ПРОГРАММА дополнительного образования «УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР ОРИГАМИ»
рабочая программа по теме

Сурмак Евгения Михайловна

ПРОГРАММА

 

дополнительного образования

 

«УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР ОРИГАМИ»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_origami.doc173.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА

дополнительного образования

«УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР ОРИГАМИ»

Составила Сурмак Е. М.


Примерное тематическое планирование занятий 

1 год обучения

1,2 Диагностика ручной умелости учащихся

3. Формирование группы

4. Знакомство с оригами. (Правила поведения на занятиях; термины, принятые в оригами.)

5. Базовая форма «Треугольник»

6. Грибок

7. Рыбка

8,9. Бабочка (2 варианта)

10. Лягушонок

11,12. Щенок (2 варианта)

13. Котенок

14. Кролик

15. Бычок

16. Композиция «Домашние животные»

17. Лисенок

18. Лисенок и волчонок

19,20. Зайчик (2 варианта)

21. Синица

22. Голубь

23. Дерево

24. Парусник и катер

25. Стаканчик

26. Василек

27. Поделки ко Дню Учителя «Тюльпан»

28. Поделки к Новому году «Елка»

29. Поделки ко Дню защитника Отечества «Кораблик»                                          

30. Поделки к 8 Марта «Открытое сердце»

31. Поделки к 9 Мая «Самолетик»

32. Диагностика обученности учащихся

33. Итоговое занятие. Оформление выставочных работ

Примерное тематическое планирование занятий 

2 год обучения

1. Вводное занятие. Оригами – искусство складывания из бумаги

2. Диагностика ручной умелости учащихся

3. Базовая форма «Воздушный змей»

4. Курочка

5. Уточка

6. Гусь

7. Петушок

8. Композиция «Домашние птицы»

9. Сова

10. Ворона

11. Баклан

12,13. Лебедь (2 варианта)

14. Композиция «Дикие птицы»

15. Попугай

16. Павлин

17. Пингвин

18. Жар – птица

19. Слоненок

20. Жираф

21. Зебра

22. Лев

23. Композиция «Животные Африки»

24. Зайчик

25. Мышка

26. Улитка

27. Поделки ко Дню Учителя «Цветок»                                                            

28. Поделки к Новому году «Веточка ели»

29. Поделки ко Дню защитника Отечества «Лодка»                                          

30. Поделки к 8 Марта «Хризантема»

31. Поделки к 9 Мая «Звездочка»

32. Диагностика обученности учащихся

33. Итоговое занятие. Оформление выставочных работ

Примерное тематическое планирование занятий 

3 год обучения

1. Вводное занятие. История возникновения бумаги

2. Диагностика ручной умелости учащихся

3. Базовая форма «Двойной треугольник»

4. Рыбка

5. Лягушонок

6. Прыгающая лягушка

7. Головастик

8. Композиция «Жители озера»

9. Лебедь

10. Черепаха

11. Зайчик

12. Надувной зайчик

13. Мотылек

14,15. Бабочка (2 варианта)

16. Жук

17. Композиция «Золотой луг»

18. Базовая форма «Рыба»

19. Лебедь

20. Пингвин

21. Тюлень

22. Морской котик

23. Акула

24. Пескарь

25. Карп

26. Композиция «Подводные жители»

27. Поделки ко Дню Учителя «Нарцисс»                                                            

28. Поделки к Новому году «Елка»

29. Поделки ко Дню защитника Отечества «Самолетик»                                          

30. Поделки к 8 Марта «Тюльпан»

31. Поделки к 9 Мая «Ракета»

32. Диагностика обученности учащихся

33. Итоговое занятие. Оформление выставочных работ

Примерное тематическое планирование занятий 

 4 год обучения

1. Вводное занятие. История развития искусства оригами

2. Диагностика ручной умелости учащихся

3. Базовая форма «Двойной квадрат»

4. Жаба

5. Лев

6. Краб

7. Кузнечик

8. Павлин

9. Тюльпан

10. Кувшинка

11. Лилия

12. Ваза

13. Композиция «Цветы в вазе»

14. Летающий журавлик

15. Надувной журавлик

16. Базовая форма «Конверт»

