Опросники для изучения своих личностных характеристик
учебно-методический материал ( класс) на тему
Опросники для проведения тестов среди педагогов( уровень развития ценностных ориентаций)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
oprosniki_dlya_izucheniya_svoih_lichnostnyh_harakteristik.docx | 67.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Опросники для изучения своих личностных характеристик
Оцените свой творческий потенциал. Выберите один из предложенных вариантов ответов.
1. Считаете ли вы, что окружающий вас мир может быть улучшен?
а) да;
б) нет;
в) да, но только кое в чем.
2. Думаете ли вы, что сами сможете участвовать в значительных изменениях окружающего мира?
а) да, в большинстве случаев;
б) нет;
в) да, в некоторых случаях.
3. Считаете ли вы, что некоторые из ваших идей принесут значительный прогресс в той сфере деятельности, которую вы выберете?
а) да;
б) откуда у меня могут быть такие идеи?
в) может быть, и не значительный прогресс, но кое-какой успех возможен.
4. Считаете ли вы, что в будущем будете играть столь важную роль, что сможете что-то принципиально изменить?
а) да, наверняка;
б) очень маловероятно;
в) может быть.
5. Когда вы решаете что-то сделать, уверены ли в том, что дело получится?
а) конечно;
б) часто охватывают сомнения, смогу ли сделать;
в) чаще уверен, чем неуверен.
6. Возникает ли у вас желание заняться каким-то неизвестным для вас делом, таким делом, в котором в данный момент вы некомпетентны, и абсолютно его не знаете?
а) да, всякое неизвестное меня привлекает;
б) нет;
в) все зависит от самого дела и обстоятельств.
7. Вам приходится заниматься незнакомым делом. Испытываете ли вы желание добиться в нем совершенства?
а) да;
б) что получится, то и хорошо;
в) если это не очень трудно, то да.
Заинтересованные в более глубоком самоизучении могут воспользоваться указанной в сносках литературой.
8. Если дело, которое вы не знаете, вам нравится, хотите ли вы знать о нем все?
а) да;
б) нет, надо учиться самому основному;
в) нет, я только удовлетворю свое любопытство.
. Когда вы терпите неудачу, то:
а) какое-то время упорствуете, даже вопреки здравому смыслу;
б) сразу махнете рукой на эту затею, как только поймете ее нереальность;
в) продолжаете делать свое дело, пока здравый смысл не покажет непреодолимость препятствий.
10. Профессию надо выбирать, исходя из:
а) своих возможностей и перспектив для себя;
б) стабильности, значимости, нужности профессии, потребности в ней;
в) престижа и преимуществ, которые она обеспечит.
11. Путешествуя, могли бы вы легко ориентироваться на маршруте, по которому уже прошли?
а) да;
б) нет;
в) если место понравилось и запомнилось, то да.
12. Можете ли вы вспомнить сразу же после беседы все, что на ней говорилось?
а) да;
б) нет;
в) вспомню все, что мне интересно.
13. Когда вы слышите слово на незнакомом языке, можете ли вы повторить его по слогам без ошибок, даже не зная его значения?
а) да;
б) нет;
в) повторю, но не совсем правильно.
14. В свободное время вы предпочитаете:
а) оставаться наедине, поразмыслить;
б) находиться в компании;
в) мне безразлично, буду ли я один или в компании.
15. Вы занимаетесь каким-то делом. Вы решаете прекратить его только когда:
а) дело закончено и кажется вам отлично выполненным;
б) вы более или менее довольны сделанным;
в) дело кажется сделанным, хотя его еще можно делать лучше. Но зачем?
16. Когда вы один, вы:
а) любите мечтать о каких-то вещах, может быть, и абстрактных;
б) любой ценой пытаетесь найти себе конкретное занятие;
в) иногда любите помечтать, но о вещах, которые связаны с вашими делами.
