Проект "Троица"
проект на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Дом творчества Железнодорожного района», г. Улан-Удэ
Познавательно – творческий проект
«Троица – день рождения земли, леса и воды»»
Составили: Словягина А.А;
Карандаева И.В
Улан-Удэ
2016 г.
Введение
Народные (фольклорные) праздники - это часть духовного наследия народа (обрядов, ритуалов, традиций и т.п.). Восстановление народных, природных праздников прошлого необходимо для восстановления экологической культуры преклонения перед природой, ее красотой, бережного отношения к ней. И в России, и в других странах основные народные праздники носили природно-земледельческий характер. С этой точки зрения, праздники –это своеобразный дневник быта людей, их жизненного уклада, времен года в целом, а значит, народной культуры. Национальная культура - это национальная память народа, то, что выделяет данный народ в ряду других, хранит человека от обезличивания, позволяет ему ощутить связь времен и поколений, получить духовную поддержку и жизненную опору. И с календарем, и с жизнью человека связаны народные обычаи, а также церковные таинства, обряды и праздники.С другой стороны, народные праздники - это образец высоконравственных отношений, это пример толерантного общения, сотворчества. Художественные формы народного искусства, передаваясь из поколения в поколение, несут в себе исторический, духовный, эстетический опыт народа, его духовно-нравственную основу. В современном мире научно-технического прогресса теряется связь людей с традициями и природой. Поэтому изучение народных обычаев является эффективным средством развития личности человека. Включение в эту деятельность позволяет приобщиться к духовно-нравственным ценностям своего народа, к национальной культуре, сформировать эстетический вкус, воспитать уважение и интерес к труду.
Актуальность исследования этой темы обусловлена возрастанием необходимости не только сохранения и возрождения, но и дальнейшего освоения и развития традиционной культуры народа. Сегодня большинство людей становятся потребителями всех традиций, а не хранителями и создателями национальной культуры. С каждым годом становится все меньше и меньше людей, продолжающих и создающих культурную среду в народе. Отсюда вытекает изучаемая проблема
Проблема: недостаточные знания детей и их родителей о народной художественной культуре.
Цель проекта: создание условий для приобщения детей к традиционной культуре через народный праздник Троица.
Задачи проекта:
обучающие:
- приобщение к традициям православного праздника Троица;
- расширение знаний о березе, ее лекарственных свойствах;
- получение представлений об обряде «кумления».
развивающие:
- повышение интереса к изучению народной культуры;
- способствование приобретению дополнительных знаний об обычаях русского народа, связанных с березкой;
- совершенствование кругозора в области народных таинств, посвященных обряду «кумления».
воспитывающие:
- формирование чувства уважения к православным праздникам;
- способствование бережному отношению к природе;
- развитие чувства патриотизма.
Сроки проект: апрель-июнь (4 месяца).
Участники проекта:педагоги и учащиеся ансамбля «Рябинушка»
Финансирование проекта: добровольная помощь родителей
Ожидаемые результаты:
-формирование адекватного устойчивого эмоционального реагирования ребенка на народные традиции;
-повышение коммуникативной компетентности детей в общении со сверстниками и с взрослыми;
- формирование у детей положительного отношения к нравственным нормам и правилам;
- приобщение родителей к творческой деятельности детей;
- качественное изменение познавательных процессов;
- обращение детей к духовной культуре народа.
Оснащение:
компьютер, проектор, фонограммы, фотоаппарат, оформление сцены, березки, цветы, трава, ленточки атласные, музыкальные инструменты (трещетки, бубны, колокольчики, ложки деревянные,). Костюмы для персонажей праздника.
