Природа как субьект всестороннего развития личности
план-конспект по теме
Ещё античные мыслители Аристотель, Демокрит, затем классики мировой и отечественной педагогики Я. А. Коменский, Ж. Ж. Руссо, К. Д. Ушинский считали совершенной саморазвивающую природу ребенка, а в природной среде видели идеальные условия для проявления человеческой натуры и развития личности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Античные мыслители
Классики мировой и отечественной педагогики
Предварительный просмотр:
Выступление
на методическом объединении педагогов дополнительного образования МБОУ ДОД СЮТур
по теме «Природа как субъект всестороннего развития личности»
Всё хорошее в людях — из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Ещё античные мыслители Аристотель, Демокрит, затем классики мировой и отечественной педагогики Ян Амос Коменский, Ж. Ж. Руссо, Константин Дмитриевич Ушинский считали совершенной саморазвивающую природу ребёнка, а в природной среде видели идеальные условия для проявления человеческой натуры и развития личности. Отсюда - необходимость целенаправленного организованного приобщения детей к природе, которая находит свою реализацию в процессе экологического воспитания.
Природа — важнейшее средство воспитания и развития детей. Сколько открытий делает ребенок, общаясь с ней! Неповторимо каждое живое существо, увиденное малышом.
Разнообразны и природные материалы (песок, глина, вода, снег и т. д.), с которыми дети так любят играть. Ни один дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребенка. Предметы и явления природы наглядно предстают перед детьми. Таким образом, малыш непосредственно, с помощью органов чувств, воспринимает многообразие свойств природных объектов: форму, величину, звуки, краски, пространственное положение, движение и т. д. У него формируются первоначальные конкретные и яркие представления о природе, которые в дальнейшем помогают ему увидеть и понять связи и отношения природных явлений, усвоить новые понятия. Многие связи и отношения между природными явлениями дети познают в процессе наблюдений.
Воспитание злобы или добра начинается в раннем детстве, задолго до того, как малыш скажет «мама» или начнет ходить.
Его погремушки изображают рыбку, птичку, на его чашечке и распашонке нарисованы цыплята, мишки и зайчики.
Природа, которую наблюдает ребенок, оставляет в нем неизгладимое впечатление, формирует эстетические чувства. Очень важно учить ребенка с самого раннего детства понимать красоту живой природы, любоваться пестрым оперением птиц, радоваться их пению, удивляться догадливости собаки. В общении с живой природой воспитывается у детей любовь к родному краю.
Прививать с раннего возраста любовь к природе необходимо по двум причинам: во-первых, для воспитания заботливого отношения к животному и растительному миру; во-вторых, для развития более сложных нравственных чувств и качеств: гуманизма, добросердечности, сочувствия. Поведение ребёнка в природе порой противоречиво: положительно относясь к объектам природы, дети часто совершают отрицательные поступки (рвут понравившиеся цветы и тут же бросают их, мучают - «ласкают» котенка и пр.)
Иногда ошибочно думают, что эмоциональное воздействие природы является естественной основой для положительного к ней отношения. Из внешнего отношения к природе не рождается, а только может родиться глубокое осознанное чувство любви и гуманного отношения к ней.
Интересный пример приведен в книге Б. Рябинина «О любви к живому». «Ребенок пугает голубей. На первый взгляд невинное занятие. Но ведь он развлекается, пугая, ему нравится, что голуби при его приближении взмахивают крыльями и улетают, что его боятся, - и вот тут-то, как говорится, и зарыта собака, здесь корень и первопричина зла».
Необходимо руководство взрослого, чтобы внешнее эмоциональное отношение к природе переросло в нравственно-эстетическое чувство, предполагающее активную, действенную позицию ребёнка.
Важно создать эмоциональный контакт ребенка с природой: пусть самостоятельно побродит, отыщет что-то необычное, тихо посидит на пригорке, послушает пение птиц или журчание ручья, просто поглядит вокруг себя.
Познание ребёнком природы затрагивает не только область ума, но и область нравственных чувств.
Природа является важнейшим источником для развития речи ребенка. Дает не только нравственное и духовное развитие, но и благоприятно влияет на здоровье ребенка.
Огромную пользу здоровью оказывают наши леса. Выделяемый листьями деревьев кислород крайне необходим для дыхания.
О пользе солнца известно еще с древних времен, особенно с закаливающей целью. В солнечном спектре наряду с видимыми световыми лучами присутствуют и невидимые инфракрасные и ультрафиолетовые лучи. Под влиянием инфракрасных лучей расширяются сосуды, усиливается кровообращение, улучшается питание тканей, что способствует устранению воспалительных процессов. Ультрафиолетовые лучи, в отличие от инфракрасных, не обладают согревающим действием, они не ощутимы телом и проникают в кожу на значительно меньшую глубину. Вместе с тем биологическая активность их значительно выше, так как под действием ультрафиолетовых лучей в коже образуется витамин Д, предупреждающий развитие рахита у детей. Кроме того, ультрафиолетовые лучи обладают бактерицидным (убивающим микробов) действием, оказывают благоприятное влияние не только на кожу, но и способствуют укреплению организма в целом.
Важным природным лечебным фактором является песок. Лечение нагретым песком издавна применялось как лечебное средство при рахите, хронических заболеваниях суставов.
Чистый морской воздух также обладает целебными свойствами. В нем большое содержание микрокристаллов солей (хлорида, сульфата, бромида, йодида натрия, кальция и магния), что улучшает восстановительные процессы в слизистой оболочке дыхательных путей, стимулирует местный иммунитет, способствует устранению воспалительных процессов в бронхах и легких. Более того, насыщенный йодидами и бромидами морской воздух способствует улучшению сна, уменьшению раздражительности ребенка.
