Образовательная программа "Оригами"
рабочая программа на тему

Исраэлова Татьяна Витальевна

С целью развития у учащихся конструктивного мышления, творческого воображения и художественного вкуса мною были разработаны образовательные программы "Оригами", "Рукоделие", "Художественная обработка материалов"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное образовательное учреждение средняя образовательная школа №735

юго-восточного административного округа

район «Лефортово»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«ОРИГАМИ»

                                                                        Составитель:

                                                                                                      Исраэлова Татьяна Витальевна

                         учитель технологии шк.№ 735

МОСКВА, 2010  год.

  1. ВВЕДЕНИЕ

Оригами – это искусство складывания бумаги, зародившееся в Японии в 610 году, в переводе с японского значит -«ори» - складывать, «ками» - бумага. Изделия из  бумаги в далекой древности имело религиозное предназначение. Изготовление красочных фигурок являлось священным действием. Утратив со временем свое ритуальное предназначение, оригами вышло за пределы храмов и достигло императорского двора. Умение складывать фигурки из бумаги у придворных считалось одним из признаков хорошего образования и изысканных манер. Фигурки оригами служили гербом и печатью в некоторых знатных семьях. В те времена бумага была материалом редким и дорогим. Лишь спустя несколько столетий оригами стало достоянием каждого японца. Изделия из бумаги – коробочки, цветы, вазы, веера, фонарики, куклы стали украшением японского быта, карнавальных шествий, народных праздников.

Во второй половине 19 века оригами перешло границы Японии. В странах Европы начали знакомиться с классическими фигурками, выполненными в технике оригами.

Бурное развитие оригами началось только после второй мировой войны, главным образом благодаря усилиям всемирно известного мастера Акиры Йошизавы. Он изобрел универсальную, единую систему знаков, с помощью которой можно записать схему складывания любой фигурки.

В настоящее время оригами распространено во многих странах мира, ведь теперь схемы складывания моделей мог «прочитать» без перевода человек любой национальности.

Известно, что любителем оригами  был английский писатель Льюис Кэррол - автор «Алисы в стране чудес». Русский писатель Лев Толстой тоже увлекался оригами.

В России   существует  общественная  некоммерческая  организация    в Санкт – Петербурге: «Петербургский  Центр Оригами», распространяющая искусство складывания бумаги в России. Центр проводит выставки,  посвященные искусству складывания, организует очное и заочное обучение оригами всех желающих.

Оригами – уникальное средство для развития тонкой моторики  и массажа  пальцев, который повышает чувствительность, делает пальцы подвижными, ловкими, точными, помогает овладению письмом. Занятия    оригами способствуют развитию пространственного воображения, внимания и памяти, сообразительности и смекалки, терпения и аккуратности, точности и глазомера, фантазии и творчества.

Оригами – это:

- популярное развлечение;

- тренировка ума и рук;

- ознакомление с азами геометрии;

- семейное развлечение;

- праздничные украшения и подарки;

- установление контакта и налаживание коммуникации с детьми в семье, школе, в больницах;

- возможность наладить доверительные, теплые отношения;

- прекрасное психотерапевтическое средство, отвлекающее  и переключающее детей во время болезни.

Поделки из бумаги, конструирование имеет большие возможности для отображения окружающего мира. Выполнение объемных и плоскостных изделий передает разнообразную форму, окраску, многообразие их в сочетании друг с другом по тону и величине. На занятиях используются декоративные элементы, традиции народного искусства. Дети знакомятся с различными геометрическими фигурами: конус, цилиндр, куб, используя их  в  своих композициях.

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

Для реализации закона РФ «Об образовании» о воспитании всесторонне развитой личности оригами дает широкие возможности. Эстетическое развитие ребенка-один из путей реализации. Научить ребенка видеть красоту вокруг себя, богатство и разнообразие окружающего мира, если ребенок поймет всю неповторимость нашей земли, почувствует себя малой частицей единого живого организма, то никогда его рука не поднимется уничтожить хоть малую ее часть.

В педагогической деятельности следует исходить из концепции педагогического сотрудничества, рассматривая ученика в качестве субъекта различных видов деятельности, в которой главным приоритетом выступает развитие ребенка.

В данной программе намечено несколько проблем:

- эстетическое развитие ребенка;

- мотивация учебно-познавательной деятельности;

- бережное отношение к природе;

- обще-культурное, гуманистическое воспитание;

- развитие способностей детей.

