Учебно-исследовательская работа "Родник-источник жизни".
творческая работа учащихся (10 класс) на тему
В наше время изучение родников представляет большой научный и практический интерес. Родник, или ключ, образуется при естественном выходе подземного водоносного слоя на поверхность. Родники являются важными источниками питания рек, участвуют в формировании рельефа, снабжают растения влагой. В последнее время для России жизненно важной проблемой является возвращение к истокам нашей культуры, возрождение идеи чуткого и бережного отношения к различным природным объектам, в том числе и к родникам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rodnik-istochnik_zhizni.docx | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования «Дом детского творчества»
« РОДНИК – ИСТОЧНИК ЖИЗНИ »
Учебно – исследовательская работа на тему:
Вода и мир.
Выполнил: Моисеев Павел
Руководитель: педагог дополнительного образования
Моисеева Наталия Ивановна
2 0 1 6 год
г.К О Т О В С К
«Подземная вода есть самое большое полезное ископаемое»
А.П. Карпинский
Мы привыкли к воде, ее мир постоянно окружает нас: океаны, моря, озера, реки, ледники, ручейки, дождь и снег. Вода находится не только на поверхности Земли. Встречаем мы ее и в земных недрах, где она заполняет пустоты горных пород и входит в состав минералов. Твердь земная, в сущности, пронизана водой.
Подземные воды - это наше богатство, их нужно изучать, разведывать, оберегать. Ведь рост населения, развитие промышленности и сельского хозяйства отрицательно влияют на подземные воды. Нужно больше внимания уделять очистке, охране и благоустройству уникальных мест выхода подземных вод на поверхность – родникам.
В наше время изучение родников представляет большой научный и практический интерес. Родник, или ключ, образуется при естественном выходе подземного водоносного слоя на поверхность. Родники являются важными источниками питания рек, участвуют в формировании рельефа, снабжают растения влагой.
В последнее время для России жизненно важной проблемой является возвращение к истокам нашей культуры, возрождение идеи чуткого и бережного отношения к различным природным объектам, в том числе и к родникам. Все родники в нашей стране строго охраняются.
Родник - бесценный дар, который нужно беречь и охранять. Исследуемые нами родники находятся в лесном массиве северного и южного районов нашего города Котовска. Лес – одно из важнейших и уникальных созданий природы. Лес – любимое место отдыха горожан. Но, что мы видим после посещения человека: мусор везде, возле каждого пенька. Полиэтиленовые пакеты, обертки от мороженого, пластиковые бутылки, даже обувь и одежда – все находится здесь! А самое ужасное, что это порочный круг: где брошена одна бумажка, там непременно появится вторая, третья и т.д. Мы ведем борьбу за чистоту нашей природы. Ведь для решения проблемы, по сути дела, надо совсем чуть-чуть – участие каждого. А оно проявляется в малом – просто не оставляйте в лесу мусор. Поэтому мы призываем к сознанию человека, к его совести, что красота и порядок нужны всем людям. Как говорится в народе: чисто не там, где убирают, а там, где не сорят. Так будем же более благоразумны.
Поэтому мы, решили принять участие в научно-практической конференции учащихся «Человек и природа». В 2014 году, мы начали исследование родничка «Северный» северного микрорайона города, а в 2015 году, выбрали объект для исследования родничок «Южный» южного микрорайона города. В этом году, решили провести исследования данных родников и сравнить между собой их.
Мы решили сделать общую характеристику родников «Северный» и «Южный» и поставили перед собой
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ:
- Выяснить месторасположение родников нашего города (родники «Северный» и «Южный»);
- Составить паспорта родников;
- Составить условно-графическое изображение местности родников;
- Выявить бытовое назначение родников;
- Провести обследование источников подземных вод по протоколу обследования источника подземных вод;
- Описать и сравнить растительный покров и животный мир прилегающей к родникам территории;
- Исследовать и сравнить химический и бактериологический состав воды родников «Северный» и «Южный» ;
- Проанализировать полученные данные с данными СанПиН 2.1.4. 1175-02 «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников»;
- Выяснить, какие природоохранные мероприятия необходимы для обустройства родников;
- Воспитать у учащихся бережное отношение к природе.
ОПИСАНИЕ ИССЛЕДУЕМЫХ ОБЪЕКТОВ
Местонахождение родничка «Северный» находится в 250метрах к западу от центральной части нашего города Котовска. Родничок находится в лесу, в районе общежития СПТУ №25. На севере от родника - жилой массив (ул. Гаврилова, ул. Дружбы).
