Социальная компетентность. Рабочая программа.
рабочая программа (11 класс) на тему
Рабочая программа для учащихся 11 классаРеализует новые концепции образования,учитывает специфику социума , знакомит учащихся с особенностями профессии работника железнодорожного транспорта.Программа содержит национально-региональный компонент, внеклассную деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа для учащихся 11 класса. | 33.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации «Заиграевский район»
МБОУ « Горхонская средняя общеобразовательная школа № 73»
«Социальная компетентность»
Рабочая программа
элективного курса
для учащихся 11 класса
учителя истории и обществознания
1 квалификационной категории
Потакуевой Лилии Михайловны.
2013 – 2014 учебный год
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе:
Закона об образовании РФ;
Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования 2004г;
Федерального базисного учебного плана с учетом обязательного минимума содержания основных базовых программ на 2013-2014 учебный год;
Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2013 - 2014 учебный год;
С учетом требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержанием учебных предметов компонента государственного стандарта основного общего образования;
Реализует идеи новой концепции образования, содержит учебно-тематический план изучения материала по курсу, учитываются базовые знания и умения, сформированные учащимися в среднем звене школы.
Программа курса учитывает специфику социума, знакомит учащихся с особенностями профессий на железнодорожном транспорте, в сфере образования, культуры, права и других. Программа содержит национально-региональный компонент, который реализуется через следующие уроки: «Свобода среди людей», «Мой выбор. Выбор жизни» и др. Содержит внеклассную деятельность по предмету 10-12 % учебного времени (диспуты, круглый стол и т.д.)
Обоснование актуальности программы.
В условиях современной Российской школы важным компонентом становятся компетенции, которые необходимы современному выпускнику. Набор и содержание компетенций должны наиболее полно удовлетворять индивидуальные запросы старшеклассников, соответствующие их дальнейшим планам. Элективный курс «Психология и социальная компетентность» относится к обществознанию и ориентирован на подготовку учащихся 11 класса МБОУ Горхонская СОШ №73 к осознанному выбору жизненного пути, профессии, самореализации личности. Это комплексный курс, объединяющий вокруг проблем успешного выбора жизненного пути знания по обществознанию, психологии, социологии, экономике, менеджменту, праву.
Курс позволит дать учащимся комплекс практико-ориентированный заданий, которые помогут им грамотно и эффективно действовать при выборе образования, профессии, при поступлении на работу, в предпринимательской деятельности.
Программа рассчитана на обучение учащихся 11 класса МБОУ Горхонская СОШ N 73. Программа рассчитана на 35 часа в год. Программа учитывает знания, полученные учащимися в среднем звене школы, а также в 10 классе.
Цель: подготовка учащихся к осознанному выбору жизненного пути, воспитание и формирование гражданина, любящего свою Родину, умеющему применять полученные компетенции в своей жизни.
Задачи:
1.Образовательные:
- Овладения элементарными методами исторического познания, умения работать с различными источниками информации;
- Овладение элементами самопознания, саморазвития, формирование навыков активного планирования;
- Развитие способностей формулировать, аргументировать свою позицию, умения оценивать ситуацию с точки зрения исторического времени;
- Формирование умений анализа СМИ, других источников и документов.
- Воспитательные.
- Умения общения с людьми в современном поликультурном мире полиэтническом и много конфессиональном обществе.
- Духовно-нравственной основы будущего гражданина своей страны.
- Развивающие.
- Развитие способностей анализировать информацию с различных источников;
- Умение применять сравнение при оценке исторических и современных событий.
- Умения описывать события, давать характеристику личности, находить причинно- следственные связи;
- Умения на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, формировать собственную позицию;
4.Валеологические.
- Использование кабинета истории подготовленного к учебному процессу, в соответствии с требованиями САНПиН
- Внедрение оздоровительных моментов на уроке;
- Систематическое наблюдение за посадкой учащихся;
- Учет возрастных особенностей, благоприятный психологический климат на уроке;
- Соответствие урока основным нормам САНПиН.
Формирование ключевых компетенций.
