Рабочая программа кружка моя родословная 6 класс
рабочая программа (6 класс) на тему
Рабочая программа кружка «Моя родословная» составлена для учащихся 6 классов в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта, составлена на основе Рабочей программы внеурочной деятельности (ФГОС) «Моя родословная» (автор Фроленкова Н.М.) и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Сегодня проблема изучения истории своей семьи особенно актуальна ещё и потому, что современные семьи теряют связь поколений, мало общаются не только дальние, но и близкие родственники. Изучение родословной способствует более близкому общению членов семьи, гак как помощниками в исследованиях детей будут родители. Опора на историю семьи помогает школьникам усвоить идею, что история страны пишется через историю семей её граждан, осознать значимость прошлого и ценность исторических знаний. Новизна программы заключается в том, что она позволяет организовать исследовательскую, проектную деятельность школьников в рамках различных предметных областей.
Цель:
создание условий для развития личности и приобщения учащихся к изучению истории Отечества через историю своей семьи, укрепление духовных и культурных семейных ценностей.
Образовательные задачи:
- изучение и освоение методов и способов поисковой, научной и проектной деятельности;
- усвоение навыков грамотной работы с информацией и применения теоретических знаний в практике;
- совершенствование умения самостоятельного поиска, анализа, систематизации, творческой обработки информации, необходимой для работы над собственной родословной.
Воспитательные задачи:
- воспитание гражданина и патриота,
- формирование нестандартного взгляда на историю и обществознание через призму индивидуальной истории семьи (родословной).
Развивающие задачи:
- развитие интеллектуального потенциала личности, познавательных процессов, самостоятельного критического мышления, воображения, восприятия, памяти;
- развитие аналитического мышления.
Программа внеурочной деятельности соответствует целям и задачам основной общеобразовательной программы, реализуемой в школе.
Программа внеурочной деятельности «Моя родословная» имеет как теоретическую, так и практическую направленность: знакомство с основными понятиями и категориями генеалогии, составление родословных таблиц, изучение специфических особенностей методов сбора информации. А также содержит большой потенциал для самореализации школьника: архивариус, библиограф, художник, журналист... - роли, исполнение которых влечет за собой яркую специализацию личности. Программа определяет главный способ самоорганизации ученика - поиск, проектная деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab_programma_kruzhka_moya_rodoslovnaya_6_klass_.docx | 58.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Рекомендована к использованию
протокол педагогического
совета №
от« » 2016г
Утверждаю
Директор МБОУ СШ №3 г. Павлово
/И.В.Баринов
/
приказ №
от« » 2016 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Программа дополнительного образования
Моя родословная
(кружок)
в 6 классе
Срок реализации программы 1 год
г. Павлово
2016 год
Рабочая программа внеурочной деятельности "Моя родословная"
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа кружка «Моя родословная» составлена для учащихся 6 классов в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта, составлена на основе Рабочей программы внеурочной деятельности (ФГОС) «Моя родословная» (автор Фроленкова Н.М.) и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. В работе используются электронные образовательные ресурсы (ЭОР «Открытый класс») Национального фонда подготовки кадров.
Актуальность:
В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» отмечено, что одной из базовых национальных ценностей является семья. Соответственно задачей духовно-нравственного развития является осознание ценности семьи как первоосновы принадлежности к многонациональному народу Российской Федерации, понимание нравственных устоев, как семья, уважение к родителям.
Одной из актуальных задач современного образования и воспитания является обращение к национальным, культурным традициям своего народа, родного края, формирование у подрастающего поколения интереса и уважения к своим истокам.
Сегодня проблема изучения истории своей семьи особенно актуальна ещё и потому, что современные семьи теряют связь поколений, мало общаются не только дальние, но и близкие родственники. Изучение родословной способствует более близкому общению членов семьи, гак как помощниками в исследованиях детей будут родители. Такая работа развивает интерес к истории своих предков, способствует укреплению духовных ценностей, повышает культурный уровень. Ценными помощниками в этой работе станут бабушки и дедушки школьников.
В программах школьных курсов преподавание истории практически не соотносится с историей семьи, собственного рода. Знакомство с историей страны начинается с истории семьи каждого ребёнка. Опора на историю семьи помогает школьникам усвоить идею, что история страны пишется через историю семей её граждан, осознать значимость прошлого и ценность исторических знаний.
