Фестиваль народов России
методическая разработка на тему
Праздник "Фестиваль народов России" для учащихся 5-11кл. Россия многонациональная страна. Дружба наодов - основная цель этого мероприятия.Дети представляли народы разных национальностей.Праздник получился веселый, интересный,позновательный.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Праздник "Фестиваль народов России" для учащихся 5-11классов | 51.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий фестиваля народов России
Слайд1.
Танец «От Волги до Енисея»
Слайд2.
Сценка
Чтец :Дети раз отца спросили:
Дети:- Все ли русские в России?
Отец:- Как сказать вам, малыши?
Вот соседи – чуваши,
Кум – еврей наполовину,
Дядя – славный армянин,
Прадед крёстной тёти Нины
Настоящий был грузин.
Все мы разные, так что же?
Все мы – Люди, мы – похожи!
Все: Будем жить в единстве дружном,
Кровь друг друга лить не нужно!
Слайд3.
Ведущий1. На просторах России
Много разных народов живет.
Все народы, как братья равны,
Всем народам — любовь и почет.
Слайд4.
Ведущий 2. Здравствуйте, дорогие гости, ребята! Сегодня в нашей школе праздник – фестиваль народов России. Россия – многонациональная страна. Всего в стране живут люди 160 национальностей, 23 народа численностью свыше 400.000 каждый.
Слайд5.
Ведущий 1. Это русские , татары , украинцы , башкиры, чуваши , чеченцы , армяне , мордва, белорусы, аварцы, казахи, удмурты, азербайджанцы, марийцы , немцы , кабардинцы, осетины, даргинцы, буряты, якуты, кумыки, ингуши , лезгины .
Слаид6.
Ведущий 2. В то же время существуют 60 малочисленных народов, из которых 39 - северные. Общая численность коренных малочисленных народов - 500.000 человек, в том числе северных - 200.000. Около 140 тысяч жителей России называют себя казаками.
На фестивале у нас представлены 6 народов России.
Слаид7.
Ведущий 1. Дружба народов — не просто слова,
Дружба народов навеки жива.
Дружба народов — счастливые дети,
Колос на ниве и сила в расцвете
Ведущий 2. Русские, татары, адыгейцы и армяне,
Мы черные, и русые, и смуглые, и белые.
В России — на земле родной,
Живем мы все большой и дружной семьей.
Звучит русская народная музыка в зал входит Матушка Русь в русском народном костюме.
Матушка Русь. Здравствуйте, мои друзья! Очень рада встрече я!
(Кланяется на три стороны).
Ведущие. Здравствуй Матушка Русь!
Матушка Русь. Встретиться я с вами рада, в этом красивом зале,
Сколько здесь моих друзей - всех национальностей!
Внешне хоть и не похожи, для меня, вас нет дороже,
Все красивы и умны, все талантливы, скромны,
Песни звонкие поют, ну а дружно ли живут?
Ведущие Дружно!
Ведущий 1. Мы друг друга уважаем, много нас сегодня тут,
Русские и украинцы, адыгейцы, кабардинцы.!
Очень дружно мы живем, вместе пляшем и поем,
Помогаем мы друг другу, и не станем ссориться,
За друзей стоим горой, вместе дело спорится!
Матушка Русь. Как я рада, что ребята в нашей школе так дружны,
Ведь когда народы дружат, это счастье для страны,
Так давайте веселиться, песни петь и танцевать,
А еще друзей хороших будем в гости зазывать!
Слайд8.
Ведущий 1.Россия, Россия- края дорогие
Здесь русские люди живут
Они прославляют просторы родные,
Танцуют и песни поют.
(выступает 8 класс)
(звучит фонограмма к песни "Как упоительны в России вечера")
Ученик
Россия, Россия, Россия
Нет края на свете красивей,
Нет Родины в мире светлей!
Россия, Россия, Россия, -
Что может быть сердцу милей?
Кто был тебе равен по силе?
Терпел пораженья любой!
Россия, Россия, Россия, -
Мы в горе и счастье - с тобой!
Россия! Как синюю птицу,
Тебя бережём мы и чтим,
А если нарушат границу,
Мы грудью тебя защитим!
И если бы нас вдруг спросили:
"А чем дорога вам страна?"
- Да тем, что для всех нас Россия,
Как мама родная, - одна!
