Классный час "В дружбе сила"
классный час (5 класс) на тему

Лоскунина Надежда Александровна

Классный час, целью которого является воспитание добрых качеств детей, умение дружить и бережно относиться друг к другу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_druzhbe_-_sila_1.docx37.44 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час:  "В дружбе – сила» . 5 класс.

                                          Эпиграф: » Друг -  это одна душа в двух телах».

                                                                                     Аристотель.

Цель: воспитание добрых качеств детей, умение дружить и бережно относиться друг к другу. Способствовать воспитанию чувства уважения друг к другу, взаимопомощи, взаимоподдержки, сплочению коллектива, развивать творческую активность. Раскрыть значение дружбы, доброты, отзывчивости в жизни людей.

Звучит песня «Верный друг».

Ход классного часа.

Учитель:

Что такое дружба? Каждый знает?

Может быть, и спрашивать смешно?

Слово «дружба» что обозначает?

Может быть, поход вдвоём в кино,

Может быть, хороший пас в футболе,

Может быть, подсказку у доски,

Может быть, защиту в драке школьной

Или просто средство от тоски?

Ну, а может быть, молчанье в классе,

Если друг плохое совершит?

Скажем, Коля стены разукрасил,

Михаил всё видел, но молчит.

Разве это дружба, если кто-то

Дроби дома не хотел решать:

Заниматься не было охоты,

А дружок даёт ему списать…

Ну, а может, дружба - это если

Друг приятно говорит всегда,

Речь свою пересыпая лестью,

И не скажет резкость никогда?

.Основная часть.

У.- О чём мы с вами сегодня поговорим, вы поняли?  А если нет, то вы узнаете из этой пословицы.

«Птица сильна крыльями, а человек –      дружбой».

Учитель: Так о чём же мы будем говорить?  (О дружбе)

У. Да. Сегодня  мы поговорим о дружбе.

- Ребята, а вы любите ходить в поход? (Да)

А давайте сейчас представим, что мы пойдём в поход вот с такой песней.

Звучит песня. Ребята, кто знает слова песни -  пойте.

Песня «Когда мои друзья со мной» Сл. М. Танича

Если с другом вышел в путь,

Если с другом вышел в путь,

Веселей дорога!

Без друзей меня чуть-чуть,

Без друзей меня чуть-чуть,

А с друзьями – много!

Припев:

Что мне снег, что мне зной,

Что мне дождик проливной, (2раза)

Когда мои друзья со мной!

Там, где трудно одному,

Там, где трудно одному,

Справлюсь вместе с вами!

Где чего-то не пойму,

Где чего-то не пойму,

Разберём с друзьями!

Припев:

Что мне снег, что мне зной,

Что мне дождик проливной, (2раза)

Когда мои друзья со мной!

На медведя я, друзья,

На медведя я, друзья,

Выйду без испуга,

Если с другом буду я,

Если с другом буду я,

А медведь – без друга!

Припев:

Что мне снег, что мне зной,

Что мне дождик проливной, (2раза)

Когда мои друзья со мной!

 У. Так, что такое дружба? (обсуждение ребят, ответы детей, ответы записываются на доске в виде лепестков ромашки)

Дружба – это….

•Договор двух или нескольких человек об общении, о проведении свободного времени, о выполнении обещаний

•Когда вместе - весело, «привольно»

•Если можно доверить тайну, поделиться информацией

•Можно получить помощь в любую минуту

•Ответственность двух людей друг за друга

•Верность, надежность, взаимопонимание, взаимовыручка

•Общность интересов, убеждений, взглядов, мотивов

У.  Дружба всегда предполагает определенные нравственные принципы: верность, постоянство, честность и т.д. Сама потребность в дружбе возвышает человека, делает его добрее, щедрее к людям.  Если класс дружный, то в классе тепло и уютно, если тебе помогают и поддерживают, радуются каждому твоему успеху, лечат твою душу и согревают сердце - класс дружный и все ценят   дружбу.  

- Некоторые ребята любят командовать, требуют, чтобы товарищи прислушивались к их мнению, беспрекословно им подчинялись. Высокомерие, эгоизм, корысть мешают установлению доверительных, дружеских отношений между людьми.

