Использование игровых технологий при обучении чтению.
картотека по теме

Данный материал может быть использован при обучении чтению, как на учебных занятиях, так и дома.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovye_tehnologii_pri_obuchenii_chteniyu.docx34.18 КБ

Предварительный просмотр:

Использование игровых технологий при обучении чтению

            Методика обучения младших школьников технике чтения является определяющей, поскольку в зависимости от её эффективности и действенности навык либо формируется на достаточном уровне в плане качества и усвоения материала, либо остаётся недостаточно развитым.

              Для того чтобы научить первоклассников читать, необходимо исходить из особенностей психологии и восприятия мира детьми этого возраста. Психологи утверждают, что существует множество отличий между взрослым человеком и ребёнком не только в плане физиологии и зрелости мышления, но и касательно понимания всех процессов и явлений, проходящих на глазах детей. Даже процесс чтения имеет коренные отличия. Итак, маленький читатель имеет достаточно узкое поле чтения, его размер всего лишь одна буква.

Для того, чтобы прочитать слог, первокласснику нужно прочитать ещё один символ и не забыть значение и звучание предыдущего; таким образом, отдельные буквы сливаются в группы по несколько звуков. Большинство проблем как раз и возникает при процессе складывания отдельных звуков в слоги.
           Следующей сложностью при обучении детей чтению является то, что отсутствие навыка мешает параллельному движению глаз по строчкам. В результате ребёнок очень часто теряется в тексте, даже если его объём очень невелик и состоит всего из нескольких строк. Для того чтобы вернуться к искомой строке, дети обычно прочитывают все предыдущие символы, слоги и слова
           Кроме того, дети очень часто сначала не улавливают смысла текста. Так как сам юный читатель и его учитель основное внимание уделяют именно освоению техники чтения и каждой его составляющей, то ребёнок очень часто не понимает слово, потому что не может выполнять несколько действий единовременно. Таким образом, несмотря на то, что ученик определенное слово не только прочитал, но и произнёс вслух, сам ребёнок не осознаёт его сути. Первоклассник, в основном, узнаёт слово лишь через некоторое время после того, как оно было прочитано. Очень часто дети также начинают угадывать слова, а не читать их. При этом исходным пунктом для догадок могут выступать как картинка, так предшествующий слог или же контекст предложения. Но это является и положительным признаком, поскольку считается прямым свидетельством того, что ребёнок начинает читать осмысленно и сознательно.
          Методов обучения чтению в школе существует много, и каждый педагог выбирает их в индивидуальном порядке. Учитель подбирает метод в зависимости от того, как строится программа и проходят уроки, какое число часов в неделю отдаётся на обучение; на это также влияют и некоторые другие факторы.... 
          Первым и основным методом преподавания является именно фонетический. Данный подход имеет в основе принцип построения алфавита. То есть, лишь после того, как ребёнок накапливает первоначальную фонетическую базу (умеет произносить звуки и буквы), он учится составлять из них слог. Целые слова являются завершающим этапом данного метода. Простота и ясность фонетического подхода делает его одним из лучших методов для обучения ребёнка чтению, поскольку на момент поступления в школу большинство детей владеют не только речью, но и чтением и письмом на достаточно неплохом уровне....

          Следующим методом, тесно связанным с наукой, является лингвистический. Благодаря развитию технологий словарный запас современных детей достаточно высок. Несмотря на наличие в нём изрядной доли англицизмов и заимствований из других языков. Метод предполагает построение обучения на основе наиболее часто встречающихся слов; кроме этого. Преподаватели очень часто используют и простые слова, которые пишутся именно так, как воспринимаются на слух. Таким образом, ребёнок может усвоить все нюансы соотношения и тождества межу звуком и буквой. Не смотря на кажущуюся сложность метода. Он признан одним из самых эффективных, и позволяет ребёнку научиться читать в кратчайшие сроки. Основной загвоздкой при его использовании является тот факт, обучать с его помощью можно лишь тех детей, чей словарный запас и так уже достаточно велик.

          Метод, имеющий в основе использование целых слов считают достаточно непростым для ребёнка, но благодаря нему, процесс обучения становится более интересным. При этом обучение  строится на том, что педагог учит детей узнавать отдельные слова, на составные части слова разбивать не нужно. После того, как юный читатель освоил около пятидесяти слов, он должен прочитать текст, в котором эти слова часто встречаются...

