Созвездие талантов
рабочая программа (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему
Рабочая программа театрального кружка «Созвездие талантов» для 5-9 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sozvezidie_talantov.docx | 81.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Мамонтовская основная школа
Утверждаю
Директор МКОУ
Мамонтовской ОШ:
СмирноваТ.Б. ______
«____» _______ 2016г.
Рабочая программа
театрального кружка
«Созвездие талантов»
для 5-9 классов
Срок реализации 2 года.
Составитель: Лоскунина Н.А,
учитель
МКОУ Мамонтовской ОШ
2016.
1. Нормативно-правовая и документальная основа:
- Закон Российской Федерации «Об образовании»;
- Федеральный компонент государственного стандарта, утверждённый приказом Министерства образования № 1089 от 05.03.04 г.
- Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации;
- Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в ОУ (Приложение к письму Минобразования России от 11 июня 2002 г. № 30-51-433/16);
- Методические рекомендации о взаимодействии ОУ с семьей (31.01.2001 г. № 90/30-16);
- Письмо Минобразования России от 10.05.2001 г. № 22-06-626 «Об официальных ритуалах в ОУ, связанных с применением государственных символов РФ»;
- Письмо Мин. обр. От 02.04.02 № 13-51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в ОУ»;
- Конвенция прав ребенка;
- Конституция РФ;
- Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации»;
- Должностная инструкция педагога дополнительного образования;
- Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям образования.
2. Пояснительная записка
В настоящий момент актуальным, на мой взгляд, является разнообразное использование театрального творчества школьников. Введение преподавания театрального искусства в общеобразовательную школу способно эффективно повлиять на воспитательно-образовательный процесс. Сплочение коллектива класса, расширение культурного диапазона учеников и учителей, повышение культуры поведения – все это, возможно, осуществлять через обучение и творчество на театральных занятиях.
Программа «Созвездие талантов» является программой художественно-эстетической направленности. С театральным искусством школьники знакомятся различными путями: на занятиях театрального кружка, при просмотре школьных инсценировок, читая книги, слушая беседы и доклады.
Новизна программы состоит в том, что в процессе занятий учащиеся получают знания о выразительности речи, знакомятся с основными положениями реалистической игры на сцене и элементами сценической грамоты.
В связи с отдалением современных детей от чтения книг и с возникающими отсюда проблемами (оскудение словарного запаса современных школьников, неумение связывать отдельные единицы речи в текст, неумение грамотно и связно выражать свои мысли и, как следствие, боязнь говорить на аудиторию (класс), уход в себя, замкнутость, сложности в общении). Большое значение приобрела проблема развития речи у детей, чему и будут способствовать лингвистические, речевые, интонационные практикумы, предусмотренные программой данного курса. Причины введения данного курса обусловлены необходимостью компенсировать недостаточное количество часов на лингвистические, культурологические и творческие практикумы базисной программы.
Актуальность программы обусловлена и тем, что занятия театральным искусством, разнообразные по содержанию и форме, воспитывают у школьников эстетическое отношение к тому, что является прекрасным в быту, в природе и искусстве. Театральные игры и школьные инсценировки положительно влияют на развитие мышления и творческой фантазии учеников.
Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием высокого интеллекта духовности через мастерство. Программа направлена на то, чтобы через сценическое искусство приобщить детей к творчеству. Необходимо помочь школьникам действовать в сценических условиях подлинно, логично, целенаправленно, увлеченно раскрывать содержание доступных им ролей и всей пьесы в действии взаимодействии друг с другом. Подлинное сценическое действие требует постоянного обращения к жизни, сопоставления и оценки происходящего в сценических условиях с аналогичными явлениями жизни. Важно развивать у учеников интерес к таким сопоставлениям, помогать им осознавать, что критерием правдивости, подлинности поведения на сцене является жизнь. Особое внимание следует обращать на умение действовать словом, так как прежде всего через слово раскрываются мысли, чувства, отношения, стремления персонажей пьесы.
Занятия кружка включают наряду с работой над пьесой проведение бесед об искусстве, в том числе и о традициях, методах и формах сценического мастерства. Совместные просмотры и обсуждение спектаклей, фильмов, заочное посещение выставок художников. Школьники выполняют самостоятельные творческие задания: устные рассказы по прочитанным книгам, отзывы о просмотренных спектаклях, сочинения. Беседы о театре знакомят кружковцев в доступной им форме с особенностями реалистического театрального искусства, его видами и жанрами. Все это направлено на развитие зрительской культуры кружковцев.