В современной России во всех слоях общества растет интерес к культурно- историческому наследию и православной культуре как его существенной части, к истории своего рода. Этот интерес формирует устойчивый социальный заказ на разработку моделей и программ духовно-нравственного воспитания детей через изучение своей семьи, своего рода и познание самого себя как неотделимой части этого целого.
Новизна программы заключается в использовании ЦОР «Живая Родословная», вопросы и задания к примерам родословных. ЦОР «Живая Родословная» позволяет организовать исследовательскую, проектную деятельность школьников в рамках различных предметных областей. ЦОР включает в себя коллекцию примеров родословных исторических личностей, деятелей культуры и искусства, а также универсальное дерево семьи.
ссылка на ЦОР «Живая родословная»
http://school-collectiori.edu.ru/catalog//res/f6c85ff7-9567-4b28-b441-
b270dl63899c/?sort=order&interface=tla&rubric id[l=89593&rubric idH=89623
(Руководство пользователя)
Цель:
создание условий для развития личности и приобщения учащихся к изучению истории Отечества через историю своей семьи, укрепление духовных и культурных семейных ценностей.
Образовательные задачи:
- изучение и освоение методов и способов поисковой, научной и проектной деятельности;
- усвоение навыков грамотной работы с информацией и применения теоретических знаний в практике;
- совершенствование умения самостоятельного поиска, анализа, систематизации, творческой обработки информации, необходимой для работы над собственной родословной.
Воспитательные задачи:
- воспитание гражданина и патриота,
- формирование нестандартного взгляда на историю и обществознание через призму индивидуальной истории семьи (родословной).
Развивающие задачи:
- развитие интеллектуального потенциала личности, познавательных процессов, самостоятельного критического мышления, воображения, восприятия, памяти;
- развитие аналитического мышления.
Программа внеурочной деятельности соответствует целям и задачам основной общеобразовательной программы, реализуемой в школе.
Программа внеурочной деятельности «Моя родословная» имеет как теоретическую, так и практическую направленность: знакомство с основными понятиями и категориями генеалогии, составление родословных таблиц, изучение специфических особенностей методов сбора информации. А также содержит большой потенциал для самореализации школьника: архивариус, библиограф, художник, журналист... - роли, исполнение которых влечет за собой яркую специализацию личности. Программа определяет главный способ самоорганизации ученика - поиск, проектная деятельность.
Базовыми науками являются история и обществознание, вспомогательными:
генеалогия, этнография, социология, геральдика. В основе содержания, построения и методов реализации программы лежит принцип интеграции. Тематика занятий и творческие задания, включенные в программу, предполагают тесное взаимодействие с уроками истории и обществознания, а также ознакомление с современными теоретическими и практическими приемами исторического исследования.
Формы проведения занятий:
- система групповых занятий,
- клубные занятия,
- индивидуальная работа,
- творческие мастерские.
Методы - проектная и исследовательская деятельность ложатся в основу работы с детьми.
Виды деятельности:
- беседы;
- составление и презентация родословной;
- составление семейного герба,
- встречи за круглым столом.
Режим занятий: занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу. Программа рассчитана на 1 час в неделю, 34 в год.
2. ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
В результате работы учащиеся должны знать:
- понятия «генеалогия», «родословная», «род», «родственники», «поколение», «потомки», «предок».
- историю возникновения имён и фамилий;
- степени родства в семье;
- профессии предков;
- семейные увлечения и традиции.
Должны уметь:
- составлять «ленту времени» своей жизни;
- составлять родословное древо;
- вместе с учителем и родителями разрабатывать свой фамильный герб,
- применять полученные знания на практике;
- работать с дополнительной литературой, наглядными пособиями;
- формировать собственную позицию, делать выводы.
В процессе занятий по программе должны быть сформированы УУД:
Личностные универсальные учебные действия
у обучающегося будут сформированы:
- интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
- познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
- адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
- выраженной познавательной мотивации;
- устойчивого интереса к новым способам познания.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- различать способ и результат действия.
Обучающийся получит возможность научиться:
- проявлять познавательную инициативу;
- самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащиеся смогут:
- допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
- учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению;
- соблюдать корректность в высказываниях;
- задавать вопросы по существу;
- контролировать действия партнёра.
