"Русь богатырская" Занятие, посвященное Дню Защитника отечества.
план-конспект по теме

Бусурина Кира Леонидовна

«Да ведают потомки православных

Земли родной минувшую судьбу»

                                                 А.С. Пушкин

Занятие дополнительного образования по программе воспитания и развития речи, которая направлена на развитие коммуникативно-личностной сферы воспитанников.

Программа «В начале было слово…».

Тема занятия: «Русь богатырская».Занятие, посвященное Дню Защитника отечества.

Краткое содержание:В наше время очень актуальна тема защиты Родины, патриотизма. В русских былинах показан образ богатыря-защитника, который является прообразом современных героев. Данное занятие по развитию речи является информационно-патриотическим и разработано с учетом личностно - ориентированной, социально-реабилитационной программы «В начале было слово…».

Участники занятия – воспитанники группы мальчиков (8 – 12 лет) Деятельность – 2 занятия: теоретическое - 40 мин., практическое - 30 мин.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rus_bogatyrskaya.docx241.01 КБ

Предварительный просмотр:

                   

«Да ведают потомки православных

Земли  родной минувшую судьбу»

А.С. Пушкин

Типология занятия:

 Исследование,  Информационно – патриотическое.

Ведущий метод – проблемно-поисковый.

Предметная область – развитие речи.

Целеполагание воспитанника: Победить!    (страх, робость и т.д.)

Цель: создание условий для проявления механизмов самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, познавательной активности воспитанников.

Цель: создание условий для формирования, осмысления и развития патриотических чувств; чувства любви и привязанности к своей культуре, к своему народу, к своей земле, православной вере, своему отечеству; сохранение самобытности культуры России.

Задачи:  расширить представления детей о героическом прошлом нашей Родины, познакомить с художественными, поэтическими, музыкальными произведениями, с разным образом богатырей, обучать исполнению былин.

Воспитательные:  воспитывать патриотизм, гордость за свою страну, способствовать осознанию причастности себя к ее историческому прошлому и ответственности за ее будущее.

Развивающие: возбуждать воспитанников к литературному творчеству, развивать навыки самостоятельной работы.

Основополагающий вопрос: Зачем нам знать минувшую судьбу родной земли?

Проблемные вопросы: Что нужно отнять у народа, чтобы победить его без единого  выстрела?

Результатом занятия будут: выполнение поисково-исследовательской работы   детьми, само развивающее  творчество.

Материалы и оборудование: Аудиозапись: «Что может быть лучше России».

Сл. Дербенева, муз. Крылова; Презентация №1; фотографии из краеведческого музея города; макет башни и стены сделанный воспитанниками; атрибуты для инсценировки «Три богатыря» (костюмы, гусли, хлеб и т.д.).  Для испытаний: «Папки достижений», веревка, шахматы, четки, платок, стрела, брюки, нарисованная туча. Жеребьевка: «Цветные камни.  Карта: «Киевская Русь»; иллюстрация  Киево-Печерского монастыря, иконы Ильи Муромца; свеча.

       Лук и стрелы, изготовленные воспитанниками для стрелкового боя.

Фрагмент из кинофильма «Илья Муромец», иллюстрация картины Васнецова «Богатыри».

    Ручки, карандаши, листы бумаги.

Литература: 

1.Алферова И. В. И др. Иллюстрированная история России. – Смоленск: Русич, 2009.-296с., ил.

2.Аникин В. П. Былины. – Москва: Художественная литература, 1986. – 300 с.

3.Даль В.И. Толковый словарь русского языка. Современная версия. – М.; Эксмо, 2007. – 736с.

4.Жития святых для детей.- Сретенский монастырь, 2014. – 816с.

Использованные материалы и Интернет-ресурсы:

1. Аудиозапись: «Что может быть лучше России» Сл. Дербенева, муз. Крылова

2.Презентация №1

3.Фрагмент из кинофильма «Илья Муромец» снят на студии Мосфильм в 1956 году. Режиссёр Александр Птушко.

время

   №                      

                                 Ход занятий

  Примечание

 

  1)    а)

       

        б)

 

  2)    

         а)

                     

         

   

         б)

 

        в)

         г)

       

       

       д )

         

         е)

                 

      ж)

         

             

       

        з)

3)

4)

5)

Теоретическая часть:

Орг. момент. Включение чувств. Звучит песня «Что может    быть лучше России».

Сл. Дербенева, муз. Крылова.

      - Велика и необъятна наша родина. Есть у нас реки и горы, поля и леса. Все может наша земля! Может накормить теплым и вкусным хлебом, напоить родниковой водой, восхитить своей красотой. И только защитить себя не может. Поэтому защита Отечества и родной земли – долг тех, кто ест хлеб, пьет воду, любуется ее красотой.

