Хоровод. Шаги и рисунки
учебно-методический материал на тему
Цель:
Закрепление и расширение знаний обучающихся о народном фольклоре, возрождение культурных ценностей и развитие народных традиций.
Задачи:
Закрепить и повторить основные фигуры хоровода как одного из видов жанра русского народного танца
Формировать танцевальные способности (музыкально-двигательные и художественно-творческие).
Воспитывать интерес и любовь к народному танцу, научить полноценно, воспринимать произведения танцевального искусства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tantsevalnye_shagi_russkogo_tantsa.doc | 70 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого занятия
Тема занятия:
«Хороводы хороводятся, песни реченькой текут…»
Данное занятие направленно на приобщение детей к истокам народной культуры, бережное хранение и изучения танцевального фольклора и развитию творческих способностей детей.
Цель:
Закрепление и расширение знаний обучающихся о народном фольклоре, возрождение культурных ценностей и развитие народных традиций.
Задачи:
Закрепить и повторить основные фигуры хоровода как одного из видов жанра русского народного танца
Формировать танцевальные способности (музыкально-двигательные и художественно-творческие).
Воспитывать интерес и любовь к народному танцу, научить полноценно, воспринимать произведения танцевального искусства.
Необходимое оборудование:
- музыкальный центр
- медиапроектор;
- платочки для танца;
- презентация «Хоровод».
Организационный момент. Приветствие. Объявление темы занятия.
Педагог молча делает поклон.
Ребята делают ответный поклон.
- Обычай приветствовать поклоном знакомого или даже незнакомого человека дошел до нас из глубокой древности. Раньше говорили «бить челом», то есть почтительно кланяться, благодарить, приветствовать. Если заходил запоздалый путник, его встречали поклоном: «Милости просим!». У нас сегодня тоже гости – педагоги дома детского творчества, давайте их поприветствуем
Делают поклон.
- Гость доволен – и хозяин рад. Постараемся, чтобы у наших гостей остались только приятные впечатления и воспоминания.
Танец - это самый древний и богатый вид искусства: очень интересный, многогранный, яркий, несущий в себе огромный эмоциональный заряд. Народный танец является родоначальником всех направлений танца, которые формировались в течение многих веков на его основе, это и классический, и историко-бытовой, и эстрадный, и современный танец. Мода и течение времени не смогли повлиять на него, а там более заставить вовсе исчезнуть с лица Земли, ведь он несёт в себе историю создавшего его народа. Каждое поколение свято хранит память о своих предках и бережёт всё, что отражает их жизнь.
По преданиям древних греков, муза танца звалась Терпсихора. Она имела восемь сестер. Летними вечерами они, взявшись за руки, водили хороводы. Хоровод - круг из взявшихся за руки людей идущих по кругу.
Русские хороводы, украшая собою нашу жизнь, представляются столько же древними, сколько древняя наша жизнь. Первоначальное значение хоровода, кажется, потеряно навсегда. Мы не имеем никаких источников, указывающих прямо на его появление в русской земле, и поэтому все предположения остаются ничтожными.
Некоторый ученые связывают историю зарождения хоровода как танца с именем славянского бога - Хорса. Солнечное настроение и имя бога отражены во многих наших словах: хороший, похорошеть, прихорашиваться, а также — хоровод, хоромы. У многих народов словом «хоро» обозначали солнечный диск, круг.
Отсюда и название танца по кругу и круговых построек. Хоровод – это круг, это массовый танец исполнения, которого сопровождалось песней. По содержанию, характеру, форме, времени русские хороводы делились на четыре группы: весенние, летние, осенние, зимние.
Подготовительная часть. Повторение пройденного материала.
Хороводы весьма разнообразны в своих построениях большинство хороводов являются круговыми. Но движение хоровода не ограничивается круговым рисунком. Круг разрывается, образуются новые построения, новые рисунки – зигзаги, линии и т.д.
Каждый рисунок, каждое построение хоровода имеет свое определенное название, а эти определенные построения называются фигурами хоровода и являются составной частью танца, например, а вот мы сейчас с вами и вспомним некоторые из них. Как только я называю фигуру, вы должны ее изобразить под музыку, и помним, что будь хоровод веселым, игровым, или лирическим, все движения выполняются плавно, без резких рывков, а шаг с носочка.
Итак: «круг», «круг в круге», «корзиночка», «змейка», «восьмерка», «два круга», «улица», «ручеек», «воротца» (См. приложение 1, фигуры хороводов).