По окончании изучения элективного курса в 11 классе, учащиеся должны овладеть следующими компетенциями:
Компетенции:
Учебно-познавательные | Ставить цель, и организовывать ее достижение, пояснять свою цель, организовывать планирование самооценку своей деятельности, работать с инструкциями отыскивать причины явлений. |
Социо-культурные Компетенции | Владеть элементами художественно-творческих компетенций слушателя, исполнителя, зрителя. Владеть разными способами организации свободного времени, определять, свою роль в окружающем мире. |
Коммуникативные Компетенции | Уметь представить себя устно и письменно, написать анкету, уметь представить свой класс, школу, вести диалог. |
Информационные Компетенции | Владеть навыками работы с различными источниками информации, самостоятельно искать, систематизировать извлекать необходимую информацию для решения учебных задач. Владеть навыками пользования различными информационными устройствами |
Социально-трудовые Компетенции | Освоение способов социально-трудовой деятельности умение выявлять значение трудовых преобразований в историческом процессе. |
Ценностно-смысловая компетенция | Уметь понимать окружающих и мир и своё место в нём. Выбирать целевые и смысловые установки для своих поступков. |
Содержание курса.
Курс имеет выраженную гуманистическую направленность, помогает молодым людям определять свои психологические особенности и свою профессиональную направленность, что особенно важно в современных условиях выбора профессии.
В 1 теме раскрываются основные ценности жизни, свобода и смысл жизни а также способы самореализации личности. 2 и 3 разделы раскрывают составляющие психологической устойчивости- уравновешенность, сопротивляемость, устойчивость и другие доминанты активности личности, раскрывают пути и способы разрешения конфликтов. В 5-6 главах раскрывается роль профессиональной деятельности в нашей жизни, идет разговор о сферах деятельности, рассказывается о современном рынке труда, о ценности работника его социализации, проводится экскурсии на предприятие железнодорожного транспорта, где учащиеся знакомятся с местом работы, документацией, беседуют с работниками отдела кадров. 7 глава знакомит с Трудовым законодательством, трудовым договором. Последний раздел рассказывает о современных потребностях в творческих людях, раскрывает особенности творческого мышления, методами поиска творческих решений.
Календарно-тематическое планирование.
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Виды и формы контроля | Календарные сроки | Фактические сроки |
1 | 1.Введение. Свой жизненный путь. | 1 | Лекция | ||
2 | Ценности жизни. | 1 | Дискуссия. | ||
3 | Самореализация. Правила взросления. | 1 | беседа | ||
4 | 2. Психологическая устойчивость личности. Личностный и социальный капитал. | 1 | Лекция | ||
5 | 3. Психология конфликта. Сущность. Виды. Способы разрешения. | 1 | Семинар-дискуссия | ||
6 | Конфликт. Сущность. Виды. Способы разрешения. | 1 | Семинар-дискуссия | ||
7 | 4. Составляющие устойчивости. Вера – опора устойчивости. | 1 | Лекция с элементами дискуссии | ||
8 | Составляющие устойчивости. Вера – опора устойчивости | 1 | Практикум. Анкета | ||
9 | Свобода среди людей. Свобода выбирать образ жизни. Контрольные вопросы. | 1 | Тест | ||
10 | Свобода среди людей. Свобода выбирать образ жизни. | 1 | Лекция с элементами дискуссии. | ||
11 | Как нами манипулируют. Как обезопасить себя от порабощения | 1 | практикум | ||
12 | Мои увлечения. Мои способности. | 1 | Практикум анкета | ||
13 | 5. Выбор профессии. Труд Работа. Человек. | 1 | Деловая игра | ||
14 | Труд Работа. Человек. | 1 | практикум | ||
15 | 3.Образование и профессия. | 1 | Лекция с элементами дискуссии. | ||
16 | Моя будущая профессия. Анкетирование. | 1 | Семинар | ||
17 | Моя будущая профессия. Анкетирование. | 1 | практикум | ||
18 | 6. Рынок труда. Современный рынок труда. | 1 | Вопросы | ||
19 | Как устроиться на работу. Поиск. Резюме. | 1 | Лекция с элементами дискуссии | ||
20 | Как устроиться на работу. Поиск. Резюме. Предприятия п. Горхон. | 1 | Практикум. Экскурсия | ||
21 | Этапы профессиональной биографии. Закон | 1 | Лекция с элементами дискуссии | ||
22 | Деловой этикет. Работники сферы образования. | 1 | Беседа. Экскурсия | ||