(В. Гудимов)
Учитель: Родина, Россия - это наш общий дом. Дом, который имеет своё прошлое, настоящее и будущее. Дом, который имеет свои ценности и традиции. Дом, который имеет свои символы. Ребята, назовите символы РФ. (Гимн, флаг, герб)
(выходят три ученика 3 класса, читают стихи о символах РФ, выступление сопровождается презентацией)
Презентация 1
1 Ученик:
Герб России
У России величавый
На гербе орёл двуглавый,
Чтоб на запад и восток
Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый.
Он - России дух свободный.
(В. Степанов)
2 Ученик:
Флаг России - триколор
Флаг России - триколор,
Три полоски ловит взор.
А у каждой новый цвет,
А у цвета свой секрет.
Снизу красный - самый яркий,
Цвет побед в сраженьях жарких,
Русской кровью что добыты
И народом не забыты.
В середине флага - синий,
Словно Волга по равнине:
Синеву родимых рек
Любит русский человек.
Сверху, словно облака,
Цвет снегов и молока.
Чистый белый - мира цвет,
Говорит он - войнам нет!
(И. Агеева)
(звучит гимн РФ)
Учитель: А ещё ребята у нашей огромной Родины есть свои чудеса. Всего их семь. Это собор Василия Блаженного в Москве, Мамаев Курган в Волгограде, Петергоф в Санкт - Петербурге, озеро Байкал, долина гейзеров, гора Эльбрус и столбы выветривания.
(выходят по очереди 13 учеников 7 класса, рассказывают о 7 чудесах России, рассказ сопровождается презентацией)
Презентация 2
1 Ученик:
Собор Василия Блаженного был построен в 1555-1560 годах по приказу Ивана Грозного в память о взятии Казани и победе над Казанским ханством.
Собор Василия Блаженного - одна из самых известных достопримечательностей России. Для многих жителей планеты Земля он является символом Москвы.
Собор состоит из 8 храмов. Куполов всего 10. 9 куполов над храмом плюс 1 купол над колокольней.
2 Ученик:
Храм Василия Блаженного
С моста над Москвою - рекою
Нам виден Васильевский спуск.
Там храм, возвышаясь горою,
Стоит, не стряхнув снежный груз :
Тот груз пусть совсем символичен -
Украсил зимой купола.
Ведь храм красотою отличен,
Зря снег мать зима намела :
Вам скажет любой очевидец,
Что время не властно над ним.
Василий Блаженный - провидец,
Хранит его светом своим :
(Гаврюшкин А. Е.)
3 Ученик:
Под руководством архитектора Е. В. Вучетича на Мамаевом кургане воздвигнут памятник-ансамбль "Героям Сталинградской битвы".
Скульптура "Родина - мать зовет" является композиционным центром всего ансамбля. Это - женщина, держащая в руке меч, которая стоит в позе призыва к борьбе. Высота статуи 85 метров вместе с мечом и 52 метра без меча.
4 Ученик:
На мамаевом Кургане тишина,
За Мамаевым Курганом тишина,
В том кургане похоронена война,
В мирный берег тихо плещется война.
Перед этою священной тишиной
Встала женщина с поникшей головой,
Что-то шепчет про себя седая мать,
Все надеется сыночка увидать.
Заросли степной травой глухие рвы,
Кто погиб, тот не поднимает головы,
Не придет, не скажет: "Мама! Я живой!
Не печалься, дорогая, я с тобой!"
Вот уж вечер волгоградский настает,
А старушка не уходит, сына ждет,
В мирный берег тихо плещется волна,
Разговаривает с матерью она.
(В. Боков)
5 Ученик:
Петергоф - дворцово-парковый ансамбль на южном берегу Финского залива в 29 километров от Санкт-Петербурга.
Декоративным подножием дворца служит Большой грот с обрамляющими его каскадами. Большой каскад спускается к бассейну и морскому каналу.
В центре бассейна - фонтан со скульптурой "Самсон, разрывающий пасть льва"
Важная часть ансамбля - парки с фонтанами: Верхний парк с пятью фонтанами и Нижний парк, где находится крупнейший в мире комплекс фонтанов. Площадь нижнего парка 102,5 га, фонтаны питаются от ключей в районе Ропши по водоводу длиной 22 км
6 Ученик:
Петергоф
Цветочно-водная феерия
Среди прекраснейших дворцов -
Осколок сказочной империи,
Великолепный Петергоф!
О, статуй этих лики чудные
Искуснейший творил резец!
Фонтанов воды изумрудные,
Екатерининский дворец, -
Александрии благолепие
Чарует взор, как сладкий сон:
Вот раздирает пасть свирепую
Злотого льва силач Самсон.
