Сборник "Взаимодействие группы и лидера".
методическая разработка по теме
Данный сборник методических материалов содержит основные понятия и подходы к определению лидерских качеств подростка, рекомендации по организации совместной деятельности в группе, нацеленной на выработку партнёрских отношений.
В сборнике представлены разнообразные методики и педагогические технологии, направленные на эффективную организацию процесса взаимодействия группы и лидера.
Издание будет полезно для вожатых, педагогов дополнительного образования и педагогов общеобразовательных учреждений, а также всех тех, кто заинтересован в развитии и поддержке активности и лидерских качеств подрастающего поколения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sbornik_vzaimod.gruppy_i_lidera.docx | 82.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Данный сборник методических материалов содержит основные понятия и подходы к определению лидерских качеств подростка, рекомендации по организации совместной деятельности в группе, нацеленной на выработку партнёрских отношений.
В сборнике представлены разнообразные методики и педагогические технологии, направленные на эффективную организацию процесса взаимодействия группы и лидера.
Издание будет полезно для вожатых, педагогов дополнительного образования и педагогов общеобразовательных учреждений, а также всех тех, кто заинтересован в развитии и поддержке активности и лидерских качеств подрастающего поколения.
Уважаемый читатель!
Авторский коллектив предлагает Вашему вниманию методическое пособие по работе с детским коллективом.
Пособие носит рекомендательный характер по вопросу организации взаимодействия группы и лидера, поэтому авторы не ставили своей целью знакомить читателя с теоретическими основами и глубокими трактовками понятий.
Для полноты восприятия материала воспользуйтесь словарём ключевых понятий, который будет полезен при прочтении издания.
Надеемся, что у Вас не возникнет трудностей в понимании авторского замысла раскрытия темы.
Содержание
Словарь ключевых понятий
Введение
Группа и лидер
Организация взаимодействия группы и лидера
Список использованных источников
Словарь ключевых понятий
Лидер - член группы, за которым она признает преимущества в статусе и право принимать решения в значимых для нее ситуациях.
Группа – общность взаимодействующих между собой людей.
Взаимодействие - процесс воздействия объектов друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь.
Межличностные отношения - взаимосвязи между людьми; способ взаимных влияний, оказываемый людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения.
Команда – группа людей, которая собрана для совместного решения задач.
Игра – форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта.
Тренинг - метод активного обучения, направленный на развитие знаний, умений и навыков и социальных установок.
Введение
Всюду, где собираются вместе более двух человек, возникает проблема лидерства. В процессе формирования группы некоторые ее участники начинают играть более активную роль, чем другие, им оказывают предпочтение, к их словам прислушиваются с большим уважением, - они приобретают доминирующее положение. Большинство людей непостоянно в собственных убеждениях, сомневаются в правильности своих поступков. С появлением лидера всякая неуверенность исчезает. Несокрушимая уверенность в себе лидера порождает безмерное доверие других. Таким путем происходит разделение участников группы на ведущих и ведомых, т. е. на лидеров и последователей. По мере количественного роста группы и, что особенно важно, ее стабилизации, среди членов группы складывается ранговая иерархия, и роль лидера приобретает решающее значение в деятельности группы.
Лидером группы становится тот человек, кто способен привести группу к разрешению тех или иных групповых ситуаций, проблем, задач, кто несет в себе наиболее важные для этой группы личностные черты, кто несет в себе и разделяет те ценности, которые присущи группе. Лидер – это как бы зеркало группы, лидер проявляется в данной конкретной группе, какова группа – таков и лидер.
Кто такой лидер? Какие качества выделяют человека из общей массы, делая его лидером? Кто становится лидером группы? Какие отношения устанавливаются между членами группы? Как выстраиваются отношения внутри группы? Как правильно выстроить процесс взаимодействия между членами группы? Вот ключевые вопросы, ответы на которые Вы сможете найти в нашем сборнике.
Группа и лидер
«Что такое группа?»
Вся жизнь человека протекает в социальном контексте, он живет и действует в составе разнообразных групп, представляющих собой устойчивую социальную конструкцию, конфигурацию социальных отношений, в которых проявляются взаимодействие и взаимовлияние.
Когда группа стабилизируется во внешней среде, влияние в группе сосредотачивается в руках одного или нескольких лиц, но не распределяется равномерно среди всех участников группы.
Именно поэтому в процессе развития группы вопрос о власти и лидерстве становится ключевым, так как на его основе складываются взаимоотношения между членами группы.
«Кто такой лидер?»
Обычно ответ на этот вопрос не вызывает затруднений.
Лидера определяют как человека, способного повести за собой, пробудить интерес к делу, активно влиять на окружающих.
Главной характеристикой лидера являются его лидерские качества - это совокупность определенных свойств, черт, позволяющих ему «статусно» выделиться в конкретном деле и принимать ответственные решения в значимых для группы ситуациях.
К числу качеств которые характеризуют лидера, как правило, приписывают: активность, инициативность, общительность, сообразительность, настойчивость, самообладание, наблюдательность, работоспособность, самостоятельность, организованность.
«Выявление лидера в группе»
Несмотря на очевидность понятия «лидер», зачастую бывает трудно установить, кто же является лидером группы?
Существует два основных метода выявления лидера в конкретной группе:
- Опрос членов группы (Кому они отдают предпочтение как наиболее влиятельному лицу в направлении деятельности группы?)
- Метод наблюдения / опрос сторонних наблюдателей (Определение тех членов группы, которые имеют наибольшее влияние на других путём регистрации относительной частоты успешных актов влияния одних членов группы на других)
Общим критерием этих двух методов выявления лидера является фактор влияния, оказываемого личностью на участников группы.
«Восприятие лидера его группой»
Преимущества лидера заключаются в том, что за ним группа признает моральное право принятия решений в значимых для нее ситуациях. Это человек, который занимает вершину в иерархической лестнице статуса и престижа членов группы. Лидер не командует, не приказывает и «не давит» ради достижения каких-либо целей, а ведет людей за собой на решение общих для данной группы проблем.
Лидер должен оправдывать ожидания группы. У членов группы может быть общее установившееся мнение относительно того, как должен вести себя лидер и какие функции он должен выполнять. И они будут выбирать и удерживать только таких лидеров, которые соответствуют их ожиданиям.
Как правило, лидер воспринимается группой как:
- «один из нас»
Изучение деловых биографий преуспевающих лидеров показывает, что лидер имеет определенные общие характеристики с членами группы. Поэтому он воспринимается как «один из нас», а не «пришелец».
- «подобный большинству из нас»
Ему мало быть настоящим членом группы, он должен восприниматься как в особой степени воплощающий в себе нормы и ценности, имеющие наибольшее значение для группы.
- «лучший из нас»
Принять основные нормы и ценности группы еще недостаточно, чтобы стать лидером. Нужно быть не только как «большинство из нас», но и, как это ни парадоксально, «лучшим из нас», поскольку лишь представляясь выдающейся личностью, он может служить примером для группы и символизировать «эталон». Быть «лучшим» необходимо также для того, чтобы осуществлять эффективное управление и кооперирование работы группы. Если лидер не является экспертом относительно задач группы, то эти задачи или не будут выполнены, или будут выполнены крайне посредственно.
«Влияние лидера на группу»
Принятый группой лидер, может, однако, стать и носителем негативных веяний, которые повлекут за собой печальные последствия, как и для самого лидера, так и для всей группы.
Таким примером «негативного лидерства» выступает проблема пагубного влияния на группу. Лидер может быть и зачинщиком асоциального поведения. А ведь к лидеру проявляется колоссальный кредит доверия, поэтому маловероятно, что члены группы будут раздумывать над предложением, ведь их лидер уже всё решил.
По мнению многих ученых, лидерами «рождаются», однако в еще большей степени ими становятся с помощью обучения, упорной индивидуальной работы, освещенного знаниями практического опыта и приобретаемых в нем навыков.
В следующем разделе речь пойдёт о формах работы, которые помогут педагогу выявить и поддержать лидерский потенциал подростка, направить его в позитивное русло, организовать эффективное взаимодействие группы и лидера.
Организация взаимодействия группы и лидера
В первом разделе уже было определено, что лидер – связующее звено в группе. Он обеспечивает и направляет успешную работу группы в целом, так и каждого её члена.
Поэтому первоочередной задачей педагога, организующего взаимодействие в группе, необходимо выявить тех самых социально активных подростков, которые и поведут всех за собой.