17. Солонка

18. Пароход

19. Петушок

20. Лягушонок

21. Гриб

22. Базовая форма «Дверь»

23. Мышь

24. Поросенок

25. Белка

26. Ракета

27. Поделки ко Дню Учителя « Цветок»                                                          

28. Поделки к Новому году «Дед Мороз»

29. Поделки ко Дню защитника Отечества «Автомобиль»                                          

30. Поделки к 8 Марта «Восьмерка»

31. Поделки к 9 Мая «Подводная лодка»

32. Диагностика обученности учащихся

33. Итоговое занятие. Оформление выставочных работ

Литература

на основе которой составлена программа и
примерное тематическое планирование занятий:
 

  • Афонькин С.Ю. Уроки оригами в школе и дома. Экспериментальный учебник для начальной школы. М, «Аким», 1995
  • Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Игрушки из бумаги. Санкт-Петербург, «Литера», 1997
  • Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Цветущий сад оригами. Санкт-Петербург, «Химия», 1995
  • Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Цветы и вазы оригами. С-Пб, «Кристалл», 2002
  • Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги. М, «Просвещение», 1992
  • Долженко Г.И. 100 оригами. Ярославль, «Академия развития», 1999
  • Пудова В.П., Лежнева Л.В. Легенды о цветах. Приложение к журналу «Оригами», М, «Аким», 1998
  • Тарабарина Т.И. Оригами и развитие ребенка. Ярославль, «Академия развития», 1996
  • Игрушки из бумаги. Около 100 моделей простых и сложных для детей и взрослых. Санкт-Петербург, «Дельта», 1996

Учебно-тематический план

1 год обучения


п/п

Наименование тем

Количество часов

теория

практика

всего

1.

Диагностика ручной умелости учащихся

-

2

2

2.

Формирование группы

1

-

1

3.

Знакомство с оригами

1

-

1

4.

Базовая форма «Треугольник»

1

21

22

5.

Поделки ко дню учителя

-

1

1

6.

Поделки к Новому году

-

1

1

7.

Поделки ко дню защитника отечества

-

1

1

8.

Поделки к 8 марта

-

1

1

9.

Поделки к 9 мая

-

1

1

10.

Диагностика обученности учащихся

-

1

1

11.

Итоговое занятие. Оформление выставочных работ

1

-

1

ИТОГО:

4

29

33

Учебно-тематический план

2 год обучения


п/п

Наименование тем

Количество часов

теория

практика

всего

1.

Вводное занятие

1

-

1

2.

Диагностика ручной умелости учащихся

-

1

1

3.

Базовая форма «Воздушный змей»

1

23

24

4.

Поделки ко дню учителя

-

1

1

5.

Поделки к Новому году

-

1

1

6.

Поделки ко дню защитника отечества

-

1

1

7.

Поделки к 8 марта

-

1

1

8.

Поделки к 9 мая

-

1

1

9.

Диагностика обученности учащихся

-

1

1

10.

Итоговое занятие. Оформление выставочных работ

1

-

1

ИТОГО:

3

30

33

Учебно-тематический план

3 год обучения


п/п

Наименование тем

Количество часов

теория

практика

всего

1.

Вводное занятие

1

-

1

2.

Диагностика ручной умелости учащихся

-

1

1

3.

Базовая форма «Двойной треугольник»

1

14

15

4.

Базовая форма «Рыба»

1

8

9

5.

Поделки ко дню учителя

-

1

1

6.

Поделки к Новому году

-

1

1

7.

Поделки ко дню защитника отечества

-

1

1

8.

Поделки к 8 марта

-

1

1

9.

Поделки к 9 мая

-

1

1

10.

Диагностика обученности учащихся

-

1

1

10.

Итоговое занятие. Оформление выставочных работ

1

-

1

ИТОГО:

4

29

33

Учебно-тематический план

4 год обучения


п/п

Наименование тем

Количество часов

теория

практика

всего

1.

Вводное занятие

1

-

1

2.

Диагностика ручной умелости учащихся

-

1

1

3.

Базовая форма «Двойной квадрат»

1

12

13

4.

Базовая форма «Конверт»

1

5

6

Базовая форма «Дверь»

1

4

5

5.

Поделки ко дню учителя

-

1

1

6.

