ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОГРАММ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
презентация к уроку на тему

Убаськина Тамара Семеновна
ПРОЕКТИРОВАНИЕ  ПРОГРАММ в помощь педагогу дополнительного образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon proektirovanie_programm_novogo_pokoleniya.ppt2.57 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОГРАММ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Слайд 2

Образовательные программы дополнительного образования детей нового поколения Личностно-ориентированное обучение организация (и управление) Учебной деятельностью обучающихся, которая означает переориентацию общего процесса на постановку и решение ими самими конкретных учебных задач (познавательных, исследовательских, проективных и др.) Компетентностный подход Направленность процесса обучения на формирование и развитие ключевых и предметных компетентностей личности. Результат этого - формирование общей компетентности человека, что является совокупностью ключевых компетентностей, интегрированной характеристикой личности.

Слайд 3

Основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих детское действие Как учить? обновление средств обучения Ради чего учить? ценности образования Чему учить? обновление содержания Системно-деятельностный подход Вектор смещения акцентов нового стандарта Основной результат – развитие личности ребенка на основе учебной деятельности формирование универсальных способов действий

Слайд 4

Традиционное образование Модель образования, построенная на личностно – ориентированном подходе Человек - средство Человек – цель Приобщение человека к науке и производству Приобщение человека к полноценной самостоятельной жизни в современном обществе Формирование ЗУНов Формирование механизмов саморазвития личности, познавательной активности Усвоение образца деятельности Опыт творческой деятельности Механизмы трансляции и репродукции Механизмы творчества Заранее запрограммированы все действия человека Имеет место спонтанное развитие, непредсказуемый скачок, Ориентация на среднестатистического обучаемого Учет индивидуальных особенностей Оценка результата деятельности Оценка с точки зрения самой личности, из собственных оценок и ценностей Оценка с точки зрения социально – нормативных требований, давление на личность через коллектив Свобода личности Фетишизазия одной теории обучения Психология творчества Соответствие конечного результата цели Рассогласование цели и результата (могут быть разные результаты) В основе – категория деятельности В основе – категория взаимодействия Негативное отношение к части учащихся Позитивное отношение ко всем учащимся Стремление к коррекции поведения и личности Коррекция поведения и отдельных черт личности учащегося Универсальность требований Индивидуализация требований (нижний предел снижен, верхний – высокий и разный) Раскрытие своих чувств, желаний делает и учащихся, и педагога уязвимыми и беззащитными Самораскрытие своего « Я » - признак сильной и здоровой личности Общение - в рамках стабильных ролей Постоянная смена ролей

Слайд 5

Образовательные программы дополнительного образования детей нового поколения Разработка дополнительных образовательных программ нового поколения предполагает учет ряда принципов: ориентация на широкое гуманитарное содержание, позволяющее гармонично сочетать национальные и общечеловеческие ценности; формирование у воспитанников целостного и эмоционально-образного восприятия мира; обращение к тем проблемам, темам, образовательным областям, которые являются личностно значимыми для детей того или иного возраста и которые недостаточно представлены в основном образовании; - развитие ключевых компетенций у воспитанников; обязательная опора на содержание основного образования, использование его историко-культурологического компонента; - реализация единства образовательного процесса.

Слайд 6

Образовательные программы должны включать в себя существенную часть информации, которая необходима и достаточна для понимания смысла, проблем и тенденций развития тех областей культуры и науки, техники и технологии, которые являются предметом деятельности объединения, общеучебные навыки, допрофессиональную ориентацию и подготовку – ключевые компетенции современности. К важнейшим характеристикам образовательных программ нового поколения относится их «открытость», внутренняя подвижность содержания и технологий, связанные с личностной ориентацией, учетом индивидуальных интересов и запросов детей.