Но выявление лидеров это не основная деятельность педагога. В числе задач, которые также встают перед педагогом - выстраивание межличностного общения внутри группы и формирование командного духа.
Влиять на формирование и развитие детского коллектива педагог может через:
- создание доброжелательной и комфортной атмосферы, в которой каждый ребенок может ощутить себя необходимым и значимым,
- создание «ситуации успеха» для каждого члена группы, чтобы научить ребёнка человека самоутверждаться в среде сверстников социально адекватным способом,
- использование различных форм работы, в которых каждый может приобрести ценный социальный опыт, пробуя себя в разных ролях.
Представляем наиболее приемлемые формы работы с группой и лидером, а именно игры и тренинги, классифицированные по целевому предназначению
- ИГРЫ НА ЗНАКОМСТВО
«Снежный ком»
Обычно в игре принимает участие 10-12 человек, но можно и больше (35-40).
Задача игры - поименно представить всех членов нового коллектива и постараться сделать так, чтобы ребята запомнили эти имена.
Для ее проведения участникам необходимо сесть или встать в круг. Игра проводится по часовой стрелке. Начинает игру ведущий. Лучше, если у него в руках будет находиться какой-нибудь предмет (значок, еловая шишка, морской камушек и т. д.). Ведущий называет свое имя и передает предмет, находящийся у него в руках, игроку, сидящему (стоящему) слева от него. Второй игрок называет имя ведущего, свое имя и передает предмет дальше. Третий называет имена предыдущих игроков и свое и т. д. Труднее всего придется последнему игроку - он должен без ошибок произнести имена всех участников игры и не забыть сказать свое.
В конце игры необходимо всех поздравить со знакомством и обязательно поаплодировать друг другу.
«Великолепная Валерия»
Количество игроков от 10-12 до 35-40 человек.
Игра очень похожа на «Снежный ком» и может послужить ее логическим продолжением. Правила ее несколько усложнены: каждый участник называет не только свое имя, но и прилагательное к нему. Причем это прилагательное должно начинаться с той буквы, с которой начинается имя очередного участника. Например: великолепная Валерия; серьезный Сергей; очаровательная Ольга; героический Гриша и т. д.
Нужно обязательно поблагодарить всех ребят за проявленную творческую смекалку. Имеет смысл сказать о том, что у всех ребят, помимо перечисленных достоинств и качеств, имеется еще много других, ничуть не менее значимых.
«Одеяло»
Участники делятся на две команды, располагаясь напротив друг друга. Между ними натянуто одеяло. Его держат два из участников. Из каждой команды к одеялу с разных сторон подсаживаются по одному человеку. Они не должны видеть друг друга. Как только одеяло опускают, необходимо успеть произнести имя того, кто сидит напротив. Кто быстрее назвал имя партнера, забирает его к себе в команду. Побеждает команда, которая «перетянет» к себе больше игроков, т. е. та команда, которая знает больше имен.
«Займи место»
Количество участников: от 12-14 до 20-25 человек.
Участники сидят на стульях, расставленных по кругу; один стул свободный. Водящий становится в центре круга. Тот, кто сидит слева от пустого стула, ударяет правой рукой по нему и называет имя одного из игроков. Тот, кого назвали, как можно быстрее бежит к пустому стулу. Игрок, оказавшийся теперь около освободившегося места, должен успеть ударить по стулу и назвать имя участника. Задача водящего - занять это место быстрее. Кто из них не успеет, становится водящим.
«А я – заяц! А я - еду! А я - тоже!»
Игра очень похожа на предыдущую, но проходит всегда более динамично и веселее. В игре обычно участвуют от 12-14 до 20-25 человек.
Участники игры сидят на стульях по кругу, одно место никем не занято. В центре - водящий. Все участники во время игры пересаживаются по кругу против часовой стрелки. Игрок, сидящий около пустого стула, пересаживается на него со словами: «А я - заяц!». Следующий игрок тут же занимает свободное место со словами: «А я - еду!». Третий участник занимает освободившееся место и говорит «А я - тоже!».
И тут в дело вступает четвертый игрок, который молча занимает свободное место и, ударяя левой рукой по пустому стулу, называет имя одного из ребят, сидящих в кругу. Тот, чье имя произнесли, должен быстро перебежать на пустой стул.
Задача водящего - успеть занять освободившийся стул раньше того, кого назвали. Если он это сделает быстрее, то новый «заяц» становится водящим. Игра начинается сначала.
«Молекула-хаос!»
Ведущий объясняет правила игры - надо образовать «соединения молекул», количество которых соответствует числу, названному им. Затем он командует участникам: «Молекула-хаос!». Игроки изображают беспорядочное движение молекул в рамках круга (его можно начертить заранее). Далее ведущий объявляет: «Молекула-2! (3, 4, 5 и т. д.)». Найдя необходимое количество «молекул», участники «соединения» по очереди называют свои имена друг другу. При этом необходимо взяться за руки.
После того как нужное количество участников нашло друг друга, ведущий дает команду: «Молекула-хаос!», и игра начинается сначала. В конце игры ведущий может сказать: «Молекула-отряд!» При этом весь отряд (группа) должны встать в круг и взяться за руки.
«Построения»
Участники встают в круг. Ведущий предлагает им распределиться:
по цвету глаз, волос (от самых светлых до самых темных);
по дате рождения от 1 января до 31 декабря (отдельно мальчикам и отдельно девочкам);
на «жаворонков» и «сов»;
по типу темперамента - флегматик, холерик, сангвиник или меланхолик (если, конечно, дети знают об этих типах темперамента и могут отнести себя к какому-либо из них);
в алфавитном порядке (по первым буквам полных имен);
по росту (отдельно мальчикам и отдельно девочкам) и т. д.
Задача игроков - как можно быстрее выполнить задание.
Замечания. Эту игру уместно провести в том случае, если нужно поделить коллектив на группы. Для этого лучше предложить детям разделиться на группы по следующим критериям: время года, в которое родились; знак Зодиака; буква (литера) класса, в котором учатся («А», «Б», «В» и т. д.).
При проведении игры может возникнуть некоторая сумятица и неразбериха. Как правило, дети сами довольно быстро находят выход из создавшегося положения. Но иногда им всё же необходима помощь педагога.
Эта игра носит еще и диагностический характер: при возникновении затруднительных ситуаций всегда находятся дети, которые берут на себя организаторские и распорядительские функции.
«Шёл по крыше воробей»
Для проведения игры необходимо сесть в круг (на отрядном месте, в холле и т. д.).
Ведущий вместе с детьми произносит следующее четверостишие:
Шел по крыше воробей-бей-бей,
Собирал себе друзей-зей-зей.
Сколько здесь счастливых глаз!
Встаньте, Маши (Светы, Коли, Саши и т. д.) все сейчас!
Вставшие дети называют свои имена и фамилии, все приветствуют их, и они снова садятся на свои места.
Замечания. В эту игру можно играть в зале, с большим количеством детей. В этом случае третью строчку стихотворения следует заменить на следующую: «Сколько в зале нас сейчас?». После того как названные по именам дети встают, их нужно поприветствовать бурными аплодисментами.
«Какофония»
Группа играющих сидит или стоит в кругу. Выбирается водящий, который выходит на середину круга. По его команде все дети говорят:
Коли вышел братец в круг,
Отвечай - как нас зовут!
Все хором называют свои имена. Задача водящего - правильно назвать 3-5 любых имен и показать на ребят с этими именами. Если он все сделал правильно, то занимает место в кругу, а водящим выбирается другой игрок.
«Займи место»
Участники сидят на стульях, расставленных по кругу, один стул свободный. Водящий находится в центре круга. Сидящий слева от пустого стула ударяет правой рукой по нему и называет имя одного из игроков. Тот, кого назвали, как можно быстрее бежит к пустому стулу. Игрок, оказавшийся теперь около освободившегося места, должен успеть ударить по стулу и назвать имя следующего участника.
Задача водящего: занять это место быстрее. Кто из них не успеет, становится водящим.
«Я знаю 5 имён»
Участники стоят по кругу – мальчик, девочка. По очереди каждый игрок называет 5 имён мальчиков и 5 имён девочек, начиная с фразы: «Я знаю 5 имён …».
- ИГРЫ НА МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
«Подарок»
Играющие: два человека. Остальные "ограничиваются" ролью внимательных наблюдателей.