Поделки к Новому году

-

1

1

7.

Поделки ко дню защитника отечества

-

1

1

8.

Поделки к 8 марта

-

1

1

9.

Поделки к 9 мая

-

1

1

10.

Диагностика обученности учащихся

-

1

1

10.

Итоговое занятие. Оформление выставочных работ

1

-

1

ИТОГО:

5

28

33

Содержание программы

1 год обучения (33 часа)


Диагностика ручной умелости учащихся (2 часа)

 Входная диагностика. Содержание диагностической работы смотри в разделе «Методическое обеспечение программы»: диагностическая карта «Оценка результатов освоения программы».

Формирование группы (1 час)


Знакомство с оригами (1 час) Правила поведения на занятиях оригами. Правила пользования материалами и инструментами. Термины, принятые в оригами. Изготовление квадрата из прямоугольного листа бумаги (два способа).


Базовая форма: «Треугольник» (22 часа)
Знакомство с условными знаками, принятыми в оригами и основными приемами складывания. Базовые формы. Инструкционные карты, демонстрирующие процесс складывания. Складывание изделий на основе простой базовой формы – «треугольник». Оформление композиций с полученными изделиями (объемная аппликация).

Подготовка ко дню учителя (1 час)  – Складывание тюльпана на основе изученной базовой формы (треугольник). Оформление композиций и поздравительных открыток.

Подготовка к Новому году (1 час)  - Изготовление елочки. Оформление композиций и поздравительных открыток.

Подготовка ко дню защитника отечества (1 час) – Складывание кораблика. Оформление поздравительных открыток.

Подготовка к 8 марта (1 час) - 8 марта – международный женский праздник. Складывание открытого сердца на основе изученной базовой формы. Оформление композиций и поздравительных открыток.

Подготовка к 9 мая – (1 час) - Складывание самолетика. Оформление поздравительных открыток.

Диагностика обученности учащихся (1 час) Итоговая диагностика.

Итоговое занятие. Оформление выставочных работ (1час)
«Чему мы научились за год».


Содержание программы

2 год обучения (33 часа)

Вводное занятие (1 час) Оригами – искусство складывания из бумаги


Диагностика ручной умелости учащихся (1 час) Входная диагностика. Содержание диагностической работы смотри в разделе «Методическое обеспечение программы»: диагностическая карта «Оценка результатов освоения программы».


Базовая форма: «Воздушный змей» (24 часа)

Повторение условных знаков, принятых в оригами и основных приемов складывания. Повторение изученной базовой формы - треугольник.
Знакомство со схемами складывания. Зарисовка условных знаков и схем складывания базовых форм. Складывание более сложных изделий на основе базовой формы – воздушный змей (работа со схемами). Оформление композиций с полученными изделиями (объемная аппликация). Личные и коллективные работы.

Подготовка ко дню учителя (1 час)  – Складывание цветка на основе изученной базовой формы (воздушный змей). Оформление композиций и поздравительных открыток.

Подготовка к Новому году (1 час)  - Изготовление веточки ели. Оформление композиций и поздравительных открыток.

Подготовка ко дню защитника отечества (1 час) – Складывание лодки. Оформление поздравительных открыток.

Подготовка к 8 марта (1 час) - 8 марта – международный женский праздник. Складывание хризантемы на основе изученной базовой формы. Оформление композиций и поздравительных открыток.

Подготовка к 9 мая – (1 час) – Складывание звездочки. Оформление поздравительных открыток.

Диагностика обученности учащихся (1 час) Итоговая диагностика.

Итоговое занятие. Оформление выставочных работ (1час)
«Чему мы научились за год».

Содержание программы

3 год обучения (33 часа)

Вводное занятие (1 час) История возникновения бумаги


Диагностика ручной умелости учащихся (1 час) Входная диагностика. Содержание диагностической работы смотри в разделе «Методическое обеспечение программы»: диагностическая карта «Оценка результатов освоения программы».


Базовая форма: «Двойной треугольник» (15часов), «Рыба» (9часов) Повторение условных знаков, принятых в оригами и основных приемов складывания. Повторение изученных базовых форм – треугольник и воздушный змей.
Продолжение работы со схемами складывания. Зарисовка условных знаков и схем складывания базовых форм. Складывание более сложных изделий на основе базовых форм – двойной треугольник и рыба (работа со схемами). Оформление композиций с полученными изделиями (объемная аппликация). Личные и коллективные работы.