          Я хотела бы поделиться своей копилкой игр, которые я использую при обучении детей чтению. (материал подготовлен для студентов 3 курса педагогического колледжа)

           Первый совет, который хотела бы вам дать – это, если вы планируете работать с детьми, начните готовиться к ней уже сейчас. Запаситесь всевозможными предметными картинками (покупными разной тематики, вырезными из детских журналов, всевозможных каталогов и пр.) + мягкие магниты.  Они вам сослужат хорошую службу не один раз. Будут вашей незаменимой палочкой-выручалочкой.

         Во-вторых, если всё-таки вариант покупки, то сделайте это по возможности заранее, потому как приобрести сразу много всё-таки накладно.

           На случай отсутствия покупных картинок могу посоветовать картинки из интернета, а точнее – раскраски. Принтер «монохром» есть, наверное, у всех. Сразу хочу порекомендовать распечатывать на бумаге поплотнее, чем 80г/м2. и ещё лучше заламинировать своими руками.

           Ну и теперь непосредственно к играм.

РАБОТА С ПРЕДМЕТНЫМИ КАРТИНКАМИ

Что можно делать с ними, как использовать на занятиях:

1) Составление и запись слов по начальной букве данных картинок.

Дерево, Облако, Мороженое (дом)

2) Распределение картинок к буквам, прикреплённым на доске.

3) Поиск и определение конкретного звука.

4) Усложнение - Прикрепление к нему соответствующей карточки, характеризующей этот звук.

(Например: работаем со звуками л, л’

Ребёнок берёт картинку, произносит слово, определяет как произносится звук – твёрдо или мягко и выбирает соответствующую полоску – синюю или зелёную)

Небольшое отступление касательно цветового обозначения твёрдых и мягких согласных звуков (синего и зелёного):

ЗАПОМИНАЕМ: Синий – ТВЁРДЫЙ, КАК ЛЁД.

                             Зелёный – МЯГКИЙ, КАК ТРАВКА.

РАБОТА С ЦВЕТОВЫМИ СХЕМАМИ (ПОЛОСКИ, ЛЕПЕСТКИ, КРУГИ)

1) На слух определи, с какого звука начинается слово и покажи карточку, соответствующую этому звуку.

(вариант - педагог показывает картинку, если устал говорить, заболел))

2) Запиши слово символами( полоски, круги, лепестки)

РАБОТА СО СХЕМАМИ (НАЧАЛО-СЕРЕДИНА-КОНЕЦ СЛОВА)

 

1) Поиск слов-картинок с определённым местом конкретного звука.

На доске – схемы слова (начало-середина-конец)

Задача детей распределить полученные картинки на свои места.

2) Наоборот: картинки на доске, а дети прикрепляют к ним схемы.

НАЙДИ И ПОДЧЕРКНИ ЗАДАННЫЙ ЗВУК (+хлопки)

Старайтесь брать какие-нибудь интересные смешные тексты,  лучше стихи, например:

Ворона варила варенье из вишен
И запах чудесный повсюду был слышен.
Весь день воробьи-поварята без лени
Вороне клевать помогали варенье.

 Параллельно можно одного ребёнка вызвать работать у доски.

УПРАЖНЕНИЕ «КТО ВНИМАТЕЛЬНЕЕ?» (самостоятельная работа)

 «Перепечатать» с полотна буквы, которые состоят:

- из одного элемента (О, С);

- из двух элементов (У, Г, З, Р и т.д.);

- из трех элементов и т.д.

• «Перепечатать» с полотна буквы, которые «смотрят»:

- прямо (А, И, Й, М, Н, О, Т и т.д.);

- вправо (Б, В, Г, Е и т.д.);

- влево (З, Л, У, Ч и т.д.);

- «открыты» (А, Б, Г и т.д.);

- «закрыты» (В, О).

Упражнение

«Нарисуй дорожку»

РАБОТА С «ЦВЕТКОМ»

Для игры изготовить круги-сердцевинки цветка (красного, синего, зелёного и белого цветов). Белый цвет используем для задания на поиск согласного звука без различения его твёрдости-мягкости. А также неободимо большое количеств лепестков с разными картинками на них.

1) Выбери серцевинку цветка, соответствующую заданному звуку. (или педагог прикрепляет сам, если, например, по командам)

Задача ребёнка – выбрать лепестки с заданным звуком (буквой) Например: прикрепляем лепестки с картинками, в названии которых есть звук [а]

2) Усложнение: задать определённое место звука. Вариант по рядам:

1- звук в начале

2- в середине

3 – в конце слова.