Ложатся отблески закатные,
Лучась, на царские сады,
Склонились розы ароматные
Под влажной тяжестью воды.
Над статуй мраморными ликами
Фонтанный брызг звенит хрусталь,
И блещет розовыми бликами
Залива призрачная даль.
Сменив привычное обличие,
В лучах закатных Петергоф
Похож в красы своей величии
На резиденцию Богов!
(М. Волкова)
7 Ученик:
Байкал - озеро в южной части Восточной Сибири, глубочайшее озеро планеты Земля, крупнейший природный резервуар пресной воды.
По площади водного зеркала Байкал занимает шестое место среди крупнейших озёр мира.
Площадь водной поверхности составляет 31 722 км? (без учёта островов), что примерно равно площади таких стран, как Бельгия, Нидерланды или Дания.
Запасы воды в Байкале просто гигантские - 23615,390 км? (около 19 % мировых запасов пресной воды).
Озеро и прибрежные территории отличаются уникальным разнообразием растений и животных. Местные жители и многие в России традиционно называют Байкал морем.
8 Ученик:
Чудо - Байкал
Есть такое озеро,
Озеро - Байкал.
Все в него влюбляются,
Кто хоть раз бывал.
Озеро глубокое,
Озеро могучее.
В ясный день - спокойное,
А в грозу - кипучее.
Окружают озеро
Горы и леса,
Сверху отражаются
В водах небеса.
Есть такое озеро,
Хорошо что есть!
Нерпы, рыбы в озере
Никому не счесть!
Чудные растения,
Чудные леса,
Чудные животные,
Чудо небеса!
Мы с тобою, озеро,
Встретимся опять,
Будем любоваться,
Будем отдыхать.
(Юлия Фаст)
11 Ученик: Эльбрус расположен севернее Главного кавказского хребта и является высочайшей вершиной России.
Эльбрус - это двухвершинный конус вулкана. Западная вершина имеет высоту 5642 метра, Восточная - 5621 метр. Они разделены седловидной - 5200 метров и отстоят друг от друга примерно на 3 км.
12 Ученик: У слияния рек Гейзерная и Шумная на территории около 2 км2 находится около 20 крупных гейзеров и множество источников, периодически выбрасывающих фонтаны почти кипящей воды (более 95°С) или горячего пара.
Долина Гейзеров расположена на Камчатке в Кроноцком государственном биосферном заповеднике.
Долина гейзеров - вулканический каньон шириной около двух километров и длиной чуть более четырёх.
Долина гейзеров - это одно из наиболее крупных гейзерных полей мира и единственное в Евразии.
13 Ученик: Около 200 миллионов лет назад на месте каменных столбов были высокие горы. Проходили тысячелетия. Дождь, снег, ветер, мороз и жара постепенно разрушали горы, и в первую очередь слабые породы. Твёрдые сланцы, из которых сложены останцы, - разрушались меньше и сохранились до наших дней, а мягкие породы были разрушены выветриванием и снесены водой и ветром в понижения рельефа.
Останцев 7, высота от 30 до 42 м.
Столбы выветривания - уникальный геологический памятник в Троицко - Печорском районе Республики Коми России на горе Мань-Пупу-нёр (что на языке манси означает "Малая гора идолов"), в междуречье рек Ичотляга и Печоры.
Слайд9.
Ведущии2.Шире, шире, шире круг.
Каблучков раздался стук
Подбодрим татар наших
Пусть татарский танец спляшут.
(выступает 9 класс)
(Выходят пары, танцуют, второй куплет поют)
-Прекрасней в мире нет земли,
Это наш край родной.
Здесь поют все соловьи ,
Это наш край родной.
И березы и цветы,
Это наш край родной.
В роще спеют ягоды,
Это наш край родной.
Где бы ни был я, в край родной я вернусь
И в чужой стране не задержусь
Здесь родился я , здесь земля моя
Я всегда свой край вернусь
Ученик1- Мы прибыли из республики Татарстан . Наш край расположен в центре Российской Федерации на Восточно-европейской равнине, в месте слияния двух крупнейших рек - Волги и Камы. Общая численность населения Республики Татарстан превышает 3, 7 миллионов человек.
Столица республики - г. Казань, которая входит в число 13 крупнейших городов России.
Ученик2- Центральный образ нашего герба - крылатый барс - в древности божество плодородия, покровитель детей и ее народа. Барс изображен на фоне красного диска солнца.