17. Когда какая-то идея захватывает вас, то вы станете думать о ней: а)
независимо от того, где и с кем вы находитесь;
б) только наедине;
в) только там, где есть тишина. 18. Когда вы отстаиваете какую-то идею, вы:
а) можете отказаться от нее, если аргументы оппонентов покажутся вам убедительными;
б) останетесь при своем мнении, какие бы аргументы ни выдвигались;
в) измените свое мнение, если сопротивление окажется слишком сильным.
Подсчитайте баллы.
За ответ а) начисляются 3 балла, за ответ б) — 1, за ответ в) — 2 балла. Вопросы диагностировали границы вашей любознательности, уверенность в себе, стремление к независимости, зрительную и слуховую память, способность абстрагироваться и сосредоточиваться. Эти показатели и есть качества творческого потенциала.
Если вы набрали 48 баллов и более, то в вас заложен значительный творческий потенциал, который представляет вам богатый выбор творческих возможностей. Если вы на деле сможете применить ваши способности, то вам доступны самые разнообразные формы творчества.
Если вы набрали 24—47баллов, то у вас есть качества, которые позволяют вам творить, но существуют и барьеры вашего творчества. СамЬга опасный — страх, особенно у людей, ориентированных на обязательный успех. Боязнь неудачи сковывает воображение — основу творчества. Любая новая идея может показаться неожиданной, вызвать удивление, непризнание, осуждение окружающих. Боязнь осуждения за новые, непривычные для других поведение, взгляды, чувства сковывает творческую активность, уничтожает творческую личность.
Направленность личности31
Одной из важнейших характеристик личности является направленность — устойчивая система интересов, убеждений, идеалов, вкусов и т.д., что в конечном итоге определяет важнейшие в нашей жизни вопросы: выбор профессии, спутника жизни, способов достижения успеха. Направленность выступает в качестве ориентира деятельности личности и является относительно независимой от конкретных ситуаций.
Инструкция. На каждый пункт анкеты возможны три ответа, обозначенные буквами а, б, в. Выберите ответ, который лучше всего выражает вашу точку зрения или наиболее соответствует правде. Букву вашего ответа напишите напротив номера вопроса. Над вопросами не думайте слишком долго, первый выбор обычно больше всего соответствует истине.
1. Больше всего удовлетворения в жизни дает:
а) оценка работы;
б) сознание того, что работа выполнена хорошо;
в) сознание, что находишься среди других.
2. Если бы я играл в футбол, то хотел бы быть:
а) тренером, который разрабатывает тактику игры;
б) известным игроком;
в) выбранным капитаном команды.
3. Лучшими преподавателями являются те, которые:
а) имеют индивидуальный подход к каждому студенту;
б) увлечены своим предметом и вызывают интерес к нему;
в) создают в коллективе атмосферу, в которой никто не боится высказать свою точку зрения.
4. Учащиеся оценивают как самых плохих таких преподавателей, которые:
а) не скрывают, что некоторые люди им несимпатичны;
б) вызывают у всех дух соревнования;
в) производят впечатление, что предмет, который они преподают, им не нравится.
5. Я рад, когда мои друзья:
а) помогают другим, когда предоставляется для этого случай;
б) всегда верны и надежны;
в) интеллигентны и у них широкие интересы.
6. Лучшими друзьями считаю тех:
а) с которыми хорошо складываются взаимные отношения;
б) которые могут больше, чем я;
в) на которых можно надеяться.
7. Я хотел бы быть известным, как те:
а) кто добился жизненного успеха;
б) может сильно любить;
в) отличается дружелюбием и доброжелательностью.
8. Если бы я мог выбирать, то хотел бы быть:
а) научным сотрудником;
б) начальником отдела;
в) опытным летчиком.
9. Когда я был ребенком, я любил:
а) игры с друзьями;
б) успехи в делах;
в) когда меня хвалили.