 Дружба несовместима с эгоизмом, предательством. Нет оправдания другу, который в трудную минуту не помог в беде, опасности.

У.   Ребята. Так зачем человеку дружба?  

   -Товарищество и дружба – удивительные отношения, возникающие между людьми . В «Толковом словаре» В.И.Даля  дано определение дружбы:  «Бескорыстная стойкая приязнь». На первое место ученый ставил бескорыстие. Оно делает отношения между друзьями благородными и чистыми.

    Настоящий друг лучше, чем кто-либо другой, поймет наше настроение, наши переживания, разделит радость и огорчения, проявит сочувствие, в трудную минуту утешит и поддержит, окажет бескорыстную помощь. Если это необходимо, настоящий друг ради нас даже поступиться своим  благополучием,  пойдет на какие угодно жертвы. Дружеские отношения  строятся на основе взаимопонимания, уважения к друг другу.

Уж множество веков среди людей

Две разные волшебницы живут.

Одну привыкли ДРУЖБОЙ называть,

Враждой другую средь людей зовут.

Нас ДРУЖБА учит жизнью рисковать,

В огонь и в воду за друзей идти.

Вражда нас заставляет враждовать,

И злость, и зависть для людей нести.

У.– Ребята, это вступление не случайно. Дело в том, что без ДРУЖБЫ жизнь в классе невозможна, и вы своими делами должны сегодня доказать, что выбираете дружбу, а не вражду для своих отношений в классе. Только с ДРУЖБОЙ жизнь в классе будет .

У.-А кто, по-вашему, считается настоящим другом?  Ответы  учеников -  (Друг должен быть верным, добрым, сильным, честным, щедрым)

У.-Как вы понимаете слово «дружба»?   Ответы учеников -  (Когда между людьми возникают такие отношения, что они не предают, умеют друг друга слушать, не обижают, делятся чем-то). Вот такие отношения будут называться «дружбой».

У.- Так как же надо «дружить»?

-Предавать? (Нет, не предавать)

(Не предавать  ( продолжают перечислять ученики)

не врать

не обижать

не ябедничать

не злиться

не бросать в беде

не грубить

не зазнаваться

не ссориться)

У.- А хотите, мы создадим свои правила дружбы? (Хотим).

Учащиеся выходят и рассказывают свои правила дружбы.

Правила дружбы.

1.

Когда кому-то трудно жить,

Должны мы знать об этом.

2.

У меня закон простой:

Побеждаю тех, кто злой!

3.

Кто же слабый, помогу,

Я иначе не могу,

4.

Если грянет вдруг беда,

Друг поможет вам всегда.

5. Не предавай своего друга.

6. Не ссорься, будь справедливым.

7. Не зазнавайся.

8. Не перекладывай свою вину на другого.

9. Умей с другом разделить радость.

10. Не смейся над недостатками друга.

11.Останови друга, если он делает что-то плохое.

12. Не обманывай друга.

13. Умей принять помощь, совет.

14. Умей признать свои ошибки, помириться с другом.

15. Будь вежлив со своими товарищами,

У. - А для чего нужны друзья?  Отвечают ученики.

не забывай им говорить «волшебные» слова.

Учитель обобщает ответы детей.

У: - Существует мнение, что слово друг образовано от слова другой, то есть иной, не Я. И настоящая тайна дружбы содержится в том, что благодаря ей маленькое человеческое Я  расширяется, включает в себя другую жизнь, обогащается ею. В этом понятии — глубина человеческой сущности, заключающаяся в том, что человек не может быть счастлив один. Уместно вспомнить библейское «не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему», то есть сотворим друга, другого, который разделит жизнь, ее заботы и радости.

У.- Аристотель считал: "Дружба – самое необходимое для жизни, так как никто не пожелает жизни без друзей, даже если он имел бы все остальные блага".

Чаще всего дружба бывает крепкой, верной и долгой, если у людей одинаковые  интересы.  

У: Ребята! Вам надо показать, как мы умеем думать, рассуждать. Попробуйте проанализировать ситуации, о которых я вам сейчас предложу.