Программа рассчитана на двухгодичный курс обучения детей в возрасте 7-10 лет по 2 часа в неделю. Общее количество часов за учебный год-72 часа.

  1. ПСИХОЛОГО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВОЗРАСТНОГО КОНТИНГЕНТА УЧАЩИХСЯ

Обычно в письме и рисовании доминирует ведущая рука, а в оригами задействованы обе. Такая деятельность  синхронизирует работу обоих полушарий головного мозга. Развивается не только левое полушарие, отвечающее за логику и речь, но и правое - ответственное за творческое мышление, интуицию, воображение. Возрастная скорость дедуктивных процессов, гибкость и оригинальность мышления.

Занятия по оригами проводятся группой детей по 15 человек, преимущественно это дети, обучающиеся в начальной школе.

2.2 ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Цель: развить интерес и любовь к народному творчеству, путем ознакомления и усвоения искусства оригами.

Воспитательные задачи: формирование общественно активной личности, умеющей себя реализовать в обществе, участвовать в мероприятиях, уметь проявить свои знания и умения. Поддерживать доброжелательные отношения со сверстниками.

Развивающие задачи: развитие творческих способностей и активности, конструктивного мышления, творческого воображения и художественного вкуса, умения сконцентрировать внимание на процессе  изготовления для получения желаемого результата, развитие любознательности, как основы познавательной активности детей.  

Обучающие задачи: совершенствовать трудовые умения ребенка, формировать культуру труда, запоминать последовательность изготовления, приемы и способы складывания. Освоить международные условные обозначения, принятые в оригами.

Для реализации вышеуказанных задач необходимо:

- обеспечить детям необходимые условия для творческой деятельности;

- оказывать психологическую поддержку детям на занятии;

- охранять и укреплять физическое и психологическое здоровье детей;

- рациональность и эффективность приемов и организационных форм работы, их  развивающий и воспитательный характер, обращенность к интеллектуально-волевой и эмоциональной сфере детей;

- контроль и коррекция деятельности.

2.3. ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.

Для реализации поставленных задач использованы методы обучения, направленные на обогащение творческого воображения и мышления детей, увлеченных этим видом деятельности, это:

- рациональное использование времени на занятии, оптимальность темпа;

- использование наглядных и практических методов обучения;

- смена видов деятельности на занятиях;

- обратная связь с детьми;

- оценка учебной работы;

- соблюдение правил труда и техники безопасности.

Две стратегии проведения занятий:

- имитацитный «секрет» складывания передается из рук в руки, от учителя к ученику;

- самостоятельное освоение искусства складывания по схемам.

Формы занятий:

- групповая;

- индивидуально-групповая.

Педагогические технологии, личностно-ориентированный подход:

- отбор учащихся по принципу заинтересованности;

- практико-ориентированное развитие личности, индивида;

- расширение круга общения.

3. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

На занятиях оригами раскрываются большие возможности овладения различными приемами и способами действий с бумагой, такими как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание. Развивается способность работать руками под контролем сознания, совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера. Оригами способствует концентрации внимания, т.к. заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат. Оригами активизирует мыслительные процессы, в процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приемов складывания) со словесными (объяснение приемов складывания) и перевод их значения в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий).

Оригами знакомит детей с основными геометрическими понятиями: угол, сторона, квадрат, треугольник и т.д., одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами. Совершенствуются трудовые умения и ребенка, формируется культура труда. Оригами способствует созданию игровых ситуаций: сложив из бумаги животных, дети включаются в игру-драматизацию по знакомой сказке, становятся сказочными героями, совершают путешествия.

Учителем в процессе работы решаются воспитательные задачи посредством размышления и  бесед о зле и добре, о красоте, о любви к природе, земле и людям, живущих на ней.

3.1. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

В процессе работы по данной программе можно использовать:

- новые педагогические технологии в воспитательном процессе;

- литературу по разделу «Оригами», поделки из бумаги;

- игры, конкурсы, викторины, а также методическую литературу из прилагаемого к программе списка.

3.2. ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

- дидактический материал по изучению базовых форм;

- дидактический материал по изучению азбуки оригами;

- дидактический материал по изготовлению поделок;

- образцы поделок, выполненных детьми.

3.3. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Занятия кружка должны проводиться в светлом, сухом, достаточно просторном и хорошо проветриваемом помещении. Дети занимаются сидя за столом по два человека. Необходим шкаф для хранения оборудования, дидактических пособий, методической литературы, стенды для размещения образцов изделий и для выставки готовых изделий. Для занятий необходимо иметь нужные инструменты и бумагу.

