Дополнительное образование в век перемен
статья на тему
В материале отражён опыт работы Центра детского творчества в непростой период нескончаемого реформирования, рассуждения о необходимости активного изменения окружающей действительности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
do_v_vek_peremen._personalizatsiya.docx | 37.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества»
Арзгирского района Ставропольского края
Педагогический совет-конференция
«Дополнительное персональное образование в век перемен: сотрудничество, сотворчество, самотворение».
Автор:
Стрикачева Елена Викторовна,
заместитель директора по УВР
Педагогический совет-конференция
«Дополнительное персональное образование в век перемен: сотрудничество, сотворчество, самотворение».
Этапы подготовки.
№ | Мероприятие | Место проведения/кем осуществляется | Период |
1 | Анализ существующего положения. | Совещание при директоре, методический совет | Август-сентябрь 2015 г. |
2 | Разработка целей, задач педсовета. | Совещание при директоре | Сентябрь-октябрь 2015 г. |
3 | Обсуждение формы педсовета, создание творческих групп | Методический совет | Октябрь 2015. |
4 | Работа творческих групп над темами, разделами | Творческие группы | Октябрь-ноябрь 2015 г. |
5 | Проведение Школы передового педагогического опыта | Руководитель ШППО | Ноябрь 2015 г. |
6 | Проведение заседаний методических объединений отдела прикладного творчества, отдела музыкального творчества | Руководители МО | Октябрь-декабрь 2015 г. |
7 | Работа над основным докладом | Заместитель директора | Октябрь-ноябрь 2015 г. |
8 | Обсуждение предварительной работы групп и проектов выступлений спикеров, основного доклада | Методический совет | Декабрь 2015 г. |
9 | Проведение педагогического совета | Администрация, педагогический коллектив | Январь 2016 г. |
Творческие группы по подготовке педагогического совета
Тема | спикер | группа |
«Проектирование качества образования как основного результата учебно-воспитательной деятельности в МКУ ДО ЦДТ» | ||
«Общение как социокультурная коммуникация» | ||
«Вариативное образование как конструирование возможностей развития личности» | ||
«Дополнительное образование как зона вариативного развития (диагностика и мониторинг результативности)» |
Время проведения педагогического совета (1час 30 минут)
Цель: Определение потенциала персонального образования в ЦДТ.
Задачи:
1. Определение профессиональных позиций педагогов в отношении персонализации.
2. Анализ среды учреждения как фактора персонализации дополнительного образования.
3.Выстраивание примерной схемы персонального образования с учётом перемен.
4.Обучение педагогов чётко, конкретно и грамотно подавать собранный и проанализированный материал.
Ход педагогического совета
1.1.Установочный доклад – 5 минут (Осуществляется проблематизация (обозначается проблема), актуализация (демонстрируется значимость проблемы); проводится анализ состояния проблемы на данный момент времени, история, предлагается примерный перечень путей ее решения, методов воздействия на проблемные аспекты)
«Персональное образование – требование времени. Место ПО в учебно-воспитательном процессе Центра» (директор МКУ ДО ЦДТ)
Содокладчики:
1.2.Доклад заместителя директора по УВР «Дополнительное персональное образование в век перемен: сотрудничество, сотворчество, самотворение» (до 10 минут).
1.3.«Проектирование качества образования как основного результата учебно-воспитательной деятельности в МКУ ДО ЦДТ» - спикеры: (15 минут)
1.4. Общение как социокультурная коммуникация – спикер: (10 минут)
1.5.Вариативное образование как конструирование возможностей развития личности – спикеры: (15 минут)
1.6.Дополнительное образование как зона вариативного развития (диагностика и мониторинг результативности) – спикеры: (15 минут)
1.7. Работа в группах.(5 минут)
1.8. Общее заседание круглого стола. Выступления от групп. Докладчик знакомит членов педагогического совета с результатами обсуждения предложенных вопросов, перечнем мероприятий, инноваций, отмечают плюсы и минусы существующего положения. (5 минут).
1.9.Коллектив обсуждает предложения групп. Подводятся итоги педагогического совета, озвучивается общее мнение по рассмотренным вопросам. Намечается комплекс мероприятий. Вносятся предложения в решение педагогического совета. (5 минут)
3. Формирование решения. Проект решения педагогического совета. (5 минуты)
Материалы педагогического совета
- Доклад заместителя директора
«Дополнительное персональное образование в век перемен: сотрудничество, сотворчество, самотворение».
«Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях,
то она должна, прежде всего, узнать его тоже во всех отношениях».
Константин Дмитриевич Ушинский
С каждым годом остается все более актуальным программный этот тезис великого русского педагога.
Человек -Личность — персона — просопон — ипостась — индивид — индивидуальность — особа — самость — субъект — Я — все эти термины чрезвычайно необходимы для разработки учения о личности как основания персонального образования.
Персонализация
Откуда и как возникает персональность? Через волевые устремления личности на преобразование мира и реализацию себя в мире.
Как одновременно обучать всех не просто по-разному, а персонально, т.е. простраивая персональный путь, собственный процесс персонализации?
Конечно, в лучших ОУ России и мира уже есть определенный опыт того, как это примерно можно делать.
В качестве версии того, через что можно персонализировать образование личности и тем самым строить процессы персонализации, предлагается следующий перечень персонализаций:
- содержания образования (куррикулума)
- культуры
- режима (темпоритма)
- позиции — позициирования
- стилей — как учебных и педагогических, так и образовательного стиля в целом
- среды (в трактовке образовательной — educational environment)
- инструментальных систем и «контента» (кастомизация содержания образования в виде учебного материала и пособий, программного обеспечения)
- услуг, в том числе информационных — кастомизация и персональный маркетинг
- технического и телекоммуникационного обеспечения, персонализация связи
- отношений, ансамбля отношений (католическая линия на личность как отношения) и институализации
- мировоззрения, мировидения — выход на мироразвитие и мировидение.
Персональное образование как собственность
Для становления практики персонального образования огромное значение играет сфера дополнительного образования, которая сегодня не просто «дополняет» основное образование, но и оказывается пространством прорастания персонального образования.
А. Асмолов (российский психолог, политик и учёный. Академик Российской академии образования, заведующий кафедрой психологии личности МГУ имени М. В. Ломоносова, директор Федерального государственного учреждения «Федеральный институт развития образования») ссылается на работы Г.П. Будановой-соратницы А.К.Бруднова, которая является одним из создателей идеологии дополнительного образования и в настоящее время выдвигает программу перехода к открытому образованию (разумеется, понимая под этим не компьютеры и телекоммуникации, а образование с основой в персонализации и рефлексивности).
Именно Г.П. Буданова показала фундаментальность того образования, которое у нас называют дополнительным, а на Западе неформальным или иногда даже альтернативным.
Основная идея дополнительного образования, по Г.П. Будановой, состоит в том, что именно здесь ребенок может плодотворно расходовать свой главный ресурс и главное сокровище — свободное время.
Получается, что эффективное использование ребенком при помощи взрослых своего свободного времени является по факту инвестициями в его персональное будущее и в его будущую образованность.
Здесь ценность образования приобретает не только нравственно-духовный, но и непосредственно экономический смысл. Т.е. при рассмотрении правильно организованного образования именно для данного человека как инвестиций в его будущее возможно и необходимо переводить ценность в непосредственную стоимость. Очень важно, что помимо собственно образовательного и культурного смысла средством реализации и составляющей ценность персонального образования, конкретной образованности конкретного ребенка в эпоху перемен большую роль играют информационно-коммуникационные технологии.
Отсюда результатом персонального образования для личности образующегося является образование как ценность и как собственность, а для общества и государства — как неотчуждаемый, но оцениваемый и измеряемый потенциал образованности каждого человека и отдельных сообществ и категорий населения.
В персональном образовании у каждого ребенка должна быть своя система личностно построенных и присвоенных образовательных средств, способов и техник мышления и деятельности, которые в целом создают персональный набор инструментов и средств.
С нашей точки зрения, необходимы общие профили знаний о конкретном ребенке, которые необходимы для построения практики персонального образования. Это следующие профили:
- Социальное обеспечение (благосостояние)
- Семья (реализация неотчуждаемого права жить и воспитываться в семье)
- Безопасность
- Здоровье
- Образование
- Профессионализация
- Общее развитие и идентификация.
В муниципальном казенном учреждении дополнительного образования «Центр детского творчества» Арзгирского района СК проектирование персональных индивидуальных образовательных программ позволяет абсолютному большинству учащихся достигать определённых результатов, сформировать портфолио и получить заслуженную награду.
