей компенсируется хорошо развитой способностью копировать движения. Для этого часто применяется вовлекающий показ, приемы физической помощи, «проводка по движению», приемы имитации.

Принцип сознательности и активности при руководящей роли педагога предусматривает воспитание сознательного отношения к занятиям танцем, понимании конкретных задач, поставленных перед ребенком на занятии. Для этого педагог объясняет детям назначение и важность тренировочных упражнений, технику исполнения танцевальных «па», приучает детей следить за исполнением другими этих движений и анализировать их, побуждает к самооценке и самонаблюдению. Этот принцип предусматривает развитие у детей инициативы, самостоятельности, умения творчески решать поставленные задачи. Активность учеников на занятиях во многом определяется их отношением к искусству танца, к педагогу и коллективу. Устойчивый интерес к занятиям танцем формируется постепенно и его становление во многом зависит от правильной организации учебно-воспитательного процесса. Только грамотный и увлеченный педагог может дать ученикам основу, по которой в дальнейшем они сами могут творчески развиваться и искать свой путь в искусстве танца.

В процессе занятий бальными танцами должны быть освоены следующие понятия музыкальной грамоты: музыка – ритмическая и эмоциональная основа танца.

Вопросы техники безопасности и связанные с этим мероприятия должны обеспечивать все необходимые условия для проведения нормальных занятий. Регулярно, не менее одного раза в месяц, следует проводить профилактические беседы с учащимися о соблюдении правил внутреннего распорядка, правил поведения во время занятий в танцевальном зале, осторожном передвижении по лестницам и коридорам учреждения.

Список использованной литературы

1. Барышникова Т. Азбука хореографии. М., «Рольф», 2001

2. Воробьев А.П. Спортивные игры. М., Просвещение. 1973

3. Гай Ховард. Техника исполнения современных танцев. М., Артис, 2003

4. Громов Ю. Основы подготовки специалистов-хореографов: учебное пособие. – СПб: Типография Наука, 2006

5. Дю Беке Антон. Учимся танцу за месяц. – М., 2008

6. Идом Х., Кетрек Н. Хочу танцевать. - М., «Махаон», 2003

7. Кох И. Основы сценического движения. – Л., 1970

8. Летягова Т.В., Романова Н.Н., Филлипов А.В., Шетэля В.М., Краткий словарь танцев. Под ред. Филлипова А.В. - М., Филинта: Наука, 2006

9. Лисицкая Т. Хореография в гимнастике. – М., 1993

10. Мур Алекс. Пересмотренная техника европейских танцев. – СПб, 1993

11. Основы подготовки специалистов-хореографов: учебное пособие/ Ю. Громов. – СПб: Типография Наука, 2006

12. Раздрокина Л. Танцуйте на здоровье. Танцевально-игровые тренинги. – Ростов-на-Дону, «Феникс», 2007

13. Рубштейн Н. Что нужно знать, чтобы стать первым. Танцор. Пара. - М., 2007

14. Рубштейн Н. Что нужно знать, чтобы стать первым. Тренер. - М. 2007

15. Лэрд Уолтер Техника латиноамериканских танцев. Артис, 2008

16. Плетнев Л. С реверансом. М., Маренго Интернэйшнл Принт, 2001

17. Шутиков Ю.Н. Учебно-методические рекомендации по организации работы с целым классом в начальной школе по ритмике, ритмопластике, бальным танцам. – М., 2006

Календарно-тематический план первого года обучения

 по «Эстрадно-спортивному танцу»

№ п\п

Кол-во

часов

Дата проведения занятий

Тема занятий

1

2

1 сентября

Вводное занятие. Инструкция по ТБ. Форма для занятий.

2

2

3 сентября

Краткая характеристика изучаемого бального танца «Вальс дружбы. Изучение основных шагов по линиям.

3

2

8 сентября

Классический экзерсис.  Plie, Grand plie, Ralеve, Перегибы, упражнения для шпагата на палке. Упражнения на середине.

4

2

10 сентября

Партерная гимнастика.

5

2

15 сентября

Отработка основных шагов в танце Вальс дружбы по линиям. Работа рук.

6

2

17 сентября

Изучение танца вальс дружбы в паре по кругу.

7

2

22 сентября

Построение танца по хореографическому рисунку. Отработка танца под музыку.

8

2

24 сентября

Классический экзерсис.  Plie, Grand plie, Ralеve, Перегибы, упражнения для шпагата на палке. Упражнения на середине.

9

2

28 сентября

Партерная гимнастика

10

2

30 сентября

Повторение танца Вальс дружбы. Отработка синхронности под музыку.

11

2

6 октября

Повторение танца Вальс дружбы. Отработка синхронности под музыку.

12

2

8 октября

Классический экзерсис.  Plie, Grand plie, Ralive, Перегибы, упражнения для шпагата на палке. Упражнения на серидине.

13

2

13 октября

Партерная гимнастика.

14

2

15 октября

Занятие в свободном стиле Импровизация. Умение слышать и двигаться под разную музыку.

15

2

20 октября

Танец Вальс дружбы. Исполнение в паре под разный темп музыки.

16

2

22 октября

Общая физическая подготовка.

17

2

27 октября

Повторение танца Вальс дружбы. Отработка синхронности под музыку.

18

2

29 октября

Партерная гимнастика

19

2

3 ноября

Отработка основных шагов в танце Мария. Работа рук.

