Методичесая разработка Образовательный квест "Открытые соревнования по дистанционному краеведческому ориентированию "Город Славы над Ижорой"
методическая разработка на тему
В рамках «Образовательного квеста» участники в соревновательной форме самостоятельно получают и углубляют знания о краеведческих объектах родного края, используя Интернет.
Соревнование, проводимое в форме дистанционного ориентирования, дает возможность принять в них участие детям с особыми образовательными потребностями, в то время как они лишены такой возможности практически в любых соревнованиях из-за ограничений по состоянию здоровья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kvest.doc | 147 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 456
КОЛПИНСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Отделение дополнительного образования детей «ПИЛИГРИМ»
Методическая разработка
Образовательный квест
«Открытые соревнования по дистанционному
краеведческому ориентированию
«Город Славы над Ижорой»,
посвященные 72-летию снятия блокады Ленинграда.
Автор: Ковзель Елена Генриховна,
педагог дополнительного образования ГБОУ школы №456
Колпинского района Санкт-Петербурга;
Санкт-Петербург
1. ОГЛАВЛЕНИЕ
3. ОПИСАНИЕ МОДЕЛИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Проблемы, с которыми столкнулся педагог в реализации модели воспитания:
Полученные результаты реализации модели воспитания.
4. ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1. Алгоритм.
Приложение 2. Положение.
Приложение 3. Программа и условия соревнований.
Приложение 4. Памятки по работе с Яндекс и Google картами.
Приложение 5. Анонс.
Приложение 6. Задание 1.
Приложение 7. Карта 1.
Приложение 8. Задание 2.
Приложение 9. Карта 2.
Приложение 10. Стартовый протокол.
Приложение 11. Рассылка задания.
Приложение 12. Ответы участников.
Приложение 13. Подведение итогов.
Образовательный квест
«Открытые соревнования по дистанционному краеведческому
ориентированию «Город Славы над Ижорой»,
посвященные 72-летию снятия блокады Ленинграда
История нашей Родины свидетельствует о том, что во все времена одним из основных факторов, обеспечивавших сплоченность народа, помогавших ему преодолеть трудности и невзгоды, был патриотизм – любовь к Родине, своему народу, а также стремление своими действиями служить интересам Отечества, защищать его от врагов.
Патриотизм представляет собой сложное и многогранное явление. Будучи одной из наиболее значимых ценностей общества, он интегрирует в себе социальные, политические, духовно нравственные, культурные, исторические компоненты, в известной степени является естественным инстинктом самосохранения любой нации, когда ей плохо.
Патриотизм выступает в единстве глубочайшего духовного освоения истории и культуры своего народа и активно деятельного участия в решении важнейших проблем современного общества, а также в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, которая осознает свою неразрывность с Отечеством, социальную значимость деятельности в интересах его возрождения и надежной защиты.
Проблема воспитания патриотизма сегодня приобретает особую значимость для российского общества.
Социально – экономическая нестабильность, экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация, девальвация духовных ценностей, обострение национальных отношений – оказывают негативное влияние на сознание подрастающего поколения, снижают интерес к отечественной истории, ее героическому прошлому. Стала всё более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания. Проявляется устойчивая тенденция падения престижа военной службы. Сводки новостей нередко рассказывают о российских юношах и девушках, уезжающих из страны и вступающих в ряды запрещенных в России террористических группировок. Немалую роль в этом играет и недостаточное знание истории нашей великой страны, утрата российского патриотического сознания, а также, негативное влияние социальных сетей, через которые, в значительной мере, и происходит дезориентация молодежи.
Патриотизм – необходимое условие существования любого государства. Чувство патриотизма не возникает само по себе, а специально воспитывается, формируется. Чтобы возродить чувство патриотизма у подрастающего поколения, необходимо:
- изучать историю Отечества, место и роль России в мировом историческом процессе, особенностей протекания исторического процесса в масштабах малой Родины;
- воспитывать уважение к историческому и культурному прошлому России, гордость за сопричастность к деяниям предков и современников, а также исторической ответственности за происходящее в обществе и государстве.
Воспитание патриотизма у подрастающего поколения, его готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей призвано дать новый импульс духовному оздоровлению народа, формированию в Poccии гражданского общества.
Воспитание патриотизма целесообразно начать с изучения истории своей малой Родины, своего родного города, развития чувства гордости его героическим прошлым.