Ученик3- Солнце - в древности главное божество многих народов. Красное солнце на гербе Татарстана означает доброе знамение, успех, счастье, жизнь.
Ученик4- На левом боку барса - круглый щит, означающий правовую, экономическую, силовую защищенность граждан Республики Татарстан.
Ученик5- Приподнятая правая передняя лапа барса - это жест, подчеркивающий величие верховной власти. Это означает также начало движения (дела) "шагом правой ноги", доброе начало движения Татарстана по пути обновления.
Ученик6- Острые зубы и когти барса означают его способность постоять за себя и за тех, кому он покровительствует, кого защищает. Семь перьев крыльев барса символизируют пространство воздействия покровительствующей силы барса - и на земле, и на небесах.
Ученик1 - Положение хвоста барса означает хорошее настроение, дружелюбие. Популярный татарский растительный орнамент и цветок тюльпана олицетворяют пробуждение весенней природы и символизируют возрождение Татарстана.
Ученик2- Герб Республики Татарстан утверждает такие общечеловеческие, нравственные ценности, как добро, справедливость, благополучие граждан, дружба между народами, мир и прогресс.
Ученик3- Современный флаг Татарстана представляет собой полотнище из трёх горизонтальных полос: зелёной, белой и красной. Белая полоса в 7 раз уже каждой из соседних полос.
Ученик4- Мы живем среди лесов, где много диких необжитых речек, бегущих по хвойным и лиственным чащам. Пихты , ели и березы то подходят к самым берегам, то отступают в глубину чащи.
Ученик5 - Наши национальные блюда – это пэтер – лепешки, шурпа -суп, чай, халва. Попробуйте наши угощенья. (Дети предлагают попробовать халвы участникам фестиваля).
Ученик6- Традиционный головной убор для мужчин. Это – тюбетейка. Тюбетейку принято красиво украшать ,вышивать узоры красивыми, разноцветными нитками. У татар есть игра связанная с тюбетейкой. Она так и называется «Одень тюбетейку». Давайте, мы тоже поиграем в эту игру.
(Правила игры. Дети становятся в круг. Поют песню на татарском языке, и одевают тюбетейку. Таким образом, передают друг другу. Игра проводиться под музыку.)
Ученик1- Мы очень любим музыку, танцы, песни . А где же можно повеселиться, как не на «Сабантуе» - празднике земледелия татар. Послушаем народную татарскую песню, которая звучит на Сабантуе «Ай, балбылым».
(Девочки – под эту музыку исполняют танец.)
Ученик2 - На Сабантуе не только пели и плясали, но и устраивали состязания в силе, ловкости, быстроте.
Ученик3 - Главным, наиболее любимым и самым популярным видом состязаний на Сабантуе по-прежнему остается национальная борьба на кушаках. В качестве кушака используется полотенце. Каждый борец обхватывает своим полотенцем противника за талию и таким образом ведет борьбу, стараясь положить его на лопатки.
Ученик4 - Широкое распространение получили различного рода шуточные состязания во время празднования Сабантуя. Это бег с ложкой и яйцом, перетягивание каната, бой мешками. Давайте представим себя на этом празднике и попробуем посостязаться. ( Учащимся предлагается поучаствовать в играх: бег в мешках, перетягивание каната, бег с ложкой и яйцом.)
Ученик5- Льется и льется певучая речь
Сердце татарина в музыки бьется
Все, что сумели столетья сберечь
Льется из сердце , от сердца поется
Ученик6- Спасибо за внимание. До новых встреч!
Слайд10.
Ведущий 1.Алтайцы тоже в гости к нам пришли.
О своей культуре поведают они
(выступает 6 класс)
Ученик1- Ты в бурных реках.
Ты в могучих горах.
При свете солнца весь из золота ты.
При свете луны весь серебряный ты.
О наш могучий Алтай,
Священный Алтай.
Ученик2- На Алтае в мире и согласии живут десятки национальностей. Коренные жители – алтайцы, «Алтай –кижи».
Ученик3- Древние алтайцы оказали мужественное сопротивление полчищам монгольского Чингиз – хана.
Ученик4- Но силы были неравны. Несколько веков алтайцы находились под гнётом завоевателей. И когда пришли русские казаки, промысловики, крестьяне в южную Сибирь местное население не сопротивлялось. Мы их потомки!
Ученик5- Наши предки вели кочевой образ жизни. Занимались скотоводством, охотой, рыболовством, земледелием, сбором ягод, грибов, орехов.
Ученик6- Мы кочевников племя
Нам тысячи лет.
