КУЛЬТУРА ЗДОРОВЬЯ ПЕДАГОГА
статья на тему
. Понятийное поле культуры здоровья педагога
Использование понятий, связанных в смысловом поле со словом «здоровье» (здоровьесбережение, здоровьеформирование, здоровьеобеспечение, здоровьесозидание и др.) требуют их объяснения.
За основу определения значений вышеобозначенных терминов мы взяли толкование слов, которое приводит в «Словаре русского языка» С.И.Ожегов (2005).
Поскольку «сберегать – это сохранить, не дать утратиться, пропасть» [Ожегов 2005:686], поэтому здоровьесбережение (синоним – здоровьесохранение) – это сохранение здоровья на заданном уровне (в частности, на том, с которым ребенок пришел в школу).
Здоровьесовершенствование – от «совершенствоваться – становиться лучше, совершеннее; улучшать, доводить до лучшей степени превосходства» [Там же, с. 727] характеризует достижение человеком более высокого уровня здоровья по сравнению с предыдущим состоянием.
Слово «здоровьеформирование» происходит от «формировать придавать чему-нибудь определенную форму, законченность; порождать; создавать, составлять, организовывать» [Там же, с. 837], поэтому нами оно понимается как целенаправленная организация процесса по созданию нового состояния (уровня, качества) здоровья субъектов образовательного процесса.
Здоровьеобеспечение – содержит смыслы и как «обеспечить, сделать вполне возможным, действующим, несомненным», так и «оградить, охранить» [Там же, с.413], следовательно, означает обеспечение и создание условий и для сохранения, и для формирования здоровья субъектов образовательного процесса.
Здоровьесозидание (от «созидать – сделать существующим, произвести, основать») [Там же, с. 730] – содержит смыслы созидания здоровья как качественно новой характеристики. Поэтому это слово близко по смыслу здоровьетворчеству, «творчески создавать, творение, сотворение, созидание, как деятельное свойство» [Там же, с. 775], в котором явно сознается субъектное начало.
В качестве характеристики личности педагога, которая представляет собой систему ценностных ориентаций на здоровьесбережение и здоровьеформирование, задающих иерархическую структуру доминирующих мотивов личности педагога, побуждающих учителя к утверждению здоровьесозидания в профессиональной деятельности нами рассматривается здоровьесозидающая педагогическая направленность.
При употреблении словосочетания «здоровьесозидающая педагогическая (профессиональная) деятельность» мы руководствовались смыслом созидания (сотворение) здоровья как качественно новой характеристики, поэтому в нашем понимании это словосочетание содержит и здоровьесберегающую (поскольку невозможно созидать на разрушенном), и здоровьесозидающую (с позиций организации процесса создания нового качества состояния здоровья) педагогическую деятельность.
Здоровьесозидающая деятельность педагога включает: а) использование педагогом здоровьесберегающих принципов, способов и средств, позволяющих сохранять и развивать здоровье школьников; б) творческое дополнение содержания учебного предмета валеологическими смыслами, знаниями, умениями, навыками с целью формирования мировоззренческих основ культуры здоровья учащихся; в) совершенствование педагогом индивидуального здоровья как условия эффективной самореализации в сфере педагогического труда.
Здоровьесозидающая педагогическая деятельность является содержательной характеристикой культуры здоровья педагога, которая, учитывая социально-психологическое предназначение его профессиональной деятельности в нашем понимании, включает не только личную (культура здоровья личности), но и профессиональную (часть педагогической культуры) составляющие. Мы рассматриваем культуру здоровья педагога в качестве непрерывно трансформирующейся системы ценностно-смысловых установок, знаний, мотивационно-волевого опыта педагога и его практической деятельности, которая направлена на: 1) познание, развитие и совершенствование индивидуального здоровья в качестве условия эффективной самореализации в сфере педагогического труда и в целом в жизнедеятельности; 2) использование педагогом принципов, способов и средств, позволяющих сохранять, развивать здоровье учащихся, формировать у них здоровьеориентированное поведение.
Поскольку одним из ведущих в нашем исследовании является словосочетание «здоровьесозидающая деятельность» рассмотрим собственно понятие «деятельность».
Деятельность понимается как активность со своим особым содержанием и направленностью на конечные результаты, удовлетворяющие потребности человека. Достижение этих конечных результатов осуществляется поэтапно, шаг за шагом, через достижение каких-то промежуточных целей. Эти отдельные шаги или этапы деятельности получили название действий. Совокупность отдельных действий, направленных на достижение промежуточных результатов, осознаваемых человеком как цели, составляет деятельность в целом (С. Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина, В. В. Давыдов и др.).
