Программа объединения "Проектная и научно-исследовательская деятельность"
рабочая программа (7, 8 класс) на тему
Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации образовательной программы начального общего образования.
Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах и т.д.Программа позволяет организовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа объединения "Проектная и научно-исследовательская деятельность" | 38.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное учреждение дополнительного образования
Ханты-Мансийского района
УТВЕРЖДАЮ
Директор _________Н.И. Фуртунэ
Приказ № от «___» _______2015 г.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«Проектно-исследовательская деятельность»
на 2015-2016 учебный год
Название образовательного направления:
культурологическое.
Вид образовательной программы:
модифицированная.
Срок реализации программы: 1 год
Возрастные рамки: от 13 до 18 лет.
Автор программы: педагог дополнительного
образования Захарова Яна Валерьевна
высшая квалификационная категория
С/п. Горноправдинск, 2015
- Пояснительная записка
Программа разработана в соответствии на основе Конвенции о правах ребенка, с Законом РФ «Об образовании», Национальной доктрины образования, Типовых положений об учреждении дополнительного образования детей в Российской Федерации, решения коллегий Минобразования России, нормативных правовых документов субъектов Российской Федерации, решения органов управления образованием, нормативной базы образовательных учреждений.
Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, направленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициацию, выработку навыка самостоятельной навигации в информационных полях, формирования у учащихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем - профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Архиважным становится воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. В Концепции модернизации российского образования ставится задача по формированию «целостной системы универсальных знаний, умений, навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевых компетенций, определяющих современное качество содержания образования». Образование в результате модернизации неизбежно должно перейти на два основания – знаниевую и компетентностную парадигмы. Формирование ключевых компетентностей, к которым относится проектная компетенция, должно стать одним из результатов общего среднего образования, а проектирование и проектная деятельность – новым содержанием. В настоящее время современная школа должна обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества.
Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации образовательной программы начального общего образования.
Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах и т.д.
Программа позволяет организовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.
Цель: Обеспечить жизненную успешность обучающихся, развивая качества личности, через оптимизацию системы проектной деятельности.
Задачи:
- Формировать базовые компетентности, необходимые каждому члену современного общества.
- Развивать творческие способности учащихся и инициативность.
- Совершенствовать навыки публичных выступлений, научного диалога.
- Оптимизировать работу школьного научного сообщества, вовлекая в творческое проектирование новых его членов обучающих, их родителей, социальных партнеров, создав, таким образом, творческий коллектив, занятый общим делом.
- Способствовать укреплению престижа научного знания через участие в проектной деятельности.
- Развивать ресурсную базу школы, отвечающей системным образовательным запросам и индивидуальным возможностям обучающихся, включённых в проектную деятельность.
Новизна и актуальность программы заключаются в умелом сочетании различных форм работы, направленных на развитие детей, с опорой на практическую деятельность, и обусловлены важностью внешкольной природоохранной работы на современном этапе, необходимостью знать и изучать родные места, понимать целесообразность взаимоотношений подрастающего поколения с окружающей средой.
Возраст детей: программа рассчитана на обучающихся 13-18 лет.
Срок реализации: 1 год.
Формы и режим занятий: очное, занятия проводится два раза в неделю во второй половине дня, вторник с 16.00 по 18.00, четверг с 16.00 по 18.30.
- Планируемый результат
Критерии | Показатели | Методики изучения |
Развитие интеллектуально-познавательной деятельности |
| Мониторинг качества и успеваемости обучающихся. Монитринг участия обучающихся в конкурсах олимпиадах, научно – практических конференциях. |
Взаимодействие и сотрудничество обучающихся, педагогов и родителей |
| Мониторинг вовлечённости. Анкетирование. Банк творческих идей. |
Социальная |
| Мониторинг |
Участие в конкурсах, олимпиадах, играх и конференциях различного уровня. |
| Мониторинг результатов выступления обучающихся на предметных олимпиадах, интеллектуальных играх, творческих конкурсах и конференциях |
Оптимизация организации и проведения, предметных недель, научно – практических конференций в ОУ |
| Анализ качества организации и динамики предметных недель, научно – практических конференций в ОУ |
Повышение интереса к проектной деятельности ОУ в профессиональном сообществе. |
| Мониторинг организации и проведения семинаров, конференций; публикации по проблемам проектной деятельности |
Развитие ресурсной базы ОУ |
| Изучение потребностей ресурсной базы ОУ |
- Оценка результатов программы
Оценка результатов реализации программы будет осуществляться с помощью различных методов:
- экспертная оценка результатов деятельности (внутренними и внешними экспертами);
- социологические опросы учащихся, воспитанников педагогов и родителей;
- анализ результатов олимпиад, конкурсов, конференций.
