Краткосрочная программа Палитра.
методическая разработка на тему

Краткосрочная программа по рисованию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kratkosrochnaya_programma_palitra_anisovich_g.v.docx31.76 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КАВКАЗСКИЙ РАЙОН

Рассмотрено и одобрено на заседании                            Утверждаю

Педагогического совета МБОУ ДО ДДТ                        Директор МБОУ ДО ДДТ

Протокол № ____ от ________ 2016г.                              _________ Л.П. Зорина

                                                                                             Приказ № ________

                                                                                             От «_____» _____ 20 ___ г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Палитра»

(Краткосрочная)

                 Направленность    художественная

                 Уровень   ознакомительный

                 Рассчитана на детей от 5  до 7 лет

                 Срок реализации (общее количество часов) 1 месяц  (16 часов)

Автор: Анисович Галина Владимировна

ст. Кавказская, 2016 г.

Дополнительная общеобразовательная программа «Палитра» обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.

Направленность дополнительной общеобразовательной программы «Палитра» - художественная,  направлена на развитие художественно-эстетического вкуса, художественных способностей и склонностей, формированию стремления к воссозданию чувственного образа воспринимаемого мира.

Новизна дополнительной общеобразовательной программы «Палитра» заключается в том, что при обучении детей 5-7 лет рисованию используются современные педагогические технологии. Дети дошкольного возраста только открывают свои способности, вот почему необходимо максимально использовать их тягу к открытиям для развития творческих способностей в изобразительной деятельности, эмоциональность, непосредственность, умение удивляться всему новому и неожиданному.  Рисование – любимое и доступное занятие у детей.  Оно выразительно – можно передавать свои желания, восторги, мечты, предчувствия, страхи;  познавательно – помогает узнать, разглядеть, понять, уточнить, показать свои знания;  продуктивно – рисуешь и обязательно что-то получается, изображение можно подарить родителям, друзьям или самому любоваться. Чем богаче впечатления ребенка, тем содержательнее его рисунки и активнее стремление приобрести изобразительные навыки, поэтому в программу включены экскурсии, позволяющие любоваться красотой окружающего мира, просмотр видеоматериала и  презентаций, рассматривание иллюстраций и репродукций. Чем разнообразнее предлагаемые техники рисования, тем активнее будет развиваться творческий потенциал ребенка и склонность наблюдать и экспериментировать. Поэтому в ходе обучения кисточку с успехом можно заменить кусочком поролона, ватным комочком, шариком скатанной бумаги или фольги и даже пальчиком юного художника. Чудесные рисунки получаются на бумаге, предварительно увлажненной с помощью губки. Педагог поощряет  ребенка рисовать по собственному замыслу, фантазируя и экспериментируя с материалом. Ребенок – большой фантазер, поэтому важно обсуждать с ребенком нарисованное. Педагог создает, таким образом, предпосылки для развития способности  придумывать. Для возможности демонстрации детских работ педагогом периодически  организуются выставки удачных рисунков маленьких художников, оформленных в рамки.

Актуальность дополнительной общеобразовательной программы «Палитра» заключается в реализации потребности детей дошкольного возраста рисовать. В процессе рисования раскрываются и развиваются индивидуальные художественные способности. Изобразительная деятельность – важнейшее средство эстетического воспитания.  В процессе рисования создаются благоприятные условия для развития эмоционально положительного восприятия  произведений изобразительного искусства.  Наблюдение и выделение свойств предметов, которые предстоит передать в изображении, строении, величины, цвета, расположения в пространстве, способствует развитию у детей чувства формы, цвета,  ритма. Эстетические чувства становятся более глубокими, формируется художественный вкус, развивается воображение. Ребенок создает изображения на основе собственной фантазии.

Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что в процессе её реализации,  развивая у детей творческие способности в изобразительной деятельности, потому что художественное творчество не знает ограничений ни в материале, ни в инструментах,  ни в технике.  Программа ориентирована на развитие личности ребенка, его свободного творческого самовыражения, предоставляет возможность обогащения внутреннего мира с помощью рисования.