1.Твой друг совершил плохой поступок и об этом знают все вокруг, в том числе ты. Твои действия?

2.Твой друг сделал что-то плохое, а наказание получил ты. Твои мысли по поводу данной ситуации.

3.Твой друг получает плохие отметки, и твои родители запрещают тебе с ним дружить. Твои действия.

4.Твой друг получил приз на конкурсе чтецов. Ты отлично знаешь, что надо подойти к нему и сердечно поздравить с победой. Но ты не в силах заставить себя сделать это и не испытываешь ничего кроме зависти. Ты сам рассчитывал получить награду и не можешь пережить успех друга.

А сейчас я предлагаю Вам для обсуждения несколько ситуаций:

Ситуация №1.

В воскресенье вечером, когда должна быть интересная передача по телевизору, мне звонит Олег и просит помочь разобраться с заданием по математике. Представляете, я ждал эту передачу всю неделю, я так хотел её посмотреть. Но я не мог поступить иначе, ведь Олег – мой друг! И вместо телевизора я просидел за книгой вместе с другом. Но я видел, насколько Олег был признателен мне. Я думаю, что если бы мы поменялись местами, то есть не ему, а мне нужна была его помощь, то он тоже не задумываясь помог бы мне. А как бы вы поступили на моём месте?( Ответы ребят).

Ситуация №2.

Когда мы готовили спектакль для Новогоднего праздника, то всем хотелось получить главные роли. Я предложил дать главные роли тем, кто ещё ни разу ни в чём не участвовал. Илья сказал, что лучше дать главные роли тем, кто уже проявил свои способности. Наш руководитель театральной студии предложила тянуть жребий. Но я точно знал, что Игорь очень хотел играть роль Бармалея, хотя и никогда в наших постановках не принимал участия. Мы стали тянуть жребий, и роль досталась Илье. Я его долго уговаривал уступить Игорю эту роль, но хоть Илья всегда играл в школьном театре и в этот раз мог отказаться, он не согласился со мной. Я видел, что Игорь был очень расстроен, но помочь ему мог только морально. А как бы, вы поступили на моём месте и на месте Ильи? (Ответы ребят).

Ситуация №3.

Вместе с моим другом мы шли с рынка. У меня был полный пакет с овощами и фруктами, а у Николая в руках – упаковка стирального порошка. Он случайно зацепил мой пакет коробком с порошком и порвал его. Всё содержимое пакета рассыпалось по всей улице. Колька стал смеяться в полный голос, а я – собирать всё с асфальта. Мне было очень обидно и грустно, что мой друг мне не только не помог, но и сам послужил причиной моего несчастья. А как бы вы поступили на моём месте и на месте Николая? ( Ответы ребят).

У. Существуют  много поговорок и пословиц о дружбе.  А сейчас дополните пословицу:

•Кто любит лгать,                                того нельзя в друзья брать.

•Старый друг                                        лучше новых двух.

•Нет друга – ищи,                                 а нашёл – береги.

•Не имей сто рублей,                            а имей сто друзей.

•Друзья познаются                                  в беде.

•Крепкую дружбу и                                   топором не разрубишь.

•Скажи мне кто твой друг,                            и я скажу, кто ты.

У: В дружной работе, в общем отдыхе, вообще в совместной жизни, во взаимовыручке народ усматривал силу в дружбе. Нет народа, у которого  бы не было легенд, поговорок, пословиц о дружбе. Во все времена очень высоко  ценились дружба, верность, преданность. Вот и мы вспомнили пословицы и поговорки  о дружбе.

У. Много песен написано про это замечательное  чувство, давайте  вспомним  строчки из песен о дружбе и пропоем  по одному куплету.

•Если с другом вышел в путь;

•Дружба крепкая, не сломается;

•Три танкиста, три весёлых друга;

•Ничего на свете лучше нету, чем бродить друзьям по белу свету;

•Вместе весело шагать по просторам;

•Поделись,  улыбкаю, своей, и она к тебе не раз ещё  вернётся;

У: Ребята! Давайте,  вместе,  определим качества настоящего друга.