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
- владеть монологической и диалогической формой речи;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
- высказываться в устной и письменной форме:
- анализировать объекты, выделять главное;
- осуществлять синтез (целое из частей);
- проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения об объекте.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
Результаты образовательного процесса
- устойчивый интерес к истории своей малой родины и России через изучение истории своего рода;
- уважительное и бережное отношение к наследию своих родных;
- посильное служение родине, своей семье и активная жизненная позиция;
- самоуважение и доброжелательное отношение к людям;
- соблюдение правил культуры, организованность и добросовестность в поведении;
- способность творчески мыслить и рассуждать;
- способность заниматься исследовательской деятельностью в творческих группах;
- способность рефлектировать свою учебно-познавательную деятельность.
Основными формами выявления уровня усвоения программы являются тесты, деловые игры, викторины, ролевые игры, подготовка к тематическим сообщениям и выступлениям; защита творческих проектов; участие в конкурсах, фестивалях, коллективные обсуждения пройденных тем. Итоговая оценка работы «зачёт».
Критерии оценки знаний, умений и навыков
Низкий уровень: удовлетворительное владение теоретической информацией по темам курса, умение пользоваться литературой при подготовке сообщений, участие в организации выставок, элементарные представления об исследовательской деятельности, пассивное участие в семинарах.
Средний уровень: достаточно хорошее владение теоретической информацией по курсу, умение систематизировать и подбирать необходимую литературу, проводить исследования и опросы, иметь представление о учебно - исследовательской деятельности, участие в конкурсах, выставках, организации и проведении мероприятий.
Высокий уровень: свободное владение теоретической информацией по курсу, умение анализировать литературные источники и данные исследований и опросов, выявлять причины, подбирать методы исследования, проводить учебно - исследовательскую деятельность, активно принимать участие в мероприятиях, конкурсах, применять полученную информацию на практике.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Темы разделов | Всего часов | Из них | ||
Лекц | Пракгич | ||||
Тема 1. Семейный архив19ч. | |||||
1 Вводное занятие. | 1 | 1 | |||
2 | Семейный архив, как исторический источник для составления родословия семьи (рода) | 3 | 3 | 1 | |
3 | Наука генеалогия. Принципы составления родословного древа | 3 | 3 | ||
4 | Память рода моего. Древо рода. Родственные связи. Виды и степени родства | 3 | 3 | ||
5 | Помни имя свое | 3 | 3 | ||
6 | Моя фамилия. Моё отчество. История возникновения фамилий и отчеств. | 3 | 1 | 2 | |
7 | Равняясь на Карамзина | 3 | 1 | 2 | |
Тема 2. Расскажи нам о себе 10 ч. | |||||
8 | Семейный альбом. Знаменитые люди нашего рода | 2 | 2 | ||
9 | Профессии моих родителей, моих предков | 2 | 2 | ||
10 | Музей моей семьи: семейные реликвии | 2 | 1 | ||
11 | Семейные предания, легенды, фольклор | 2 | 1 | ||
12 | Диспут «Христианские заповеди - о семье» | 2 | 1 | ||
Тема 3. Семейные обязанности и традиции 5 ч. | |||||
13 | Семейные традиции | 2 | 2 | ||
14 | Семейные увлечения | 2 | 2 | ||
15 | Моя семья. Какие события прошлого отразились в истории моей семьи. | 1 | 1 1 | 1 | |
ИТОГО: | 34 | 15 | 15 |
Календарно-тематический план 1 час в неделю, всего 34 часа 6 класс
№ | Наименование раздела и тем | Часы | Метапредметные результаты и деятельность учащихся | Плановые сроки прохождения | |||
Познавательные | Регулятивные | Коммуникативные | Регулятивные | Познавательн ые | |||
Семейный архив (19ч) | |||||||
1. | . Вводное занятие. | 1 | .Осознать значимость родословной, ценность исторических знаний. | Адекватно воспринимать информацию учителя | Задавать вопросы по существу | ||
2. | Семейный архив, как исторический источник для составления родословия семьи (рода) | 3 | Познакомиться с историческими источниками, хранимыми в домашних условиях; • обучить методам классификации; | Проявлять познавательную инициативу | Составь семейный хронологический календарь | Запиши услышанные тобой рассказы: а) о свадьбах, похоронах, семейных праздниках; | |