Суть игры: два человека, сидя друг против друга, могут в течение нескольких минут дарить самые невообразимые подарки. Однако при этом соблюдаются следующие условия: в начале каждой реплики обязательно звучит благодарность: "Спасибо, Валера (Марина, Игорь и т.д.) за подарок..."; обязательно перечисляются все уже полученные подарки, и добавляется новый, например, после четвертого обмена подарками можно услышать следующее:
— Спасибо тебе, Света! Я тебе подарил стол, ты мне подарила цветок, я тебе подарил веник, ты мне подарила посудомоечную машину, я подарил тебе вечный праздник, ты мне — молодильное яблоко, я тебе подарил земной шар, ты мне подарила остров сокровищ, а я тебе дарю...
Вопросы к обсуждению: кто первый допустил два сбоя подряд? Кто лучше удерживает информацию? Кто в поисках подарков идет нетрадиционным путем?
Игра учит: не бояться прямого включенного контакта, умению импровизировать, сосредоточенности и доброжелательности.
«Воссоединение»
Играющие: все присутствующие.
Подготовительный этап: подготовьте карточки с названиями литературных произведений и именами их главных героев (вариант: историческое событие и его участники и т. д.).
Суть игры: каждый участник получает карточку или с названием литературного произведения, или с именем героя. По знаку ведущего все дважды громко читают то, что написано на карточках. Цель игры заключается в том, чтобы как можно скорее объединить героев с произведением (событие с участниками).
Вопросы к обсуждению: легко ли найти "своего человека"? Что или кто мешает "воссоединению"? Какие еще задания можно было бы предложить?
Игра учит: умению слушать и слышать других, преодолению трудностей несмотря ни на что.
«Поиграем?»
Играющие: небольшие группы по 6-8 человек.
Суть игры: ведущий предлагает самые разнообразные задания:
— построиться в ряд в соответствии с алфавитом по первой букве имени;
— построиться в ряд в соответствии с алфавитом по последней букве имени (фамилии, по второй букве и т. д.);
— найти свой способ построения группы.
Вопросы к обсуждению: какая группа быстрее реагирует на задания? Какая группа нашла наиболее интересный способ самоклассификации? В какой группе появился явный «командир»? Кто ощущает себя «командиром», а кто «подчинённым»? и т. д.
Игра учит: открытому взаимодействию с окружающими, нахождению путей для взаимной поддержки в группе людей, умению проявить лидерские качества.
«Скульпторы»
Играющие: все присутствующие, разбившись по парам.
Суть игры: ведущий предлагает задания:
- сегодня вы — скульпторы. Как говорят ученые, самый податливый материал — это сам человек. Выберите себе пару. Перед каждым из вас та самая "глыба мрамора" (ваш друг), из которой можно вылепить очень многое. Для разминки сначала сотворите из "глыбы" скульптуру мыслителя. Спасибо! А теперь — такую композицию, которой можно дать название "Счастливый человек", "Монстр из фильма ужасов".
Итак, скульпторы уже разогрели свое воображение и готовы создать совершенно оригинальное произведение, которое вы назовете... Прекрасно! Изменим роли: теперь "материал" станет скульптором, создателем и наоборот. Новые творцы могут делать со своими бывшими скульптурами все что угодно. Только не забудьте назвать ваше творение.
- новое задание: придайте своей скульптуре угрожающую позу, а затем включите себя в эту скульптурную композицию. Только обратите внимание: если ваш партнер — воплощение угрозы, то вы должны играть роль жертвы. Приглядитесь: не напоминает ли вам эта скульптурная композиция одну из возможных жизненных (школьных, домашних и т. д.) ситуаций?
Теперь те, кто был в позе угрозы, отойдите в сторону (жертвы, оставайтесь на месте!) и посмотрите, как испуганно и жалко выглядят ваши "ученики". Помогите им: подстройтесь, словно защищая, обещая безопасность... Замечательно! "Жертвы", отойдите и посмотрите, какими бережными и заботливыми могут быть ваши "педагоги" (родители и т. д.). Вернитесь к ним и в последний раз создайте скульптуру, которую поставят в вашей школе как педагогический символ содружества Учителя и Ученика. Всем спасибо!
Вопросы к обсуждению: легко ли вам далась невербальная форма взаимодействия? Что было наиболее трудным? Смогли ли вы понять своего партнёра? И т. д.
Игра учит: умению угадывать настроение другого человека, подстраиваться и принимать позицию партнера, даёт возможность выплеснуть отрицательные эмоции (создавая угрожающих монстров).
«Прогулка с компасом»
Играющие: все присутствующие, разбившись по парам.
Суть игры: Участники разбиваются на пары, где есть ведомый ("турист") и ведущий ("компас"). Каждому ведомому (он стоит впереди, а ведущий сзади, положив партнеру руки на плечи) завязывают глаза. Необходимо пройти все игровое поле вперед и назад, при этом "турист" не может общаться с "компасом" на вербальном уровне. Ведущий (компас) движением своих рук помогает ведомому держать направление, избегая препятствий — других туристов с компасами.
Вопросы к обсуждению: опишите ощущения человека с завязанными глазами, который вынужден полагаться на своего партнера. Что способствовало или что мешало чувству доверия? Как ведущие помогали своим ведомым?
Игра учит: умению доверять партнёру, работать в паре, сообща, снимает страх перед неизвестным.
«Гусеница»
Играющие: все присутствующие.
Подготовительный этап: подготовьте воздушными шариками — по одному на каждого участника.
Суть игры: Участники игры должны выполнить следующее задание: надуйте шары: чем больше будет шарик, тем в дальнейшем вам будет легче с ним работать. Постройтесь цепочкой, соблюдая следующие условия:
• руки каждого участника лежат на плечах впереди стоящего;
• воздушный шар зажат между животом одного играющего и спиной другого;
• дотрагиваться до воздушного шара (поправить, придержать и пр.) строго воспрещается;
• первый в цепочке участник держит свой шар на вытянутых руках.
Таким образом, в единой цепи, но без помощи рук вы все должны пройти по определенному маршруту. Будьте готовы к тому, что вас ожидают разнообразные препятствия: натянутые веревки, перевернутые стулья, развороты в самых неожиданных местах... Ваша задача: пройти через все это и вернуться на исходные позиции.
Вопросы к обсуждению: где располагались лидеры — в начале, в середине или конце цепочки? Кто регулировал движение "живой гусеницы"? Кому и что было наиболее трудным?
Игра учит: доверию, умению добиться успеха общими усилиями, помогает понять, что успех всех зависит от умения каждого скоординировать свои усилия с действиями остальных.
«Таинственный остров»
Играющие: все присутствующие.
Подготовительный этап: подготовьте два-три листа ватманской бумаги, краски, кисточки, карандаши.
Суть игры: Участники игры должны выполнить следующее задание: представьте себе, что вы попали на необитаемый остров. Только не пугайтесь, ведь с вами волшебные краски. Всё (повторяю и подчеркиваю), всё, что вы нарисуете этими красками, сразу становится реальностью: еда, одежда и пр. Итак, выбирайте свою часть острова — и за дело.
Это игра с элементами диагностики. В ходе ее сразу выделяются малые группы (как правило, они совместно выбирают части острова); лидеры, которые руководят тем, что, как и где рисовать "на острове", и непринятые, которым или не нашлось места на острове, или они сами предпочитают не втягиваться в общую деятельность.
Задание для наблюдающего: обратите внимание на реплики, которыми обмениваются участники, — приказы, просьбы, предложения? Выясните, что рисуют спасенные. Дома? Прекрасно! Дороги, машины — тоже неплохо... А есть ли на вашем острове театр? Библиотека? Школа, наконец? Выбор тех или иных предметов характеризует систему ценностей участников игры.
Игра учит: находить истинные и ложные, ближние и дальние ценности в нашей жизни.
«Другое, чужое, неизвестное»
Играющие: все присутствующие.
Подготовительный этап: подготовьте карточки двух видов: на одних карточках обозначены наименования (людей и предметов), на других — ряд вопросов. Например, наименования: лягушка, утёс, коротышка, дылда, толстяк, йог, помидор, чукча, китаец, человек с легким характером, человек с тяжелым характером, мальчишка 12 лет, 15-летняя барышня, учитель, проработавший в школе 15 лет, и т. д. Вопросы: ваша любимая еда? Что вы любите делать больше всего на свете? Чем вас можно рассмешить? Какими словами вас можно сделать счастливым? Печальным? Злым? Гордым? Уверенным? И т. д.
