Учебно-исследовательская работа "Родник-источник жизни".
творческая работа учащихся (10 класс) на тему

Моисеева Наталия Иановна

В наше время изучение родников представляет большой научный и практический интерес. Родник, или ключ, образуется при естественном выходе подземного водоносного слоя на поверхность. Родники являются важными источниками питания рек, участвуют в формировании рельефа, снабжают растения влагой. В последнее время для России жизненно важной проблемой является возвращение к истокам нашей культуры, возрождение идеи чуткого и бережного отношения к различным природным объектам, в том числе и к родникам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rodnik-istochnik_zhizni.docx42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное   бюджетное      учреждение

дополнительного    образования     «Дом детского творчества»

«  РОДНИК  –  ИСТОЧНИК   ЖИЗНИ  »

Учебно – исследовательская  работа   на тему:

Вода и мир.

Выполнил: Моисеев Павел                                                        

Руководитель: педагог дополнительного образования                                                          

                                               Моисеева Наталия Ивановна

2 0 1 6  год

г.К О Т О В С К

        

«Подземная вода есть самое большое полезное ископаемое»

А.П. Карпинский    

Мы привыкли к воде, ее мир постоянно окружает нас: океаны, моря, озера, реки, ледники, ручейки, дождь и снег. Вода находится не только на поверхности Земли. Встречаем мы ее и в земных недрах, где она заполняет пустоты горных пород и входит в состав минералов. Твердь земная, в сущности, пронизана водой.

Подземные воды - это наше богатство, их нужно изучать, разведывать, оберегать. Ведь рост населения, развитие промышленности и сельского хозяйства отрицательно влияют на подземные воды. Нужно больше внимания уделять очистке, охране и благоустройству уникальных мест выхода подземных вод на поверхность – родникам.

 В наше время изучение родников представляет большой научный и практический интерес. Родник, или ключ, образуется при естественном выходе подземного водоносного слоя на поверхность. Родники являются важными источниками питания рек, участвуют в формировании рельефа, снабжают растения влагой.

В последнее время для России жизненно важной проблемой является возвращение к истокам нашей культуры, возрождение идеи чуткого и бережного отношения к различным природным объектам, в том числе и к родникам. Все родники в нашей стране строго охраняются.

 Родник - бесценный дар, который нужно беречь и охранять.          Исследуемые нами родники находятся в лесном массиве северного и южного районов нашего города Котовска. Лес – одно из важнейших и уникальных созданий природы. Лес – любимое место отдыха горожан. Но, что мы видим после посещения человека: мусор везде, возле каждого пенька. Полиэтиленовые пакеты, обертки от мороженого, пластиковые бутылки, даже обувь и одежда – все находится здесь! А самое ужасное, что это порочный круг: где брошена одна бумажка, там непременно появится вторая, третья и т.д. Мы ведем борьбу за чистоту нашей природы. Ведь для решения проблемы, по сути дела, надо совсем чуть-чуть – участие каждого. А оно проявляется в малом – просто не оставляйте в лесу мусор. Поэтому мы призываем к сознанию человека, к его совести, что красота и порядок нужны всем людям. Как говорится в народе: чисто не там, где убирают, а там, где не сорят. Так будем же более благоразумны.    

      Поэтому мы, решили принять участие в научно-практической конференции учащихся «Человек и природа». В 2014 году, мы начали исследование родничка «Северный» северного микрорайона города, а в 2015 году, выбрали объект для исследования родничок «Южный» южного микрорайона города. В этом году, решили провести исследования данных родников и сравнить между собой их.

    Мы решили сделать общую характеристику родников «Северный» и «Южный» и поставили перед собой

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ:

  1. Выяснить месторасположение родников нашего города (родники «Северный» и «Южный»);
  2. Составить паспорта родников;

  1. Составить условно-графическое изображение местности родников;  

  1. Выявить  бытовое назначение родников;

  1. Провести обследование источников подземных вод по протоколу обследования источника подземных вод;

  1. Описать и сравнить  растительный покров и животный мир прилегающей к родникам территории;

  1. Исследовать и сравнить химический и бактериологический состав воды родников «Северный» и «Южный» ;

 

  1. Проанализировать полученные данные с данными СанПиН 2.1.4. 1175-02 «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников»;

  1. Выяснить, какие природоохранные мероприятия необходимы для обустройства родников;

  1. Воспитать у учащихся бережное отношение к природе.

ОПИСАНИЕ ИССЛЕДУЕМЫХ   ОБЪЕКТОВ

      Местонахождение родничка «Северный» находится в 250метрах к западу от центральной части нашего города Котовска. Родничок находится в лесу, в районе общежития СПТУ №25. На  севере от родника - жилой массив (ул. Гаврилова, ул. Дружбы).