10. Больше всего мне не нравится, когда я:
а) встречаю препятствия при выполнении возложенной на меня задачи;
б) когда в коллективе ухудшаются товарищеские отношения;
в) когда меня критикует мой начальник.11. Основная роль школ должна была бы заключаться:
а) в подготовке учеников к работе по специальности;
б) в развитии индивидуальных способностей и самостоятельности;
в) в воспитании в учениках качеств, благодаря которым они могли бы уживаться с людьми.
12. Мне не нравятся коллективы, в которых:
а) недемократичная система;
б) человек теряет индивидуальность в общей массе;
в) невозможно проявление собственной инициативы.
13. Если бы у меня было больше свободного времени, я бы использовал его:
а) для общения с друзьями;
б) любимых дел и самообразования;
в) беспечного отдыха.
14. Мне кажется, что я способен сделать максимально возможное, когда:
а) работаю с симпатичными людьми;
б) у меня работа, которая меня удовлетворяет;
в) мои усилия достаточно вознаграждены.
15. Я люблю, когда:
а) другие меня ценят;
б) чувствую удовлетворение от выполненной работы;
в) приятно провожу время с друзьями.
16. Если бы обо мне писали в газетах, мне хотелось бы, чтобы:
а) отметили дело, которое я выполнил;
б) похвалили меня за мою работу;
в) сообщили о том, что меня выбрали в комитет или бюро.
17. Лучше всего я учился бы, если бы преподаватель:
а) имел ко мне индивидуальный подход;
б) стимулировал меня на интересный труд;
в) вызывал на дискуссию по разбираемым вопросам.
18. Нет ничего хуже, чем:
а) оскорбление личного достоинства;
б) неуспех при выполнении важной задачи;
в) потеря друзей.
19. Больше всего я ценю:
а) личный успех;
б) общую работу;в) практический результат.
20. Очень мало людей:
а) действительно радуются выполненной работе;
б) с удовольствием работают в коллективе;
в) выполняют работу по-настоящему хорошо.
21. Я не переношу:
а) ссоры и споры;
б) отметание всего нового;
в) людей, ставящих себя выше других.
22. Я хотел бы:
а) чтобы окружающие считали меня своим другом;
б) помогать другим в общем деле;
в) вызывать восхищение других.
23. Я люблю начальство, которое:
а) требовательно;
б) пользуется авторитетом;
в) доступно.
24. На работе я хотел бы:
а) чтобы решения принимались коллективно;
б) самостоятельно работать над решением проблемы;
в) чтобы начальник признал мои достоинства.
25. Я хотел бы прочитать книгу:
а) об искусстве хорошо уживаться с людьми;
б) о жизни известного человека;
в) типа «Сделай сам».
26. Если бы у меня были музыкальные способности, я хотел бы быть:
а) дирижером;
б) солистом;
в) композитором.
27. Свободное время я с наибольшим удовольствием провожу:
а) смотря детективные фильмы;
б) в развлечениях с друзьями;
в) занимаясь своим увлечением (хобби).
28. При условии одинакового финансового успеха я бы с удовольствием:
а) выдумал интересный конкурс;
б) выиграл бы конкурс;в) организовал бы конкурс и руководил им.
29. Для меня важнее всего знать:
а) что я хочу сделать;
б) как достичь цели;
в) как привлечь других к достижению моей цели.
30. Человек должен вести себя так, чтобы:
а) другие были довольны им;
б) выполнить прежде всего свою задачу;
в) не нужно было укорять его за работу.
Обработка результатов. Подсчитывается количество совпадений ответов с
«ключами», соответствующими трем видам направленности человека. За каждое совпадение ставится 1 балл.
Интерпретация результатов. Чем больше набрано баллов по одному из видов направленности, тем более доминирующим он является.
Направленность на себя отражает, в какой мере респондент описывает себя как человека, ожидающего прямого вознаграждения и удовлетворения безотносительно от работы, которую выполняет, или безотносительно от сотрудников, с которыми работает. Для такого человека группа является «театром». Все члены группы представляются ему одновременно актерами и зрителями, среди которых он может демонстрировать свои личные трудности, приобретать достоинство, уважение или общественный статус, быть агрессивным или господствовать. Такого человека коллеги обычно презирают, он интроспективен, властен и не реагирует на потребности окружающих его людей. Он занимается преимущественно самим собой, игнорирует работу, которую обязан выполнять.