Этапы реализации проекта
Кроме закрепленных за определенными датами в календаре, появились передвижные праздники пасхального цикла. Обряды, приуроченные к крупным праздникам, включали большое количество разных произведений народного искусства песни, приговоры, хороводы, игры, танцы, драматические сценки, маски, народные костюмы, своеобразный реквизит. Троица является одним из таких праздников. В современном мире народный праздник требует сценической обработки, т. е. подготовки сценария и художественных номеров. А это, в первую очередь репетиционная работа с учащимися, задействованными в представлении
Вся работа по реализации проекта делится на три основных: подготовительный, основной, заключительный.
Подготовительный этап несет в себе мероприятия ознакомительного и организационного характера.
Основной этап – репетиционно-постановочная деятельность, подготовка костюмов и реквизита, работа с родителями по подготовке поездки на «Щучье озеро», разработка плана мероприятий в Гусиноозерске.
Заключительный этап включает в себя проведение праздника «Троицы», подведение итогов.
Этапы проектирования | Проектные мероприятия | Срок исполнения | Промежуточный результат |
Подготовительный этап | Беседа с учащимися ансамбля «Праздник Троица – традиции и история русского народа». | Апрель | Получение учащимися базовых знаний о народном празднике. |
Подбор песенного и танцевального материала для постановки номеров. | Апрель | Просмотр видео и прослушивание аудио материала. | |
Написание сценария проведения праздника «Троица – день рождения земли, леса и воды.» | Апрель | Знакомство со сценарием, распределение ролей. | |
Работа по установлению плана мероприятий со школами г. Гусиноозерска | 1-15 апреля | Предварительный план выступлений ансамбля «Рябинушка» в школах г. Гусиноозерска в период с 4 по 10 июня. | |
Основной этап | Репетиционно-постановочная работа с концертными номерами, | Апрель - май | Подготовка хореографических и вокальных номеров к праздничной программе. |
Работа с родителями (индивидуально) по подготовке к проведению праздника Троица и поездке. | До конца апреля | Сбор денежных средств для поездки на Щучье озеро. | |
Репетиционно-постановочная работа по сценарию «Троица – день рождения земли, леса и воды.» | Апрель - май | Работа с учащимися над ролями, номерами и связками между ними. | |
Подготовка реквизита, подбор костюмов и оформления сцены. | Апрель - май | Привлечение учащихся в работу по подготовке реквизита. | |
Генеральная репетиция программы. | Май | Предварительный просмотр театрализованной программы «Троица». | |
Уточнение плана совместных мероприятий со школами г. Гусиноозерск. | До конца мая | Окончательный план выступлений ансамбля в г. Гусиноозерске. | |
Работа по сбору необходимых документов для поездки ансамбля | До конца мая | Пакет документов для поездки. | |
Заключительный этап | Проведение театрализованного представления «Троица – день рождения земли, леса и воды.» согласно утвержденного сценария. | 21 мая | Проведения подготовленного мероприятия |
Поездка на Щучье озеро с выездами в г. Гусиноозерск | 4-10 июня | Выступления в школах согласно оговоренному плану | |
Анкетирование участников ансамбля «Мои впечатления о народном празднике Троица». | 9 июня | Мониторинг знаний и приобретенных навыков во время подготовки и проведения праздничных мероприятий. | |
Подведение итогов. | июнь | Отчет о проделанной работе. Выводы. |
Заключение
Христианские верования, которые тесно сплелись после принятия христианства с языческими представлениями, несомненно, также являются образцом душевного и духовного отношения человека к миру. Нет необходимости доказывать, какой воспитательный гуманистический потенциал имеет обращение детей к духовной культуре народа. Изучая свои истоки, ученики лучше узнают исторический путь своего народа и вместе с тем глубже понимают мировую общность, приобщаются к народным идеалам мужества, красоты, юмора, любви к родной земле. А использование метода проектной деятельности в исследовании народного богатства дает возможность детям раскрыться в полной мере, творчески реализоваться через сотрудничество, проявить себя как личность, выразить внимание к другим людям, быть полезным им, заслужить одобрение и признание окружающих, позволяет испытать чувство собственной значимости.