Практическое знакомство со сценическим действием целесообразно начинать с игр-упражнений, импровизаций, этюдов, близких жизненному опыту кружковцев, находящих у них эмоциональный отклик, требующих творческой активности, работы фантазии. Необходимо проводить обсуждение этюдов, воспитывать у кружковцев интерес к работе друг друга, самокритичность, формировать критерий оценки качества работы. Этюды-импровизации учебного характера полезно проводить не только на начальной стадии, но и позднее - либо параллельно с работой над пьесой, либо в самом процессе репетиции. Учебные этюды-импровизации, непосредственно не связанные с репетируемой пьесой, могут служить и хорошей эмоциональной разрядкой, способствовать поднятию творческой активности, общего тонуса работы. Работа над сценическим воплощением пьесы строится на основе ее углубленного анализа (выявление темы, основного конфликта, идейных устремлений и поступков героев, условий и обстоятельств их жизни, жанровых особенностей пьесы, стиля автора и т.д.). Она включает предварительный разбор пьесы; работу, непосредственно связанную со сценическим воплощением отдельных эпизодов, картин ,и наконец, всей пьесы; беседы по теме пьесы, экскурсии; оформление спектакля и его показ зрителям. Показ спектакля - необходимый завершающий этап работы. Нужно воспитывать у кружковцев отношение к публичному выступлению как к событию праздничному и ответственному. Важна и непосредственная организация показа пьесы: подготовка афиш, программок, билетов, подготовка и проверка оформления, выделение ответственных за декорации, реквизит, костюмы, за свет, музыкальное сопровождение, за работу с занавесом. Нужны и дежурные в зале из числа не занятых в спектакле кружковцев.
Отличительные особенности данной программы заключаются и в том, что занятия предусматривают индивидуальную направленность овладения основами сценического искусства каждым ребёнком. Процесс обучения строится на интересных сюжетах из школьной жизни и быта. Образовательный процесс имеет ряд преимуществ:
- занятия в свободное от уроков время;
- добровольное посещение кружка;
- предоставление выбора ролей в инсценировках.
Основная цель программы:
- Формирование творческой личности ребёнка средствами театральной деятельности, развитие эстетической отзывчивости.
Поставленная цель раскрывается в следующих задачах:
- формирование положительных эмоций, активизировать познавательный интерес и образное мышление;
- развитие творческих способностей, воображения и образного мышления, навыков вежливого обращения с партнёрами по сцене;
- способствовать развитию творческих возможностей детей, воспитанию у них наблюдательности, внимания, волевых качеств, творческой инициативы, эмоциональной отзывчивости на художественный вымысел, культуры речи;
- освоение технических приёмов владения своим телом, совершенствовать гибкость и выносливость.
Место курса в учебном плане:
Занятия проводятся 1 раз в неделю - 1 час.
Возраст детей: учащиеся 5 – 9классов.
Дети этого возраста способны к заучиванию определённой информации о предстоящей роли.
Принцип работы программы предполагает сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма.
Сценическое искусство включает множество методов самовыражения личности:
- ролевая игра ( исполнение роли учит детей ориентироваться на сцене, строить диалог с партнёром, запоминать слова героев инсценировки, развивать зрительную память, наблюдательность, фантазию);
- культура речи (на данном этапе развивается чёткая дикция, чтение наизусть, выразительное чтение, разнообразная интонация, творческая фантазия, пополняется словарный запас);
3. Планируемые результаты
Занимаясь в театральном кружке, дети должны научиться следующим умениям и навыкам:
- ориентироваться в пространстве;
- уметь запоминать ролевые слова;
- находить нужные позы и действия;
- уметь произносить одну и ту же фразу с разной интонацией;
- уметь выразительно читать наизусть текст, правильно расставляя логические ударения;
- уметь строить диалог с партнёром.
Главным критерием оценки учащегося является способность трудиться и добиваться достижения нужного результата.
Проверка результатов освоения программы предусматривает следующие формы:
- просмотр инсценировок, подготовленных учащимися;
- участие в тематических праздничных программах в школе.
Механизм оценки реализации программы:
• Анкетирование
• Включение педагогического наблюдения
• Рефлексия
• Анализ инсценировок
• Творческие достижения в конкурсах, играх, концертах
4. Содержание программы
Вводное занятие. Театр как форма развития речи. История возникновения театра. Театр - школа жизни, "зеркало человеческой жизни, пример нравов, образец истины" (Сервантес). Актёр - властелин сцены. Аудио, видео фрагменты. Ознакомительная беседа о театральном искусстве. Инструктаж по технике безопасности на занятиях.
Раздел 1. Игровая театральная педагогика.
• Игры на знакомство: «Визитная карточка», «Снежный ком», «Автограф» и т.д.
• Игра «Импровизированный спектакль ».
• Сценка “На вокзале”.
• Упражнение “Отношение”.
• Сценка “Пресс-конференция”.