Слайд 7

Для создания необходимых условий качества образовательной программы нового поколения предусматривается: - обновление ее содержания на основе разработки научных основ организации образовательного процесса в УДО; - проведение конкурсов авторских образовательных программ; - экспертиза программно-методического обеспечения, разработка и экспериментальная проверка программ нового поколения; - активизация долгосрочных дополнительных образовательных программ, предназначенных для детей среднего и старшего школьного возраста; Логика проектирования программ нового поколения «Педагогическое проектирование» необходимо для максимально продуктивного взаимодействия с ребенком в творческом процессе, создания оптимального алгоритма обучающего диалога, обеспечивающего возможность индивидуального творческого освоения ребенком мира человеческой культуры. Педагогическое проектирование в русле личностно-ориентированного и компетентностного подходов по содержанию носит вероятностный характер, а по методу — модельно-гипотетический. Проектирование программ — одно из важнейших направлений образовательного проектирования.

Слайд 8

Любая образовательная программа — это документ, регламентирующий тип и способы построения содержания учебно-воспитательного процесса в условиях той или иной педагогической системы Требования к содержанию и результатам проектирования должны опираться: а) на четкие представления о сущности понятия «образовательная программа»; б) на знание комплекса действующих нормативов, определяющих стратегию, цели и содержание соответствующего уровня и типа образования (стандартов образования, требований к обязательному минимуму содержания, квалификационных характеристик и др.).

Слайд 9

Ориентиры для педагогов занимающихся разработкой и совершенствованием программ нового поколения: Программа нового поколения должна быть направлена на ликвидацию несоответствия между существующим образованием и реальными образовательными потребностями общества. Суть этого состоит в том, что важным результатом образования должны стать ключевые компетенции воспитанника, образно выражающиеся в умении «действовать, быть и жить». В связи с этим основным направлением модернизации системы дополнительного образования детей является изменение методов образовательной деятельности. 2. Программа направлена в первую очередь не на оснащение воспитанников новыми знаниями, умениями и навыками, а на создание новых личностно-профессиональных установок самого педагога – установок по отношению к ребёнку, его субъектности и самоопределению, а также к себе самому как участнику диалога – одновременно и ведущему, и равноправному; носителю и знания, и незнания. 3. Программы отличает новое понимание «образование – культура». В этом случае инновационная образовательная программа закрывает разрыв между образованием и культурой. Образование выступает как часть или даже жизнеопределяющий «орган» культуры, который обеспечивает её трансляцию и развитие. Характерной чертой образовательной программы нового поколения является её взаимодействие с самыми различными учреждениями, профессиональными сообществами, социальными институтами и практиками. Образовательная инновационная программа дает основания для приобщения к определённому образовательному, социальному опыту (но при этом она не может быть просто репродуцирована).

Слайд 10

Личностные компетенции как результат инновационной образовательной программы Результат реализации образовательной программы нового поколения являются личностные ключевые компетентности: учебные, исследовательские, социально-личностные, коммуникативные, компетенции в области организаторской деятельности и сотрудничества, личностно-адаптивные, социальные, культурные (по А.В. Баранникову). В качестве результата образования на региональном уровне, определяется достижение социальной компетентности обучающегося через формирование гражданской позиции, нравственных идеалов и патриотизма, изучение национальных традиций и обычаев, изучение родного края, воспитание уважения к прошлому своего народа. «Параметрах образованного человека»: 1. Образованный человек – это человек, обладающий определенным уровнем мыслительной гибкости. 2. Образованный человек – это человек, у которого сформирована определенная способность к «самоактуализации через культуру». 3. Образованный человек – это человек, способный к самостоятельному и конструктивному выбору в различных ситуациях с той или иной степенью не определенности. 4. Образованный человек – это человек социально состоятельный, способный к эффективной ориентации и самореализации в разных социальных средах, социально и граждански не инфантильный.