Хорошо, вы справились с заданием.
Танец – это способ выразить свое настроение и чувства при помощи ритмичных шагов и движений тела. Древние племена танцевали, чтобы привлечь волшебную силу. Это были обрядовые танцы: охотничьи, боевые, свадебные и другие.
Мы не будем привлекать магическую силу сегодня, но постараемся, сделать наш танец ярче своими силами. Для этого необходимо иметь стремление, терпение, а главное необходимо, чтобы все движения были пластичными, грациозными. И в этом нам поможет только разминка и упражнения на тренировку гибкости и грации движений. И не минутная, а в системе. Только тогда можно говорить о высоких результатах.
Разминка под музыкальное сопровождение.
Нередко хоровод является обрядовым танцем и содержит в себе элементы драматического действа.
На слайде:
Рассмотрим фигуры Хоровода.
Как видно из самого названия - это движение Солнца. Движение самой Жизни.
Звездочки - свастики, солярные символы. Они закручивались как по, так и против часовой стрелки, образуя Солнце.
Круг - движение Солнца. Аналогично может быть как по, так и против часовой стрелки, открывая врата, соединяя их с Явью - миром срединным, миром человеческим.
Круг в круге - единение всех трех миров
Полукруг - Небо
Колонна (шествие) - движение в прошлое и в будущее, назад и вперед, безвременье
Улица - движение навстречу, единение 2 начал.
Клин - подземный мир.
Восьмерка - бесконечность, объединение 2 кругов.
Ромб - Земля .
Есть еще интересная особенность, я бы даже сказала речевая игра слов, связанная с темой хоровода, просто для сведения.
Люди, которые водят хороводы — хороводоводы.
А люди, которые изучают творчество хороводоводов — хороводоводоведы.
Так же еще есть любители хороводоводоведов — хороводоводоведофилы.
И те, кто их боятся — хороводоводоведофилофобы.
Существуют два вида хоровода - орнаментальные и игровые.
Орнаментальные хороводы.
Если в тексте песни, сопровождающей хоровод, нет конкретного действия, ярко выраженного сюжета, действующих лиц, то участники хоровода ходят кругом, рядами, заплетают из хороводной цепи различные фигуры - орнаменты, согласуя свой шаг с ритмом песни, являющейся для исполнителей лишь музыкальным сопровождением. Такие хороводы называются орнаментальными.
Игровые хороводы.
Если в песне имеются действующие лица, игровой сюжет, конкретное действие, то содержание песни разыгрывается в лицах и исполнители с помощью пляски, мимики, жестов создают различные образы, характеры героев.
Основная часть.
- знакомство с новой фигурой хоровода – «гребень»;
- практическое закрепление нового материала в ходе разучивания хоровода 1-16 такты.
Но так или иначе все в танце начинается с поклона и заканчивается им. И мы с вами разучим простой – с продвижением (хороводный) поклон.
Простой - с продвижением (подходом вперед и отходом назад).
Движение занимает 8 тактов.
Исходное положение ног – 1-е свободное. руки – в 1-ом основном положении.
1 и 2 такты – три шага вперед на каждую четверть, начиная с правой ноги, на вторую четверть второго такта левая нога приставляется к правой в 1-е свободное положение.
3 и 4 такты – полкон на месте.
5 и 6 такты – отход назад с правой ноги, три шага на каждую четверть, на вторую четверть шестого такта левая нога приставляется к правой. Руки за время шагов переводятся из 1 – основного положения через 2-е свободное в 3-е основное положение. Кисти рук ни в коем случае не сближаются.
7 и 8 такты – поясной полон на месте.
Разучивание новой фигуры хоровода – «Гребень».
Прослушивание музыкальной композиции.
Разучивание фигур нового танца.:
1-8 такт – Выход цепочкой всех участников танца, в руках платок, левая рука лежит на правом плече. Выстраиваются в фигуру «круг».
8-9 такты – отход назад с правой ноги, руки через 2-е положение переходят в 3-е и подготовительное.
10-11 такты – поворот через правое плечо «с припаданием».
Заключительная часть занятия.
Спасибо за работу, наше занятие подходит к концу.
Назовите, пожалуйста фигуры хоровода, которые вы помните.
А занятие я хотела бы закончить следующими словами.