Направленность на взаимоотношения отражает интенсивность, с которой респондент старается поддерживать хорошие отношения с людьми, но это стремление очень поверхностно, что часто препятствует выполнению конкретных заданий или оказанию настоящей, искренней помощи людям. Такой человек проявляет большой интерес, когда речь идет о коллективной деятельности, но по сути дела сам не вносит никакого вклада в осуществление трудовых заданий группы.
Направленность на задачу отражает интенсивность, с которой человек выполняет задания, решает проблему, и то, в какой мере он заинтересован выполнять свою работу как можно лучше. Несмотря на свои личные интересы, такой человек будет охотно сотрудничать с коллективом, если это повысит продуктивность. В коллективе он изо всех сил стремится отстоять свое мнение, если считает его правильным и полезным для выполнения задания.
Способность преподавателя к эмпатии32.
Эмпатия — сопереживание, т.е. умение поставить себя на место другого человека, способность к произвольной эмоциональной отзывчивости на переживания других людей. Сопереживание — это принятие чувств, которые испытывает некто другой, так, как если бы они были нашими собственными. Развитая у человека эмпатия — ключевой фактор успеха в тех видах деятельности, которые требуют вчувствования в мир партнера по общению, прежде всего в обучении и воспитании.
Инструкция. Для выявления уровня эмпатийных тенденций необходимо, отвечая на каждое из 36 утверждений, приписывать ответам следующие числа: если вы ответили
«не знаю» — 0, «нет, никогда» — 1, «иногда» — 2, «часто» — 3, «почти всегда» — 4,
«да, всегда» — 5. Отвечать нужно на все пункты.
1. Мне больше нравятся книги о путешествиях, чем книги из серии «Жизнь замечательных людей».
2. Взрослых детей раздражает забота родителей.
3. Мне нравится размышлять о причинах успехов и неудач других людей.
4. Среди всех музыкальных направлений предпочитаю музыку в современных ритмах.
5. Чрезмерную раздражительность и несправедливые упреки больного надо терпеть, даже если они продолжаются годами.
6. Больному человеку можно помочь даже словом.
7. Посторонним людям не следует вмешиваться в конфликт между двумя лицами.
8. Старые люди, как правило, обидчивы без причин.
9. Когда в детстве слушал грустную историю, на мои глаза сами по себе наворачивались слезы.
10. Раздраженное состояние моих родителей влияет на мое настроение.
11. Я равнодушен к критике в мой адрес.
12. Мне больше нравится рассматривать портреты, чем картины с пейзажами.
13. Я всегда прощал все родителям, даже если они были неправы.
14. Если лошадь плохо тянет, ее нужно хлестать.
15. Когда я читаю о драматических событиях в жизни людей, то чувствую, словно это происходит со мной.
16. Родители относятся к своим детям справедливо.
17. Видя ссорящихся подростков или взрослых, я вмешиваюсь.
18. Я не обращаю внимания на плохое настроение своих родителей.
19. Я подолгу наблюдаю за поведением животных, откладывая другие дела.
20. Фильмы и книги могут вызвать слезы только у несерьезных людей.
21. Мне нравится наблюдать за выражением лиц и поведением незнакомых людей.
22. В детстве я приводил домой бездомных кошек и собак.
23. Все люди необоснованно озлоблены.
24. Глядя на постороннего человека, мне хочется угадать, как сложится его жизнь.
25. В детстве младшие по возрасту ходили за мной по пятам.
26. При виде покалеченного животного я стараюсь ему чем-то помочь.
27. Человеку станет легче, если внимательно выслушать его жалобы.
