Программа "Малышок"
рабочая программа на тему

Вансович Наталья Семёновна

Данная программа  составлена на основе Программы для групп кратковременного пребывания в детском саду под редакцией Т.Н. Дороновой и Н.А. Коротковой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_malyshok_dlya_mini-sayta.doc335.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                 Утверждена

                                                                                Методическим  советом МОУ ДОД

                                                                                «Центр  детского  творчества»

                                                            Протокол № 4  от 30.08.2010г.          

                                                                                 ___________________________                                                                        

Муниципальное  образовательное  учреждение

дополнительного  образования  детей

«ЦЕНТР  ДЕТСКОГО  ТВОРЧЕСТВА»

ПРОГРАММА

ШКОЛЫ  ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО  РАЗВИТИЯ «МАЛЫШОК»

(возраст: 5 – 6 лет)

НАПРАВЛЕНИЕ:  социально-педагогическое

ТИП  ПРОГРАММЫ:  ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

Составитель:                            педагог  дополнительного  образования

                                                    Вансович Наталья  Семеновна

г. Пыть - Ях

Пояснительная записка

Интерес к познанию выступает как залог успешного обучения и эффективности образовательной деятельности в целом.

Познавательный интерес объемлет все три традиционно выделяемые функции процесса обучения: информационную, развивающую и воспитательную.

Благодаря познавательному интересу и сами знания, и процесс их приобретения могут стать движущей силой развития интеллекта и важным фактором воспитания личности. Занятия по данной программе предполагают ситуации успеха, которые способствуют не только усвоению получаемых знаний, но и формируют у ребенка убеждение в том, что обучаться, не только жизненно необходимо, но и очень интересно и увлекательно. Таким образом, у ребенка постоянно поддерживается потребность в получении новых знаний.

Данная программа  составлена на основе Программы для групп кратковременного пребывания в детском саду под редакцией Т.Н. Дороновой и Н.А. Коротковой. Главное назначение программы: включение в широкий мир сверстников и взрослых, гармоничное личностное, психическое, физическое развитие ребенка. Эта программа обеспечит запросы родителей, не имеющих возможности или не желающих по каким-либо причинам отдавать детей в детский сад, и создаст условия для полноценного развития ребенка. Основная идея программы Школы художественно-эстетического развития «Малышок» - создание условий для раскрытия личностного и интеллектуального потенциала каждого ребенка. В этом плане систематическая развивающая работа с детьми данного возраста обеспечивает активизацию возможностей каждого ребенка, и дает возможность полноценного психического развития в целом.

Все занятия построены в игровой форме, так как самой эффективной формой развивающей работы с детьми 5 – 6  летнего возраста является игра. Именно этот вид деятельности побуждает детей к активной деятельности, поддерживает у детей бодрое и радостное настроение, создает условия для воссоздания и познания самых различных отношений и явлений, которые происходят в реальной жизни.

Направленность программы на чередование различных игровых приемов дает ребенку возможность в интересной для него форме повысить уровень осведомленности, представлений о своем внутреннем мире и эмоциональном состоянии окружающих; а создание своеобразной, доверительной среды на занятиях способствует активизации процессов, направленных на формирование уверенности в своих силах и возможностях.

На занятиях по рисованию и лепке дети учатся правильно отображать цветовую характеристику предметов и явлений; передавать форму и размер предметов, добавляя к ним элементы своего творчества и фантазии. Кроме того, приобретая навыки правильного и аккуратного пользования карандашом, кистью и пластилином (не сжимать слишком карандаш, аккуратно набирать на кисть краску, свободно, уверенно вести по бумаге карандашом или кистью без лишнего нажима; аккуратно пользоваться пластилином, не пачкать стол, одежду, лепить на дощечке или клеенке), ребенок учится опрятности, внимательности, усидчивости; у ребенка формируются навыки регулирования своего поведения.

1

Помимо воспитания у детей эмоциональной отзывчивости и восприятия окружающего мира, рисование и лепка развивают тонкую моторику руки, что очень важно для развития графических навыков детей.

Занятия по аппликации и конструированию способствуют развитию воображения, творческих способностей, изобретательности, пробуждает интерес и чувствительность к цвету, форме, фактуре. Ребенок познает свойства изобразительных материалов, овладевает обобщенными способами изготовления поделок. Дети учатся самостоятельности в деятельности, аккуратности, бережному отношению к материалам, оборудованию.

Природа наделила детей врожденным стремлением к движению, снабдив их очень ценным чувством – чувством мышечной радости, которое они испытывают, двигаясь. Основным средством развития двигательных навыков детей, занимающихся по программе «Малышок» являются занятия подвижными развивающими играми, которые включают подвижные и спортивные игры, упражнения в жизненно важных движениях: ходьба, бег, ползание, лазанье, метание, упражнения в равновесии. Занятия направлены на формирование правильной осанки, профилактику плоскостопия, укрепление физического здоровья детей.

На занятиях по ознакомлению с художественной литературой дети учатся действовать сплоченно, слушать друг друга, не перебивая, а также идет положительное влияние на развитие слуховой кратковременной и долговременной памяти, развитие правильной и четкой речи.

Одна из главных задач развития детей в этом возрасте – формирование правильного звукопроизношения. Занятия по развитию речи и введению в грамоту приучают детей слушать и правильно слышать не только речь взрослых, но и сверстников. Обогащая свой  словарь, дети знакомятся с буквами русского алфавита.