- ножницы                                   15 шт.

- простые карандаши                  15 шт.

- цветные карандаши                  15 шт.

- клей ПВА                                   0,5 л

- бумага цветная                           30 наборов

- картон цветной                          10 наборов

- картон                                          2 листа

- ватман                                         5 листов

- бумага бархатная                       3 набора

- нитки                                           2 катушки

3.4. СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ

1. Оценка творческого роста учащихся, активности, уровня усвоения знаний.

Форма оценки контроля: викторины, конкурсы-1 раз в год.

  1. Оценка обученности, самостоятельности, сообразительности.

Форма оценки контроля: задание на самостоятельное выполнение поделок по схемам, зачетный опрос детей.

Зачетная система контроля позволяет:

- проследить уровень усвоения учащимися программного материала;

- выявить наиболее способных детей;

- накопить демонстрационный материал.

3. Оценка качества детских работ по разработанным критериям оценки:

- подбор бумаги;

- качество сгибов;

- соблюдение симметрии;

- аккуратность;

- цветовая гамма;

- творческий замысел.

4. Результативность: программа «Оригами» призвана обеспечить:

- освоение основных приемов и навыков работы с бумагой;

- умение понимать схемы, условные обозначения и выполнять поделки;

- знакомство с искусством и бытом Японии;

- приобретение знаний и расширение кругозора.

3.5. ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПОДЕЛОК В КРУЖКЕ

Изготовление идет по этапам:

-  демонстрация готовой поделки;

-  определение базовой формы;

-  приготовление исходной геометрической формы;

-  выполнение базовой формы, поделки;

-  усвоение условных знаков и обозначений;

-  складывание поделки по этапам: показ одного приема - выполнение детьми, показ второго-выполнение детьми и т.д.

-  при работе по схемам – выполнять в строгой последовательности;

-  сравнение с образцом;

- повторить приемы складывания;

-  обсуждение готовых работ (самооценка, мнение товарищей, оценка педагога).

Демонстрируя образец, педагог раскрывает интересные данные о поделке, останавливается на качестве выполненной работы, ее похожести, творческой фантазии. Рассматривая поделку, идет ознакомление с приемами складывания. После объяснения и демонстрации процесса работы дается возможность детям задавать вопросы. Непосредственный процесс изготовления идет по этапам. Каждый этап предваряет объяснение с показом или без него. Затем совместное выполнение и сразу же контроль работы каждого ребенка с целью исправления ошибок на начальной стадии.

3.6а. ПРАВИЛА СОБЛЮДЕНИЯ ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ И ОХРАНЫ ТРУДА

1. Руководитель кружка ведет ответственность за жизнь и здоровье детей.

2. Обязан создать здоровые и безопасные условия для проведения занятий.

3. Несет ответственность за нарушение техники безопасности и норм гигиены.

4. Ежегодно готовит кабинет к занятиям в новом учебном году и к занятиям по расписанию.

5. После окончания занятий отключает электрооборудование, находящееся под напряжением и приводит в порядок кабинет.

6. Запрещается применять приборы и оборудование без актов соответствия требованиям техники безопасности и охраны труда.

7. Проводит беседы с детьми об экономии электроэнергии в школе 2 раза в год. Осуществляет контроль за использование электроэнергии в дневное время.

8. В помещении школы и местах проведения занятий запрещается курить, пользоваться открытым огнем.

3.6б. ПРАВИЛА  ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ В ПЕРИОД ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ В КРУЖКЕ «ОРИГАМИ»

  1. Пользоваться ножницами с тупыми концами.
  2. Ножницы передавать за сомкнутые лезвия, кольцами вперед.
  3. Пользоваться ножницами только на период работы.
  4.  После работы ножницы убрать в коробочку.
  5. Опасаться попадания клея в глаза. В случае попадания - промыть глаза проточной водой.

Тема 1. «Вводное занятие» (1 час)

Цель: познакомить учащихся с японским видом искусства складывания бумаги, познакомить с различными направлениями, заинтересовать детей.

Задачи:

- учить понимать народное творчество, побудить желание творить;

- расширить кругозор детей;

- уметь видеть прекрасное, отличать его от безобразного.

Теория: знакомство детей с историей возникновения оригами, понятие значения слова «оригами». Показ и пояснение схем, условных обозначений, принятых в оригами.

Практика: рассматривание готовых поделок разных видов: оригами, аппликация.

Тема 2. «Понятие о бумаге, инструментах. Простые поделки». (6 час).