Оно характеризуется тем, что река Цна в этом участке имеет ширину 28метров. Берега реки Цна песчаные, левый берег – пологий, где располагается пляж - основное место отдыха горожан; правый берег – крутой, внизу виден кварцит, размером 0,5-0,7метров. Справа от лодочной пристани находится родник, который вытекает из правого берега. Этот родник – объект нашего исследования. Родник имеет сток в реку Цна. Дно родника песчаное.
Местонахождение родничка «Южный» располагается в лесу, в 700 метрах к юго-западу от южной части города Котовска, в 650 метрах от профилактория «Лесная жемчужина».
Эта территория характеризуется тем, что река Цна в этом участке имеет ширину 15-18м, максимальная глубина до 2 метров. Средний расход воды на август месяц примерно составил 3-3,2 м3/сек.
Берега реки Цна песчаные, крутые. Слева внизу виден кварцит, размером 0,7 - 1метр. Справа от валуна виден наш родник, который вытекает из правого берега реки Цна. Этот родник и является объектом нашего исследования. Дно родника песчаное.
Мы любим свой город и боремся за его чистоту. Проводим регулярно работу по очистке родников «Северный» и «Южный» от сухих листьев, ила, бумаг, полиэтиленовых пакетов и другого бытового мусора.
Лесные родники очень нужны зверям и птицам для водопоя. Родники питают истоки и русла ручьев, речек, рек, восполняют и поддерживают водные режимы озер, прудов и болот, изливаются кристально чистыми струйками в балках и оврагах. Поэтому необходимо следить, чтобы родники были чистыми, чтобы вода из них свободно текла в ручьи. Необходимо беречь их от тех, кто не щадит ни красоту, ни чистоту природы. РОДНИК – бесценный дар, который нужно беречь и охранять. И если родник засорился, надо срочно расчистить его, тогда наши реки и озера будут полноводны.
ЖИВОТНЫЕ И РАСТЕНИЯ ВОДОЕМА И БЕРЕГОВОЙ ЗОНЫ
Видовой состав животного и растительного мира в прилегающих к роднику «Северный» и роднику «Южный» территорий представлен следующими
животными:
Млекопитающие: еж, мышь - полевка, белка, хорек, ласка
Птицы: синица, воробей, мухоловка - пеструшка, трясогузка белая, зяблик, поползень обыкновенный, зарянка обыкновенная, кукушка обыкновенная, дятел (большой пестрый), береговая ласточка, крачка обыкновенная
Пресмыкающиеся: уж
Земноводные: озерная лягушка, тритон, жерлянка, чесночница
Насекомые: оса, пчела, шмель, комары, клоп-водомерка, стрекоза, бабочки, кузнечики, водный скорпион.
Растениями:
В прилегающем к роднику «Северный» лесном массиве основным породообразующим видом является дуб черешчатый. Присутствует осина, клен остролистный, в подлеске с лещиной, кленом татарским, крушиной. В прибрежных участках ольха с порослями ивы.
В прилегающей к роднику «Южный» территории почвы серые. Древостой дубовый с примесью липы, клена остролистного, клена татарского, осины во втором ярусе. Подлесок состоит из лещины, жимолости лесной, бересклета бородавчатого.
Травянистый покров прилегающей к источникам территории, представлен следующими растениями:
Сныть обыкновенная – Aegopodium podagraria Вероника дубравная – Beronica chamaedrys Копытень европейский – Asarum europaeum Пролеска сибирская - Scilla sibirica Haworth Чистяк весенний – Ficaria verna Huds Ветреница лютиковая – Anemone ranunculoides Лук гусиный – Gagea lutea Мать-и-мачеха – Tussilago farfara Крапива двудомная – Urtica dioica Подорожник (большой и ланцетолистный) – Plantago (major L, lanceolata L) Чистотел большой – Chelidonium majus Полынь горькая – Artemisia absinthium Будра плющевидная – Glechoma hederacea Чертополох – Garduus crispus Лопух – Arctium minus (Hill) Bernh Лютик ползучий – Ranunculus repens Цикорий обыкновенный – Cichorium intybus Одуванчик обыкновенный – Taraxacum officinale Щавель конский – Rumex confertum Willd Лапчатка гусиная – Potentilla anserine Pогоз узколистный – Typha angustifolia Pяска – Lemna minor Kувшинка белая – Nymphaea alba Oсока – Carex dioica и др.
ОРГАНОЛЕПТИЧЕСКИЕ И ХИМИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ВОДЫ.
Для питьевого водоснабжения пригодна не всякая подземная вода. К качеству ее предъявляют жесткие требования, закрепленные СанПиН «Вода питьевая».
По своему составу и свойствам вода нецентрализованного водоснабжения должна соответствовать нормам СанПиН 2.1.4. 1175-02 «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников».