Подготовка ко дню учителя (1 час)  – Складывание нарцисса на основе изученной базовой формы (двойной треугольник). Оформление композиций и поздравительных открыток.

Подготовка к Новому году (1 час)  - Изготовление елочки. Оформление композиций и поздравительных открыток.

Подготовка ко дню защитника отечества (1 час) – Складывание самолетиков. Оформление поздравительных открыток.

Подготовка к 8 марта (1 час) - 8 марта – международный женский праздник. Складывание тюльпана на основе базовой формы – двойной треугольник. Оформление композиций и поздравительных открыток.

Подготовка к 9 мая – (1 час) – Складывание ракеты. Оформление поздравительных открыток.

Диагностика обученности учащихся (1 час) Итоговая диагностика.

Итоговое занятие. Оформление выставочных работ (1час)
«Чему мы научились за год».

Содержание программы

4 год обучения (33 часа)

Вводное занятие (1 час) История развития искусства оригами


Диагностика ручной умелости учащихся (1 час) Входная диагностика. Содержание диагностической работы смотри в разделе «Методическое обеспечение программы»: диагностическая карта «Оценка результатов освоения программы».


Базовая форма: «Двойной квадрат» (13 часов), «Конверт» (6 часов), «Дверь»              (5 часов) Повторение условных знаков, принятых в оригами и основных приемов складывания. Повторение изученных базовых форм – треугольник, воздушный змей, двойной треугольник, рыба.
Продолжение работы со схемами складывания. Зарисовка условных знаков и схем складывания базовых форм. Складывание сложных изделий на основе базовых форм – двойной квадрат, конверт, дверь (работа со схемами). Оформление композиций с полученными изделиями (объемная аппликация). Личные и коллективные работы.

Подготовка ко дню учителя (1 час)  – Складывание цветка на основе изученной базовой формы (двойной квадрат). Оформление композиций и поздравительных открыток.

Подготовка к Новому году (1 час)  - Изготовление Деда Мороза. Оформление композиций и поздравительных открыток.

Подготовка ко дню защитника отечества (1 час) – Складывание автомобиля на основе базовой формы - дверь. Оформление поздравительных открыток.

Подготовка к 8 марта (1 час) - 8 марта – международный женский праздник. Складывание восьмерки на основе базовой формы - конверт. Оформление композиций и поздравительных открыток.

Подготовка к 9 мая – (1 час) – Складывание подводной лодки на основе базовой формы - конверт. Оформление поздравительных открыток.

Диагностика обученности учащихся (1 час) Итоговая диагностика.

Итоговое занятие. Оформление выставочных работ (1час) «Чему мы научились за 4 года».

Учебно-методический комплекс

Учебные и методические пособия:


• Научная, специальная, методическая литература
(См. список литературы).
II. Материалы из опыта работы педагога: 


Дидактические материалы:
• Инструкционные карты и схемы базовых форм оригами.
• Инструкционные карты сборки изделий для 1 и 2 года обучения.
• Схемы создания изделий оригами для 2, 3 и 4 годов обучения (размноженные на ксероксе).
• Образцы изделий.
• Альбом лучших работ детей.
• Таблица рекомендуемых цветовых сочетаний.


Конспекты открытых занятий:
• «Лебедушка» (1 класс).
• «Нарцисс»  (3 класс).

Исследовательская деятельность:
• Составление диагностической карты «Оценка результатов освоения программы».

Диагностическая карта
«Оценка результатов освоения программы»

I. Знание основных геометрических понятий и
базовых форм оригами


• 1 год обучения – умение сделать квадрат из прямоугольного листа бумаги (2 способа); умение сделать простейшую базовую форму оригами: «треугольник».
• 2 год обучения – умение сделать базовую форму оригами:
«воздушный змей».
• 3 год обучения – умение сделать сложные базовые формы: «двойной треугольник»,  «рыба».
• 4 год обучения – умение сделать базовые формы: «двойной квадрат», «конверт», «дверь».