• Этюд “На вещевом рынке”.
Раздел 2. Об основах актерского мастерства.
Упражнения психофизического тренинга:
- разогревающие – связанные, как правило, с расчленением опорно-двигательного аппарата на биомеханические звенья. Разминка каждого звена в отдельности;
- основные – упражнения в конкретных предлагаемых обстоятельствах, с разминкой, как отдельных звеньев, так и всего биомеханического аппарата в целом.
- упражнения на включение воображения. - «Превращение комнаты в магазин, бассейн, космический корабль и т.д.». Учащиеся превращаются сами, оживляя, наделяя характером неодушевлённые предметы, (чайник, дерево, хрустальная ваза, часы и т.д.), подключая физические действия.
• Упражнения на релаксацию.
• Одиночные этюды по темам:
- этюды на эмоции, на движение, на контрасты
- на выразительность жеста,
- на развитие органики.
Изучаются следующие теоретические понятия:
• актёрская оценка – это способность откорректировать своё поведение по отношению к предмету, партнёру, событию.
• сценическое внимание – активный познавательный процесс, в котором участвуют зрение, слух, осязание, обоняние, как необходимое условие органического действия. Для тренировки этого важного в актёрской работе процесса существует множество различных упражнений, помогающих воспитанникам научиться удерживать своё внимание в непрерывно активной фазе в процессе сценического действия.
Слушать - это тоже действие. (Слушание, как действие актёра).
Сценическая речь.
• Правила гигиены голоса
• Способы закаливания голоса
• Упражнения:
а) на укрепление мышц, участвующих в речевом процессе;
б) на снятие мышечных и психологических зажимов
Тренировка мышц дыхательного аппарата:
- подготовка к дыхательному тренингу (упражнения на разные группы мышц)
- дыхательный тренинг.
Работа над скороговорками: разучивание простых скороговорок с постепенным увеличение темпа («От топота копыт», «Король-орёл», «Бык тупогуб», «Шла Саша», «Ела, ела Клаша кашу вместе с простоквашей», «Сорок сорок в короткий срок съели сырок», «Хорош пирожок, внутри творожок» и т.д.)
Постановочная работа.
Подготовка миниатюр, небольших тематических сценических композиций, которые свободно могли бы стать частью любой концертной программы. Постановочная работа делится на несколько этапов. Выбор материала должен проходить при тесном творческом сотрудничестве и заинтересованности воспитанников. При этом, чем более живо и активно будет проходить этот первый этап, тем проще будет строиться дальнейшая работа над уже утверждённым коллективным решением материалом. Тем проще учащимся будет «присвоить» его себе.мое разработки.
Раздел 3. Театральная деятельность.
Сила слова: рассказ о монологе. Многообразие стилистики сценического монолога. Монолог-исповедь, монолог-мечта, монолог-признание, монолог-вызов, монолог-осуждение, монолог-раскаяние, монолог-призыв, монолог-клевета, монолог-размышление наедине с самим собой. Монолог - богатство человеческих чувств, дум, мыслей, побуждений, переживаний. Искусство диалога. Реплика - как источник обогащения разговорного и литературного языков. Реплика отражение характера персонажа. Место реплики в художественном строе театрального представления.
Дополнительные упражнения, импровизации, игры. Упражнение на релаксацию. Игры и упражнения на разогрев. Импровизация.
Вхождение в образ. Неизвестная строка пьесы (Ремарка: суть, смысл, назначение). Большое в малом (Рассказ о маленькой роли. Маленькая роль - огромное значение. Эпизодическая роль как неотделимое дополнение главной роли). Эстетика пространства (Мизансцена. Мизансцена как средство наиболее полного раскрытия образного содержания драматического произведения, способ достижения художественного впечатления. Мизансцена как образный язык раскрытия характера персонажа). Пять основополагающих вопросов: кто? что? где? когда? почему?
Упражнения на развития органов чувств. Упражнения на пять вопросов. Импровизации. Постановка сценических движений. Основы сценического движения. Управление зрительским вниманием. Выражение взаимоотношения персонажей.
Развитие сценических навыков и умений. Работа над голосом. Работа над телом. Физическая экспрессивность. Концентрация. Работа в ансамбле. Доверие. Умение подчиняться режиссёру.
Дополнительные упражнения, импровизации, игры. Постановка голоса и тренировка физической экспрессивности. Концентрация. Работа в ансамбле. Развитие способности выполнять инструкцию. Основы режиссуры с перспективой на продолжение курса.
Участие в постановке. Отбор материала.
Тематическая корректировка сценариев. Утверждение репертуара. Прослушивание. Распределение ролей. Предварительная подготовка. Основные принципы проведения репетиций. Работа над диалогами. Работа над персонажами. Чувства и ощущения персонажей. Композиция и группировка актёров на сцене. Значение времени (хронометраж, темп, ритм). Драматические паузы. Свет, костюмы, декорации.
