Рабочая программа кружка "Клуб эрудитов"
рабочая программа (5 класс) на тему
Данная программа, кружка "Клуб эрудитов" составлена для учащихся 5-11 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_klub_eruditov.docx | 29.35 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.
Выявление, поддержка, развитие и социализация одарённых детей становится одной из приоритетных задач современного образования.
Понятие «детская одарённость» и «одарённые дети» определяют неоднозначные подходы в организации педагогической деятельности. С одной стороны, каждый ребёнок «одарён», и задачи педагогов состоит в раскрытии интеллектуально творческого потенциала каждого ребёнка. С другой стороны существует категория детей, качественно отличающихся от своих сверстников, и соответственно, требующих организации особого обучения, развития и воспитания.
Наиболее доступной для разрешения вопросов мотивации школьников к учению выступает исследовательская деятельность, основной функцией которой является инициирование учеников к познанию мира, себя и себя в этом мире.
Под исследовательской деятельностью понимается творческий процесс совместной деятельности двух субъектов (учителя и ученика) по поиску решения неизвестного, результатом которой является формирование исследовательского стиля мышления и мировоззрения в целом.
Самым сензитивным периодом для формирования основ исследовательской деятельности является подростковый период. В это время, по словам Л. С. Выготского, "происходит подъем воображения и глубокое его преображение".
Основной целью создания кружка "Клуб эрудитов", в который входят учащиеся 5-11-х классов, является выявление и поддержка одаренных учащихся, развитие их интеллектуальных, творческих способностей, поддержка научно-исследовательских интересов учеников.
Основные задачи программы:
обучающие:
- формирование у учащихся научного мировоззрения, целостного представления о природе и о всеобщей связи явлений природы;
- овладение практическими умениями и навыками в области географии, экономики;
- познакомить учащихся со структурой исследовательской деятельности, со способами поиска информации;
развивающие:
- удовлетворение индивидуальных запросов учащихся, определение наклонностей и развитие их творческих способностей;
- развитие способностей к самостоятельному мышлению;
- развитие коммуникативных способностей.
воспитательные:
- воспитание ответственности и бережного отношения к природе, к своей стране;
- формирование мотивов научно-исследовательской деятельности.
- привитие интереса к изучению явлений природы.
Конечно же, главная задача - это выдвижение и реализация в научных исследованиях творческих идей и создание научных работ и проектов.
В этом процессе можно выделить несколько этапов.
На первом этапе - организационно-подготовительном - выявляются учащиеся, желающие работать в научном обществе. Запись в научное общество определяется на основании желания учащихся участвовать в научно-исследовательской работе, результатов диагностических исследований. Ведущая роль здесь принадлежит и мне, как учителю-предметнику. Я в процессе индивидуальной работы с учениками стараюсь не только разглядеть "искру" исследовательского таланта, но и помочь в выборе темы предполагаемого исследования, определить круг проблем, требующих решения, подобрать необходимую литературу.
В этой связи важно, чтобы учащийся с первых шагов понимал конкретную значимость своего исследования, возможность его использования не только в прикладных целях, но и в практическом плане (выступления на уроках и во внеурочных мероприятиях, участие в научных конференциях разного ранга).
На втором этапе - происходит утверждение тем предполагаемых исследований. Эта процедура осуществляется в рамках работы НОУ на установочной конференции. Данная процедура считается значимой, поскольку позволяет:
- осознать учащимися значимость своей работы
- создать атмосферу сотрудничества между учащимися и учителем, стимулирует развитие их
научно-исследовательской деятельности.
Нередко возникает ситуация, когда тема проекта находится на стыке нескольких дисциплин, требует консультационной помощи специалистов. В этом случае к сотрудничеству привлекаются другие учителя-предметники.
3 этап. Непосредственная работа над работой. 1 раз в неделю проходят заседания, где учащиеся представляют проделанную работу. Это позволяет:
- осуществлять контроль над процессом работы
- оперативно решать возникающие проблемы
- поддерживать интерес и уровень информированности о проводимых исследованиях среди
учеников и учителей.
Работа состоит из двух частей (теоретический и практический), в процессе которой ученики готовят реферат по избранной теме. В процессе изучения курса школьники учатся выбирать тему исследования, формулировать цель, определять предмет и объект исследования. На практических занятиях школьники работают с каталогами в библиотеках, учатся систематизации документов в архивах, учатся составлять библиографию. И, конечно, постигают азы работы над рефератами, рецензиями, публичными выступлениями.