Красота природы играет большую роль в воспитании духовного благородства. Природа является источником добра, ее красота влияет на духовный мир человека. Красота природы воспитывает утонченность чувств, помогает ощущать красоту человека.
Легкий плеск воды и шум прибоя, птичьи голоса, журчание ручья, тихий шелест листвы всегда приятны человеку. Они успокаивают его, снимают стрессы.
Человек всегда стремится в горы, на берег моря, реки или озера, в лес.
Здесь он чувствует прилив сил, бодрости. Недаром говорят, что лучше всего отдыхать на лоне природы.Окружающий ландшафт может оказывать различное воздействие на психоэмоциональное состояние. Созерцание красот природы стимулирует жизненный тонус и успокаивает нервную систему.
Без помощи взрослого ребенок не всегда может увидеть красоту природы, и поэтому взрослые должны помочь увидеть выразительность природы, ее красоту, настроить душу ребенка на ее восприятие.
Во время прогулок интересно показать ребенку растения, занесенные в Красную книгу, познакомить с лекарственными растениями, деревьями и кустарниками рассказать, почему их так называют.
Наблюдения, прогулки в природу целесообразно связывать с чтением книг о растениях и животных, рисованием, рассказыванием. Хорошо, когда в доме часто звучат стихи о природе, а вечером дети вместе с родителями рассматривают репродукции картин И. И. Левитана, И. И. Шишкина, сами придумывают незатейливые стишки и зарисовывают увиденное в природе.
Очень полезно в доме иметь какое - нибудь животное: собаку, кошку, рыбок и других; с которым ребенок может общаться, разговаривать, играть. При этом родители являются примером заботливого, внимательного отношения к живым объектам и поясняют детям, что благополучие животного зависит от выполнения ребенком поручения по уходу за ним.
Наличие знаний ещё не говорит об осознанном и устойчивом положительном отношении ребёнка к природе. Поэтому так важно включать ребёнка в ежедневную заботу о растениях и животных.
Таким образом, дети будут знать, что они живые существа и у них есть потребности в определенных условиях жизни. Без этих условий они не могут оставаться живыми, здоровыми и радовать нас.
Ребенок, встречаясь с природой, в силу своей эмоциональной непосредственности, живет реакцией, не только созерцает прекрасное, но и действует, стремится все увиденное рассмотреть, обследовать со всех сторон, может нанести вред.
Задача взрослых: объяснить, что только бережное отношение каждого человека к каждому растению и животному поможет всем людям сохранить нашу планету красивой и уютной. Люди – это часть природы. Все существа, живущие на Земле, взаимосвязаны и важны друг для друга. Вместе все мы отвечаем за то, чтобы природа сохранялась везде: в лесу, в реке, в городе. Научить детей любить и охранять природу родного края – наша общая задача.
Подводя итог, мы понимаем, что в природе нет мелочей. И важно, чтобы дети научились не только оберегать и любить все живое, но и прослеживать последствия действий человека. Наша цель – вырастить молодое поколение ответственным, мудрым, экологически мыслящим. Вся надежда на наших детей, им предстоит исправлять ошибки прошлых поколений и спасать такую маленькую, хрупкую и такую большую нашу планету. И, кто знает, может быть, через пятьдесят или сто лет человечество обретет «потерянный рай», научится жить в гармонии и дружбе со всеми живыми существами. Давайте надеяться!...
Список использованной литературы.
- Артур и Вадим Петровских, « Развитие личности ребенка», (http://adalin.mospsy.ru/)
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968.
- Трусова Т.М. Воспитание любви к природе // Начальная школа. - № 8. – 1986.
- Субботский Е.В. Ребенок открывает мир. – М., 1991.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационная программа «Создание инновационной модели школы с целью адаптации, индивидуализации и всестороннего развития личности школьников в 1 ступени образования»
Программа позволяет создатьинновационную модель школы 1 ступени для обеспечения качества обучения,успешной адаптации и всестороннего развития учащихся через предшкольную подготовку и индиви...
Методическая разработка семинара-практикума по теме: "Творческий проект как составляющая успешной реализации педагогического потенциала и всестороннего развития личности воспитанника дополнительного образования"
Данная методическая разработка включает в себя рекомендации по организации и проведению семинара-практикума, где раскрываются технологические действия педагога дополнительного образования и восп...
Всестороннее развитие личности как главный фактор самореализации учащихся
опыт работы как классного руководителя в 7 классе....
Роль ансамблевой игры в формировании всесторонне развитой личности ребенка в учреждениях дополнительного образования
В статье рассматривается значение ансамблевой игры в развитии и формировании творческой,всесторонне развитой личности ребенка ....
Интеграция школьных предметов – основа всесторонне развитой личности.
Слайд 1. Тема: интеграция школьных предметов – основа всесторонне развитой личности.Слайд 2. Современная система образования направлена на формирование высокообразованной, интеллектуально развит...
Патриотизм – одна из важнейших черт всесторонне развитой личности.
Для формирования чувства патриотизма очень важно давать детям начальные знания о Родине, базисные представления о нашей стране, народе, обычаях, истории, культуре. Очень важно в воспитании детей знако...
Развитие и становление гармоничной всесторонне развитой личности школьника путем внедрения целевого географического образования
Статья знакомит нас с тем, что внедрение целевого географического образования позволяет развивать гармоничную, развитую личность. И именно изучение географии в школе позволяет сформировать компл...