Внеклассное мероприятие "ДА ПРАВИТ МИРОМ ЛЮБОВЬ…!"
классный час на тему

сформировать представление учащихся о том, что движущей силой жизни является любовь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл da_pravit_mirom_lyubov.docx30.19 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное

общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2»

село Дивное, Апанасенковский  район

Журавлева Марина Витальевна

«ДА ПРАВИТ МИРОМ ЛЮБОВЬ…!»

Цель: сформировать представление учащихся о том, что движущей силой жизни является любовь.

Задачи:

1)учебные: дать понятие условнометафорической прозы как одного из направлений современной литературы, продолжить обучение анализу художественного текста

2)развивающие: развивать образное мышление, речь, логику;

3)воспитательные:  формировать у обучающихся  представление об общечеловеческих ценностях

Ожидаемые результаты:

Личностные: самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию;

Метапредметные:  нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков; развитие  моральной готовности противостоять Злу;

Предметные:  заинтересованность современной литературой;

Оборудование: тексты из романа М.Семеновой «Волкодав»

Ход урока:

  1. Вступительное слово

- У этих жриц заведено странствовать, лечить, учить… А чтобы  безоружные женщины живыми возвращались домой, их Богиня даровала своим ученицам Искусство Кан-Киро веддаари лургва.. «Именем Богини, да правит миром Любовь».

Кан-Кендарат говорила: « Покалечишь врага, он еще больше озлобится. А надо, чтобы совесть проснулась. Она это умела.. А это и есть совершенство».

  1. Работа над текстом.

- Это слова главного героя М.Семеновой – Волкодава. Сегодняшний  классный час мы начнем со знакомства с произведением «Волкодав».

 –Но прежде вернемся к теме.

- О чем говорит многоточие? (О незавершенности).

- Значит, наша задача – завершить ее.

- Давайте разберемся в главном слове  темы.

- Что это за слово? (Любовь).

-Посмотрим, какое толкование оно имеет в словарях.

Любовь – состояние любящего, страсть, сердечная привязанность, склонность; вожделение; охота, расположение к чему-либо.

                                          (В.И.Даль)

Любовь – чувство привязанности, основанное на общности интересов, идеалов, симпатии, близости к чему-либо;

иметь склонность, пристрастие, интерес к чему-либо.

                                                                            (М.С. Лапатухин)

- Какое бы толкование дали вы?

  1. Краткий экскурс по произведению.

(Работа с отрывками из текста, тексты распечатаны).

        - События в романе раскрываются не последовательно: в самом начале мы встречаем главного героя, совершающего месть, и только потом постепенно узнаем о его детстве, о судьбе его рода и т.д. Но мы позволим себе проследить его жизнь в хронологическом порядке.

Роман М. Семеновой относится к условнометафорической прозе, которой свойственны нереалистичность, переносный смысл, элементы мистики, вымысел, сказки. Поэтому пусть вас не удивляют названия племен, стран, городов, и т.д., при близком рассмотрении мы легко угадываем в венах-славян, в аррантах–греков, в мономантанцах–негров, в сегванах –викингов и т.д.

Мальчику 12 лет, на их род ночью, предательски, нападает кунс Винитарий по прозвищу Людоед. На глазах ребенка погибает отец и мать, которую мальчишка пытается защитить. (Текст 1) Задание: подчеркните слова, относящиеся к нашей теме, к слову ЛЮБОВЬ. (Это задание относится ко всем отрывкам ).

Он остается единственным из рода Серого Пса, его продают в рабство в Самоцветные горы. Там добывают драгоценные камни. Люди работают в нечеловеческих условиях, попавшие туда не возвращаются. А наш герой  выжил и даже вышел на свободу спустя 7 лет. А через 4 года отомстил. (Текст 2). Задание + (Текст 3)

- Можно ли выполнить задание по этому тексту? Почему? Так правит миром любовь или нет?

- Продолжим. Волкодав отомстил за поруганную честь рода и должен умереть, выполнив долг, но на его путь встают незнакомые люди: Ниилит, рабыня, которую он вырвал из лап Людоеда, Тилорн-пленник Людоеда. Они не дают ему умереть, а еще им помогает Нелетучий Мыш, летучая мышь, не покидающая Волкодава никогда. (Текст 4). Задание: (такое же).

Эти люди, позже к ним присоединятся аррант Эврих, которого тоже спасет Волкодав, станут ему «семьей». (Тексты  5-7). Задание: (такое же). Но не о такой семье мечтает Волкодав, а о настоящей. Он чувствует горечь сиротства (Текст 8).Задание: Венны очень уважают женщину ( Текст 9-11). Задание.

В традициях их племени женщина выбирает мужчину, даря ему бусину, которую он носит с гордостью. Он уснул под яблоней, и к нему подошла девочка-дурнушка лет 10. И в доказательство того, что она тоже кому-то понравится,  подарила бусину Волкодаву. За что была наказана родителями. Но  эта встреча не прошла для него бесследно.(Текст 12) Задание: (..)

Не один раз он будет перемещаться в пространстве и в образе ПСА спасать ее от смерти, а она  - его.

  1. Подведем итоги. Впереди героя ждут новые приключения и опасности. Но из всех злоключений он выйдет с благородством.
  2. Рефлексия. Давайте закончим тему урока: «Да правит миром Любовь…       к дому, семье, женщине, ближнему…..».
  3. Д/р:   (по выбору учащихся)

                1.Написать сочинение «Да правит миром Любовь…»

                2.Создать презентацию «Да прваит миром Любовь…» (по произведениям русских и зарубежных писателей).

Приложение к  уроку

Текст 1

 «Мама, беги! — Серый Пёс двенадцати лет от роду подхватил с земли кем-то брошенную сулицу и кинулся наперерез молодому комесу, выскочившему из-за амбара. — Мама, беги!..»

Бывалый воин не глядя, небрежно отмахнулся окровавленным мечом. Однако молокосос оказался увёртлив. Mm свистнул над русой головой, не причинив вреда, мальчишка метнулся под руку сегвана, и тонкое, острое жало сулицы воткнулось тому в лицо, как раз под бровь.

«Мама, беги..

Текст 2

Он вырвался, но от себя ведь не уйдёшь. У того, кто семь лет пел Песнь Отчаяния и Песнь Смерти, душа смерзается ледяным комом. Может, бывают среди людей и такие, кто даже оттуда сумел бы вынести в сердце радость и доброту. Но к Волкодаву это не относилось. Ещё четыре года после тех семи он сам истреблял в себе человека. Он должен был стать воином. Убить Людоеда. И умереть. Всё. Сколько ни вразумляла, сколько ни ото- февала его Мать Кендарат, ничего у неё так и не получилось. Теперь... А теперь, наверное, было слишком поздно.

Текст 3

Винитарий был опытным воином и не утратил былой сноровки, даже порядочно разжирев. Он кинулся к оружию, висевшему на стене, с удивительной быстротой, которой на первый взгляд трудно было от него ожидать. Но в это время Волкодав метнул копьё. Оно пробило живот Людоеда, отбросило его назад, со страшной силой ударило в стену и застряло, насмерть зажатое расщеплённым бревном!

Текст 4

Волкодав нагнулся и взял его на руки, точно ребёнка. Рёбра ответили сумасшедшей болью, от которой перед глазами встали зелёные круги. Ладно, не в первый раз. И, видят Боги, не в последний. Волкодаву показалось, будто он медленно пробуждался от долгого, очень долгого сна. Ветер был тёплым и в самом деле нёс запах черёмухи. Надо, чтобы Мыш снова летал. Надо купить крепкого вина и шёлковых ниток. Надо приодеть девчонку Ниилит и раздобыть ей хоть какие-никакие бусы на шею. Хотя бы из крашеного стекла, которое коробейники усердно выдают за халисунские сапфиры. Да подкормить этого Тилорна, в чём душа держится...

Пустота, зиявшая впереди, постепенно  заполнялась.

Он унёс больного мудреца за кусты, помог выпрямиться и проворчал:

  • Называй меня Волкодавом.

Текст 5

Ниилит повисла у него на шее. Она не плакала, только дрожала всем телом. Волкодав гладил растрёпанные чёрные кудри и думал, что непременно найдёт для неё такой дом, где в эти волосы никогда больше не вцепится ничья жадная лапа. А если такого дома нет на земле, он его выстроит.

Текст 6

Глядя снизу вверх, венн долго рассматривал точёный профиль Тилорна, спавшего на кровати, и впервые думал о том, что мудрец был красив. Мудрость, мужество, красота... И такого человека Людоед держал в клетке, пытками добиваясь... чего? Чтобы он ему алмазы вываривал из дерьма?..

Я выстрою дом, думал Волкодав. Ему и Ниилит. Мы уйдём в верховья Светыни, туда, где самый корень веннского племени... И там я выстрою дом.

Есть ли такое место на свете, где можно выстроить дом, и мужчина, уходя из него, не станет бояться, что в его отсутствие дом ограбят и спалят враги? Где не швыряют камнями в щенков, а красивая девушка, встретив в лесу незнакомого мужчину, безо всякого страха говорит ему «здравствуй» ? Где цветут яблони и зреет малина, где шумит вековой бор, а ледяные ручьи с хрустальным звоном сбегают со скал...

Волкодав подумал о Богах, которые одни только, наверное, и знали ответ. ИДИ, сказано было ему. ИДИ И ПРИДЕШЬ...

Текст 7

Это было сродни прикосновению. Дотянулась невидимая рука и погладила его по щеке. Мы любим тебя, Волкодав. Мы очень любим тебя. Мы всегда будем помнить тебя и ждать. Возвращайся ДОМОЙ...

Волкодав поднял голову и — будь что будет — позволил себе несколько мгновений неотрывно смотреть на холм, круглую вершину которого венчало пять человеческих силуэтов, тёмных против облачного неба. Ниилит, жмущаяся к Тилорну. Волкодав так и не попытался спросить, откуда родом мудрец. А теперь, скорее всего, и случая-то не будет спросить. Эврих. Тоже не разбери-поймёшь: по речам вроде аррант, а повадки... младший брат Тилорна, по молодости лет ещё не отвыкший кичиться книжной учёностью...

Старый Варох с внучком Зуйко...

Они махали ему руками, все пятеро.

Волкодав почувствовал, как дрогнуло сердце, а перед глазами появился туман, который он поспешно сморгнул. Совсем как тогда, черёмуховой весной, когда он смотрел из леса на свой родной дом. И думать не думал, что вновь испытает нечто подобное.

Если бы я убил Людоеда днём, я никогда не встретил бы этих людей. Потому что сам бы погиб. Да и кое-кого из них, надобно думать, уже не было бы в живых. Но я пришёл ночью, и вот она, моя семья, — стоит на холме. Моя семья.

Которую Хозяйка Судеб снова у меня отнимает.

Но я поступил так, как поступил, и ни о чём не жалею, потому что, со мной или без меня, они всё-таки живы.

Текст 8

Когда-то, очень давно, маленький мальчик из рода Серого Пса впервые задумался о том, как это, должно быть, горько и страшно — жить бездомным сиротой, у которого все пожитки вполне умещаются в полупустом мешке за спиной. А теперь он и сам вот уже двенадцатый год другой жизни не знал. И узнает ли — не у кого спросить...

Текст 9

Волкодав поставил локти на меч, и тот едва заметно прогнулся. Волкодав долго молчал. Как объяснить чужаку, что там, наверху, есть Великая Мать, Вечно Сущая Вовне, которая однажды в день весеннего равноденствия родила этот мир вместе с Богами, людьми и девятью небесами? Как рассказать ему, что Хозяйка Судеб, Богиня закона и правды — женщина? И ещё о том, как из другого мира прилетела пылающая гора, и Отец Небо "заслонил Мать Землю собой?..

Позже любопытный Тилорн ещё расспросит его и мало-помалу вызнает всё. В частности, и то, что ни один венн не лёг бы наземь ничком, приникая к ней, как к жене, если только не справлялся обряд засевания поля. Ну там ещё на войне или на охоте, когда другого выхода нет. Но пока до этого было далеко, и Волкодав мрачно молчал, отчаиваясь подыскать нужное слово.

Женщины святы! — сказал он наконец. И больше ничего не добавил!

Текст 10

Вечером, выбравшись во двор подышать. Волкодав засмотрелся на старую яблоню, росшую подле крыльца. Раскрывшиеся цветы нежно-розовым облаком окутывали её до самой верхушки, но узловатый, исковерканный ствол и корявые сучья говорили о трудно прожитом веке.

Так, бывает, немолодая женщина вынет из сундука красно-белое свадебное платье, приложит к груди — и задумается и вновь станет похожа на ту юную красавицу, которой когда-то была…

Текст 11

Такие же яблони росли у него дома...

Как всегда, при мысли о доме слева в груди заныло глухо и тяжело. Волкодав закрыл глаза и, откинув голову, прижался к дереву затылком. Какие яблоки чуть не до нового урожая хранились в общинном подполе, в больших плетёных корзинах, — румяные, сочные слитки благословенного солнца... Какой дух всегда был в том подполе, войдёшь — и точно мать в щёку поцеловала... Ни один Серый Пёс не дерзнул бы обидеть старую яблоню. Это ведь всё равно что обидеть женщину, которая с возрастом утратила материнство и сменила рогатую бисерную кику на скромный платок…

Кто теперь полными вёдрами разбрасывал под яблонями навоз, кто подпирал жердями тяжёлые, клонящиеся ветви, кто благодарил за добро?

Старое, мудрое дерево с заботливой лаской смотрело на молодого бестолкового парня…

Текст 12

Волкодав лежал рядом с ней и смотрел в бледное небо, слушая невнятный шум затихающего города. Бок и бедро ощущали нежное, доверчивое тепло её тела, и Волкодав вспоминал виденное когда-то в детстве: громадный грозный  пёс, растянувшийся  на солнышке у крыльца…и маленький трехцветный котенок с коротким хвостиком – морковочкой, устроившийся возле самой его морды, в каком-то вершке от страшных клыков…

Потом он в который уже раз подумал о девочке, чья хрустальная бусина по-прежнему висела у него на ремешке. Волкодав улыбнулся. Он обязательно разыщет её. Через несколько лет, когда она войдёт в возраст невесты. И если его самого до тех пор не убьют. Может, она к тому времени начисто позабудет хмурого парня, сидевшего под розовой яблоней. А может, и не позабудет. Пускай все свершится так, как отмерила Хозяйка Судеб. Пускай  себе идет замуж за кого пожелает, за него ли, не за него. Волкодав знал, что всё равно будет благодарен этой девочке до конца своих дней. Потому что именно она объяснила ему, что он всё-таки жив. Одиннадцать лет перед этим он был мёртв. Даже хуже мёртвого. Как ещё назвать человека, тысячу раз уходившего от смерти единственно ради того, чтобы убить другого человека и умереть самому?..И лишь в тот вечер впервые дрогнул в нём промороженный кусок льда, который другие люди называли душой, впервые шевельнулась в груди частица тепла…

         Двадцатитрёхлетний мужчина, из-за седины и шрамов выглядевший на все сорок, вспоминал маленькую девочку, которой только ещё предстояло стать девушкой, смотрел в небо и улыбался неизвестно чему.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Всему начало - любовь"

Внеклассное мероприятие "Всему начало - любовь" интересно и с точки зрения воспитания ,и с точки зрения творческого развития детей одной или нескольких возрастных групп. Оно раскрывает многогранность ...

Конспект внеклассного мероприятия "Весна. Женщина. Любовь..."

Устный журнал "Весна. Женщина. Любовь..."  Расширение кругозора. Воспитание чувства прекрасного, уважения к женщине. Формирование нравственно - эстетических ценностей....

Внеклассное мероприятие по литературе "Любовь - волшебная страна"

Данная методическая разработка направлена на нравственно-эстетическое воспитание учащихся. Цель мероприятия «Литературное кафе «Любов...

Урок внеклассного чтения по литературе "Любовь и вера" (по книге А.Владимирова "Любовь и вера")

Размышления, решения проблемных вопросов на уроке относительно любви, какой она должна быть для верующего человека. Насколько важна для современных юношей и девушек нравственная чистота?...

Право на любовь

Информация для приемных родителей...

Занятие для родителей в рамках Дня правовой помощи "Право на любовь"

Уважаемые родители, хочу обратить ваше внимание на  права  ребенка, которые мы, родители, порой игнорируем, может  забываем, может не придаем особого значения, а ведь именно они формиру...

Литературная гостиная " Пусть миром правит только любовь"

Данное мероприятие направлено на развитие личности учащихся, расширение кругозора, воспитание эстетического вкуса , привитие интереса к литературе,поэзии,музыке....