Организация профилактической работы в Приморском районе в рамках городской программы «Соревнование классов, свободных от курения»
статья (7 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_organizatsiya_profilakticheskoy_raboty.doc | 165 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация профилактической работы
в Приморском районе
в рамках городской программы
«Соревнование классов, свободных от курения»
Социальный педагог
ГБУДО Центра - ППМСП Приморского района СПб
Алексеева Нина Игоревна
Курение – одна из острейших проблем нашего времени, причина многих серьезных заболеваний, преждевременного старения и смертности. Тем не менее, основные усилия специалистов, занимающихся проблемой зависимого поведения, сегодня в основном направлены на профилактику алкоголизма и наркомании, которые приносят человеку и обществу более заметный вред. Однако профилактика курения не менее важна, так как курить начинают раньше, курит большее число, а механизмы вовлечения в табакокурение те же, что и при алкоголизме и наркомании.
Одна из главных причин подросткового курения – стремление быть «как все». Подростки могут считать, что курить модно, что это поднимает престиж среди сверстников. Роль друзей может быть как позитивной, так и негативной. Нелегко устоять в ситуации, когда друзья курят, когда ведутся разговоры на тему курения, периодически происходит поиск курева и.т.п. Особенно неблагоприятно сказывается на ребенке ситуация, когда курят родители. С раннего детского возраста он фиксирует эту привычку, учится связывать эмоционально – психологическое состояние родителей с тем, курят они или нет. Ребенок замечает, что после выкуренной сигареты от родителей можно с большим успехом чего-либо добиться. Круг интересов и образ жизни во многом определяет риск приобщения к табакокурению. Подросток, занимающийся оздоровительной физкультурой, посещающий спортивные секции, старающийся в домашних условиях выполнять правила здорового образа жизни, имеет несравненно более низкие шансы попасть под влияние этого порока.
Экспресс опрос учащихся 6-11-х классов школ города Санкт–Петербурга показал, что, если в 5-7-х классах курят единицы, то в 9-11-х классах курит значительное число учащихся. В связи с этим представляется целесообразным проведение массовой профилактической работы среди учащихся 6–7-х классов, так как именно в этом возрасте, в том числе, в результате сильного социального давления, у подростков проявляется интерес к курению.
В рамках осуществления деятельности по профилактике табакокурения в 1989 году возникла Финская программа «Соревнование классов, свободных от курения», в которой с 1998 года участвуют и школьники Санкт–Петербурга. Ежегодно около 700 классов нашего города и Ленинградской области берут на себя обязательство не курить. С 2002 года в программе принимают активное участие учащиеся 6-7-х классов школ Приморского района, в среднем 1300 подростков (55 классов) за учебный год.
Цели программы:
- Создание в образовательной среде условий для формирования у подростков ценностей здорового образа жизни, сознательный отказ от употребления табака, наркотических и других психоактивных веществ.
- Создание благоприятных условий, позволяющих подросткам своими силами вести работу, направленную на снижение уровня потребления табака и других психоактивных веществ в социальной среде; осуществлять рекламно – информационную деятельность, направленную на пропаганду здорового образа жизни.
В районе ведется системная работа по реализации программы ориентированной именно на профилактику табакокурения, при тесном взаимодействии специалистов ПМС – Центра и педагогов ГОУ СОШ.
Во многих школах на протяжении нескольких лет кураторами программы являются социальные педагоги, что позволяет все организационные вопросы оперативно решать на заседаниях районного методического объединения. Как районный Координатор Соревнования я уделяю особое внимание вопросу повышения уровня мотивации участия в программе педагогов школ, так как от их формального или неформального подхода к работе с классом зависит активность ребят, их заинтересованность и, в конечном счете, достижение поставленных целей.
Для кураторов классов – классных руководителей я провожу семинары, на которых они получают всю необходимую информацию о программе, методические рекомендации, конспекты занятий по профилактике курения, а также поддержку в их достаточно сложной деятельности.
При организации и проведении профилактической работы с учащимися важно помнить, что курение подростка является одним из симптомов неблагополучия в процессе его личностного самоопределения. Поэтому пристального внимания требует именно неблагополучие, а не курение само по себе.
На занятиях в процессе обучения ребятам предоставляется возможность осознать причины начала употребления табака, научиться осуществлять собственный выбор, потренироваться в умении отказывать, определять свое понимание и отношение к здоровому образу жизни.