Дополнительные упражнения, импровизации, игры: прослушивание, упражнения на разогрев. Изучение направления движения. Как поддерживать ритм, соблюдать свою очередь.
Заключительное занятие. Инсценировка. Анализ.
4. Содержание программы
Вводное занятие. Театр как форма развития речи. История возникновения театра. Театр - школа жизни, "зеркало человеческой жизни, пример нравов, образец истины" (Сервантес). Актёр - властелин сцены. Аудио, видео фрагменты. Ознакомительная беседа о театральном искусстве. Инструктаж по технике безопасности на занятиях.
Раздел 1. Игровая театральная педагогика.
- Игры на знакомство: «Визитная карточка», «Снежный ком», «Автограф» и т.д.
- Игра «Импровизированный спектакль ».
- Сценка “На вокзале”.
- Упражнение “Отношение”.
- Сценка “Пресс-конференция”.
- Этюд “На вещевом рынке”.
Раздел 2. Об основах актерского мастерства.
Упражнения психофизического тренинга:
- разогревающие – связанные, как правило, с расчленением опорно-двигательного аппарата на биомеханические звенья. Разминка каждого звена в отдельности;
- основные – упражнения в конкретных предлагаемых обстоятельствах, с разминкой, как отдельных звеньев, так и всего биомеханического аппарата в целом.
- упражнения на включение воображения. «Превращение- комнаты в магазин, бассейн, космический корабль и т.д.». Учащиеся превращаются сами, оживляя, наделяя характером неодушевлённые предметы, (чайник, дерево, хрустальная ваза, часы и т.д.), подключая физические действия.
- Упражнения на релаксацию
- Одиночные этюды по темам:
- этюды на эмоции, на движение, на контрасты
- на выразительность жеста,
- на развитие органики.
Изучаются следующие теоретические понятия:
- актёрская оценка – это способность откорректировать своё поведение по отношению к предмету, партнёру, событию.
- сценическое внимание – активный познавательный процесс, в котором участвуют зрение, слух, осязание, обоняние, как необходимое условие органического действия. Для тренировки этого важного в актёрской работе процесса существует множество различных упражнений, помогающих воспитанникам научиться удерживать своё внимание в непрерывно активной фазе в процессе сценического действия.
Слушать - это тоже действие. (Слушание, как действие актёра).
Сценическая речь.
Правила гигиены голоса
Способы закаливания голоса
Упражнения:
а) на укрепление мышц, участвующих в речевом процессе;
б) на снятие мышечных и психологических зажимов
Тренировка мышц дыхательного аппарата:
- подготовка к дыхательному тренингу (упражнения на разные группы мышц)
- дыхательный тренинг.
Работа над скороговорками:
разучивание простых скороговорок с постепенным увеличение темпа («От топота копыт», «Король-орёл», «Бык тупо губ», «Шла Саша», «Ела, ела Клаша кашу вместе с простоквашей», «Сорок сорок в короткий срок съели сырок», «Хорош пирожок, внутри творожок» и т.д.)
Постановочная работа.
Подготовка миниатюр, небольших тематических сценических композиций, которые свободно могли бы стать частью любой концертной программы. Постановочная работа делится на несколько этапов. Выбор материала должен проходить при тесном творческом сотрудничестве и заинтересованности воспитанников. При этом, чем более живо и активно будет проходить этот первый этап, тем проще будет строиться дальнейшая работа над уже утверждённым коллективным решением материалом. Тем проще учащимся будет «присвоить» его себе.
Раздел 3. Театральная деятельность.
Сила слова: рассказ о монологе. Многообразие стилистики сценического монолога. Монолог-исповедь, монолог-мечта, монолог-признание, монолог-вызов, монолог-осуждение, монолог-раскаяние, монолог-призыв, монолог-клевета, монолог-размышление наедине с самим собой. Монолог - богатство человеческих чувств, дум, мыслей, побуждений, переживаний. Искусство диалога. Реплика - как источник обогащения разговорного и литературного языков. Реплика отражение характера персонажа. Место реплики в художественном строе театрального представления.
Дополнительные упражнения, импровизации, игры. Упражнение на релаксацию. Игры и упражнения на разогрев. Импровизация.
Вхождение в образ. Неизвестная строка пьесы (Ремарка: суть, смысл, назначение). Большое в малом- (Рассказ о маленькой роли. Маленькая роль - огромное значение. Эпизодическая роль как неотделимое дополнение главной роли). Эстетика пространства (Мизансцена. Мизансцена как средство наиболее полного раскрытия образного содержания драматического произведения, способ достижения художественного впечатления. Мизансцена, как образный язык раскрытия характера персонажа). Пять основополагающих вопросов: кто? что? где? когда? почему?