Очень печально, когда слышишь из уст молодежи или в сетях интернета такие слова: Народный танец - хоровод уже не в моде его могут смотреть те кому за 40, а сейчас 21 век и вряд ли кому из молодежи понравиться этот танец.
Но вдвойне приятно, когда пишут с пониманием и уважением к той культуре, к которой принадлежат:
Да век 21, и ритмы не те. Но культуру, традиции надо как-то сохранять. Пусть это и нужно только небольшому количеству людей.
Сейчас в моде танец живота, стрип- пластика, любые иностранные танцы, хип хоп...поэтому мы русские представить себя не можем по-человечески. Кто такие русские не понятно...
Очень хочется верить, что мы будем помнить и уважать культуру своего народа, своей страны, и передавать опыт будущим поколениям.
Всего доброго.
Педагог молча делает поклон.
Ребята делают ответный поклон.
Основные фигуры хороводов.
Фигура может начинаться из линии, но чаще является развитием круга. Ведущий разрывает круг и, продолжая двигаться внутри него, начинает делать повороты направо и налево, подражая изгибам змеи. Другие исполнители, не разрывая рук, следуют за ведущим.
"Круг"
Число участвующих в круге не ограничено, но их должно быть не менее трёх человек. Парни и девушки, повернувшись лицом к центру круга и взявшись за руки, образуют замкнутый круг. Руки свободно, без напряжения отходят от корпуса под небольшим углом вниз или вверх. Движение по кругу в хороводе идёт "посолонь" - по солнцу, или по часовой стрелке, но может идти и против.
"Два круга рядом"
Круги находятся на небольшом расстоянии друг от друга или совсем рядом. Каждый круг может двигаться как по часовой стрелке, так и против неё. Повороты обоих кругов происходят одновременно или в одну, или в разные стороны.
"Круг в круге"
Один круг большой, а внутри него круг поменьше. Внешний круг движется по солнцу, а внутренний как по солнцу, так и в противоположном направлении.
"Корзиночка"
Фигура образуется из двух кругов (круг в круге). Внешний состоит из парней, внутренний из девушек. В кругах должно быть равное количество участников. Стоя лицом к центу, парни и девушки берутся за руки, образуя каждый свой круг. Сделав шаг к кругу девушек, парни поднимают руки, и через головы партнёрш отпускают их на руки девушек. Число пар - не менее четырёх. Руки могут находиться, как внутри круга, так и снаружи. Для этого парни, а потом девушки поднимают руки и через головы партнёров опускают их за спины.
"Восьмёрка"
Эта фигура образуется из двух кругов, стоящих рядом. Круги движутся в разные стороны и в определённый момент ведущие одновременно разрывают их, и участники через одного переходят из одного круга в другой. Образуется рисунок похожий на цифру "восемь". "Восьмёрку исполняют, как по одному, так и парами. Количество участников или пар в каждом круге должно быть одинаковым.
"Улитка"
Эта фигура образуется из круга. Ведущий разрывает общий круг и, продолжая движение в том же направлении, заводит новый круг внутри большого, затем заводит второй, третий и т. д. "Развивание" фигуры может быть разным.
1 - вый вариант. Продолжая движение, ведущий делает разворот влево на 180 градусов и начинает выводить хороводную цепь по образовавшемуся между кругами коридору. Движение идёт постепенно увеличивающимися кругами до образования первоначального круга.
2 - ой вариант. Хоровод останавливается, участники стоят лицом к центру круга. Ведущий, пригнувшись, проходит под руками одной пары первого внутреннего круга, затем второго и т. д., пока не выйдет из последнего внешнего круга, ведя за собой хороводную цепь.
3 - ий вариант. "Развивает" "улитку" второй ведущий, находящийся на другом конце хороводной цепи. Все участники начинают движение в обратном направлении, повторяя тот же рисунок, что и при "завивании". Круги идут по концентрической окружности, но постепенно увеличиваясь.
"Колонна"
Это построение рядами. Каждый ряд состоит из нескольких человек (не менее двух). В каждом ряду
должно быть одинаковое количество участников, стоящих на небольшом расстоянии друг от друга. Несколько таких рядов образуют "колонну". Ряды стоят в затылок один другому. "Колонна" - представляет собой вытянутый прямоугольник, у которого длина больше ширины.
"Улица"
Два ряда, стоящие параллельно на небольшом расстоянии, лицом друг к другу, образуют Фигуры, описанные ниже, могут состоять из одних девушек, или одних парней, или парнями и девушками вместе. Исполнители могут быть выстроены в одну линию или соединены парами. Положение рук определяется постановщиком, фигуры исполняются в движении.