В данном учебном году двое наших учащихся, предоставив портфолио в комиссию по распределению бесплатных путёвок в «Артек» и на Кремлёвскую ёлку, прошли конкурсный отбор с большим отрывом за счёт достижений в ходе обучения в Центре детского творчества.
Всего за последние 5 лет личностно-ориентированное обучение и персонализация позволили четырём учащимся получить Премию приоритетного национального проекта «Образование», пять детей награждены путёвкой в ВДЦ «Орлёнок». В учреждении реализуется программа «Путь к успеху» для одарённых детей. 82% обучающихся по этой программе отмечены грамотами, кубками, медалями, дипломами различного уровня.
Для детей с ограниченными возможностями здоровья разработана и реализуется программа «Островок надежды», цель которой – создание развивающего пространства для раскрытия творческого потенциала детей с ограниченными возможностями здоровья, их допрофессиональной ориентации и личностного становления. Дети получают навыки декоративно-прикладного искусства, музыкальные, интеллектуальные. За последние 5 лет обучались по данной программе 103 ребёнка.
Постоянный мониторинг образовательных результатов позволяет ребятам устанавливать новые высоты, новые перспективы, быть в постоянном поиске.
Как образовывать личность?
Не следует забывать, что понятие образования исходно в русском языке употреблялось с обязательным дополнением: образование чего? То есть необходимо термин «образование» понимать не ведомственно, и не только в качестве общего понятия сферы, но и буквально: как делание по конкретному образу и подобию, как органичное и осмысленное нормирование.
Причем речь идет не только о том, что сам учитель или специально приглашаемый для диалога с детьми человек должен в этом пространстве действовать как личность. А наша систематическая учебная работа с классическими произведениями, мировыми достижениями и выдающимися открытиями отличает образовательный учреждения мирового уровня и качества образования от низкоуровневого образования, которая выстраивает каркас и фундамент, говоря по-современному, инфраструктуру личности. Это высшие способности или особые «органы» понимания, воображения, мышления, идеализации, позициирования и др..
Образование личности может идти только на добровольной основе и при полном согласии со стороны родителей и самих детей. Принудительное образование личности невозможно по технологическим основаниям. Необходимы решимость и единство самосознания вступающих в образование личностей.
То есть основа практики персонального образования и основа нового российского образования должна состоять в том, чтобы вводить детей не только в качественные ЗУНы (знаменитые советские «знания, умения, навыки»), но и в высшие способности понимания, воображения, мышления, идеализации, моделирования, проблематизации и пр. как фундаментальное условие образования российской личности, государственности, общества и мира.
Подобное программирование непосредственно начинается с организации ситуации вопрошания или иного типа работы с бескорыстным интересом ребенка и его различными откликами на специально создаваемые межличностные ситуации.
Вместо приспособления ребенка к образовательным программам в персональном образовании требуется выстраивать нужную и самую необходимую для конкретного ребенка программу.
Разумеется, речь ни в коем случае не может идти о том, чтобы культуру и историю, приспосабливать к ребенку, вообще подстраиваться под ребенка, вставать вровень с ребенком в культурном и социально-возрастном пространстве. Нет, при абсолютном уважении к личности ребенка необходимо ответственно, с позиции реальной культуры и истории вводить ребенка в реальное присвоение этих высших способов и техник мышления и деятельности и перевода их в персональные образовательные и жизненные средства.
В персональном образовании совершенно по-новому выступают возможности дополнительного образования, поскольку именно в дополнительном образовании возникает уникальная возможность относиться ко всему многообразию образовательной работы детей и выстраивать Личные образовательные программы, в которых сочетаются и соединяются разные стороны образовательной жизни детей и всё это в режиме сотворчества, сотрудничества, самотворения.
На вопрос, как называется время, в которое мы живём, дают разные ответы: время перемен, сетевое столетие, эпоха безвременья, ускользающий мир, мобильный мир, эпоха перемен.
Мы всегда будем жить в эпоху перемен, и это уже не прогноз, а состояние нашего быстро меняющегося мобильного, сетевого общества. В эпох у перемен резко меняются функции образования. И сегодня мы должны понимать, что образование – это не отрасль, и не отдельная программа или сфера. Это – уникальный путь социального проектирования общества. И в этой ситуации особое значение приобретает дополнительное образование.
