Образовательная программа «ХОМ»
рабочая программа на тему
Образовательная программа «ХОМ» является программой культурно - нравственной ориентации и направлена на художественно-эстетическое воспитание ребенка, обогащение его духовного мира, на развитие художественно-творческого потенциала личности.
Актуальность данной программы связана напрямую с тем, что, не возможно воспитать в постоянно меняющемся современном мире разносторонне развитую личность, без художественного развития. Художественно-творческая деятельность учащихся рассматривается как важная часть образовательного процесса, формирующего творческий склад ума, позволяющий при решении любой практической или теоретической задачи, выбирать самый интересный, индивидуальный результат.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka.odt | 25.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Информационная карта.
1.Учреждение | Тамбовское областное государственное бюджетное образовательное учреждение «Жердевская школа-интернатсреднего (полного) общего образования» |
2.Название программы | «Х.О.М.»(Художественная обработка материалов) |
3. Ф.И.О.составителя | Луковникова Т.В. учитель ИЗО |
4.Сведения о программе | |
4.1.Нормативная база | Закон «Об образовании в РФ», Устав Тамбовского областного государственного бюджетного образовательного учреждения «Жердевская общеобразовательная школа-интернатсреднего (полного) общего образования» |
4.2. Область применения | дополнительное образование детей |
4.3.Направленность | Художественно- эстетическая деятельность |
4.4.Тип программы | Модифицированная |
4.5Вид программы | Развивающая художественную одаренность |
4.6.Возраст обучающихся | 10 -15лет |
4.7.Продолжительность обучения | 2года |
5.Заключение методического совета | Утвердить программу «ХОМ» для работы в Тамбовскомобластном государственном бюджетномобразовательномучреждение «Жердевская общеобразовательная школа-интернат среднего (полного) общего образования» |
Пояснительная записка
Образовательная программа «ХОМ» является программой культурно - нравственной ориентации и направлена на художественно-эстетическое воспитание ребенка, обогащение его духовного мира, на развитие художественно-творческого потенциала личности.
Актуальность данной программы связана напрямую с тем, что, не возможно воспитать в постоянно меняющемся современном мире разносторонне развитую личность, без художественного развития. Художественно-творческая деятельность учащихся рассматривается как важная часть образовательного процесса, формирующего творческий склад ума, позволяющий при решении любой практической или теоретической задачи, выбирать самый интересный, индивидуальный результат. Дети получают необходимые знания по эстетическому искусству. На протяжении всей истории человечества народное искусство было неотъемлемой частью национальной культуры, сохраняет традиции преемственности поколений, влияет на формирование художественных вкусов. Основу декоративно-прикладного искусства составляет творческий ручной труд мастера. Предлагаемая программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. В ней предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей. Развитие художественного восприятия и практическая деятельность в программе представлены в их содержательном единстве. В ходе кружковой работы подростки знакомятся с основами дизайна, углубляют знания по конструированию и моделированию. У них развивается эстетический вкус, формируется представление о декоративно-прикладном искусстве. Дети учатся экономно расходовать используемый в работе материал, развивают художественный вкус, формируют профессиональные навыки, “культуру творческой личности”. Формирование “культуры творческой личности” предполагает развитие в ребенке природных задатков, творческого потенциала, специальных способностей.
«Х.О.М.»(Художественная обработка материалов, как и любой вид художественного творчества, постоянно развивается. Появляются более совершенные и сложные приемы изготовления изделий, новые оригинальные изделия.
Изготовление изделий необходимо строить на различном уровне трудности: по образцу, простейшему чертежу, рисунку, по собственному эскизу подростка с учетом индивидуальных особенностей и возможностей.