23 | 7. Труд и закон. Человек в системе трудовых отношений. | 1 | беседа | ||
24 | Трудовой коллективный договор. Разрешение конфликтов. Юрист на производстве. | 1 | конференция | ||
25 | Трудовой коллективный договор. Разрешение конфликтов. Юрист на производстве. | 1 | Лекция с элементами дискуссии. | ||
26 | 8. Творчество в жизни человека. Что такое творчество. Творческое мышление. Метод поиска творческих решений. | 1 | Семинар. Практические работы | ||
27 | Что такое творчество. Творческое мышление. Метод поиска творческих решений. | 1 | Деловая игра | ||
28 | Теория решений изобретательских задач. | 1 | лекция | ||
29 | Теория решений изобретательских задач. | 1 | Деловая игра | ||
30 | Метод аналогии. | 1 | Деловая игра | ||
31 | Гибкость в общении. Синквейн. | 1 | практикум | ||
32 | Индивидуальные особенности творчества людей. | 1 | Семинар | ||
33 | Индивидуальные особенности творчества людей. | 1 | Контрольные вопросы | ||
34 | Резюме. Защита проекта | 1 | семинар | ||
35 | Повторение. | 1 | Контрольное тестирование | ||
Итого 35 часов |
Темы для дискуссий | Темы для эссе. |
Для чего я живу. | Общение-пища души. |
Стратегии поведения в конфликте. | Психологическая грамматика. |
Как противостоять манипулированию. | Главное и прочее. |
Я бы за море пошел, пусть меня научат. | Индивидуализм или коллективизм? |
Джентльменский набор современного специалиста |
Для реализации данной программы использую следующие технологии:
- Технология личностно-ориентированного развивающего обучения;
- Групповые технологии;
- Технологии проектного обучения;
- Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей.
- Игровые технологии. Деловая игра.
- Информационные технологии.
• Технология обучения на основе применения метода «Синквейн», СЛС.
Формы контроля.
Предварительный- входная диагностика, текущий- летучки, терминологические диктанты, схемы, тесты ,итоговый- конечный результат определенного раздела, четверть, год
Критерии оценок по 5-ти балльной шкале.
Контрольно-измерительные материалы.
- Тесты. Схемы. Практикумы.
- Терминологические диктанты, летучки, эссе.
Оснащение учебного процесса.
Для реализации программы используется следующее оборудование:
- Словари.
- папки «Обществознание в таблицах»
- Тесты. Анкеты. Практикумы.
4.Виртуальная лаборатория
Список литературы:
Список литературы для учителя:
1) Социальная компетентность. Учебное пособие. Под редакцией В.Н.Журкова, С.А.Маничева Москва Аст 2010г.
2) Головаха Е.А. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи.
3) Климо Е,А. Развивающийся человек в мире профессий .МГУ 1993г.
4) Трудовой кодекс Р.Ф. с дополнениями 2007г. Москва 2007г.
5) Микалко М. Тренинг интуиции. СПб 2001г.
6) Айзенк Г. Проверь свои способности. Москва 1972г.
7) Маркова А.К. Психология профессионализма. Москва 1999г.
Список литературы для учащихся:
1) Социальная компетентность. Учебное пособие. Под редакцией В.Н. Журкова,
С.А.Маничева. Москва Аст 2010г.
2) Айзенк Г. Проверь свои способности. Москва 1972г.
3) Микалко М. Тренинг интуиции СПб 2001г.
4) Микалко М. Тренинг интеллекта СПб 2001г.
5) Гузиков Б.М.,Мейроян А.А. Что губит нас. Л 1990г.
6) Орлов А.Б. Склонность и профессия. Москва 1981г.
Приложение.№1. *
Анализ способностей.(Практикум №1) Инструкция.
1.Возьми лист бумаги и напиши в 1 столбик все, что умеешь делать. Только глаголы.
2.3атем отметь, что получается хорошо, а что не очень.
- Определи группу действий, у которых есть нечто общее, например, точность или скорость.
- Выяснив это, пойми свои сильные и слабые стороны.
Пример анализа сильных сторон. Как видим, сильной является- точность
Приложение №2. Образец резюме.
1. | ФИО. |
2. | Адрес. |
3. | Телефон. |
4. | Дата рождения. |
5. | Гражданство. |
6. | Семейное положение. |
7. | Цель:/например: получение должности секретаря в стабильной компании, с зарплатой 30.000 рублей/. |
8. | Образование. |
9. | Опыт работы. Должностные обязанности. |
10. Прочие умения и знания. | |
11. Личные интересы, хобби. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯПРОГРАММА учебного предмета «Физическая культура» Начальное общее образование 1 - 4 классы
РАБОЧАЯПРОГРАММА учебного предмета «Физическая культура» Начальное общее образование1 - 4 классы...
- Мне нравится (1)