Слайд 11

Слайд 12

ЛИЧНОСТНЫЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ Самоопределение: внутренняя позиция школьника; Самоидентификация; самоуважение и самооценка Смыслообразование: мотивация (учебная, социальная); границы собственного знания и «незнания» Ценностная и морально-этическая ориентация: ориентация на выполнение морально-нравственных норм; способность к решению моральных проблем на основе децентрации; оценка своих поступков Регулятивные: управление своей деятельностью; контроль и коррекция; инициативность и самостоятельность Коммуникативные: речевая деятельность; навыки сотрудничества Познавательные: работа с информацией; работа с учебными моделями; использование знако- символических средств, общих схем решения; выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, Установления аналогий, подведения под понятие Основы системы научных знаний Опыт «предметной» деятельности по получению, преобразованию и применению нового знания Предметные и метапредметные действия с учебным материалом Требования к результатам освоения основной образовательной программы

Слайд 13

Портрет выпускника: дошкольник – начальная школа деятельный и активный креативный любознательный инициативный открытый внешнему миру, доброжелательный и отзывчивый положительное отношение к себе, уверенность в своих силах коммуника- тивность навыки самоорганизации и здорового образа жизни исследова- тельский интерес саморегуляция ответственность чувство собственного достоинства уважительное отношение к окружающим, к иной точке зрения УЧЕБНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ ≡ УМЕНИЕ УЧИТЬСЯ

Слайд 14

Портрет выпускника: начальная школа – основная школа активно познающий мир любознательный , проявляющий исследовательский интерес доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера умеющий учиться, способный к самоорганизации навыки самоорганизации и здорового образа жизни готовый самостоятельно действовать и отвечать перед семьёй и школой уважительное отношение к окружающим, к иной точке зрения СИСТЕМА «ПРОБ»; ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ избирательность интересов умеет действовать с ориен-тацией на другую позицию познающий себя, утверждающий себя как взрослый готовый нести ответственность перед самим собой, другими умеет работать в группе и индивидуально осознанно выполняет правила здорового и безопасного образа жизни готов к выбору

Слайд 15

Портрет выпускника: основная школа – старшая школа ОВЛАДЕНИЕ ОСНОВАМИ НАУК В ИЗБРАННОЙ ОБЛАСТИ ОПЫТ УСПЕШНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ( познавательной, социальной) умеет действовать с ориентацией на другую позицию познающий себя, утверждающий себя как взрослый способен принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность умеет работать в группе и индивидуально разделяет ценности здорового и безопасного образа жизни избирательность интересов личная профессиональ- ная перспектива осознающий себя личностью готов к сотрудничеству для достижения совместного результата осознанно выполняет правила здо-рового и безопасного образа жизни понимает ценности образования как основы будущего успеха креативный, критически мыслящий

Слайд 16

Ступени развития компетенций обучающихся в системе УДО I ступень 5-9 лет II ступень 9-14 лет III ступень 14-16 лет IV ступень 16-18 лет Формирование базовой культуры и образования Формирование профильных предметных компетенций, качеств и ценностей «Человек культуры» (гражданские, творческие, нравственные, практические, валеологические) Развитие ключевых компетенций: Коммуникативных, Креативных, Социальных, здоровьесберегающих на основе реализации предметных компетенций Развитие общих компетенций обучающихся (адаптация, Социализация, Интеграция в социум, самореализация) на основе реализации ключевых и предметно – фундаментальной компетенций

Слайд 17

Востребованы: Программы научно-исследовательской ориентации Программы социальной адаптации Профессионально-прикладные программы Программы, развивающие художественную одаренность Комплексные программы Интегрированные программы Модульные программы (образовательный маршрут) Индивидуальные образовательные маршруты Для индивидуальной работы - разрабатывается дополнительно, при необходимости, преимущественно с детьми 2 и 3 года обучения, для состава 1 - 5 человек, с постепенной усложнённостью заданий. Пояснительная записка к индивидуальному маршруту: - особенности его развития, - описание его способностей и потенциальных возможностей, - особенности организации образовательного процесса, - ожидаемые результаты ("стандарты"),