- Высокий уровень – делает самостоятельно,
- Средний уровень – делает с помощью педагога или товарищей,
- Низкий уровень – не может сделать.


II. Умение научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; создавать изделия оригами, пользуясь инструкционными картами и схемами

• 1 год обучения – умение сделать изделие, следя за показом учителя и слушая устные пояснения.
• 2 год обучения – умение сделать изделие по инструкционной карте.
• 3 год обучения – умение сделать несложное изделие по схеме.
• 4 год обучения – умение зарисовать схему сборки несложного изделия.

- Высокий уровень – делает самостоятельно,
- Средний уровень – делает с помощью педагога или товарищей,
- Низкий уровень – не может сделать.


III. Развитие мелкой моторики рук и глазомера

• 1 год обучения – овладение такими приемам работы с бумагой, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание.

• 2 год обучения – стороны изделий хорошо проглажены.
• 3 год обучения – умение .
• 4 год обучения – умение аккуратно складывать изделие: стороны совпадают со
 сторонами, углы с углами; стороны хорошо проглажены.

- Высокий уровень – почти полное совпадение изделия с предложенным образцом;
- Средний уровень – имеются небольшие отклонения от предложенного образца;
- Низкий уровень – значительные отклонения от образца изделия.


IV. Создание композиций с изделиями, выполненными в технике оригами; развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии; творческий подход к выполнению работы

- Высокий уровень – работы отличаются ярко выраженной индивидуальностью;
- Средний уровень – работы выполнены по образцу, соответствуют общему уровню группы;
- Низкий уровень – работы выполнены на недостаточном уровне.

Примечание: во время вводной диагностики
(в начале каждого учебного года)
этот параметр не оценивается.


V. Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков

   Оцениваются умения:
– организовать свое рабочее место,
– рационально использовать необходимые материалы,
– аккуратность выполнения работы.

Пояснительная записка

Программа дополнительного образования «Удивительный мир оригами» является  модифицированной программой художественно-эстетической направленности, созданной на основе результатов работы по обучению учащихся начальной специальной (коррекционной) школы VIII вида основам искусства оригами.


Значение оригами для развития ребенка

  Учит детей различным приемам работы с бумагой, таким, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание.

  Развивает у детей у детей способность работать руками, приучает к точным движениям пальцев, у них совершенствуется мелкая моторика рук, происходит развитие глазомера.

  Учит концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления поделки, учит следовать устным инструкциям.

  Стимулирует развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.

  Знакомит детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д., при этом происходит обогащение словаря ребенка специальными терминами.

  Развивает пространственное воображение – учит читать чертежи, по которым складываются фигурки и представлять по ним изделия в объеме, помогает развитию чертежных навыков, так как схемы понравившихся изделий нужно зарисовывать в тетрадку.

  Развивает художественный вкус и творческие способности детей, активизирует их воображение и фантазию.

  Способствует созданию игровых ситуаций, расширяет коммуникативные способности детей.

  Совершенствует трудовые навыки, формирует культуру труда, учит аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

  Большое внимание при обучении оригами уделяется созданию сюжетно-тематических композиций, в которых используются изделия, выполненные в технике оригами.
Оригинальность композиции достигается тем, что фон, на который наклеиваются фигуры, оформляют дополнительными деталями, выполненными в технике аппликации. Так, в зависимости от темы композиции, создают нужную окружающую обстановку, среду обитания: луг с цветами, островок в пруду, небо с облаками, тучами, ярким солнцем, бушующее море и т.п.
Для выразительности композиции большое значение имеет цветовое оформление. При помощи цвета передается определенное настроение или состояние человека или природы. В процессе создания композиций у детей формируется чувство центра, симметрии, представление о глубине пространства листа бумаги. Они учатся правильно располагать предметы на плоскости листа, устанавливать связь между предметами, расположенными в разных частях фона (ближе, выше, ниже, рядом), что требует изменения величины фигур. Предметы, которые находятся вблизи, должны быть большими по размеру, чем те же предметы, но расположенные чуть дальше или вдали. Так дети осваивают законы перспективы.
Таким образом, создание композиций при обучении оригами способствует применению школьниками знаний, полученных на уроках труда, рисования.