28. Увидев уличное происшествие, я стараюсь не попадать в число свидетелей.
29. Младшим нравится, когда я предлагаю им свою идею, дело или развлечение.
30. Люди преувеличивают способность животных чувствовать настроение своего хозяина.
31. Из затруднительной конфликтной ситуации человек должен выходить самостоятельно.
32. Если ребенок плачет, на то есть свои причины.
33. Молодежь должна всегда удовлетворять любые просьбы и чудачества стариков.
34. Мне хотелось разобраться, почему некоторые мои одноклассники иногда были задумчивы.
35. Беспризорных домашних животных следует отлавливать и уничтожать.
36. Если мои друзья начинают обсуждать со мной свои личные проблемы, я стараюсь перевести разговор на другую тему.
Обработка результатов. Прежде чем подсчитать полученные результаты, проверьте степень откровенности, с которой вы отвечали. Не ответили ли вы «не знаю» на утверждения № 3, 9, 11, 13, 28, 36, а также не пометили ли пункты № 11, 13, 15 ответами «да, всегда»? Если это так, то вы не пожелали быть откровенными перед собой, а в некоторых случаях стремились выглядеть в лучшем свете. Результатам тестирования можно доверять, если по всем перечисленным утверждениям вы дали не более трех неискренних ответов, при четырех уже следует сомневаться в их достоверности, а при пяти — можно считать, что работу вы выполнили напрасно. Теперь просуммируйте все баллы, приписанные ответам на пункты № 2, 5, 8, 9, 10, 12,
13, 15, 16, 19, 21, 22, 24, 25, 26, 27, 29, 32 и соотнесите результат со шкалой развитости эмпатийных тенденций.
Если вы набрали от 82 до 90 баллов — это очень высокий уровень эмпатийности. У вас болезненно развито сопереживание. При общении, как барометр, тонко реагируете на настроение собеседника, еще не успевшего сказать ни слова. Вам трудно от того, что окружающие используют вас в качестве громоотвода, обрушивая на вас свое эмоциональное состояние. Плохо чувствуете себя в присутствии «тяжелых» людей. Взрослые и дети охотно доверяют вам свои тайны и идут за советом. Нередко испытываете комплекс вины, опасаясь причинить людям хлопоты; не только словом, но даже взглядом боитесь задеть их. Беспокойство за родных и близких не покидает вас. В то же время сами очень ранимы. Можете страдать при виде покалеченного животного или не находить себе места от холодного приветствия вашего шефа. Ваша впечатлительность порой долго не дает заснуть. Будучи в расстроенных чувствах, нуждаетесь в эмоциональной поддержке со стороны. При таком отношении к жизни вы близки к невротическим срывам. Позаботьтесь о своем психическом здоровье.
От 63 до 81 балла — высокая эмпатийность. Вы чувствительны к нуждам и проблемам окружающих, великодушны, склонны многое им прощать. С неподдельным интересом относитесь к людям. Вам нравится «читать» по их лицам и «заглядывать» в их будущее. Вы эмоционально отзывчивы, общительны, быстро устанавливаете контакты и находите общий язык. Должно быть, и дети тянутся к вам. Окружающие ценят вас за душевность. Вы стараетесь не допускать конфликтов и находить компромиссные решения. Хорошо переносите критику в свой адрес. В оценке событий больше доверяете своим чувствам и интуиции, чем аналитическим выводам. Предпочитаете работать с людьми, нежели в одиночку. Постоянно нуждаетесь в социальном одобрении своих действий. При всех перечисленных качествах вы не всегда аккуратны в точной и кропотливой работе. Не стоит особого труда вывести вас из равновесия.
