Программа "Этикет"
план-конспект по теме
Программа для дошкольников "Этикет" творческое объединение "Школа раннего развития"
Конспект занятия по этикету "Дружим с добрыми словами"
Конспект занятия по Окружающему миру "Растения"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
etiket_programma_2015.doc | 149.5 КБ |
конспект занятия по этикету | 54.5 КБ |
конспект занятия по окружающему миру | 145.5 КБ |
приоритетные направления в УДОД | 25.07 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ИМ. Е.М.ЗЕЛЕНОВА
П.Г.Т. НОВОСЕМЕЙКИНО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КРАСНОЯРСКИЙ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
«Утверждаю»
Директор ГБОУ СОШ им. Е.М. Зеленова
п.г.т. Новосемейкино
____________/Бутрина Н.М./ «_____»____________20___г.
Программа принята на основании
решения педагогического совета.
Протокол №__ от «__»_______20___г.
Дополнительная общеобразовательная программа
«Этикет».
Педагог: Букаева С.В.
Новосемейкино 2014 г.
Введение.
В наше время одной из самых актуальных проблем стало воспитание нравственно-этической культуры учащихся. Известно, что воспитанность – качество личности, определяющее, прежде всего в повседневном поведении человека его отношение к другим людям. В основе такого отношения лежат уважение и доброжелательность к каждому человеку.
Назрела необходимость специальных «уроков» человечности, на которых учащийся мог бы постигнуть и почувствовать важность и прелесть человеческих отношений, человеческой взаимности, определить свою моральную позицию, поупражняться в нравственных поступках.
Как же развивать у учащихся отзывчивость, как сделать их добрее? Как же закладывать основы нравственной этики в системе дополнительного образования детей?
Человеку приходится бывать в разных ситуациях, встречаться с различными людьми. Чтобы всегда и везде выглядеть достойно и чувствовать себя уверенно, нужно с детства усвоить нормы поведения в обществе, соблюдение их должно стать привычкой. При этом важно понимать, что правила вежливости – не что-то искусственно выдуманное для усложнения жизни, а, наоборот, благодаря им общение становится более человечным, потому что они основаны на уважительном и тактичном отношении к человеку.
В мире нет одинаковых людей. Мы все очень разные. Но каждому человеку хочется, чтобы его понимали, принимали таким, какой он есть, не ломали бы его личность, а помогали стать еще лучше, еще прекраснее. Особенно мы ценим, а порой и требуем, такого отношения со стороны близких нам людей.
Но именно ранние формы общения во многом определяют дальнейшее их развитие и влияют на личность человека, на его отношение к окружающим людям, к себе, к миру.
Если у ребенка недостаточно сформирована способность к общению в детстве, то в дальнейшем у него могут возникнуть внутриличностные и межличностные конфликты, которые у взрослого человека разрешить очень сложно, а иногда и невозможно.
В дошкольном возрасте у ребенка уже имеется опыт общения со взрослыми и сверстниками, но преобладает непроизвольный характер поведения. Пропедевтическая работа по обучению детей правилам этикета начинается уже в детских садах. Во всех образовательных программах для дошкольников педагогам предлагается такое содержание как: воспитание у детей правил культуры поведения в общественных местах, правила общения, культурно-гигиенические правила по самообслуживанию, правила поведения за столом, при посещении гостей и пр.
Вероятно, здесь следует подумать не только о нравственном содержании учебных предметов гуманитарного цикла, но и о педагогической технологии, позволяющей осуществлять взаимосвязь моральных знаний и представлений, получаемых на уроке, с их повседневной жизнедеятельностью, формирующей опыт нравственного поведения учащихся. И начинать надо с раннего возраста. Следовательно, важно так построить воспитательный процесс, чтобы учащиеся, систематически получая нравственные знания и представления, оказывались также в жизненных ситуациях, способствующих эмоциональному переживанию полученных знаний, а значит, их осознанию и закреплению.
Как этого достичь? Необходима система работы с учащимися по их этическому воспитанию. Навыки и привычки морального поведения устойчивы тогда, когда они выработаны с детства. Опыт педагогической практики убеждает, что для дошкольника характерно внимание к нравственной стороне поступка, желание дать ему моральную оценку, стремление быть хорошим в оценке окружающих. К сожалению, в школе это благоприятное время для усвоения этических норм поведения часто упускается, что приводит порой к разрыву между моральным сознанием и поведением в последующем развитии ребёнка. Поэтому важно в воспитательном влиянии на учащихся не только закрепить это внимание, но и развить умение и привычку к постоянной моральной оценке своего поведения и поведения окружающих.
Как уже было сказано, основы норм поведения учащиеся получают еще в дошкольном возрасте. С учетом имеющегося у детей потенциала знаний и умений, дошкольникам предлагается расширить свой опыт поведения в различных жизненных ситуациях в процессе изучения программы «Школа этикета».
Пояснительная записка.
Данная программа реализуется в творческом объединении «Школа Раннего Развития» (предшкольная подготовка учащихся 5-6 лет), занимающегося на базе Структурного подразделения дополнительного образования ГБОУ СОШ им. Е.М.Зеленова. пгт.Новосемейкино. Творческое объединение включает в себя 4 группы, состоящие из учащихся, посещающие и не посещающие дошкольные образовательные учреждения. Оптимальное количество учащихся 10 – 15 человек. Занятия длятся по 30 минут, между занятиями 10 минут перерыв.
Данная программа была адаптирована с авторской программы «Школа этикета» Пенза 2009 г.
Программа разработана авторским коллективом в составе:
И.Ф. Смирнова, к.п.н., доцент заведующая кафедрой педагогики и психологии ГБОУ ДПО ПИРО;
А.В. Маркова, к.п.н., заведующая кафедрой начального общего образования ГБОУ ДПО ПИРО
А.К.Гигорьева, к. филол. н., доцент кафедры филологического образования ГБОУ ДПО ПИРО;
Н.Г. Кутеева, к.п.н. старший преподаватель кафедры педагогики и психологии ГБОУ ДПО ПИРО;
Д.А.Костькин, старший преподаватель кафедры педагогики и психологии ГБОУ ДПО ПИРО;
В.С.Дятлов, директор Центра воспитания и дополнительного образования ГБОУ ДПО ПИРО;
В.В. Гостяева, старший методист кафедры дошкольного и предшкольного образования ГБОУ ДПО ПИРО;
В.Н. Загорнова, старший методист Центра воспитания и дополнительного образования ГБОУ ДПО ПИРО;
Ю.А. Звягина, заведующая отделом ГБУК «Пензенская областная библиотека для детей и юношества»;
М.Г. Жлудникова, ведущий библиотекарь ГБУК «Пензенская областная библиотека для детей и юношества».
Под общей редакцией Е.Ф. Купецковой, к.п.н., доцента, заслуженного учителя РФ, проректора по научно-методической работе ГБОУ ДПО ПИРО.
Данная программа рассчитана на детей от 5-х до 11 лет, её часть была переработана с учетом возрастных особенностей учащихся ТО «ШРР».
Было изменено количество часов в учебно – тематическом плане, 32 часа на группу первого года обучения и 32 часа на группу второго года обучения.