3. | Наука генеалогия. Принципы составления родословного древа | 3 | Применять разные источники для получения информации | Высказываться в устной форме | Выбирать вид пересказа (полный, краткий, выборочный) в соответствии с поставленной целью; | Знакомство с наукой генеалогией. • Знакомство с родословиями знаменитых родов России. • Изучение принципов составления родословного древа | |
4. | Память рода моего. Древо рода. Родственные связи. Виды и степени родства | 3 | Базовые понятия:
| Составлять небольшие устные высказывания | Соблюдать корректность в высказываниях | ||
5. | Помни имя свое | 3 | Исследовать историю имён | Проводить сравнение на соответствие | Стремиться к координации при работе |
имена | жизнью | ||||||||||||
6. | Моя фамилия. Моё отчество. История возникновения фамилий и отчеств | 3 | Проявление интереса к истории фамилий и отчеств | Оценивать результаты деятельности (чужой, своей); | Задавать вопросы по существу | ||||||||
7. | Равняясь на Карамзина | 3 |
| Удерживать цель деятельности до получения ее результата | Формулировать своё мнение и позицию | ||||||||
Тема 2. Расскажи нам о себе 10 ч. | |||||||||||||
8. | . Семейный альбом. Знаменитые люди нашего рода | 2 | Применять таблицы, схемы, модели для получения информации | исследовательская деятельность | Приходить к общему пониманию | ||||||||
9. | Профессии моих родителей, моих предков | 2 | Приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений; | Анализировать собственную работу | Соблюдать корректность в высказываниях | ||||||||
10 | Музей моей семьи: семейные реликвии | 2 | Проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу; | Осуществлять осмысление важности знаний о знаменитых людях рода | Задавать вопросы по существу | ||||||||
11 | Профессии моих родителей, моих предков | 2 | Формировать умение слушать и слышать рассказы о | Оценивать весомость собранного | Анализировать работы ребят | ||||||||
профессиях родителей | материала | ||||||||||||
11 | Семейные предания, легенды, фольклор | 2 | Исследование семейных преданий для получения информации | Выбирать необходимую информацию | Владеть монологической и диалогической речью | ||||||||
12 | Диспуг «Христианские заповеди - о семье» книги. | 2 | Приводить примеры в качестве доказательства | Формулировать собственное мнение и позицию | Задавать вопросы по существу | ||||||||
Тема 3. Семейные обязанности и традиции 5 ч. | |||||||||||||
13 | . Семейные традиции | 2 | Исследование семейных традиций | Удерживать цель деятельности до получения ее | Приходить к общему решению | ||||||||
результата | |||||||||||||
14 | Семейные увлечения . | 2 | Исследовать семейные традиции | Развитие умений задавать вопросы по существу | Задавать вопросы по существу | ||||||||
15 | Фамильный герб и фамильный девиз | 1 | Разработка фамильного герба и девиза | Самостоятельно находить решения творческих задач | Формулировать собственное мнение и позицию |
4. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Тема 1. Семейный архив19ч
Познакомиться с историческими источниками, хранимыми в домашних условиях;
• обучить методам классификации;
• развивать хронологические умения.
Ознакомление с историей своей семьи. Что такое родословная, семья. Базовые понятия:
- хронология;
- классификация;
- исторические источники.
- Задания, прогнозируемый материал:
- Составь семейный хронологический календарь.
- Запиши услышанные тобой рассказы:
- а) о свадьбах, похоронах, семейных праздниках;
- б) о событиях, отмеченных наградами, грамотами, дипломами;
- Начни создавать свой архив.
- а) составь опись документов;
- б) заведи регистрационную книгу;
- в) подпиши папки для хранения различных групп материалов.
Приложение № 1
Таблица «Классификации по группам»:
а) библиографические материалы;
б) служебные бумаги;
в) переписка, рукописи;
г) фотографии;
д) воспоминания;
е) вырезки, ксерокопии газетных и журнальных статей.
Приложение № 2
Таблица «Классификации по разделам»:
а) по персоналиям;
б) по родовым ветвям;
в) по фамилиям;
г) географически (по расселению);
д) по временным отрезкам;
е) по наиболее важным событиям в стране;
ж) по сословиям, по специальностям, по роду занятий;
з) по задаче, идее рода.