Суть игры: Добровольцам раздаются карточки с названиями. Участники игры оповещают группу о своем наименовании. Затем им задаются вопросы, на которые они должны ответить в соответствии со своим новым положением. Например, Галина получила карточку с названием "лягушка". На вопрос "Твоя любимая пища?" она уверенно отвечает: "Мухи!"
Вопросы к обсуждению: легко или трудно показалось для вас прокатиться "в чужих санях"? Почему все-таки нам иногда так хочется оказаться не "в своих санках"?
Игра учит: умению принять иной образ жизни, как бы он ни был далек от нашего собственного.
«Узнай меня!»
Играющие: все присутствующие.
Подготовительный этап: подготовьте по два листа бумаги на каждого участника, карандаши, фломастеры, ручки.
Суть игры: каждый участник рисует на одном листке автопортрет (можно для узнавания подчеркнуть детали внешности, одежды и пр.), а на другом пишет не меньше 10 слов, которые по-разному характеризуют его образ жизни (например, баскетбол, привлекательность, счастье, любит молодежную эстраду и т. д.).
Затем все листы с портретами складываются в одну стопку, а с характеристиками — в другую.
Каждый из участников наугад берет листок из любой стопки и ищет соответствующий ему в другой стопе. При этом желательно обосновать свой выбор.
Вопросы к обсуждению: что труднее: установить портретное или внутреннее сходство? Можно ли некоторые характеристики (или портреты) отнести ко многим людям? Почему — да или почему — нет? Что различает людей? Хорошо ли, что люди отличаются друг от друга? Почему — да или почему — нет?
Игра учит: наблюдать, анализировать, сопоставлять, для того чтобы уметь принять человека.
«Бунтари и подданные»
Играющие: все присутствующие.
Суть игры: Игровое поле становится королевством. Выбирается король или королева. В руки ему (ей) дается символ власти: мяч. Король (или королева) неподвижны, т. е. они не могут передвигаться по полю. Остальные — бунтари — свободны в своих передвижениях. Однако король или королева имеют возможность привлекать бунтарей на свою сторону, делая их убежденными сторонниками королевской власти — подданными. Для этого королеве необходимо попасть мячом в любого из игроков. Новоявленный подданный с этих пор не может передвигаться, однако он способен "отмечать" мячом новых подданных. Передача мяча осуществляется через королеву.
Вопросы к обсуждению: легко ли менять убеждения по мановению царственной руки? Что можно сделать, чтобы избежать удара мячом? Как осуществлялся процесс увеличения числа подданных? Были ли подданные-добровольцы? Как осуществлялась связь и управление между сторонниками монархии? А между бунтарями? и т. д.
Игра учит: умению отстаивать свои интересы, не бояться проявить себя, быть активным.
«Правдивое письмо»
Играющие: все присутствующие.
Подготовительный этап: подготовьте бумагу и ручку для каждого участника.
Суть игры: участники игры должны выполнить следующее задание: сейчас мы займемся эпистолярным жанром. В конце занятия каждый из нас получит по письму, в написании которого примут участие все присутствующие. Но, прежде всего, подпишите свой лист в нижнем правом углу (имя, фамилия — как вам захочется) и передайте его соседу справа.
У вас в руках оказался лист, на котором стоит имя вашего соседа. Адресуйте ему несколько слов. Что писать? Все, что вам хочется сказать этому человеку: добрые слова, пожелание, признание, сомнение; это может быть и рисунок... Но ваше обращение должно уложиться в одну - две фразы. Для того, чтобы ваши слова не были прочитаны никем, кроме адресата, нужно загнуть верхнюю часть листка. После этот листок передается соседу справа. А вам таким же образом приходит новый лист, на котором вы можете написать короткое послание следующему человеку. Так продолжается до тех пор, пока вы не получите листок с вашим собственным именем и фамилией. Это письмо, сделав круг, побывало в руках каждого из участников, и каждый написал вам то, что, может быть, давно хотел сказать.
Ведущий советует этот лист сохранить и в трудные моменты жизни заглядывать в него, чтобы вспомнить, каким "веселым", "надежным", "воспитанным", "игривым" и т.д. видят тебя окружающие люди
Вопросы к обсуждению: чего больше – хорошего или плохого – вы написали в адрес товарищей? Какие слова друзей вам особенно пришлись по душе? Всегда ли вы писали то, что действительно чувствовали? Стали ли для вас неожиданностью высказывания в ваш адрес?
Игра учит: умению принять мнение других людей, снимает страх перед самостоятельным высказыванием, прививает навык анализировать полученную информацию, помогает лучше узнать самого себя.
- ИГРЫ НА СПЛОЧЕНИЕ КОЛЛЕКТИВА
«Острова»
Играющие: все присутствующие.
Подготовительный этап: подготовьте отдельные листы газеты для каждого участника, магнитофон, соответствующие музыкальные записи.
Суть игры: Каждому игроку раздаётся по одному листу газеты, которые кладутся на пол. Каждый встаёт на свой лист и танцует под музыку, не сходя с газетного листа. Через 1,5 - 2 минуты руководитель забирает пять листов. Тот, кто остался без листа, должен попроситься к другому.
Игра учит: толерантности, пониманию, отзывчивости, коллективизму.
«Гражданская оборона»
Играющие: все присутствующие.
Суть игры: Руководитель сообщает игрокам «Нам грозит опасность!» и ставит задачу объединиться и защитить слабых. «Слабые» должны находиться в центре круга, сильные - снаружи.
Игра учит: реально оценивать свои силы и возможности, умению ориентироваться в конкретной ситуации и действовать сообща.
«Паровозики»
Играющие: все присутствующие, разбившись на группы по 8-10 человек – «паровозики».
Суть игры: Каждая группа игроков встаёт в шеренгу в затылок друг другу, руки на согнутых локтях впереди стоящего. Руководитель объясняет, что каждый «паровозик» должен пройти определённый маршрут, не «рассыпаясь» и не размыкая рук. Через несколько минут маршруты меняются.
Игра строится таким образом, чтобы каждый участник смог побывать вначале «паровозика», затем в середине, затем в конце.
Главный вопрос к обсуждению: где вам было комфортнее: вначале «паровозика», в середине или в конце? (Обычно, тем, кому бывает комфортнее в конце «паровозика» – это ребята с потенциалом руководителей, тем, кому бывает комфортнее в середине – «исполнители» и те, кому бывает комфортнее в начале – «рискованные исполнители»).
«Змейка»
Играющие: все присутствующие.
Суть игры: Играющие выстраиваются в колонну, каждый держится за пояс впереди стоящего. Последний человек в команде – «хвост», а первый – «голова». Задача «головы» – поймать «хвост», а «хвоста» – убежать от «головы». При этом «тело» не должно распадаться. Когда «голова» поймает «хвост», последний игрок становится «головой», а предпоследний становится «хвостом», либо выбирают новую «голову» и «хвост».
Игра учит: действовать единой командой, уметь прислушиваться к мнению других, уметь прийти на помощь в нужный момент.
«Ровный строй»
Играющие: все присутствующие.
Суть игры: Игроки выстраиваются в шеренгу нога к ноге. Задача игроков состоит в том, чтобы пройти определённый участок игрового поля любым способом, но, не разъединив ноги. Как только кто-нибудь разъединяет ноги, вся шеренга начинает движение сначала.
Игра учит: выполнять задания коллективно, сплочённо, дружно и слаженно.
«Домики»
Играющие: все присутствующие, разбившись на группы по три человека: двое – «домик» и один - «житель».
Суть игры: Выбирается один игрок – ведущий, цель которого стать либо «домиком», либо «жителем» посредством трёх команд:
Команда «Домики!» - игроки-«домики» оставляют своих «жильцов» и ищут новых;
Команда «Жители!» - игроки- «жители» выбегают из «домиков» и ищут себе новые;
Команда «Землетрясение!» - все игроки-«домики» распадаются и вместе с игроками- «жителями», двигаясь беспорядочно, либо создают «домик», либо становятся «жителями».
Тот, кто остаётся один, становится ведущим.
Игра учит: умению идти на контакт с незнакомыми или малознакомыми сверстниками, способности предвидеть действия членов коллектива.
«Два берега»
Играющие: все присутствующие, разбившись на три команды: два «берега» и «река».