Для получения данных, нами были отобраны пробы воды родников «Северный» и «Южный» и сделан анализ.
Приведенные данные соответствуют протоколам №№86,87 «Исследование питьевой воды» ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Тамбовской области» родников.
Органолептические исследования приведены в таблице.
Родник | Запах | Привкус | Цветность | Мутность |
«Северный» | 3 балла | 3 балла | 28˚ | 2,3 балла |
«Южный» | 3балла | 3балла | 24˚ | 2,3балла |
Норма | Не более 2-3 | Не более 2-3 | Не более 30˚ | 3 |
Из таблицы следует, что по запаху, привкусу, мутности и цветности вода из родников не превышает допустимую норму.
Сравнивая родники, мы выяснили, что в родниках «Северный» и «Южный» пленки на поверхности воды нет, вода прозрачная, бесцветная, без запаха, без осадка.
Химические исследования:
Химические показатели | Родник «Северный» | Родник «Южный» |
РН | 6.3 | 6,5 |
Общая жесткость | 5,0 мг экв/дм³ | 2,8 мг экв/ дм³ |
Сухой остаток | 255,0 мг/дм³ | 255,5 мг/дм³ |
Хлориды | 50,0 мг/дм³ | 53,2 мг/дм³ |
Сульфаты | 57,0 мг/дм³ | 95,0 мг/дм³ |
Железо | 0,1 мг/дм³ | 0,1 мг/дм³ |
Окисляемость | 5,3 мг/дм³ | 5,2 мг/дм³ |
Фтор | 0,55 мг/дм³ | 0,55 мг/дм³ |
Аммиак | 0,19 мг/дм³ | 0,18 мг/дм³ |
Кальций | 37 мг/дм³ | 36,8 мг/дм³ |
Магний | 11,6 мг/дм³ | 11,3 мг/дм³ |
Нитриты | Следы | Следы |
Нитраты | Следы | Следы |
Проанализировав результаты лабораторных исследований можно сделать вывод, что анализ воды из источников показал соответствие требованиям СанПиН 2.1.4. 1175-02 «вода питьевая» по химическим и органолептическим показателям.
САНИТАРНО-МИКРОБИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Бактериологические показатели | Норма | Родник «Северный» | Родник «Южный» |
ОКБ (общие колиформные бактерии) | Отсутствие | Обнаружены | Обнаружены |
ОМЧ (общее микробное число) | До 50 КОЕ | 7 КОЕ | 9 КОЕ |
ТКБ (термотолерантные колиформные бактерии) | Отсутствие | Обнаружены | Обнаружены |
Проанализировав результаты санитарно-микробиологических исследований, можно сделать следующий вывод: в воде родников «Северный» и «Южный» наблюдается сильное бактериальное загрязнение, что не соответствует требованиям СанПиН 2.1.4. 1175-02 «вода питьевая».
Прежде всего, по бактериологическим показателям вода для питья должна быть безупречной!
Употреблять воду данных родников можно только в хозяйственных целях, для питья вода не пригодна. Мы считаем, что нет санитарно-защитной зоны, родники находятся в непосредственной близости с рекой (идет процесс смешивания родниковой воды с речной). А в осенний период, когда идут обильные дожди, и в весенний период, когда река выходит из своих берегов, происходит затопление родников.
Контроль за соблюдением требований санитарных правил осуществляется центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора в соответствии с Положением о Государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации.
Наша задача заключается в том, чтобы не только исследовать источники, но и продолжать принимать конкретные меры по их сохранению и благоустройству. На классных часах школьникам нужно разъяснять значимость родников.
ПРИРОДООХРАННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ
По благоустройству родничков «Северный» и «Южный» мы провели ряд природоохранных мероприятий:
- Очистили родник.
- Убрали листовой опад.
- Углубили дно родников.
- Очистили берег от мусора.
- Около родника проведена работа по привлечению птиц – построена «птичья столовая».
- Провели просвещение населения по вопросам бережного отношения к водным ресурсам.
- Составили график по очистке и уходу за родником.
- Ежемесячно проводится разъяснительная работа среди школьников по благоустройству и охране природы родного города.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ОБ ЭКОЛОГИЧЕСКОМ СОСТОЯНИИ РОДНИКА
По результатам лабораторного контроля качества воды из исследуемых нами родничка «Северный», расположенного в районе общежития СПТУ №25, и родника «Южный», расположенного в районе санатория – профилактория «Лесная жемчужина», мы выяснили, что в воде родников наблюдается сильное бактериальное загрязнение. Следовательно, пить воду из данных источников опасно для здоровья.