Приложение № 3
Перечень: исторические источники, хранимые в домашних архивах или «Что составляет семейный архив?»
- Дневники. Письма. Открытки. Фотографии. Книги и подарки с дарственными надписями. Документы. Удостоверения. Свидетельства. Аттестаты. Газеты, журналы разных лет. Справки. Квитанции. Талоны. Награды. Грамоты. Дипломы. Семейные реликвии. Записи устных рассказов, воспоминаний.
Тема 2. Расскажи нам о себе 10 ч.
Задачи, прогнозируемый результат:
- Установи личности, имена, фамилии, годы жизни, место рождения, места жительства, образование, род занятий, национальность своих прямых предков.
- Разбери подробно свои родственные связи – восходящую, боковые трех видов.
- Распиши по наименованиям свих родственников.
- Продолжи заполнение таблицы прямого родословия.
- Начни заполнение таблицы поколенных росписей.
Приложение № 1
Таблица кровного родства
прадед |
| я |
|
|
|
дед |
| сын |
|
|
|
отец |
| внук |
|
|
|
я |
| правнук |
Боковые линии
Первая |
| Вторая |
| Третья | ||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Отец |
|
|
| Дед |
|
|
| Прадед |
|
|
|
| Брат |
|
|
| Дядя |
|
|
| Двоюродный дед |
Я |
|
|
| Отец |
|
|
| Дед |
|
|
|
| Племянник |
|
|
| Двоюродный брат |
|
|
| Двоюродный дядя |
|
|
|
| Я |
|
|
| Отец |
|
|
|
|
|
|
|
| Двоюродный племянник |
|
|
| Троюродный брат |
|
|
|
|
|
|
|
| Я |
|
|
Таблица № 2
Перечень древних родственных наименований
- Пращур – отец прадеда;
- стрый великий – двоюродный дед;
- тетка великая – двоюродная бабка;
- стрый – дядя по отцу;
- стрый малый – двоюродный дядя (двоюродный брат отца или матери);
- тетка малая – двоюродная тетка (двоюродная сестра родителей);
- братанич – племянник (сын брата);
- сестричин – племянник (сын сестры);
- сестрична – племянница (дочь сестры);
- первые стрытные братья и сестры или первая брату чада – двоюродные братья и сестры;
- вторые стрытные или внучатые братья и сестры или вторая брату чада – троюродные братья и сестры;
- внуки стрытные – двоюродные племянник и племянница;
- отчим – муж матери;
- мачеха – жена отца;
- пасынок или пасерб – сын мужа от прежней его жены или дочь жены от прежнего ее мужа;
- падчерица – дочь мужа от прежней его жены или дочь жены от прежнего ее мужа;
- единокровные братья и сестры – от одного отца, но разных матерей;
- удиноутробные братья и сестры – дети, сближенные браком отца одного и матери другой;
- свекор – отец мужа;
- свекровь – мать мужа;
- тесть – отец жены;
- теща – мать жены;
- зять – муж дочери, так же принято называть мужа сестры;
- невестка – или сноха – жена сына, так же называют жену брата;
- деверь – брат мужа;
- шурин – (швагер) брат жены;
- золовка (свесть) – сестра мужа;
- свояченица – сестра жены;
- сватья (свать) и сваха – родители мужа и жены между собой;
- ястров (ястровица) – жены деверя (жена мужина брата);
- свояк – муж свояченицы (муж жениной сестры).
Задания, прогнозируемый результат:
• Составление карты расселения членов рода.
• Сбор галереи фотопейзажей, рисунков, полотен, связанных с географией твоего рода.
• Исследование происхождений фамилий твоего рода, формулирование гипотезы появления твоей фамилии или запись истории ее возникновения.
• Установление религиозной принадлежности членов семьи (рода).
• Выделение в рабочих записях фактов, рассказывающих об обычаях, традициях, праздниках семьи (рода).
• Описание наиболее ярких членов твоего рода (характеры, привычки, увлечения, творчество, чудачество, болезни, добродетели, пороки, благочестивость, любимые песни, мелодии, книги, пословицы и т.д.).
• Выделение в своих рабочих записях фактов, граничащих с легендами, домыслами, загадками.