Занятия «Основы счета и логического мышления» развивают наблюдательность, память, мышление, воображение, учатся анализировать, обобщать, запоминать, сравнивать, делать выводы.

Весь курс занятий, предусмотренный Школой художественно-эстетического развития «Малышок», придерживаясь поставленным цели и задачам,  также способствует созданию условий для укрепления и обогащения эмоционального здоровья ребенка, его интеллектуальных и коммуникативных способностей посредством тех видов деятельности, которые приносят детям чувство удовольствия и удовлетворения собой.

Цель программы – развитие познавательных интересов детей дошкольного возраста, посредством вовлечения их в собственный творческий, исследовательский поиск, открытие новых, в первую очередь для себя, знаний.

Задачи программы:

        

1. Обучающие:

- Сформировать умения находить логическое объяснение всему, что получается в процессе творческой деятельности.

- Сформировать стремление получать новую информацию и применять ее на практике.

2. Развивающие:

- Развивать любознательность и наблюдательность.

2

- Развивать у ребенка уверенность в себе (создавать для ребенка ситуацию успеха).

3. Воспитательные:

- Прививать детям некоторые педагогические навыки: самоконтроль, терпение, аккуратность.

-  Сформировать  чувство ответственности за свои поступки;

- Оказывать помощь семье в воспитании и обучении детей в домашних условиях.

Актуальность и новизна программы:  усиление психологического воздействия на ребенка, направленного на формирование способности личности ребенка адаптироваться в различных социальных ситуациях  (поступление в школу, поведение в незнакомой обстановке, общение с незнакомыми взрослыми и сверстниками).

Реализация программы дает детям путь к самопознанию и самораскрытию, а взрослым – увидеть перспективы и потенциал своего ребенка.

                 

Основные принципы построения программы

Организация и проведение учебно-творческого и воспитательного процессов строятся с учетом возрастных и индивидуальных особенностей развития каждого ребенка. В ходе усвоения детьми содержания программы учитываются темп развития умений и навыков, уровень самостоятельности.

Программа построена по принципу постепенного расширения и углубления знаний, совершенствование   умений и навыков детей от одного этапа к другому.

В основу заложены следующие принципы:

  • знания для всех желающих:
  • принцип индивидуализации:
  • принцип свободы выбора:
  • принцип заботы и охраны здоровья ребенка:
  • принцип доступности;
  • принцип психологической поддержки.

Программа опирается на принципы развивающего обучения:

  • постепенное увеличение темпов обучения.
  • обязательное наличие теоретических знаний.

Данная программа является комплексной, так как объединяет несколько взаимосвязанных курсов преподавания.

Содержание программы включает следующие виды деятельности:

Совместная деятельность взрослого с детьми

-          Ознакомление с художественной литературой.

  • Рисование.
  • Лепка.
  • Аппликация.
  • Подвижные развивающие игры.
  • Развитие речи, введение в грамоту.
  • Основы счета и логического мышления.

3

  • Коммуникативные тренинги.
  • Познавательно-исследовательская деятельность.

Свободная самостоятельная деятельность детей

- Игра, рисование, лепка, аппликация, конструирование, упражнения с дидактическими материалами и пр. – по выбору.

Условия реализации программы:

Реализация данной программы предусматривает выполнение следующих условий:

-      наличие работоспособного, творческого коллектива;

  • наличие материальной базы;
  • отдельных учебных комнат;
  • необходимого для работы оборудования, технических средств обучения;
  • материалы для осуществления учебного процесса;
  • необходимые дидактические, методические и психолого-педагогические материалы.

Основой построения программы является система непрерывного поэтапного и творческого роста обучающихся.

Реализация данной программы основывается на следующих принципах:

  • Учет индивидуальных особенностей каждого ребенка;
  • Непрерывность образования (обучение, развитие, воспитание);
  • Обеспечение комфортной эмоциональной среды и развивающего общения.

Программа рассчитана на обучение и воспитание детей 5-6 летнего возраста.

Процесс обучения состоит из следующих  этапов.        

  • Ознакомительный;
  • Развивающий;
  • Познавательный;
  • Творческий.

Ознакомительный этап раскрывает следующее содержание: Задания данного этапа направлены на развитие умения видеть многообразие окружающего мира, активизацию наблюдательности и фантазии, формирование интереса к изучаемому предмету. Воспитанники получают первичные представления о различных свойствах предметов и явлений; о способах работы с карандашами и кисточкой, с основными приемами композиций.  

Развивающий этап раскрывает следующее содержание: Задания направлены на обучение детей умению выделять отдельные свойства предметов и явлений; группировать предметы на основе сходства (цвет, величина, форма); на развитие речи детей, обогащение их словаря (умение строить предложения, четко произносить слова); на научение  внимательному выполнению заданий по всем предметам.

Познавательный этап раскрывает следующее содержание: На данном этапе игры и упражнения способствуют прививанию желания сделать посильное самостоятельно, преодолевать самостоятельно небольшие затруднения; побуждают рисовать, петь, лепить самостоятельно; умению играть с другими детьми; доброжелательному отношению к взрослым и сверстникам.

4

Творческий этап раскрывает следующее содержание: Работа направлена на предоставление детям большей свободы в выборе средств и форм самовыражения на всех занятиях.  Ребенок самостоятельно выбирает  и создает образ предмета или события в игре, рисунке и т.д.

Прогнозируемые результаты.  