Суть игры: Команды выстраиваются параллельно – «берег» - «река» - «берег».Правый «берег» решает, что сказать левому (слово или словосочетание) и по команде руководителя начинает передавать сообщение (громко произносит вслух). Задача «реки» – не дать услышать левому «берегу», то, что хочет сказать правый. (Можно кричать, топать, махать руками). Левый «берег» должен услышать то, что хочет сказать правый. Как только левый «берег» понял и услышал сообщение, команды меняются ролями.
Игра учит: оценивать чужое и своё поведение, предвидеть его возможные последствия, действовать единым коллективом.
«Картошка»
Играющие: все присутствующие.
Суть игры: Выбирается один «фермер», а все остальные участники – «картофелины». Вся «картошка» собирается в кучу, крепко держась друг за друга. Задача «фермера» - «выкопать» (выдернуть) весь «урожай», а «картофелинам» нужно не отдавать собратьев в руки «фермера». Как только кого-нибудь из «картофелин» выдёргивают, он тоже становится «фермером» и помогает первому «фермеру». Игра заканчивается, как только «выкапывается» весь «урожай».
Игра учит: правилам взаимоотношений человека с коллективом, замечать эмоциональное состояние других людей и в соответствии с ним строить общение, контролировать свои эмоции, чувства и проступки.
«Азбука»
Играющие: все присутствующие.
Суть игры: Каждый участник получает карточку с одной из букв алфавита. Руководитель произносит то или иное слово, словосочетание или предложение. Игроки-буквы должны быстро собраться и встать так, чтобы получилось то, что говорит руководитель.
Игра учит: навыкам быстрого реагирования, правилам взаимоотношений в коллективе.
«Давайте познакомимся»
Играющие: все присутствующие, разделившись на две группы
Суть игры: Каждая группа играющих представляет собой, какие либо предметы (лампочки, столы, апельсины, кроссовки и т.д.) и готовят ряд вопросов для другой группы. Затем организуется «пресс-конференция», в которой принимают участие обе стороны. Например: за стол садятся «две лампочки» и «две пары кроссовок». Все остальные начинают задавать им вопросы, соответствующие выбранному образу. Выигрывают те участники, чьи вопросы и ответы окажутся наиболее оригинальными и интересными.
Игра учит: навыкам и правилам коммуникативного общения, развивает фантазию, воображение.
«Гусеница»
Все участники выстраиваются паровозиком и, держа друг друга за талии, садятся на корточки. Ведущий объявляет, что они изображают гусеницу и должны показать, как гусеница спит, потягивается, встает, умывается, делает зарядку, танцует. При этом хвостик специально мешает голове делать свои дела.
«Секретный фарватер»
Еще одно упражнение на преодоление препятствий. 7-8 участников выстраиваются паровозиком и держатся друг за друга. Всем кроме первого завязываются глаза. Первый участник – рулевой. Рулевой должен провести свой корабль до противоположной стены минуя препятствия-мины без единого слова. Основная сложность заключается в том, что «хвост» имеет свойство вилять и налетать на «мины», чтобы этого не случилось каждый участник должен в точности повторять движение предыдущего. Упражнение можно усложнять увеличивая длину корабля и количество мин.
«Цвета эмоций»
Сначала выбирается водящий. Он закрывает глаза, а остальные задумывают между собой какой-либо цвет – для начала один из основных (красный, синий, желтый). Когда водящий откроет глаза, все игроки своим поведением, а главным образом своим эмоциональным состоянием попытаются изобразить этот цвет, не называя его и не показывая на него. Водящий должен отгадать, что это за цвет.
«Узел»
Каждый из группы держится за веревку. Задача – завязать веревку в узел. Отпускать руки нельзя, можно только передвигать их вдоль веревки (если кто-то отпускает руки, игра начинается с начала). Вариант – потом развязать получившийся узел по тем же правилам, развязать узел, завязанный ведущим.
«Живой мост»
Группа встает в две шеренги, лицом друг к другу. Противоположные люди крепко держат друг друга за руки. Человек ложится на руки и как по «живому мосту» перемещается в конец. Затем следующий и т.д.
«Коридор любви»
Две шеренги встают лицом друг к другу. Каждый по очереди с закрытыми глазами проходит по этому коридору; а все те, кто составляют этот коридор должны прикоснуться, погладить, поцеловать проходящего – выразить свое отношение к нему.
Три горячих стула
Перед группой устанавливаются три стула: справа – стул похвалы, слева – стул порицаний, в середине – стул вопросов. Всем игрокам по очереди предлагается посидеть на стульях (не больше десяти минут). Того, кто сядет на правый стул, все обязаны хвалить, то есть говорить о том. Что в нем действительно нравится – в его внешности, в манере поведения, поступках. Тому, кто сядет на средний стул, все будут задавать всевозможные вопросы (корректные!) – о его характере, интересах, предпочтениях. Участника, который пожелает сесть на левый стул (это добровольно), все критикуют, находят и называют его недостатки. Естественно, это надо делать осторожно, думая о том, как критика может помочь стать лучше.
«Молчащее зеркало, говорящее зеркало»
Выбираются два человека, которые будут зеркалами – молчащим и говорящим. Выбирается ведущий, он становится лицом к зеркалам. За его спиной встает любой из присутствующих. Задача молчащего зеркала показать пантомимикой этого человека, задача говорящего – говорить ассоциации с этим человеком. Ведущий может обратиться к любому из зеркал, чтобы отгадать, кто стоит за его спиной.
«Геометрическая фигура»
Длинные веревки связываются в два больших кольца (веревочных колец столько, сколько создается групп, длина веревки зависит от количества участников). Дети становятся в круг, держась за веревочное кольцо обеими руками. Вожатый предлагает ребятам построить квадрат, треугольник, пирамиду, звезду, ромб, закрыв глаза и не отпуская из рук веревку. Участники имеют право советоваться, разговаривать вслух, искать решение в точно отведенное время.
«Мостик»
Техника довольно сложная, не рекомендуется ее применять на ранних этапах формирования группы. Вся группа разбивается на две команды по собственному желанию. Как показывает практика, те, у кого между собой проблемы в общении, выбирают разные группы. На полу рисуется мостик во всю длину комнаты шириной около 20 см или кладется доска. На этом мостике выстраивается одна команда друг за другом с интервалом около одного метра. Каждый участник второй команды должен пройти через мостик разминувшись с каждым участником противоположной команды. Если кто-то оступится (независимо от того, в какой он команде), вся команда начинает прохождение мостика с самого начала. Затем команды меняются местами. На этом упражнении можно убить весь день.
«Фотоаппарат»
Группа делится на пары. Первый в паре становится фотографом, второй фотоаппаратом. Фотоаппарат закрывает глаза, фотограф подводит его к интересному месту в помещении, и слегка нажимая на его голову «делает снимки» (Фотоаппарат на секунду открывает глаза, а потом закрывает опять). Потом фотоаппарат должен угадать, в каком месте «сделаны снимки». Затем роли меняются. Hа самом деле упражнение имеет скрытый подтекст, о котором говорится на последующем обсуждении. Hаиболее важные моменты следующие: кто, из фотографов как вел за собой свой фотоаппарат, предупреждал ли об опасностях, думал ли о напарнике или только о себе. Hасколько фотоаппарату было комфортно со своим фотографом, насколько он доверял ему. Кому приятнее было быть фотографом (то есть ведущим), кому фотоаппаратом (то есть ведомым) и т.д.
«Солнышко»
Один человек становится в центре и закрывает глаза. Это «солнце». Группа («планеты») становится на том расстоянии, на котором им комфортно. Также можно принимать различные позы. Затем «солнце» открывает глаза и смотрит на образовавшуюся картинку. После этого человек, стоящий в центре может передвинуть людей на то расстояние, на котором было бы комфортно ему. В результате все видят реальную и желаемую картину отношений группы к человеку и человека к группе. Это некий вариант социометрии.
«Гуру»
Участники закрывают глаза и начинают ходить по комнате, выставив перед собой руки в защитной позе. Ведущий прикасается к плечу одного из участников, который становится Гуру (учителем). Он открывает глаза, но с этого момента он не имеет права разговаривать. Все остальные ходят по комнате с закрытыми глазами. При встрече они спрашивают друг друга: «Ты – Гуру!?». Если кто-то не получает ответа, это значит, что ему выпало неслыханное счастье – встретить на своем пути Гуру. Он кладет руки на плечи учителя и идет за ним, открыв глаза. С этого момента он тоже должен молчать. Если встречаются 2 «обычных» игрока, на вопрос: «Ты – Гуру!?» оба отвечают: «Гуру!» - и оба продолжают дальнейшие поиски. Игра заканчивается, когда все игроки нашли Гуру и выстроились за ним цепочкой.