- Умение самостоятельно добывать знания и применять их на практике;
- Умение грамотно вести диалоги и аргументировано участвовать в обсуждении, задавать и отвечать на вопросы различного характера;
- Активно участвовать в коллективной познавательной деятельности.
- Умение самостоятельно работать с литературой, вести дневник наблюдений, писать рефераты;
- Знание основных экологических проблем города, района, области, форм и методов охраны окружающей среды.
- Умение готовить выступления о результатах наблюдений на заседаниях кружка, классных часах, экологических вечерах, конференциях, т.е. грамотно описывать и анализировать полученные данные;
- Умение проводить занятия в кружке, игровые программы, готовить вечера, праздники.
- Внедрение проектной деятельности и новых технологий в процесс обучения учащихся;
- Практические мероприятия: участие в конкурсах, олимпиадах, научно-практических конференций.
- Учебно-тематический план (144 часа - 4,5 часа в неделю)
№ | Наименование разделов и тем | Количество часов | ||
Теорети-ческих | Практи-ческих | Всего | ||
1 | Вводный этап. | 5 | 17,5 | 22,5 |
2 | Технологическая проработка этапов проекта. | 6 | 10 | 16 |
3. | Технологическая проработка этапов научно-исследовательской работы | 4,5 | 20 | 24,5 |
4. | Реализация проекта | 10 | 12,5 | 22,5 |
5. | Реализация научно-исследовательской работы | 10 | 15 | 25 |
6. | Презентация проекта | 5 | 6 | 11 |
7. | Защита научно-исследовательской работы | 8 | 10 | 18 |
8. | Обобщение материалов | 4,5 | 4,5 | |
Итого: | 53 | 91 | 144 |
5. Содержание
I. Вводный этап.
Установочные занятия (теоретический блок):
- знакомство с понятием социальное проектирование и типами проектов;
- определение актуальных социальных проблем;
- выбор темы проекта.
Практические занятия:
- формирование групп с целью изучения общественного мнения по выбранной теме проекта;
- утверждение тематики проектов и индивидуальных планов учащихся.
II. Технологическая проработка этапов проекта.
Теоретический блок:
- определение целей, задач.
Практические занятия:
- определение финансовых и технических потребностей проекта;
- составление бюджета проекта, рабочего графика, распределение обязанностей членов команд.
III. Реализация проекта.
Практическое освоение навыков разработки проектов:
- сбор и систематизация материалов по выбранной проблеме;
- составление и реализация планов мероприятий;
- поиск деловых партнеров и проведение переговоров с ними.
Теоретический блок:
- типовые договоры о деловом сотрудничестве.
IV. Презентация проекта.
- оформление иллюстративного ряда к проекту,
- подготовка к публичной защите проекта.
V. Обобщение материалов.
Анализ работы над проектом:
- сравнение поставленных целей и достигнутых результатов;
- определение положительных и отрицательных последствий проекта.
Оценка психологической обстановки в группе:
- мотивация участников группы;
- психологический климат в группе;
- коммуникативные особенности участников группы
6.Механизмы реализации программы
В реализации Программы участвуют обучающиеся, педагоги, родители, социальные партнёры.
Текущее управление реализацией Программы осуществляют руководитель объединения.
Программой предусматривается привлечение собственных средств участников образовательного процесса, привлечение бюджетных средств всех уровней: федеральные, муниципальные и внебюджетных средств. Главным принципом использования средств является контроль за эффективностью их реализации.
Управление реализации программы предполагает создание системы оценки и контроля эффективности решения задач программы на всех ее этапах.
Система включает в себя:
1. Разработку, обновление нормативно-правовой базы по проектной деятельности.
