"ОтХолокоста до Беслана"
классный час (8 класс) на тему
Классный час, посвященный не только трагедии еврейского народа. Это рассказ о детях, которые стали жертвами Холокоста, а также пережили трагедию в перой школе города Беслан в 2004 году. Рассказ о Муси Пенкензоне, маленьком скрипаче, которые не испугался сыграть перед фашистами Интернационал, о Анне Франк, девочке, которая, скрываясь в убежище писала в дневнике все, чему была свидетельницей и о многих других.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ot_holokosta_do_beslana.docx | 37.01 КБ |
Предварительный просмотр:
От Холокоста до Беслана
Классный час.
учитель высшей категории С.В. Зверева
МОУ «ЛСОШ № 2» город Лихославль, Тверская область
Цель: формирование у учащихся толерантности, неприятия идей ксенофобии.
Задачи:
- Актуализация и активизация знаний о Холокосте.
- Развить в школьниках сострадание и соучастие к жертвам терроризма.
- Вызвать отрицание терроризма как явления.
- Развивать умения размышлять в контексте изучаемой общественно – политической темы, анализировать, сравнивать, делать выводы, веси дискуссию.
Участники: учащиеся 8 – 11 классов
Оборудование:
- компьютер, проектор, презентация, видеоролики.
Учитель: ХХ век остался в прошлом, но оставил кровавый след в истории всего человечества. Первая мировая война, геноцид армян, Холокост в годы Второй мировой войны. (слайд 1)
Ученица Комиссарова Мария
Не проходите мимо, люди!
Чужих не может быть детей!
Не проходите мимо судеб,
Заботясь только о своей. (слайд 2)
Боль души не залечит время…
Полтора миллионов детей
из шести миллионов евреев
уничтожено сворой зверей.
Учитель: Казалось, это было очень давно и никогда больше не повторится этот ужас, но мы ошибались, когда так думали, потому что наступило 1 сентября 2004 года.
На втором Международном Форуме «Дети – жертвы террора в новейшей истории» Тамерлан Камболов, первый проректор Северо – Осетинского университета сказал: «Геноцид армян – трагедия армянского народа, но проблема человечества; Холокост – трагедия евреев, но проблема человечества; Беслан – трагедия осетинского народа – проблема всего человечества». (слайд 3)
Сегодня мы с вами вспомним чёрные страницы истории, когда жертвами становились дети. Трудно представить, что в современном мире мишенью могут стать дети, ведь мы привыкли слышать, что дети – цветы жизни, что всё лучшее детям, к сожалению, бывают страшные исключения.
Учитель:
В музее Яд – Вашем, в Иерусалиме есть уникальный мемориал — выдолбленная в скале пещера, которая является памятником 1,5 миллионам еврейских детей, уничтоженных во время Катастрофы. (слайд 4)
Имена детей, возраст и место рождения звучат под сводами мемориала, сопровождая каждого, кто входит сюда почтить их память.
Ученица Осипова Александра:
Мириады звёзд, (слайд 5)
Миллион смертей.
И вгрызались в мозг
Имена детей.
Под ногами мост -
Хрупкой жизни миг.
А вокруг погост.
В мыслях детский крик.
Этот скорбный стон
Сгинувших в войне,
Давит сотней тонн
В полной тишине.
Смерть их - наш позор,
Всех живых вина.