Упражнения на развития органов чувств. Упражнения на пять вопросов. Импровизации. Постановка сценических движений. Основы сценического движения. Управление зрительским вниманием. Выражение взаимоотношения персонажей.
Развитие сценических навыков и умений. Работа над голосом. Работа над телом. Физическая экспрессивность. Концентрация. Работа в ансамбле. Доверие. Умение подчиняться режиссёру.
Дополнительные упражнения, импровизации, игры. Постановка голоса и тренировка физической экспрессивности. Концентрация. Работа в ансамбле. Развитие способности выполнять инструкцию. Основы режиссуры с перспективой на продолжение курса.
Участие в постановке. Отбор материала.
Тематическая корректировка сценариев. Утверждение репертуара. Прослушивание. Распределение ролей. Предварительная подготовка. Основные принципы проведения репетиций. Работа над диалогами. Работа над персонажами. Чувства и ощущения персонажей. Композиция и группировка актёров на сцене. Значение времени (хронометраж, темп, ритм). Драматические паузы. Свет, костюмы, декорации.
Дополнительные упражнения, импровизации, игры: прослушивание, упражнения на разогрев. Изучение направления движения. Как поддерживать ритм, соблюдать свою очередь.
Заключительное занятие. Инсценировка. Анализ.
. Календарно-тематический план кружка «Созвездие талантов»
№ | Тема | Кол-во часов | Теория | Практика | Дата |
1-2 | Вводное занятие. Задачи кружка. Театр как форма развития речи. История возникновения театра. | 2 | Беседы о театре (1ч.) | Этюды, упражнения (1ч.) | |
Раздел 1. Игровая театральная педагогика. | |||||
3 | Ситуативно-массовая сценка “На вокзале”. | 1 | Этюды и упражнения с более развернутым текстом на развитие образных представлений (видений). (0,5ч.) | Этюды, игры, упражнения (0,5ч.) | |
4 | Творческое взаимодействие с партнером. Упражнение “Отношение”. | 1 | Этюды, игры, упражнения | ||
5 | Разговор на сцене. Сценка “Пресс-конференция”. | 1 | Этюды, игры, упражнения | ||
6 | Разыгрываем этюд “На вещевом рынке”. | 1 | Этюды, игры, упражнения | ||
Раздел 2. Об основах актерского мастерства | |||||
7 | Основы актерского мастерства. | 1 | Элементарные сведения о сценическом действии и практическое знакомство с его элементами. | ||
8-9 | Голос и речь человека. Работа над голосом. Работа над выразительным чтением. | 2 | Этюды и упражнения с более развернутым текстом на развитие образных представлений (видений). (1ч.) | Этюды, игры, упражнения (1ч.) | |
10 | Жест, мимика, движение. | 1 | Этюды, игры, упражнения | ||
11-12 | Урок актерского мастерства на развитие памяти. Чтение наизусть стихотворений, отрывков из художественных произведений. | 2 | Элементарные сведения о сценическом действии практическое знакомство с его элементами (1ч.) | Выразительное чтение стихотворений. (1ч.) | |
13 | Практическое занятие на развитие внимания. | 1 | Этюды и упражнения с более развернутым текстом на развитие образных представлений (видений). (0,5ч.) | Этюды, игры, упражнения (0,5ч.) | |
14 | Творческое действие в условиях сценического вымысла. | 1 | Работа над спектаклем | ||
15 | Слушать - это тоже действие. Слушание как действие актёра. Творческое взаимодействие с партнером. | 1 | Этюды и упражнения с более развернутым текстом на развитие образных представлений (видений). (0,5ч.) | Работа над спектаклем (0,5ч.) | |
16 | Технология общения в процессе взаимодействия людей. | 1 | Сценическое общение как взаимодействие и воздействие друг на друга. | ||
17 | Беспредметный бытовой этюд. | 1 | Этюды, игры, упражнения | ||
18-19 | Этюды на движение. | 2 | Этюды и упражнения с более развернутым текстом на развитие образных представлений (видений). (1ч.) | Этюды, игры, упражнения (1ч.) | |
20 | Этюд на состояние ожидания в заданной ситуации. | 1 | Этюды, игры, упражнения | ||
21 | Беспредметный этюд на контрасты. | 1 | Этюды, игры, упражнения | ||
22 | Этюд “Звуковые потешки с речью”. Чтение стихотворения. | 1 | Этюды, игры, упражнения | ||
23 | Искусство диалога. | 1 | Сценическое общение как взаимодействие и воздействие друг на друга. | ||
24 | Интонация, настроение, характер персонажа. | 1 | Элементарные сведения о сценическом действии и практическое знакомство с его элементами. | ||
25 | Образ героя. Характер и отбор действий. | 1 | Этюды и упражнения с более развернутым текстом на развитие образных представлений (видений). (0,5ч.) | Этюды, игры, упражнения (0,5ч.) | |
