Культура человека и культура речи
календарно-тематическое планирование (5 класс) по теме
Программа элективного курса для 5 класса общекультурного направления , объединяющая темы, которые освещают нормы культуры поведения в различных жизненных ситуациях ,и овладение нормами русского языка, которые позволили бы назвать человека культурным
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kultura_cheloveka_i_kultura_rechi.doc | 126 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 655 Приморского района Санкт-Петербурга
Рекомендована к использованию Советом ГБОУ школы № 655 Приморского района Санкт-Петербурга Протокол от _________20___г. №______ | Утверждаю Приказ от _____________ № ______ Директор ГБОУ школы № 655 Приморского района Санкт-Петербурга _________________И. А. Салыгина |
«КУЛЬТУРА ЧЕЛОВЕКА И КУЛЬТУРА РЕЧИ»
Программа электива общекультурного направления
для 5 класса
Срок реализации программы 2015 – 2016 учебный год
учебный год
Количество часов 34 за год
Количество часов 1 в неделю
Учителя высшей категории Симоненко Надежды Евгеньевны
20 15г.
СОСТАВИТЕЛЬ: Симоненко Надежда Евгеньевна, учитель русского языка и литературы ГБОУ школы № 655, учитель высшей категории,
КОНСУЛЬТАНТ:
РЕЦЕНЗЕНТЫ:
Утверждено педагогическим советом школы
(протокол № ____________ от «____»____________)
Директор школы ____________ Салыгина И.А
М. П. (подпись)
Согласовано с методическим кабинетом отдела образования
Заведующий ИМЦ ____________
М. П. (подпись)
Научная методическая экспертиза:
Пояснительная записка
Элективная программа «Культура человека и культура речи» предназначена для учеников 5-го класса. В рамках курса рассматривается воплощение тех психолого-педагогических идей, которые легли в основу разработки ФГОС последнего поколения. Введение новых образовательных стандартов в практику образования требует от педагога не только знакомства с их содержанием, но и понимания тех средств и приемов, которых можно достичь во внеурочной деятельности для роста личностных и метапредметных результатов в освоении обязательной программы обучающимися
В данном курсе применен системно-деятельностный подход, интегрируются знания учащихся, полученные на уроках (5-6 класс) русского языка, а также на занятиях элективного курса «Юный журналист» (6 класс). При формировании учебной мотивации учитываются возрастные особенности
Основная цель факультатива – создание условий для формирования поликультурной, лингвистической, социальной компетентностей, обеспечение индивидуальных, познавательных интересов личности, развитие творческих продуктивных способностей, словесно-логического типа умственной деятельности.
Необходимость развития коммуникативных умений и культуры речи общепризнана. Эта цель достигается в ходе реализации следующих задач:
- освоение ценностей и социальных норм;
- развитие языковой коммуникативности; учить внимательно относиться к своей и чужой речи, хорошо понимать все оттенки слова;
- выработка умения у учащихся соблюдать этикет. Развитие умения выстраивать конструктивные отношения, вести диалог и аргументировать свою точку зрения, разрешать конфликтные ситуации
- обучение способу общения с аудиторией, когда говорящий должен в совершенстве владеть существующими в языке речевыми нормами;
- формирование способностей к целеполаганию; выступать в роли «экспертов», анализирующих предъявленные им тексты, самостоятельно разрабатывать критерии оценок, распознавать «сниженную» речь в эфире, избегать в дальнейшем штампов в речи, не допускать ошибок в словоупотреблении, формообразовании и синтаксических структурах;
- формирование навыков контроля и самоконтроля, коррекции, планирования и реализации общих интеллектуальных способностей (рефлексии, анализа, планирования), творческой активности через проведение специальных тренингов;
- обеспечение дальнейшего развития коммуникативных способностей, связанных с возможным выбором будущей профессии (журналиста, радиожурналиста, телеобозревателя).
Данная программа предполагаетПроблемно-ценностное общение; использование методов и форм обучения, обусловленных
возрастными особенностями учащихся:
- обзоры литературы по теме,
- методы проектов,
-деловые и ролевые игры,
- кейс-технологии,
- собеседования,
- рецензирование,
- корректура и редактирование,
- имитационное моделирование,
- тренинги.