Стихотворение И. Никитин  «Русь» (отрывок).

Широко ты, Русь, по лицу земли

В красе царственной развернулась!

У тебя ли нет богатырских сил,

Старины святой, громких подвигов?

Уж и есть за что, Русь могучая,

Полюбить тебя, назвать матерью,

Стать за честь твою против недруга,

За тебя в нужде сложить голову!

- Да славна Русь не только просторами, но и людьми – богатырями.

- Кто такие богатыри? (Герои, воины, защитники Родины, сильные, умные, отважные люди.)

- Каких богатырей вы знаете? (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, Святогор, Садко и т.д.)

- Кого в наше время называют богатырями? (Защитников, героев, спортсменов, космонавтов и т.д.)

1) Тема занятия:  « Русь богатырская»

 – Богатыри, защитники, воины, чтобы приобрести боевые навыки, умело сражаться, устраивают между собой тренировочные бои.

- Давайте потренируемся. Игра «Армрестлинг»

- Выберите себе пару и сядьте за стол. Мериться силой будем по сигналу. Готовы?

- Какая у каждого из вас цель? Твоя цель? (Победить!)

- И у воина, защитника Родины цель  победить. Потому, что за ним родная земля, его семья, дети и т.д. Отнесемся к бою серьезно, потрите вначале ладони!

- А человек, который сидит напротив, с которым вы каждый день играете, ходите в школу, живете в одной комнате враг? (нет друг)

Вот и побеждать легче с друзьями, чувствуя поддержку, помощь, заботу. Ладошки стали теплыми. Быстро передайте тепло друг другу, соединив свою ладонь с его ладошкой. Пусть тепло души ваших друзей согреет вас.

- Каждый сегодня будет побеждать: врага ли, свой страх, неуверенность. Цель – побеждать!

 Главный вопрос занятия.

- На протяжении многих веков не раз приходилось русским людям отстаивать свободу нашей Родины, побеждать врага.

Доныне жива Русь – матушка!

Да ведают потомки православных

Земли родной минувшую судьбу.

А.С. Пушкин

Ведают? – знают Потомки?

Православных вера – православия.

Кто они потомки православных (мы)?

Минувшая судьба – что было раньше.

Вопрос занятия:

Зачем нам знать минувшую судьбу родной земли? 

- Чтобы найти ответ на вопрос, мы сегодня совершим путешествие в Древнюю Русь.

Путешествие мы уже начали. Недавно мы ездили на экскурсию в краеведческий музей города Одоева. Этот город находится в Тульской области. Мы живем в главном городе области - Туле.

Рассказ.

В музее мы увидели, как Русиче строили города – поселения на высоком холме. Вокруг города делали большой ров и заливали его водой, чтобы враг и дикие животные не попали в город. Затем вокруг города ставили частокол (забор из толстых бревен с острыми концами, как зачищенный карандаш).

Мы сделали макет башни и стены. На крыше домов и стене города делали щели для защиты.

Из них выливали горячую смолу на врага, стреляли из лука, кидали камни. Самой высокой башней была - каланча. С нее хорошо было видно. Нет ли рядом врага. (Дополнение детей).

- В Древней Руси было много городов. Соседи ее называли  Гардарикой (страна городов). Столицей Руси был город Киев. Правил в городе князь Владимир Красное Солнышко. Он окрестил всех людей в единую Христианскую веру. В центре города была построена Церковь. Страна занимала хорошие земли, и соседи хотели их занять. Нападали кочевники (хазары, калмыки, татары, половцы).

Для защиты князь Владимир дал указ создать заставы.

- Как нам попасть на Заставу?

 «Черный ящик» (гусли).

Инсценировка.

Возьму гусли звонкие, яровчатые!

 да настрою их на старинный лад, заведу старину стародавнюю, бывальщину о деяниях славно-русских богатырей: Ильи Муромца, Алеши Поповича, Добрыни Никитича. Синему морю на тишину, а всем добрым людям на послушание.

Гусляр:

Ой, ты гой еси!

 Гости милые! Дружки-дружичи!

Про себя нашу песнь сложили мы,

Про богатырей сильных, смелых,

Да про дружбу нашу великую;

Мы сложили ее под гуслярный звон,

Мы сложили ее на старинный лад.

Да сияет на небе солнце красное,

Да любуются им тучи синие.

Нам-то быль вести,

Вам-то слушати.

Добрыня:

-Как по тропушкам, вдоль канавочек

По Руси топали мы по матушке.

