Образовательная программа "Рукоделие"
рабочая программа по теме

Исраэлова Татьяна Витальевна

Рукоделие является одним из старейших искусств в прикладной трудовой деятельности человека. В настоящее время, когда значительная часть декоративных изделий из меха, ткани, ниток, кожи и других материалов искусно и художественно выполняются с помощью машин, многие предметы одежды, быта не теряют своей прелести, прочности, изящества, если они сделаны вручную.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное образовательное учреждение средняя образовательная школа №735

юго-восточного административного округа

район «Лефортово»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

 «РУКОДЕЛИЕ»

                                                                        Составитель:

                                                                                                      Исраэлова Татьяна Витальевна

                         учитель технологии шк.№ 735

МОСКВА, 2010 год.

  1. ВВЕДЕНИЕ

Рукоделие является одним из старейших искусств в прикладной трудовой  деятельности человека. Раскопки  древних захоронений и поселений подтверждают, что вышивка одежды  предмета быта, плетение   из различных  материалов были знакомы   людям  далёкого прошлого.

В настоящее время, когда значительная часть декоративных изделий из меха, ткани, кожи, ниток и других материалов искусно и художественно выполняется с помощью машин,

Многие предметы одежды, быта не теряют своей прелести,  прочности,  изящества, если они сделаны вручную.

Мастерство многих рукодельниц  переходит от старшего поколения к младшему, существует целые династии, передающие своё мастерство из поколения в поколение: это знаменитые Владимирская и Горьковская вышивки, Волгоградские кружева, вещи, связанные крючком и спицами,  изделия  из меха и  т.д. Рукодельное искусство ранних народов одним из проявлений национальной культуры. Об этом говорят знаменитые

Вышитые  полотенце русского, украинского народов (рушники), ковры народов Закавказья и Ср. Азии, изделия из меха народов Севера и др.

Приобщение  подрастающего поколения к различным видам рукоделия считается значимой частицей трудового обучения и воспитания детей.

Восприятие  художественной и практической ценности изде6лий, созданных народными умельцами, художниками – дизайнерами и просто любителями, доступно детям младшего и среднего школьного возраста. Они имеют возможность созерцать и чувствовать всю прелесть и неповторимость различных работ, выполненных мастерами, своими руками. Вышитый передник, нарядная вязаная шапочка, красивый коврик у кровати, выполненный в технике аппликации – это не6полный перечень предметов, которые знакомят детей с различными изделиями.

Рукоделие способствует развитию моторики рук, способствует развитию пространственного воображения, внимания и памяти, сообразительности смекалки, терпения и аккуратности, точности и глазомера, фантазии и творчества.

Рукоделие – это: развлечение, тренировка ума и рук, праздничное украшение, подарки, установление контакта и налаживания коммуникации с детьми в семье, школе, прекрасное психотерапевтическое средство.

2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Для реализации закона РФ «Об образовании» о воспитании подрастающего поколения, о воспитании всесторонне развитой личности прикладное искусство дает широкие возможности, эстетическое развитие ребенка – один из путей реализации. Научить ребенка видеть красоту вокруг себя, богатство и разнообразие окружающего мира, если ребенок поймет всю неповторимость нашей земли, почувствует себя малой частицей единого живого организма, то никогда не поднимется уничтожить хоть малую ее часть.

В педагогической деятельности следует исходить из концепции педагогического сотрудничества, рассматривая ученика в качестве субъекта различных видов деятельности, в которой главным приоритетом выступает развитие ребенка.

В данной  программе намечено несколько проблем:

- эстетическое развитие ребенка;

- мотивация учебно – познавательной деятельности;

- обще - культурное, гуманистическое воспитание;

- развитие способностей детей;

- бережное отношение к природе.

        Программа состоит из четырёх  разделов: «Вышивка», «Макраме», «Лоскутное  шитьё» и «Бисероплетение»

Программа рассчитана на один год обучение детей в возрасте 9-12 лет. По одному часу неделю.

Общее количество  часов за учебный год -36 часов.

2.1. ПСИХОЛОГО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВОЗРАСТНОГО КОНТИНГЕНТА УЧАЩИХСЯ

     

   В кружке, в основном, занимаются дети 10-12 лет. Учащиеся, по своему развитию

разные, поэтому программа составлена исходя из возрастных особенностей школьников.

Учитывая их неусидчивость, повышенную эмоциональность, работы выполняются  небольшого  размера, для того, чтобы учащиеся  в короткий срок  увидел и конечный  результат изделия.

 Занятия проводятся  группой детей по 15 человек.