Жили мы на земле
Как незваные гости.
Мы с травой уходили,
И белые кости
В молчаливых курганах
Наш единственный след.
Кто мы?
Гул табунов, истлевших в степи.
Кто мы?
Тихий ковыль без конца и без края.
Сквозь века мы прошли
На своих лошадях
Вырастая в седле и в седле умирая.
Ученик1-У алтайцев древние корни, есть свои национальные праздники, игры. Борьба – любимая национальная забава.
Ученик2-Пожелаем нашей малой родине – Алтаю, благожелания – его богатству, которое необходимо нам, его водам и рекам, без чего невозможно жить
Ученик3- Благодарю тебя, мой Алтай.
Ученик4 - Мои благожелания
Пусть коснутся твоих ушей.
На крутых горах пусть пасётся скот.
На склонах твоих пусть живёт народ.
Пусть народ наш будет бодрый.
Скот наш будет многочисленный
Спрячь нас за пазухой
Согрей нас на груди своей.
Благодарю тебя, мой Алтай!
Ученик5- Куда бы вы не поехали на Алтае, на какую бы горы не забрались, в какую пещеру бы не спустились – везде притаились легенды и мифы.
Из Телецкого озера берёт своё начало вторая по величине река Алтая – Бия, а первая, красавица Катунь. Её название связывают с алтайским «катын суум», что означает «царица», « владычица», «хозяйка». О Катуни и Бии сложено немало легенд Вот одна из них.
Ученик6- Давным – давно на синем, на белом Алтае жили в одной деревне бедный парень Бий и девушка Катунь – дочь богатого бая Ба – бырхана. Полюбили молодые люди друг лруга.
Бий (с поклоном) – Уважаемый Ба-бырхан, отдай за меня свою дочь Катунь. Я хотя и беден, но очень люблю твою дочь и сделаю её счастливой.
Ба-бырхан – Иш чего захотел, не бывать этому!
(уходит в юрту)
Катунь – Бий, я не могу жить без тебя, давай убежим!
Бий – Хорошо, только побежим разными дорогами, чтобы сбить преследователей с пути, а в долине встретимся.
Ведущий – Уже совсем близко условное место, вот-вот их пути соединятся, но спохватился Ба-бырхан. ( выбегает из юрты).
Ба-бырхан – Ах, негодница, сбежала. Воины, слуги. в погоню!
( слуги поймали беглецов, привели к баю)
Ба-бырхан – Катунь, возвращайся домой! Как ты могла ослушаться отца?
Катунь – Нет отец, без Бия я никуда не пойду!
Ба-бырхан – Вот как! Тогда я превращаю вас в реки, и теперь вы никогда не будете вместе!
Ведущий – но любовь оказалась сильнее и две реки Бия и Катунь слились вместе и потекла уже дальше великая сибирская река Обь.
Ба-бырхан – Что вы за воины, не помогли мне, я превращаю вас в камни.
Ведущий – А сам Ба-бырхан, как увидел, ЧТО Бий и Катунь соединились, окаменел от злости и превратился в гору. И теперь стоит та гора на границе Алтая, а в полнолуние на каменном утёсе проступает злое лицо Ба-бырхана, глядящего на свою непокорную дочь Катунь.
Все - До свидания, пора нам домой на Алтай.
Слайд11.
Ведущий 2.Мы снова друзей дорогих будем звать,
И с ними будем петь и плясать.
С украинским народом будем дружить
И нашей дружбой крепкой дорожить.
(выступает 7а класс)
Ученик1-Зацветает калина,
Зеленеет орешник,
Степью катится чудо-луна,
Это моя Россия,
Это моя Родина,
Что, как мама и папа , одна.
Ученик2-Село, в душе моей покой.
Село в России дорогой.
И, полный сказок и чудес,
Кругом села зеленый лес.
Цветут сады, белеют хаты,
А на горе стоят палаты,
И перед крашенным окном
В шелковых листьях тополя,
А там все лес и все поля,
И степь и горы за Днепром
И в небе темно-голубом
Сам бог летает над селом.
Ученик3-Сосны в зеркале вод загляделись.
Гладь пруда и чиста и светла.
Как девчонки рябины зарделись.
И грустит у платины ветла.
А в жемчужно-прохладную воду
Листья с шелестом легким летят.
Принимаю я сердцем природу.
Каждой веточке кустика рад.
Ученик4- И любой поклониться травинке
Не стесняясь готов до земли.
Зорьки - искорки каждой росинки
Серебристой дорожкой легли.
