Использование современных педагогических технологий в дополнительном образовании.
статья ( класс) по теме
В настоящее время современная педагогика не мыслит себя без педагогических технологий. Использование педагогических технологий приводит к качественному изменению обучаемого процесса. Позволяет более точно определять цель, разрабатывать объективные методы контроля её достижения. В работе показаны основные педагогические технологии используемые в дополнительном образовании.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Использование современных педагогических технологий в дополнительном образовании.
Современные педагогические технологии в работе учреждений дополнительного образования детей, это сочетание всего ценного, накопленного в отечественном и зарубежном опыте, в семейной и народной педагогике, что позволяет выбирать наиболее эффективные способы и приемы организации деятельности детей и создавать максимально комфортные условия для их общения, активности и саморазвития. Педагогика давно искала пути достижения если не абсолютного, то хотя бы высокого результата в работе с группой или классом и постоянно совершенствовала свои средства, методы и формы. Так появились различные методики. Однако результаты практической работы по создаваемым методикам не всегда отвечали все расширяющимся требованиям. В результате педагогика накопила в своем арсенале значительное число эффективных методик. Однако проблемы стабильности в обучении, а также достижения каждым учеником высоких результатов остаются и по сей день.
Очевидно, что совершенствование методик надо продолжать, но процесс их накопления и эмпирического (основанного на практике) отбора должен быть совмещен с выбором цели и отработкой системы контроля процесса обучения. Этому и призвана помочь технологизация процесса обучения. Поступательное развитие педагогики открывает большие возможности в поиске новых средств, форм и методов обучения и воспитания. В педагогике постоянно появляются новые подходы и взгляды на организацию процесса обучения и воспитания. В связи с чем в педагогической науке появилось специальное направление - педагогическая технология.
Как и любая технология, педагогическая технология представляет собой процесс, при котором происходит качественное изменение воздействия на обучаемого. Педагогическую технологию можно представить следующей формулой: ПТ = цели + задачи + содержание + методы (приемы, средства) + формы обучения.
- Основой технологии служит четкое определение конечной цели. В технологии цель рассматривается как центральный компонент, что и позволяет, определять степень ее достижения более точно.
- Технология, в которой цель (конечная и промежуточная) определена очень точно (диагностично), позволяет разработать объективные методы контроля ее достижения.
- Технология позволяет свести к минимуму ситуации, когда педагог поставлен перед выбором и вынужден переходить к педагогическим экспромтам в поиске приемлемого варианта. В отличие от ранее использовавшихся методических поурочных разработок, ориентированных на учителя и виды его деятельности, технология предлагает проект учебного процесса, определяющего структуру и содержание учебно-познавательной деятельности обучающихся. Методическая поурочная разработка воспринимается каждым педагогом по-разному, следовательно, по-разному организуется и деятельность обучающихся. Проектирование же учебной деятельности ведет к более высокой стабильности успехов практически любого числа обучающихся. Современная организация образовательно-воспитательного процесса в учреждении дополнительного образования детей способствует полноценному развитию тех способностей, которые нужны личности и обществу, которые включают личность в социально-ценностную активность, способствуют ее самоопределению, обеспечивают возможности эффективного самообразования на протяжении всей последующей жизни, поэтому в основе лежат технологии личностно-ориентированной направленности. Педагогические технологии на основе личностно-ориентированного подхода:
- Личностно-ориентированное обучение (Якиманская И.С.);
- Технология индивидуального обучения (индивидуальный подход, индивидуализация обучения, метод проектов);
- Технологии адаптивной системы обучения;
- Педагогика сотрудничества («проникающая технология»);
- Коллективный способ обучения;
- Технология коллективной творческой деятельности (КТД);
- Технология решения избирательских задач (ТРИЗ);
- Проблемное обучение;
- Технология полного усвоения;
- Технология программированного обучения;
- Игровые технологии;
- Технологии развивающего обучения.