«Скала»
Отряд выстраивается на скамейке или на стульях в ряд вплотную друг к другу. Рассчитывается по порядку номеров. Затем ему предлагается по одному человеку поменяться местами. То есть – номер 1 становится последним, аккуратно переходя и держась за ребят. Затем номер 2 и так далее. Передвигать стулья и спрыгивать на пол запрещается. Если кто – то не удерживается, то все начинается сначала. Действует запрет на разговоры для всех, кроме человека, который возьмет на себя роль координатора. Этого человека вожатый выбирает сам или по желанию из потенциальных ребят – лидеров.
«Клубок»
Верёвка связывается в кольцо. Водящий выходит из комнаты или отворачивается, а остальные, держась двумя руками за верёвку, запутываются, образуя живой клубок, который водящий должен распутывать. Его задача – снова образовать круг.
«Ура, меня любят!»
Все игроки встают в круг, лицом друг к другу, «немеют», опускают головы вниз, смотрят на носки своих ботинок. По сигналу ведущего (на счет три) все поднимают глаза и смотрят на одного из стоящих в кругу людей. Если двое встретились взглядами, они громко кричат «Ура, меня любят!!!», протягивают друг другу руки, обнимаются и выходят из круга. Круг сужается. Игра продолжается до тех пор, пока не образуются все пары.
«Улитка»
Участники встают в круг, держась за руки. В одном месте руки разъединяются, чтобы получился разомкнутый круг. Далее все начинают закручиваться спиралью вокруг одного из тех, чьи руки были разомкнуты, то есть второй идет по кругу вокруг всех остальных и тянет всех за собой. В итоге получается большая улитка, где человек, стоящий в центре, оказывается в объятьях всех играющих. В центр желательно ставить того, кто заслужил поощрение, либо того, кому требуется поддержка.
«Щепка на реке»
Участники встают в два длинных ряда лицом друг к другу. Расстояние между участниками должно быть чуть больше одной вытянутой руки. Все дети – это вода одной реки. Тёплая, понимающая, ласковая. По реке по очереди плывут щепки (дети, начиная с какого-либо края). Они сами решают, как они будут двигаться: быстро или медленно, прямо или кружась, и т.д. Желательно щепкам закрыть глаза. Вода должна помочь щепкам найти дорогу. Все по очереди проходят сквозь реку и встают в конце строя. Важно, чтобы дети не отпихивали щепки, а бережно передавали.
«Проводник»
Ребята выстраиваются в колонну по одному, положив руки на плечи друг другу (если отряд большой, в 2 или 3 колонны). Вожатый объясняет правила:
- нельзя разговаривать
- у всех, кроме последнего, закрыты глаза (для надёжности глаза можно завязать)
- последний человек – проводник
- хлопок по правому/левому плечу – поворот вправо/влево
- хлопок по обоим плечам – вперёд
- двойной хлопок по обоим плечам – назад
- хлопок по обоим плечам дробью – стоп
Задача проводника – провести «паровозик» по маршруту, который укажет вожатый (несколько поворотов). Для продолжения игры последний участник становиться впереди всех.
«Слон»
Все участники, используя подручные материалы (ручки, карандаши, ветки, шишки и др.) за ограниченное время (можно не ограничивать) должны выложить на полу изображение слона. Задание выполнять в полной тишине.
«Паровозик»
Участники делятся на группы и встают паровозиком, закрывая глаза игроку, стоящему впереди. Таким образом, открытые глаза остаются у последнего игрока, а свободные руки – у первого. Перед паровозиком ставиться задача: достать предмет, который ведущий помещает в комнате после того как играющие закрыли глаза. Видит местонахождение предмета только последний, который и будет руководить, направлять паровозик. Все команды по цепочке должны передаваться впереди стоящим. Игра продолжается до тех пор, пока первый игрок не возьмёт в руки искомый предмет.
«Угадай, кого нет»
Все участники закрывают глаза. В это время ведущий дотрагивается до одного игрока, и тот бесшумно покидает комнату. (в это время можно пошуметь). По сигналу ведущего все открывают глаза и смотрят, кого нет. Кто первым назвал имя отсутствующего, становиться ведущим.
«Ассоциации»
Выбирается ведущий, который загадывает кого-то одного из участников. Задача остальных игроков отгадать этого участника. Для этого необходимо задавать вопросы, на которые ведущий отвечает ассоциативно. Например, если это цвет, то какой; если это музыка, то какая; если погода, то какая и т.д. Таким образом, появляется набор ассоциаций, по которым дети пробуют отгадать участника. Как только отгадали, ведущим становиться игрок, которого загадывали.
Колдуны в деревне
Отряд делиться на колдунов и жителей деревни. Колдуны могут заколдовывать жителей каким-либо движением (положив руку на плечо, обняв и т.д.). Заколдованный замирает и не двигается, пока его не расколдуют. Расколдовывать может другой житель, крепко обняв или поцеловав в щечку. Таким образом, задача колдунов «заморозить» всю деревню, а задача жителей – помешать этому.
«Крокодильчики»
Игроки делятся на 2 команды, одна из которых загадывает слово (существительное, явление или фразу, или др.). Из другой команды выбирается человек, которому говорят загаданное слово. Этот игрок, используя мимику и жесты (без слов) должен объяснить своей команде слово. Отгадав слово, команды меняются местами.
«Красные, синие, зелёные»
Играющие образуют круг или встают в шеренгу. Ведущий (вожатый) каждому на спину прикрепляет лист определённого цвета. По сигналу все участники должны выстроиться в колонны: красные – в одну колонну, синие – в другую и т.д. Цвета можно использовать другие.
Можно усложнить задание: строиться в полной тишине.
«Зоопарк»
Ребята становятся по кругу, положив руки друг другу на плечи. Ведущий каждому на ухо, так, чтобы никто не слышал, говорит какое он животное. Затем объясняет правила игры: как только вы услышите своё животное, сразу же поджимаете ноги, а ваши соседи должны вас удержать. После рассказывается история «Как мы ходили в зоопарк», где упоминается каждое животное. Далее проводится второй тур игры. Опять каждому говориться животное, но уже одно на всех, и при рассказе о походе в зоопарк в итоге все дети падают.
«Йоги»
Все разбиваются на пары. Ведущий говорит команды. Например, «рука-голова», плечо-бедро» и т.д. Играющие должны приклеиться этими частями тела друг к другу. Затем даются новые команды, при условии, что старые остаются в силе. Надо как можно дольше продержаться и не упасть. Побеждают настоящие йоги.
«Дотронься до…»
По команде ведущего необходимо дотронуться до какого-либо цвета, материала (дерево, железо, кожа и др.) или до чего-то ещё (может быть до кого-то в отряде). Касаться нужно непременно на ком-то или чем-то, на себе дотрагиваться нельзя.
«Мне в тебе нравиться»
Участники сидят по кругу и по очереди говорят своим соседят, что им в них нравиться. Обязательное условие – называть что-то из внешности соседа, что-то материальное, а не черты характера. После прохождения круга ведущий объявляет, что теперь то, что вам понравилось в соседе, вы должны поцеловать.
Коллективный счет (и на выявление уровня сплочённости группы)
Эта широко известная детская игра пользуется большой популярностью среди участников тренингов. Ее можно смело повторять каждый день занятий, придав статус диагностической процедуры, фиксирующей, насколько в данный момент высок уровень взаимной чувствительности членов группы.
Процедура такова: участники стоят в кругу, опустив головы вниз и, естественно, не глядя друг на друга. Задача группы - называть по порядку числа натурального ряда, стараясь добраться до самого большого, не совершив ошибок. При этом должны выполняться три условия: во-первых, никто не знает, кто качнет счет и кто назовет следующее число (запрещается договариваться друг с другом вербально или не вербально); во-вторых, нельзя одному и тому же участнику называть два числа подряд; в-третьих, если нужное число будет названо вслух двумя или более игроками, ведущий требует снова начинать с единицы. Общей целью группы становится ежедневное увеличение достигнутого числа при уменьшении количества попыток. Ведущий повторяет участникам, что они должны уметь прислушиваться к себе, довить настрой других, чтобы понять, нужно ли ему в данный момент промолчать или пришла пора озвучить число.