Цель:  Создание условий для развития личности ребенка посредством занятий изобразительной деятельностью.

Задачи:

Обучающие:

-  Обучение исследованию объектов окружающего мира и экспериментированию с ними;

- Обучение проявлению инициативы и самостоятельности в изобразительной деятельности;

Развивающие:

- Развитие творческих способностей  к воплощению разнообразных замыслов в рисовании;

- Развитие первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, ритме, количестве);

Воспитательные:

- Воспитание способности к волевым усилиям, формирование умения доводить начатое дело до конца.

Отличительные особенности программы

Программу «Палитра» отличает то, что она строится с учетом возрастных особенностей всех когнитивных процессов детей дошкольного возраста и на основе дифференцированного и личностно-ориентированного подхода.

Внимание педагога к возрастным особенностям детей позволяет учитывать интересы, желания, вкусы, предпочтения и настроения детей, что способствует формированию устойчивой мотивации к обучению и общению в коллективе.

Данная программа призвана дать первичные представления об изобразительном искусстве, помочь освоить ребенку основные приемы  и навыки  рисования карандашом и красками.

Программа отличается от подобных ей подбором и систематизацией материалов по рисованию.

Возраст обучающихся, участвующих в реализации программы  5 - 7 лет.

Количество детей в группе – 8 человек, так как в малой группе детей такого возраста интенсивнее и эффективнее проходит обучение.

Срок реализации программы – программа рассчитана на 1 месяц – 16 часов.

Формы и режим занятий: Занятия проводятся 4 раза в неделю по 1 часу (30 минут), в течение  занятия происходит смена деятельности.

Форма организации занятий – групповая. Формы проведения занятия – комбинированные.

Примерный план проведения занятий:

  1. Объяснение материала занятия: Рассказ педагога  по теме занятия.
  2.  Упражнения в различных техниках рисования.
  3. Физминутка (желательно соотносящаяся с темой занятия).
  4. Практическая работа по теме занятия (рисование). Гимнастика для кистей рук или пальчиковая гимнастика.
  5. Итог занятия.

Ожидаемый результат обучения по программе

К концу учебного года обучающиеся:

- обучены исследованию объектов окружающего мира и экспериментированию с ними;

- обучены проявлению инициативы и самостоятельности в изобразительной деятельности;

У них:

- развиты творческие способности  к воплощению разнообразных замыслов в рисовании;

- развиты первичные представления о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, ритме, количестве);

- воспитаны способности к волевым усилиям,

 - сформировано  умение  доводить начатое дело до конца.

Этапы педагогического контроля

В начале и конце обучения проводится изучение художественных способностей детей (июнь), на основе которой делается вывод о своеобразии формирования навыков рисования у каждого ребенка.

Сроки

Какие ЗУН контролируются

Форма проведения

Начало июня

Знания о художественных материалах и инструментах.

Знания  об  основных цветах.

Навыки рисования

Опрос, игры «Чем работал художник», «Радуга»,  наблюдение за выполнением самостоятельной работы детьми

Конец июня

Знание основных приемов и способов рисования. Умение работать с различными художественными материалами, свободно владеть карандашом. Знание о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, ритме, количестве)

Умение исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними (бумага, краски, карандаши…)

Умение работать с различными художественными материалами и инструментами, свободно владеть карандашом и красками,  воплощать свои замыслы в рисовании.

Наблюдения, игры, выставка.

Учебно - тематический план:

Тема

Количество часов

1.

Вводное занятие. Стол художника.

1

2.

Первые шаги (линии, спирали, штрихи, мазки)

2

3.

Ожившая геометрия.

3

4.

Трафаретные чудеса.

3

5.

Маленький фантазер.

6

8.

Итоговое занятие. Наши рисунки.

1

Итого:

16

Содержание программы:

1.Вводное занятие. Стол художника.

Принадлежности для рисования и техника безопасности при рисовании. За рабочим столом.

2. Первые шаги (линии, спирали, штрихи, мазки)

Техника рисования карандашом: линии, спирали, штрихи, мазки. Техника рисования красками различными способами: «вливание», «тычок», «набрызгивание», «размазывание».