Технология личностно-ориентированного обучения (И.С. Якиманская) сочетает обучение (нормативно-сообразная деятельность общества) и учение (индивидуальная деятельность ребенка). Цель технологии личностно-ориентированного обучения – максимальное развитие (а не формирование заранее заданных) индивидуальных познавательных способностей ребенка на основе использования имеющегося у него опыта жизнедеятельности. Принципиальным является то, что учреждение дополнительного образования не заставляет ребенка учиться, а создает условия для грамотного выбора каждым содержания изучаемого предмета и темпов его освоения. Ребенок приходит сюда сам, добровольно, в свое свободное время от основных занятий в школе, выбирает интересующий его предмет и понравившегося ему педагога. В технологии личностно-ориентированного обучения центр всей образовательной системы –индивидуальность детской личности, следовательно, методическую основу этой технологии составляют дифференциация и индивидуализация обучения. В учреждениях дополнительного образования детей возможно применение таких вариантов дифференциации, как:
- комплектование учебных групп однородного состава;
- внутригрупповая дифференциация для разделения по уровням познавательного интереса;
- профильное обучение в старших группах на основе диагностики, самопознания и рекомендаций детей и родителей. Технология индивидуализации обучения (адаптивная) – такая технология обучения, при которой индивидуальный подход и индивидуальная форма обучения являются приоритетными (Инге Унт, В.Д. Шадриков). Индивидуальный подход как принцип обучения осуществляется в определенной мере во многих технологиях, поэтому ее считают проникающей технологией. Групповые технологии. Групповые технологии предполагают организацию совместных действий, коммуникацию, общение, взаимопонимание, взаимопомощь, взаимокоррекцию. Выделяют следующие разновидности групповых технологий:
- групповой опрос;
- общественный смотр знаний;
- учебная встреча;
- дискуссия;
- диспут;
- нетрадиционные занятия (конференция, путешествие, интегрированные занятия и др.). Особенности групповой технологии заключаются в том, что учебная группа делится на подгруппы для решения и выполнения конкретных задач; задание выполняется таким образом, чтобы был виден вклад каждого ученика. Состав группы может меняться в зависимости от цели деятельности. Наиболее плодотворно и широко в системе дополнительного образования применяется Технология коллективной творческой деятельности (И.П. Волков, И.П. Иванов). Технология предполагает такую организацию совместной деятельности детей и взрослых, при которой все члены коллектива участвуют в планировании, подготовке, осуществлении и анализе любого дела. Теория решения изобретательских задач (Альтшуллер Г.С.) «ТРИЗ», это универсальная методическая система, которая сочетает познавательную деятельность с методами активизации и развития мышления, что позволяет ребенку решать творческие и социальные задачи самостоятельно. Принципы технологии ТРИЗ:
- снятие психологического барьера перед неизвестными проблемами;
- гуманистический характер обучения;
- формирование нестандартного образа мышления;
- практико-ориентированное внедрение идей.
Технология ТРИЗ создавалась как стратегия мышления, позволяющая делать открытия каждому хорошо подготовленному специалисту. Автор технологии исходит из того, что творческими способностями наделен каждый (изобретать могут все). Процесс изобретательской деятельности представляет собой основное содержание обучения. Технология исследовательского (проблемного) обучения, при которой организация занятий предполагает создание под руководством педагога проблемных ситуаций и активную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит овладение знаниями, умениями и навыками. Принципы проблемного обучения:
- самостоятельность обучающихся;
- развивающий характер обучения;
- интеграция и вариативность в применении различных областей знаний;
- использование дидактических алгоритмизированных задач. Особенностью данного подхода является реализация идеи "обучение через открытие", ребенок должен сам открыть явление, закон, закономерность, свойства, способ решения задачи, найти ответ на неизвестный ему вопрос. При этом он в своей деятельности может опираться на инструменты познания, строить гипотезы, проверять их и находить путь к верному решению. Б. Блум, один из авторов технологии полного усвоения предположил, что способности ученика определяются темпом его учения, он выделил следующие категории учащихся:
- малоспособные, которые не в состоянии достичь заранее намеченного уровня ЗУН даже при больших затратах времени;
- талантливые, которым по силам то, с чем не может справиться большинство; они могут учиться в высоком темпе (» 5%);
- обычные, составляющие большинство, их способности к усвоению ЗУН определяются средними затратами учебного времени (» 90%). Следовательно, 95% учащихся могут полностью осваивать все содержание обучения. В работе по этой системе главной особенностью является определение эталона полного усвоения для всего курса, который должен быть достигнут всеми учениками. Педагоги дополнительного образования при создании учебных программ составляют перечень конкретных результатов обучения, которые стремятся получить. Технология полного усвоения позволяет достичь хороших результатов всем учащимся, так как:
- задает единый для всех детей уровень знаний, умений и навыков, но делает переменными для каждого обучающегося время, методы, формы, условия труда, то есть создаются дифференцированные условия усвоения учебного материала;
- успехи каждого ученика сравниваются с установленным эталоном;
- каждый ученик получает необходимую помощь;