В некоторых группах участники бывают достаточно сообразительны, что не договариваясь начинают последовательно произносить числа натурального ряда, но кругу. Обнаружив это, ведущий может похвалить участников за сплоченность и находчивость, но предлагает отказаться от этого приема. Опыт подтверждает, что более сплоченные группы успешнее справляются с этим упражнением.
Любое число (и на выявление уровня сплочённости группы)
Еще одна игра, которая может быть преподнесена участникам группы
как способ проверки их умений понимать друг друга без слов. Ведущий называет по имени любого из игроков. Тот мгновенно должен назвать какое-
нибудь число от одного до числа, равного количеству участников группы.
Ведущий командует: "Три-четыре!". Одновременно должно встать столько
игроков, какое число названо. При этом игрок, назвавший это случайное число, сам может встать, а может остаться сидеть. Интересно, что в классической группе из двенадцати-пятнадцати человек обычно ошибка не превышает одного человека. Кто-нибудь из участников быстро соображает, что существуют беспроигрышные варианты: нужно назвать либо "один" и вскочить самому, либо назвать число членов группы, и тогда встанут все. Ведущему лучше прекратить игру после одной-двух удачных попыток: участники остаются с ощущением возросшей групповой сплоченности.
«Агенты 007»
Место проведение: лужайка
Продолжительность: 5 мин.
Возрастная категория: с 8 лет
Количество:20 человек
Оборудование: баночки от фотопленки + например: песок, крупа, камушки, монета, галька, шурупы маленькие, вода и т.д..
Рекомендация: возможно негромкое музыкальное сопровождение или игра проводится во время дискотеки.
Ход игры:
Каждому участнику раздается баночка от фотопленки. Внутри их могут быть камушки, песок, соль мука и т.д. Задача участников - не открывая баночку, по звуку, найти свою пару.
«Найди партнера»
Место проведение: лужайка или помещение Продолжительность: 10-20 мин Возрастная категория: с 8 лет Количество: 20 человек Оборудование: повязки на глаза (шарфы, косынки и т.п.)
Ход игры:
разделяет ряд на две группы, которые становятся рядом так, чтобы получились пары. Каждая пара выдумывает себе код, состоящий их двух слов, например: (луна - мяч, дети-сад и т.д.). Пара определяется, что первое слово-код принадлежит например, участнику "А", а второе слово - код - участнику "В". Для всех участников игры оглашаются коды, чтобы они не повторялись. Участники 'А" становятся в противоположной стороне игровой площадки, меняются местами друг с другом. Всем игрокам завязывают глаза.
Чтобы избежать несчастных случаев, игроки должны вытянуть руки вперед. Теперь каждый игрок1 пытается, называя свой код, найти свою половину пары. Пары, которые нашли друг друга, снимают с глаз повязки и знакомятся друг с другом.
Вариант А: Если в данное время громко разговаривать или кричать неблагоразумно, то можно дать игрокам установку - шептать код.
Вариант В: Вместо кодов игроки могут издавать какие-либо звуки, ища свою пару
«Биг-мак»
Организуйте большой круг. Разбейте команду на пары и попросите каждую пару выбрать словосочетание из двух слов, которые традиционно употребляются вместе (например, один партнер говорит: "Биг", - другой: "Мак"; один: "Ореховые", - другой: "Масло" и т.д.). Затем объясните, что по условиям игры, нужно закрыть глаза и не открывать их до конца события, и, кроме того, можно произносить только свое выбранное слово. Теперь ведущий перемешивает команду так, чтобы партнеры были далеко друг от друга. Партнеры с закрытыми глазами, выкрикивая свое слово, находят друг друга. Как только пара воссоединилась, отведите ее с пути тех, у кого глаза еще закрыты. По завершению задания, каждая пара сообщает всем участникам свое словосочетание.
Для этого упражнения очень важную роль играет площадка, которая должна быть большой.
Театрализованная игра "Инопланетяне"
В игре участвует не менее 7 детей. Взрослый рассказывает сказочную историю: "К нам прилетели инопланетяне. Они хотят забрать нас на свою планету. У инопланетян есть огромный магнит, который притягивает к себе детей. Чтобы спастись, нам необходимо выбрать группу спасателей - 2 или 3 человека. Теперь представьте себе, что эта стена -огромный магнит инопланетян. Магнитом вас притягивает к стене. Только спасатели остались на свободе". Все дети выстаиваются у одной стены. Спасатели становятся напротив них. Спасатели по условию игры не могут двинуться с места и не могут говорить, но обладают фантастической силой и могут "силой мысли" освободить своих друзей от действия магнита. Спасатели стараются изо всех сил, чтобы спасти своих товарищей, изображая это мимикой и жестами. Остальные дети, как только почувствуют, что их "отрывают" от стены-магнита, присоединяются к своему спасателю и помогают ему спасать других детей. Любая роль в этой игре "работает" на формирование уверенности в себе. Однако, необходимо, чтобы стеснительные дети обязательно могли играть и роль спасателя. Практический совет: старайтесь не допускать, чтобы в роли спасателя одновременно выступали уверенный и неуверенный ребенок. В этом случае большинство спасенных детей может оказаться у "уверенного" спасателя, что расстроит "неуверенного".
«Рука к руке»
В игре принимают нечетное количество участников. Игра проходит при выключенном свете. (И вызывает огромный восторг у детей различного возраста). Водящий произносит: "Все меняются местами. Рука к руке". Все участники игры, включая ведущего, ищут себе пару и берутся рука к руке. Тот, кто не успел найти себе пару, становится ведущим и продолжает игру: "Нос к носу... "Плечо к плечу"... "Ухо к уху"... и т.д.
VI. ИГРЫ НА КОМАНДООБРАЗОВАНИЕ И НАХОЖДЕНИЕ ЛИДЕРОВ В ДЕТСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ
«Костюм идеального лидера»
Играющие: все присутствующие, разбившись на четыре небольшие группы.
Подготовительный этап: подготовьте раздаточные материалы для каждой группы: краски, фломастеры, маркеры, цветную бумагу, цветной картон, клей, цветные журналы и т.д.
Суть игры: Всем группам игроков даётся задание: изобразить на человеке, на которого предварительно надевается лист ватмана костюм идеального лидера, так как они себе его представляют. Необходимо в любой свободной творческой форме отобразить абсолютно все качества и черты характера, присущие, по их мнению, действительно идеальному лидеру.
После того, как все команды закончат изображать костюм своего лидера, один или несколько представителей от каждой команды должны рассказать о своём лидере, объяснить, какое качество здесь изображено и почему они считают, что идеальный лидер должен обладать именно этим качеством.
Игра учит: работать в группах согласованно, сообща; уметь правильно распределять обязанности между членами коллектива; помогает выявить явных лидеров.
«Фигуры»
Играющие: все присутствующие.
Суть игры: Участники становятся в круг. Внутри круга натягивается верёвка, за которую все держатся руками. Руководитель объясняет, что необходимо, закрыв глаза, построиться квадратом (треугольником, ромбом, овалом), используя только устные переговоры. Во время игры глаза игрокам открывать нельзя.
Игра учит: организаторским навыкам, развивает воображение и внимательность, может выступать показателем сплочённости группы.
«Переговоры»
Играющие: все присутствующие, разбившись на пары.
Суть игры: Пары встают спиной друг к другу (игроки в парах не знают, кто стоит у них за спиной). Руководитель объясняет, что каждая пара должна договориться и определить место, время и цель встречи, которая должна состояться через несколько минут в пределах игрового поля. Участникам запрещается оборачиваться. После этого руководитель отдаёт команды: «Всем закрыть глаза!», «Разойтись!», «Открыть глаза!». Игроки должны найти свою пару. Игра учит: развивает навыки коммуникативного общения, выявляет лидеров в каждой паре.
«Почувствуй и пойми»
Играющие: все присутствующие, разбившись на пары.
Подготовительный этап: подготовьте по два фломастера для каждой пары игроков.