Планируемые предметные,метапредметные и личностные результаты:
1 ) создание языкового портфолио
2) выработка навыков работать со справочной, научно-популярной и специальной литературой по психологии делового общения, культуре речи, истории языка и его современного состояния;
3)осознанное использование речевых средств в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; использование живого языка как средства общения в устной и письменной речи, а не свода грамматических и пунктуационных правил;
4) умение принимать самостоятельные решения и стремиться к пониманию собственных чувств и желаний и уважению к устремлениям других людей;давать оценку своей работе и работе товарища; разрешать морально-этические проблемы межличностного общения.
5) владение устной и письменной речью , монологической контекстной речью, технологиями подготовки диалогических высказываний
Автор надеется помочь овладеть нормами этикета в повседневном и деловом общении.
Работая в предложенной системе, можно устранить ряд речевых ошибок и избегать их в дальнейшем.
Программа состоит из четырех разделов:
- Исследователь хороших манер.
- Взаимодействие ради результата. Практикум делового общения.
- Регуляторы вежливости или… Углубляясь в лексику.
- Предупреждение морфологических ошибок в речи культурного человека
.Актуальность.
Для успешного общения необходимым является достижение такого уровня владения родным языком, которое позволяет гибко реагировать на всевозможные непредвиденные повороты в ходе беседы, быстро определять адекватную линию речевого поведения, безошибочно выбирать конкретные языковые средства. ФГОС не только указывают на необходимость формирования у учащегося дружелюбного и толерантного отношения к ценностям культуры, оптимизма и выраженной личностной позиции в восприятии мира, в развитии национального самосознания на основе знакомства с этическими правилами, что невозможно без тренингов культурного бесконфликтного поведения. От традиций культуры – к нормам речевого поведения.
Календарно- тематическое планирование
№ п/п | Раздел, тема | Кол- во часов |
Введение. Культура и этикет. Из истории этикета | 1 | |
Раздел 1. Исследователь хороших манер | 8 | |
Повседневный этикет | 1 | |
Особенности этикета для мужчин и женщин, молодежи и пожилых людей | 1 | |
Подарки | 1 | |
Этикет особого случая | 1 | |
Этикет вероисповедания. Поездка за границу | 1 | |
В человеке все должно быть прекрасно | 1 | |
Обобщение по теме | 1 | |
Тематическое оценивание | 1 | |
Раздел 2. Взаимодействие ради результата | 8 | |
Самоподача в общении. Первое впечатление | 1 | |
Стиль общения. Коммуникативная и интерактивная сторона общения | 1 | |
Приемы влияния на партнера | 1 | |
Правила для говорящего и слушающего | 1 | |
Этикет не вербального общения | 1 | |
Конфликты, их разрешение | 1 | |
Обобщение по теме | 1 | |
Тематическое оценивание | 1 | |
Раздел 3. Регуляторы вежливости . Углубляясь в лексику | 10 | |
Качество хорошей речи. Быть остроумным | 1 | |
Орфоэпические нормы языка | 1 | |
Лексика. Речевые ошибки | 1 | |
Осторожно - полисемия! | 1 | |
Синонимы | 1 | |
Роль антонимов в речи | 1 | |
Омонимы | 1 | |
Речь и паронимы | 1 | |
Как слова живут в нашей речи | 1 | |
Тематическое оценивание | 1 | |
Раздел 4. Предупреждение морфологических ошибок в речи культурного человека | 7 | |
Имя существительное. Ошибки в образовании, выборе форм | 1 | |
Имя прилагательное | 1 | |
Особенности выбора и употребления числительных | 1 | |
Местоимения | 1 | |
Глаголы. Особенности выбора и употребления | 1 | |
Тематическое оценивание | 1 | |
Обобщение | 1 |
Оценивание знаний
Если для проверки знаний 3 и 4 раздела существуют традиционные способы оценивания, то проверка уровня поликультурной и лингвистической компетентности проводится по интерактивным технологиям оценивания. Применяется групповое, рейтинговое и индивидуальное оценивание, самооценка и взаимооценка. Обязательным является обсуждение критериев оценивания с учениками. Ведется мониторинг не только достижений класса, но и индивидуального прогресса учащегося, портфолио достижений.