3. Ожившая геометрия.

 Все здесь круглое и овальное. Здесь квадратики и прямоугольники живут. Треугольники.

4.Трафаретные чудеса.

Использование шаблона и трафарета в рисовании. Морские обитатели. Животные.

5.Маленький фантазер.

Это пальчики мои. Пузыри рисуют сами. Нитяные картины. Мраморные узоры. Рисуют веревочки. Оттиски.

  1. Итоговое занятие. Наши рисунки.

«Наши рисунки».

Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной  программы «Волшебная палитра»

Форма проведения занятий – комбинированное занятие (объяснение материала, упражнение в различных техниках рисования, физминутка, практическая работа (рисование), итог). В программе нет деления на практические и теоретические часы для удобства преподавания.

В дошкольном возрасте основной деятельностью, создающей наиболее благоприятные условия для психического и личностного развития ребенка, является игра. Игровые методики создают для дошкольников обстановку непринужденности, когда желание научиться чему бы то ни было возникает естественно, как бы само собой. Для освоения программы  подобраны такие правила игры, которые обеспечивают её развивающий эффект. Материал игр и их содержание могут быть изменены в соответствии с возможностями обучающихся. Используются игры на развитие творческого воображения и фантазии. Игры на развитие когнитивных процессов позволяют развивать восприятие, внимание, память, мышление. В процессе реализации программы у детей развиваются творческие способности в изобразительной деятельности, так как художественное творчество не знает ограничений ни в материале, ни в инструментах,  ни в технике.  Программа ориентирована на развитие личности ребенка, его свободного творческого самовыражения, предоставляет возможность обогащения внутреннего мира с помощью рисования. Изобразительная деятельность – важнейшее средство эстетического воспитания.  В процессе рисования создаются благоприятные условия для развития эмоционально положительного восприятия  произведений изобразительного искусства.  Наблюдение и выделение свойств предметов, которые предстоит передать в изображении, строении, величины, цвета, расположения в пространстве, способствует развитию у детей чувства формы, цвета,  ритма. Эстетические чувства становятся более глубокими, формируется художественный вкус, развивается воображение. Ребенок создает изображения на основе собственной фантазии. Чем богаче впечатления ребенка, тем содержательнее его рисунки и активнее стремление приобрести изобразительные навыки, поэтому в программу включены экскурсии, позволяющие любоваться красотой окружающего мира, просмотр видеоматериала и  презентаций, рассматривание иллюстраций и репродукций. Чем разнообразнее предлагаемые техники рисования, тем активнее будет развиваться творческий потенциал ребенка и склонность наблюдать и экспериментировать. Поэтому в ходе обучения кисточку с успехом можно заменить кусочком поролона, ватным комочком, шариком скатанной бумаги или фольги и даже пальчиком юного художника. Чудесные рисунки получаются на бумаге, предварительно увлажненной с помощью губки. Педагог поощряет  ребенка рисовать по собственному замыслу, фантазируя и экспериментируя с материалом. Ребенок – большой фантазер, поэтому важно обсуждать с ребенком нарисованное. Педагог создает, таким образом, предпосылки для развития способности  придумывать. Для возможности демонстрации детских работ педагогом периодически  организуются выставки удачных рисунков маленьких художников, оформленных в рамки.

Методы организации занятий:

  • Объяснительно – иллюстративный
  • Репродуктивный
  • Смыслового видения
  • Образного видения
  • Управляемого воображения

Формы организации детей на занятии:

- фронтальная

-индивидуально – фронтальная

- индивидуально-групповая.

Основные формы и приемы обучения: развивающие игры, упражнения творческого характера, наблюдения. Свободное и тематическое рисование.  Выставки.

При проведении занятий реализуется принцип личностно – ориентированного обучения. Это значит, что каждый ребенок продвигается вперед своим темпом, а педагог оказывает помощь ребенку для его успешного продвижения.