2. Привлечение к решению задач программы партнеров - социальный ресурс ;
3. Мониторинговые процедуры оценки эффективности произошедших изменений на каждом из 3-х этапов, и за период в целом - аналитический ресурс;
4. Обеспечение профессионального и личностного роста педагогов школы, через организацию мероприятий обучающего, аналитического и методического характера – кадровый ресурс;
5. Подготовку и развитие материально-технической базы проектной деятельности школы – материальный ресурс;
6. Совершенствование информационной среды школы – информационный ресурс;
7.Развитие механизмов внутренней экспертизы и коррекция результатов - инновационный ресурс.
7.Оценка результатов программы
Оценка результатов реализации программы будет осуществляться с помощью различных методов:
- экспертная оценка результатов деятельности (внутренними и внешними экспертами);
- социологические опросы учащихся, воспитанников педагогов и родителей;
- анализ результатов олимпиад, конкурсов.
8.Методическое обеспечение программы
С точки зрения психологов отношение к окружающей среде формируется в процессе взаимодействия эмоционально, интеллектуальной и волевой сфер психики человека. Только в том случае образуется система психологических установок личности. Следовательно, реализация задач экологического образования требует определенных форм и методов обучения. В своей программе мы отдаем предпочтение таким формам, методам и методическим приемам обучения, которые:
-стимулируют учащихся к постоянному пополнению знаний об окружающей среде (деловые или сюжетно- ролевые игры, конференции, семинары, беседы, рефераты, диспуты, дебаты, викторины, компьютерные технологии);
-способствуют развитию творческого мышления, умению предвидеть возможные последствия природообразующей деятельности человека;
-методы, обеспечивающие формирование интеллектуальных умений: анализ, синтез, сравнение, установление причинно-следственных связей, а также традиционные методы -беседа, наблюдения, опыт, лабораторные и практические работы;
-обеспечивают развитие исследовательских навыков, умений; основ проектного мышления учащихся (проектные работы, проблемный подход к изучению отдельных явлений), вовлекают учащихся в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды местного значения, агитационную деятельность (акции практической направленности – очистка территории, изучение и подсчет видового разнообразия, пропаганда экологических.
9.Литература для педагога:
- Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика. Екатеринбург, 1996
- Бухвало В.А. Общая методика развивающего обучения. – Рига, 2001.
- Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.
- Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации. – Народное образование. – М., 2000, № 9, с.177-180.
- Громыко Ю. В. Понятие и проект в теории развивающего образования В. В. Давыдова // Изв. Рос. акад. образования.- 2000.- N 2.- C. 36-43.- (Филос.-психол. основы теории В. В. Давыдова).
- Гузеев В.В. «Метод проектов» как частный случай интегральной технологии обучения. Директор школы. М., 1995, № 6, с.34-47.
- Гузеев В. В. Образовательная технология: от приёма до философии М., 1996
- Гузеев В. В. Развитие образовательной технологии. — М., 1998
- Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М., Интор, 1996.
- Дж. Дьюи. Демократия и образование: Пер. с англ. — М.: Педагогика-Пресс, 2000.
- Джонсонс Дж. К. Методы проектирования. М., 1986. - 326с.
- Жак Д. Организация и контроль работы с проектами // Университетское образование: от эффективного преподавания к эффективному учению. Сборник рефератов по дидактике высшей школы / БГУ. Центр проблем развития образования. — Мн.: Пропилеи, 2001. — С. 121—140. [Перевод Л.А.Лашкевич; Источник: David Jaques. Supervising Projects / SEDA Further Induction Pack II. – 1992, April. – P. 6—35.]
- Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников // Начальная школа. 2005. № 9. Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Нач.школа. – 2004. - №2.
- Каганов Е. Г. Метод проектов в трудовой школе. - Л. 1926
- Матяш Н. В. Психология проектной деятельности школьников в условиях технологического образования/ Под ред. В. В. Рубцова. - Мозырь: РИФ «Белый ветер», 2000.
- Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя начальных классов. – М.: Вентана-Граф, 2004.
- Методология учебного проекта. Материалы городского методического семинара. — М.: МИПКРО, 2001.
- Новикова Т.Д. Проектные технологии на уроках и во внеучебной деятельности. Народное образование. 2000, № 8-9, с.151-157.
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров/ Полат Е. С. и др.Под ред Е. С. Полат. — М.,: Издательский центр «Академия», 1999.