В более поздних работах А. Н. Леонтьева деятельность стала выделяться через отношение активности человека к его мотивам. Это в отличие от технологического, – смысловой анализ деятельности. По А. Н. Леонтьеву, «Строение смысла кристаллизует в себе строение деятельности…. Раскрытие строения смысла и раскрытие строения деятельности есть одна и та же единая задача» [А. Н. Леонтьев, 1994; 168].
За теорией деятельности А. Н. Леонтьева видится образ человека, осваивающего, усваивающего, присваивающего мир культуры. Б. С. Братусь в качестве иллюстрации данного положения предлагает горизонтальную плоскость, заданную двумя осями: одна – это знаки, значения, предметы окружающего мира (это ось культуры); другая – целенаправленная деятельность по присвоению субъектом этих значений (ось бытия) [Б. С. Братусь 1999; 284]. По мнению А.Ф.Закировой (2006), сведение теории А. Н. Леонтьева только к подобной схеме – это упрощение, поскольку в последние годы в его взглядах обозначилась третья – вертикальная – ось. В книге «Деятельность. Сознание. Личность» он писал: «В движении индивидуального сознания, описанном раньше как процесс взаимопереходов непосредственно-чувственного содержаний и значений... открывается движение еще в одном измерении. Если описанное раньше движение образно представить себе в горизонтальной плоскости, то это новое движение происходит как бы по вертикали. Оно заключается в соотнесении мотивов друг с другом; некоторые занимают место подчиняющих себе другие и как бы возвышаются над ними, некоторые, наоборот, опускаются до положения подчинённых или даже вовсе утрачивают свою смыслообразуюшую функцию. Становление этого движения и выражает собой становление связной системы личностных смыслов – становление личности» [А. Н. Леонтьев, 1994; с. 212].
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
maljarchuk_kultura_zdor_ped.doc | 1.98 МБ |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Прививка любви к физической культуре должна быть сделана в школе (роль учителя физической культуры)
Я считаю, что физическая культура среди других предметов занимает одно из приоритетных мест. Она закладывает основы физического и духовного здоровья, на базе которого только и возможно...
"Предшественники античной культуры. Крито-Микенская культура"- учебно-методический материал для проведения уроков Мировой художественной культуры и искусства в 8-9 классах.
Данный материал "Предшественники античной культуры. Крито-Микенская культура" знакомит учащихся 8-9 классов с историей и образами древнейших представителей раннего периода античной культуры, рассказыв...
Предмет «Физическая культура» в соответствии с ФГОС вхо-дит в предметные области: «Физическая культура» на ступени на-чального общего образования; «Физическая культура и основы безо-пасности жизнедеятельности» - на ступени основного общего обра-зования;
Настоящие методические рекомендации разработаны с целью разъяснения подходов к преподаванию предмета «Физическая культура» в условиях реализации примерного учебного плана для общеобразовательных...
Разработка урока по ОРКСЭ. Модули: Основы мировых религиозных культур; Основы православной культуры; Основы светской этики. Тема урока: Культура и религия"
Разработка урока по ОРКСЭ. Модули: Основы мировых религиозных культур; Основы православной культуры; Основы светской этики. Тема урока: Культура и религия"Программа для общеобразовательных учрежд...
ДОКЛАД НА МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Тема: «Формирование культуры здорового образа жизни на уроках физической культуры, как одна из стратегических задач ФГОС»
Задача оздоровления имеет три взаимосвязанных аспекта:Воспитательный, состоящий в воспитании у детей бережного отношения к своему здоровью, понимание ценности и важно...
Слово, речь – показатель общей культуры человека, его интеллекта, его речевой культуры. Вот почему овладение культурой речи, её совершенствование особенно активно начинается и продолжается в школьные годы. Культура речи – важнейший регулятор системы «ч
Слово, речь – показатель общей культуры человека, его интеллекта, его речевой культуры. Вот почему овладение культурой речи, её совершенствование особенно активно начинается и продолжается в шко...
Доклад учителя физической культуры на тему_ «Повышение роли предмета «Физическая культура» в формировании культуры здоровья и здорового образа жизни школьника».
Доклад учителя физической культуры на тему_ «Повышение роли предмета «Физическая культура» в формировании культуры здоровья и здорового образа жизни школьника»....