Положительные качества личности.  ( Ученики называют).

Доброта,  честность, ум,  смелость, сила, трудолюбие, чувство юмора, щедрость, аккуратность, преданность, целеустремленность, мужество, умение держать слово, бескорыстие, согласие, умение слушать  и уступать  другу,  доверие, уважение, терпимость, обязательность, умение признавать свои ошибки, терпение, несёт ответственность за друга,  волнение,  переживание, радость  за друга, умение  давать  полезные советы, умение оказывать помощь, поддержка в хорошем деле.

Отрицательные качества личности.  (Ученики называют)

Злоба, лень, хвастовство, жадность, зависть, трусость, неряшливость, эгоизм, подлость, оскорбления, насмешки над своим товарищем, отрицательное влияние на друзей, поддержка в озорстве и хулиганстве.  

У. Ребята, давайте еще раз обобщим?

- Что же такое дружба? Давайте  прочитаем 105-е наставление из “Книги о воспитании” Каюма Насыри и сформулируем качества, необходимые для настоящего друга.

Сто пятое наставление.

“Один мудрец сказал сыну: “О, сын мой, дружи, общайся, развлекайся с кем хочешь, сторонись только пятерых. Прежде всего, не связывайся со лжецом - слово лжеца подобно записи на воде. Он ненадёжен, всегда может оттолкнуть тебя и приблизить другого.

Избегай также дружбы глупца и невежды. Глупец вроде и хочет помочь тебе, но на деле от всех его стараний   - один вред.

 Не сходись с алчным человеком, потому что он постоянно будет рассчитывать на твои деньги. Беги прочь от скряги, эта дружба ничего не даст, кроме разорения. А случится пойти к такому за помощью - испытаешь позор и унижение. Особенно опасно оказаться со скрягой в пути.

 Обходи стороной также разиню и труса ,- с подобными приятелями ты никогда не познаешь покоя и благополучия”.

(Настоящий друг должен быть честным, справедливым, щедрым, внимательным, щедрым.)

 У:  Как вы, ребята, понимаете такое выражение: “До дружбы надо вырасти”?

Как вы считаете, почему знаменитый философ Вольтер считал, что “глаза дружбы редко ошибаются”?  Ответы детей. (Друзья видят друг в друге не только хорошее, но замечают и недостатки.)

Видите, какой большой смысл  вкладывается великими людьми в понятие “дружба”. Давайте и мы с вами будем подходить к этому слову с высокой меркой.

 Подведение итогов урока.

Дружба – это когда люди хотят быть вместе друг с другом, когда они интересуют друг друга, доверяют. Дружба возможна при соблюдении определенных законов, важнейшими из которых являются уважение друг к другу, умение признавать свои ошибки, терпимость.

Полезно ли для вас было наше сегодняшнее занятие? Какие выводы для себя вы сделали.

                                     Помните

● Дружба – величайшая нравственная ценность.

● Необходимо терпимо относиться к друзьям, учиться быть настоящим другом.

● Сохраняйте веру в хороших и добрых друзей.

Дружба означает близость   взаимное тяготение людей друг к другу. Настоящий друг лучше,  чем кто-либо другой, поймет ваше настроение, ваши переживания, проявит сочувствие, в трудную минуту утешит и поддержит, окажет бескорыстную помощь. Товарищеские отношения строятся на основе взаимопонимания, уважения друг к другу.

Рефлексия  

Дружба – главное чудо всегда,

Сто открытий для всех настоящее,

И любая беда – не беда,

Если рядом друзья настоящие.

Упражнение “Подарок”

У: - Друзьям обычно дарят подарки и говорят комплименты. Комплимент – это добрые, тёплые, искренние слова, от которых становится приятно на душе.

-Я предлагается  взять из коробки по одному или по два цветка и подарить их тому, кому вы хотите, но обязательно со словами: “Я дарю тебе цветок, потому что ты самый…(сказать о том, что тебе нравится в этом человеке)

Заключительная часть

Песня «Мир похож на цветной луг».

Мир похож на цветной луг.

Ветер зовёт за собой облака

Вдаль, вдаль, вдаль…

Если ты друга не встретил пока,

Жаль, жаль, жаль!