Памяти укор -
Эти имена. (Александр Комиссаров)
Учитель:
Среди полутора миллионов детских имён есть имя Муси Пинкензона. Он не сражался на фронте, не воевал в партизанском отряде, но он тоже стал жертвой фашизма. (слайд 6)
Ученица Зверева Света:
Он родился 5 декабря 1930 года в молдавском городе Бельцы. В 5 лет у Муси проявилась тяга к музыке. Маленький вундеркинд настолько виртуозно играл на скрипке, что о юном даровании писали все городские газеты. В июне 1941 года Муся Пинкензон должен был участвовать в «1-ой республиканской олимпиаде художественной самодеятельности Молдавии», однако все планы рухнули с началом войны. Семья Пинкензонов эвакуировалась на Восток и через несколько недель прибыла в станицу Усть-Лабинскую. Отец стал работать в госпитале, а Муся приходил играть раненым на скрипке. Когда отец Муси отказался лечить немецких солдат, их семью арестовали. Фашисты решили провести показательную казнь и согнали всё население станицы. Увидев мальчика, который прижимал к себе скрипку, люди зашептали: «нелюди, а ребёнка – то зачем привели». Сначала расстреляли отца, потом убили маму. Он остался совсем один, 11-летний мальчик. Внезапно, Муся обратился к немецкому офицеру: – « Господин офицер, разрешите мне перед смертью сыграть на скрипке!» Офицер рассмеялся и разрешил. Через мгновение над Усть-Лабинской зазвучала музыка. Несколько секунд ни немцы, ни жители станицы не могли понять, что играет Муся. (слайд 7)
11-летний Муся Пинкензон, стоя перед гитлеровцами, играл «Интернационал» — был гимн Советского Союза. И вдруг вся толпа запела. Опомнившийся немецкий офицер заорал: – Свинья, немедленно прекрати! Зазвучали выстрелы. Первая пуля ранила Мусю, но он попытался продолжить играть. Новые залпы оборвали жизнь скрипача…
Учитель:
Среди жертв фашизма еврейская девочка Анна Франк, которая вместе с семьёй вынуждена была уехать из Германии в Нидерланды, когда начались еврейские погромы. В своём дневнике, Анна с июня 1942 года по август 1944 года писала обо всём, что видела из окна своего убежища. А потом был лагерь, смерть матери, сестры. Точной даты смерти Анны нет. (слайд 8)
Ученица Антонова Екатерина.
Из рассказов очевидцев мы знаем теперь о том, как жила Анна Франк в Освенциме. Ее содержали в 29-м блоке. Была осень 1944 года. Чувствовалось приближение конца, и комендант, эсэсовская охрана и старосты спешили завершить «ликвидацию». Печи лагерного крематория дымили день и ночь. Людьми овладело равнодушие — атрофия чувств, которая предшествует смерти. Но худая большеглазая девочка из 29-го блока еще замечала, что происходит вокруг.
Она сохранила способность плакать. Однажды, стоя на пороге барака, она увидела, как дожидаются очереди в газовую камеру дети из Венгрии. Голые, под дождем, они стояли по нескольку часов. Очередь двигалась медленно, дети дрожали от холода, и, не выдержав, Анна заплакала в отчаянии от собственной беспомощности. И еще она плакала, когда мимо нее провели в крематорий девочек-цыганок, тоже голых и остриженных под машинку... (слайд 9)
Ученик Столяров Данила.
Ставили на край обрыва
И – огонь! Пять долгих дней.
Нет вас больше, Сара, Рива,
Яша, Изя, Моисей...
Автоматы, не стихая,
Обрывают жизни вам,
Лия, Двойра, Ицик, Хаим,
Хана, Шмуль, Рахиль, Абрам...
И седые, и грудные
С воплями – в один овраг.
Бог не спас, мои родные.
Всех накрыл кровавый мрак.
Учитель:
На территории музея Яд – Вашем есть ещё один памятник, посвящённый детям. (слайд 10)
В центре площади расположен памятник доктору Генриху Гольдшмидту, еврейско-польскому педагогу из Варшавы, известному под псевдонимом Януш Корчак. Несмотря на неимоверные усилия спасти своих подопечных, Януш Корчак и около 200 детей из вверенного ему детского дома были отправлены в лагерь смерти Треблинка.
Полтора миллиона детей были виноваты только в том, что они родились евреями.
Казалось, после страшной трагедии Холокоста, никто никогда не поднимет оружие против детей, но, к сожалению, это не так.
Ученица Иванова Алина: (слайд 11)15 мая 1974 года в городе Маалоте на севере Израиля члены Демократического фронта освобождения Палестины захватили школу, где остановилась на ночлег группа учеников. Террористы требовали освобождения единомышленников, отбывавших наказание в израильских тюрьмах. Когда спецназ пошел на штурм, террористы начали забрасывать детей гранатами. Погибло 20 детей и 3 учителя, 40 учеников ранены.