Информационная эпоха предполагает новые способы обработки и передачи информации. Информационно – компьютерные технологии и Интернет стали неотъемлемой частью современной жизнь. Подростки, как никто другой, подвержены компьютерной зависимости и зачастую «бродят» там большую часть своего свободного времени.
Этот факт и стал основополагающим при выборе формы инновационного проекта в рамках гражданско-патриотического воспитания, который получил название «Образовательный квест».
Воспитательный проект разработан с учетом потребности нашего общества в возрождении патриотизма, и интересом подростков к информационно – компьютерным технологиям. Участникам проекта предоставляется возможность «побродить» по дистанции виртуального ориентирования в поисках нужной информации и правильных ответов.
В рамках «Образовательного квеста» участники в соревновательной форме самостоятельно получают и углубляют знания о краеведческих объектах родного края, используя Интернет.
Соревнование, проводимое в форме дистанционного ориентирования, дает возможность принять в них участие детям с особыми образовательными потребностями, в то время как они лишены такой возможности практически в любых соревнованиях из-за ограничений по состоянию здоровья.
Цель: формирование системы патриотического воспитания подростков через участие в инновационных формах проведения мероприятий с использованием возможностей ИКТ и Интернета.
Задачи:
- внедрить в работу новые формы мероприятий гражданско-патриотического воспитания учащихся;
- познакомить подростков с разнообразием возможностей использования ИКТ и Интернета;
- стимулировать познавательную активность учащихся средствами Интернета.
Область применения:
- гражданско-патриотическое воспитание учащихся;
- краеведческая деятельность;
- использование информационно-компьютерных технологий;
- спортивное состязание.
Формы и методы реализации:
Мероприятие проводится в форме соревнования.
В ходе проведения мероприятия участники используют сочетание различных методов:
- практический метод;
- дедуктивный метод;
- проблемно-поисковый метод;
- формирование познавательного интереса.
Участники:
- учащиеся и команды ОУ, школьных спортивных клубов Колпинского района и других районов Санкт-Петербурга (без ограничений по группе здоровья).
Возраст участников:
Мероприятие проводятся для учащихся 4 – 10 классов.
Результаты:
- Углубление знаний о краеведческих объектах и истории родного края.
- Воспитание чувства любви и гордости за свою малую Родину.
- Закрепление навыков компьютерной грамотности.
- Побуждение к осознанному и конструктивному использованию Интернета.
3. ОПИСАНИЕ МОДЕЛИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Цель воспитания:
Первое мероприятие «Образовательного квеста» – соревнования по дистанционному краеведческому ориентированию «Город Славы над Ижорой», посвящено 72-летию снятия блокады Ленинграда.
Участникам мероприятия предлагается в новом ракурсе взглянуть на улицы родного города, самостоятельно прикоснуться и ближе познакомиться с его историей, представленной памятниками, мемориальными досками, фортификационными сооружениями времен Великой Отечественной войны.
Использование информационно – компьютерных технологий и Интернета на всем протяжении дистанционного ориентирования, от старта до финиша, привлекательно для учащихся. Краеведческие задания с использованием Яндекс и Google карт позволяют организовать и направить работу участников квеста в Интернете в правильное русло.
Задачи гражданско-патриотического воспитания подростков:
- приобщение учащихся к истории своего родного края;
- побуждение школьников к изучению патриотического наследия города;
- привитие навыков сознательного и рационального использования информационных технологий;
- развитие умения самостоятельно интегрировать имеющиеся знания;
- формирование логического мышления;
- обучение начальным навыкам ориентирования в форме виртуального ориентирования на местности;
- привлечение к соревновательным мероприятиям учащихся с особыми образовательными потребностями;
- выявление сильнейших участников по дистанционному краеведческому ориентированию среди школьных спортивных клубов общеобразовательных учреждений Санкт-Петербурга.
Направления, формы.