Припев:

Мир похож на цветной луг,

Если рядом с тобой друг.

Друга взять не забудь в путь!

Другом верным всегда будь!

Песня не зря собирает друзей

В круг, в круг, в круг.

Сделает хмурый денёк веселей

Друг, друг, друг!

Припев:

Мир похож на цветной луг,

Если рядом с тобой друг.

Друга взять не забудь в путь!

Другом верным всегда будь!

Друг для тебя одолеть сто преград

Рад, рад, рад.

С другом любая беда – не беда,

Да, да, да!

Припев:

Мир похож на цветной луг,

Если рядом с тобой друг.

Друга взять не забудь в путь!

Другом верным всегда будь!

У: - Итак, на такой приятной ноте мы завершим  наш классный час, посвящённый дружбе.

Литература.

Казыханов В. С. Уроки нравственности: пособие для учителей, классных руководителей, воспитателей детских садов и студентов педагогических учебных заведений. - Набережные Челны: издательство “Творчество”, 2000.-104 с.

Классные часы (беседы, устный журнал, уроки мужества, ток-шоу). 1-11 классы/ Авт.-сост. С. В. Шевченко и др.-Волгоград: Учитель, 2004.-70 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Всем нужны друзья.

1.Мне не нужно ни игрушек,

Ни цветных карандашей,

Потому что у кормушки

Поселился воробей.

Только слушался бы лучше

Этот хитрый озорник.

Я решил на всякий случай

Птичий выучить язык.

Припев:

Чирик-чик-чик,

Чирик-чик-чик,

Всем нужны друзья.

Чирик-чик-чик,

Чирик-чик-чик,

Даже воробьям.

2.Очень трудная работа -

Дрессировка воробья

Сколько вкусных бутербродов

Искрошил в кормушку я.

Но зато в районе нашем

Удивляется народ -

Воробей вприсядку пляшет,

Бьёт в ладоши и поёт.

Припев.

3.С ним мы делимся обедом,

Как положено друзьям.

Расчирикал он об этом

Всем знакомым воробьям.

Я им крошек дам послаще.

И недели не пройдёт -

Все увидят настоящий

Воробьиный хоровод.

Припев.

Если с другом вышел в путь

 Из кинофильма «По секрету всему свету». Слова М. Танича, музыка В. Шаинского.

Если с другом вышел в путь,

 Веселей дорога!

 Без друзей меня чуть-чуть,

 Без друзей меня чуть-чуть,

 А с друзьями много!

Припев:

Что мне снег, что мне зной,

что мне дождик проливной,

 Когда мои друзья со мной?

 Что мне снег, что мне зной, что мне дождик проливной,

 Когда мои друзья со мной?

Там где трудно одному,

Там где трудно одному,

 Справлюсь вместе с вами.

 Где чего-то не пойму,

 Где чего-то не пойму,

 Разберём с друзьями!

Припев:

 Что мне снег, что мне зной, что мне дождик проливной,

 Когда мои друзья со мной?

 Что мне снег, что мне зной, что мне дождик проливной,

 Когда мои друзья со мной?

 На медведя я, друзья,

 На медведя я, друзья,

 Выйду без испуга,

 Если с другом буду я,

 Если с другом буду я,

 А медведь без друга!

Припев:        Что мне снег, что мне зной, что мне дождик проливной,

 Когда мои друзья со мной?

 Что мне снег, что мне зной, что мне дождик проливной,

 Когда мои друзья со мной?

Повтор I куплета и припева (2 раза).

“Песню о дружбе” (сл. В. Потоцкого, муз. В. Иванова.)

Ты да я, да мы с тобой.

 Ты да я, да мы с тобой.

 Здорово, когда на свете есть друзья.

 Если б жили все в одиночку,

 То уже давно на кусочки

 Развалилась бы наверное Земля.

Ты да я, да мы с тобой,

Ты да я, да мы с тобой.

 Землю обойдём, потом махнём на Марс,

 Может у оранжевой речки

 Там уже грустят человечки,

 Оттого, что слишком долго нету нас.

Ты да я, да мы с тобой.