Четвертым и самым важным этапом исследовательской работы учащихся является экспертиза творческих проектов, проводимая экспертными группами, созданными на основе методических объединений учителей школы. Рецензенты и оппоненты из числа учителей и присутствующих учащихся дают предварительную оценку проделанной работе, выявляют слабые стороны исследования, оказывают помощь в решении возникших вопросов.
Перед учащимся была поставлена задача в процессе изучения создать индивидуальный проект по выбранной ими теме. Таким образом, учащимся с самого начала была ясна цель изучения программы, они подходили к изучению ее осознанно, у них была сформирована сильная мотивация.
Принципы создания программы:
- научность, систематичность, комплексность, доступность, преемственность и последовательность, активность и самостоятельность участников взаимодействия, непрерывность, наглядность, воспитывающая и развивающая направленность, креативность (творческий характер всей деятельности реализуется на основе желаний и возможностей каждого ребёнка, воплощается в деятельности путём создания ситуации выбора учебно-творческих заданий, где он может проявить себя).
Программа рассчитана на один год обучения - 70 часов (2 часа в неделю). Программа ориентирована на учащихся 5-11 класса средней общеобразовательной школы.
Отбор содержания курса осуществлялся на основе следующих идей:
знания своего края;
уважения к природе, своей стране;
а так же пропаганде здорового образа жизни.
Области применения программы.
Программа может быть реализована во внеклассной работе с учащимися средней и старшей школы средних общеобразовательных учреждений.
Программа имеет региональный компонент. Темы используются для организации исследовательской работы учащихся. Результаты самостоятельных научных исследований послужат основой для докладов на семинарских занятиях, олимпиадах, конференциях учащихся средней и старшей школы.
Организация работы по программе.
Основной объем теоретических и практических занятий проводится в аудиторно-лабораторных условиях. Практические работы, составляющие полевой практикум, выполняются в ходе экскурсий. В полевых условиях также можно провести и некоторые теоретические занятия. Выбор условий проведения занятия зависит от содержания занятия, погодных условий и контингента учащихся.
Основные формы деятельности.
Занятия в полевых и аудиторных условиях;
Экскурсии;
Научно-исследовательская работа;
Массовые мероприятия;
Итоговая конференция.
Ожидаемые педагогические результаты:
Расширение и углубление содержания географического и экономического образования.
Расширение и углубление знаний учащихся о разнообразии природы;
Овладение учащимися навыками организации и проведения исследовательских работ;
Участие учащихся в научно-практических конференциях, олимпиадах, конкурсах.
Требования к знаниям и умениям учащихся:
- иметь первые представления;
- знать об использовании географических и экономических знаний в практической деятельности человека;
- иметь представление о явлениях природы, их свойствах, характеристиках;
- соблюдать правила техники безопасности при выполнении исследовательской работы в полевых условиях;
- уметь наблюдать и анализировать происходящие явления, делать выводы.
Этапы реализации проекта:
1. Составление плана работы над презентацией.
- Подбор графических иллюстраций, подбор иллюстраций в сети Интернет.
- Сканирование графических иллюстраций.
- Создание презентаций в режиме слайдов.
- Настройка переходов слайдов и анимации объектов.
- Окончательное оформление презентаций.
- Репетиция презентаций. Подготовка текста выступления.
Опыт показывает действенность подобной практики, повышающей критерии требовательности и ответственности к уровню выполняемой работы среди учащихся.
Наиболее удачные работы рекомендуются для участия в районной научно - практической конференции учащихся.
В заключение хочется еще раз подчеркнуть, что включение исследовательской работы учащихся в процесс обучения в общеобразовательной школе в рамках кружка позволяет привнести в него не только индивидуализацию и дифференциацию образования, стать средством определения индивидуального образовательного маршрута с учетом способностей и интересов ученика, но и быть реальной основой интеграции основного и дополнительного образования, что является условием развития личности ученика и его способностей.
Программа кружка
Тема
Введение. Знакомство с деятельностью кружка. Цель, задачи, специфика занятий, общие требования.
Тема 1: Работа над ведением научного исследования
1.1. Выбор темы. Обоснование ее актуальности. Теория + практическое задание на дом: выбрать тему и обосновать ее актуальность.