Цель программы 

Занятия оригами направлены на всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие младших школьников, и повышение эффективности их обучения в школе.


Задачи программы


Обучающие
 

  Знакомство детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.

  Формирование умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий.

  Обучение различным приемам работы с бумагой.

  Применение знаний, полученных на уроках развития речи, труда, рисования и других, для создания композиций с изделиями, выполненными в технике оригами.


Развивающие:
 

  Развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения.

  Развитие мелкой моторики рук и глазомера.

  Развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей.


Воспитательные:

  Воспитание интереса к искусству оригами.

  Расширение коммуникативных способностей детей.

  Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.


Отличительные особенности данной программы 

В педагогике уже существуют программы, рассчитанные на обучение детей дошкольного возраста (авторы - Пудова В.П., Богатеева З.А.) и программы годичного обучения оригами в школе (автор – Афонькин С.Ю.). Разработанная мною программа рассчитана на полный курс обучения детей в начальной специальной (коррекционной) школе VIII вида  и адаптирована для умственно отсталых учащихся. В процессе обучения возможно проведение корректировки сложности заданий и внесение изменений в программу, исходя из опыта детей и степени усвоения ими учебного материала. Программа включает в себя не только обучение оригами, но и создание индивидуальных и коллективных сюжетно-тематических композиций, в которых используются изделия, выполненные в технике оригами.
Во время занятий оригами для снятия излишней возбудимости детей, создания непринужденной и творческой атмосферы я использую аудиокассеты с записями звуков живой природы и музыки. В результате этого, у детей происходит выравнивание психомоторных процессов, изменение их поведения, улучшение личных взаимоотношений. Ведь всем известно, что музыка влияет на эмоциональное состояние и настроение человека.


Организационные принципы
(возраст детей, сроки реализации программы,
условия набора, режим занятий, наполняемость групп)

Программа «Удивительный мир оригами» адресована учащимся начальной школы VIII вида и рассчитана на 4 года – полный курс обучения детей в начальной школе.
Учитывая возраст детей и новизну материала, для успешного освоения программы занятия в группе должны сочетаться с индивидуальной помощью педагога каждому ребенку. Практика показала, что оптимальное количество детей в группе должно быть не более 8 человек.
В 1 год обучения в кружок «Удивительный мир оригами» принимаются все желающие учащиеся начальной школы. В группы 2-го и следующих годов обучения зачисляются учащиеся, успешно прошедшие предыдущий этап обучения.
Занятия проводятся один раз в неделю с 1 сентября по 25 мая.

Год
обучения

Количество часов
(академических)

Кол-во
детей
в группе

в неделю

в год

1

1

33

8 - 10

2

1

33

        8

3

1

33

8

4

1

33

8


Формы и методы обучения

В процессе занятий используются различные формы занятий:
традиционные, комбинированные и практические занятия;

игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие.
А также различные методы:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
 словесный (устное изложение, беседа, рассказ)
• наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.)
 практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.)


Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
-
 объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию
-
 репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности
-
 частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом
- исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся


Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
 фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися
 индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы
 групповой – организация работы в группах
 индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий.

Ожидаемые результаты

В результате обучения по данной программе учащиеся:
- научатся различным приемам работы с бумагой;
- будут знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами;
- научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;

- создавать изделия оригами, пользуясь инструкционными картами и схемами;
- будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами;
- разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер, художественный вкус, творческие способности и фантазию;
- познакомятся с искусством оригами;
- овладеют навыками культуры труда;
– улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.


Способы фиксации результатов


• Проведение аттестации учащихся
в начале и конце года
• Составление диагностической карты
«Оценка результатов освоения программы».


Формы подведения итогов реализации
дополнительной образовательной программы

• Составление альбома лучших работ.
• Проведение выставок работ учащихся:
– в классе,
– в школе.

Способы предъявления и объяснения материала
(из опыта работы)

Предлагаемый курс занятий по обучению оригами рассчитан на 3 этапа (4 года обучения). В процессе обучения постепенно возрастает уровень сложности выполняемых детьми работ. Многие фигурки, известные в оригами, начинают складывать одинаково до определенного момента. Одинаковые заготовки называются базовыми формами.