Ученик: Беденюк Александр (слайд 12)17 декабря 1981 года в Сарапуле (Удмуртия) два солдата - дезертира захватили в заложники 25 учащихся средней школы № 12. Дезертиры потребовали немедленного выезда в США, угрожая расстрелять заложников. В ходе операции группы Альфа террористы были арестованы, школьники освобождены.
Ученица : Иванова Алина: (слайд 13) 1 декабря 1988 года в Орджоникидзе 5 террористов захватили автобус с 30 учениками 4 класса школы № 42 и их учительницей. В обмен на детей власти предоставили нападавшим 2 миллиона долларов, оружие и самолет для вылета в Израиль. 2 декабря в аэропорту Телль-Авива входе операции израильских спецслужб террористы были задержаны, а 3 декабря выданы СССР.
Ученик Беденюк Александр: (слайд 14)23 декабря 1993 года в Ростове – на - Дону четверо вооруженных людей захватили учительницу и 15 девятиклассников гимназии № 25. Нападавшие потребовали вертолет и 10 миллионов долларов. 27 декабря вертолет приземлился в Махачкале, где бандиты были задержаны, а заложники освобождены.
Ученица Иванова Алина: (слайд 15) 5 декабря 1995 года 31-летний Юрий Карданов ворвался в детский сад № 44 Владикавказа, взял в плен 16 детей 4-5 лет и воспитательниц с требованием выкупа. В процессе переговоров он взорвал две гранаты.
Учитель. Но то, что произошло 1 сентября 2004 года в небольшом городе Беслан в республике Северная Осетия, потрясло весь мир. (слайд 16)
Из воспоминаний заложницы Т. В. Светловой, учителя начальной школы № 1 города Беслан.
Утро 1 сентября. Веду внучку в детский сад. В 8.40 уже в школе. В 8.55 построились на Торжественную линейку. Солдат с автоматом. Крики детей. Страх. Ужас. Шок. Ищем спасение в котельной. Не получилось. На траве много обуви. Понимание того, что случилось что-то страшное. Приказ лезть через окна. Дети крепко держатся за мою юбку. Помогают старшеклассники. Коридор школы. Крики детей, стрельба в потолок. Масса людей в спортзале. Шахидки с поясами смерти. Обыск: поиск телефонов… Приказ сесть…Руки зайчиками… Первая кровь и смерть на глазах у детей. Плач грудничков.
Установка взрывных устройств. Страх в глазах детей, рыдание. Стрельба в потолок. Группа мужчин выведена из зала. Вернулись двое. У мужчины-оператора выбит глаз.
Невыносимая жара. Жажда. Дети по очереди выходят в туалет. Вода в грязных вёдрах как спасение. Взрослым пить нельзя. Дети приносят мокрую одежду – «вода» для старших… Девочка приносит коробку конфет, спрятанную под юбкой. Раздаём конфеты «своим», попадают «чужим», хотя все «свои»… В классе съедены все цветы…Дети снимают с себя вещи и не только потому, что жарко... Сидеть негде. Нет места. Дети перебираются на окна. Аушев. Освобождение мам с детьми до двух лет. Не всех… Разъярённые крики боевиков. Никто не идёт на переговоры. Озвучены требования террористов всему залу. Понимание того, что всех ждёт смерть. Но надежда на спасение ещё живёт. Учу детей, как вести себя после взрыва. Многим помогло…
Детские губы покрываются коричневой коркой. Спасает моча, но только тех, кто не стыдится пить. По залу ходят бутылки - мальчикам её удобнее собирать… Пить больше не выводят… Потерявшая сознание от приступа астмы девочка на руках отца. Безысходность. Сильное желание скорого конца, каким бы он ни был…
Около меня осталось только трое моих детей, остальные разошлись по залу в надежде, что их выпустят попить. Удар по лицу… Понимание взрыва… Первая мысль: теперь буду некрасивая… Ничего не помню… Контузия – все звуки далеко. Рядом девочка со «стеклянными глазами»… Мальчик. Желание спрятаться под чем-то, что лежит на тебе. Что-то взорвалось. Вторая мысль: заметили, сейчас выстрелят в меня, скорей бы конец…
Не помню, как встала. Мальчик на руках. То ли материнский инстинкт, то ли инстинкт самосохранения…Бегу по лежащим телам. Серая пыль. Горит кусок потолка. Кабинет учителей физкультуры. Иван Константинович разбирает завал у окна для выхода. Появление боевика. Мёртвая схватка. Гибель учителя. Приказ идти в столовую. Кабинет английского языка и начальных классов. Стёкол нет, но решётки…
Столовая. Высокий араб даёт всем воду. Пока мальчик пьёт один стакан, я выпиваю - 10. Сажаю ребёнка около женщин, сажусь рядом. Отползаем к окну. Появляется боевик. Только потом мы узнаем, что это Нурпаши Кулаев. Извиняется, говорит, что ничего не знал. У него самого 2 детей. Стрельба. Изо всех сил кричим: «Не стреляйте!» Машем белой занавеской. Что-то сильно грохочет… Третья мысль: стреляют танки по второму этажу, будет братская могила.