В результате посещения занятий дети приобретают:

  • интерес к окружающему;
  • стремление узнавать свойства предметов;
  • умение сравнивать, различать и называть предметы по цвету, форме, величине;
  • умения различать и правильно называть формы (круг, квадрат, треугольник);
  • умения различать и называть шесть цветов: красный, желтый, зеленый, синий, белый, черный;
  • навыки самостоятельно лепить и рисовать;
  • умения дружно играть рядом и вместе с другими;
  • умения в процессе игровой деятельности выполнять определенные правила;
  •  умения слушать, выдерживать время, отведенное на определенное упражнение;
  • умения понимать и выполнять задания педагога;
  • умения как можно аккуратнее работать в альбоме и тетради.

В процессе освоения учебной программы предусмотрена система контроля за знаниями и умениями, которая позволяет определить эффективность обучения по программе, внести изменения. Проводится аттестация на основе  диагностики личного развития по специально разработанным методикам и технологиями.

ВИДЫ КОНТРОЛЯ:

  • Вводный – организация перед началом обучения
  • Промежуточный – проводится по итогам первого полугодия,
  • Итоговый – проводится после завершения обучения по программе.

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ:

  • наблюдение;
  • контрольные упражнения;
  • открытые занятия;

По окончании курса дети получают похвальные грамоты, подарки.

Методическое обеспечение образовательной программы:

  1. Словесные методы:
  • объяснение
  • рассказ
  • беседа
  • работа с книгой
  • метод примера.
  1. Наглядные методы:
  • демонстрация  картинок, рисунков, игрушек, поделок;
  • иллюстрация – показ и восприятие предметов в их символическом изображении с помощью   фотографий, рисунков, схем, репродукций, плоских и объёмных моделей.

5

  1. Практические методы:
  • упражнение
  • самостоятельная работа
  • ролевая игра.
  1. Методы стимулирования и мотивации:

      Воспитание самостоятельности, ответственности за собственный выбор, принятое решение, поступок. Учить проявлять упорство и настойчивость.

  1. Методы создания положительной мотивации обучаемых:
  • эмоциональные:  бесконфликтность отношений между педагогом и обучающимся,  оптимистический настрой, радость, терпимость, взаимопомощь, поощрение и порицание, одобрение, награждение.
  • Волевые:  овладение общетрудовыми умениями и навыками, культурой общения, культурой труда, умение работать с инструментами,   познавательной и социальной активности, посредством совершенствования профессионального мастерства обучающихся.
  • Социальные:  формирование облика духовного человека, его мировоззренческо-нравственных установок, ценностных ориентаций, тесные контакты с родителями  и социальной средой, приобщение к возрождению национальной духовности.
  • Познавательные: игровые задания, требующие преобразования, трансформации знаний, направленные на развитие познавательных интересов, накопления знаний, формирование умственных способностей обучающихся.

Методы обучения на занятиях характеризуются постепенным переходом от репродуктивных к проблемным, саморазвивающимся: включение в беседы, объяснения загадок на сообразительность и смекалку,   других средств, включающих проблемную ситуацию.

Учебные занятия предусматривают следующие формы работы: теоретические и практические занятия,   урок - исследование, беседы, выставки, экскурсии, конкурсы, самостоятельные работы.

К  концу  учебного  года  дети  должны  уметь:

  • Правильно  произносить  все  звуки,  говорить  не  торопясь,  выразительно;
  • Использовать  в  речи  существительные,  обозначающие  название  предметов  окружающего  мира,  профессий,  с которыми их знакомили;
  • Употреблять в речи простые и сложные предложение;
  • Пользоваться  прямой и косвенной  речью;
  • Поддерживать  непринужденную  беседу;
  • Составлять по плану небольшие рассказы о предмете,  картине по теме;
  • Продолжать  развивать фонематический слух, определять место звука в слове, уметь пользоваться  интонационной  выразительностью;
  • Знать и различать буквы русского алфавита,  уметь собирать буквы в слоги,  усвоить основы слогочтения;
  • Отвечать на вопросы, поставленные  по содержанию  прочитанного,  выразительно  читать  стихи  наизусть;
  • Уметь считать в пределах 5-и,  правильно пользоваться порядковыми и качественными  числительными,  сравнивать  рядом стоящие числа,

6

  •  уравнивать  неравное  число  предметов  двумя  способами,  сравнивать до 5-и  предметов разной величины,  размещая  их  в  порядке  возрастания,  убывания;
  • Различать форму предметов, виды четырехугольников,  овалы;
  • Выражать  словами  местонахождение предметов по отношению к себе и к другим предметам;
  • Ориентироваться на листе бумаги;
  • Знать  дни  недели,  последовательность частей суток;
  • Уметь  внимательно слушать  и смотреть  при  просмотре  диафильмов,  спектаклей,  концертов,  эмоционально  откликаться  на  них,  доброжелательно  и  правильно  оценивать  действия  персонажей,  активно  участвовать  в  импровизациях;
  • Уметь  различать  признаки   предметов;
  • Замечать  сказочность  произведения  искусства;
  • Различать  цвета  по  яркости  и  световым  оттенкам,  различать  некоторые  оттенки  одного  цвета,  рисовать  от  пятна,  уметь  подобрать  цвета  для  изображения,  передавать  настроение  в  рисунке,  смешивать  цвета;
  • Создавать  игрушки,  сувениры  по  образцу,  аккуратно  выполнять  работу,  работать  с  разными  материалами.
  • Уметь  классифицировать,  обобщать,  схематизировать,  моделировать;
  • Иметь  желание  учиться,  находя  в  учебном  процессе  удовлетворение любознательности;
  • Уметь слушать,  быть внимательным к слову учителя и  выполнять простейшие поручения;
  • Должны быть развиты  процессы  внимания,  памяти;
  • Уметь сосредоточить  внимание  на  выполнение  поставленного  задания,  переключать  внимание с одного вида деятельности  на  другой,  знать  наизусть 5-7 стихотворений,  должен  уметь  общаться  с  детьми,  слушать  друг  друга,  не  перебивать,  быть  доброжелательным;
  • Уметь оценивать себя, свои ответы, не бояться  ошибиться  и  исправить ошибку, быть уверенным в себе;
  • Должна быть развита мелкая моторика  и  мускулатура  рук.