 Ты да я, да мы с тобой.

 Нас не разлучит никто и никогда.

 Даже если мы расстаёмся,

 Дружба всё равно остаётся,

 Дружба с нами остаётся навсегда

Песня из м/ф «Тимка и Димка», 1976.

 Слова  М. Пляцковского ,  музыка Б. Савельева.

 Дружба крепкая не сломается,

 Не расклеится от дождей и вьюг.

 Друг в беде не бросит, лишнего не спросит,

 Вот что значит настоящий верный друг.

 Друг в беде не бросит, лишнего не спросит,

 Вот что значит настоящий верный друг.

         Мы поссоримся и помиримся,

 «Не разлить водой» – шутят все вокруг.

 В полдень или в полночь друг придет на помощь,

 Вот что значит настоящий верный друг.

 В полдень или в полночь друг придет на помощь,

 Вот что значит настоящий верный друг.

  Друг всегда меня сможет выручить,

 Если что-нибудь приключится вдруг.

 Нужным быть кому-то в трудную минуту –

 Вот что значит настоящий верный друг.

 Нужным быть кому-то в трудную минуту –

 Вот что значит настоящий верный друг.

Дружба – самое необходимое для жизни, так как никто не пожелает жизни без друзей, даже если он имел бы все остальные блага.

Звучит песня.

1.Всем советуем дружить,

Ссориться не смейте!

Без друзей нам не прожить

Ни за что на свете. - 2раза.

2.Береги друзей своих,

Будь за них в ответе.

Не давать в обиду их

Никому на свете! – 2раза.

Басня Крылова  «Чиж и голубь».

Чижа захлопнула злодейка -западня:

Бедняжка в ней и рвался и метался,

А голубь молодой над ним же издевался.

«Не стыдно ль, -- говорит, -- средь бела дня

Попался!

Не провели бы так меня:

За это я ручаюсь смело».

Ан смотришь, тут же сам запутался

В силок.

И дело!

Впредь чужой беде не смейся,

Голубок. -Так какая пословица подходит?

«Друг познаётся в беде».

Песня «Мир похож на цветной луг».

Мир похож на цветной луг.

Ветер зовёт за собой облака

Вдаль, вдаль, вдаль…

Если ты друга не встретил пока,

Жаль, жаль, жаль!

Припев:

Мир похож на цветной луг,

Если рядом с тобой друг.

Друга взять не забудь в путь!

Другом верным всегда будь!

Песня не зря собирает друзей

В круг, в круг, в круг.

Сделает хмурый денёк веселей

Друг, друг, друг!

Припев:

Мир похож на цветной луг,

Если рядом с тобой друг.

Друга взять не забудь в путь!

Другом верным всегда будь!

Друг для тебя одолеть сто преград

Рад, рад, рад.

С другом любая беда – не беда,

Да, да, да!

Припев:

Мир похож на цветной луг,

Если рядом с тобой друг.

Друга взять не забудь в путь!

Другом верным всегда будь!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час в 5 классе по теме:" В дружбе- сила!"

Данный классный час проводился в 5 "б" классе. Основными целями являются:1. определение основных ценностей жизнедеятельности класса;2. содействие формированию дружного классного коллектива;3. воспитан...

Классный час в 5 классе по теме: "В дружбе - сила!"

Цели:- расширить знания учащихся о взаимоотношениях людей, о дружбе;- развивать мышление и речь учащихся;- способствовать сплочению классного коллектива;- воспитывать у учащихся умение дружить по-наст...

Классный час в 5 классе на тему "В дружбе - сила!"

Данный классный час направлен на сплочение классного коллектива, на формирование понятия "дружба"...

Классный час "В дружбе - сила" 5 класс

Презентация учит детей понимать и ценить законы дружбы....

классный час "В дружбе - сила."

Дружба-это великая ценность.подарок судьбы.Дружба помогает нам учиться.работать.житьОна делает нас добрее.лучше.сильнее,Без друзей человеку просто не возможно жить....

Методическая разработка классного часа "В дружбе - сила!"

Методическая разработка классного часа "В дружбе сила!"  для учащихся 5-6 классов...