1.2. Формулировка цели и конкретных задач предпринимаемого исследования. Знакомство с данным вопросом по материалам исследовательских работ-победителей различных конкурсов. Теория 4- практическое задание на дом: Сформулировать цель и определить задачи своего исследования.
1.3. Структура работы. Теория. Изучение образцов и знакомство со структурой работ-победителей различных конкурсов исследовательских работ. План работы. Теория. Демонстрация образцов планов, соответствующих всем необходимым требованиям.
Тема 2. Работа над основной частью исследования
2.1. Составление индивидуального рабочего плана. Поиск источников информации, отбор фактического материала. Требования к оформлению раздела: "Источники и литература". Понятия: источник, литература.
2.2. Сбор первичной информации.
2.3. Стиль изложения материала. Знакомство с разным стилем изложения материала на примере работ-победителей различных конкурсов исследовательских работ.
2.4. Заключение. Результаты работы. Общие требования к данному разделу работы. Правила оформления результатов.
Тема 3. Оформление научной работы
3.1. Композиция научной работы. Титульный лист. Теория + практическое задание на дом: оформить с учетом всех требований титульный лист своего исследования.
3.2. Введение. Анализ источников и литературы. Знакомство с анализом литературы работ-победителей конкурса исследовательских работ. Теория + практическое задание на дом: подготовить анализ источников и литературы по своему исследованию.
3.3. Структура работы. Повторение теории + практическое задание на дом: подготовить структуру своего исследования.
3.4. Работа над основной частью исследования. Индивидуальные консультации.
3.5. Источники и литература. Требования к оформлению. Повторение теории + практическое задание на дом: оформить раздел "Источники и литература" в соответствии с требованиями. Сноски. Теория + практическое задание на дом: оформить все сноски.
Тематическое планирование
№ | дата | Тема | Примечание | |
план | факт | |||
Введение — 1 час | ||||
1-2 | 3.09 | Знакомство с деятельностью кружка. Цель, задачи, специфика занятий, общие требования | теория | |
Тема 1. Работа над ведением научного исследования - 7 часов | ||||
3-4 | 10.09 | Выбор темы. Обоснование ее актуальности. | теория | |
5-6 | 17.09 | Выбор темы своего исследования. Обоснование ее актуальности. | практика | |
7-8 | 24.09 | Формулировка цели и задач исследования. | теория | |
9-10 | 1.10 | Формулировка цели и конкретных задач своего исследования | практика | |
11-12 | 8.10 | Структура работы | теория | |
13-14 | 15.10 | Составление плана работы | теория | |
15-16 | 22.10 | Составление плана работы своего исследования | практика | |
Тема 2. Работа над основной частью исследования - 14 часов | ||||
17-18 | 29.10 | Составление индивидуального рабочего плана | практика | |
19-22 | 12.11 19.11 | Поиск источников информации | Теория+практика | |
23-26 | 26.11 3.12 | Отбор фактического материала | Теория +практика | |
27-28 | 10.12 | Требования к оформлению раздела: « Источники и литература» | теория | |
29-32 | 17.12 24.12 | Сбор первичной информации | Теория + практика | |
33-36 | 14.01 21.01 | Различные стили изложения материала | Теория+практика | |
37-40 | 28.01 4.02 | Определение стиля изложения материала .^ | Теория + практика | |
41-44 | 11.02 18.02 | Правила оформления результатов | Теория + практика |
Тема 3. Оформление научной работы - 9 часов | ||||
45-46 | 25.02 | Композиция научной работы. Требования к оформлению титульного листа | Теория + практика | |
47-48 | 3.03 | Введение. Анализ источников и литературы | Теория | |
49-50 | 10.03 | Структура работы | Теория | |
51-54 | 17.03 31.03 | Работа над основной частью исследования. | Теория +практика | |
55-58 | 7.04 14.04 | Индивидуальные консультации | практика | |
59-62 | 21.04 | Сноски | Теория +практика | |
63-66 | 28.04 | Составление тезисов | Теория +практика | |
Тема 4. Подготовка к защите научно-исследовательской работы - 3 часа | ||||
67-68 | 5.05 12.05 | Презентация проекта в Рошег Рот1. | Теория +практика | |
69-70 | 19.05 26.05 | Подготовка публичного выступления. | Теория +практика |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02
Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...