 Оно характеризуется тем, что река Цна в этом участке имеет ширину 28метров. Берега реки Цна песчаные, левый берег – пологий, где располагается пляж - основное место отдыха горожан; правый берег – крутой, внизу виден кварцит, размером 0,5-0,7метров. Справа от лодочной пристани находится родник, который вытекает из правого берега. Этот родник – объект нашего исследования. Родник имеет сток в реку Цна. Дно родника песчаное. 

     Местонахождение родничка «Южный» располагается в лесу, в 700 метрах к юго-западу от южной части города Котовска, в 650 метрах от профилактория «Лесная жемчужина».

Эта территория характеризуется тем, что река Цна в этом участке имеет ширину 15-18м, максимальная глубина до 2 метров. Средний расход воды на август месяц примерно составил 3-3,2 м3/сек.

Берега реки Цна песчаные, крутые. Слева внизу виден кварцит, размером 0,7 - 1метр. Справа от валуна виден наш родник, который вытекает из правого берега реки Цна. Этот родник и является объектом нашего исследования. Дно родника песчаное. 

Мы любим свой город и боремся  за его чистоту. Проводим регулярно работу по очистке родников «Северный» и «Южный» от сухих листьев, ила, бумаг, полиэтиленовых пакетов и другого бытового мусора.

   Лесные родники очень нужны зверям и птицам для водопоя. Родники питают истоки и русла ручьев, речек, рек, восполняют и поддерживают водные режимы озер, прудов и болот, изливаются кристально чистыми струйками в балках и оврагах. Поэтому необходимо следить, чтобы родники были чистыми, чтобы вода из них свободно текла в ручьи. Необходимо беречь их от тех, кто не щадит ни красоту, ни чистоту природы. РОДНИК – бесценный дар, который нужно беречь и охранять. И если родник засорился, надо срочно расчистить его, тогда наши реки и озера будут полноводны.

ЖИВОТНЫЕ И РАСТЕНИЯ ВОДОЕМА И БЕРЕГОВОЙ ЗОНЫ  

Видовой состав животного и растительного мира в прилегающих к роднику «Северный» и роднику «Южный»  территорий представлен следующими

животными:

Млекопитающие: еж, мышь - полевка, белка, хорек, ласка

Птицы: синица, воробей, мухоловка - пеструшка, трясогузка белая, зяблик,                         поползень обыкновенный, зарянка обыкновенная, кукушка обыкновенная, дятел (большой пестрый), береговая ласточка, крачка обыкновенная

Пресмыкающиеся: уж

Земноводные: озерная лягушка, тритон, жерлянка, чесночница

Насекомые: оса, пчела, шмель, комары, клоп-водомерка, стрекоза, бабочки, кузнечики, водный скорпион.

Растениями:

     В прилегающем к роднику «Северный» лесном массиве основным породообразующим видом является дуб черешчатый. Присутствует осина, клен остролистный, в подлеске с лещиной, кленом татарским, крушиной. В прибрежных участках ольха с порослями ивы.

      В прилегающей к роднику «Южный» территории почвы серые. Древостой дубовый с примесью липы, клена остролистного, клена татарского, осины во втором ярусе. Подлесок состоит из лещины, жимолости лесной, бересклета бородавчатого.

 Травянистый покров прилегающей к источникам территории, представлен следующими растениями:

Сныть обыкновенная – Aegopodium podagraria                                                Вероника дубравная – Beronica chamaedrys                                            Копытень европейский – Asarum europaeum                                                Пролеска сибирская  -  Scilla sibirica Haworth                                                      Чистяк весенний – Ficaria verna Huds                                                                  Ветреница лютиковая – Anemone ranunculoides                                                                            Лук гусиный – Gagea lutea                                                                                                             Мать-и-мачеха – Tussilago farfara                                                                                           Крапива двудомная – Urtica dioica                                                                                            Подорожник (большой и ланцетолистный) – Plantago (major L, lanceolata L) Чистотел большой – Chelidonium majus                                                                                 Полынь горькая – Artemisia absinthium                                                                                    Будра плющевидная – Glechoma hederacea                                                               Чертополох – Garduus crispus                                                                                                                                                                                                                  Лопух – Arctium minus (Hill) Bernh                                                                                                       Лютик ползучий – Ranunculus repens                                                                 Цикорий обыкновенный – Cichorium intybus                                                      Одуванчик обыкновенный – Taraxacum officinale                                                            Щавель конский – Rumex confertum Willd                                                                      Лапчатка гусиная – Potentilla anserine                                                                  Pогоз узколистный – Typha angustifolia                                                                                                                                                                        Pяска – Lemna minor                                                                                        Kувшинка белая – Nymphaea alba                                                                           Oсока – Carex dioica и др.

ОРГАНОЛЕПТИЧЕСКИЕ И ХИМИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ВОДЫ. 