Проектная деятельность в данном направлении дает возможность предполагать о способствовании в разностороннем развитии личности ребенка, а именно:
-формировать толерантное отношение к культурам народов России;
-развивать творческое сотрудничество детей между собой, детей и взрослых в процессе собирания материала, подготовки и проведения праздника;
-на примере традиционного для народа преклонения перед природой формировать бережное, ответственное отношение к ней учащихся;
-способствовать самореализации, самовыражению личности учащегося.
При реализации проекта в обучении и воспитании можно говорить о внутреннем, не сразу открывающемся результате. Дети, реализуя проект, тем более коллективный, находятся в позиции творца, что ведет к развитию творческих способностей, к формированию универсальных компетентностей, в том числе коммуникативных. Сотрудничество, сотворчество, атмосфера праздничности,свойственные социально-значимой деятельности, приводит к качественным преобразованиям личности.
Приложение 1
Сценарий праздника
"Троица- день рождения земли, леса и воды»"
Зал украшен веточками, цветочками и т.д. В зале стоит украшенная березка. Вокруг нее постелена трава. Дети свободно сидят в зале.
Скоморох 1:
Собирайся на площадь народ!
Сегодня вас необычное ждет:
Игры, песни, чудеса из чудес,
Спешите, времени осталось в обрез!
Скоморох 2:
Начинаем, начинаем!
Всех на праздник приглашаем!
Всех девчонок и мальчишек,
И тихонь, и шалунишек!
Будут игры, пляс, да хохоту час.
Скоморох 1:
Скучать сегодня воспрещается!
Наш праздник начинается!
Входит тетушка Арина.
Тетушка Арина:
Эй, скоморохи - плясуны, вы не забыли зачем народ собирали, на какой праздник приглашали?
Скоморохи:
Конечно, не забыли! На Троицу в этот день принято прославлять русскую берёзку.
Стихи читают дети.
1-й ребенок: Люблю березку русскую, то светлую, то грустную.
В белом сарафанчике, с платочками в карманчиках.
2-й ребенок: С красивыми застежками с зелеными сережками.
Люблю ее нарядную, родную, ненаглядную.
То ясную, кипучую, то грустную, плакучую.
Скоморох 1: Как я березу люблю, особенно по весне, сок березовый пить!
Скоморох 2: А я сделаю из березовой бересты дудочку, да буду музыку веселую играть.
Тетушка Арина:
А мы с ребятами повяжем на березу ленточки шелковые, да загадаем желания заветные, а на праздник Троицу, они и исполнятся.
Во время слов Арины скоморохи раздают детям ленточки. Дети подходят к березке и на её ветвях повязывают ленточки.
Тетушка Арина: Станем, дети, в круг, песню споем и хоровод заведем.
Дети встают в круг поют и водят хоровод с элементами «змейки», «воротиков».
Хоровод «Во поле берёзка стояла»
Во поле береза стояла, во поле кудрявая стояла.
Люли, люли стояла, люли, люли стояла.
Некому березу заломати, некому кудрявую заломати.
Люли, люли заломати, люли, люли заломати.
Я ж пойду, пойду погуляти, белую берёзу заломаю.
Люли, люли заломаю, люли, люли заломаю.
Срежу я с березы три пруточка, сделаю из них я три гудочка.
Люли, люли три гудочка, люли, люли три гудочка.
Дети свободно рассаживаются в зале вокруг березки.
Тетушка Арина:
Ребятушки, расскажу я вам сказку.
В некотором царстве, в некотором государстве, а именно в том, в котором мы живём, жила - была Берёзонька, белая да кудрявая, снегом покрытая, всем ветрам открытая.
Спала она всю зимушку. Но вот пришла Весна-красна, на крыльях прилетела, солнышком пригрела.
Проснулась Берёзонька. Проснулась, на тёплом ветерке прогнулась. Украсилась серёжками. Всем понравилась, на праздник направилась.