26 | Имитация поведения животного. | 1 | Этюды и упражнения с более развернутым текстом на развитие образных представлений (видений). |
| |
27 | Пластическая импровизация на ходу в заданном образе. | 1 | Этюды и упражнения с более развернутым текстом на развитие образных представлений (видений). |
| |
28 | Обыгрывание элементов костюмов. | 1 | Этюды, игры, упражнения | ||
Раздел 3. Театральная деятельность. | |||||
29 | Целенаправленное действие и предлагаемые обстоятельства. | 1 | Сценическое общение как взаимодействие и воздействие друг на друга. | ||
30-31 | Импровизация. Конкурсы “Мим” и “Походка”. (Поездка в г. Барабинск, ДК на спектакль.) | 2 | Сценическое общение как взаимодействие и воздействие друг на друга. (1ч.) | Работа над спектаклем (1ч.) | |
32 | Выразительность бессловесного поведения человека. | 1 | Этюды и упражнения с более развернутым текстом на развитие образных представлений (видений). |
| |
33-34 | Вхождение в образ. Сценка “Немое кино”. | 2 | Сценическое общение как взаимодействие и воздействие друг на друга. (1ч.) | Этюды, игры, упражнения (1ч.) | |
35 | Работа в ансамбле. Доверие. Умение подчиняться режиссёру. Выбор произведения и работа над ним. | 1 | Элементарные сведения о сценическом действии и практическое знакомство с его элементами. (0,5ч.) | Работа над спектаклем (0,5ч.) | |
36 | Распределение ролей. Чтение по ролям. | 1 | Сценическое общение как взаимодействие и воздействие друг на друга. | ||
37-38 | Репетиционные занятия по технике речи, мимическим и сценическим движениям. | 2 | Элементарные сведения о сценическом действии и практическое знакомство с его элементами. (1ч.) | Работа над спектаклем (1ч.) | |
39 | Мизансцена как средство наиболее полного раскрытия образного содержания драматического произведения, способ достижения художественного впечатления. | 1 | Элементарные сведения о сценическом действии и практическое знакомство с его элементами. (0,5ч.) | Работа над спектаклем (0,5ч.) | |
40 | Анализ сюжета, манера двигаться на сцене . | 1 | Сценическое общение как взаимодействие и воздействие друг на друга. | ||
41 | Реплика - отражение характера персонажа. Место реплики в художественном строе театрального представления. | 1 | Элементарные сведения о сценическом действии и практическое знакомство с его элементами. (1ч.) | Работа над спектаклем (1ч.) | |
42 | Драматические паузы. Свет, костюмы, декорации. | 1 | Элементарные сведения о сценическом действии и практическое знакомство с его элементами. (0,5ч.) | Работа над спектаклем (0,5ч.) | |
43 | Пять основополагающих вопросов: кто? что? где? когда? почему? | 1 | Этюды, игры, упражнения | ||
44 | Ремарка: суть, смысл, назначение | 1 | Этюды, игры, упражнения | ||
45 | Эпизодическая роль как неотделимое дополнение главной роли | 1 | Сценическое общение как взаимодействие и воздействие друг на друга. | ||
46 | Работа по технике речи. | 1 | Этюды, игры, упражнения | ||
47 | Работа по технике движения. | 1 | Этюды, игры, упражнения | ||
48 | Подготовка оформления инсценировки. | 1 | Этюды, игры, упражнения | ||
49 | Эстетическое оформление и сценография инсценировки. | 1 | Этюды, игры, упражнения | ||
50-51 | Многообразие стилистики сценического монолога: монолог-исповедь, монолог-мечта, монолог-признание, монолог-вызов, монолог-осуждение, монолог-раскаяние, монолог-призыв, монолог-клевета, монолог-размышление наедине с самим собой. Репетиция инсценировки. | 2 | Элементарные сведения о сценическом действии и практическое знакомство с его элементами. (1ч.) | Работа над спектаклем (1ч.) | |
52 | Управление зрительским вниманием. Выражение взаимоотношения персонажей. | 1 | Элементарные сведения о сценическом действии и практическое знакомство с его элементами. (0,5ч.) | Работа над спектаклем (0,5ч.) | |
53-54 | Инсценировка произведения (по выбору) | 2 | Элементарные сведения о сценическом действии и практическое знакомство с его элементами. (1ч.) | Работа над спектаклем (1ч.) | |
55 | Анализ инсценировки. | 1 | Элементарные сведения о сценическом действии и практическое знакомство с его элементами. (0,5ч.) | Работа над спектаклем (0,5ч.) | |
56 | Выбор произведения для инсценировки. Распределение ролей. | 1 | Сценическое общение как взаимодействие и воздействие друг на друга. (0,5ч.) | Работа над спектаклем (0,5ч.) | |
57-58 | Репетиционные занятия по технике речи. | 2 | Сценическое общение как взаимодействие и воздействие друг на друга. (1ч.) | Работа над спектаклем (1ч.) | |