Ничего не помню. Как встала, не знаю. На кухонной плите солдатик в каске и с автоматом. Истерика: наши мальчики за нами пришли… Дулом автомата показывает к окну. Спецназовцы помогают выбраться. На траве два мальчика лет 10 и 14. Снял снайпер. Отходить от здания нельзя! Только тогда вспоминаю про «своего» мальчика. Где он? Не знаю. Бежим по улице, обстреливаемой снайпером. Море мужчин. Подхватывают на руки и несут в скорую. Только там замечаю свои ранения. Понимаю, что это совсем не больно… Больница. Глаза врача над моей головой.
Учитель: (слайд 17)
Диана Аликова. Именно эту маленькую девочку увидел на телеэкране в далёком сибирском городе Алексей Шабунин. Горе, случившееся на осетинской земле, по словам Алексея, - никого не оставило равнодушным. Только бессердечный мог спокойно наблюдать за кровавыми сценами. Никак не мог забыть её глаза. Так родилась песня «Маленькая Осетия».
(песня А.Шабунина «Маленькая Осетия»)
Самая широкая «семейная могила» у Тотиевых. (слайд 18)
Здесь похоронены шесть детей, сыновья и дочери двух семей. Из семерых детей, отправившихся праздновать 1 сентября в 2004 году, вернулся из школы только 12-летний Азамат Тотиев. Мальчик лишился глаза. Его сестры Дзера и Анна, двоюродные сестры Лариса, Люба, Альбина и двоюродный брат Борис погибли.
Базрова Дзерасса (слайд 19, 20)была талантливой, одаренной девочкой. От нее так и веяло неземной энергией. Очень любила танцевать, играть на осетинской гармонике, шахматы, особенно любила рисовать. Часто участвовала в соревнованиях, выставках и получала призы, дипломы, грамоты, при этом успевая хорошо учиться в школе. Первое, что бросается в глаза, как только переступаешь порог ее дома, это картины, висящие на стенах. Морской пейзаж, лес, трогательная пара лебедей…
Дамир Биченов. (слайд 21)1 сентября 2004 год это был его первый день в школе, который превратился в настоящий кошмар. Когда прогремел взрыв, ему показалось, что мама погибла, от испуга он побежал, вдруг увидел плачущего малыша, взял его за руки и побежал дальше. Рассказывая отцу о том, что произошло, плакал и повторял: «Папа, я не смог её спасти». А в это время его мама Тамара с тяжёлым ранением лежала в больнице и оплакивала своего Дамира, уверенная, что потеряла сына во время взрыва.
Виктория Ктсоева (слайд 22)в московской больнице держит фото, на котором изображена ее рука с крестиком. Снимок был сделан в тот день, когда произошла развязка драмы с заложниками в бесланской школе. 14-летняя Виктория рассказывает, что молилась каждый день, сжимая крестик в руках, и не выпустила его из ладони даже тогда, когда раненая лежала без сознания.
Аида Сидакова. (слайд 23)Её выбросило взрывной волной из окна спортзала, она с трудом поднялась, медленно пошла вдоль стены и… стала лезть через разбитое окно. Ей кричали: «Куда лезешь? Погибнешь!» А она лезла в окно, чтобы найти маму, не могла её оставить.