    Для питьевого водоснабжения пригодна не всякая подземная вода. К качеству ее предъявляют жесткие требования, закрепленные СанПиН «Вода питьевая».

     По своему составу и свойствам вода нецентрализованного водоснабжения должна соответствовать нормам СанПиН 2.1.4. 1175-02 «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников».

      Для получения данных, нами были отобраны пробы воды родников «Северный» и «Южный» и сделан анализ.

     Приведенные данные соответствуют протоколам №№86,87 «Исследование питьевой воды» ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Тамбовской области» родников.

Органолептические исследования приведены в таблице.

Родник

Запах

Привкус

Цветность

Мутность

«Северный»

3 балла

3 балла

28˚

2,3 балла

«Южный»

3балла

3балла

24˚

2,3балла

Норма

Не более 2-3

Не более 2-3

Не более 30˚

3

     

      Из таблицы следует, что по запаху, привкусу, мутности и цветности вода из родников не превышает допустимую норму.

     Сравнивая родники, мы выяснили, что в родниках «Северный» и «Южный»  пленки на поверхности воды нет, вода прозрачная, бесцветная, без запаха, без осадка.

Химические исследования:

Химические показатели

Родник «Северный»

Родник «Южный»

РН

6.3

6,5

Общая жесткость

5,0 мг экв/дм³

2,8 мг экв/ дм³

Сухой остаток

255,0 мг/дм³

255,5 мг/дм³

Хлориды

50,0 мг/дм³

53,2 мг/дм³

Сульфаты

57,0 мг/дм³

95,0 мг/дм³

Железо

0,1 мг/дм³

0,1 мг/дм³

Окисляемость

5,3 мг/дм³

5,2 мг/дм³

Фтор

0,55 мг/дм³

0,55 мг/дм³

Аммиак

0,19 мг/дм³

0,18 мг/дм³

Кальций

37 мг/дм³

36,8 мг/дм³

Магний

11,6 мг/дм³

11,3 мг/дм³

Нитриты

Следы

Следы

Нитраты

Следы

Следы

     Проанализировав результаты лабораторных исследований можно сделать вывод, что анализ воды из источников  показал соответствие требованиям СанПиН 2.1.4. 1175-02 «вода питьевая» по химическим и органолептическим показателям.

САНИТАРНО-МИКРОБИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Бактериологические

показатели

Норма

Родник

«Северный»

Родник

«Южный»

ОКБ

(общие колиформные бактерии)

Отсутствие

Обнаружены

Обнаружены

ОМЧ

(общее микробное число)

До 50 КОЕ

7 КОЕ

9 КОЕ

ТКБ

(термотолерантные колиформные бактерии)

Отсутствие

Обнаружены

Обнаружены

     Проанализировав результаты санитарно-микробиологических исследований, можно сделать следующий вывод: в воде родников «Северный» и «Южный» наблюдается сильное бактериальное загрязнение, что не соответствует требованиям СанПиН 2.1.4. 1175-02 «вода питьевая».

     Прежде всего, по бактериологическим  показателям вода для питья должна быть безупречной!

    Употреблять  воду данных родников можно только в хозяйственных целях, для питья вода не пригодна. Мы считаем, что нет санитарно-защитной зоны, родники находятся в непосредственной близости с рекой (идет процесс смешивания родниковой воды с речной). А в осенний период, когда идут обильные дожди, и в весенний период, когда река выходит из своих берегов, происходит затопление родников.

     Контроль за соблюдением требований санитарных правил осуществляется центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора в соответствии с Положением о Государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации.

     Наша задача заключается в том, чтобы не только исследовать источники, но и продолжать принимать конкретные меры по их сохранению и благоустройству. На классных часах школьникам нужно разъяснять значимость родников.        

     

                ПРИРОДООХРАННЫЕ  МЕРОПРИЯТИЯ

 

По благоустройству родничков «Северный» и «Южный» мы провели ряд природоохранных мероприятий:

  1. Очистили родник.
  2. Убрали листовой опад.
  3. Углубили дно родников.
  4. Очистили берег от мусора.
  5. Около родника проведена работа по привлечению птиц – построена «птичья столовая».
  6. Провели просвещение населения по вопросам бережного отношения к водным ресурсам.
  7. Составили график по очистке и уходу за родником.
  8. Ежемесячно проводится разъяснительная работа среди школьников по благоустройству и охране природы родного города.

         

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ОБ ЭКОЛОГИЧЕСКОМ СОСТОЯНИИ РОДНИКА

      По результатам лабораторного контроля качества воды из исследуемых нами родничка «Северный», расположенного в районе общежития СПТУ №25, и родника «Южный», расположенного в районе санатория – профилактория «Лесная жемчужина», мы выяснили, что в воде родников наблюдается сильное бактериальное загрязнение. Следовательно, пить воду из данных источников опасно для здоровья.