№ п/п | Тема урока, формы занятий | Содержание занятий | Планируемые метапредметные и личностные результаты |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. | Введение. Культура и этикет. Из истории этикета. Ф.З.: информация учителя, практикум, тренинг. Раздел 1. Исследователь хороших манер. (8 часов, в том числе 1 час – обобщения, 1 час - ТО) Повседневный этикет. Ф.З.: защита проектов, работа со справочной литературой. Особенности этикета для мужчин и женщин, молодежи и пожилых людей. Ф.З.: информация учителя, тренинг, тестирование. Подарки. Ф.З.: рецензирование рефератов, тестирование. Этикет особого случая. Ф.З.: ролевая игра, корректура предложенных типичных ситуаций. Этикет вероисповедания. Поездка за границу. Ф.З.: чтение сообщений, игра-путешествие. В человеке все должно быть прекрасно. Ф.З.: тренинг в составлении ансамбля вещей, практикум с сотрудником косметической фирмы, систематизация правил. Обобщение по теме. Тематическое оценивание. Раздел 2. Взаимодействие ради результата или Практикум делового общения. (8 часов , в том числе 1 час – обобщение, 1 час - ТО) Самоподача в общении. Первое впечатление. Ф.З.: беседа, тестирование. Стили общения. Коммуникативная и интерактивная сторона общения. Ф.З.: лекция учителя, тест. Приемы влияния на партнера. Ф.З.: конференция по главе книги Д. Карнеги. Психологический практикум. Правила для говорящего и слушающего. Ф.З.: составление правил, тестирование. Этикет невербального общения. Ф.З.: семинар. Стратегия дистанцирования Конфликты, их разрешения. Ф.З.: тестирование, практикум по конфликтологии. Стратегия уклонения Итоговый урок по теме. ТО. Раздел 3 . Регуляторы вежливости или Углубляясь в лексику. (10 часов, в том числе 1 час - ТО) Качества хорошей речи. Быть остроумным. Ф.З.: дискуссия по афоризмам, сообщения учащихся. Орфоэпические нормы языка. Ф.З.: голосовой тренинг, дикционные упражнения. Лексика. Речевые ошибки. Ф.З.: редактирование и корректура. Осторожно – полисемия! Ф.З.: чтение и понимание текстов, имитационное моделирование, работа с фразеологическим словарем. Синонимы. Ф.З.: практикум, взаимопроверка. Роль антонимов в речи. Ф.З.: практическая работа. Омонимы. Ф.З.: дискуссия, поэтический ринг. Речь и паронимы. Ф.З.: речевой практикум. Как слова живут в нашей речи. Ф.З.: информация учащихся, экскурсия в прошлое. ТО. Раздел 4. Предупреждение морфологических ошибок в речи культурного человека. (7 часов, в том числе 1 час – ТО, 1 час - обобщение) Имя существительное. Ошибки в образовании, выборе и употреблении форм. Ф.З.: сообщения учащихся, практикум, викторина. Имя прилагательное. Ф.З.: упражнения на интонирование, редактирование. Особенности выбора и употребления числительных. Ф.З.: сообщения, корректура, взаимооценка. Местоимения. Ф.З.: корректура, дискуссия. Глаголы. Особенности выбора и употребления .Модальные глаголы как регуляторы вежливости Ф.З.: практикум. Обобщение. | Основное правило этики. Что такое этикет. Этикет первобытного, рабовладельческого общества, дипломатический, придворный, европейский, восточный. Этикет знакомства, приветствие, прощание. Типы рукопожатий и типы характера. Что похвально для мужчин и порочно для женщин. Почтительность к старшим, дружба с равными, любезность с младшими. Болтливость и высокомерие. Красота и опрятность. Женщина и курение. Подарок – зеркало дарящего. Как преподносить и получать подарок. Книга – лучший подарок. Подарки в официальной среде. В кинотеатре, в интернет-кафе, в читальном зале, в поезде, на съемной квартире. Посещение больных, траурный этикет. Церемония награждения, школьный вечер. Церковные звания, праздники, основные культовые предписания в православии, католицизме, протестантизме, исламе. Нравы и обычаи народов мира. Этикет в молодежной моде. Макияж. Сетикет (основные правила поведения в сети Интернет). Шкала эмоциональных состояний человека по Р. Хаббару. Практикум в кибер-пространстве. Составление «Полезных советов». Работа с почтой психолога. Тестирование. Стратегия намека. Языковые способы снижения негативного воздействия. Прямое, скрытое и двойное отрицание Самопрезентация актуального состояния и причин поведения. Фактор превосходства, привлекательности. Роль имиджа и манер поведения. Визитная карточка. Разговор по телефону. Барьеры непонимания: избегание, авторитет и непонимание. Приемы управления вниманием: прием «завлечения», «нейтральной фразы», зрительного контакта, навязывания ритма, акцентировки. Позиция «хозяина положения» и «подчиненного» в транзакции. Приемы «имя собственное», «зеркало отношений», «комплимент». Запрещенные приемы общения. Спекулятивные методы аргументации. Народная мудрость об умении слушать и качествах