Направления:
Таблица 1. Образовательный квест – интегративное мероприятие. | |||
Компоненты | Образовательные | Направленность | Область знаний |
Туристско-краеведческая: - краеведение - ориентирование | - краеведческие объекты: памятники, мемориальные доски, фортификационные сооружения, связанные с событиями ВОВ; - работа с картосхемой; соотношение объектов на местности с объектами на карте. | ||
Информационно-компьютерная | - прикладные программы (текстовой редактор Maicrosoft Word); - сеть «Интернет (электронная почта; Яндекс и Google карты,) | ||
Воспитательные | Направленность | Формирование компетенций | |
Гражданско-патриотическая | - осознание героического прошлого родного города; - формирование чувства гордости подвигом земляков; - приобщение к ценностно-смысловым ориентирам; -формирование гражданской идентичности. | ||
Социально-культурная | - формирование познавательных интересов и познавательных действий. | ||
Личностная | - развитие внимания, наблюдательности, целеустремленности, настойчивости. | ||
Коммуникативная | - формирование навыков коммуникативного общения при работе в команде. |
Образовательный квест «Город Славы над Ижорой» - интегративное мероприятие, состоит из нескольких образовательных и воспитательных компонентов разной направленности (табл. 1).
В соревнованиях по дистанционному краеведческому ориентированию активно используется туристско-краеведческий компонент:
- В ходе ориентирования участники самостоятельно знакомятся с краеведческими объектами, связанными с событиями Великой Отечественной войны, их внешним видом и местонахождением.
- Умение «читать» карту дает возможность узнать расположение памятных объектов на карте города и нарисовать картину героических событий недавнего прошлого.
Информационно-компьютерные технологии:
- Активно используются организаторами, на всех этапах соревнования (подготовка, проведение подведение итогов),
- Для решения задач, поставленных участникам квеста, необходимо: знание основ компьютерной грамотности, умение пользоваться электронной почтой и поисковой системой Интернет.
Воспитательная составляющая мероприятия многогранна:
В процессе виртуального ориентирования каждому участнику необходимы такие свойства как внимание, наблюдательность, целеустремленность и настойчивость в пути к поставленной цели.
В ходе выполнения задания участники сумеют по-новому увидеть ставшие привычными памятники, узнать о названиях улиц, по которым ходят и живут, осознать героическое прошлое родного края. Таким образом, происходит формирование познавательных интересов и познавательных действий подростков, приобщение к ценностно-смысловым ориентирам.
Педагоги, в свою очередь, могут быть уверены, что самостоятельно полученные знания будут успешно освоены и из их учеников вырастут патриоты знающие и чтящие свою историю, а не «Иваны – родства не помнящие».
Форма проведения мероприятия:
Название мероприятия отражает форму его проведения – это не просто игра, а соревнование, со всеми соответствующими атрибутами:
Время старта | Время финиша | Время работы на «дистанции» | Результат |
Время отправления задания на электронную почту участника | Время поступления письма с ответом на электронную почту организатора | Разница между временем финиша и старта | - Сумма баллов за правильные ответы - Время работы на «дистанции» |
Ориентирование – виртуальное, осуществляется по картосхемам с использованием Яндекс и Google карт.
Организация мероприятия в форме соревнования повышает азарт и активирует участников выполнять задание в высоком темпе.
Проблемы, с которыми столкнулся педагог в реализации модели воспитания:
В ходе реализации модели воспитательной деятельности в форме соревнования по дистанционному краеведческому ориентированию проблем выявлено не было.
Возникли небольшие технические недочеты, которые проявились в процессе проведения мероприятия (табл. 2), но не оказали влияния на проведение и результаты мероприятия.
Таблица 2. Технические недочеты | |||
№ п.п | Этап проведения | Описание проблемы, недочета | Выводы |
При рассылке задания участникам | Технический сбой при отправке задания из-за неправильного электронного адреса участника, что привело к задержке рассылки на несколько минут | Принимать заявки на участие только с электронной почты потенциального участника, чтобы избежать ошибок, возможных в заявках на бумажных носителях. | |
В ходе проведения соревнования | Большой объем входящих писем мешает его владельцу в повседневной работе.. | Для проведения мероприятия с активным использованием электронной почты завести отдельный почтовый ящик. | |
Ответы участников | Отсутствие единой формы ответа, из-за того, что Карточка участника № 1, 2 находилась в тексте условий задания. | Варианты решения: 1.Упорядочить форму ответа участников поможет отдельный бланк. 2.Разработать критерии и оценивать форму ответа отдельным заданием (проверка навыков компьютерной графики). |
Подведение итогов.
Подведение итогов непосредственно самого соревнования не вызывает затруднений.
1. Время старта и финиша заносится в таблицу Excel и вычисляется по формуле.
2. В задании № 1 правильный ответ определялся словом «ДОБЛЕСТЬ», в случае правильного выполнения задания. В задании № 2 – правильный ответ определялся правильной комбинацией цифр. За каждый правильный ответ начисляется балл.