Суть игры: Играющие встают парами лицом друг к другу и берут закрытые колпачками фломастеры указательными пальцами рук следующим образом: первый фломастер удерживается указательным пальцем правой руки первого игрока и указательным пальцем левой руки второго игрока; второй фломастер удерживается указательным пальцем левой руки первого игрока и указательным пальцем правой руки второго игрока. Руководитель объясняет, что пары должны совершать руками произвольные движения, но двигать ими так, чтобы фломастеры не упали. Через 3-4 минуты тоже самое задание выполняется с закрытыми глазами.
Игра учит: доверию, умению понимать партнёра без слов, оценивать и предвидеть своё и чужое поведение.
«Я тебе рад!»
Играющие: все присутствующие.
Суть игры: Все играющие становятся в позу «осторожности» (глаза закрыты, руки вытянуты перед собой ладонями вперёд). По команде руководителя игроки начинают хаотичное движение по игровому полю. Задание: тому человеку, с которым столкнёшься, нужно показать, что ты ему рад. Делать это нужно молча, без слов. Можно использовать объятия, пожатие рук, похлопывание по плечу и т.п.
Игра учит: умению раскрепощаться, быть раскованным, снимает внутреннее напряжение перед общением, объединяет игроков.
«Круги дружбы»
Играющие: все присутствующие, разбившись на две части.
Суть игры: Играющие образуют два круга – внутренний и внешний. «Круги» становятся спинами друг к другу. Игроки, стоящие во внешнем круге по сигналу руководителя начинают движение приставными шагами по часовой стрелке, а игроки, стоящие во внутреннем круге – против часовой стрелке. По команде руководителя «Стоп!» все останавливаются и каждая пара, стоящая спиной друг к другу, поворачиваются лицом, приветствует друг друга и говорит друг другу что-нибудь приятное. Например, «Здравствуйте, Вы сегодня прекрасно выглядите», «Доброе утро, как ласково сегодня светит солнце, неправда ли?»
Игра учит: общению, активности, доброжелательному отношению к сверстникам; помогает раскрепостить, объединить и сдружить коллектив.
«Пойми меня»
Играющие: все присутствующие, разбившись на пары.
Подготовительный этап: подготовьте альбомные листы и два маркера разного цвета для каждой пары игроков.
Суть игры: Каждая пара игроков на листе бумаги должна нарисовать рисунок. Сделать это игроки должны, не произнося ни одного слова, не сговариваясь и не обсуждая рисунок заранее. Рисуют по одному предмету или детали друг за другом: начинает один, второй продолжает, затем снова рисует первый, затем второй и т. д. Игра начинается по команде руководителя.
Игра учит: умению понять ход мыслей партнёра, выражать свои мысли без слов, формирует лидерские позиции.
«Остров сокровищ»
Играющие: все присутствующие, разбившись на пары.
Подготовительный этап: подготовьте два альбомных листа и два маркера разного цвета для каждой пары игроков.
Суть игры: Играющие пары садятся спиной друг к другу. Один игрок на своём листе схематично рисует карту острова сокровищ. Через 2-3 минуты второй игрок должен по его объяснениям нарисовать точную копию этой карты. Общаться можно только вербально. Поворачиваться лицом друг к другу нельзя.
Игра учит: умению точно и грамотно доносить информацию до слушающих, развивает навыки коммуникативного общения, выявляет лидеров в каждой паре.
«Варианты»
Играющие: все присутствующие.
Подготовительный этап: подготовьте одинаковые листы бумаги для каждого игрока.
Суть игры: Играющие должны выполнить следующие инструкции руководителя: возьмите лист бумаги, закройте глаза, сложите лист пополам, оторвите верхний левый угол, сложите лист ещё раз пополам, оторвите правый нижний угол, снова сложите лист пополам, оторвите правый верхний угол. Откройте глаза, разверните лист и посмотрите, что получилось у вас и ваших товарищей.
Игра учит: пониманию того, что все люди – индивидуальны; умению принять другого таким, какой он есть.
«Лестница»
Ход упражнения
Если время позволяет, то участники сами изготавливают конструкцию, если нет – выдается готовая. Это – лежащая на боку лестница: две параллельно натянутые веревки, плюс 4 перемычки, образующие два окошечка, равных по размерам. Задача: всей команде проникнуть в имеющиеся два окошечка, выбраться на другую сторону. Высота от пола и ширина окошечек регулируется ведущим, согласно правил.
«Зеркало»
Упражнение делается в парах. По очереди участники бывают в роли зеркала и человека. Зеркало и человек стоят друг к другу лицом. «Зеркало» должно смотреть строго в глаза человеку. Человек делает любые движения, зеркало должно повторить их в зеркальном отражении.
«Коврик»
Вся группа стоит на коврике. Нужно перевернуть его на другую сторону. Если кто-то наступил на пол – упражнение начинается сначала.
Реквизит: коврик
Список использованных источников
1. Афанасьев С. П. Весёлые каникулы: Настольная книга воспитателя. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2004
2. Афанасьев С. П., Коморин С. В. / Весёлые каникулы для больших и маленьких. – М.: АСТ-ПРЕСС СКД, 2004
3. Вачков И. В. Основы технологии группового тренинга: учебн. пособие / И. В. Вачков. – М,: Ось-89, 1999
4. Ветерок Е. В. Играй белыми! Сценарии игр с подростками в загородном лагере. [Текст] / Е. В. Ветерок. – Новосибирск: Сиб. Унив. Изд-во, 2008
5. Волохов А. В. По ступенькам лидерства. Учебно-образовательная программа. НПЦ СПО – ФДО, 2006
6. Воспитание лидера: секреты эффективной педагогики: тренинги с подростками, организация работы с педколлективом / авт.-сост. Г. С. Чеснокова и др. – Волгоград: Учитель, 2009
8. Голубева Ю. А. и др. Тренинги с подростками. – Волгогорад: Учитель, 2009
9. Организация социально значимой деятельности в учреждениях дополнительного образования: социально-образовательные проекты. Из опыта работы / авт.-сост. Т. Н. Ковязина, Н. Е. Галицына. – Волгоград: Учитель, 2009
10. Словарь: Формы работы с детьми в детских объединениях. – Омск, 2007
11. Рязанова Д.В. Тренинг с подростками: с чего начать. – М.: Генезис, 2003
12. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. В 4 томах. Т. – М.: Генезис, 2003
13. Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии и психотехнике / Под ред. В.Ю. Баскакова. – М.: Институт общегуманитарных исследований, 2000
14. Чередникова т.В. проверьте развитие ребёнка: 105 психологических тестов. – СПб.: Речь, 2004
15. Шадура А.Ф. Тренинг жизненных навыков / А.Ф. Шадура. – СПб., 2005
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия для учащихся 5-6 классов «Кто такой лидер? Качества лидера»
Участники занятия «Кто такой лидер? Качества лидера» приобретут новые знания в области лидерства, навыки общения и коммуникации. Занятие способствует развитию у ребят творческих способност...
статья на тему «Лидером становятся или лидером рождаются?».
Есть множество точек зрения и теорий, которые вращаются вокруг темы лидерства. При этом на сегодняшний день нельзя с уверенностью полагаться и принимать за истину, какую бы то ни было из них....
сценарий проведения зонального этапа районного конкурса лидеров детских общественных объединений "Лидер XXI века"
СЦЕНАРИЙпроведения отборочного тура районного конкурса «ЛИДЕР XXI ВЕКА». Цели и задачи конкурсаДать возможность юным организаторам показать свои знания, умения и таланты влидерстве;Повышение прес...
Урок по теме "Личность в группе. Как стать лидером."
Презентация к уроку "Личность в группе. Как стать лидером" для учащихся 10,11 классов профильного курса "Педагог-психолог"....
Мероприятие "Путешествие группы 6-х классов и малышей 1-3-х классов со службой -01" (заключительное занятие реализованного детского проекта социальной направленности дружины юных пожарных "Лидер")
Данное мероприятие подготовили воспитанники дружины юных пожарных "Лидер", Мои воспитанники проводят профилактическую работу по соблюдению правил пожарнойбезопасности среди воспитаннико...
Занятие по программе ОДОД "Школа Лидера" на тему "Понятие лидер. Основные качества лидера"
Цель занятия: создание условий для раскрытия лидерского потенциала обучающихсяТип занятия: практическоеОсновные виды деятельности учащихся: дискуссионное общение, игра...
Занятие 7. Лидер в общении. Мотивация лидера. Тайм-менеджмент лидера.
Цель: научиться межличностному общениюЗадачи:• развитие умения публичных выступлений;• способность убедительного выступления;• эффективное распределение времени....