59-60 | Репетиционные занятия по технике движения. | 2 | Работа над спектаклем | ||
61-62 | Эстетическое оформление инсценировки. | 2 | Сценическое общение как взаимодействие и воздействие друг на друга. (1ч.) | Работа над спектаклем (1ч.) | |
63-64 | Репетиции. Подготовка афиши. | 2 | Работа над спектаклем | ||
65-66 | Премьера. | 2 | Работа над спектаклем | ||
67 | Анализ инсценировки. | 1 | Сценическое общение как взаимодействие и воздействие друг на друга. | ||
68 | Итоги за год. | 1 | Сценическое общение как взаимодействие и воздействие друг на друга. |
|
№ | 6. Учебно-методические средства обучения 1. Внеклассная работа: интеллектуальные марафоны в школе. 5-11 классы / авт. – сост. А.Н. Павлов. - М.: изд. НЦЭНАС, 2004. – 200 с.Горбачёв И.А. Театральные сезоны в школе.- Москва, 2003 год 2. Львова С.и. Уроки словесности. 5-9 кл.: Пособие для учителя. - М.: Дрофа, 1996 – 416 3. Праздник в школе. Игры, турниры, сценарии. Для учащихся 6-11 классов. М. Давыдова, И. Агапова. Москва, 2002г. 4. Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации /сост. Н.К. Беспятова – М.: Айрис- пресс, 2003. – 176 с. – (Методика). 5. Пирогова Л.И. Сборник словесных игр по русскому языку и литературе: Приятное с полезным. – М.: Школьная Пресса, 2003. – 144. 6. Скоркина Н.М. Нестандартные формы внеклассной работы. – Волгоград: учитель – АСТ, 2002. – 72 с. 7. Детский музыкальный театр. Е. Х. Афанасенко, С. А. Клюнеева и др. Волгоград, «Учитель», 2009г. 8. Мультимедийные презентации. 9. Интернет-ресурсы.
| ||
Пояснительная записка. Отличительной особенностью данной программы является синтез типовых образовательных программ по всеобщему и специальному театральному образованию и современных образовательных технологий. Театр - это волшебный мир искусства, где нужны самые разные способности. И поэтому, можно не только развивать эти способности, но и с детского возраста прививать любовь к театральному искусству. Театр как искусство научит видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь благое и доброе. Реализация программы с помощью выразительных средств театрального искусства таких как, интонация, мимика, жест, пластика, походка не только знакомит с содержанием определенных литературных произведений, но и учит детей воссоздавать конкретные образы, глубоко чувствовать события, взаимоотношения между героями этого произведения. Театральная игра способствует развитию детской фантазии, воображения, памяти, всех видов детского творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового, танцевального, сценического) в жизни школьника. Одновременно способствует сплочению коллектива , расширению культурного диапазона учеников и учителей, повышению культуры поведения. Особенности театрального искусства – массовость, зрелищность, синтетичность – предполагают ряд богатых возможностей, как в развивающе-эстетическом воспитании обучающихся, так и в организации их досуга. Театр - симбиоз многих искусств, вступающих во взаимодействие друг с другом. Поэтому занятия в театральном коллективе сочетаются с занятиями танцем, музыкой, изобразительным искусством и прикладными ремеслами. Данная программа учитывает эти особенности общения с театром и рассматривает их как возможность воспитывать зрительскую и исполнительскую культуру. Театральное искусство своей многомерностью, своей многоликостью и синтетической природой способно помочь ребёнку раздвинуть рамки постижения мира. Увлечь его добром, желанием делиться своими мыслями, умением слышать других, развиваться, творя и играя. Ведь именно игра есть непременный атрибут театрального искусства, и вместе с тем при наличии игры дети и педагоги взаимодействуют, получая максимально положительный результат. На занятиях школьники знакомятся с видами и жанрами театрального искусства, с процессом подготовки спектакля, со спецификой актёрского мастерства. Программа ориентирована на развитие личности ребенка, на требования к его личностным и метапредметным результатам, направлена на гуманизацию воспитательно-образовательной работы с детьми, основана на психологических особенностях развития школьников. Актуальность. В основе программы лежит идея использования потенциала театральной педагогики, позволяющей развивать личность ребёнка, оптимизировать процесс развития речи, голоса, чувства ритма, пластики движений. Новизна образовательной программы состоит в том, что