А.Асмолов говорит о том, что дополнительное образование – это зона ближайшего развития школы и образования в целом.
Вспомним историю. «Потешные войска» ПетраI были первыми опробовавшие имитационную, игровую форму обучения, были «гранитной мастерской» воспитания личности.
В 21 веке ключевую задачу ставит нам государство – это превращение жизненного пространства, в котором живут и развиваются наши дети, в котором живём и развиваемся мы, в мотивирующее пространство, определяющее самореализацию личности. Развитие сети ДО – это стратегическая программа развития мотивации подрастающих поколений. ДО всегда развивается поверх барьеров, и любое принудительное сокращение Центров ДО, превращение их в школы недопустимо. Дополнительное образование оберегает социальную экологию детства, оно всегда шире, чем формальное образование в школе, его нельзя загнать в систему Коменского. Образно говоря, школа – это «ядро», вокруг которого «облако» ДО. Так например, в С-Пб есть два учреждения- Дворец творчества на Воробьёвых горах, Дворец творчества юных, в которых в огромном количестве объединений, кружков, студий расположились лицеи.
Не декларации, не фразы, а изменяющая на с эпоха заставляет нас утверждать, что сейчас происходит метаскачок в изменении образования в целом. Суть этого скачка-переход к эпохе персонального образования, которое представляет собой уникальную интеграцию общего и дополнительного образования. Между ними должен развиваться диалог. Так в сентябре 2015 года при формировании объединений, состоялось совещание администраций и методслужбы ЦДТ и СОШ №1, на котором вырабатывалась стратегия охвата школьников ДО. Разговор получился конструктивным. Был проведён мониторинг охвата, выявлено, что 5 человек среднего звена были не охвачены ДО. Сразу же были сделаны шаги по охвату этих детей. Педагоги ЦДТ в тесной интеграции с образовательными учреждениями используют вариативное образование во внеурочное время. Охвачено 30 классов в СОШ района. Это 850.человек. В ЦДТ дополнительное образование получают всего 2520 человек, 1400 по Алфавитной книге.
В основе нашей деятельности лежит, во-первых, личностно образующая деятельность, во-вторых, конструктивная деятельность. Мы аппелируем не только к логическому разуму, но и к разным формам практического разума, и это крайне важно! Дети в ДО, как и мы, усваивают уникальный мир ремёсел, технологий, и ДО в буквальном смысле - именно ведущая деятельность. Наши выпускники, обучающиеся в ВУЗа , активно используют полученные навыки. Так, Марюфич Михаил, наш скрипач, обучаясь в подготовил курсовую «Автоматическое распознавание аккордов с использованием скрытых марковских моделей», где ему помогли знания теории музыки и гармонии.
На начальном этапе взрослые задают магистральный путь развития, а далее ребёнок сам выбирает ту форму деятельности, в которой идёт его развитие. Этот переворот характеризует персональное образование Оно дополняется в ходе общения, социальной коммуникации (это работа наших клубов «Авангард» - музыкального - 40 детей и подростков, «Диалог»-социально-педагогического – 200 подростков, и Арзгирской районной детской организации «Союз детей Ставрополья» - 2000 детей и подростков), осуществляется не только в зоне ближайшего развития, но и диагностируется, корректируется, варьируется. В целом ДО-это школа взросления, и определённой неопределенности.
В заключении следует сказать, что ДО – это персональное образование, охватывающее весь мир, всё жизненное пространство. Нужно чётко понимать взаимоотношения между формальным, школьным образованием, где есть стандарты, и потому оно консервативно, и ДО как источником формирования идентичности личности и её мотивации к будущему, мотивации к развитию.
Многие нормативно-правовые документы упорядочивают деятельность ДО, разрабатываются в целях совершенствования работы с детьми и подростками. Мы рассматриваем и изучаем их на заседаниях. Когда мы обсуждали Концепцию развития дополнительного образования в РФ, хотелось бы верить, что это не очередной документ, который отправят на свалку истории. За ним стоят перспективные линии развития образования и диалога поколений.
Литература
1.Асмолов А. Г. Дополнительное персональное образование в эпоху перемен: сотрудничество, сотворчество, самотворение. — Образовательная политика. — № 2 (64), 2014.