3) Составим цветок, лепестки которого начинаются на: согласный мягкий, согласный твёрдый, гласный. Также можно использовать и другие варианты сбора цветка.

ЗАДАНИЯ НА УЗНАВАНИЕ БУКВ

1) Cоедини буквы из разных домиков парами. Всем досталась пара?

2)Найди и подчеркни (зачеркни, обведи в кружок) заданные буквы.

3) найди одинаковые буквы в словах и домиках. Соедини их по порядку так, как они расположены в словах.

4) Соедини одинаковые предметы и прочитай получившиеся слова.

РАБОТА С АЛФАВИТОМ

1) расшифруй слова, используя алфавит;

2) расшифруй предложение;

3) зашифруй слово, предложение.

Вариант: дети сами приносят (придумывают на уроке) задания друг другу.

СОЕДИНЕНИЕ

1) соедини предмет с тем слогом, с которого он начинается (запись на доске или карточки слогов)

2) соедини предмет с тем словом, с которого он начинается.

3) составь из слогов слова

                        РЯ                                      ЛЫ

    ЗА               ЯЦ                                      НО                  ЖИ

                       МОК                                   ЛУ

                       БОР                                     ЧИ

                     

ДОПИШИ СЛОВО В КЛЕТКИ

Дана картинка и частичная запись слова. Задача ребёнка – вписать пропущенные буквы.

      http://allforchildren.ru/paint/lemon_s/lemon15.gif

л

и

РАБОТА С ТЕМАТИЧЕСКИМИ СТРАНИЦАМИ (на определённую букву)

Способствует развитию связной устной речи.

РАСКРАСЬ СЛОВА В РАЗНЫЕ ЦВЕТА

В карточке напечатаны слова, которые нужно раскрасить.

Вариант: раскрасить определённые слова, например, только названия деревьев.

ЗАДАНИЯ НА ЗАМЕНУ ИЛИ ПОДСТАНОВКУ БУКВ («цепочка слов»)

1) Замените одну букву в словах

Галка-палка-балка

Печка-речка-сечка

Печка-пачка-почка-бочка-дочка

День-тень-лень-пень

 

2) Уберите одну букву в слове, так, чтобы получилось новое слово:

Паркет-пакет

Столб-стол

Уголь-угол

3) Добавьте букву, чтобы получилось новое слово.

Мел-мель, лень — олень, кот — крот, метр — метро, шар — шарф, мех — смех, роза — гроза, пена — пенал, кран — экран,вол — волк, пар — парк.

4) ОБРАЗУЙ НОВОЕ СЛОВО

1 23 4 5           32145

ЗАГОН           ГАЗОН

4) НАЙДИ СЛОВО В СЛОВЕ

Ученикам предлагается слово. Из букв, входящих в него, нужно за пять     минут составить новые слова.

Плуг (луг, гул), полк (пол, кол), поля ( Оля, пол), парта (пара, тара, пар), перевод (ведро, дерево, перед), поднос (дно, он, под, сон, нос), плов (лов, пол, вол).

Спорт (спор, порт, сорт, сор, рот, торс, пот, пост, рост, стоп);

виноград (вино, град, нога, гора, вода, год, род, рог. вид, грива, нива, диво);

библиотека (кот, ток, лето, лак, бак, лоб, балет, билет);

крокодил  код, кол, рок, лик, око, род, идол).

Игра «РОМБ»

Карточки с буквами, записанными по углам ромба. Задача детей по инструкции составить и записать слово.

Например:

Первый ромб – буква вверху, второй ромб – буква слева, и т.д.

РАЗГАДЫВАНИЕ РЕБУСОВ

ИГРА "ГУСЕНИЦА" - составить гусеницу (слово) из букв (слогов), записанных на кружках.

Приемы, помогающие детям лучше запоминать зрительный образ букв (по И.Л. Калининой):

- лепка из пластилина;

- выкладывание из палочек, спичек, веревочек, мозаики;

- вырезание из цветной бумаги;

- выжигание на дощечках;

- вычеркивание заданной буквы из текста (игра «Зоркие глазки»);

- отгадывание букв с за-крытыми глазами (взрослый пишет на ладони ребенка);

- узнавание буквы на ощупь (игра «Умные ручки»);

- выдавливание спицей очертания букв, письмо на снегу, песке;

- рисование буквы в воздухе (ребенок указкой пишет, а взрослый отгадывает).