Также были добавлены темы: «Что такое хорошо и что такое плохо», «Сострадание.Утешение.Милосердие», «Как быть уступчивым», «Посещение мест общепита. Поведение в кафе», «Простые правила этикета в стихах и рассказах», «Береги свою планету», «Волшебные слова».
В ходе проведения занятий было выявлено, что некоторые темы усваиваются учащимися быстрее. Поэтому было принято решение уменьшить количество часов или объединить некоторые из них: «Будем знакомы» и «Учимся представляться», «Утреннее приветствие», «Традиционные приветствия в момент пробуждения», «Пора ложиться спать», «Прощание перед сном».
В рамках данного курса работа над усвоением норм и правил этикета напоминает спираль, на каждом новом витке обучения (имеется в виду год обучения) рассматриваются аналогичные вопросы, но на более высоком уровне сложности, что необходимо учитывать при планировании тем и проведении занятий.
Изучение курса «Школа этикета» является важным этапом личностного развития школьников. Знания и навыки, приобретаемые в ходе освоения теоретических и практических основ данного курса, позволяют значительно расширить и углубить знания учащихся об этических нормах, правилах поведения.
Актуальность и социальная значимость данного курса состоит в том, что он призван помочь учащемуся в постижении норм человеческих отношений и на их основе искать путь самовоспитания, саморазвития. Курс предполагает активное включение в творческий процесс учащихся, родителей, учителей, классных воспитателей.
Практическая значимость данного курса состоит в том, что отношение к окружающей действительности формируется в совместной деятельности учителя и учащихся, а нормы нравственного поведения «выращиваются» с дошкольного возраста.
Цель программы: создание условий для развития нравственной, социально адаптированной личности, владеющей основами культуры поведения.
Задачи программы:
- Образовательные:
- сформировать базовые понятия этикета.
- обучить правилам поведения в обществе
- научить использовать «специальные слова» в речевом общении,
- освоить нормы этикета.
- сформировать навык взаимодействия обучающихся с представителями различных социальных субъектов, в том числе за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.
- Развивающие:
- развить у детей навыки общения в различных жизненных ситуациях со сверстниками, педагогами, родителями и другими окружающими людьми с ориентацией на метод сопереживания;
- развивать адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей;
- развивать навыки самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения. - Воспитательные:
- способствовать воспитанию интереса к окружающим людям;
- помочь воспитать чувства взаимоуважения, взаимодоверия, взаимопонимания;
- способствовать воспитанию коммуникабельности и чувства коллективизма.
- воспитать взаимоотношения обучающихся в творческом объединении.
- получить опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.
Формы и виды деятельности.
- игровая;
- познавательная;
- краеведческая;
- сюжетно - ролевые игры;
- просмотр мультфильмов;
- посещение выставочных залов и музеев;
- конкурсы;
- посещение библиотек;
- праздники.
Планируемые результаты.
По окончании 1 года обучения учащийся знает:
- что такое «этикет»;
- правила поведения внутри семьи;
- правила поведения в общественных местах.
По окончании 1 года обучения учащийся умеет:
- договариваться, быть терпимым, говорить и слушать, понимать и уважать других, соблюдать свои обязанности, прощать и просить прощение, сопереживать и сочувствовать, заботиться о других, держать себя в руках;
- правильно вести себя внутри семьи;
- правильно ведет себя в общественных местах (вежливо уступать место старшим, оплачивать за проезд в общественном транспорте, приобретать билет в кассе, обращаться к официанту и т.д.);
- поздравляет с праздником родных и близких.
- Имеет начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения;
- имеет уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим;
По окончании 2 года обучения учащийся знает:
- что такое «этикет»;
- этикетные формулы (слова и выражения) с учетом ситуации общения (с кем, где, когда, зачем говорит);
- правила поведения внутри семьи;
- правила поведения в общественных местах.
- учащиеся знает о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп.
По окончании 2 года обучения учащийся умеет:
- договариваться, быть терпимым, говорить и слушать, понимать и уважать других, соблюдать свои обязанности, прощать и просить прощение, сопереживать и сочувствовать, заботиться о других, держать себя в руках;
- правильно вести себя внутри семьи;
- правильно ведет себя в общественных местах (вежливо уступать место старшим, оплачивать за проезд в общественном транспорте, приобретать билет в кассе и т.д.);
- управляет своим поведением;
- поддерживает диалог и беседу;
- принимает и исполняет соответствующую роль в игровой ситуации;
- самостоятельно организовывает совместную игровую деятельность;
- поздравляет с праздником родных и близких.
- Имеет начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения;
- имеет опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
-неравнодушен к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
- имеет уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим;
Формы учета оценки планируемых результатов.
- Опрос
- Наблюдение
- Тестирование
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.
При разработке занятий активно используются материалы учебных предметов, прежде всего гуманитарно-художественного цикла: литературные и музыкальные произведения, история родного города, народные обычаи и традиции, знакомство с окружающей природой. Это соответствует основной задаче программы – сделать этикет как предмет связующим звеном всего учебно-воспитательного процесса.
В основе обучения лежит ролевой принцип. Собеседники должны осознавать свои ролевые позиции. Игровой принцип обучения соответствует возрастным особенностям учащегося. Формы работы: ролевые игры, рисование, конкурсы, викторины, тесты, решения проблемных ситуаций, беседы (см. УМК к программе).
По результатам освоения программы проводятся итоговые занятия с целью изучения уровня усвоения учащимися этических норм и применения их в разных ситуациях.
Аудиокассеты со сказками, книжки-малышки (для самостоятельного прочтения детьми) настольные игры, памятки детям о правилах поведения, сценарии праздников («Новый год для друзей», «Маму милую люблю», «Подари другу радость», и др..), анкеты, тесты по определению уровня воспитанности, диагностические карты, дидактические игры.
Материально-техническое оборудование (на группу):
магнитофон, бумага для записей, альбомы для рисования, клей, ножницы, цветные карандаши, краски, цветная бумага, цветной картон, самоклеящаяся бумага, бархатная бумага, наборы игрушечных столовых приборов.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ (первого года обучения).
1. ОБЩЕНИЕ. ПРАВИЛА ГОСТЕПРИИМСТВА. БУДЕМ ЗНАКОМЫ .
Понятие о хороших манерах. Правила поведения во время знакомства. Традиционные приветствия в момент пробуждения или отхода ко сну. Правильное поведение за столом. Гостеприимство как национальная черта. Этикетные выражения прощания и сопутствующие формы благодарности, одобрения, извинения и т. д.
2. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ.
Разговор со знакомым, но неблизким взрослым человеком. Контактные этикетные формы обращения к незнакомому человеку. Навык вежливого разговора по телефону. Заботливое отношение к младшим членам семьи, внимательное отношение к младшим незнакомым. Параметры поведения в медицинских учреждениях. Освоение правил поведения у постели больного. Формулы сопереживания, сочувствия, сострадания, слова ободрения, поддержки. Шутка как способ утешения.
3. ВЕЖЛИВОСТЬ.
Уступчивость как признак силы, чувства собственного достоинства, воспитанности, хорошего характера. Уступчивость как форма поведения в коллективе, в семье, в кругу друзей. Речевые формы выражения вежливой просьбы. Поздравление по поводу различных дат. Каким должен быть подарок. Правила вручения и приёма подарка.
4. ПОСЕЩЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ МЕСТ .
Изучение правил поведения в общественном транспорте. Освоение правил поведения в общественных местах ( кино, театр, кафе, парикмахерская и т. д.), речевой этикет (благодарность, вежливое обращение и т. п.). Этикетные формулы общения в библиотеке
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (первый год обучения).
№ | Название разделов и тем | всего | теория | практика |
1. | ОБЩЕНИЕ. ПРАВИЛА ГОСТЕПРИИМСТВА.БУДЕМ ЗНАКОМЫ. |
|
| |
Будем знакомы. Учимся представляться. Что такое этикет. | 2 | 1 | 1 | |
Утреннее приветствие. Традиционные приветствия в момент пробуждения. Пора ложиться спать. Прощание перед сном. | 1 | 1 | ||
Правила поведения за столом. Хорошие манеры. Приглашаем гостей к себе. Поход в гости. | 4 | 2 | 2 | |
2 | ПОСЕЩЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ МЕСТ. | |||
Общественный транспорт. Правила поведения. | 2 | 1 | 1 | |
Правила поведения в библиотеке. | 1 | 1 | ||
Правила поведения в театре. | 2 | 1 | 1 | |
В театре кинотеатре. | 1 | 1 | ||
Посещение мест общепита. Поведение в кафе. | 2 | 1 | 1 | |
Правила поведения в поликлинике. | 2 | 1 | 1 | |
3. | ВЗАИМООТНОШЕНИЯ | |||
Общение со взрослыми. | 1 | 1 | ||
Разговор с младшим как разговор сильного со слабым | 1 | 1 | ||
Правила общения по телефону. | 2 | 1 | 1 | |
В доме больной. Правила поведения у постели больного. | 1 | 1 | ||
Сострадание. Утешение. | 1 | 1 | ||
Милосердие. Забота. | 1 | 1 | ||
4 | ВЕЖЛИВОСТЬ | |||
О том, как быть уступчивым. | 1 | 1 | ||
Волшебные слова. | 3 | 1 | 2 | |
Что такое хорошо и что такое плохо | 3 | 1 | 2 | |
Турнир вежливых и внимательных. | 1 | 1 | ||
Всего часов | 32 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ (второго года обучения).
1. ЭТИКА ОБЩЕНИЯ.
В разделе полнее (по сравнению с первым годом обучения) раскрывается понятие воспитанности как этической нормы общения. Дополняются и приводятся в систему имеющиеся у детей знания о правилах культурного поведения.
2. ЭТИКЕТ.
В разделе раскрывается этическая сущность этикета посредством заочных путешествий в мир сказки, где на примере сказочных героев разбираются и анализируются способы поведения детей в различных ситуациях.
3. ЭТИКА ОТНОШЕНИЙ С ОКРУЖАЮЩИМИ.
В разделе предлагается цикл занятий, способствующий воспитанию потребности проявлять доброту, предупредительность и другие гуманные чувства к окружающим без напоминания, по собственному побуждению. А также систематизируются и обобщаются правила доброго вежливого поведения.
4. ЭТИКА ОТНОШЕНИЙ В КОЛЛЕКТИВЕ.
В данном разделе представлен цикл занятий, направленный на вызов положительно-эмоционального переживания процесса общения, на организацию опыта содержательного общения, эмоционального и нравственного обогащения воспитанников.
Сами занятия построены так, что ребёнок без особых усилий, но последовательно и постоянно овладевает этическими знаниями и умением их применять в своей жизни и общении с окружающими.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (второй год обучения)
№ | Название разделов и тем | всего | теория | практика |
1. | ЭТИКА ОБЩЕНИЯ |
|
| |
Знакомство. Что такое этикет. | 2 | 1 | 1 | |
«Ежели" вы вежливы». | 3 | 1 | 2 | |
Да здравствует мыло душистое. | 1 | 1 | ||
Что такое хорошо и что такое плохо. | 3 | 1 | 2 | |
Доброе слово, что ясный день. | 2 | 1 | 1 | |
Что такое доброта. | 2 | 2 | ||
2. | ЭТИКЕТ |
|
| |
Весёлые правила хорошего тона. | 1 | 1 | ||
Приглашаем гостей. | 2 | 1 | 1 | |
Поздравления и пожелания. Правила поведения при торжественном событии. | 1 | 1 | ||
3 | Посещение общественных мест | |||
Правила поведения в кинотеатре. | 1 | 1 | ||
| Правила поведения в поликлинике. | 1 | 1 | |
Правила поведения в кафе. | 2 | 1 | 1 | |
4. | ЭТИКА ОТНОШЕНИЙ С ОКРУЖАЮЩИМИ |
|
| |
Сострадание. Утешение. Милосердие. | 1 | 1 | ||
Мои друзья. | 1 | 1 | ||
Как обращаться с животными. | 1 | 1 | ||
Любимый уголок родной Отчизны. | 3 | 3 | ||
Береги свою планету. | 2 | 1 | 1 | |
Разговор с младшим. | 1 | 1 | ||
Разговор о маме. | 1 | 1 | ||
Турнир вежливых и внимательных. | 1 | 1 | ||
Всего часов | 32 |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Васильева – Гангнус Л. Азбука вежливости. /Текст/: Л. Васильева – Гангнус. – М.: «Педагогика», 1888, - 145 с., ил..
- Волина В. В. Учимся играя. /Текст/ В. В.Волина. М.: «Просвещение», 1994, 120 с..
- Детские подвижные игры народов СССР. Сост. А. В.Кенеман. М.: «Просвещение», 1988, - 240 с..
- Корчинова О. В. Детский этикет. / Текст/: О. В. Корчинова . – Ростов на Дону «Феникс», 2002, - 186 с..
- Ладынежская Т. А., Сорокина Г. И., Сафонова И. В., Никольская Р. И. Детская риторика в рассказах, стихах, рисунках. /Текст/: Т. А. Ладынежская. и др. - М.: «Просвещение», 2002, - 255 с., ил..
- Петерина С. В. Воспитание культуры поведения у детей. /Текст/: С. В. Петерина. – М.: «Просвещение», 1986, - 135 с..
- Самоукина Н. В. Игры в школе и дома: Психологические упражнения и коррекционные программы. Н. В. Самоукина. - М.: «Просвещение», 1993, - 110 с..
- Стрелкова Л. П. Уроки сказки. /Текст/: Л. П. Стрелкова. – М.: «Педагогика»,1990, - 128 с., ил.
Предварительный просмотр:
Введение
В наше время одной из самых актуальных проблем стало воспитание нравственно – этической культуры детей. Известно, что воспитанность – качество личности, определяющее, прежде всего в повседневном поведении человека, его отношение к другим людям. В основе такого отношения лежат уважение и доброжелательность к каждому человеку. Приобщение детей к духовным богатствам человечества будет способствовать формированию гармоничной, творческой личности будущего человека, способной к сопереживанию, распознаванию добра и зла, доброжелательному отношению ко всему окружающему, овладению своими эмоциями и чувствами, пониманию величия человеческой жизни и умению найти свое место в ней. В настоящее время существует проблема: несоответствие представлений детей о нравственном поведении и их истинном поведении в детском коллективе, в обществе. Назрела необходимость специальных «уроков» человечности, на которых ребенок мог бы постигнуть и почувствовать важность человеческих отношений, человеческой взаимности, определить свою моральную позицию, поупражняться в нравственных поступках. Актуальность данного занятия состоит в том, что оно призвано помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений и на их основе икать путь самовоспитания, саморазвития.