  1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Цель: повышение уровня культуры быта в семье через усвоения навыков искусства рукоделия.

Задачи:

- дать знания в обучении вязания, плетения бисером и макраме, шитья различных изделий;

- формировать умения и навыки в этих видах искусства;

- развитие у детей творческого воображения, художественного вкуса;

- воспитать у учащихся чувство внимания, доброты друг к другу, усидчивости.

Для реализации вышеуказанных задач необходимо:

- создать учащимся необходимые условия для творческой деятельности;

- оказать психологическую поддержку детям на занятии;

- охранять и укреплять физическое и психологическое здоровье детей;

- рациональность и эффективность приемов и организационных форм работы, их развивающий и воспитательный характер, обращенность к интеллектуально – волевой и эмоциональной сфере детей;

- контроль и коррекция деятельности.

2.3. ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.

Для реализации поставленных задач использованы методы обучения, направленные на обогащение творческого воображения и мышления детей, увлеченных этим видом деятельности – это:

- рациональное использование времени на занятиях, оптимальность темпа;

- использование наглядных и практических методов обучения;

- смена видов деятельности на занятиях;

- обратная связь с детьми;

- оценка учебной деятельности;

- соблюдение правил труда и техники безопасности.

Формы занятий:

- групповая;

- индивидуальная.

Педагогические технологии, личностно – ориентированный подход:

- отбор учащихся по принципу заинтересованности;

-  практико-ориентированное развитие личности;

- расширение круга общения.

3. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

На занятиях по рукоделию основное место отводится практическим работам, которые включают выполнение образцов, графических зарисовок и рисунков, выполнение изделий. Так как учащиеся еще не владеют техникой выполнения, задания не сложные, а время, затраченное на изготовление, минимальное, чтобы дети могли быстрее увидеть результаты своего труда. Это способствует развитию интереса к предмету, побуждает стремление к самостоятельности. Эти изделия должны будут представлены на школьных выставках.

Еще несколько десятилетий назад секреты рукоделия передавались в семье от матери к дочери. Сейчас эта связь утрачена, поэтому одна из задач кружка – восстанавливать традиции и воспитывать у учащихся интерес к различным видам  декоративно – прикладного творчества, самобытной культуре.

Знания, которые дети получают на занятиях кружка обеспечивают эстетическое и художественное развитие учащихся, носят воспитательный характер, привлекают чувство цвета, фактуры, развивают у учащихся умение и желание украсить свой быт, воспитывают уважение к народным традициям.

3.1. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

В процессе работы по данной программе можно использовать:

- новые педагогические технологии в воспитательном процессе;

- литературу  по разделам «Вышивка», «Бисероплетение», «Макраме», «Лоскутное шитье».

3.2. ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

- дидактический материал по изучению азбуки макраме;

- дидактический материал по изучению грамматики макраме;

- дидактический материал по изучению ручных вышивальных швов;

- дидактический материал по изучению раздела «Лоскутное шитье» (шаблоны);

- схемы плетения из бисера;

- образцы поделок, выполненных детьми;

- дидактический материал по изготовлению поделок.

  1. МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Занятия кружка должны проводиться в светлом сухом, достаточно просторном и хорошо проветриваемом помещении. Дети занимаются сидя за столом по два человека. Необходим шкаф для хранения оборудования, дидактических пособий, методической литературы, стенды для выставочных работ. Для занятий необходимо иметь нужные инструменты, нитки для вышивания, проволоку, бисер, нитки для шитья, лоскуты материи.

3.4. СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ

  1. Оценка творческого роста учащихся, активности, уровня усвоения знаний.

Форма оценки контроля: викторины, конкурсы

  1. Оценка обученности самостоятельности, сообразительности.

Форма контроля: задания на самостоятельное выполнение изделия по схемам, опрос детей.

Система опроса детей позволяет:

- проследить уровень усвоения учащимися программного материала;

- выявить наиболее способных детей;

- накопить демонстрационный материал.

  1. Оценка качества детских работ по разработанным критериям оценки:

- подбор материала;

- качество выполнения заданий;

- аккуратность;

- цветовая гамма;

- творческий замысел.

  1. Результативность: программа «Рукоделие» призвана обеспечить:

- освоение основных приемов, навыков плетения бисером и техникой макраме, шитья и вышивки; умение понимать схемы, условные обозначения и выполнять изделия;

- знакомство с искусством и бытом древних народов;

- приобретение знаний и расширение кругозора.

  1. ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ИЗДЕЛИЙ

Раздел «Вышивка»:

- демонстрация, разучивание видов швов;

- подбор рисунка вышивки;

- выполнение изделия;

- обсуждение выполненной работы (самооценка, мнение товарищей, оценка педагога).