В небесах проплывают так чинно
Облаков белогривых стада
Ты Россия, моя Россия
Радость, грусть и любовь навсегда
(Украинский танец)
Слайд12.
Ведущий 1.О, цыганский народ, вы свободны горды,
Как звучат ваши песни, как танцуете вы.
И народа свободней нигде не сыскать.
Цыганский табор давайте встречать.
(выступает 7б и 11 классы)
За сценой кричат- Цыгане ! цыгане! Едут.
Кучка молодых разбегается одна девочка остается.
Кричит цыганка- Ой амин Ромы насаре амэн. насаре амэн.
-угадывает имя стоя возле девушки- Ирка? Светка? Наташка.
- Что вы делаете?
Гадаю! Молодая, красивая. Всю правду расскажу, что с переди, что с зади. Дай 100 рублей.
- за что?
- Зато , что не скажу!
-За молчание?
-Ну тогда все расскажу! ( тараторит) Все как необходимо жить, с кем молчать, с кем дружить погадаю. а вот с тобой рядом кто и надеешься на что это ж в песне так поется молодая.
-Да вы что! ( убегает)
Мимо проходит парень цыганка обращает на него внимание и кричит своим подругам Ромы насаре амэн. Насаре амэн. они его постепенно окружают.
- ой красавец дай деткам на кашу весь день голодом пожалей!
-купи кофточку вона пуговки под газа твоей кошки.(окружают шумят в итоге убегают оставляя его в трусах
-парень- Ну вот купился, ни денег ни счастья пойду искать их одежду отдайте ( уходит)
Появляются 2 ведущих:
1 вед.
У этой нации нет территории-
Они рассеяны по всей Земле.
Но песни звонкие вошли в историю
И поселились в каждой голове.
2 вед.
Пёстрые юбки, жгучие танцы,
Ты тоже полюбишь песни цыганские.
Народ своенравный, свободный и вольный,
Живёт так, как хочет и этим доволен!
Сценка
(У костра сидят цыгане и поют песню из к/ф «Неуловимые мстители»).
Петя (удивлённо):
Здравствуйте, люди добрые!
Я – Петя! А кто вы?
Ц.:
Вечер добрый, пшалоро!
А мы – цыгане!
Слыхал про нас?
Петя:
Слышал. А ещё я знаю, что:
Ваши семьи кочевые
В пустынях не спаслись от бед,
И всюду страсти роковые,
И от судеб защиты нет!
Ц.:
Ой, да что ты знаешь про нашу судьбу!
Вы иные; без пёстрых и скудных пожиток,
Без колоды, снующей в проворных руках,
Без костров, без кнутов, без коней и кибиток,
Вы в нейлоновых кофтах и модных плащах.
Ц.:
Садись-ка с нами к костру, а мы о себе расскажем…
.
(Звучит песня «Традас барэ дромэнца» (Цыганская подкова) Все цыгане танцуют).
Общее происхождение цыган ведётся из Индии. До конца непонятно, почему они покинули страну. В Россию цыгане пришли более 300 лет назад. Они получили разрешение проживать здесь и заниматься торговлей, коневодством, гаданием, пением и танцами.
Большинство цыган называют себя рома, что означает «человек».
Женский наряд состоит из юбки и блузки с длинным рукавом, а шаль цыганке необходима, так как она согревает не только ее, но и ребенка, которого привязывают у груди полотенцем через плечо и поверх закрывают концами шали.
Цыгане обычно серьёзно относятся к воспитанию детей, а дети, в свою очередь, опекают своих престарелых родителей.
Цыгане очень любят украшения из золота. Мужчины носят перстни, а женщины – кольца, браслеты и серьги.
Все мужчины влюблены в лошадей. Перстень с изображением конской головы – достойное украшение для цыгана. Если нельзя иметь собственную лошадь, то возможно выковать её изображение на воротах дома или коллекционировать фигурки этих животных.
Петя:
А почему у этого мужчины серьга в ухе?
Ц.:
А означает это, что я – единственный сын в семье!
Петя:
Ой, надо же, как интересно! Как мне у вас нравится!
Ц.:
Ещё бы, цыгане – очень гостеприимная нация, ты можешь прогостить, сколько захочешь, пока сам не решишь уехать.
Ц.:
Всё в нас диковинно и странно:
Одежда, нравы и язык,
И местный житель, цыган встречая,
Пугаться вечно нас привык.
Ромалэ также сторонились
Всех, кто обидеть был готов,
И на окраинах селились
Сёл, деревень и городов.