7

                                    Тематическое планирование

по теме: «Основы счёта и логического мышления».

Месяц

Неделя

Занятие

Тема

10

1

     

1/1

Учись сравнивать две группы предметов;

2/2

Учись сравнивать две группы предметов:   наложения,

      2

3/3

Учись сравнивать две группы предметов:  приложения,

4/4

Учись сравнивать две группы предметов: находить одинаковое.

3

     

5/5

Знакомство с геометрической фигурой – прямоугольником.

6/6

Знакомство с геометрической фигурой – прямоугольником.

      4

7/7  

Учить различать и называть прямоугольник:    квадрат,

8/8

Учить различать и называть прямоугольник:     круг,  треугольник

5  

9/9  

Закрепить умение отсчитывать предметы по образцу и названному числу.

11

1

1/10

Классифицировать предметы по величине.

2/11

Учить сравнивать две группы предметов путём наложения и приложения.

2

3/12

Учить составлять группу из отдельных предметов, пользоваться словами: «много», «мало», «один».

4/13

Учить считать в пределах 2, пользоваться цифрами.

3

5/14

Учить различать процесс счёта и его итог.

6/15

Учись сравнивать два предмета по длине и обозначать словами: «длиннее», «короче».

4

7/16

Упражнять в сравнении двух групп предметов.

8/17

Закрепить умение отсчитывать предметы по образцу и названному числу.

5

9/18

Упражнять в счёте на слух в пределах 3, в умение различать и называть день, ночь, утро, вечер.

12

1

1/19

Различать лево и право, указывать местоположение предмета: вверху, внизу;

2/20

Различать лево и право, указывать местоположение предмета: слева, справа.

2

3/21

Познакомить с кубом и шаром, учить обследовать их с помощью осязания – двигательным путём.

4/22

Дать представление об устойчивости и неустойчивости предметов .

3

5/23

Учить указывать местоположение предмета:  вверху, внизу;

6/24

Учить указывать местоположение предмета слева, справа.

4

7/25

Познакомить с образованием числа 4 и с цифрой 4.

8/26

Учить различать количественный и порядковый счёт.

5

9/27

Упражнять в сравнении и предметов (от 2 до 4 штук) по длине.

01

3

1/28

Учить определять направление движения и положение предметов относи-тельно себя; различать и называть временные представления: вечер, утро.

2/29

Упражнять в счёте на слух в пределах 4, в сравнении предметов (в пределах 4-х штук по ширине)

4

3/30

Закреплять представление о частях суток (утро, день, вечер, ночь).

4/31

Закрепить знания названий геометрических фигур, умение обследовать их с помощью осязания – двигательным  путём.

5

5/32

Упражнять в сравнении предметов (в пределах 4-х штук) по ширине.

6/33

Учить обозначать словами результат сравнения: «шире», «уже», «ещё», и наоборот.

02

1

1/34

Упражнять в установлении равенства между двумя группами предметов, пользуясь словами: «столько», «сколько».

2/35

Познакомить с временными представлениями: сегодня, вчера, завтра.

2

3/36

Упражнять в классификации предметов по величине, форме, цвету.

4/37

Закрепить знания названий геометрических фигур.

4

5/38

Познакомить с образованием числа 5.Учить называть числительные по порядку, правильно соотносить число с цифрой.

6/39

Упражнять в счёте на слух в пределах 5. Учить сравнивать предметы по высоте (в пределах 5).

5

5/40

Обозначать словами результат сравнения: «выше», «ниже», «ещё ниже» и наоборот. Упражнять в ориентировке в пространстве: слева, справа, вверх, внизу.

   

03

1

1/41

Упражнять в счёте в пределах 5 по названному числу и цифре.

2/42

Упражнять в ориентировке в пространстве: слева, справа, сбоку.

2

3/43

Закрепить знания названий геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник.

4/44

Развивающие игры по математике.

3

5/45

Закрепить временные представления: сегодня, вчера, завтра.

6/46

Учить сравнивать два предмета с помощью третьего (мерка).

4

7/47

Упражнять в сравнении двух групп предметов: путём наложения определять чего больше, чего меньше.

8/48

Учить различать количественный и порядковый счёт, правильно отвечать на вопросы: сколько? который?

04

1

1/49

Упражнять в счёте в пределах 5.  Упражнять в ориентировке в пространстве.  

2/50

Учить составлять предмет (Цветок) из геометрических фигур: круга, квадрата, прямоугольника, треугольника.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

2

3/51

Упражнять в ориентировке в пространстве: слева, справа.