Под красивую музыку (выбор по желанию) появляется ожившая берёзка
Берёзка
Уж вы милые детушки мои!
Ой, спасибо за наряды подаренные,
За песни нежные, за пляски удалые.
Как услышала я песни звонкие,
Да и пришла к Вам на праздничек.
Ожила я - веселиться хочу,
Песни петь да танцы водить.
Тетушка Арина: А теперь давайте поиграем в «Ручеёк», вставай и ты с нами, березонька.
Хороводная игра «Ручеёк»
Под музыку дети встают парами, сделав воротики, выбирают дружочка, проходя в них.
Под музыку (звон колокольчиков) выходит Жар-птицы.
Тетушка Арина:
Ребята, посмотрите, какая гостья к нам пожаловала.
Жар-птица.
Я – Жар-птица, рода царского, из сада райского!
Не чета тебе – дереву!
Берёза.
А я простого рода.
Мой батюшка – месяц ясный, он ночью мне светит.
Моя матушка – красно солнышко, оно меня греет.
Мой брат – соловей в лесу, он мне песни поёт.
Моя сестра – ранняя заря, она росой меня питает.
Жар-птица.
А мои перья золотыми лучами сияют.
Берёза.
Моей лучиной избу освещали.
Жар-птица.
А я вся огнём пылаю!
Берёза.
А я в печи жаром всех согреваю!
Жар-птица.
Мои перья царские одежды украшают.
Берёза.
А я в лапти всех обуваю!
Жар-птица.
Ради меня за тридевять земель отправляются.
Берёза.
А моим соком по весне угощаются!
Жар-птица.
А я хвост веером распускаю.
Моей красотой весь свет дивится!
Берёза.
Своими почками да листочками я людей лечу, в бане веничком парю.
За это меня называют деревом четырёх дел: мир освещать, крик утешать, чистоту соблюдать, больных исцелять. Да и счастье человеческое мне знакомо… Ведь влюблённые часто под моими ветвями соловьиные песни слушают да на звёзды любуются.
Жар-птица.
Заслушалась я тебя, Берёзонька. Видно, и впрямь мне делать нечего в русских лесах. Вернусь я в свои сады райские. А ты радуй людей своей красотой, исцеляй и утешай душевной простотой.
Тетушка Арина: Ребята, давайте подарим нашей гостье веселый, задорный музыкальный номер.
«Шумовой оркестр»
Детям раздаются музыкальные инструменты: трещетки, бубны, колокольчики, ложки деревянные, маракасы, погремушки. Под руководством музыкального руководителя исполняется «Русская плясовая» по партиям.
Тетушка Арина: Ох, и расшумелись мы тут с вами. Поем, да танцуем. Вот услышит нас леший!
Выходит Леший (под фонограмму пения птиц из цикла «Гармония природы»)
Леший: Что за шум? Кто меня разбудил? У меня в лесу тишина, покой, птички поют, цветы цветут, и вдруг кто-то шумит, песни поёт, в барабаны бьёт.
Тетушка Арина: Леший, ты на нас не обижайся, мы сегодня Троицу празднуем, день рождения земли, леса и воды.
Леший: Ну ладно, успокоили вы меня. А я думал, что вы пришли костры жечь, птичьи гнёзда разорять, лес ломать. Таких людей я не люблю и лес от них защищаю. А с вами поиграть хочу.
Тетушка Арина: Поиграй с нами в игру «Пустое место». Выходите, детушки, в круг.
Игра «Пустое место»
Участники игры встают в круг, а водящий остается за кругом. Водящий ходит за кругом и дотрагивается до одного из игроков, касаясь плеча или руки. Это означает, что он вызывает данного игрока на соревнование. Водящий бежит за кругом в одну сторону, а вызванный — в противоположную. Встретившись, они здороваются и продолжают бежать дальше, стараясь наперегонки занять свободное место (оставленное вызванным игроком). Тот, кому удалось занять это место, там и остается, а оставшийся без места становится водящим, и игра продолжается.