учебно-воспитательный процесс осуществляется через различные направления работы: воспитание основ зрительской культуры, развитие навыков исполнительской деятельности, накопление знаний о театре, которые переплетаются, дополняются друг в друге, взаимно отражаются, что способствует формированию нравственных качеств у воспитанников объединения. Программа способствует подъему духовно-нравственной культуры и отвечает запросам различных социальных групп нашего общества, обеспечивает совершенствование процесса развития и воспитания детей. Выбор профессии не является конечным результатом программы, но даёт возможность обучить детей профессиональным навыкам, предоставляет условия для проведения педагогом профориентационной работы. Полученные знания позволят воспитанникам преодолеть психологическую инертность, позволят развить их творческую активность, способность сравнивать, анализировать, планировать, ставить внутренние цели, стремиться к ним. Структура программы: В программе выделено два типа задач. Первый тип – это воспитательные задачи, которые направлены на развитие эмоциональности, интеллекта, а также коммуникативных особенностей ребенка средствами детского театра. Второй тип – это образовательные задачи, которые связаны непосредственно с развитием артистизма и навыков сценических воплощений, необходимых для участия в детском театре. Целью программы является обеспечение эстетического, интеллектуального, нравственного развития воспитанников. Воспитание творческой индивидуальности ребёнка, развитие интереса и отзывчивости к искусству театра и актерской деятельности. Задачи, решаемые в рамках данной программы: - знакомство детей с различными видами театра (кукольный, драматический, оперный, театр балета, музыкальной комедии). - поэтапное освоение детьми различных видов творчества. - совершенствование артистических навыков детей в плане переживания и воплощения образа, моделирование навыков социального поведения в заданных условиях. - развитие речевой культуры; - развитие эстетического вкуса. - воспитание творческой активности ребёнка, ценящей в себе и других такие качества, как доброжелательность, трудолюбие, уважение к творчеству других. | 1 год | 2 год | |
1 | Введение | 1 | 3 |
2 | Культура и техника речи | 12 | 17 |
3 | Ритмопластика | 12 | 10 |
4 | Театральная игра | 69 | 68 |
5 | Этика и этикет | 20 | 16 |
| Всего часов | 114 | 114 |
Учебно-тематический план на два года
6. Учебно-методические средства обучения
1. Внеклассная работа: интеллектуальные марафоны в школе. 5-11 классы / авт. – сост. А.Н. Павлов. - М.: изд. НЦЭНАС, 2004. – 200 с.Горбачёв И.А. Театральные сезоны в школе.- Москва, 2003 год
2. Львова С.и. Уроки словесности. 5-9 кл.: Пособие для учителя. - М.: Дрофа, 1996 – 416
3. Праздник в школе. Игры, турниры, сценарии. Для учащихся 6-11 классов. М. Давыдова, И. Агапова. Москва, 2002г.
4. Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации /сост. Н.К. Беспятова – М.: Айрис- пресс, 2003. – 176 с. – (Методика).
5. Пирогова Л.И. Сборник словесных игр по русскому языку и литературе: Приятное с полезным. – М.: Школьная Пресса, 2003. – 144.
6. Скоркина Н.М. Нестандартные формы внеклассной работы. – Волгоград: учитель – АСТ, 2002. – 72 с.
7. Детский музыкальный театр. Е. Х. Афанасенко, С. А. Клюнеева и др. Волгоград, «Учитель», 2009г.
8. Мультимедийные презентации.
9. Интернет-ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
День учителя 2010 - "Созвездие талантов"
Общешкольное мероприятие...
Шоу – программа «Созвездие талантов»
внеклассное мероприятие для девочек 5- 7 классы по технологии, можно использовать к празднику 8 марта....
Положение Фестиваля конкурса "Созвездие талантов"
7 октября в п Октябрьском Радищевского района будет проходить конкурс по эстадному пению"...
Фестиваль-конкурс детского и юношеского творчества эстрадной песни "Созвездие талантов"
7 октября в п Октябрьском Радищевского района был проведен конкурс по эстадному пению....
Созвездие талантов (Гала - концерт)
Гала - концерт в конце учебного года по музыке....
Сценарий отчётного концерта "Созвездие талантов".
Хоровое пение - один из самых распространённых видов музыкально-эстетического воспитания учащихся. В системе дополнительного образования нашей ги...
Сценарий праздника ко Дню учителя "Созвездие талантов"
Данный сценарий предполагает самое активное участие педагогов, которые в разных творческих конкурсах долны показать кто лучше....