С самого начала процесса обучения необходимо систематически обращать внимание детей на соблюдение правил безопасности труда при работе с иглами и ножницами. В программу включается не только перечень практических работ, но и темы бесед, рассказов, расширяющих кругозор детей. Творческое развитие школьников осуществляется через знакомство с произведениями декоративно-прикладного искусства, традициями народных ремесел, образцами дизайнерских разработок. Изготовление своими руками красивых и нужных предметов вызывает повышенный интерес к работе и приносит удовлетворение результатами труда. Нет сомнений в том что, каждый человек индивидуален. Индивидуальны его способности и восприятие. Одним из путей творчески раскрыть свои способности является коллективная дизайнерская работа. Результатом реализации данной программы являются выставки детских работ, как местные ( на базе школы, села ), так и районные, использование поделок-сувениров в качестве подарков. Общественное значение результатов декоративно-прикладной деятельности школьников играет определенную роль в их воспитании.
Образовательная область программы: формирование в детях духовно-культурных ценностей через овладение искусством лоскутной пластики. Формирование художественной культуры школьников как части культуры духовной, приобщение детей к общечеловеческим и национальным ценностям через их собственное творчество и освоение художественного опыта прошлого.
Уровень усвоения - общекультурный
Форма организации образовательного процесса - групповая, индивидуальная
Целью программы является формирование эстетического отношения к красоте окружающего мира, умение осознанно использовать образно — выразительные средства для решения творческих задач.
Основными учебно-воспитательными задачами программы являются:
Обучающие задачи: научить детей искусству лоскутной пластики, резьбы по дереву, линолеуму, чеканки, витража и т. д.,использовать правильно цветовую гамму.
Воспитательные задачи: формирование и активизация интереса к знаниям по творческому самовыражению,воспитание в детях такие качества, как трудолюбие, усидчивость, внимание, эстетический вкус, чувство прекрасного, гордость за свой выполненный труд. Применение метода проблемного обучения, перед подростком ставится проблемная ситуация, через постановку вопросов решаются проблемные задачи.
Воспитательные задачи: формировать дружный сплоченный коллектив,формирование
патриотического отношения к народно — декоративному искусству.
Тип, вид классов. Возраст детей, участвующих в реализации программы:
Программа рассчитана на реализацию в 5-10 классах общеобразовательной школы, имеющих навыки работы на швейной машинке, имеющих художественные способности.
Сроки реализации программы:
Программа рассчитана на два года обучения из расчета 1 час в неделю, 2 года обучения – 35 часов;
Формы реализации программы:
-практическое занятие, групповые, занятия по подгруппам(при изготовлении масштабных работ)
-творческая мастерская
-выставки
Система отслеживания результатов усвоения материала:
-наблюдение за детьми
-тестирование уровня мотивации и ценностных ориентаций
-организация и участие в выставках
-проведение конкурсов
-анкетирование среди учащихся и их родителей по эффективности данной программы.
-индивидуализация (учет продвижения личности в развитии)
На занятиях по художественной обработке материала продуктивно решается проблема дифференцированного подхода к каждому ребенку.
Принципы:
-единство обучения и воспитания
-сотрудничество и сотворчество педагога и воспитанников
-общедоступность
-преемственность
-дифференциации и индивидуализации
- свобода выбора
-успешность
Методы:
-практический
-наглядный
-метод релаксации
-практические занятия
-занятия исследования
-работа с книгой, просмотр журналов, книг, фотографий
-рассказ, беседа, дискуссия
Содержание программы предусматривает полное усвоение и овладение необходимыми навыками лоскутной пластики, резьбы по дереву, линолеуму, чеканки, витража на высоком качественном уровне с учетом возраста детей.
Ожидаемые результаты:
Знать:
-некоторые сведения из истории лоскутной пластики,резьбы по дереву, линолеуму, чеканки, витража, выжигания.
-правила техники безопасности при работе со швейной машинкой, иголками и ножницами,резцами, выжигателем.
-правила организации рабочего места
-понятия пэчворка
- секреты мастерства
Уметь:
- качественно и профессионально выполнять изделия.
- читать готовые схемы
Досуговая деятельность
-просмотр книг и журналов по рукоделию
-изготовление подарков к праздникам, конкурсные работы, художественные панно.