Леший: А вы, ребятки, умеете отгадывать загадки?
Дети: да
Леший: Сейчас я проверю. (Достаёт открытки с загадками из волшебного сундучка):
Я соткано из зноя,
Несу тепло с собою,
Я реки согреваю,
«Купайтесь!»,- приглашаю.
И любите за это
Вы все меня. Я - …
Дети: лето
Ждет нас в гости друг зеленый,
Ждут березки, липы, клены,
Травы, птицы и цветы
Небывалой красоты.
Сосны, ели до небес,
Друг зеленый, это - …
Дети: лес
Кто скажет, кто знает,
Какой лес бывает?
Внимание, внимание,
Слушайте задание!
Любит подберезовик
Лес, какой?
Дети (хором): березовый.
А теперь отгадайте,
Что за дерево такое:
Клейкие почки,
Зелёные листочки,
С белой корой,
Стоит под горой!
Дети: берёза
Молодцы, ребятишки! Много знаете о лесе. Спасибо вам, ребята, за то, что отмечаете день рождение леса, земли нашей. Приходите в гости в лес почаще. Теперь я знаю, вы его не обидите.
Тетушка Арина: До свидания, Леший, а мы продолжим веселиться. Давайте плетень заплетать.
Игра «Плетень»
Дети, берутся за руки и становятся четырьмя шеренгами (одна напротив другой). Руки переплели, как в танце лебедей из балета «Лебединое озеро».
Под музыку русской народной мелодии каждая из шеренг по очереди идет навстречу противоположной шеренге и кланяется. После поклона дети возвращаются на прежнее место. С началом веселой плясовой дети выходят из своих шеренг, расходятся по всей комнате, танцуют, используя известные плясовые движения. Как только музыка закончится, каждая шеренга должна занять свое первоначальное место, а дети быстро и правильно "заплести плетень" (взяться за руки крест-накрест).
1 и 2 плетни шагают навстречу друг-другу и говорят такие слова:
От плетня упала тень -
В зной прохлада радует.
1 и 2 плетни шагают обратно и говорят такие слова:
Хорошо, что сам плетень
На меня не падает.
3 и 4 плетни шагают навстречу друг другу и говорят такие слова:
От плетня упала тень,
В зной прохлада радует.
3 и 4 плетни шагают обратно и говорят такие слова:
Хорошо, что сам плетень
На меня не падает.
Тетушка Арина:
Мы в лесу деревьев много видим разных.
Не бывает между ними безобразных.
Но красивей той березки не найти,
Что попалась нам сегодня на пути.
Вся мила она от края до вершины,
Мы решили, что справляют именины,
Здесь в лесу она средь близких и друзей,
И приносим поздравления мы ей. Спасибо вам за тепло и внимание,
А мы уходим, до свидания!
Список литературы:
- Елкина, Н.В., Учим детей наблюдать и рассказывать/ Н.В. Елкина, О.В.Марничева, попул. пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: «Академия развития», 1997.
- Забылин М. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. – М.: Рипол классик, 1997.
- Михайлова, М.А., Поём, играем, танцуем дома и в саду/ М.А.Михайлова, Е.В.Горбина, пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: «Академия развития», 1998.
- Новицкая, М.Ю., Раз, два, три, четыре, пять мы с тобой идём играть / М.Ю.Новицкая, Г.М. Науменко. – М.: Просвещение, 1995.
- Соколова, Л., Воспитание ребёнка в русских традициях / Ю.Е.Антонов, Л.В.Левитина, О.В.Розова, И.А. Щербаков. – М.: Айрис- Пресс, 2003.
- Тубельская, Г.Н,. Праздники в детском саду и школе/ Г.Н.Тульбеская. – М.: Линка- Пресс, 2001.