От 37 до 62 баллов — нормальный уровень эмпатийности, присущий подавляющему большинству людей. Окружающие не могут назвать вас «толстокожим», но в то же время вы не относитесь к числу особо чувствительных лиц. В межличностных отношениях более склонны судить о других по их поступкам, чем доверять своим личным впечатлениям. Вам не чужды эмоциональные проявления, но в большинстве своем вы держите их под контролем. В общении внимательны, стараетесь понять больше, чем сказано словами, но при излишнем излиянии чувств собеседника теряете терпение. Предпочитаете деликатно не высказывать свою точку зрения, не будучи уверенными, что она будет принята. При чтении художественных произведений и просмотре фильмов чаще следите за действием, чем за переживаниями героев. Затрудняетесь прогнозировать развитие отношений между людьми, поэтому, случается, их поступки оказываются для вас неожиданными. У вас нет раскованности чувств, и это мешает вам полноценно воспринимать людей.
От 12 до 36 баллов — низкий уровень эмпатийности. Вы испытываете затруднения в установлении контактов с людьми, неуютно чувствуете себя в шумной компании. Эмоциональные проявления окружающих подчас кажутся вам непонятными и лишенными смысла. Отдаете предпочтение уединенным занятиям конкретным делом, а не работе с людьми. Вы — сторонник точных формулировок и рациональных решений. Вероятно, у вас мало друзей, а тех, кто есть, вы цените больше за деловые качества и ясный ум, чем за чуткость и отзывчивость. Люди платят вам тем же: случается, что вы чувствуете свою отчужденность, окружающие не слишком жалуют вас своим вниманием. Но это исправимо, если вы расколете свой панцирь и станете пристальнее всматриваться в поведение своих близких и принимать их потребности как свои.
11 баллов и менее — очень низкий уровень эмпатийности. Эмпатийные тенденции личности неразвиты. Вы затрудняетесь первым начать разговор, держитесь особняком среди сослуживцев. Особенно трудны контакты с детьми и лицами, которые намного старше вас. В межличностных отношениях нередко оказываетесь в неуклюжем положении. Во многом не находите взаимопонимания с окружающими. Любите острые ощущения, спортивные состязания предпочитаете искусству. В деятельности слишком центрированы на себе. Вы можете быть очень продуктивны в индивидуальной работе, во взаимодействии же с другими не всегда выглядите в лучшем свете. С иронией относитесь к сентиментальным проявлениям. Болезненно переносите критику в свой адрес, хотя можете на нее бурно не реагировать. Вам необходима гимнастика чувств.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опросник для изучения мнения родителей
Опросник используется администрацией для изучения мнения родителей о профессиональных и профессионально-нравственных качествах педагога, взаимодействующего с их ребенком в процессе обучения и воспитан...
Обобщение опыта по теме "Формирование социально значимых умений старшеклассников через анализ особенностей исторических эпох и личностных характеристик выдающихся деятелей России."
Автор опыта: Кошкина Ольга Владимировна, учитель истории специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида г. Кунгура для детей с ОВЗ.База опыта: специальная (коррекционная) общеоб...
Диагностика личностных характеристик Кеттел (142 вопроса)
Обработка результатов1. Подсчитывается количество совпадений ответов испытуемого с ключом. За каждое совпадение начисляется 2 балла. Исключение составляет фактор В, где за каждое совпадение ответа с к...
Диагностический инструментарий. Тест - опросник Шмишека "Эмоциональная и личностная сфера".
Тест-опросник Шмишека "Эмоциональная и личностная сфера" состоит из 88 вопросов, на которые учащиеся говорят да/нет, не задумываясь....
Личностная характеристика педагога
Вначале рассмотрим личностную характеристику педагога. Рассматривая профессиональную деятельность педагога, мы должны выделить субъекта этой деятельности – специалиста-профессионала, глубоко разбирающ...
Социальный педагог как субъект профессиональной деятельности: личностная характеристика и профессиональная компетентность
Социальный педагог как субъект профессиональной деятельности: личностная характеристика и профессиональная компетентность...
Доклад на тему: «Проявление агрессивности в личностных характеристиках и поведении детей подросткового возраста.»
Проблема воспитания детей с агрессивным поведением является одной из центральных психолого-педагогических проблем....