Цель: освоение знаний учащихся о вежливости, о культуре поведения.
Задачи:
- научить употреблять вежливые слова;
- прививать этические нормы поведения, общения людей в обществе;
- развивать коммуникативные навыки; воспитывать у учащихся чувство коллективизма, сплоченности, умения работать в команде.
Занятие проводилось в СП ДО Центр детского творчества, возраст детей 6 лет, длительность занятия 30 минут. Возрастные особенности детей требуют, чтобы занятие велось в увлекательной форме, были эмоциональны, методически разнообразно построены, насыщены примерами и конкретными фактами. На занятии педагог не должен сдерживать мыслительную активность детей. Следует выслушивать все их суждения, находить подходящие примеры из жизни, а когда надо – сообщать дополнительную информацию. Главное, чтобы дети думали и сами (хотя и с помощью педагога) делали правильные выводы. Структура занятия предполагает ориентацию ребенка на творческий процесс познания нравственных норм поведения человека.
Ход занятия
I.Организационный момент.
Вежливость в школе начинается,
Чтобы не кончаться никогда.
Она с годами закрепляется
И остаётся с человеком навсегда.
До XVI века вежа означало «знаток», тот, кто знает правила приличия. Вежливость - это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой.
Первые слова, которыми мы начинаем день, это "Доброе утро"! Произнося слова "доброе утро", мы желаем нашим домашним, близким, знакомым хорошего здоровья, приятного настроения, хотим, чтобы весь день у них был радостным, светлым, добрым. Вот как хорошо сказано об этом в стихотворении “Я и солнышко”.
Я И СОЛНЫШКО
Солнышко ясное встало.
- Доброе утро! –
Сказало.
- Доброе утро! –
Кричу я прохожим,
На утро похожим…
Но если проснешься,
А дождик в окно
Стучит да стучит
И без солнца темно?
Доброе утро, друзья, все равно…
Придумано мудро:
- Доброе утро!
В. Коркин
Если даже плохая погода, пасмурно, сыро, грязно, стоит сказать:"Доброе утро!" - и сразу станет теплее, радостнее. А как надо произносить эти слова? Можно ли говорить "Доброе утро" нахмурясь, недовольным голосом? Почему?
Есть в русском языке еще одно хорошее слово, которое мы говорим при встрече. Это всем вам знакомое слово “здравствуйте”. А зачем мы его произносим? Слово “здравствуйте” очень старое. Связано оно со словом “дерево”. Когда-то люди, произнося слово “здравствуйте”, желали другим быть здоровыми, крепкими, могучими, как дерево, дуб, например. И теперь мы, когда мы говорим это слово, желаем человеку быть здоровым, сильным, крепким.
Все эти слова - и “доброе утро”, и “здравствуйте”, и “добрый день”, и “спокойной ночи” - хороши тогда, когда человек человеку действительно желает добра, здоровья. Это почему-то никак не получается у Петруся из стихотворения И. Кульской “Невежливая вежливость”.
II. Чтение стихотворения и его обсуждение
НЕВЕЖЛИВАЯ ВЕЖЛИВОСТЬ
Обещал отцу Петрусь:
- Я за вежливость возьмусь:
Буду всех благодарить,
Первым “здравствуй” говорить!
Вот мальчишка со стараньем
Выполняет обещанье.
Видит - утром у сторожки
Дремлет сторож на порожке.
На посту он ночь не спал,
Только-только задремал.
А Петрусь как заорет:
- С добрым утром, дед Федот! -
Дед ругнул его спросонок:
- Убирайся, постреленок!
Вот Петрусь догнал Яринку
Да как дернет за косынку:
- Ты куда, Ярина, стой,
Я здороваюсь с тобой! -
Та отпрянула в сторонку…
Как невежлива девчонка!..
Нес вожатый горку книг,
А Петро с ограды - прыг!
Чуть не сел ему на плечи:
- Извините, добрый вечер!
- Ты, - вожатый закричал, -
И невежа, и нахал!
Петя очень удивлен:
Разве был невежлив он?
И. Кульская
- Какие “вежливые” слова произносил Петрусь?
- Почему же стихотворение называется “Невежливая вежливость”?
- Что бы вы посоветовали Петрусю?
- Какими словами и как должен был он вам ответить?
- А каким словом вы закончите разговор?
III. Слова благодарности
Добрыми, волшебными словами будут и слова благодарности: спасибо, благодарю Вас. Народная мудрость гласит: “Девочка спесива, не скажет спасибо”. Вежливое, волшебное, доброе слово “пожалуйста”. Его мы произносим в ответ на “спасибо” и тогда, когда просим о чем-нибудь. Вежливый человек произносит это слово раз пятнадцать в день. И не только в школе, в библиотеке, на улице, но и дома. Часто ребята оставляют слово “пожалуйста” для гостей, на праздники.
Как-то один пятиклассник сказал младшей сестре: “Пожалуйста, дай мне твой карандаш”. Бедная девочка так испугалась, что заплакала: “Почему ты мне говоришь “пожалуйста”, я что тебе, чужая?”.
Как вы думаете, только ли чужим надо говорить “пожалуйста”? Может ли это слово потерять волшебную силу? Когда, по-вашему, это бывает?
Разобраться в этом вам поможет рассказ Н. Семина “Расколдованное слово”.
IY. Обсуждение рассказа
ЗАКОЛДОВАННОЕ СЛОВО
Н. Семин
Саша прочитал рассказ “Волшебное слово” писательницы Осеевой и крепко задумался. Оказывается, есть на свете волшебные слова…
Не откладывая дела в долгий ящик, Саша решил испробовать силу волшебного слова. Вечером, когда папа сидел за столом и читал какую-то книгу, Саша подошел к нему и сказал:
- Давай сыграем в шахматы, папа!
- Нет времени, сынок, ты видишь - я занят. К лекции готовлюсь, - ответил папа.
- Ну, папа, пожалуйста, я тебя очень прошу, - жалобно протянул Саша.
- Что с тобой делать! Ладно. Давай сыграем, - согласился папа.
Папа быстро проиграл одну партию, а одну сделал вничью. Он всегда играл плохо, когда у него желания не было. Но Саша чувствовал себя победителем. Довольный и веселый, он забрался на диван и сел рядом с мамой. Мама вязала шерстяные носки.
- Прочитай мне книжку, мама, - попросил Саша. - Я очень люблю, когда ты читаешь.
- Не мешай, - сказала мама. - Ты же видишь, что я тебе носки вяжу. Ты теперь сам хорошо читаешь.
- Ну, пожалуйста, мама, очень тебя прошу. Я ведь говорю - “пожалуйста”.
- Ладно, - согласилась мама, откладывая свою работу в сторону. - Носки подождут. Давай книжку. Целый час читала мама Саше, и это ему очень понравилось. На следующее утро, встав с постели и умывшись, он подбежал к маме и крикнул:
- Мама, подай мне полотенце, пожалуйста.