2.Вентцель К. Н. Новые пути воспитания и образования детей / К. Н. Вентцель. — Изд. 2-е. — М.: Земля и фабрика, 1923. — (Библиотека «Пути новой школы»; вып. 3. Из электронного каталога НПБ им.К. Д. Ушинского. [Электронный ресурс]. URL: http://elib.gnpbu.ru/text/ventsel_novye-puti-vospitaniya_1923/go,0;fs,0/
3. Концепция развития дополнительного образования детей. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. N 1726-р.
4.Методические рекомендации Министерства образования и науки РФ «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального образовательного стандарта общего образования» (приложение к письму Департамента общего образования Минобрнауки России от 12 мая 2011 г. № 03–296).
5.Сайт dopedu.ru
Е.В.Стрикачева,
заместитель директора по УВР
муниципального казенного учреждения
дополнительного образования
«Центр детского творчества» Арзгирского района
Ставропольского края
2.Выступления спикеров творческих групп с анализом деятельности учреждения согласно тематике
(презентации прилагаются)
3.Обсуждение
4.Проект решения
ПРОЕКТ РЕШЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА №3 ОТ 27.01.2016 г.
Заслушав выступления, педсовет отмечает актуальность поднимаемой проблемы, эффективность и объективность системы работы ЦДТ.
Выступления обобщают опыт работы по теме «Дополнительное персональное образование в век перемен: сотрудничество, сотворчество, самотворение». Творческие группы и спикеры (руководители групп) анализировали деятельность работы МКУ ДО ЦДТ в соответствии с программой развития «Планета детства-2», строили своё выступление в соответствии с регламентом, подготовили медиапрезентации.
В Центре непрерывно совершенствуется социально-педагогическая система, которая создала условия для перспектив, позволяет учреждению меняться в ногу со временем, и в целом создавать новую модель образовательно-воспитательной деятельности. ЦДТ является центром культуры, развития личности, психологически комфортной средой для воспитанников, их родителей, педагогического сообщества, работников учреждений района. Центр - развивающееся учреждение с ориентацией на потребителя, с чётким планом и стратегией деятельности, с готовностью педколлектива к инновациям, организованной внутренней средой, с откликом на внешние запросы, с ориентацией на результат и персональным подходом к каждому ребёнку.
На основании вышеизложенного педагогический совет решает:
1.Признать работу по данному направлению удовлетворительной.
Для дальнейшего качественного прогнозирования и планирования: использовать накопленный опыт при работе МО, МС, ШППО, педсоветов; всему коллективу принять к руководству обозначенные задачи, продолжать внедрение инноваций
2.Проанализировать траекторию персонального развития выпускников ЦДТ, продолживших или продолжающих обучение по выбранному профилю, а также добившихся успехов в общественной жизни, признания. Полученные сведения использовать при подготовке педагогического совета «Возможности учреждения дополнительного образования в сфере профессиональной ориентации учащихся».
3.Обобщить подготовленные материалы по теме педагогического совета и принять участие в конкурсе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ГОУ СОШ № 854 ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Искусство квилинга» Педагог дополнительного образования Плотникова С.Н.
В ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Искусство квилинга» представлена пояснительная записка, в которой отражены обоснование, программы, цели и задачи, особенности возрастной группы детей, режим за...
Экспертное заключение по итогам аккредитационной экспертизы программ дополнительного образования в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей
ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ Социально – педагогической направленности...
Экспертное заключение по итогам аккредитационной экспертизы программ дополнительного образования в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей
Экспертное заключение по итогам аккредитационной экспертизы программ дополнительного образования в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей. Художественно- эстетическ...
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ «ЮНОСТЬ» - Открытая социально-педагогическая система с развитой инфраструктурой подростковых клубов по месту жительства
Презентация к областному семинару для директоров дополнительного образования....
Дополнительное образование детей в современной системе общего образования.Проблемы дополнительного образования.
В период становления представлений о дополнительном образовании детей имеет смысл уточнить ключевое понятие. Обычно термином "дополнительное образование детей" характеризуют сферу неформальн...
Приказ об итогах проведении районного семинара проблемной группы по воспитательной работе и дополнительному образованию «Внеурочная деятельность и дополнительное образование как механизм повышения качества образования в условиях реализации ФГОС»
итоги проведения семинара...
Методические рекомендации районного методического объединения педагогов дополнительного образования «Проектирование дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы как базового элемента системы дополнительного образования детей»
Методические рекомендации по написанию дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы...