Играем сонату F-dur op37 №3 Й.Гайдна HOB:23 часть I
методическая разработка (6 класс) на тему
Из опыта работы в классе фортепиано. В помощь педагогам-практикам. Научная информация через призму работы с учеником. Как лучше сделать, чтобы было в стиле и доступно ребёнку
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
из опыта педагога-практика | 37.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Играем сонату Й.Гайдна F-dur op.13 №3 часть I HOB:23 |
Отрывок из работы «Как правильно исполнять клавирные сонаты Й.Гайдна в классе «Фортепиано» |
Сиротенко Т.В. 27.03.2016 |
Содержание
- Введение
- Основная часть
- Заключение
- По большому счёту, клавирные сонаты великого мастера, Й Гайдна, всегда играли с большим удовольствием. Этот жизнерадостный композитор своими произведениями при исполнении наполняет вас каким-то солнечным светом. Как научить ученика играть музыку Й.Гайдна так, как её задумал великий маэстро?
Что для этого потребуется?
Много книжек написано про Гайдна, много записей великих пианистов содержатся в музыкальных архивах. Как это всё объяснить своему ученику, который ещё понятие «стиль» до конца не осознал, потому что маленький, а сыграть надо в характере именно ХVIII века, не нашего ХIХ.
Можно рассказать о великой Вене, каждый уголок которой пел и играл.
Музыка была неотъемлемой частью жизни каждого жителя. Гайдн формировался в окружении народно-бытовой музыки. Человек середины XVIII века чувствовал себя частичкой Божественного распорядка, коему он добровольно и беспрекословно подчинялся. В этом отношении музыка Й.Гайдна очень близка музыке И.Баха: оба непоколебимо верили в Бога, оба творили «во славу Божию». Как донести это до ученика?
Надо самому преподавателю первоначально во всём разобраться.
Попробую поработать над этой клавирной сонатой доступно именно ученику, а не учёному мужу, но при этом, не забывая о профессионализме.
- Разобрав сонату I часть, ученик приносит мне её на урок. С чего начать?
Я отправляюсь с ним в далёкую Вену, где живёт неунывающий Гайдн, и пытаюсь выяснить, что же такое произведение крупной формы.
Вся I часть разбирается на разделы и ученику объясняется термин «сонатное аллегро». Конечно, и до Гайдна существовали клавирные сонаты в творчестве Фрескобальди и Д. Скарлатти. Только Гайдн всё одел в костюм из 3-х частей: экспозиция (показ тем), разработка (развитие тем) и реприза (утверждение тем). Что мы видим в нашей сонате: экспозиция – 1 такт по 47 такт; разработка – 47 такт по 86 такт; реприза – 86 такт по 128 такт. Ну и ну, подумает Уважаемый коллега, только счёта нам и не хватало, как будто больше заняться нечем. Иногда математика очень помогает. Главное, объясняю ученику, что за основу метроритма в этой сонате мы берём 32-ую, и основываясь на этой пульсации, пытаемся поиграть отрывки: с 1 по 5 такты; с 13 по 21 такты; с 30 по 34 такты; с 45 по 47 такты; с 69 по 78 такты; с 86 по 90 такты и т.д. Поверьте, очень помогает объяснить ученику важность выдерживания единого темпа от начала до конца.
Невозможно пройти мимо объяснения тонального плана, наличия тем в экспозиции и их дальнейшего развития.
Знакомясь с главной партией (такты 1-13) выясняем наличие 2-х элементов. Вот здесь к месту будет сказано об артикуляции тем.
Первое проведение темы очень похоже на вопрос (1-3 такт) – ответ (3-5 такты). Артикуляция выполняет важнейшую функцию в создании музыкального образа. Тональность F-dur говорит о хорошем настроении главного героя, а подчеркнуть его забавность и неуклюжесть нам помогают артикуляционные знаки:
- Две ноты под лигой ( или парные лиги) – средство связывания звуков и расстановки артикуляционных акцентов. 1-я нота под лигой подчёркивается, последний звук под лигой укорачивается.
А как играть звук под клинышком? Думаю, его надо просто отставить от всех остальных и сыграть staccato. Смотрите, как всё просто: человек танцует с подскоком, а потом кружится вместе с партнёршей (такты 3-5 ответ на вопрос).
И уже мы встречаемся с орнаментикой Гайдна, в 4-ом такте пральтриллер на ноте H. Надо помнить, что на ясность и изящество мелизматики Гайдна оказало влияние французское рококо. Так вот о пральтриллере: первая нота на атаке, последняя связывается с последующим звуком. Только делается это легко и со вкусом, ведь сам Гайдн это сочинил.
Конечно, будет замечательно, если мы проиграем ещё проведение 1-го элемента главной партии в разработке (такты 47-51) и в репризе (такты 86-90). Только проиграем уже осознанно, так уже знакомы с парными лигами, и с вертикальной черточкой (клинышком), и пральтриллером. Только теперь ещё запомним тональный план: тема в разработке звучит в С-dur. А в репризе – F –dur. Вот и разукрасили в тональном плане главную партию.
Гайдн не был бы самим собой, если бы не посмеялся над нами, придумав 2-е проведение темы. Казалось, повтори, что было раньше, так нет! Такты с 5 по 13 – это уже не подскоки главного героя, это уже просто перекатывание. Хорошо посмеялись! Осталось всё сыграть пальчиками и объединить при этом кистью руки короткие арпеджио. А что происходит в разработке с этим проведением темы? В разработке эта тема перепрыгивает из одного регистра в другой (такты 51-54), всё смеётся и играет. Только вот в репризе всё возвращается в прежнее русло, утверждая основную тональность F-dur(такты 90-97).
На что ещё необходимо обратить внимание, так это на игру терций в правой руке (такт 12). Кто-то играет по четыре звука на legato, кто-то по два на legato, остальные – staccato. Экспериментируйте!
Чем всегда интересны клавирные сонаты Й. Гайдна, так это разнообразием фактуры. Посмотрите, как элегантно выписана связующая партия (такты 13-21). Напомните ученику, что задача этой партии перевести нас в тональность Доминанты, т.е. в C-dur. Смотрите, как легко Гайдн это делает: прослушать ход нижних нот в левой руке – и мы у цели! C-dur победил! А какая красота в звучании данной партии в разработке (такты 61-68)! Просто выводишь нижние ноты в басу, выстраивая ход (d-d-d-d-e-e-e-e-e-e-e-e-f-f-f-f-f-f-fis-fis-g-g-gis-gis-a-a-cis-cis) на crescendo. Зато в репризе Гайдн совершенно отказывается от этой партии, модулируя в основную тональность F-dur с помощью главной партии.
Настал черёд поговорить о технических трудностях этой сонаты. Й. Гайдн не был пианистом, поэтому исполнительские приёмы в его сонате проще, чем у Моцарта. Тем не менее, есть над чем поработать.
Побочная партия в экспозиции (такты 22-41) заставят поработать ученика, добиваясь филигранного исполнения 32-х. Главное: в побоч2-33; второй – такты 34-41.
В пассажах правой руки надо поделить всё на мотивы: нисходящий пассаж ровно по звуку, потом прослушать ход на разворотах. Добиться четкости в 32-х и при этом сыграть быстро поможет левая рука, она будет выполнять функцию организатора. Очень красивый эпизод в As-dur (такты 30-33), так и хочется его высветить. Думаю, педаль нам поможет. Сама правая педаль была изобретена в 1782 году. Поэтому пользоваться педалью в клавирных сонатах Гайдна надо с умом. Этот эпизод без педали будет обеднён.
Второй элемент побочной партии (такты 34-40) будет интересно слушаться, если ученик высветит терции в потоке 32-х. В репризе эти два элемента побочной партии (такты 98-121) проводятся в тональности F-dur и требуют тех же пианистических приёмов, что и в экспозиции.
Осталось высветить заключительную партию. Она небольшая по размерам и полностью соответствует правилам композиции: в экспозиции утверждает тональность Доминанты (такты 41-47), а в репризе - основную тональность (такты 122-128) Думаю, что про активный 5-ый палец в левой руке, исполняемый броском на октаву, поможет фиксации указанных тональностей. Ещё несколько слов об орнаментике Гайдна: в заключительной партии встречается tr с нахшлагом. При её исполнении надо плавно перевести повторяющиеся звуки в последующую ноту.
Есть в этой сонате несколько мест, которые требуют тщательной проработки. Это такты 69-78 в разработке и такты 105-111 в репризе. Можно, конечно всё «запедалить» и проблема решена. Но как это соотнесётся с таким красивым словом «стиль»? Повторюсь: педаль у Гайдна должна быть «прозрачной». Значит, «нагружаем» наши пальчики! Хорошее пальцевое legato-и мы у цели! Педаль только аккуратная при слуховом контроле!
По поводу tr в левой руке в репризе (такты106-111). Tr классическая с нахшлагом, хорошо просчитанная. Вот вам и помощь математики!
Поговорим о темпе в этой сонате. Не стоит бояться быстрого темпа, Гайдн, безусловно, любил скорость. Только помните: быстрота не должна мешать качеству исполнения!
Думаю, не лишним будет сказать о том, что инструмент во времена композитора был иным. Басы звучали чётче и звонче, что помогало пианисту отставлять правую и левую руки. Наш инструмент таким качеством похвастаться не может, наши басы гудят и сливаются. От исполнителя требуется хорошая активность кончиков пальцев и слуховой контроль!
Теперь немного о динамике. Динамика – это сила. Следует помнить:
- f Гайдна не соответствует нашему f;
- Гайдн чаще всего довольствовался лишь намёками на динамику. Все динамические оттенки проставили редакторы, поэтому к ним надо относиться аккуратно. Следует помнить о требовании, выдвигаемом к исполнителю времён Гайдна: «Далеко недостаточно соблюдать p и f только в тех местах, где они обозначены; каждый исполнитель должен уметь привносить продуманно их именно в те места, где они не стоят. Для достижения этого умения необходимо хорошее обучение и большой опыт». Кванц
Вот кажется и всё, что мне хотелось бы сказать. В заключение добавлю от себя: я не претендую на оригинальность. Кто-то, может быть, работает лучше и интереснее вашего покорного слуги. Но это мой опыт, проверенный временем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая работа "Сонатная форма в фортепианном творчестве Й.Гайдна. Соната C-dur Hob/35"
Методическая работа предназначена для преподавателей по классу фортепиано в ДМШ, ДШИ. В работе характеризуется фортепианное творчество Й.Гайдна, его отличительные особенности....
020. Тема 5 Гайдн Соната D-Dur Урок 29
Презентация по "Музыкальной литературе" для музыкального училища. Выполнена в годы преподавания в МВМУ....
Играем сонату F-dur op37 №3 Й.Гайдна HOB:23 часть I
В классе специального фортеиано сонаты Гайдна занимают значительное место. При знакомстве с понятием крупной формы, точнее, с произведениями венских классиков, его сонаты исполняются учениками с...
Реферат "Стилистические особенности сонат Й.Гайдна и В.Моцарта"
Два гениальных музыканта 18-го века - Й.Гайдн и В.Моцарт - совершили настоящее чудо: начав с самых простых форм, пройдя путь, которым шли многие их современники, они совершили переход в иное качество,...
Зачётная лингвистическая игра по теме "Причастия и отглагольные прилагательные" (7 класс). Часть 1.
Зачётная лингвистическая игра по теме "Причастия и отглагольные прилагательные" (7 класс).По мотивам "Своя игра". Часть 1....
Зачётная лингвистическая игра по теме "Причастия и отглагольные прилагательные" (7 класс). Часть 2.
Зачётная лингвистическая игра по теме "Причастия и отглагольные прилагательные" (7 класс).По мотивам "Своя Игра".Часть 2....
Открытый урок на тему: «Работа над крупной формой на примере разбора сонаты Й. Гайдна Ре мажор №50, 1я часть»
развитие и совершенствование навыков работы над произведениями крупной формы в процессе обучения игре на фортепиано...