Мама посмотрела на Сашу с удивлением, но полотенце подала.
Потом просьбы посыпались одна за другой.
- Мама, положи мои книги в портфель, пожалуйста!
- Мама, принеси мне воды, пожалуйста!
- Это что еще за фокусы? - возмутилась мама. - Ты что, сам не можешь собрать портфель или себе самому воды принести?
- Могу, - ответил Саша. - Но ведь уже поздно. Я могу опоздать в школу. И, потом, я ведь говорю “пожалуйста”, а это волшебное слово. Его слушаться надо.
Мама как-то странно посмотрела на Сашу, но не сказала ничего. После школы Саша долго катался во дворе на коньках.
- Иди домой, -сказала мама, - уроки делать надо.
- Еще немного, - попросил Саша.
- Иди домой, Саша, пожалуйста, - сказал мама.
Но Саша не слушал и умчался на другой край катка. Через час он пришел домой усталый и грязный. И, скинув на стул свою меховую куртку, сказал:
- Мама, повесь, пожалуйста.
- Сам повесь, слуг у нас нет, - ответила мама.
Саша повесил свою куртку и начал решать задачу. Но задача не решалась.
- Помоги мне решить задачу, мама, - попросил Саша, - пожалуйста!
Мама молчала.
- Пожалуйста, - повторил Саша. _ Я ведь говорю волшебное слово.
- Нет, теперь это слово уже не волшебное, - ответила мама. - Теперь оно хитрое и ленивое. Все волшебство в нем пропало.
- Как это? - удивился Саша. - Разве слово может измениться?
- А ты сам подумай и реши, - сказала мама и вышла из комнаты, оставив Сашу одного.
“Жаль, расколдовалось волшебное слово, - подумал Саша. - Почему так получилось?”
- Почему расколдовалось слово “пожалуйста”?
- Когда оно сохраняет свою силу?
- Что должен был сказать маме Саша, возвратившись со двора?
Какие еще добрые слова вы знаете?
Чтобы эти чудесные добрые слова не потеряли свое значение, надо помнить, что слово не должно расходиться с делом. Народ давно заметил:
“Дела сильнее слов”.
“Доброе слово человеку - что дождь в засуху”.
“Худое слово и сладким медом не запьешь”.
V. Физкультминутка.
А сейчас мы с вами поиграем в игру «Вежливо — невежливо». Если вы считаете, что так поступать вежливо - хлопаете два раза, если невежливо - один.
1. Поздороваться при встрече -
2. Толкнуть и не извиниться -
3. Помочь подняться -
4. Не встать, обращаясь к учителю -
5. Поднять упавшие вещи -
6. Не уступить место в транспорте -
7. Не заметить недовольство мамы –
VI. Загадки.
Слова коротенькие эти
Повсюду слышатся с утра.
Они живут на белом свете,
Запомнить их давно пора.
- Растает даже ледяная глыба от слова тёплого… (СПАСИБО)
- Зазеленеет старый пень, когда услышит… (ДОБРЫЙ ДЕНЬ)
- Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь… (ЗДРАВСТВУЙТЕ)
- Когда нас бранят за шалости, говорим... (ПРОСТИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА)
- И во Франции и в Дании на прощанье говорят... (ДО СВИДАНИЯ)
- Нужно знать, как дважды два, все волшебные слова, в день, пожалуй, раз до ста говорю... (ПОЖАЛУЙСТА)
Встретив зайку, ёж-сосед
Говорит ему: «…» (Привет!)
А его сосед ушастый
Отвечает: «Ёжик, …»(Здравствуй!)
К Осьминожке Камбала
В понедельник заплыла,
А во вторник на прощанье
Ей сказала: «…»(До свиданья!)
Неуклюжий песик Костик
Мышке наступил на хвостик.
Поругались бы они,
Но сказал он «…»(Извини!)
Трясогузка с бережка
Уронила червяка,
И за угощенье рыба
Ей пробулькала: «…»(Спасибо!)
Чудно пел среди ветвей
Голосистый соловей,
И ему на всю дубраву
Воробьи кричали: «…»(Браво!)
Толстая корова Лула
Ела сено и чихнула.
Чтобы не чихала снова,
Мы ей скажем: «…»(Будь здорова!)
VII. Конкурс «Самый вежливый»
Итак, задачи не на сложение,
Задачи на правила уважения.
1. Мальчик крикнул прохожему: «Сколько времени?» и сделал 3 ошибки. Какие?
а) Нельзя кричать.
б) Надо, обратившись к прохожему, извиниться.
в) И употребить вежливые слова.
2. Два мальчика столкнулись в дверях. Никак не могут разойтись. Кто из них должен уступить, если одному 8 лет, а другому 11? (Кто вежливее.)
3.Что нужно сделать, когда входишь в чей-либо дом или квартиру? (Поздороваться.)
4.Ты ел конфету, что сделаешь с фантиком? (Бросишь в урну.)
5. Нужно ли снимать головной убор, если ты пришёл в гости? (Обязательно.)
VIII.Итог
- Ребята, вам понравилась наше занятие вежливости?
Какие выводы мы можем с вами сделать? Вежливый человек какой он? (внимательный, заботливый, аккуратный и т.д.) Какие «волшебные слова» мы сегодня вспомнили (спасибо, пожалуйста, доброе утро ит.д.). Как нужно произносить «волшебные слова». (Вежливо, с улыбкой.)
А сейчас посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, передайте частичку своего хорошего настроения другому.
Наше занятие подошло к концу. Мне было приятно с вами общаться.
Литература:
- Большая книга правил поведения для воспитанных детей, Г.П. Шалаева М.: Эксмо 2007 г.
- Как себя вести: этикет для малышей в играх, стихах, картинках. Л.В. Воробьёва. - СПб.: Издательский дом «Литера», 2008 г.
- Азбука хорошего поведения для малышей.- Семеренко И.Г., СПб.: Издательский дом «Литера», 2010 г.
- Большая книга по этикету.- М.: ООО»Издательство АСТ» 2002 г.
- Если вы играете с ребёнком дома. Ю.А. Кирилова.- СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс» 2011 г.
Предварительный просмотр:
Структурное подразделение дополнительного образования
Центр детского творчества
ГБОУ СОШ им. Е.М.Зеленова
п.г.т. Новосемейкино
Красноярского района Самарской области
План – конспект занятия
по программе «Этикет».
Возраст учащихся: 5 лет
По теме: «Растения».
Программа: Образовательная система «Школа 2100»
Дисциплина: «Этикет»
Педагог дополнительного образования:
Букаева Светлана Валентиновна
2016г.
Цель: формирование представления об экологии и растениях.
Задачи:
- формировать представление об экологии, и её роли в жизни людей;
- познакомить с профессией – эколог;
- познакомить с понятиями дикорастущие и культурные растения.
- расширять кругозор детей о природе;
- развивать логическое мышление;
- развивать познавательный интерес к предмету.
- воспитывать бережное отношение к природе;
Программное содержание:
1. Подвести детей к пониманию охраны природы.
2. Ввести и обосновать классификацию растений на дикорастущие и культурные.