Цель: уметь применять правила техники безопасности на практике, знать свойства и виды бумаги, инструменты и правила работы с ними. Выполнять простые поделки, используя при этом специальную терминалогию.

Задачи:

- научить определять направление волокон бумаги, различать бумагу по видам, научить правильно пользоваться инструментами, соблюдать правила техники безопасности, уметь выполнять приемы сгибания;

- применять приобретенные знания по технике безопасности, о бумаге. В других сферах жизни;

- работать аккуратно, воспитывать выдержку, терпение.

Теория: запомнит  правила пользования материалами и инструментами, приучать аккуратно содержать рабочее место на протяжении всего занятия, научить выполнять простые поделки.

 Практика: применять на протяжении занятий полученные теоретические знания. Выполнение простых поделок.

Тема 3. «Искусство бумажной пластики. Условные знаки. Летающие модели, игрушки».  (15 час)

Цель: познакомить с азбукой оригами.

Задачи:

- научить правильно выполнять приемы сгибания бумаги, читать схемы;

- укрепление взаимосвязи между наглядными практическими и словесными источниками действия, активизировать мыслительные процессы;

- уметь признавать и исправлять допущенные ошибки.

Теория: понимать условные обозначения и термины, принятые в оригами. Запоминать последовательность складывания базовых форм, запоминать их названия.

Практика: отработка упражнений по выполнению основных элементов складывания, совмещение углов и сторон, познакомить с базовыми формами: «карман», «гофрирование», «воздушный змей», «книжка», «блинчик», «двойной треугольник», «журавлик». Выполнение поделок.

Тема 4. «Новогодние игрушки. Карнавальные маски».  (12 час)

Цель: изготовить на праздник игрушки, подарки для друзей, товарищей, близких.

Задачи:

- запоминать последовательность выполнения поделок, учить смешивать краски, подбирать нужный тон для раскрашивания масок, эстетично оформлять подарки;

- правильно подбирать цвет, размер заготовки для поделок;

- заинтересовать детей изготовлением игрушек. А также желание изготовить подарки на Новый год.

Теория: показ образцов готовых изделий, определение базовых форм, объяснение техники изготовления. Беседы о подборе цветов для игрушек, о содержании подарков на Новый год.

Практика: изготовление рабочей поделки, затем выполнение из цвет ной бумаги. Художественное выполнение подарков.

Тема 5. «Условные обозначения. Работа  по схемам».  (15 час)

Цель: научить понимать условные обозначения, принятые в оригами, читать схемы. Развивать речь, фантазию.

Задачи:

- продолжить изучение азбуки оригами, научить детей фантазировать, выражать свои чувства, желания;

- развивать речевую культуру детей, способствовать оценки своего рассказа, сказок товарищей;

- умение слушать учителей и товарищей не перебивая, уметь выражать в речи желаемый смысл.

Теория:  условные обозначения, закрепление геометрических понятий: треугольник, прямоугольник, квадрат, угол, диагональ. Расширение кругозора.

Практика: выполнение поделок по словесному объяснению, по схемам, по образцам.

Тема 6. «Оригами – аппликация «Сказка оригами»  (23 часа)

Цель: научить правильно складывать поделки, ориентируясь по схемам, применяя уже знакомые термины, базовые формы.

Задачи:

- запоминать базовые формы, последовательность их выполнения, развивать глазомер, пространственное воображение, память;

- уметь правильно подбирать бумагу, для соответствующей поделки, определять свойства бумаги, располагать поделки на плоскости, работать с клеем;

- умение слушать учителей, товарищей не перебивая, уметь выражать в речи желаемый смысл.

Теория: закрепление геометрических понятий, условных обозначений. Повторение схем. Знакомство с этапами выполнения поделок.

   

ЛИТЕРАТУРА

1. Ю. Шумаков. Е. Кочеткова «Учимся оригами» - практический курс для начинающих

  1. В. В. Выгоднов, И. В. Захарова «Оригами для малышей» Изд. «Москва. Издательский дом МСП», 2005 г.

  1. В. В. Выгоднов «Оригами» Изд. «Москва. Издательский дом МСП», 2005 г.

  1. В. В. Выгоднов «Трехмерное оригами» Изд. «Москва. Издательский Дом МСП», 2005 Г.

  1. С. Соколова «Школа оригами. Аппликации и мозаика» ООО «Издательство «Эксмо», 2005 г.

  1. С. Соколова «Сказка оригами. Игрушки из бумаги». ООО «Издательство «Эксмо», 2005 г.