речи. Общепринятые формулы этикета. Неприемлемые темы. Активное слушание. Общий разговор и беседа тет-а-тет. Вежливость, допустимое время для реплики, темп речи. Мимика, жесты и позы открытости, защиты, угрозы, размышления, оценки, сомнения, несогласия, превосходства, нежелания слушать, готовности. Интимная, личная, социальная зона, позиции делового взаимодействия, конкурирующе-оборонительная. Виды взглядов, их трактовка. Модель делового конфликта. Конфликтный человек в команде. Стиль поведения в конфликтной ситуации: конкуренция, уклонение, приспособление, сотрудничество, компромисс. Смягчение посредством вопросов. Стратегия поддержки собеседника Требования к правильной речи в афоризмах писателей: точность, ясность, логичность, простота, богатство, сжатость, чистота, живость, благозвучие. Словесные конструкции смешного по Цицерону: двусмысленность, аллегория, метафора и т.д. Факты из истории русской графики, работа со словарем ударений. Определение рода и числа аббревиатур. Анализ текстов. Выбор слова в соответствии с текстом, правильного варианта текста. Корректура тавтологий. Устранение алогизмов. Анализ текста, содержащего многозначные слова, выбор слова с оттенком, соответствующим контексту. Установление значения и происхождения наиболее употребительных «крылатых» слов. Игра слов и ее происхождение. Корректура текста с двойным толкованием слов. Подбор синонимов к данным словам в конкретном тексте. Замена слов их синонимами, невозможность такой замены в зависимости от контекста. Определение стилистической окраски синонимов, замена неумело употребленных слов их синонимами. Анализ текста, содержащего антонимы. Подбор антонимов к одним и тем же словам в разном контексте. Выбор слова-антонима из группы слов. Антоним как элемент шутки, игры слов. Факты о возникновении некоторых омонимов. Различение омоформ и омофонов. Выбор нужного омонима в тексте. Игра слов – основа шуток. Различение наиболее частотных паронимов по значению. Поиск ошибки при выборе и употреблении паронимов. Факты, как произошли наиболее употребляемые в нашей речи слова. Сообщения «Как попали в язык заимствованные слова». Поиск в тексте новых слов, архаизмов, историзмов. Определение корней, от которых произошли слова. Экскурс в историю (о происхождении имен собственных, и как они стали нарицательными). Изменение иноязычных фамилий, образование Р.п. мн. ч. Определение рода существительных и построение с ними предложений. Образование и употребление кратких прилагательных, относительных прилагательных с суффиксом -ск-. Объяснение лексического значения словосочетаний типа помощь брата – братская помощь. Склонение, употребление правильных конструкций типа последние три месяца, три последних месяца. Экскурс в историю (о возникновении римских цифр и их чтении). Исправление ошибок в тексте. Анализ текста. Выбор притяжательного местоимения в соответствии со смыслом текста. Знакомство с необычными случаями местоимений в речи. Прибавление начального н- в местоимениях 3-го лица. Употребление глаголов с частицей -ся. Различение причастных и деепричастных оборотов. Конструирование текста в соответствии с грамматическими законами. Замена одной конструкции другой. | Ученик объясняет содержание понятий этика, этикет, культура. Сравнивает этикет исторических эпох, приводит пример этикетных норм «Домостроя», «Юности честное зерцало», интерактивно изучает «Кодекс строителя коммунизма». Демонстрирует формы этикета в типовых жизненных ситуациях. Ученик наблюдает подготовленные проекты, классифицирует афоризмы, рассуждает об устойчивых формулах общения, национальных особенностях этикета. Ученик объясняет физиологическое различие полов, анализирует ситуации, в которых остро чувствуется преломление правил этикета для разных полов; решение ситуаций, связанных с общением с людьми разных возрастов. Доказывает вредность курения и алкоголя. Использует различную информацию о цветочном этикете, о значении камней и других драгоценностях, осуществляет обзор интернет-изданий. Учится понимать и учитывать обстоятельство и время поведения, объяснять понятия фатическое (контактоустанвливающее), конативное (ориентация на адресата), волюнтативное (волеизъявляющее) общение. Характеризует ответственность за свой выбор и результаты действий как показатель моральной зрелости. Учится представлять не только себя, но и свой народ, свою страну. Развивает поликультурные компетентности: понимание непохожести людей, взаимоуважение к их обычаям и нравам, языку и религии. Аргументирует несовместимость насилия и благополучия. Наблюдает и выявляет элегантность в одежде, прическе, аксессуарах, макияже. Доказывает единство внешности с внутренним миром и эмоциональным