3. Познакомить детей с представителями мира диких растений.
4. Закрепить у детей представления о культурных растениях, подвести к пониманию особого отношения людей к растениям, которые они выращивают, к осознанию ценности растений для людей (пища, красота, здоровье, жизнь)
Материал и оборудование: Картинки и иллюстрации с изображением различных растений, компьютер.
Методические приемы: наблюдение, беседа-диалог, рассматривание иллюстраций и беседа по ним, проблемная ситуация, игровая ситуация, анализ, подведение итогов.
Ход занятия:
Здравствуйте, ребята. Наше занятие посвящено проблемам экологии, о том, что необходимо знать, как следует действовать, чтобы сохранить чистоту нашей планеты, поговорим о том, как, сохранив природу, сохранить и собственное здоровье.
Было бы чудесно, если бы все дети и взрослые берегли природу, но, к сожалению, есть люди, которые поступают иначе.
Расскажите ребята, сталкивались ли вы с безответственным поведением людей по отношению к природе? (Дети рассказывают истории из жизни).
Да, так, конечно, поступать нельзя.
О том, как нужно охранять природу, учит наука «экология».
Ребята, а кто из вас знаком с этим словом и знает, что изучает экология?(Ответы детей).
1. Экология - наука о доме. Речь идет о «природном доме», который есть у каждого растения, животного, человека. Все то, что окружает их в природе, - вот их дом.
2. Экология – наука, которая исследует, как живые существа связаны со всем тем, что их окружает.
3. Экология изучает, например, как растение связано с воздухом, водой, с животными, с человеком. Экология изучает, как животные связаны с воздухом и водой, с другими животными, с растениями, с человеком. Экология изучает и то, как люди связаны с окружающей их природой (как они зависят от природы, как влияют на неё).
4. От слова «экология» произошло слово «эколог». Эколог – человек, который защищает природу, оберегает все, что растет, и всех, кто живет в природе.
Основу живой природы составляют растения, они дают пищу и кислород всем живым существам. Однако жизнь не прекращается зимой, когда растения «спят».
Одно из творений природы – человек. Человек не только создание природы, но её друг. Но всегда ли человек относится к ней как к другу? Какое главное правило поведения в природе нам надо знать, чтобы вокруг нас было много растений с красивыми цветами?
Леса – богатство нашего края. Их нужно беречь. Находясь в лесу, нужно стараться не наносить вреда природе.
Цветы люди рвут не задумываясь. А ведь чтобы ландыш зацвел, с того дня, как семечко упадет в землю, должно пройти 10 лет. Мальчики и девочки, окончившие первый класс, успевают за это время стать выпускниками школы.
Хорошо и привольно в лесу. (показ сладов). Но поля и степи тоже привлекают нас. Высокая трава мягко обвивает твое тело, голова кружится от терпкого запаха земли, от медового аромата цветов. Вот распускаются бутоны лесных колокольчиков, васильков и ромашек и кажется, что на нежных покрывалах их лепестков может спать Дюймовочка, потому что эти цветы очень нежны и красивы. Ребята, скажите, пожалуйста, можно ли рвать цветы огромными букетами? (Ответы детей).
Правильно, нельзя. Ведь когда мы срываем хотя бы один цветок, то он уже никогда не даст семена, из которых могут вырасти тысячи новых цветов. Поэтому самые красивые цветы находятся на полянах и лугах, а не в вазах у вас на столе. Давайте будем беречь эту хрупкую и беззащитную красоту.
Растения — это целое царство-государство. Какие растения вы знаете?
Дети: (перечисляют)
- Дети, вы назвали много самых разных растений (показ слайдов с дикорастущими растениями )
- Как вы думаете, кто же посадил и вырастил эти цветы?
Д: ни кто, сами выросли
- Эти растения сами выросли на лугах, на полях, в лесу. Человек не принимал и не принимает участие в жизни этих растений, не сажает, не ухаживает за ними. Такие растения называются дикорастущими. Растительный мир дикой природы богат и разнообразен. Достаточно прийти в лес, где нас поражает зеленое буйство растений. Каждый цветок, который мы, встретим в лесу, хранит свою тайну, каждому творению природы человек благодарен.
Отгадайте загадку: «На лугу стоят сестрички — золотые глазки, белые реснички». (Педагог раскладывает перед детьми картинки с изображением различных дикорастущих цветов и предлагает отобрать среди них отгадку на загадку.
Д: (ответы детей)
- Вы правильно отобрали картинки-отгадки. Но у этих цветов на самом деле есть свои названия. Ромашек существует великое множество: ромашка римская, кавказская, персидская и т. п. — всего насчитывается 350 видов ромашек, больше ста видов обитает в России.(показ слайдов).
Одна из самых распространенных — ромашка аптечная. (Показ картинки.) Она славится своими лечебными свойствами, снимает воспаление, заживляет раны. Ромашка применяется в кулинарии и в косметике, она используется для изготовления различных кремов, паст, красок для волос.
Ромашка помогает не только человеку, но и другим растениям. Если посадить ромашки вокруг яблонь, деревья не будут страдать от своего злейшего врага — яблоневой плодожорки. Капусту она оберегает от гусениц и даже мышей-полевок отпугивает от растений.
Вот на сколько полезны, бывают дикорастущие растения.
- Посмотрите, на эти картинки, вам знакомы эти цветы? (Воспитатель показывает слайды с культурными растениями, указывает на комнатные растения в группе. Дети вспоминают, где они встречались с такими растениями (выращиваем на огороде и в саду, встречаем на клумбах, содержим в нашей группе и дома и т. п.)
Д: (Ответы детей) (показ слайдов)
- Эти растения выросли и могут жить только при участии человека. Мы собираем семена, покупаем в специальных магазинах, выращиваем из них рассаду, ухаживаем за рассадой. И даже когда появляются цветы и плоды, продолжаем ухаживать за растениями, поливаем, подкармливаем. Растения, которые живут только при участии человека, называются культурными растениями. Дикорастущие растения растут и живут по своим законам, без участия человека. Культурные растения требуют внимания и заботы человека. Но, конечно, и те и другие растения прекрасны и удивительны. Мир цветов — нежный и яркий, хрупкий и необыкновенно красивый. Давайте вглядимся в него. Цветы радуют наш глаз, зелень их листвы успокаивает нас, есть растения с неповторимыми ароматами. Какие цветы вы знаете? (показ слайдов)
Д: (ответы детей)
- Какие цветы вам нравятся?
Д: (ответы детей)
- У каких цветов есть запах?
Д: (ответы детей)
- Как вы думаете, зачем людям нужны растения?
Д: (ответы детей)
- Цветы (растения) играют огромную роль в жизни человека: мы не можем жить без их красоты, они кормят человека, лечат людей.
- Теперь вы знаете, что растения делятся на культурные и дикорастущие и давайте поиграем с вами в такую игру:
Бросаю мяч детям и прошу их назвать культурные и дикорастущие цветы, объясняя свой выбор.
Я заметила один очень красивый цветок. У него такие красивые зеленые листья. Они имеют даже не большой блеск. (показ слайдов).