Для поддержки мотивации и повышения активности участников Соревнования проводится ряд поддерживающих мероприятий, которые предоставляют возможность ребятам непосредственно участвовать в продвижении идеи здорового образа жизни, проявлять свои творческие способности. Предусмотрены конкурсы разного уровня сложности, что дает возможность проявить себя любому участнику программы, почувствовать себя успешным, что очень важно. Стартует программа с простых конкурсов, таких как: «Листовка», «Буклет», «Социальная реклама» и.т.п.
По опыту работы в течение 10 лет, можно сказать, что любимым конкурсом ребят является Спартакиада, которая ежегодно проводилась в Приморском районе. Соревнование организовано по принципу игры по станциям. Ребятам предоставляется возможность показать свое умение работать в команде, проявить свою ловкость, силу, меткость, смекалку, продемонстрировать знания по истории спорта, пообщаться с участниками программы из других школ. Победа класса в конкурсе способствует сплочению коллектива, является мощным стимулом дальнейшего участия в программе.
Важным ресурсом, обеспечивающим эффективность профилактической работы, является взаимодействие с родителями. Поэтому на родительском собрании кураторы класса рассказывают о Соревновании, разъясняют цели и задачи, говорят об ожидаемых результатах, рассказывают о конкретных мероприятиях, отвечают на вопросы, приглашают к участию в конкурсе «Семья – территория здоровья». С каждым годом в этом конкурсе участвует все больше семей, которые делятся своим опытом проведения здорового досуга с другими семьями, что способствует продвижению идеи здорового образа жизни.
В заключение проводится конкурс компьютерных презентаций «Посмотрите на нас!». Класс выполняет творческую работу, в которой рассказывает о своем участии в Соревновании. О том, какие события были наиболее интересными, о своих победах в конкурсах, о проведенных акциях. Затем презентация как реклама Соревнования демонстрируется потенциальным участникам программы – учащимся 5-х классов, что помогает обеспечить преемственность в работе с детьми. Данный конкурс дает возможность детям самостоятельно подвести итоги своей работы, оценить свой вклад в районное движение, еще раз вспомнить всю информацию, полученную в ходе участия в Программе, потренировать ряд полезных навыков.
Классы Приморского района неоднократно завоевывали призовые места на уровне города. Победители конкурсов и активные участники программы были награждены грамотами и призами.
В 2016 году стартовала обновленная профилактическая программа Социальный Марафон "Школа - территория здорового образа жизни" с участием ребят Приморского района.
Статистические данные участия классов ГБОУ Приморского района в профилактической программе за период деятельности районного координатора Алексеевой Н.И., социального педагога ГБУДО ЦППМСП