состоянием человека. Аргументирует важность соблюдения принципов сетикета. Составляет «Кодекс пользователя Интернета». Защищает проекты, делает выводы, работает в малых группах. Устанавливает эмоциональное воздействие на собеседника Интерактивно изучает психологические приемы самопредъявления. Выражает видение собственного имиджа. Обыгрывает ситуативные диалоги. Наблюдает, что препятствует эффективному общению, выясняет, как преодолеть барьеры, объясняет понятия: внушение, контрсуггестия, транзактный анализ. Овладевает приемами транзакции. Классифицирует признаки ритуального, манипулятивного и гуманистического общения. Объясняет понятия: аттракция, аргументация. Овладевает методами и техниками контраргументации, выделяя их из статьи. Учится парировать замечания. Анализирует «13 рекомендаций по методу принципиального ведения переговоров» Гарвардского университета. Сравнивает свои представления об участниках общения с пословицами, высказываниями «великих». Классифицирует качества хорошего собеседника: чередование диалога с монологом, умение держать паузу, быстрая ориентация в происходящем. Дает понятие проксемическим, кинестическим средствам общения. Обыгрывает ситуации. Составляет критерии оценок выполненных работ по данной теме. Знаки внимания Определяет понятия конфликтоген, конфликт. Характеризует позитивные и негативные последствия конфликта. Вырабатывает приемы бесконфликтного поведения. Формулирует модель отрицательной оценки: а) «Ты – хороший парень», б) «но ты не прав», в) «хотя ошибаются все». г) «Я надеюсь, что ты все исправишь». Систематизирует приемы продуктивных отношений. Некоторые приемы трактовки начала и завершения беседы. Сравнивает высказывания А. Чехова, Л. Толстого, Н. Чернышевского, К. Федина, Д. Писарева, В. Белинского, М. Горького с качествами своей речи. Определяет понятия сатира, сарказм, юмор, ирония, остроумные нелепости, смешение стилей. двойное истолкование. Определяет термин орфоэпия. Знакомится с нормами произношения слов с -э и -‘э. Наблюдает, какие ошибки в области постановки ударений (в условиях сложившегося двуязычия). Выступает в роли эксперта. Показывает умение распознавать речевую избыточность, употребление паронимов, устойчивых словосочетаний в несвойственных им значениях. Выявляет, почему существует связь «контекст - полисемия». Разрабатывает метод определения «речевого бескультурья» при употреблении «крылатых» слов. Выявляет, всегда ли возможна полная взаимозамена синонимов. Анализирует, могут ли быть синонимичны слово и словосочетание. Сравнивает качество замены заимствованных слов русскими синонимами. Формулирует, что такое антонимы и для чего они нужны в тексте. Характеризует, какова роль элемента анти- в русских словах. Учится видеть элементы «сниженности» текста. Объясняет понятия омонимы, омографы, омофоны. Делает вывод, что без явления омонимии невозможно существование поэзии. Высказывает суждение о том, какую роль играют омонимы в речи острословов. Устанавливает, почему важно находить паронимы и различать их значения. Классифицирует ошибки, связанные с неправильным употреблением паронимов, делает вывод, почему они возникают. Формулирует, что такое новые слова, архаизмы, историзмы, осмысливает их значение в речи. Анализирует, как заимствованные слова стали «своими». Доказывает, всегда ли нужно переводить заимствованное слово на русский язык. Сравнивает, как определить род заимствованных слов, существительных общего рода. Наблюдает, всегда ли есть параллельные образования у существительных мужского рода. Сравнивает особенности склонения географических названий. Делает вывод, может ли окончание влиять на значение слова. Классифицирует типичные ошибки при образовании сравнительной степени, произношения притяжательных прилагательных. Объясняет образование сложных прилагательных. Выясняет, какие прилагательные не имеют полной формы (нужен, рад, должен). Наблюдает за особенностями употребления собирательных и дробных числительных. Делает вывод, какая из двух форм – правильная. Формулирует правила на основе своих наблюдений. Оценивает работу товарища. Выявляет, как возник термин местоимение. Соблюдает правила употребления местоимений свой и себя. Анализирует, как зависит смысл текста от выбора места для личных местоимений. Наблюдает за недостаточными глаголами и образует от них форму 1-го лица. Выясняет, какие ошибки не следует допускать, образуя повелительное наклонение. Делает вывод, как следует понимать термины причастие, деепричастие. Обобщает, почему деепричастие называют второстепенным сказуемым, и как это влияет на структуру предложения с деепричастными оборотами. Сопоставляет явления и обобщает их. |
Использованная литература.