Такое комнатное растение выглядит очень здоровым. Ребята, как вы думаете, почему это растение такое красивое? » предлагаю подумать, какую работу выполняют листья. Внимание детей обращается на растение с окрашенными листьями (вода поднялась в листья, что с ней происходит дальше?). После всех возможных вариантов, высказанных детьми, предлагаю детям следующий опыт: смачиваю тыльную сторону руки детей водой и спрашиваю, что они чувствуют.
Ответы детей (мокро, холодно).
После высыхания воды дети делают следующий вывод: когда вода испаряется, она охлаждает руку, дети отмечают, что вода также испаряется с листьев, охлаждая растение.
Далее дети ставятся в проблемную ситуацию: чего нам хочется, когда жарко (воды). Проводится аналогия с растением — когда жарко — растение много пьёт.
Посмотрите на рисунок и скажите, что не правильно нарисовал художник. (показ рисунка на компьютере)
Анализ занятия.
О чем мы сегодня на занятии говорили?
Д: об экологии, растениях.
- Какие бывают растения?
Д: Культурные и дикорастущие.
Подведение итогов.
Какие выводы мы можем сделать из нашего занятия, чтобы сберечь нашу природу?
- Главное правило охраны растений: « не рвать цветы, не собирать букеты в дикой природе, не плести венки. Красивыми растениями надо любоваться, а не губить их.
- Лес – это наш зеленый друг. Не рубите деревья и кустарники на шесты и колья для палаток, не ломайте ветви для устройства шалашей, подстилки и прочего.
- Человек должен беречь каждое дерево, каждый куст и цветочек. Ведь они очищают воздух от пыли, вредных микробов, обогащают его кислородом, дарят радость и здоровье многим тысячам горожан.
общие правила охраны природы
- Никогда не наноси вред природе;
- Не убивай зверей и птиц;
- Не трогай домиков животных и их детенышей;
- Не трогай птичьи гнезда;
- Не губи деревья (не ломай, не делай надписей, не собирай сок);
- Оказывай помощь животным и растениям, попавшим в беду.
Заключение.
А теперь я раздам вам стаканчики с землей и мы с вами посадим цветы . Наши цветы называются: бархатцы, настурция, гвоздика. И когда наши цветы прорастут мы их высадим на клумбу.
ЛИТЕРАТУРА.
1. Экологическое воспитание в школе: классные часы, игры, мероприятия/авт.-сост. И.Г.Норенко.- Волгоград: Учитель,2007.
2. Литвинова Л.С., Жиренко О.Е. Нравственное воспитание школьников: Основные аспекты, сценарии мероприятий.- М.:5 знания,2005.
3. Агеева И.Д. Весёлая биология на уроках и праздниках: Методическое пособие.- М.: ТЦ Сфера,2005.
4. Бианки В.В. Лесная газета /Художник В.Курдов.- Л.:Дет.лит., 1990.
5. images.yandex.ru›
7. images.yandex.ru›
8. koffkindom.ru›komnatnye…foto-i-nazvaniya.htm
Предварительный просмотр:
Приоритетные направления в учреждении дополнительного образования детей.
Комплексная программа «Школа дошкольника».
Проблема преемственности между дошкольным и начальным школьным образованием постоянно привлекает внимание как педагогов дошкольных учреждений, так и учителей начальных классов. И это не случайно. Ни для кого не секрет, что адаптационный период у детей, поступающих в первый класс, может растянуться не на один месяц, а многие из них с трудом адаптируются к новым условиям до конца первого года обучения.
Особенно остро эта проблема стоит в настоящее время, т. к. количество детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения, достаточно велико. Во многих семьях не уделяется достаточного внимания развитию детей, упускается время формирования познавательных процессов, а также личностной мотивационной, социально-психологической и эмоционально-волевой готовности к школе. В результате вышеперечисленных факторов дети, поступающие в 1 класс общеобразовательной школы, имеют разные стартовые возможности.
Представляемая комплексная программа «Дошкольная подготовка» нацелена на социализацию детей 5-6 лет, как не посещающих дошкольные образовательные учреждения, так и воспитанников детских садов, к школе. Рассчитана программа на 2 года обучения, по 384 учебных часа в год.
Фактически данная программа создавалась и апробировалась педагогами ТО «Школа раннего развития» ЦДТ на протяжении 10 лет. В 2013 году она была откорректирована с учётом принятого Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. и Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08. 2013 г. N 1008 г. "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам"
В системе дошкольного образования происходят серьезные процессы: обращение к личностно-ориентированной педагогике, отход от жёстко регламентированных форм обучения и воспитания детей, появление инновационных программ и методик.
Отсюда и сформировалась наша главная задача - максимальное включение ребёнка в практическую деятельность, связанную с миром его чувств, эмоций и потребностей, ведущую к саморазвитию его личности.
На сегодняшний день существует целый ряд программ и учебно-методических комплексов, направленных на подготовку детей 5–6 лет к школьному обучению. Для более успешной подготовки будущего первоклассника была выбрана образовательная система «Школа 2100», разработанная и апробирована авторским коллективом под руководством Леонтьева А. А.
Это современная личностно - ориентированная образовательная система, которая реализует идеи развивающего образования. В этой программе непрерывность и преемственность в обучении рассматриваются как факторы, обеспечивающие эффективность образования.
Особенность данной программы дошкольного образования в том, что
во 1-ых, она готовит детей к обучению как новому для них виду деятельности (мотивационная готовность, познавательно-речевое развитие и пр.);
во 2-ых, готовит детей к работе в коллективе, к общению со взрослыми и сверстниками.
В результате обучения по данной программе
- происходит максимальное раскрытие индивидуального возрастного потенциала ребёнка, осознание им самого себя, своих возможностей и индивидуальных особенностей;
- формируется умение общаться и сотрудничать со взрослыми и сверстниками;
- ребёнок овладевает первичными навыками здорового образа жизни,
в итоге, он готов к школьному обучению.
Программа составлена с учётом возможностей Центра детского творчества:
- Наличие материально-технической базы: учебные кабинеты, игротека, хореографический класс и др.;
- Наличие специалистов: педагоги дополнительного образования, специалисты по дошкольной подготовке, английскому языку, физкультуре, изобразительному и декоративно-прикладному искусству, логопеды, др.
Авторы комплексной программы исходили из того, что важнейшим итогом обучения детей станет готовность к успешному овладению школьной программой. Этим объясняется перечень традиционных предметов, включенных в учебный план, таких как:
- Развитие речи,
- Весёлый счет,
- Окружающий мир.
- Английский язык.
- Умелые руки.
- Рисование.
и новых предметов, введение которых в программу продиктовано временем:
- Этикет,
- Информатика,
- Игротека.