- диагностические тесты позволяют скорректировать работу детей. Игровые технологии (Пидкасистый П.И., Эльконин Д.Б.) обладают средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся. В их основу положена педагогическая игра как основной вид деятельности, направленный на усвоение общественного опыта. Различают следующие классификации педагогических игр:
- по видам деятельности (физические, интеллектуальные, трудовые, социальные, психологические);
- по характеру педагогического процесса (обучающие, тренировочные, познавательные, тренировочные, контролирующие, познавательные, развивающие, репродуктивные, творческие, коммуникативные и др.);
- по игровой методике (сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и др.);
- по игровой среде (с предметом и без, настольные, комнатные, уличные, компьютерные и др.). Игровая технология применяются педагогами в работе с учащимися различного возраста, от самых маленьких до старшекласcников и используются при организации занятий по всем направлениям деятельности, что помогает детям ощутить себя в реальной ситуации, подготовиться к принятию решения в жизни. Все группы раннего развития дошкольников используют игровые технологии. Технология программированного обучения предполагает усвоение программированного учебного материала с помощью обучающих устройств (ЭВМ, программированного учебника и др.). Главная особенность технологии заключается в том, что весь материал подается в строго алгоритмичном порядке сравнительно небольшими порциями. В России эту технологию разрабатывал В.П. Беспалько, который выделил основные принципы организации обучения, а также определил виды обучающих программ:
- линейные программы (последовательно сменяющиеся небольшие блоки информации с контрольными заданиями);
- разветвленные программы (в случае затруднения обучаемому предоставляется дополнительная информация, которая позволит выполнить контрольное задание и дать правильный ответ);
- адаптивные программы (предоставляют возможность обучаемому выбирать уровень сложности учебного материала и изменить его по мере усвоения);
- комбинированные (включают фрагменты всех предыдущих программ). Технологии помогают качественно реализовывать учебную деятельность. Многообразие педагогических технологий может применяться педагогом на основе различных критериев. Но успешность применения новой технологии зависит не от способности педагога реализовать определенный метод обучения на практике, а от эффективности и правильности применения выбранного метода на определенном этапе занятия, при решении данной задачи и в работе с конкретным контингентом детей. Основанием для выбора технологий обучения является, прежде всего, уровень самостоятельности обучающихся в учебной деятельности. Посредством технологий обучения можно предусмотреть степень репродуктивности и творчества обучающихся. Но для этого основными профессиональными умениями педагога должны быть аналитические умения. Таким образом, педагог при внедрении новой технологии в образовательный процесс должен уметь:
- применять методы и приемы обучения, используемые в данной технологии;
- проводить и анализировать учебные занятия, построенные по новой технологии;
- научить детей новым методам работы;
- оценивать результаты внедрения новой технологии в практику, используя методы педагогической диагностики. Новые педагогические технологии могут радикально перестроить процесс обучения. Цель внедрения инновационных технологий - дать детям почувствовать радость труда в учении, пробудить в их сердцах чувство собственного достоинства, решить социальную проблему развития способностей каждого ученика, включив его в активную деятельность, доведя представления по изучаемой теме до формирования устойчивых понятий и умений.
Список литературы:
1. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учеб. для вузов. - Сб.Питер, 2000. 2. Альтшуллер, Г.С. Найти идею. Введение в ТРИЗ – Теорию решения изобретательских задач / Г.С. Альтшуллер. – Альпина Бизнес Букс, 2007. – 202 с. 3. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии / В.П. Беспалько. – Москва: Просвещение, 1989. – 154 с. 4. Кларин, М.В. Педагогические технологии в учебном процессе / М.В. Кларин. – Москва: Просвещение, 1989. – 234 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материал к семинару "Современные педагогические технологии в дополнительном образовании детей"
В представленном материале раскрываются основные современные педагогические технологии используемые в образовательном процессе дополнительного образования детей....
Современные педагогические технологии в дополнительном образовании детей
Описание современных педагогических технологий, применимых в дополнительном образовании детей...
Использование современных образовательных технологий в дополнительном образовании
Статья расскрывает характеристики современных педагогических технологий и определяет возможность использования в дополнительном образовании как на занятиях, так и для проведения аттестационных или отк...
Выступление на методическом объединении «Современные педагогические технологии в дополнительном образовании детей».
«Современные педагогические технологии в дополнительном образовании детей»....
«Современные формы занятий с использованием новых педагогических технологий в дополнительном образовании – основа мастерства педагогов»
Среди наиболее важных факторов, которые влияют на развитие личности детей в системе дополнительного образования, важнейшим является профессионализм, ма...
"Современные педагогические технологии в дополнительном образовании"
Памятка для педагогов, в которой схематично представлены технологии обучения и их краткая характеристика....
Статья "Современные педагогические технологии и дополнительное образование"
Данная статья содержит классификацию и варианты определений педагогических технологий, характеристику традиционной системы и современные тенденции в педагогике применительно к дополнительному образова...