     Причина, близкое расположение родников к реке и контакт с дождевыми и талыми водами. Нет санитарно-защитной зоны, отсутствует навес над родниками.

   

      Цель, поставленная нами, выполнена полностью. После обследования родников «Северный» и «Южный», и проведения ряда природоохранных мероприятий, нам удалось привлечь к этим мероприятиям взрослых, которые помогли в вывозе мусора с территории исследуемых объектов.                           Дальнейшее сотрудничество школьников и взрослых приведет к полной очистке родников и, может быть,  вода в них снова станет чистой и пригодной для питья.

            ПЕРСПЕКТИВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  • Проведение постоянных акций по очистке территории вокруг родников.
  • Освещение своей деятельности в газете.
  • Проведение экологической пропаганды по сохранению родников среди    учащихся школ и их родителей.
  • Благоустройство родников и поддержание чистоты и порядка.

Сочинение  Моисеева Павла:

                           Родник

    У нас в городе Котовске есть родник. К нему ходит много народу за водой. Это очень живописное место находится на берегу реки Цна.

    Родник окружен зеленой листвой летом, золотой – осенью и ослепительным снегом – зимой. Из родника струится чистая вода. Были сделаны ступеньки, чтобы можно было спуститься к родничку. У дубка стоит икона с изображением Божьей Матери и младенца Иисуса Христа. Это очень интересное и удивительное место наш родник. Мне очень нравится там бывать, посидеть у реки, помечтать о чем-нибудь хорошем, здесь у меня появились поэтические строчки:

Родник – родничок с живящей

Водой,

Люблю я по долгу стоять

Над тобой.

Люблю тебя осенью и

Зимой,

Особенно, летней жаркой

Порой.

Родник, мой родник,

Ты меня напои,

Ты все печали мои

Унеси.

Приду к роднику,

Расскажу про печаль,

Водички попью-

Все уносится вдаль.

С душей просветленной

Уйду я домой.

И будет мне счастье,

И будет покой.

Скажу я спасибо за то

 Роднику,

Печали ушли,

 И домой я

Бегу!

                         ЛИТЕРАТУРА:

1. Антимонов Н.А. Исследования малых рек.- Л.: 1950

2. Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного         водоснабжения. Санитарная охрана источников. СанПиН 2.1.4. 1175-

      02., Минздрав России, М.: 2003

3. Губанов И.А., Новиков В.С., Тихомиров В.Н. Определитель высших    растений средней полосы европейской части СССР.- М.: 1981

 

4. Полянский И.И. Ботанические экскурсии.- М.: 1968

5. Протасов Л.Г. и др. Тамбовская энциклопедия.- Тамбов, 2004

    6. Реки Тамбовской области /Под редакцией Дудника Н.И.- Тамбов, 1991    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка учебного занятия, основанного на применении учебно-исследовательской деятельности

Представленную разработку рекомендуется использовать на уроке обществознания в 9 классе. Данный макет урока отражает основные методы учебно-исследовательской деятельности, которые можно эффективно исп...

Учебно-исследовательский проект по немецкому языку "Мы-за здоровый образ жизни"

Урок- проект - это итоговое занятие по теме "Мы- за здоровый образ жизни". В результате проекта учащиеся работают над  проблемой, как сохранить здоровье на долгие годы?...

Учебно-исследовательская работа по литературе. Тема: "Интересные факты из жизни М.Ю. Лермонтова".

Каждый может оценить уникальность творчества этого поэта и писателя, с первых страниц окунувшись  в строки его произведений.  Его жизнь тоже полна интересных фактов, которые помогают раскрыт...

Организация учебно-исследовательской и проектной деятельности в основной школе, как один из путей повышения мотивации и эффективности в учебном процессе.

В статье рассказывается как организация поректной деятельности в школе позволяет повысить мотивацию учащихся...

Развитие проектно-исследовательской компетентности учащихся при изучении курса "Решение проектных задач по биологии" посредством освоения ими методов научного познания и умений учебно-исследовательской и проектной деятельности.

Образовательная программа учреждения должна включать программу развития универсальных учебных действий, обеспечивающую «формирование у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельн...

Проблемы организации учебно-исследовательской/научно-исследовательской деятельности студентов на уроках обществознания в условиях реализации ФГОС СПО

Проблемы организации учебно-исследовательской/научно-исследовательской деятельности студентов на уроках обществознания в условиях реальзации ФГОС СПО...

Тезисы учебно- исследовательской работы "отношение к качеству жизни некоторых групп населения и возможность сохранения здоровья через закаливание "

В данном материалы представлены тезисы  учебно- исследовательской работы Ученицы СОШ33 Вафиной лианы представленный на НПК им Моряковой проводимый в 2017 году , где рассматриваются основные...