№ п/п | Школа | 2005/2006 уч.год | 2006/2007 уч.год | 2007/2008 уч. год | 2008\2009 уч. год | 2009/2010 уч. год | 2010/2011 уч. год |
1 | 38 | 7А, 7Б, 7Д | 6А. 6Б, 6В, 6Э | 6Б | 6Б | 6В, 6Э | 7Э |
2 | 40 | 6А | |||||
3 | 41 | 6А, 6Б, 6В | 6А,6Б,6В 7А,7Б,7В | 6А,6Б, 7А,7Б,7В | |||
4 | 42 | 6А, 6Б, 6В | 6Б, 6В, 7А, 7Б, 7В | 6А,6Б,6В,7Б | 6А,6Б,6В,6Г | 6А,6Б,6В,6Г | 6Б, 6В |
5 | 43 | 6А,6Б | 6А,6Б | 6А | |||
6 | 44 | 6 | 6А | 6А | |||
7 | 45 | 7Б | 6Б | 6А | 6В | 7А | 6Б, 7А |
8 | 46 | 6А, 6Б, 7Б | 6А, 7Б | ||||
9 | 48 | 7Б | 6А | 7А | 7А | 6Б | 6А |
10 | 49 | 6Б, 7Б | 6А,7А,7В | 6А, 6Б, 6Г | 6А,6Б,6В | 7А,7Б,7В | |
11 | 52 | 6А | 6А | 7А.7Б,7В | |||
12 | 53 | 6Б, 6А | 6А,6Б | 6А,6Б | 6А | 6А,6Б | |
13 | 57 | 7А, 7Б | 6А, 6Б, 6В | 6А,6Б,6В | 6А,6Б | 6А,6Б | 6А,6Б |
14 | 59 | 6А, 6Б, 6В | 6А, 6Б, 6В, 7А, 7Б, 7В | 6А,6Б,6В | 6А, 6В | ||
15 | 64 | 7Б | 7А,7Б,7В | 7Б | 7А, 7В | ||
16 | 66 | 6А, 6Б, 6В | 6Б | 6В | 6Б | ||
17 | 106 | 6М, 7М | 6С, 7М | 6М,6Д | 6С | ||
18 | 109 | 6А, 7А, 7Б | 6А, 6Б, 7А | 6А | 6А,6Б | 6А,6Б | 6А, 6б |
19 | 113 | 6А, 6Б, 7А, 7Б | 6А, 6Б | ||||
20 | 246 | 6А | 6Б | 7Б | |||
21 | 253 | 6Б, 7Б | 6А, 6Б, 7В | 6Б,7Б | 7Б | ||
22 | 320 | 7А | |||||
23 | 440 | 7 | 6 | 7 | 7 | ||
24 | 554 | 7В | 6А | 6А,7А | 6Б,6В,7А | 6В,7В | 6А, 7Б |
25 | 578 | 6А | 6А,6Б,7А | 6А,6Б | 6В | 7А | |
26 | 579 | 7Б | 6Б | ||||
27 | 580 | 6А,6Б,6В,6Г, 7А,7Б,7В,7Г,7Д | 6А,6Б,6В.6Г, 7А,7Б,7В,7Г | 6В, 7Г | |||
28 | 581 | 7А | 6А | 6А,6Б,7А,7Б | 6А,6Б,7А,7б | 6А,6Б,7А,7Б | 6А,6Б,7А,7Б |
29 | 582 | 6А, 7А, 7Б | 6А, 6Б, 6В | 6А,6В,7А,7Б,7В | 6А,6Б,7А,7В | 6А,6Б | |
30 | 583 | ||||||
31 | 595 | 7Б | 6А, 6Б | 6А,6Б,7А,7Б | 6А, 6Б | ||
32 | 597 | 6 | |||||
33 | 600 | 7А, 7Г | 6Г, 6Л, 7Л | 6Л,7Г,7Л | 7Г,7Л | 6Л,7А,7Г | 6Б |
34 | 601 | 7А, 7Б | 6А, 6Б | 6А,6Б,7А,7Б | 6А,6Б,7А,7Б | 6А,6Б,7А,7Б | 6А,7А,7Б |
35 | 617 | 6А, 7А, 7Э | 6А, 7А | 6А,6Б | |||
36 | 618 | 7А | 6А | 6Б | |||
37 | 634 | 6В | 6А, 7В | 6А,6Б | 6А,6Б | 6А,6Б | 6Б |
38 | 644 | 7Б | 7А,7Б,7В | 7Б | |||
39 | 661 | 6Б, 7Б | 7Б | 7А | 6А | 6А | 6Б |
40 | 683 | 6А, 6Б, 7А, 7Б, | 6А, 6Б, 7А, 7Б | 6А,6Б | 6А, 6Б | 6А,6Б,6В | 6А,6Г |
Всего: | 26 школ, 50 классов, 1190 учащихся | 27 школ, 66 классов, 1549 учащихся | 26 школ 71 класс, 1892 учащихся | 25 школ, 61 класс, 1547 учащихся | 26 школ, 58 классов, 1334 учащихся | 32 школы, 54 класса, 1304 учащихся | |
№ п/п | Школа | 2011/2012 уч. год | 2012/2013 уч. год | 2013/2014 уч. год | 2014/2015 уч. год | ||
1 | 38 | 7Э | 6А | 6А | |||
2 | 40 | 6А, 7А | 6А,6Б | 6б | |||
3 | 42 | 6А,6В,7А,7Б.7В | 6А,6Г,7А,7Г | 6а, 6б, 6в | 6Б, 7Б | ||
4 | 43 | 6А | 6А | 6а | 6А | ||
5 | 44 | 7А | 6а | ||||
6 | 45 | 6Б | 6Г | 6в | 6Г | ||
7 | 46 | 7А,7Б | 7А | 6а | |||
8 | 48 | 6А | 6Б | 6а | 7А | ||
9 | 49 | 6А,6Б,6В | 6б | 6А | |||
10 | 52 | 7А,7Б | 7В | 7а | 7А | ||
11 | 53 | 6Б | 6А | 6б | 6Б | ||
12 | 57 | 6А,6К,7Б | 6А,6Б,7А | 6а, 6б, 6в | 6А | ||
13 | 59 | 6А,6Б,6В,7А,7В | 6Б, 6В, 7А | ||||
14 | 64 | 7А,7Б,7В,7Г | 6б, 6г | 6Б | |||