4/52

Упражнять в установлении равенства и неравенства между двумя группами предметов.

3

5/53

Закрепить знание названий геометрических фигур.

6/54

Учить различать и называть части суток.

4

7/55

Упражнять в счёте в пределах 5.

8/56

Упражнять в измерении с помощью мерки.

5

9/57

Закреплять названия частей суток.

05

1

1/58

Учить сравнивать две группы предметов, убирая из большой группы предмет или добавляя к меньшей группе недостающий.

2/59

Учить сравнивать две группы предметов, убирая из большой группы предмет или добавляя к меньшей группе недостающий.

2

3/60

Учить называть числа до 5 в прямом и обратном порядке; раскладывать цифры по порядку до 5 и называть их; упражнять в счёте в пределах 5.

4/61

Учить называть числа до 5 в прямом и обратном порядке; раскладывать цифры по порядку до 5 и называть их; упражнять в счёте в пределах 5.

3

5/62

Учить называть числа до 5 в прямом и обратном порядке; раскладывать цифры по порядку до 5 и называть их; упражнять в счёте в пределах 5.

6/63

Учить называть числа до 5 в прямом и обратном порядке; раскладывать цифры по порядку до 5 и называть их; упражнять в счёте в пределах 5.

4

7/64

Закрепить: умение увеличивать и уменьшать число на один.

                                           Тематическое планирование

по теме: «Развитие речи, введение в грамоту».

Месяц

Неделя

Занятие

Тема

   

10    

1  

1/1    

Выявить уровень развития у детей фонематического слуха.

2

2/2

Познакомить детей со звуком /а/

3

3/3

Развитие слухового внимания

 4

4/4

Обучение грамоте и постановка руки

 5

5/5

«Учись слушать»

     

11

1

1/6

Познакомить детей со звуком /о/.

2

2/7

Развитие речевого дыхания.

3

3/8

Развитие слухового внимания

4

4/9

Обучение грамоте и постановка руки

5

5/10

«Учись слушать»

     

12

1

1/11

Познакомить детей со звуком /у/.

2

2/12

Развитие речевого дыхания.

3

3/13

Развитие слухового внимания

4

4/14

Обучение грамоте и постановка руки

5

5/15

«Учись слушать»

01

3

1/16

Познакомить детей со звуком /и/.

4

2/17

Развитие слухового внимания. Выразительность.

5

3/18

Обучение грамоте и постановка руки. «Учись слушать»

02      

1

1/20

Познакомить детей со звуком /ы/. Развитие речевого дыхания.

2

2/21

Развитие слухового внимания. Логическое ударение.

4

3/22

Обучение грамоте и постановка руки.

5

4/23

«Учись слушать»

   

 03     

1

1/24

Познакомить детей со звуком /э/.

2

2/25

Развитие речевого дыхания.

3

3/26

Развитие слухового внимания. Темп речи.

4

4/27

Обучение грамоте и постановка руки. «Учись слушать»

04      

1

1/28

Закрепить правильное произношение букв (е,ё,ю,я) 

2

2/29

Развитие слухового внимания. Логическое ударение.

3

3/30

Развитие речи.

4

4/31

Обучение грамоте и постановка руки

5

5/32

«Учись слушать»

05

1

1/33

Закрепить комплекс упражнений дыхательной и артикуляционной гимнастики при произнесении тональных звуков (/и/,/э/,/а/,/о/,/у/,/ы/).

2

2/34

 Развить речевое внимание. Тон речи.

3

3/35

Обучение грамоте и постановка руки

4

4/36

«Учись слушать»

 

Тематическое планирование

по теме: «Подвижные развивающие игры».

Месяц

Неделя

Занятие

Тема

10

1

1/1

«Кто внимательнее», «Лягушки и цапля».

2/2

«Котята и щенята», «Карлики и великаны».

2

1/3

«Метатели», «Бездомный заяц».

2/4

«Перелет птиц», «У медведя во бору».

3

1/5

«Кот и мыши», «Волк во рву»,

2/6

«Попади в обруч», «Карусель».

4

1/7

«Сбей кеглю», «Море волнуется».

2/8

«Кто скорее до флажка», «Весёлые прыгалки».

11

1

1/9

«Кто быстрее», «Найди себе пару».

2/10

«Перепрыгни через ручеек», «Вокруг стульев».

2

1/11

«Забавный хоккей», «Хвостики».

2/12

«Прыжки со скакалкой», «Быстрый и ловкий».

3

1/13

«Унеси мяч», «Садовник».

2/14

«Соревнования кузнечиков», «Лови – не лови».

4

1/15

«Челнок», «Перебежки».

2/16

«Волк во рву», «Возьми булаву».

12

1

1/17

«Кубики и кегли», «Ловля обезьян».

2/18

«Салки», «Пятнашки по кругу».

2

1/19

«Шишки, жёлуди, орехи», «Хитрая лиса».

2/20

«Сбей кеглю», «Лохматый пес».

3

1/21

«Второй лишний», «Будь ловким».

2/22

«С кочки на кочку», «Быстрый счёт».

4

1/23

«Мы веселые ребята», «Кот и мыши».

2/24

«Ловишки с мячом», «Третий лишний».

01

1

1/25

«Мяч по кругу», «Паровозик».

2/26

«Выше ножки от земли», «Птицы и клетка».

2

1/27

«Вызов номеров», «Гуси-лебеди».