Учебно — тематический план
Продолжительность занятий | Периодичность в неделю | Количество часов в неделю | Количество часов в год |
1 час | 1 раз | 1 час | 35 часа |
1 год обучения
Учебно — тематический план
2 год обучения
Продолжительность занятий | Периодичность в неделю | Количество часов в неделю | Количество часов в год | |||||
1 час | 1 раз | 1 час | 35 часа | |||||
№ пп | Тема | Теория | Практика | Всего | ||||
1 | Введение | 1 | - | 1 | ||||
2 | Работа со схемами | 1 | 2 | 2 | ||||
3 | Практическая работа (выполнение изделий из лоскутков): -схема - мельница -схема - елочка - схема - колодец -схема - изба -схема - алмаз - сувениры из лоскутов(наволочки, коврики, одеяла, панно.) | - | 15 | 15 | ||||
4 | Введение | 1 | - | 1 | ||||
5 | Работа с эскизами | 1 | 2 | 2 | ||||
6 | Практическая работа (выполнение изделий из фанеры, выжигание готовых изделий.), Витражи(работа со стеклом и красками.) | 15 | 15 | |||||
7 | Презентация | - | 1 | 1 | ||||
8 | Презентация | - | 1 | 1 | ||||
9 | Организация и участие в выставках Всего: | - 2 | 1 33 | 1 35 |
Учебно-тематический план.
1 год обучения
Учебно — тематический план
2 год обучения
№ пп | Тема | Теория | Практика | Всего |
1 | Введение | 1 | - | 1 |
2 | Работа с металлом. Чеканка. | 1 | 2 | 2 |
3 | Практическая работа (выполнение изделий) - сувениры и панно. | - | 15 | 15 |
4 | Введение | 1 | - | 1 |
5 | Работа с эскизами | 1 | 2 | 2 |
6 | Практическая работа (изготовлениеготовых изделий из дерева,резьба по дереву.) | 15 | 15 | |
7 | Презентация | - | 1 | 1 |
8 | Презентация | - | 1 | 1 |
9 | Организация и участие в выставках Всего: | - 2 | 1 33 | 1 35 |
Содержание изучаемого курса
1 год обучения.
Тема 1: Введение
- Знакомство с материалом, историей печворка, техникой безопасности
- Инструктаж по технике безопасности: правила обустройства рабочего места; работа со швейной машинкой, иглами и другими инструментами;
Тема 2. Работа со схемами
-Работа со схемами проводится в начале каждой практической работы в течение 10-15 минут и предусматривает умение ребенка читать схему изделия и зарисовывать в тетради, а в дальнейшем самостоятельное выполнение схем.
Тема 3. Работа со схемами: изготовление схемы «Мельница»
Изготовление по слайдам различных видов соединения деталей в лоскутной пластике.
Тема 4. Работа со схемами: изготовление схемы «Елочка»
-Работа со схемами проводится в начале каждой практической работы в течение 10-15 минут и предусматривает умение ребенка читать схему изделия и зарисовывать в тетради, а в дальнейшем самостоятельное выполнение схем.
Тема 5. Работа со схемами: изготовление схемы «Колодец»
Изготовление по слайдам различных видов соединения деталей в лоскутной пластике. Тема 6. Работа со схемами: изготовление схемы «Изба»
Изготовление по слайдам различных видов соединения деталей в лоскутной пластике.
Тема 7. Работа со схемами: изготовление схемы «Алмаз»
Изготовление по слайдам различных видов соединения деталей в лоскутной пластике.
Тема 8. Работа индивидуальная по составлению эскизов.
Тема 9. Работа по эскизам: создание художественных панно.
Тема 10. Организация и участие в выставках
-предусматривает проведение школьной выставки детских работ – как результат проделанной работы
Содержание изучаемого курса
2 год обучения
Тема 1: Введение
- Знакомство с материалом, историей печворка, техникой безопасности
- Инструктаж по технике безопасности: правила обустройства рабочего места; работа со швейной машинкой, иглами и другими инструментами;
Тема 2. Работа со схемами
-Работа со схемами проводится в начале каждой практической работы в течение 10-15 минут и предусматривает умение ребенка читать схему изделия и зарисовывать в тетради, а в дальнейшем самостоятельное выполнение схем.