15 | 66 | 6А | 6А | 6в | 6В | ||
16 | 106 | 6С | 6А,6Б | 6а,6б | 6С, 6Д, 6М | ||
17 | 109 | ||||||
18 | 113 | 7А,7Б,7В | |||||
19 | 246 | 6В | 6В,7В | 6а, 6в, 7а | 6В, 7М | ||
20 | 253 | 6В | 6В | 7В | |||
21 | 320 | 6Б | 7а | 7А, 7Б, 7В | |||
22 | 438 | 6А | |||||
23 | 440 | 7 | |||||
24 | 554 | 7Б,7В | 7А,7Б | 6в, 6г | |||
25 | 555 | 6Б | 6А,6Б,6В,7А,7Б | 6а, 6б, 7а, 7б, 7в | |||
26 | 578 | 6А,6Б | |||||
27 | 580 | 6А,7Б | 6А,6Б | 6б, 7в | |||
28 | 581 | 6А,7Б | 6А,6Б | ||||
29 | 582 | 6А,6Б,6В,7В | 6А,6В,7В | 6б | |||
30 | 595 | 7б | 7В | ||||
31 | 597 | 6Б | 6А,7А | 6б, 7б | 6, 7 | ||
32 | 598 | 6Б | 7б | 6В | |||
33 | 599 | 7а | |||||
34 | 600 | 6А | 6Б,7Б | 7а | 6Б | ||
35 | 601 | 6А,6Б,7А | 6А,6Б,7А,7Б | 6а, 6б, 7а, 7б | 6А,7А,7Б | ||
36 | 617 | 6А,6Б,Л 7А,7Б,7Л | 6а, 6б, 6л, 7а, 7б, 7л | 6А, 6Б, 6Л | |||
37 | 618 | 7А | 6Б | 6Б, 7В | |||
38 | 630 | 6б, 7а | |||||
39 | 634 | 6Б,6В | 6Б | ||||
40 | 644 | 7А | 7Б | 7а | |||
41 | 657 | 7А | |||||
42 | 661 | 6А | 7А | 6б, 7а | 6А | ||
43 | 683 | 6В | 6А,6Б | 6а, 6б | 6А, 6Б | ||
Всего: | 33 школы, 64 класса, 1567 учащихся | 31 школа, 58 классов, 1494 учащихся | 32 школы, 58 классов, 1513 учащихся | 26 школ, 41класс, 1050 учащихся |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методический комплекс по программе здоровьесбережения "Соревнование классов, свободных от курения".
Данный материал может быть использован для проведения мероприятий, направленных на здоровьесбережение школьников....
Анализ деятельности ГБОУ специальной (коррекционной) общеобразовательной школы (VIII вида) №18 Центрального района Санкт-Петербурга по организации профилактической работы по предупреждению правонарушений несовершеннолетних
Предлагаю Вашему вниманию анализ деятельности школы по организации профилактической работы по предупреждению правонарушений несовершеннолетних....
Конкурс по программе "Соревнования классов, свободных от курения"
Учащиеся 7 класса (кл. руководитель- Сафонова Ольга Валентиновна) заняли 2 место....
Соревнование классов, свободных от курения
Организуя Соревнование, мы стремимся предупредить или отсрочить начало курения, создать в подростковой среде положительное представление о некурении, подчеркнуть, что здоровый образ жизни важен и цене...
Методические рекомендации по проведению профилактических занятий в рамках программы «Соревнование классов, свободных от курения».
Проведение профилактических занятий помогает учащимся не только узнать новую информацию о здоровом образе жизни, но также лучше познать себя. Предлагаемая схема взаимодействия «класс – куратор – коорд...
Соревнование классов, свободных от курения. 2 этап
Электронное портфолио "Моя семья - территория здоровья"...
Проект "Здоровье" в рамках конкурсной профилактической программы "Соревнования классов здоровья"
Проект "Здоровье" в рамках конкурсной профилактической программы "Соревнования классов здоровья"...