- Бороздина Г.Б. Психология делового общения. М., 2004.
- Хаббард Р. Руководство основами обучения. М., 1996.
- Берг. В. Карьера – супер-игра. М., 1998.
- Рождественский Ю.В. Техника, культура, язык. М., 1993.
- Формановская Н.И. Вы сказали «Здравствуйте». М., 1987.
- Харрис Т. Я – о’кей, ты - о’кей. М., 1996.
- Скотт Д. Конфликты и пути их преодоления. К., 1991.
- Джейс М., Джонджевал Д. Родиться, чтобы победить. М., 1997.
- Введенсая Л. А. Культура и искусство речи. Ростов, 1998.
- Культура речи делового человека. Практикум. М., 1996.
- задания по развитию основных видов компетентностей школьника. Донецк, 1991.
- Гойхман. О.Я. Основы речевой коммуникации. М., 1997.
Литература, рекомендуемая для учащихся
- Энциклопедия этикета. М., 2003.
- Фроянова Т. И. Культура русской речи. СПб., 2003.
- Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. М., 1990.
- Ханин М. Практикум по культуре речи. СПб., 2003.
- Данкел Ж. Деловой этикет. Ростов, 1997.
- Ашулин Н.С. Крылатые слова. М., 1998.
- Розенталь Д.Э. Словарь для работников радио и ТВ. М., 1984.
- Вартаньян В.А. Путешествие в слово. М., 1987.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Зачем нравственному человеку культура речи?
Ораторская речь в клубе "Риторика" о воздействие речи человека на окружающую жизнь. ...
Урок русского языка в 10 классе по теме: «Подготовка к ЕГЭ. Грамотная речь как показатель культуры человека».
Тип урока: повторительно-обобщающийВид урока: практикумФормы организации учебной деятельности на уроке: индивидуальная.Цели урока:Познавательный аспект: повторить и обобщить изученный за...
Проект урока по культуре речи для 6-7 класса «Видна птица по перьям, а человек — по речам»
Данный урок помогает раскрыть понятие "языковая норма",а также обратить внимание учащихся на свою речь и речь своих ровесников....
презентация открытого урока по русскому языку в 11 классе "Подготовка к ЕГЭ. Грамотная речь как показатель культуры человека."
Презентация открытого урока в 11 классе "Грамотная речь как показатель культуры человека" содержит основные этапы урока, дидактические материалы для выполнения групповых заданий. Предполагается подгот...
Формирование у учащихся сознательного отношения к культуре речи как показателю общей культуры человека
Упражнения для учащихся 5-7 классов по культуре речи...
Конспект урока в 10 классе по теме "Культура речи - часть общей культуры человека"
Тема урока злободневная. Даётся подробный план-конспект урока от и до. Интересна форма проведения, на системно-деятельностой основе в соответствии с требованиями ФГОС. Учитель выступает как дири...
Слово, речь – показатель общей культуры человека, его интеллекта, его речевой культуры. Вот почему овладение культурой речи, её совершенствование особенно активно начинается и продолжается в школьные годы. Культура речи – важнейший регулятор системы «ч
Слово, речь – показатель общей культуры человека, его интеллекта, его речевой культуры. Вот почему овладение культурой речи, её совершенствование особенно активно начинается и продолжается в шко...