Причина, близкое расположение родников к реке и контакт с дождевыми и талыми водами. Нет санитарно-защитной зоны, отсутствует навес над родниками.
Цель, поставленная нами, выполнена полностью. После обследования родников «Северный» и «Южный», и проведения ряда природоохранных мероприятий, нам удалось привлечь к этим мероприятиям взрослых, которые помогли в вывозе мусора с территории исследуемых объектов. Дальнейшее сотрудничество школьников и взрослых приведет к полной очистке родников и, может быть, вода в них снова станет чистой и пригодной для питья.
ПЕРСПЕКТИВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- Проведение постоянных акций по очистке территории вокруг родников.
- Освещение своей деятельности в газете.
- Проведение экологической пропаганды по сохранению родников среди учащихся школ и их родителей.
- Благоустройство родников и поддержание чистоты и порядка.
Сочинение Моисеева Павла:
Родник
У нас в городе Котовске есть родник. К нему ходит много народу за водой. Это очень живописное место находится на берегу реки Цна.
Родник окружен зеленой листвой летом, золотой – осенью и ослепительным снегом – зимой. Из родника струится чистая вода. Были сделаны ступеньки, чтобы можно было спуститься к родничку. У дубка стоит икона с изображением Божьей Матери и младенца Иисуса Христа. Это очень интересное и удивительное место наш родник. Мне очень нравится там бывать, посидеть у реки, помечтать о чем-нибудь хорошем, здесь у меня появились поэтические строчки:
Родник – родничок с живящей
Водой,
Люблю я по долгу стоять
Над тобой.
Люблю тебя осенью и
Зимой,
Особенно, летней жаркой
Порой.
Родник, мой родник,
Ты меня напои,
Ты все печали мои
Унеси.
Приду к роднику,
Расскажу про печаль,
Водички попью-
Все уносится вдаль.
С душей просветленной
Уйду я домой.
И будет мне счастье,
И будет покой.
Скажу я спасибо за то
Роднику,
Печали ушли,
И домой я
Бегу!
ЛИТЕРАТУРА:
1. Антимонов Н.А. Исследования малых рек.- Л.: 1950
2. Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников. СанПиН 2.1.4. 1175-
02., Минздрав России, М.: 2003
3. Губанов И.А., Новиков В.С., Тихомиров В.Н. Определитель высших растений средней полосы европейской части СССР.- М.: 1981
4. Полянский И.И. Ботанические экскурсии.- М.: 1968
5. Протасов Л.Г. и др. Тамбовская энциклопедия.- Тамбов, 2004
6. Реки Тамбовской области /Под редакцией Дудника Н.И.- Тамбов, 1991
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка учебного занятия, основанного на применении учебно-исследовательской деятельности
Представленную разработку рекомендуется использовать на уроке обществознания в 9 классе. Данный макет урока отражает основные методы учебно-исследовательской деятельности, которые можно эффективно исп...
Учебно-исследовательский проект по немецкому языку "Мы-за здоровый образ жизни"
Урок- проект - это итоговое занятие по теме "Мы- за здоровый образ жизни". В результате проекта учащиеся работают над проблемой, как сохранить здоровье на долгие годы?...
Учебно-исследовательская работа по литературе. Тема: "Интересные факты из жизни М.Ю. Лермонтова".
Каждый может оценить уникальность творчества этого поэта и писателя, с первых страниц окунувшись в строки его произведений. Его жизнь тоже полна интересных фактов, которые помогают раскрыт...
Организация учебно-исследовательской и проектной деятельности в основной школе, как один из путей повышения мотивации и эффективности в учебном процессе.
В статье рассказывается как организация поректной деятельности в школе позволяет повысить мотивацию учащихся...
Развитие проектно-исследовательской компетентности учащихся при изучении курса "Решение проектных задач по биологии" посредством освоения ими методов научного познания и умений учебно-исследовательской и проектной деятельности.
Образовательная программа учреждения должна включать программу развития универсальных учебных действий, обеспечивающую «формирование у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельн...
Проблемы организации учебно-исследовательской/научно-исследовательской деятельности студентов на уроках обществознания в условиях реализации ФГОС СПО
Проблемы организации учебно-исследовательской/научно-исследовательской деятельности студентов на уроках обществознания в условиях реальзации ФГОС СПО...
Тезисы учебно- исследовательской работы "отношение к качеству жизни некоторых групп населения и возможность сохранения здоровья через закаливание "
В данном материалы представлены тезисы учебно- исследовательской работы Ученицы СОШ33 Вафиной лианы представленный на НПК им Моряковой проводимый в 2017 году , где рассматриваются основные...