Почти каждый человек рано или поздно задается вопросами "Кто я", "Какой я"? Какая она, моя территория, мой мир? Где пролегает граница этого мира?
Было бы здорово, если бы человек мог составить карту такой территории, карту себя.
И ее можно попробовать составить! Только она будет совсем не похожа на карты, которые мы изучали на уроках географии. Она будет состоять из ответов на вопросы: что я люблю, что мне нравится, что меня раздражает, на что я злюсь, чего я боюсь, чего хочу, к чему стремлюсь, что мне позволяет моя природа и пр. И на этой карте не будет прорисованных пунктиром границ там, где заканчивается моя территория и начинается чужая. Здесь мы действуем вслепую, настраивая свои чувствилища, задавая другому вопросы, рассказывая о себе. Таким образом можно нащупать пределы своих возможностей, лучше узнать себя и другого.
А еще этой картой будет сложно пользоваться. Потому что наше отношение ко всему очень изменчиво. Психологическая граница подвижна, пластична. Через некоторое время после составления, она будет не соответствовать реальности.
Конечно, есть в нас и трудноподвижные, более стабильные границы, на которые можно опираться (использовать, учитывать) всю жизнь.
Почему граница подвижные? Природа создала человека гибким, способным адаптироваться, меняться. В противном случае люди бы очень давно вымерли. Представляете, что было бы, если бы для наших предков палка так и осталась бы палкой? Но она не осталась. Наши адаптивные предки решили относиться к ней как к инструменту. И понеслось!
Границы могут быть жесткими. Тогда человек-обладатель таких границ в любой ситуации будет вести себя одинаково, как робот. Чем-то это хорошо, потому что он будет получать желаемое и не получать не желаемое, но представьте, каково строить такому человеку отношения? Те, в которых нужен вечный диалог? Рядом с таким человеком сможет находиться только такой человек без границ или с проницаемыми границами. Слишком гибкий, слишком подстраивающийся.
Проницаемые границы.
Это когда любой человек может зайти на мою территорию, вести себя там как дома, говорить мне, что я чувствую и чего хочу. А я не знаю, как сказать, чего я хочу и не знаю, как остановить не прошенного гостя.
Когда граница твердая (не путать с жесткой), я могу сказать "нет" тому, что мне не нравится, я могу твердо обозначить свое желание и сделать выбор в соответствии с ним.
Например, я точно знаю, что мне важно, чтобы близкий мне человек знал таблицу умножения/был верен/умел доставать звезды с неба/был внимателен ко мне/стучался перед тем, как зайти ко мне. Соответственно, тех, что не выполняют это условие, я не буду подпускать близко.
В свое время, мне очень помог образ из книги Дж. Бьюдженталя для того, чтобы лучше понять и принять, как устроен человек. Тоже, кстати, из мира географии) Автор книги обратившейся к нему клиентке предложил представить себя рекой.
Ведь нет ничего изменчивее, гибче, но течение ее настойчиво и целеустремлено.
Так что, представьте себя рекой!
Атлас меня или где проходят психологические границы
статья на тему
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Меняй себя - меняй мир" .
Помочь школьнику выпускного класса в формировании собственного мировоззрения....
Родительское собрание по профилактике суицидального поведения на тему: «Обратите на меня внимание! Поймите меня!»
Сценарий родительского собрания в рамках профилактики суицидального поведения учащихся....
Психологическое занятие для подростков "Самое ценное, что у меня есть....жизнь" для 8-11 классов
Цель занятия: - помочь учащимся в личностном осмыслении, осознании ресурсов, которые составляют силу личности, личностную основу."Они (подростки) сегодня обожают роскошь, у них плохие манеры и нет ник...
Мастер - класс "«Психологическое здоровье и эмоциональное благополучие подростка. Меняем негативные «ярлыки» "
мастер - класс...
Где проходит граница Европы и Азии?
Исследовательская работа "Где проходит граница Европы и Азии?"...
Психологическое занятие для подростков «Самое ценное, что у меня есть…
laquo;Самое ценное, что у меня есть…»Возрастная категория: 8-11 классыЦель: - помочь учащимся в личностном осмыслении, осознании ресурсов, которые составляют силу личности, личностную ос...
Методическая разработка. Программа групповых психологических занятий для подростков, учащихся 1 курса и П-групп «Я и мир вокруг меня».
Методическая разработка. Программа групповых психологических занятий для подростков, учащихся 1 курса и П-групп «Я и мир вокруг меня». ...