Долго ль времени прошло, мало ли,

Да уж возмужали мы, стали сильными.

Возмужал и Добрынюшка.

В плечах широк, тонок в поясе, брови черные вразлет, соболиные, глаза зоркие, соколиные, кудри вьются-рассыпаются, с лица бел-румян, ровно маков цвет, и сам ласковый, обходительный.

- Что-то, свет Алеша, взор твой туманится?
Что головушка набок кренится?

Алеша Попович:

- Как же молодцу мне не печалиться?
Не кручиниться, как ясно соколу?
Пришел нам срок ответ держать.

Постигла нас беда-невзгода.

Подошел к земле Русской собака Калин-царь,

Привел полчища несметные.

Грозится Русь разорить, огнем покатить.

Добрыня:

- Не боюсь я змея подколодного!
Люта ворога, боя ратного.
Прежде, чем кого-то победить,
Надобно себя же убедить.
Если очень-очень захотеть,
Можно убедить и победить.

Илья Муромец:

- Под броней, с простым набором,
Хлеба кус жуя,
В жаркий полдень едет бором
Дорогой Илья.
Едет бором, только слышно,
Как бряцает бронь.
Топчет папоротника пышный

Богатырский конь.

И ворчит Илья  сердито:

«Ну, Владимир, что ж?

Посмотрю я без Ильи-то

Как ты, проживешь?

Двор твой, княже, мне не диво,

Не пиров держусь!
Я мужик неприхотливый,
Был бы хлеба вкус.

- Подкрепимся перед боем.
И пойдем мы в бой опять,
Чтобы вместе нам, ребята,

Легче было воевать!

    – Ой вы гой еси, русские

Могучие богатыри, не в радость

Я вижу, нынче собрались, во печали.
Беда случилась! Калин-царь напал на землю русскую! Помочь мы вам хотим. Есть у нас молодцы удалые, смелые.

В дружину к вам хотят, победу одержать, за Родину постоять!

- Спасибо, братья крестовые!
Только в дружину богатырскую, самых  лучших берут.
Надо испытания пройти.
Испытания:

- Какие испытания проходили молодцы в древней Руси?

1. Папка достижений: «Я богатырь» -  показать достижения

     в учебе, спорте и т.д.
2. Сила-силушка:  «Петухи»  -     прыгая на одной ноге,

    вытолкнуть  противника из круга.

3. Свой вариант: «Я сам!» - предложить вариант испытания

4. Предмет богатыря - отгадать предмет богатыря

      Предметы: шахматы стр. 52 (Добрыня)

Туча стр. 69 (Алеша Попович)

Четки монашеские (Илья)

Платок  полотняный (Добрыня стр.46)

Порточки семи шелков  - стр. 46 (Добрыня)

Стрела Калена – стр. 30 (Илья)

      Жеребьевка: «Цветные камни»

(определение психологического состояния методом цветописи)

     Распределение на группы: (пары)

Я одержал победу – попал в дружину на заставу!

     Работы со словарями над понятиями:

1группа – застава – охранный сторожевой отряд.

2группа – дружина – вооруженные отряды при князе,   участвующие в военных походах.

3 группа – былина – жанр русского народного творчества  (народное – сам народ придумывает творчество – создавать, придумывать).

- Вот интересно, от какого слова образовалось слово былина? (быль)

Народ усиливал значение знания, силу подвига, так как богатырь – защитник, сильный, смелый.

    Докажите, что это было.

1. Работа с картой «Киевская Русь»

2. Жития святого Ильи Муромца.

- Я ношу имя Илья. Это имя мне дали при крещении родители в память о святом Илье Муромце. Читая жития своего святого, я узнал:

Когда у Ильи от тяжелых ран и седых годов не стало сил биться с врагом, он отдал все свои вещи нищим, пришел в Киево-Печерский монастырь, стал монахом.

Здесь в пещерном монастыре до конца своей удивительной жизни молился он о спасении земли русской. Бог дал ему жизнь вечную, дух его – на небе, а тело положено было в пещере, где и до селе в нетлении (мощи Ильи Муромца). Уже 800 лет не гаснет лампада  у изголовья, а с темной иконы спокойно глядит на нас русский воин-Илья.

Я обращаюсь к нему в молитве, когда мне плохо, и благодарю, когда мне хорошо!

3. Археологические раскопки.

Археология – наука, изучающая памятники древности.

(сказания, тексты, грамоты, надписи на посуде)

Оружие богатыря – рисунок.

 - Вычеркните лишнее – меч-кладенец-клад: длинномер (очень длинный - 72 см)

- Самый дешевый и доступный вид оружия для Русичей? (лук)  

   Стрелковый бой.