Слайд 18

ВИДЫ учебных групп: - однопрофильные, - двухпрофильные, - многопрофильные, - комплексные; - группы переменного состава; - сквозные учебные группы; - учебно-исследовательские группы. ФОРМЫ детских объединений: -Кружок (традиционная форма) - это среда общения и совместной деятельности детей, объединение детей по интересам; Класс в системе дополнительного образования - это группа учащихся изучающий определенный предмет. Секция - детское объединение с определенной специализацией (обычно спортивной). Студия - создается с целью развития художественных и иных творческих способностей учащихся, выявления их одаренности. Специфика обучения заключается в сочетании учебных, экспериментальных, практических и производственных задач; Театр - творческий коллектив, объединение, которое организует свою деятельность с помощью самых разнообразных форм, видов занятости, методов развития творческого потенциала личности. Клуб - объединение учащихся примерно одного или разного возраста с общими интересами, созданное для проведения совместных занятий и совместного досуга учащихся с целью их разностороннего развития и предназначенное для массового привлечения школьников к конкретному виду деятельности.

Слайд 19

От успешного педагога – к успешному воспитаннику ! Заповеди 1. Главным есть не предмет, которому вы учите, а личность, которую вы формируете. Не предмет формирует личность, а учитель своей деятельностью, связанной с изучением предмета. 2. На воспитание активности не жалейте ни времени, ни усилий. Сегодняшний активный ученик – завтрашний активный член общества. 3. Помогайте ученикам овладеть наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, учите иx учиться. . 4. Необходимо чаще использовать вопрос “почему?”, чтобы научить мыслить причинно: понимание причинно-следственных связей является обязательным условием развивающего обучения. 5. Помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует на практике. 6. Приучайте учеников думать и действовать самостоятельно. 7. Творческое мышление развивайте всесторонним анализом проблем; познавательные задачи решайте несколькими способами, чаще практикуйте творческие задачи. 8. Необходимо чаще показывать ученикам перспективы иx обучение. 9. Используйте схемы, планы, чтобы обеспечить усвоение системы знаний. 10. В процессе обучения обязательно учитывайте индивидуальные особенности каждого ученика, объединяйте в дифференцированные подгруппы учеников с одинаковым уровнем знаний. 11. Изучайте и учитывайте жизненный опыт учеников, их интересы, особенности развития. 12. Будьте проинформированы относительно последних научных достижений по своему предмету.

Слайд 20

13. Поощряйте исследовательскую работу учеников. Найдите возможность ознакомить их с техникой экспериментальной работы, алгоритмами решения задач, обработкой первоисточников и справочных материалов. 14. Учите так, чтобы ученик понимал, что знание является для него жизненной необходимостью. 15. Объясняйте ученикам, что каждый человек найдет свое место в жизни, если научится всему, что необходимо для реализации жизненных планов. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

внеклассное мероприятие" Из поколения в поколение это богатство передалось"

литературно- музыкальная композиция,посвященная чтению,книгам и читающим семьям...

Проект От поколения к поколению - "Игры, которые нас объединяют"

Работа представляет собой описание игр,  в которые играли наши предки....

Сравнительный анализ ФГОС по татарской литературе (стандарт первого поколения) и примерной программы (стандарт второго поколения)

Сравнительный анализ ФГОС по татарской литературе (стандарт первого поколения) и примерной программы (стандарт второго поколения)...

Героизм защитников Отечества, передаваемый от поколения к поколению – основа существования государства

Сценарий посвящён встрече одноклассников с Героем Советского Союза Кучкиным Геннадием Павловичем. В нём рассказывается о духовной связи офицеров разного поколения - защитников Родины....

Методическая разработка к педагогическому совету «Шпаргалки поколения Z. Как воспитывать детей нового поколения?»

Методическая разработка к педагогическому совету «В одно окно смотрели двое» Стратегия работы с детьми девиантного поведения....

СЦЕНАРИЙ праздничного мероприятия с элементами тренинга «Молодое поколение – старшему поколению»

Психолого-педагогическое игровое мероприятие (на сплочение, преемственность пожилых граждан и подростков) с показом  поздравительной презентации....

Особенности организации образовательного процесса в начальной школе при переходе на государственный стандарт нового поколения. УМК нового поколения.

Каждый педагог сегодня должен переосмыслить свой педагогический опыт и ответить на вопрос ‘’Как обучать в новых условиях?’’...