Раздел «Макраме»:

- демонстрация основных узлов;

- выполнение основных узлов по схемам;

- усвоение  условных знаков и обозначений;

- сравнение с образцом;

- выполнение изделия;

- обсуждение готовой работы (самооценка, мнение товарищей, оценка педагога).

Раздел «Бисероплетение»:

- демонстрация готового изделия;

- усвоения условных знаков и обозначения;

- подбор материала (бисера по цвету);

- усвоения основных приемов бисероплетения по схемам;

- изготовление изделия;

- сравнение с образцом;

- обсуждение готовой работы.

Раздел «Лоскутное шитье»:

- демонстрация готового изделия;

- выполнение основных видов швов;

- выполнение шаблонов и раскрой ткани;

- подбор видов ткани  по текстуре и цвету;

- выполнение изделия;

- сравнение с образцом;

- обсуждение готовой работы.

Демонстрируя образец, ребенок знакомится с интересными данными об изделии, узнает о качестве выполнения, творческой фантазии. Рассматривая образец, идет ознакомление с этапами работы. После объяснения и демонстрации изделия дается возможность учащимся задавать вопросы. Непосредственный процесс изготовления идет по этапам. Каждый этап предваряет объяснение с показом или без него. Затем совместное выполнение и сразу же контроль работы каждого ребенка, с целью исправления ошибок на начальной стадии.

3.5а. ПРАВИЛА СОБЛЮДЕНИЯ ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ И ОХРАНЫ ТРУДА

  1. Руководитель кружка несет ответственность за жизнь и здоровье детей.
  2. Обязан создать здоровые и безопасные условия для проведения занятий.
  3. Несет ответственность за нарушение техники безопасности и норм гигиены.
  4. Ежегодно готовит кабинет к занятиям в новом учебном году и к занятиям по расписанию.
  5. После окончания занятий отключает электрооборудование, находящееся под напряжением и приводит в порядок кабинет.
  6. Запрещается применять приборы и оборудование без актов соответствия требованиям техники безопасности и охраны труда.
  7. Проводит беседы с детьми об экономии электроэнергии в школе 2 раза в год. Осуществляет контроль за использование электроэнергии в дневное время.
  8. В помещении школы и местах проведения занятий запрещается курить, пользоваться открытым огнем.

3.5б. ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В КАБИНЕТЕ

  1. Входить в класс по приглашению учителя.
  2. Пользоваться электрооборудованием с разрешения учителя.
  3. Не загромождать проходы вещами и стульями.
  4. Не размахивать инструментами.
  5. Не трогать рубильник.
  6. Обо всех неисправностях сообщать учителю.
  7. В случае пожара немедленно покинуть помещение, оповещая окружающих, и не пытаться самостоятельно тушить пожар и спасать имущество.

3.5в. ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ С НОЖНИЦАМИ

  1. Хранить ножницы в определенном месте.
  2. Класть ножницы при работе сомкнутыми лезвиями от себя.
  3. Ножницы подавать кольцами вперед.
  4. Пользоваться ножницами с закругленными (тупыми) концами.

3.5г. ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ С ИГЛАМИ И БУЛАВКАМИ

  1. Шить с наперстком.
  2. Хранить иглы и булавки в определенном месте, не оставлять их на рабочем столе.
  3. Запрещается иглы и булавки брать в рот, вкалывать их в одежду.
  4. Запрещается пользоваться ржавыми и гнутыми иглами и булавками.

 

 

  1. Раздел «ВЫШИВАНИЕ»  (12 час)

Тема 1. «Введение». (1 час)

Цель: сформировать знания по ручной вышивке на уровне применения в сходной ситуации.

Задачи:

- учить понимать народное творчество, побудить желание творить;

- расширить кругозор учащихся;

- уметь видеть прекрасное, отличать его от безобразного.

 

    Теория: историческая справка, классификация вышивок, демонстрация образцов, инструменты, материал, техника безопасности.

Практика: просмотр рисунков, эскизов, журналов, схем по вышиванию.

Тема 2. «Технология ручной вышивки. Простые швы». (10 час.).

Цель: знать технику выполнения швов.

Задачи:

- обучить выполнять задания по образцу, сформировать знания по ручной вышивке;

- улучшить сенсорные и моторные навыки учащихся, ознакомить их с образцами самых популярных видов вышивки;

- вызвать интерес к культуре и искусству, совершенствовать эстетические взгляды.

Теория: технология выполнения ручной вышивки.