Аза Гумецова (слайд 24) в августе, за месяц до того, как сгорит в школе № 1, написала эти стихи:
Я уйду туда, туда,
Где все есть и где все можно,
Надоело больше ждать,
Это просто невозможно!
Это все произошло,
И не рано, и не поздно,
Потому что — навсегда.
Потому что все так сложно.
Мне билет заказан в рай,
И туда добраться скоро
Первым рейсом я смогу.
Это будет чуть попроще…
Надежда Гуреева (слайд 25)вместе с тремя детьми была заложницей. Именно её дочь шестиклассница написала на школьной доске для учеников матери – одиннадцатиклассников «Поздравляю с последним первым звонком!». На вопрос матери, почему с последним. Объяснила, что для выпускников больше не будет первого звонка, ведь они скоро уйдут из школы. В школе навсегда остались шестиклассница дочь и восьмиклассник сын.
Видеоролик «Беслан – 1 сентября»
Ученица. Тришкина Евгения
Мне не забыть тех страшных дней:
Потоком кровь с телеэкрана,
Меж пуль свистящих и огней
Мельканье лиц детей Беслана. (слайд 26)
Мне не забыть плач матерей,
В объятьях траурного одеянья.
Их лица выглядят старей,
С печатью горя и страданья.
Без слов – одна лишь боль,
Убитых горем матерей рыданье.
О, Господи, скажи доколь
Назначил людям ты страданья?
От рук бездушных палачей
Детей загубленных, безгрешных
Теперь заменит свет свечей,
Но не излечит безутешных.
Не раздается детский смех, (слайд 27)
Один лишь плач и боли стон
Останется нам, как на грех –
На память погребальный звон.
Учитель: В стороне от могил возвышается бронзовое Древо скорби – девятиметровый мемориал погибшим детям, под которым похоронены останки неопознанных тел. Ствол дерева образуют четыре женские фигуры, которые держат на руках ангелов. (слайд 28)
Учитель: Жертвам Холокоста и маленьким жителям Беслана, чьи имена навсегда останутся в памяти человечества, всем тем, кто погиб в темном пекле пылающего ада и кто выжил, посвятили мы наш классный час.
Мы не должны забывать эти черные даты и делать все возможное, чтобы этого не повторилось. (слайд 29)
Учитель: Ребята, знаете ли вы, какая птица считается символом мира?
Ученик: Правильно, это голубь. «Голубь мира» — выражение, получило популярность после Второй мировой войны. (слайд 30)
На Первом Всемирном конгрессе сторонников мира, который проходил в 1949 году, была представлена эмблема. Рисунок белого голубя, у которого в клюве была оливковая ветвь, был нарисован известным художником Пабло Пикассо, стал не только эмблемой Всемирного конгресса, но и символом мира. Уже много лет существует традиция выпускать белых голубей, как символ мирных намерений.
Я вам раздам голубей, а вы напишите обращение к руководителям государств, чтобы никогда не повторился Холокост и Беслан.
Видеоролик «Пусть всегда будет солнце»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Жертвам трагедии Беслана посвящается
Воспитательное мероприятие для учащихся 1-11 классов....
Классный час "Трагедия Беслана"
Классный час, посвящённый дню солидарности в борьбе с терроризмом. Цели: - вспомнить события 1 сентября 2004г. в школе №1 в Беслане; - воспитывать уважение к памяти погибших; - вызвать осуждение к дей...
Дети беслана
Уникальные стихи, посвящённые ДЕТЯМ БЕСЛАНА....
Классный час" Горе Беслана".
Классный час посвящен годовщине трагических событий в Северной Осетии....
Дети Беслана. Минута молчания.
Цели.Воспитание умения сопереживать, сострадания, чувства милосердия....
Классный час "Дети Беслана"
Классный час, посвященный дню солидарности в борьбе с терроризмом "Дети Беслана"...
АНГЕЛЫ БЕСЛАНА
ШКОЛЬНАЯ ЛИНЕЙКА...