   Стрела Калина – царя

Послание Калина.

Я велю тебе, богатырь русский,

служи мне, царю Калину.

Хватит землю свою защищать.

Будешь у меня в богатстве,

Радости жить.

А нет – так одержу я победу,

Заберу у тебя всего одну способность, качество.

И останешься ты без единого выстрела!

Глупый же ты, собака Калин-царь, коли мнишь найти на Руси изменника-перебежчика!

5. Проблемный вопрос.

А) Что нужно отнять у народа, чтобы победить его без  единого выстрела?

Б) Самостоятельная работа

В) – Я взяла у вас оружие. Можно победить безоружного воина, не применяя оружие?

       (силу, здоровье, детей и т.д.)

Г) Кадр из фильма «Илья Муромец»

Решение проблемного вопроса.

Если народ потеряет свою память, то ему можно показать любую вымышленную историю, картину и выдать ее за истинное прошлое народа. (Показав мультфильм о  былинах).

- Победил богатыря русского Калин-царь?

- Нет.

А кто победил?

Так зачем нам знать минувшую судьбу русской земли?

- Защитить родную землю, знать, кого защищаем, в кого верим, кто нам помогает и т.д.

     Рефлексия

  1. Я победил…
  2. Мне было трудно, когда…
  3. Мне помог…

Практическая часть:

-Мы сегодня победили, отстояли землю русскую. А вот наши потомки, друзья. Знают они?

Как мы передадим свои знания?

Практическая самостоятельная часть: (самостоятельная деятельность детей)

Творческие мастерские:

- поэтическая часть – наизусть отрывок

- литературная – послание

- танцевальная- русский танец

- музыкально-спортивная - песня, турнир

- художественная-рисунок

Итог:

Примерное послание потомкам:

Здравствуйте, жители земли русской!

Коли помните историю, богатырские подвиги, то храните их и передавайте детям и внукам своим, чтобы они чтили, любили и защищали свою Родину – землю своих отцов. А коли, забыта будет история наша, то и не за что сражаться будет. И не станет земли Русской.

Гей вы, ребята удалые,  гусляры молодые!

 Красно начинали – красно и заканчивайте!

 Выступление ребят по итогам работы мастерских:

Стихотворение И. Никитина «Русь».

Богатырям русским слава!
Красным девицам слава!

И всему народу христианскому!

40 минут

Презентация №1.

Аудиозапись:

«Что может быть лучше России».

Сл. Дербенева, муз. Крылова.

Исполнение стихотворения

воспитанником.

Презентация №1

 

Игра: «Армрестлинг»

Целеполагание

воспитанника

 

Главный вопрос занятия.

Работа над значением слов.

Группа: Краеведы.

Сообщение воспитанника.

Инсценировка.

Воспитатель

Индивидуальный выбор воспитанников.

Соревнования

определение психологического состояния методом цветописи.

Распределение на группы (пары).

 Работы со словарями в парах.

Группа историков, ученых, археологов.

Сообщение воспитанника.

Турнир: «Стрелковый бой»

Проблемный вопрос.

Самостоятельная работа в пособии «Моя записная книжка».

Фрагмент из кинофильма «Илья Муромец»

Рефлексия

Иллюстрация картины Васнецова «Богатыри»

30 минут.

Работа в творческих мастерских.

Совместное чтение строчек стихотворения.

C:\Кира\Копия флешки\Бусурина К.Л\занятие Святая Русь\RIMG2037.JPGC:\Кира\Копия флешки\Бусурина К.Л\занятие Святая Русь\RIMG1989.JPG

C:\Кира\Копия флешки\Бусурина К.Л\занятие Святая Русь\RIMG2028.JPG

                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок –путешествие по теме: «Волей Бога защитники», посвященный Дню защитников Отечества 7 класс

Pанятия на тему по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»....

Праздничная программа, посвященная Дню Защитника Отечества "Защитники земли Русской"

Праздничная программа, посящённая Дню Защитника Отечества "Защитники земли Русской" с конкурсной программой....

Праздничный концерт «Защитники России», посвященный Дню Защитника Отечества

Праздничный концерт «Защитники России»,посвященный Дню Защитника Отечества...

Торжественная линейка, посвященная Дню защитника Отечества «Слава Защитникам Отечества!»

Создание благоприятных условий для формирования представлений об истории создания праздника, посвященного Дню Защитников Отечества и его роли в современном обществе....

Сценарий открытого внеклассного мероприятия, посвященного Дню защитника Отечества «Защитники Родины»

Мероприятие направлено на воспитание любви и уважения к защитникам Родины, сохранения чувства гордости за свою страну и её Вооруженные Силы....