В наше время одной из самых актуальных проблем стало воспитание нравственно-этической культуры учащихся. Изучение предмета «Школа этикета» является важным этапом личностного развития школьников. Знания и навыки, приобретаемые в ходе освоения теоретических и практических основ данного курса, позволяют значительно расширить и углубить знания дошкольников об этических нормах, правилах поведения
Информатика для дошкольников «Всё по полочкам» введена в прошлом году. Курс информатики для старших дошкольников ориентирован на развитие у детей умения рассуждать строго и логически одновременно на развитие фантазии и творческого воображения. В процессе освоения курса педагог заботится о подготовке детей к предстоящему обучению построению информационно-логических моделей деятельности. Ребенок старшего дошкольного возраста должен освоить умственные операции, которые будут необходимы ему в последующем школьном обучении)
Игра – это ведущий вид деятельности у детей. Через сюжетно-ролевые игры ребенок познает мир, учится общению. Через игру ребенок готовится к социуму, «примеряя» на себя взрослую жизнь. Сам ребенок научиться играть в сюжетно-ролевые игры не сможет, а если сможет, то его игры будут бедные по содержанию и непродолжительные по времени (особенно это относится к детям не посещающим ДОУ). В процессе игры пополняется активный словарный запас, ребёнок учится излагать свои мысли, вести диалоги. Именно с этой целью в программу был введён предмет Игротека, была организована игровая комната.
Положительные сдвиги в развитии познавательной активности и речевых функций ребёнка не гарантируют отсутствие невротических проявлений у детей: повышенной тревожности, беспокойства при эмоциональных контактах, боязливости в новых ситуациях, излишней впечатлительности, негатива в отношениях с близкими и сверстниками. Эти особенности личностного поведения могут существенно ограничивать возможности социальной адаптации ребенка как в дошкольном, так и в школьном возрасте. С этой целью мы используем элементы песочной терапии. Игры с песком позитивно влияют на эмоциональное самочувствие, что делает их уникальным средством для развития ребенка.
Предлагаемая комплексная программа сопровождена учебно-методическими разработками занятий по каждому предмету, составленными педагогами Центра детского творчества.
Понять, насколько успешно развивается ребенок, какие трудности испытывает на пути приобретения социального опыта, постижении внутреннего мира, возможно при отслеживании достижений ребенка. Важно не только подобрать интересный и занимательный материал для занятия с ребенком, важно сознавать, готов ли ребенок к его восприятию, пониманию.
Поэтому важное место в образовательном процессе принадлежит качественной диагностике, позволяющей педагогу понять, в верном ли направлении он осуществляет свою педагогическую деятельность. Ценность диагностики заключается не в получении конкретных результатов, констатирующих достижения или проблемы дошкольника. Ее главной функцией является выявление причин, затрудняющих продвижение ребенка на более высокий уровень развития. На их устранение должны быть направлены усилия педагогов. Результаты диагностики – это отправные точки индивидуальных образовательных маршрутов для каждого ребенка.
Способами определения результативности реализации данной программы являются организация и проведение диагностики усвоения учебного материала. Диагностика проводится в начале учебного года и в конце учебного года (итоговая). В ходе диагностики заполняются диагностические карты по каждой дисциплине, проводится мониторинг результатов обучения учащихся. (информационные карты)
Конкурсы
Комплексная программа «Школа раннего развития» обеспечивает деятельность детей, направленную на развитие поддержки талантливых детей, обеспечивая участие детей в творческих конкурсах различных уровней, как мероприятиям, утвержденным Министерством образования и науки Самарской области, так и интерактивным, он лайн конкурсам. Стоит заметить, что не во всех конкурсах мы можем участвовать, в силу возрастных ограничений.
До 2013 года учащиеся ТО ШРР не принимали участие в подобных мероприятиях (раньше не было такой практики), теперь же мы можем с гордостью говорить о наших творческих достижениях.
Так же дети участвуют в социально-значимых акциях (Областные экологические акции «День птиц», «День Земли»), в творческих мероприятиях Центра детского творчества (выставки, мастер-классы для малышей), проводятся спортивные игры «Зарничка» и «Веселые старты».
Здоровьесбережение.
Надо отметить, что в настоящее время отмечается низкий уровень знаний о ценности своего здоровья родителей и о здоровье их детей. Поэтому задача родителей и педагогов — воспитать у дошкольника уважение к собственному здоровью и обязанности его беречь. И начинать формирование основ здорового образа жизни у дошкольников как можно раньше. Так как под здоровым образом жизни понимается активная деятельность человека, направленная на сохранение и улучшение здоровья, то к этой активности следует отнести такие компоненты как правильное питание, рациональная двигательная активность, закаливание организма, режим дня ребенка. Главным образом в формировании основ здорового образа жизни у дошкольников и правильного отношения к своему здоровью у дошкольников являются соответствующие игры, просмотр фильмов, мультфильмов, чтение и обсуждение художественной литературы, викторины, пешие прогулки, дни здоровья, спортивные праздники. Именно такие мероприятия являются наиболее интересными для детей, и в этом процессе продуктивней формировать нужное отношение к здоровому образу жизни у дошкольников.
В ходе физкультурно-оздоровительной работы, а именно физкультурных минуток, минуток здоровья, двигательных разрядок, спортивных игр закладываются физические качества детей, Необходимо чтобы дети имели возможность систематически двигаться. Для этого нужно способствовать развитию основных двигательных качеств, поддерживать в течение всего дня работоспособность на высоком уровне.
Педагоги, родители дома должны постоянно учить ребенка правильному поведению в различных жизненных обстоятельствах, быть готовым к непредвиденным ситуациям. В этот период ребенок должен четко усвоить, что такое хорошо и полезно, а что нет. Особо пристальное внимание необходимо уделять внимание таким составляющим здорового образа жизни дошкольников: - Соблюдение режима дня, активности и сна. - Двигательная активность, прогулки, подвижные игры на свежем воздухе. - Правильное, здоровое питание. - Соблюдение правил гигиены. Прививание ребенку любви к физической чистоте. Обучение следить за своим телом.
На занятиях использовались динамические паузы на развитие моторики и укрепление осанки. Так же проводились мероприятия по профилактике близорукости в рамках занятия (физкультминутки, гимнастика для глаз или другие). Были проведены беседы с детьми о здоровом образе жизни.
Таким образом, комплексный подход в формировании культуры здорового образа жизни у дошкольников позволит привить им необходимые привычки и навыки, которые будут основой для дальнейшей их жизни.
Работа с родителями.
Работа с родителями – приоритетное направление педагогической деятельности. Необходимость укрепления института семьи понимают все специалисты, работающие в детской среде. Только в семье ребенок может жить полноценной жизнью, а в хорошей семье – быть счастливым. Педагог, работающий с детьми, не может быть воспитателем родителей – отношения «свысока» никогда не отличались эффективным результатом. Отношения с родителями можно построить лишь на принципе педагогической поддержки – помочь, подсказать, привлечь внимание к насущной детской проблеме.
Планирование работы с родителями воспитанников и обучающихся – первый шаг на пути построения эффективного взаимодействия. Используя разнообразные формы проведения родительских собраний, вовлечения родителей в жизнь детского коллектива, педагог может добиться сплочения родительского актива. Родительский комитет - это первые помощники воспитателя в группе и учителя в классе.
Совместные праздники, экскурсии, торжественные мероприятия, выставки семейного творчества – педагогический опыт изобилует примерами соединения педагогического, детского и родительского сообщества. В таком единстве дети понимают, что мир взрослых – надежный, крепкий, безопасный.
В течении года для родителей оформлялись информационные стенды, а так же памятки, буклеты. Было проведено два мастер – класса родителей и детей. В конце учебного года совместно родители и дети посещали музей пгт. Новосемейкино.
Мы считаем, что используемые возможности дополнительного образования в становлении дошкольника очень велики.