Практика: выполнение швов: «вперед иголкой», «тамбурный», «стебельчатый», «козлик», «перекрещенная строчка», «восьмерка», «елочка», «каракули», «английская гладь», «двусторонняя и односторонняя гладь», «ришелье», «рококо».

Тема 3. «Уход за вышитыми изделиями» (2 часа)

Цель: научить правильно ухаживать за вышитыми изделиями.

Задачи:

- уметь применять на практике правила техники безопасности;

- развивать такие качества как трудолюбие, аккуратность;

- развивать творческие способности личности.

Теория:  правила утюжки, стирки вышитых изделий, работа художника по вышивке.

Практика: стирка, утюжка вышитых изделий, самостоятельный эскиз для вышивки.

  1. Раздел  «МАКРАМЕ» (12 час)

Тема 1. «Азбука макраме» (6час)

Цель: знакомство с техникой макраме, заинтересовать новым видом искусства.

Задачи:

- научить плести основные узлы;

- расширять кругозор детей;

- приучение к безопасным и качественным приемам работы, формирование добросовестного отношения к труду.

Теория: история макраме, подготовка к работе: инструменты, материалы, приемы плетения узлов, основные узлы и узоры, техника безопасности.

Практика: выполнение узлов: «одинарный плоский узел», «двойной плоский узел», «репсовый узел», «капуцин», «брида», «пико в цепочке двойного плоского узла», узор «ягодка», «шахматка».

Тема 2. «Грамматика макраме» (6 час)

Цель: основные этапы творческого процесса

Задачи:

- познакомить учащихся с полезными советами; научить составлять эскиз изделия, пользуясь условными обозначениями;

- закрепление полученных знаний;

- продолжить формирование добросовестного отношения к труду, дисциплинированности в работе и товарищеской взаимопомощи.

Теория: этапы творческого процесса, полезные советы, эскиз изделия.

Практика: выполнение работы: плетение кашпо, «гнома».

  1. Раздел «ЛОСКУТНОЕ ШИТЬЕ» (8 час)

Тема 1. «Введение. Лоскутное шитье». (2 час)

Цель: познакомить учащихся с техникой «лоскутное шитье».

Задачи:

- учить понимать народное творчество, традиции;

- расширять кругозор детей;

- привить уважение к народным традициям.

Теория: возможности лоскутного шитья, технология изготовления, шаблоны, подготовка материалов, инструменты, техника безопасности.

Практика: выполнение шаблонов, выкроек, раскрой ткани.

Тема 2. «Изготовление изделий» (6 час)

Цель: научить выполнять изделия в данной технике.

Задачи:

- научить основным приемам соединения деталей;

- развивать внимание, усидчивость, трудолюбие; развивать фантазию, творчество;

- воспитывать выдержку, терпение.

Теория: этапы выполнения изделия.

Практика: соединение деталей, оформление работы.

  1. Раздел  «БИСЕРОПЛЕТЕНИЕ» (4 час)

Тема 1. «Инструменты, материалы, схемы плетения» (1 час)

Цель: научить плести из бисера.

Задачи:

- научить детей внимательно читать схемы;

- развивать внимание, память;

- привить навыки культурного поведения на занятиях.

Теория: разновидность бисера, этапы выполнения плетения, схемы плетения, условные обозначения, инструменты, материалы.

Практика: зарисовка схем, работа по схемам.

Тема 2. «Плетение изделий. Цветы»  (3 час)

Цель: научить плести изделия.

Задачи:

- закрепление полученных знаний;

- развивать фантазию, творчество, инициативу;

- воспитывать чувство прекрасного.

Теория: этапы выполнения изделий, схемы узоров.

Практика: плетение деталей изделия, сборка изделия, оформление работы.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Е.Д. Кашкарова – Герцог «Руководство по рукоделию», изд. «Москва. Радио и связь», 1992 г.

  1. М. Максимова, М. Кузьмина «Вышивка», ООО «Издательство «Эксмо», 1993 г.

  1. Журнал «Мир женщины», спец.  Выпуск «Вышивка», 1993 г.

  1. Альбом с рисунками для вышивки

  1. А.А.Иванова, «Вышивка – просто и красиво», изд. «Москва. ОЛМА – Пресс Образование», 2005 г.

  1. М.Кузьмина «Макраме. Азбука плетения». Изд. «Москва. Легпромбытиздат», 1992 г.

  1. Л.Г.Куликова, Л.Ю. Короткова «Цветы из бисера», изд. «Москва, Издательский Дом МСП», 2005 г.

       8.   Н.К. Зайцева «Украшения из бисера», изд. «ОЛМА – ПРЕСС», 2002 г.