3. Победители определяются по сумме баллов и затраченному времени.
Подведение итогов соревнований позволяет осуществить систему поощрения участников показавших наилучшие результаты – наградить их грамотами и медалями.
Анкетирование участников.
В ходе проведения соревнования участникам был предложен вопрос:
Что помогло Вам в выполнении задания?
Варианты ответа:
А. Яндекс-карты (режим Панорама), Google карты.
Б. Собственные знания.
В. Логика
Анкетирование показало что, почти 74% участников для решения задач использовали собственные знания.
Почти 85% - активно проходили маршрут с использованием Яндекс и Google карт.
Многие участники показали высокое время «прохождения дистанции».
Полученные результаты реализации модели воспитания.
Мероприятие в форме образовательного квеста «Соревнования по дистанционному краеведческому ориентированию «Город Славы над Ижорой» проведены впервые. В нем приняли участие 78 участников из 6 школ.
Результаты ориентирования, анкетирование и отзывы участников позволяют сделать вывод, что форма мероприятия, задания и виртуальный способ ориентирования понравились участникам.
К сожалению, в соревновании оказались недостаточно задействованы учащиеся с особыми возможностями в здоровья – всего 2 участника. В следующем мероприятии образовательного квеста следует обратить повышенное внимание на информированность такой группы учащихся.
Анкетирование позволяет сделать вывод:
Участники соревнований:
- знают памятные места родного города;
- владеют навыками компьютерной грамотности;
- умеют использовать Интернет для поиска нужной информации.
Заключение.
Инновационная форма проведения мероприятия в форме соревнования по дистанционному краеведческому ориентированию позволила участникам:
- расширить и упорядочить знания о памятных объектах Колпино;
- проверить и закрепить навыки владения основами компьютерной грамотности;
- научиться по-новому использовать Интернет;
- выявить самых знающих и умелых участников.
Но, несомненно, главный результат образовательного квеста заключается в эффективной реализации воспитательного компонента.
Изучение памятников, связанных с событиями Великой Отечественной войны, осознание героических событий недавнего прошлого, происходящих на улицах родного города и его окрестностей, позволяет в воспитании чувства патриотизма и формировании гражданской идентичности подростка.
В своей дальнейшей работе над моделью патриотического воспитания учащихся мы продолжим использовать мероприятия в форме образовательного квеста, основанные на использовании краеведческого материала и интересе подростков к информационно-компьютерным технологиям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методичесая разработка учебной игры «Экзамен»
Представим себе следующую ситуацию: на уроке литературы ученики получили домашнее задание выучить наизусть стихотворение. Кто-то выучит обязательно, кто-то нет – в надежде, что «не спросят...
методичесая разработка «Вводное занятие» по программе «Развитие вокально-хоровых навыков у детей среднего хора»
Цель методической разработки: Создание условий, способствующих развитию у детей интереса к хоровому пению и повышению их эмоциональной и музыкально-творческой активности.Занятие ориентировано на...
Методичесая разработка "Методика обучения игры в баскетбол
В разработке содержатся общие рекомендации и из моего личного опыта организации обучения игре в баскетбол студентов с разным уровнем подготовки....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Образовательный квест дистанционное краеведческое ориентирование «ОГНЕННЫЕ РУБЕЖИ»
Информационная эпоха предполагает новые способы обработки и передачи информации. Информационно – компьютерные технологии и Интернет стали неотъемлемой частью современной жизни. Подростки, как ни...
Интерактивные дидактические материалы «Использование электронных образовательных ресурсов для организации дистанционного обучения при разработке уроков по РРЯ и РРЛ в 5-9 классах с привлечением платформы РЭШ, образовательной национальной сети Nsportal и О
Аннотация В условиях развития цифрового образования, широкого использования практики обучения с использованием дистанционных образовательных технологий возникает необходимость обеспечения беспреп...
Методическая разработка образовательного краеведческого путешествия "Вокруг Чесменского дворца"
Методическая разработка посвящена организации краеведческого занятия, посвященного знакомству школьников с историей территории Московского района, заключенной между Московским проспектом, Авиаци...
Методичесая разработка воспитательного мероприятия " Мы будем помнить"
Презетация внекласного мероприятия, посвященного Великой Отечественной войне. Рекомендуется для 5-8 классов...