Конспект занятия "Тюльпан"
план-конспект на тему
На занятии в объединении "Художественная роспись" учащиеся 1 года обучения научатся писать цветок тюльпана в технике вологодской свободно-кистевой росписи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tyulpan.docx | 276.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия в группе 1 года обучения объединения
«Художественная роспись»
Тема «Тюльпан».
Цель: освоение написания элемента «тюльпан» в технике вологодской свободно-кистевой росписи.
Задачи:
- Познакомить учащихся символикой и историей появления цветка тюльпана.
- Создать условия для освоения написания тюльпана, как элемента вологодской свободно-кистевой росписи.
- Развивать творческое мышление, наблюдательность.
- Формирование коммуникативных качеств.
- Способствовать воспитанию чувства гордости за свою Родину, интереса к изучению традиций и обычаев своих предков.
Методы обучения: диалогический, репродуктивный, эвристический
Приёмы преподавания: беседа, объяснение, демонстрация, постановка вопросов.
Приёмы учения: наблюдение, слушание, ответы на вопросы, выполнение самостоятельной работы.
Зрительный ряд: мультимедийная презентация, таблица с последовательной методикой написания цветка тюльпана.
Материалы для учителя: тонированные листы, кисти и краски для показа.
Материалы для учащихся : Прялка с вологодско-кистевой росписью. На партах - тонированные листы для эскизов, краски (гуашь, разведённая водой до сметанообразного состояния) кисти, палитры, баночки с водой, тряпка или салфетка для кистей.
Ход занятия:
1. Организационная часть
- Приветствие учащихся
- Проверка готовности к занятию.
2. Повторение пройденного.
- Какую народную роспись вы начали изучать? (Вологодскую свободно-кистевую)
- Что расписывали мастера? (Прялки, двери, шкафы, заборки)
- Какие элементы росписи вы уже изучили?
3. Объявление темы занятия.
Сегодня вы продолжите изучение росписи и освоите написание еще одного элемента. А какого именно, вы узнаете, отгадав загадку:
Из луковки вырос,
А в пищу негож.
На яркий стаканчик
Цветок тот похож. (Тюльпан)
Изображение этого цветка очень часто встречается в работах мастеров вологодской росписи. Прежде, чем приступим к изучению написания тюльпана, посмотрим презентацию. Вы узнаете историю появления этого цветка, легенду о нём, какие бывают сорта тюльпана и символом каких стран он является.
Просмотр мультимедийной презентации сопровождается рассказом педагога.
Именно Персия официально считается родиной прекрасного цветка. В этой стране цветок тюльпана носил название «дульбаш» — турецкая чалма, от которого впоследствии произвели слово «тюрбан», а также и русское название цветка — «тюльпан».
Из Персии цветок распространялся по территории Азии и попал в Турцию. Сейчас тюльпан – это символ Турции. Логотип с его изображением можно встретить здесь повсюду. В апреле Стамбул превращается в тюльпановый город, где каждая улица радует глаза прохожих цветочными шедеврами. Миллионы тюльпанов высаживают по всему городу: на уличных клумбах, в парках и аллеях. В это время года здесь проводится «Фестиваль тюльпанов», знаменитый на весь мир. Многие туристы специально приезжают, каждую весну в Турцию, чтобы своими глазами посмотреть на всю эту красоту.
В 17 веке тюльпаны попали в Голландию, и увлечение ими стало там настолько сильным, что превратилось почти в болезнь. Луковицы тюльпана стоили страшно дорого. За одну луковицу цветка платили сразу по 24 четверти пшеницы, 48 четвертей ржи, 4 жирных быка, 8 свиней, 12 овец, 2 бочки вина, 4 бочки пива, масло, сыр, связку платьев и один серебряный кубок. Даже третий сорт тюльпана стоил карету и пару лошадей.
С тех пор тюльпан является символом Голландии. В этой стране ежегодно проходит фестиваль цветов.
Тюльпаны любили все – от простых смертных до кардиналов и королей. Про эти цветы слагали песни, рассказывали сказки. Например, в Англии считали, что головки тюльпанов служат колыбельными для маленьких эльфов и детей фей, которых ветер баюкает в этих цветочных люлечках.
Существует интересная легенда об этом цветке. Говорят, что в золотом бутоне жёлтого тюльпана было заключено счастье. А так как каждый человек хочет быть счастливым, то к желтому тюльпану стали постоянно приходить люди. Каждый надеялся, что желтый тюльпан именно ему сможет подарить счастье, и ждал, когда он зацветет. Проходили дни, проходили ночи. Вслед за днями пошли недели, но желтый тюльпан по-прежнему не открывался. Что только не придумывали люди, а тюльпан не открывался. Дело в том, что чтобы получить счастье от желтого тюльпана, необходимо, чтобы он открылся сам. И откроется он именно тому, кто искренне будет желать счастья всем людям. Кто будет чист и открыт для доброты. В один солнечный день мимо цветка случайно пробегал маленький мальчик. Цветок очень понравился мальчику и он ему улыбнулся, а потом и засмеялся. Позже он принес воды и полил его. И тут случилось чудо! Желтый тюльпан начал расцветать и открылся, ему понравилось, что мальчик начал заботиться о нем. То, чего не в силах были сделать ни сила, ни заклинания — сделал веселый, беззаботный смех ребенка, так как детство — действительно единственная пора всей нашей жизни, когда проглядывает по временам настоящее счастье.
Тюльпан символизирует дружелюбие, хорошее настроение и счастье, поэтому дарить его принято счастливым людям.
Селекционеры в Турции, Голландии и других стран выводят новые сорта растения, красотой которых восхищается весь мир.
Розовые цветы – знак счастья, радости, нежности. Розовые тюльпаны можно подарить подруге, сестре, возлюбленной.
Белые цветы символизируют чистую, искреннюю любовь. Белые тюльпаны дарят, когда хотят попросить прощения.
Красный цвет тюльпана – знак страстной любви, пылкости, огня, бури эмоций.
Желтые тюльпаны вовсе не знак разлуки и измены, это цветы радости, символ счастливой улыбки любимого человека.
Сиреневые тюльпаны дарят в знак привязанности, душевного тепла.
4. Физминутка
Наши алые цветки (ладошки сложены перед собой в виде тюльпана)
Распускают лепестки (раскрываем ладошки, как будто бы бутон раскрывается);
Ветерок чуть дышит (дуем на ручки),
Лепестки колышит (производим плавные покачивания кистями рук).
Наши алые цветки
Закрывают лепестки (пальцы медленно соединяются, образуя цветок),
Тихо засыпают, головой качают (цветок снова покачивается на ветру).
Целеполагание.
Ребята, а вы хотели бы научиться писать тюльпаны так, как делали это старые мастера росписи? Скажите, какова цель нашего занятия?
- Освоить написание элемента свободно-кистевой росписи – «тюльпан».
5. Практическая работа.
Приготовьте цветной фон. Наберите синюю краску на кисть (№3-5), приведите её в рабочее состояние. Удерживая кисть перпендикулярно листу бумаги, напишите вертикальный мазок (вертикальный лист) – подмалёвок центрального лепестка тюльпана.
Последовательность написания элемента «ТЮЛЬПАН»
Оформите кисть на палитре и напишите левый лепесток в виде изогнутого листа. Пишите элемент «лист» в удобном для вас направлении. Для удобства письма лист с фоном можно поворачивать. Оформите кисть на палитре и пишите правый, симметричный лепесток. Подмалёвок тюльпана готов. В случае если что-то вас не устраивает в форме цветка, исправьте это на данном этапе.
Снова приведите кисть в рабочее состояние, наберите оживку и повторите написание тюльпана по подмалёвку с оживкой в следующей последовательности: левый лепесток правый лепесток и центральный лепесток
Припишите к тюльпану зелёные листья и стебель, при необходимости оживите и их.
Написание и оживление элемента «тюльпан» пробелами и графической оживкой производится в той же последовательности. Традиционные цвета элемента «тюльпан», варианты написания и композиции с ним рассматриваются отдельно по каждому району Вологодской области.
- Проверим вашу готовность к работе. Спина у вас должна быть прямая, голова чуть наклонена над работой. Не следует наклоняться слишком низко. Разведённые в баночках краски находятся от вас справа и впереди. Рядом кисти и банка с водой. С левой стороны от вас – ткань для вытирания кистей. (Дети проверяют рабочие места).
Каждый элемент росписи несет в себе определенный смысл, направленный на охрану, плодородие, благопожелание. Букет- пожелание благополучия, здоровья, вечной молодости. Роза - процветание, красота. Тюльпан («котел») - богатство.
Учащиеся самостоятельно тренируются в написании элемента росписи.
- Просмотр и анализ работ.
Организация коллективной проверки самостоятельной работы и оценочных высказываний обучающихся.
- Подведем итог занятия. Что нового вы сегодня узнали и запомнили? Чему научились?
- Рефлексия.
- Поднимите, пожалуйста, руку, кто остался доволен своей работой?
- Кто считает, что работу не успел завершить?
- Как можно использовать вашу сегодняшнюю работу?
(В качестве открытки)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.
Презентация конспекта урока на немецком языке в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»
Урок с использованием ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы. В практический модуль входи...
РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ.АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК.
Говорение на иностранном языке, особенно в монологической форме, представляет большую трудность для учащихся.Обучение с помощыо метода опорных сигналов открывает большие возможности в развитии речи уч...
КОНСПЕКТ интегрированной непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Поздняя осень» КОНСПЕКТ интегрированной непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Поздняя осень
Интегрированное занятие "Поздняя осень". Использовался как открытое занятие в ДОУ со старшее группой....
Конспект урока литературы на тему:"Проблема счастья в поэме Н.А.Некрасова"Кому на Руси жить хорошо",конспект урока литературы на тему:"Жизнь и творчество М.Цветаевой"
конспект урока по литературе .Работа в группах...
План-конспект урока № 68 по физической культуре для учащихся 10 класса МБОУ гимназии «Интеллект». Ессентуки Ставропольского края по теме волейбол. Конспект открытого урока по физической культуре для учащихся 7 классов.
Проводил урок: учитель высшей категории Антонов Петр Андреевич.Раздел учебной программы: Спортивные игры.Тема урока: Волейбол, ИКТ...