• Построение хронологической схемы жизненного пути самых ярких представителей вашей семьи (рода), запись биографии.
• Построение синхронной хронологической таблицы событий в стране и мире, используя семейный календарь и схему прямого родословия.
Тема 3. Семейные обязанности и традиции 5 ч.
Знакомство с понятием «традиции». Традиции семейных праздников. Традиции русского народа в подготовке к празднику. Оформление праздничного стола. Традиции проведения праздников.
Знакомство с символами семьи: гербом и девизом. Основные правила геральдики. Составление герба семьи. Задания, прогнозируемый результат:
• Составление карты расселения членов рода.
• Сбор галереи фото пейзажей, рисунков, полотен, связанных с географией твоего рода.
• Исследование происхождений фамилий твоего рода, формулирование гипотезы появления твоей фамилии или запись истории ее возникновения.
• Установление религиозной принадлежности членов семьи (рода).
• Выделение в рабочих записях фактов, рассказывающих об обычаях, традициях, праздниках семьи (рода).
• Описание наиболее ярких членов твоего рода (характеры, привычки, увлечения, творчество, чудачество, болезни, добродетели, пороки, благочестивость, любимые песни, мелодии, книги, пословицы и т.д.).
• Выделение в своих рабочих записях фактов, граничащих с легендами, домыслами, загадками.
• Построение хронологической схемы жизненного пути самых ярких представителей вашей семьи (рода), запись биографии.
• Построение синхронной хронологической таблицы событий в стране и мире, используя семейный календарь и схему прямого родословия.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Работа по изучению истории семьи содействует объединению детей, их родителей, бабушек и дедушек на основе общего интереса к генеалогии; формирует умения и навыки детей и взрослых в изучении своей родословной, способах её изображения и описания, в отборе и сохранении в семейном архиве наиболее ценных для последующих поколений материалов; развивает семейные увлечения и интересы, способствующие укреплению духовных ценностей семьи, повышению её интеллектуального и культурного уровня (прикладное творчество, семейные праздники, чтение, ведение здорового образа жизни); формирует коммуникативные умения детей, умения записывать воспоминания родственников, правильно задавать вопросы, беседовать; работать со словарями, с печатными документами, письмами, фотографиями, семейными реликвиями.
Методические приемы.
Основными методическими приемами являются:
1. Исследовательская деятельность.
2. Поисковая деятельность.
3. Организационная деятельность.
4. Индивидуальная работа с учащимися
5.Изучение семейного архива.
6. Обработка результатов исследования.
7. Подготовка к защите проектов
8. Предзащита
9. Защита проектов
. Сегодня проблема изучения истории своей семьи особенно актуальна, потому что современные семьи теряют связь поколений, мало общаются не только дальние, но и близкие родственники. Изучение родословной способствует более близкому общению членов семьи, так как помощниками в исследованиях детей будут родители. Такая работа развивает интерес к истории своих предков, способствует укреплению духовных ценностей, повышает культурный уровень. Ценными помощниками в этой работе станут бабушки и дедушки школьников.
Формы проведения занятий:
- система групповых занятий,
- клубные занятия,
- индивидуальная работа,
- творческие мастерские.
Методы – проектная и исследовательская деятельность ложатся в основу работы с детьми.
Виды деятельности:
- беседы;
- составление и презентация родословной;
- составление семейного герба,
Методы и формы работы:
- эвристический;
- исследовательский;
- поощрения; Занятия по программе имеют положительное влияние на развитие познавательных интересов, на социальную активность обучающихся, на раскрытие потенциальных способностей.
- интеграции;
- игровой;
- беседы
Все идеи, принципы, формы и методы, помещенные в разделах программы, нацелены на реализацию целей и задач: формирование всесторонне развитой личности, раскрытие потенциальных способностей
Преимущество интегрированных занятий:
- повышают мотивацию, формируют познавательный интерес, что способствует к повышению уровня обученности и воспитанности учащихся;
способствуют развитию устной и письменной речи, помогают глубже понять лексическое значение слова.
Программа« Моя родословная» имеет ряд особенностей суть которых состоит в том, что она, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в той или иной мере обществоведческие, исторические, культурологические знания и через исследовательскую деятельность дает возможность ребенку целостного и системного представления о своем роде, своей семье.