2/28

«Мы веселые ребята», «Карлики и великаны».

3

1/29

«День и ночь», «Лохматый пес».

2/30

«Чехарда», «Пустое место».

02

1

1/31

«Догонялки», «Пролезай и убегай».

2/32

«Снежки», Гонки «тянитолкаев».

2

1/33

«Снайперы», «Попади в обруч».

2/34

«Перепрыгни через ручеек», «У медведя во бору».

3

1/35

«Верхом на клюшке», «Лягушки и цапли».

2/36

«Будь ловким», «Сани-тачки».

4

1/37

«Отдай шайбу», «День и ночь».

2/38

«Снежки», «На одной лыже».

03

1

1/39

«Кто кого перетянет?», «Море волнуется».

2/40

«Сбей кеглю»,  «Птицы и клетка».

2

1/41

«Чехарда», «Два мороза».

2/42

«Жмурки», «Мышеловка».

3

1/43

«Третий лишний», «Пустое место».

2/44

«Мяч в ворота», «Мяч по кругу».

4

1/45

«Крокет», «Краски».

2/46

«Садовник», «Хитрая лиса».

5

1/47

«Весёлые старты».

2/48

«Весёлые старты».

04

1

1/49

«Лови-не лови», «Найди себе пару».

2/50

«Кто скорее добежит», «Кто быстрее».

2

1/51

«Быстрый и ловкий», «Горелки».

2/52

«Кот и мыши», «Челнок».

3

1/53

«У медведя во бору», «Белки в лесу».

2/54

«Охотник и зайцы», «Мяч по кругу».

4

1/55

«Шишки, жёлуди, орехи», «Сбей кеглю».

2/56

«Хитрая лиса», «Быстрый счёт».

05

1

1/57

«Кубики и кегли», «День и ночь».

2/58

«Попади в обруч», «Птицы и клетка».

2

1/59

«Пятнашки по кругу», «Кольцеброс».

2/60

«Пролезай и убегай», «Салки».

3

1/61

«Жмурки», «Будь ловким».

2/62

«Мы веселые ребята», «Горелки».

4

1/63

«Медведи и пчелы», «Выше ножки от земли».

2/64

«Футбол».

 

Тематическое планирование

по теме: «Рисование».

Месяц

Неделя

Занятие

Тема

10

1

1/1

Времена года.  Щедрая  осень.

2

2/2

Разные виды искусства. Пейзаж в живописи. Осенний лес.

3

3/3

Пейзаж «Любимый город».

4

4/4

Времена года. Рисуем любимое время года.

11

1

1/5

Разные виды искусства. Портрет в живописи. Портрет мамы.

2

2/6

Разные виды искусства. Натюрморт в живописи. Фрукты на столе.

3

3/7

Рисование на тему: «Моё любимое животное».

4

4/8

Рисование на тему: «Моя любимая игрушка».

12

1

1/9

Времена года.  Зима на дворе.

2

2/10

Знакомство с художником Ю. Васнецовым. Любимые сказки.

3

3/11

Скоро, скоро Новый год! Пейзаж «Зимний лес».

4

4/12

Рисование на тему: «Новогодняя ёлка».

01

1

1/13

Рисование на тему: «Зимние забавы».

2

2/14

«Рисуем подводный мир».

3

3/15

Насекомые. Рисование по сказке «Муха-Цокотуха» К. Чуковского.

02

1

1/16

Знакомство с народной игрушкой. Рисование понравившейся игрушки.

2

2/17

Хохломская роспись. Роспись салфетницы узором «ягодки».

3

3/18

Дымковская игрушка.

4

4/19

Дымковская игрушка. Рисование и окрашивание крестьянки.

03

1

1/20

Гжель. Роспись блюдца.

2

2/21

Гжель. Мазковая роспись. Цветочек. Роспись чайника.

3

3/22

Городецкая роспись. Расписное панно.

4

4/23

Городецкая роспись. Роспись разделочных досок.

5

5/24

Весна пришла! Рисование на тему: «Деревья и кустарники».

04

1

1/25

Скульптура. Образы детей в скульптуре и живописи. Изображение человека.

2

2/26

Рисование по сказке «Маша и медведь».

3

3/27

Пейзаж «Весна».

4

4/28

Рисование предметов живой и неживой природы.

05

1

1/29

«Сказочная  страна». Рисование любимой сказки.

2

2/30

Рисование на тему: «Школа».

3

3/31

Натюрморт «Ваза с цветами».

4

4/32

Рисование на тему: «Скоро лето!»

Тематическое планирование

по теме: «Аппликация».

Месяц

Неделя

Занятие

Тема

10

1

1/1

Подарки леса. Аппликация из листьев и семян «Весёлый зайка».

2

2/2

Аппликация из листьев и семян «Бабочка-красавица».

3

3/3

Работа с природным материалом. «На полянке». «Бусы из рябины».

4

4/4

Аппликация из сухих листьев. «Кактус-красавчик».

11

1

1/5

Поделки из шишек и мха. «Дама с корзинкой».

2

2/6

Аппликация из листьев и семян «Соления в банках».

3

3/7

Аппликация из листьев и семян «Компоты в банках».

4

4/8

Аппликация из листьев и семян «Осенний пейзаж».

12

1

1/9

Скоро, скоро Новый год! Изготовление снежинок и ёлочных игрушек. «Снежинки на окне».