20

2

5 ноября

Краткая характеристика изучаемого танца Мария. Изучение основных шагов.

21

2

10 ноября

Партерная гимнастика.

22

2

12 ноября

Классический экзерсис.  Plie, Grand plie, Ralive, Перегибы, упражнения для шпагата на палке. Упражнения на серидине.

23

2

17 ноября

Изучение танца Мария.

24

2

19 ноября

Построение танца по хореографическому рисунку. Отработка танца под музыку.

25

2

24 ноября

Работа над синхронностью.

26

2

26 ноября

Общая физическая подготовка

27

2

1 декабря

Повторение танца Мария. Отработка точности и синхронности.

28

2

3 декабря

Повторение танца Мария. Отработка точности и синхронности под музыку.

29

2

8 декабря

Классический экзерсис.  Plie, Grand plie, Ralеve, Перегибы, упражнения для шпагата на палке. Упражнения на середине.

30

2

10 декабря

Партерная гимнастика.

31

2

15 декабря

Повторение всего изученного материала за I полугодие.

32

2

17 декабря

Репетиция к новогоднему концерту.

33

2

22 декабря

Репетиция к новогоднему концерту.

34

2

24 декабря

Подведение итогов за I полугодие.

35

2

29декабря

Просмотр обсуждение балета «Щелкунчик».

36

2

31 декабря

Открытое мероприятие для родителей «Новый год встречаем»

37

2

12 января

Повторение пройденного материала в I полугодие.

38

2

14 января

Краткое описание танца «Многоликие» в современном направлении. Упражнения в современном стиле: контракция, релиз, координация, упражнения для удержания баланса.

39

2

19 января

Изучение основных шагов в современном направлении.

40

2

21 января

Отработка шагов с добавление работы рук и тела.

41

2

26 января

Партерная гимнастика.

42

2

28 января

Повторение упражнения и изучение элементов, исполняемые в партере.

43

2

2 февраля

Изучение танца «Многоликие».

44

2

4 февраля

Изучение и отработка танца.

45

2

9 февраля

Постановка танца по хореографическому рисунку.

46

2

11 февраля

Постановка танца по хореографическому рисунку. Отработка танца под музыку.

47

2

16 февраля

Отработка танца под музыку.

48

2

18 февраля

Общая физическая подготовка.

49

2

25 февраля

Работа над синхронностью.

50

2

2 марта

Работа над синхронностью под музыку.

51

2

4 марта

Отработка всех технических элементов в танце.

52

2

9 марта

Отработка всех технических элементов в танце.

53

2

11 марта

Занятие, посвященное свободной теме «Импровизация». Работа над умением слышать и двигаться под разную музыку.

54

2

16 марта

Повторение всех изученных танцев.

55

2

18 марта

Краткое описание изучаемого танца в народно-сценическом направлении. Работа у станка.

56

2

23 марта

Работа у станка: Plie, Grand plie в русском характере, batement tandu, упражнения для подготовки к «веревочки», Grand batement в русском характере.

57

2

25 марта

Работа у станка. Выход на середину, повторение упражнений у станка, элементы для удержания равновесия.

58

2

30 марта

Партерная гимнастика.

59

2

1 апреля

Изучение танца «Трипак». Основные шаги.

60

2

6 апреля

Изучение танца. Отработка шагов с добавлением работы рук и правильной работы ног.

61

2

8 апреля

Изучение танца. Отработка шагов с добавлением работы рук и правильной работы ног.

62

2

13 апреля

Изучение танца. Отработка шагов с добавлением работы рук и правильной работы ног. Исполнение под музыку.

63

2

15 апреля

Общая физическая подготовка.

64

2

20 апреля

Партерная гимнастика.

65

2

22 апреля

Повторение танца. Отработка основных элементов. Работа в паре.

66

2

27 апреля

Повторение танца. Отработка основных элементов. Работа в паре. Исполнение под музыку.

67

2

29 апреля

Постановка танца по хореографическому рисунку.

68

2

4 мая

Постановка танца по хореографическому рисунку.

69

2

6 мая

Постановка танца по хореографическому рисунку. Отработка под музыку.

70

2

11 мая

Повторение всего пройденного материала.

71

2

13 мая

Повторение всех изученных танцев.

72

2

18 мая

Подготовка к отчетному концерту.

73

2

20 мая

Отчетный концерт.

74

2

25 мая

Подведение итогов за II полугодие.

Итого:

144


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по художественно-эстетическому развитию "Волшебные краски" для детей старшего возраста

Дополнительный  общеразвивающий  проект  «Волшебные краски» на основе программы  автора Т.Н. Дороновой имеет художественную направленность....

Протоколы заседаний предметного Методического объединения учителей художественно-эстетического профиля МБОУ "СШ№31 с УИПХЭП" г. Нижневартовска

Принимала участие  в заседании  предметного МО учителей художественно-эстетического профиля(протокол от 30.08.2017 №1) и представила цели и задачи методической темы, педагогических проектов ...

Протоколы заседаний предметного Методического объединения учителей художественно-эстетического профиля МБОУ "СШ№31 с УИПХЭП" г. Нижневартовска

Принимала участие  в заседании  предметного МО учителей художественно-эстетического профиля(протокол от 30.08.2017 №1) и представила цели и задачи методической темы, педагогических проектов ...