Тема 3. Работа со схемами: изготовление схемы «Мельница»
Изготовление по слайдам различных видов соединения деталей в лоскутной пластике.
Тема 4. Работа со схемами: изготовление схемы «Елочка»
-Работа со схемами проводится в начале каждой практической работы в течение 10-15 минут и предусматривает умение ребенка читать схему изделия и зарисовывать в тетради, а в дальнейшем самостоятельное выполнение схем.
Тема 5. Работа со схемами: изготовление схемы «Колодец»
Изготовление по слайдам различных видов соединения деталей в лоскутной пластике. Тема 6. Работа со схемами: изготовление схемы «Изба»
Изготовление по слайдам различных видов соединения деталей в лоскутной пластике.
Тема 7. Работа со схемами: изготовление схемы «Алмаз»
Изготовление по слайдам различных видов соединения деталей в лоскутной пластике.
Тема 8. Работа индивидуальная по составлению эскизов.
Тема 9. Работа по эскизам: создание художественных панно.
Тема 10. Организация и участие в выставках
-предусматривает проведение школьной выставки детских работ – как результат проделанной работы
Методическое обеспечение.
Различные виды материи: лен, фланель, бязь и т. д.),
нитки различного цвета, №40, №45
мононить или леска (0,2- 0,3),
тесьма текстильная разных цветов,
иглы, швейные машинки.
лоскуты однотонной ткани (шелк, портьерная) для фона,
картон для изготовления лекало.
цветные и простые карандаши, акварельные краски, гуашь для изготовления эскизов
альбомы, линейка, ножницы.
Список литературы
1. Маисова Р.П. Лоскутное кружево. - М., 1998.
2. Попова И.Н. Народные промыслы. - М., 1980.
3. Ефимцева М.И. Лоскутная пластика — М.. Просвещение.2000.
4. Макарова С.В. Мастерим своими руками. Молодая гвардия 1994.
5. Л.Н.Банакина «Лоскутное шитье», Москва, «АСТ Пресс книга»2004.
6. Д.В. Бах «Шитье из лоскутков»Москва, Внешсигма,2000.
7.И.Ю.Костикова «Школа лоскутной пластики», Москва. «Культура и традиции»2000.
8. Ш.А. Муханова «Лоскутное шитье» - Москва, «Мич», 1998.
9. Журнал«Чудесные мгновения» Москва, «Роспечать», №1-12, 2005
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа. ВСТК «Сибиряк». Образовательная программа. Пояснительная записка ВСТК «Сибиряк». Образовательная программа. Пояснительная записка ВСТК «Сибиряк».
Образовательная программа. ВСТК«Сибиряк»....
Примерная основная образовательная программа - основа образовательной программы образовательного учреждения.
Презентация "Примерная основная образовательная программа - основа образовательной программы образовательного учреждения"....
Реализация требований к основной образовательной программе по математике: формирование УУД, инновационная система оценки, результаты освоения основных образовательных программ, структура основных образовательных программ.
В основе построения рабочей программы по математике лежит идея гуманизации математического образования, соответствующая современным представлениям о целях школьного образования и уделяющая особое вним...
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности по плаванию, 108 часов.Программа прошла процедуру сертификации и внесена в единый Реестр образовательных программ.
Программа разработана на основе: Федерального закона №273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»....
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности по плаванию, 144 часа. Программа прошла процедуру сертификации и внесена в единый Реестр образовательных программ.
Программа разработана на основе: Федерального закона №273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»....
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности по плаванию, 216 часов. Программа прошла процедуру сертификации и внесена в единый Реестр образовательных программ.
Программа разработана на основе: Федерального закона №273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»....
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности по лыжным гонкам, 216 часов. Программа прошла процедуру сертификации и внесена в единый Реестр образовательных программ.
Общеразвивающая программа по лыжным гонкам (далее - Программа) соответствует «базовому уровню сложности», по содержанию является физкультурно - спортивно, по функциональному предназначению...