2

2/10

Праздничная мастерская. Изготовление ёлочных игрушек. «Ёлочка».

3

3/11

Праздничная мастерская. Изготовление ёлочных игрушек. «Птичка».

4

4/12

Праздничная мастерская. Изготовление ёлочных игрушек. «Зайчик»

01

1

1/13

Работа с бумагой и клеем. Аппликация «Рыбка».

2

2/14

Изготовление игрушек-подвесок. «Клоун», «Зайчик».

3

3/15

Весёлые игрушки из яичной скорлупы. «Мышь», «Поросёнок».

02

1

1/16

Работа с бумагой и клеем. Аппликация «Закладка для книги».

2

2/17

Работа с бумагой и клеем. Аппликация «Самолёт».

3

3/18

Оригами. «Пятиугольная звезда», «Кораблик».

4

4/19

Мозаика из яичной скорлупы. «Грибной дождик».

03

1

1/20

Работа с бумагой и клеем. Аппликация «Весенний пейзаж».

2

2/21

Работа с бумагой и клеем. Аппликация «Сказочный ковер-самолет».

3

3/22

Работа с бумагой и клеем. Аппликация «Клоун».

4

4/23

Работа с бумагой и клеем. Аппликация «Вертолёт».

5

5/24

Работа с бумагой и клеем. Аппликация «Автокран».

04

1

1/25

Изготовление записной книжки-сувенира. «Мишка-топтыжка».

2

2/26

Изготовление сувенира «Подсолнечник».

3

3/27

Изготовление подвески «Клубнички».

4

4/28

Изготовление панно «Озорные цыплята».

05

1

1/29

Изготовление панно «Одуванчик».

2

2/30

Оригами «Бабочка и лягушка».

3

3/31

Работа с бумагой и клеем. Аппликация «Ракета».

4

4/32

Изготовление закладки путём плетения косички из ниток.

Тематическое планирование

по теме: «Лепка».

Месяц

Неделя

Занятие

Тема

10

1

1/1

Лепка овощей, фруктов, ягод. Составление композиции.

2

2/2

Лепка грибов. Составление композиции.

3

3/3

«Магазин игрушек», (лепка игрушек).

4

4/4

Картины из пластилина. Осенний пейзаж.

11

1

1/5

Лепка геометрических фигур: квадрат, круг, треугольник.

2

2/6

Лепка посуды: ложка, тарелка, кружка, кастрюля.

3

3/7

Лепка диких животных.

4

4/8

Лепка домашних животных.

12

1

1/9

Картины из пластилина. Зимний пейзаж.

2

2/10

Лепка детских любимых игрушек.

3

3/11

Картины из пластилина. Новогодний карнавал.

4

4/12

Картины из пластилина. Собираемся на бал.

01

1

1/13

Картины из пластилина. Корзина подснежников.

2

2/14

Картины из пластилина.  Ваза с цветами.

3

3/15

Картины из пластилина.

02

1

1/16

Лепка избушки по мотивам сказки «Заюшкина избушка».

2

2/17

Пластилиновый рельеф «Рябина».

3

3/18

Дымковская игрушка. Лепка дымковского коня.

4

4/19

Лепка пластилинового рельефа «Заснеженное дерево».

03

1

1/20

Лепка пластилинового рельефа «Сова».

2

2/21

Лепка пластилинового рельефа «Петух».

3

3/22

Лепка пластилинового рельефа  «Листок с божьей коровкой».

4

4/23

Лепка пластилинового рельефа «Корзина с грибами».

5

5/24

Лепка пластилинового рельефа «Радуга».

04

1

1/25

Лепка героев сказки «Репка».

2

2/26

Лепка героев сказки «О спящей красавице и семи богатырях».

3

3/27

Лепка героев сказки «Колобок».

4

4/28

Лепка героев сказки «Гуси лебеди».

05

1

1/29

Лепка любимых  сказочных героев.

2

2/30

Картина из пластилина «Сказочный ковер».

3

3/31

Картина из пластилина «Мечты о лете».

4

4/32

Картина из пластилина «У нас сегодня праздник».

Тематическое планирование

по теме: «Ознакомление с художественной литературой».

Месяц

Неделя

Занятие

Тема

10

1

1/1

Загадки, считалки, колыбельные песенки, скороговорки, присказки и докучные сказки, пословицы, поговорки. «Аты-баты», «Где это видно», «Наша-то хозяюшка».

2

2/2

Русская народная сказка «Царевна-лягушка».

3

3/3

Русская народная сказка «Василиса – прекрасная».

4

4/4

Русская народная сказка «Сивка-бурка».

11

1

1/5

В.Гаршин «Лягушка – путешественница».

2

2/6

С. Аксаков «Аленький цветочек».

3

3/7

В. Бианки «Хвосты».

4

4/8

А.С. Пушки «Унылая пора! Очей очарованье…!», «Уж небо осенью дышало».

12

1

1/9

А.Плещеев «Скучная картина…»

2

2/10

А. Майков «Осень».

  3  

3/11

Н.Сладков «осень на пороге».

4

4/12

Л.Толстой «Девочка  и  грибы».

01

1

1/13

М.Горький «Воробьишко».

2

2/14

Загадки, считалки, колыбельные песенки, скороговорки, присказки и докучные сказки, пословицы, поговорки. «У кота ли, у кота колыбелька золота…», «Стучит, бренчит по улице…»

3

3/15

Русская народная сказка «Котофей Котофеевич».