Про нас плохое говорили,
И, весь народ не пожалев,
Цыган к изгнанию толкнули
Судьба или соседей гнев.
Петя:
Почему вас так боятся и отовсюду гонят?
Ц.:
Послушай-ка легенду:
Бог полюбил цыган за их таланты и веселье. Цыгане понравились Богу, и он подарил им для жизни целый мир. Вот поэтому цыгане и не живут долго на одном месте. цыган можно встретить в любой стране и практически в любом городе.
Но людям чуждо наше поведение, обычаи, традиции. Люди ждут от нас чего-то плохого, гонят от себя.
Но трудности навек сплотили
Цыган огромную семью,
Почтенью к старшим научили
И дар предвиденья открыли,
Цыганка кормит всю родню…
Ц-ка: Встает идет к зрителям
Уберу-ка из колоды карты чёрной масти,
Посижу да нагадаю нам немного счастья.
Дай мне ладошку… я погадаю,
Где по прямой, а где поворот,
Где тебя любимая ждёт.
Всё на ладони увижу, не скрою,
Радости вижу… тебе их открою.
Всё на ладошке твоей разгляжу,
Только про беды тебе не скажу,
Пусть не страшит тебя жизни кривая,
Жизнь – она разная… добрая… злая…
Только не бойся по жизни вперёд!
Дай мне ладошку… ладошка не врёт!
Ц.:
Музыка и цыгане неразделимы.
Как цыгане поют – передать невозможно.
Да и есть ли на свете такие слова?!
То с надрывной тоскою, томно и тревожно,
То с весельем таким, что хоть с плеч голова!
Эх Ромы засиделись .( танец и вывод зрителей).
Танец.
Слайд13.
Ведущии2. Сколько удали задора,
Сколько радости в мордовцах.
Выходи смелее друг,
Плясуны вступайте в круг.
(выступает 5класс)
Ученик1-На той полянке город есть красивый,
Кормилец мой и вдохновитель мой.
Над Мокшею там наклонились ивы,
Такие же, как рядом над Окой.
Волну к волне соединяют реки:
И вот уже журчит одна струя.
Мордовия! Любимая навеки!
Моя полянка – сторона моя!
Все- Мы прибыли на фестиваль из Мордвинской республики.
Ученик - Наша республика, как и другие имеет свою символику – это флаг, герб и гимн.
Флаг Республики Мордовия это прямоугольное полотнище, состоящее из трех полос : темно-красного, белого и темно-синего цветов. Каждый цвет имеет своё значение
В тёмно – красный цвет мордовские мастерицы – вышивальщицы окрашивали нити шелухой лука. Это цвет жизни.
Тёмно – синяя полоска символизирует природную землю, наполненную влагой. Народы Мордовии испокон веков занимались земледелием.
На белой полоске флага – восьмиконечная розетка, символ солнца, тепла, доброты,
Ученик2- Флаг Республики Мордовия означает – жить в чистоте, добре, открытости, свободно развиваться на своей плодородной земле.
Герб Республики Мордовия представляет щит (темно - красного), белого и темно - синего цветов, обрамленного: золотыми колосьями пшеницы. Центральная фигура государственных герба восьмиконечная розетка —символ солнца, тепла, добра. Обрамление из золотых колосьев пшеницы говорит о том, что Мордовия — республика развитого зернового хозяйства. |
Ученик3- У каждого народа есть свои народные традиции, культура. Но это не делает один народ хуже или лучше другого, наоборот, культура разных народов делает богатой и разнообразной культуру Мордовии. У каждого народа свои песни, сказки, национальные костюмы. Но у всех у нас одна Родина – Россия. Поэтому народ в нашей республике живет дружно, в мире и согласии.
Дети: - Мы – мордовский народ. Проживаем на берегу Камы.
Ученик4 - А хотите узнать, почему у нас земли не такие большие? Об этом рассказывает легенда «Почему у мордвы земли мало».
Давным–давно, говорят старики, при устье реки Камы была наша богатая и красивая мордовская земля. Был у нас свой князь. Богатый был, но голова у него была на пустой котелок похожа. И не понимал глупый князь, что нужно всеми силами оберегать и хранить землю для своего народа. А рядом с нашей землей были соседские земли. Соседские князья были гораздо умнее нашего дурня. Пришли они один раз к нему и говорят:
- Слушай, а не продашь ли ты нам свою землю?
- Отчего же, продать можно, -
отвечает глупый мордовский князь. И договорились они, что соседи принесут много-много денег и большую веревку; сколько смогут они этой веревкой нашей земли окружить, столько и возьмут себе за свои деньги.
Принесли соседи деньги и привели трех богатырей – больших, здоровых. На этих богатырей навертели столько веревки, сколько они унести могли. Начали веревку разматывать и вокруг нашей земли тянуть. И обошла та веревка вокруг всей мордовской земли. Мало земли народу осталось.
Очень рассердился народ на князя. Прогнал его от себя. А земли соседям пришлось все-таки сколько-то дать. Вот с тех пор и стало мордовской земли меньше, чем раньше было. А все отчего? Из-за глупого князя.
Ученик5- Дети Мордовии любят отгадывать и загадывать загадки. А вы любите отгадывать загадки? А сможете ли отгадать мордовские загадки?
- Воробьев не сосчитать, а белый гусь один. (Звезды и месяц)
- Есть у нас маленькая сестрица, в глаза ей
заглянешь – и заплачешь. (Луковица)
- Огонь горит, а дыма нет. (Светлячок)
- Зимой без снегу, а летом со снегом. (Погреб)
- Две сестрицы с одним сердцем живут. (Ножницы).
Ученик1- Какую мы сказку расскажем
Какую мы песню споём
Хорошую сказку расскажем
Частушки сейчас пропоем.
Ученик2- Начинаю я припевку
Первую начальную
Я хочу развеселить
Публику печальную
Ученик3- Эй, девчонки - хохотушки,
Начинайте петь частушки!
Запевайте поскорей,
Чтоб порадовать гостей.
Ученик4- Посиделочки мордовские
Припевочкой начнем.
Мы- Саранские девчата
Вам частушки пропоем.
Ученик5- Мы в Мордовии родились
Мы в Мордовии живем
Все мы танцы очень любим
Песни звонкие поем.
Ученик1- Мы мордовские девчата
Любим свой родимый край
С каждым годом он все краше
И цветет, как вешний сад.
Ученик2- Мой дружочек он хороший
Да росточком очень мал
проводил меня до дома
Я чихнула, он упал.
Ученик3- Я нашел себе невесту
говорят богатая.
Две подружки у нее,
да коза рогатая.
Ученик4- Я девчонка боевая
Никогда не пропаду,
С самолета я упада
Отряхнуся и пойду.
Ученик5- Уж ты, Коля, Коля. Николай.
Сиди дома, не гуляй!
На полати полезай,
В балалаечку сыграй!
Ученик1- У меня на сарафане косолапы петухи
Я сама не косолапа, косолапы женихи!
Ученик2- Мы частушки вам пропели
И садимся в решето
Уезжаем, уезжаем
За частушками еще
Слайд14.
Ведущий 1.Сколько нас не русских у России
И казахских, и иных кровей
Имена носящих не простые
Но простых российских сыновей
Любим мы края свои родные
И вовек – не завтра, ни сейчас –
Отделить нельзя нас от России
Родина не мыслима без нас.
Слайд15.
Ведущий 2.Отечества нам сладок запах дыма
Родной души незримая краса
Народов наших дружба не рушима,
Как наши земли, наши небеса.
Слайд16.
Ведущий 1.За руки возьмемся, станем в круг,
Каждый человек, человеку друг,
Мы будем в мире, дружбе жить,
И нашей дружбой крепкой дорожить!
Песня «Я, ты, он, она вместе дружная семья»
(Поют все участники и гости)
Матушка Русь. Вот теперь - то я довольна! Вижу, дети, вы дружны!
Ведь раздоры, слезы, войны, людям вовсе не нужны!
На Земле, и в каждом доме пусть звучит веселый смех,
У Руси великой хватит ласки и любви для всех!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фестиваль - "Народы России"
Презентация PowerPoint.Русские народные обычаи и обряды....
Фестиваль народов России. Республика Саха (Якутия)
общешкольное мероприятие...
Сценарий фестиваля народов России
О дружбе народов, проживающих на территории РФ....
«Татары (народные праздники, игры и музыкальное творчество)». Сценарий выступления на школьном мероприятии Фестиваль народов России «Россия – наш общий дом»
Сценарий выступления на школьном мероприятии Фестиваль народов России «Россия – наш общий дом» для учащихся начальной школы...
Фестиваль народов России
Сценарий праздника...
Внеклассное мероприятие по CБО «Фестиваль народов России»
Внеклассное мероприятие по CБО «Фестиваль народов России»...