"Ворота"
1 - вый вариант. Исполнители стоят двумя линиями ("улица") парами одна против другой. Пары одной линии берутся за руки и поднимают их, образуя "ворота", другие руки могут быть опущены или соединены с руками других пар. Другие участники (стоящие напротив) парами проходят через противоположные воротца.
2 - ой вариант. Все пары одной линии, соединив и подняв руки, образуют непрерывные "воротца". Другая линия с разъединёнными руками проходит по одному в каждые "ворота".
3 - ий вариант. Исполнители стоят в кругу. Ведущий разрывает его и через центр ведёт остальную цепь за собой. Подойдя к любой паре, все проходят через воротца, которые она образует.
4 - ый вариант. Пары, взявшись за руки, стоят по кругу. Одна половина пар стоит по часовой стрелке, а другая против неё. Одновременно пары начинают движение. Одна половина пар поднимает "ворота", а другие пары проходят под ними и наоборот.
5 - ый вариант. Чётное число пар стоит по кругу, каждые две пары расположены лицом по кругу. Одновременно все начинают двигаться по кругу, пары, идущие по часовой стрелке, образуют "ворота", другие пары проходят под ними и наоборот.
"Гребень"
Две линии, выстроившись, друг против друга, движутся навстречу. Руки исполнителей свободно опущены вниз. Обе линии встречаются друг с другом, и исполнители, продолжая двигаться, проходят сквозь линии правым или левым плечом.
Основные фигуры групповой традиционной пляски.
В групповых плясках кроме фигур, перешедших из хороводов, существуют свои различные построения - фигуры, типичные для групповых плясок. Среди них не только традиционные, давно вошедшие в пляску. Встречаются фигуры, сочинённые недавно. Различные построения для плясок продолжают сочиняться и в профессиональных и в самодеятельных коллективах до сегодняшнего дня.
"Шен".
Парни и девушки стоят в парах по кругу, затем пары одновременно поворачиваются лицом друг к другу и берутся правыми руками, левые руки у всех свободно опущены. Все начинают двигаться по кругу, подавая друг другу поочередно то правые, то левые руки, до тех пор пока не встретятся со своим партнером. Девушки двигаются по движению часовой стрелки, парни - в противоположном направлении. Эти переходы могут исполнятся также парами и тройкой, не только по кругу, но и по прямой линии.
"Звездочка"
Фигура "звездочка" может быть построена из одинакового числа парней и девушек или же только из одних парней или из одних девушек. Но исполнителей должно быть не менее трех или более восьми человек. Наиболее распространенная "звездочка" - состоит из четырех человек: два парня и две девушки. Парень и девушка одной пары, повернувшись правыми плечами, подают друг другу правые руки, другая пара кладет свои соединенные правые руки крестообразно на их кисти. Исполнители могут соединяться и левыми руками, тогда правые руки будут открыты в стороны или находиться на талии и т. д.
"Карусель"
В основе этой фигуры лежит "звездочка". В построении этой фигуры может участвовать не менее трех пар. Юноши, подав друг другу правые руки, образуют "звездочку", а левыми держат правые руки девушек. В другом варианте "звездочку" образуют девушки, а юноши держат их за руки. Руки девушек и парней в "карусели" могут быть соединены и при помощи платочков, лент, поясов и т. д.
"Челнок"
Эту фигуру может исполнять любое четное число пар. Исходным положением чаще всего бывают две параллельные линии, стоящие на небольшом расстоянии друг от друга. Повернувшись лицом друг к другу, парень и девушка, составляющие пару, подают обе руки, которые могут находиться и в параллельном и перекрещенном положении. Пары, стоящие в одной линии, располагаются по отношении к парам в другой линии таким образом: девушки стоят спиной друг к другу, а парни - лицом. Может быть и наоборот, в зависимости от условий пляски. Все пары одновременно начинают двигаться навстречу друг другу, и на середине, держа равнение, проходят между двумя парами. Линии меняются местами. Не меняя положения, пары возвращаются на свои места, проходя вновь меж теми же парами. Иногда пары исполняют эти переходы, стоя в одной линии, круге или их построения "круг в круге", по диагонали квадрата и т. д.