Условия реализации программы

Методическое оснащение:

  1. Методические папки с информационным и демонстрационным материалом по всем темам программы.
  2. Раздаточный материал для детей по всем темам программы.
  3. Наглядные пособия: иллюстрации, фото, репродукции.
  4. Литература по изобразительной деятельности в дошкольном возрасте.
  5. Цифровые образовательные ресурсы: http: //www.bankreferatov.ru.doc.html

 http: // nsportal.ru/ detskii –sad/risovanie  http: // ped -kopilka.ru/obuchenie –malyshei/ uroki - risovanija  - uroki - risovanija – dlja- doshkolnikov.html

Материально – техническое обеспечение:

Занятия должны проводиться в помещении с хорошим освещением, вентиляцией и мягким покрытием. Для занятий необходима мебель для дошкольников (столы и стулья) и магнитная доска.

Для проведения занятий необходимы: ватман, альбомы, простые и цветные карандаши, фломастеры, акварельные и гуашевые краски, набор кисточек, палитра, ластик, линейка, точилка, салфетка,  банка для промывания кисти, подкладка на стол.

Для просмотра мультимедийных материалов ноутбук лил мультимедийная установка.

Виды контроля: вводный, текущий, промежуточный, итоговый.

Формы контроля: для вводного – опрос, игра;  для итогового – показ детских достижений.

 Список литературы

1.Журнал «Поем, танцуем и рисуем» 2009,

2.Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика-синтез, 2010.

3. Куцакова Л.В. Учимся играя рисовать – М.: Мой мир, 2008.

Цифровые образовательные ресурсы: http: //www.bankreferatov.ru.doc.html

 http: // nsportal.ru/ detskii –sad/risovanie  http: // ped -kopilka.ru/obuchenie –malyshei/ uroki - risovanija  - uroki - risovanija – dlja- doshkolnikov.html

Календарно - тематический план:

Тема

Количество часов

  Дата

Примечание

1.

Вводное занятие. Стол художника.

1

1.1

Стол художника.

1

2.

Первые шаги (линии, спирали, штрихи, мазки)

2

2.1

Линии, спирали

1

2.2

Штрихи, мазки

1

3.

Ожившая геометрия.

3

3.1

Круги

1

3.2

Овалы

1

3.3

Прямоугольники, треугольники

1

4.

Трафаретные чудеса.

3

4.1

Овощи и фрукты

1

4.2

Обитатели моря

1

4.3

Животные

1

5.

Маленький фантазер.

6

5.1

Мраморные рисунки

1

5.2

Мои пальчики.

1

5.3

Веселые отпечатки

1

5.4

Нитяные картины

1

5.5

Пузыри

1

5.6

Монотипия

1

6.

Итоговое занятие. Наши рисунки.

1

6.1

Наши рисунки

1

Итого:

16


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализованная программа "Палитра жизни"

Пропоганда здорового образа жизни. Мероприятие по антинаркотической направленности для подростков....

Краткосрочная программа дополнительного образования естественнонаучной направленности для учащихся среднего звена «Экспериментальная биология»

Основная  цель курса   –  формирование мотивации к выбору класса естественно-научного профиля и повышение уровня изучения дисциплины.Задачи:·       Фо...

Краткосрочная программа дополнительного образования естественнонаучной направленности для учащихся среднего звена «Экспериментальная биология»

Основная  цель курса   –  формирование мотивации к выбору класса естественно-научного профиля и повышение уровня изучения дисциплины.Задачи:·       Фо...

Краткосрочная программа дополнительного образования естественнонаучной направленности для учащихся среднего звена «Экспериментальная биология»

Основная  цель курса   –  формирование мотивации к выбору класса естественно-научного профиля и повышение уровня изучения дисциплины.Задачи:·       Фо...

Краткосрочная дистанционная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Палитра творчества»

Краткосрочная дистанционная   дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая программа  «Палитра творчества»...

Программа "Палитра" 4 недели обучения (10-15 лет)

Знакомство с несколькими основными видами живописи...

Дополнительная общеразвивающая программа "Палитра красок"

Отличительные особенности и новизна настоящей программы прослеживаются по нескольким направлениям.Во-первых, данная программа предусматривает, что дети приобретают определённые знания по истории и тео...