- Пахомова Н. Ю. Метод проектов. //Информатика и образование. Международный специальный выпуск журнала: Технологическое образование. 1996.
- Пахомова Н. Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. — М.: АРКТИ, 2003. (Методическая библиотека)
- Пахомова Н. Ю. Учебные проекты: его возможности. // Учитель, № 4, 2000, — с. 52-55
- Пахомова Н. Ю. Учебные проекты: методология поиска. // Учитель, № 1, 2000, — с. 41-45
- Полат Е.С., М.Ю. Бухаркина, М.В.Моисеева, А.Е. Петрова "Новые педагогические и информационные технологии в системе образования". М., 2004.
- Проект «Гражданин» — способ социализации подростков.//Народное образование, № 7, 2000.
- Русских Г.А. Подготовка учителя к проектированию адаптивной образовательной среды ученика: пос. для учителя. М.: Ладога-100, 2002.
- Русских Г.А. Технология проектного обучения // Биология в школе
- Савенков А. И. Творческий проект, или Как провести самостоятельное исследование // Школьные технологии. — 1998. — № 4. — С. 144—148.
- Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практич. Пос. для работников общеобразовательных учреждений. М.: АРКТИ, 2003.
- Слободчиков В.В. Основы проектирования развивающего обучения. Петрозаводск, 1996.
- Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. — СПб: Питер, 2001. — 544.: ил. — (Серия «Учебник нового века»). [Метод проектов. — С. 337—341]
- Чечель И.Д. Исследовательские проекты в практике школы. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе. М., Сентябрь, 1998, с.83-128.
- Чечель И. Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула.//Директор школы, № 3, 1998
- Чиркова Е.Б. модель урока в режиме технологии проектного обучения. //
- Начальная школа. 2003. № 12.
- Шапиро В.Д. и др. Управление проектами. СПб: «Два Три», 1996, с.610.
- Экспериментальные площадки в московском образовании. Сб. статей № 2. — М.: МИПКРО, 2001. 160с
Интернет-ресурсы по проблемам проектной деятельности
- Полат Е.С. Метод проектов
- http://www.educom.ru/ru/documents/archive/advices.php Методические рекомендации по организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях г. Москвы
- http://schools.keldysh.ru/labmro
- — Методический сайт лаборатории методики и информационной поддержки развития образования МИО
Литература для обучающихся:
- Горбунова Н.В., Кочкина Л.В. Методика организации работы над проектом. // Образование в современной школе. 2000. №4. С. 21-27.
- Девяткина Г.В. Проектирование учебно-технологических игр. // Школьные технологии. 1998. №4. С. 121-126.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. — М., 1981.
- Мольц М. Я – это Я, или Как стать счастливым.— М.: Прогресс, 1991.
- Монахова Л.Ю. Теоретические аспекты технологии проектирования индивидуальных образовательных программ. // Наука и школа. 2000. №1. С. 45.
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образованияд/ Под ред. Е.С.Полат – М., 2000
- 18. Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе. – М.: Сентябрь, 1998. 144 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА УНИО (ученическое научно-исследовательское общество) для 1-11 классов «Введение в исследовательскую деятельность»
ПРОГРАММА УНИО(ученическое научно-исследовательское общество)для 1-11 классов«Введение в исследовательскую деятельность»руководитель УНИОучитель: Е.Д. СакунПояснительная записка ...
ПРОГРАММА УНИО (ученическое научно-исследовательское общество) для 1-11 классов «Введение в исследовательскую деятельность»
ПРОГРАММА УНИО(ученическое научно-исследовательское общество)для 1-11 классов«Введение в исследовательскую деятельность»руководитель УНИОучитель: Е.Д. СакунПояснительная записка ...
Результаты научно-исследовательской, проектной деятельности обучающихся
Здесь представлены результаты научо-исследовательской и проектной деятельности обучающихся...
Результаты научно-исследовательской, проектной деятельности обучающихся
Дипломы победителей и призеров...
Результат научно-исследовательской, проектной деятельности обучающихся(публикация в электронных СМИ)
Проект для одаренных детей «Алые паруса»,проект-исследование «Здоровый образ жизни»...
Результаты научно-исследовательской, проектной деятельности обучающихся
Результаты научно-исследовательской, проектной деятельности обучающихся по французскому языку...