Для составления своей родословной необходимо иметь информацию обо всех родственниках. Найти такие сведения – дело непростое Важно побольше узнать не только о тех кто рядом с вами, но и о тех, кого уже нет в живых
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Для учителя:
- Варанкина Л.И. Моя родословная, Курганск, 2001.
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России/А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков. М.: Просвещение , 2011г.
- Программа духовно-нравственного развития и воспитания в Образовательной системе «Школа 2100» (Р.Н.Бунеев, Д.Д. Данилов), Москва, 2011
- Фроленкова Н.М. Рабочая программа внеурочной деятельности (ФГОС) «Моя родословная», 2011г.
http://old.pskovedu.ru/?project_id=3032&pagenum=6859
- ЦОР «Живая родословная»
Для учащихся:
- Как составить родословную http://naar.ru/articles/kak-sostavit-rodoslovnuyu-poshagovaya-instruktsiya/
- Программа «Российские династии» http://geno.ru/news/7771/
- Основные правила геральдики http://www.excurs.ru/pravila.htm
- Сайт-проект «Фамильный герб» http://redirina.ucoz.ru/
- Сайт Управления государственной архивной службы Самарской области http://regsamarh.ru
- Виртуальный музей ГУЛАГА
http://www.gulagmuseum.org/start.do;jsessionid=B0739D774D252D032DDB7E231FC60F01
- История политических репрессий http://www.memo.ru/links/links.htm
- Правозащитное общество «Мемориал» http://www.memo.ru/
Сайт Министерства обороны «Подвиг народа», Общедоступный электронный банк документов http://podvignaroda.mil.ru/podvig-flash/
Список литературы
- Борисов И.В. Родовые гербы России, Янтарный Сказ, 1997.
- Всероссийская конференция участников движения «Отечество»: Сборники докладов, 1996-1999.
- Гербы городов, губерний, областей Российской империи: Планета, 1990. Дворянский календарь.
- История и генеалогия: С.Б. Веселовский. Проблемы историко-генеалогических исследований, М., Наука, 1977.
- Карнович Е.П. Родовые прозвания и титулы России, Бимпа, 1991.
- Лихачев Д.С. Земля родная, М., 1983.
- Мусины-Пушкины в истории России, Рыбинское подворье, 1998.
- Никонов В. В. География фамилий, Наука, 1988.
- Рубцова З.В. Географические, личные и другие имена в российских сёлах. Энциклопедические описание сельских поселений России (методические рекомендации). - М.,1990.
- Савелов Л.М. Лекции по генеалогии. - М., 1994. Справочная родословная книга российского дворянства, 1996-1998.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка в 7 классе "Математика для увлеченных".
Рабочая программа учебного курса математический кружок «Математика для увлеченных» для 7 класса разработана на основе примерной программы по математике основного общего образования с учётом требований...
Рабочая программа кружка для 9 класса "Практикум по решению математических задач повышенной трудности"
Рабочая программа кружка для 9 класса "Практикум по решению математических задач повышенной трудности" составлена в соответствии с федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта п...
Рабочая программа кружка "Экология" 1 класс
Программа кружка внеурочной деятельности «Экология» предназначена для 1-4 классов начальной школы и рассчитана на 135 занятий: 1 класс – 33ч., 2-4 класс – 34 ч. Преподавание кр...
Рабочая программа кружка "Волейбол" 8 класс
Рабочая программа кружка составлена в соответствии с рекомендациями, изложенными в «Комплексной программе физического воспитания учащихся 1-11 классов» ( В.И.Лях, А.А.Зданевич, - М.: «Просвещение», 20...
Рабочая программа кружка в 5 классе «Растим патриота» (внеурочная деятельность)
Возрождения патриотического воспитания сегодня является одной из приоритетных задач воспитательной работы. Патриотическое воспитание должно осуществляться на основе качественно нового представле...
Рабочая программа кружка для 7 класса "Английские традиции"
Рабочая программа кружка по английскому языку в 7 классе на 2015-2016 учебный год составлена на основе: - Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования;- У...
Рабочая программа кружка для 7 класса "Английские традиции"
Рабочая программа кружка по английскому языку в 7 классе на 2015-2016 учебный год составлена на основе: - Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования;- У...