На 1 этапе (1 год обучения) все изделия основаны на простой базовой форме: «Треугольник. На этом этапе детям демонстрируется лишь сам процесс складывания. Условные знаки и схемы служат им дополнительной иллюстрацией при показе процесса складывания. В методической литературе учителям и воспитателям рекомендуют на этом этапе демонстрировать детям процесс складывания изделия на большом листе бумаги. Однако, исходя из своего опыта работы, я пришла к выводу, что намного удобнее использовать для показа инструкционные карты, состоящие из отдельных листов. На каждом листе такой инструкционной карты с помощью большого листа цветной бумаги показывается только одна операция по изготовлению изделия. Педагог должен последовательно предъявлять детям по одному листу такой инструкционной карты, контролируя на начальной стадии обучения каждое действие учащихся, а в дальнейшем – лишь отдельные наиболее важные операции. При этом условные знаки и схемы служат лишь дополнительной иллюстрацией при показе процесса складывания.

Особое внимание в начале обучения следует уделять оформлению композиций. Например, композиция «Домашние животные». Это первая большая работа в 1 год обучения. Она рассчитана на шесть занятий. Каждое изделие (щенок, котенок, кролик, бычок) делается на отдельном занятии. Отдельное занятие посвящено созданию фона и приклеиванию фигурок.


2 этап обучения включает в себя 2-й и 3-й годы обучения. На 2 этапе усложняются поделки, выполненные на основе  базовых форм «Воздушный змей», «Двойной треугольник», «Рыба». В это время дети более подробно знакомятся с международной системой условных знаков оригами, зарисовывают в свои альбомы условные знаки и схемы складывания базовых форм. Учатся выполнять изделия, опираясь не только на демонстрацию процесса складывания, но и на схемы.

На этом этапе обучения детям предлагаются для работы простые схемы, демонстрирующие последовательность сборки изделия. В начале обучения на этом этапе необходим подробный устный разбор последовательности выполнения изделия и контроль наиболее сложных операций. А затем можно предлагать некоторые простые схемы и для самостоятельной работы.


На 3 этапе (4-й год обучения) школьникам становятся доступны сложные базовые формы: «Двойной квадрат», «Конверт», «Дверь». Работы, выполняемые на 3 этапе, отличаются своей сложностью. Большое место занимают объемные и двигающиеся изделия. Дети работают со схемами, нарисованными на доске или в книге. Составляют инструкционные карты отдельных изделий. Учатся создавать и зарисовывать свои изделия. Этот этап предполагает большой объём самостоятельной работы учащихся со схемами оригами из различных книг. В это время педагог оказывает лишь небольшую индивидуальную консультативную помощь учащимся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа курса дополнительного образования "Удивительный мир камня"

Программа курса дополнительного образования для 5-7 классов в летнем оздоровительном лагере...

Программа по факультативу Оригами - мозаика. Модульное оригами

Формирование творческой личности – одна из задач на современном этапе. Занятия художественно – творческой деятельностью создают основу для полноценного развития личности, содержательного общения...

Открытое занятие по оригами "Изготовление лягушки по типу оригами"

- изменить у детей традиционно неприязненное отношение к лягушкам, объяснить, насколько полезны и нужны в природе лягушки...

Доклад "Влияние модульного оригами на формирование ручных умений младших школьников с ограниченными возможностями здоровья через реализацию проекта "Волшебный мир оригами"

Модульное оригами — популярное направление древнего искусства создания фигурок из бумаги. Разница этой техники от традиционного оригами в том, что изделие выполняется не из одного листа бумаги, а из н...

Дидактические материалы к занятиям в объединении «Оригами» "Оригами для начинающих", авторы: педагог дополнительного образования Дьяченко Г.И., методист Поварова И.Ф.

Данные материалы предназначены для использования педагогами на занятиях с обучающимися 4-7 классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида в объединениях дополнительного образования «Оригам...

Рабочая программа дополнительного образования "Удивительное рядом"

Программа расчитана на детей 10 - 16 лет. Программа естественно-научной направленности....

Рабочая программа кружка дополнительного образования "Удивительный мир географии"

Рабочая программа кружка дополнительного образования "Удивительный мир географии"...