"Ручеек"
Исполнители стоят парами на небольшом расстоянии друг от друга, в затылок друг другу - колонной. Каждая пара, взявшись за руки, образует широкие "ворота". Пары, стоящие в конце колонны, слегка согнувшись и прижавшись друг к другу плечами, проходят через все образовавшиеся "ворота" и становятся впереди колонны. Затем идет следующая пара и т. д., до тех пор пока все пары снова не окажутся в первоначальном порядке. "Ручеек" может начинать пара, стоящая вначале колонны. Тогда он называется "Обратный ручеек". При выполнении "Обратного ручейка" пары могут проходить под "воротами" или повернувшись лицом по ходу движения, или спиной.
"Волна"
Исходное положение фигуры "волна" является построение четного количества пар в одну колонну. Парень и девушка, повернувшись лицом друг к другу, подают обе руки и образуют "ворота". Все четные пары одновременно проходят под "воротами" нечетных пар, которые или стоят на месте, или переходят на место четных пар. Затем все нечетные пары, также одновременно, проходят под "воротами" четных пар и т. д. Все пары при таких переходах фактически остаются на своих местах, поэтому такую "волну" иногда называют "волна" на месте.
Другое исполнение этой фигуры - "волна" с продвижением. Начинают движения только две пары, стоящие впереди колонны. Вторая пара проходит под "ворота" первой, которая в свою очередь одновременно переходит наместо второй пары. Продолжая двигаться, первая пара проходит под "ворота" третьей, а третья занимает ее место. Вторая пара стоит на месте в начале колонны. В исполнение "волны" теперь включаются четыре пары, стоящие в таком порядке: вторая, третья, первая, четвертая пары. Третья и четвертая пары проходят под "воротами" первой и второй пар и меняются местами. Дальше первая пара проходит под "воротами" пятой, а вторая пара - под "воротами" четвертой. Третья пара стоит на месте в начале колонны. Так постепенно в "волну" включаются все пары. Первая пара, дойдя до конца колонны, возвращается на свое прежнее место, за ней в том же порядке возвращаются и остальные пары.
Танцевальные шаги являются наиболее характерным элементом народной хореографии. Шаги – это основа всех русских танцев, они чаще всего встречаются в хороводах, в многочисленных медленных и плавных плясках.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Как сохранить созданный рисунок. Как открыть сохранённый на диске рисунок. Материал к уроку информатики в 5 классе
Предлагаемые материалы к уроку информатики в 5 классе представляют взаимосвязанные между собой электронную презентацию к уроку, составленную по учебнику «Информатика. 5-6 класс. Начальный уровень» про...
Фрагмент рисунка. Сборка рисунка из деталей.
Графический редактор Paint Тема урока:Фрагмент рисунка. Сборка рисунка из деталей. Тип урока: Изучение нового материала. Вид: Урок – практикум Цели урока: Образовательная: отра...
Фрагмент рисунка. Сборка рисунка из деталей.-5 класс.
Тема «Компьютерная графика» на неё отводится 8 часов этот урок в данной теме – 5 Цель урока: создать условие для усвоения понятия фрагмент и для самостоятельной творческой работы на компьют...
Методическая разработка по предмету рисунок « Рисунок несложной симметричной гипсовой розетки» 2 класс ДШИ
В учебном плане по рисованию орнаментов широко используются различные элементы архитектурной орнаментики. Рисование с натуры орнаментов не только дает возможность ознакомиться с разнообразием фо...
«ПОРТРЕТНЫЕ ЗАРИСОВКИ ГОЛОВЫ ЧЕЛОВЕКА и РИСУНОК ГИПСОВОЙ ГОЛОВЫ» МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ПРЕДМЕТУ РИСУНОК И ЖИВОПИСЬ, 4 КЛАСС, УЧАЩИЕСЯ 14-17 ЛЕТ
Методические пособия-таблицы для уроков рисунка.живописи. станковой композиции ДШИ и ДХШ по теме "Портрет, рисунок головы, гипсовой головы"...
Хороводы хороводятся, песни реченькой текут...
Данное занятие направленно на приобщение детей к истокам народной культуры, бережное хранение и изучения танцевального фольклора и развитию творческих способностей детей. Цель:...
Методическая разработка урока хореографии по теме: «Русский народный танец - хоровод. Виды хоровода»
Форма урока: урок-практикум Для того чтобы войти в природу народного танца, необходимо знать его национальную культуру, его духовные ценности. Откуда родилось такое разнообразие танцев? Оно роди...