02

1

1/16

Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и Серый Волк».

2

2/17

Д. Мамин – Сибиряк «Серая Шейка».

3

3/18

В. Одоевский «Мороз Иванович».

4

4/19

С. Маршак «Двенадцать месяцев».

03

1

1/20

А.Пушкин «Зима! Крестьянин, торжествуя…», С.Есенин «Поет зима – аукает».

2

2/21

Ф. Тютчев «Чародейкою зимою…», К. Бальмонт  «Снежинка».

3

3/22

Г. Снегирев «Любопытные» (из книги «Про пингвинов»), А.Митяев «Мешок овсянки».

4

4/23

Загадки, считалки, колыбельные песенки, скороговорки, присказки и докучные сказки, пословицы, поговорки. «Гори, гори ясно…», «Скок-поскок молодой дроздок…»

5

5/24

Русская народная сказка «Крылатый, мохнатый да масленый».

04

1

1/25

Русская народная сказка «Ховрошечка».

2

2/26

Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

3

3/27

Н.Сладков «Медведь и солнце».

4

4/28

В. Бианки «Как муравьишко домой спешил».

05

1

1/29

А. Ремизов «Зайка».

2

2/30

Р.Киплинг «Рикки – Тикки -Тави».

3

3/31

А.Пушкин «За весной, красой природы…», «Гонимы вешними лучами», Ф. Тютчев «Зима не даром злится…», А. Плещеев «Весна».

4

4/32

В. Бианки «Синичкин календарь», И.Сладков «Ласточка, ласточка».

Литература для учителя

1.  Е.А. Нефедова, О.В. Узорова «Готовимся к школе»    г. Москва 1999г.

2. Н.В. Нижегородцева, В.Д. Шадриков «Психолого-педагогическая готовность                               ребенка к школе» г. Москва 2001г.

3. Л.Г. Петерсон, Н.П. Холиса   «Раз-ступенька, два - ступенька» г. Москва 2005г.

4. «Сказочное путешествие» сборник развивающих занятий. Обнинск 1997г.

5. «Детская риторика».   Москва 1994г.

6. Л.Васильева-Гангнус «Азбука вежливости». Москва «Педагогика», 1989г.

7. Р.М.Миронова «Игра в развитие активности детей».  Минск «Народная  асвета» 1989г.

8. Изобразительное искусство и художественный труд. Москва «Просвещение» 1991г.

9. В.Г. Сенько  «Учителя и родители»  Минск  «Народная асфета» 1988г.

10. Л.Г. Парамонова, Н.Я. Головнева «Подготовка к школе» Санкт-Петербург    «Дельта»  1999г.

11. М.Н. Ильина «Подготовка к школе» Санкт - Петербург «Дельта» 1999г.

12. Т. Чучелина   «Сказки Югры».   Москва   «Наш современник» 1995г.

13. Л.А. Кулешова «Занятия  по  обучению  грамоте  в  ДОУ».  ТЦ «Учитель»                           Воронеж  2005г.

14.  Л.Г. Петерсон,  Е.Е. Кочемасова «Игралочка».  Москва  Баласс 2004г.

15. Н.М. Бетенькова,  Д.С. Фонин «Основы  обучения  грамоте  по «Азбуке». Санкт – Петербург  Специальная  Литература 1999г.

16. Г.И. Сорокина,  Р.И. Никольская «Риторика  для  малышей». Москва                 Просвещение  2001г.

17. Г. Доман, Д. Доман  «Дошкольное  обучение  ребенка»   Москва «Аквариум» 1995г.

18. П. Семенченко «Энциклопедия  интеллекта».  Москва «Олма - пресс» 2002г.

19. «Приглашает детский сад». Москва ЛИНКА-ПРЕСС, 2002г.

20. Т.Н. Доронина, Н.А. Короткова. «Программа для групп кратковременного пребывания детей в детском саду: старший дошкольный возраст». Москва 2002г.

21. Л.А.Кулешова «Занятия по обучению грамоте в ДОУ».  Воронеж ТЦ «Учитель» 2005г.

22. Тесты для дошкольников. Чтение. Москва «РОСМЭН». 2007г.

23. Занятия без взрослых. Дошкольный самоучитель.

24. Большая книга упражнений. Дошкольный проект. Москва «РОСМЭН». 2007г.

25. Серия «Первые уроки».

* Читаем по слогам.5+  Курс занятий с детьми от трех до шести лет.

* Учимся читать и писать. 5+ Курс занятий с детьми от трех до шести лет.

* Математика. 4+ Курс занятий с детьми от трех до шести лет.

* Математика. 5+ Курс занятий с детьми от трех до шести лет.

* Математика. 6+ Курс занятий с детьми от трех до шести лет.

* Учимся решать задачи. 6+  Курс занятий с детьми от трех до шести лет.

26. Серия «Нескучные уроки».

* Цвет. Форма. Величина.

*Учимся писать буквы.

* Развитие речи.

* Математика.

26. Считаю и решаю. Для одаренных детей 5-6 лет. Москва. ЭКСМО. 2007г.

27. Н. Павлова «Дошкольный  задачник». Москва. «Махаон». 2007г.

28.  В.В. Гербова «Учусь говорить».  Пособие для детей старшего дошкольного возраста. Москва «Просвещение» 2001г.

29.  Журнал «Школьный психолог» № 10 2001г.

30.Журнал «Школьный психолог» № 15, 2001г.