Игра «Необычный конструктор»

Цели:

- вовлечь детей в коллективный поиск элементов, необходимых для «построения» печатных букв;

- начать классификацию букв алфавита по количеству элементов.

На доске дети выкладывают из деталей букву. Разных элементов всего 8: овал, два полуовала - большой и малый; палочка - большая, средней величины и маленькая; две точки; знак над й. «Активных» элементов всего 6.

Варианты игр, почерпнутых на бескрайних просторах интернета:

«Обведи букву». Взрослый предлагает ребенку внимательно рассмотреть, узнать и назвать знакомую букву, которая написана пунктиром, дописать ее (см. цветную вклейку).

«Найди букву». Взрослый предлагает ребенку найти изучаемую букву среди других букв, написанных одинаковым обычным шрифтом.

«Найди букву». Взрослый предлагает ребенку найти различные изображения изучаемой буквы, которые написаны разными шрифтами, среди других букв (см. цветную вклейку).

«Назови букву». Взрослый предлагает ребенку найти какую-либо букву среди букв, перечеркнутых различными способами (см. цветную вклейку).

«Найди букву». Взрослый предлагает ребенку найти названную им букву в ряду графически сходных букв, например, букву Г: П Г Т Р.

«Допиши букву». Взрослый предлагает ребенку внимательно рассмотреть знакомую недописанную букву, назвать ее и дописать недостающие элементы (см. цветную вклейку).

«Найди ошибку». Взрослый предлагает ребенку рассмотреть два изображения одной и той же знакомой буквы, одно из которых написано неправильно. Ребенок должен зачеркнуть неверное изображение буквы (см. цветную вклейку).

«Узнай букву». Ребенок закрывает глаза. В это время взрослый «пишет» на руке ребенка знакомую ему букву. Ребенок называет, какую букву «написал» взрослый на его руке.

«Чудесный мешочек». Взрослый кладет в непрозрачный мешочек знакомые ребенку объемные буквы, сделанные из пластмассы, картона или дерева. Ребенок с закрытыми глазами достает из мешочка букву, ощупывает ее двумя руками и называет.

«Сложи букву». Взрослый предлагает ребенку сложить целое изображение из частей и назвать букву, которая при этом получилась. (Карточка, на которой написана знакомая ребенку буква, разрезана на несколько частей.)

«Выложи букву». Взрослый предлагает ребенку выложить знакомую ему букву из различных материалов: мозаики, семечек, мелких орешков, семян, пуговиц, веток, кусочков бумаги, счетных палочек и толстых ниток.

«Смастери букву». Взрослый предлагает ребенку изготовить знакомую ему букву из пластилина, проволоки или бумаги (сначала по образцу, а потом самостоятельно).

«Волшебный карандаш». Взрослый предлагает ребенку обвести знакомую букву по контуру, заштриховать ее определенным образом или закрасить.

«Напиши букву». Взрослый предлагает ребенку написать знакомую ему букву пальчиком в воздухе, палочкой на мокром песке или снегу.

«Опиши букву». Взрослый предлагает ребенку рассказать, из каких элементов состоит знакомая буква и как они расположены. Например: буква Н состоит из двух больших вертикальных палочек и одной маленькой горизонтальной палочки между ними.

«Волшебник». Взрослый предлагает ребенку выложить из счетных палочек или согнуть из проволоки какую-нибудь знакомую ему букву, а затем «превратить» ее в другую, графически сходную букву. Например: согнуть из проволоки букву О, а затем «превратить» ее в букву С; выложить из палочек букву Н, а потом «превратить» ее в букву П и т. д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игровых технологий в обучении баскетболу как средство развития двигательной активности

Цель исследования:Создание педагогических условий для обучения младших школьников элементам игры в баскетбол через подвижные игры. Задачи:  Проанализировать психолого-педагогическую литерату...

Об использовании игровых технологий в обучении математике

Статья, содержащая теоретический материал об игровых технологиях и примеры из практики....

Экспериментальный проект "Использование игровых технологий в обучении"

Каждый педагог хочет, чтобы его занятии были интересными, увлекательными и запоминающимися. Молодым педагогам часто кажется, что достаточно хорошо знать предмет и уметь интересно рассказывать. Однако ...

Выступление на тему" Использование игровой технологии в обучении игре баскетбол"

Физическое воспитание в учреждениях образования является неотъемлемой частью учебно-педагогического процесса, рационально содействуя воспитанию здоровых, физически развитых, социально активных личност...

«Использование игровых технологий в обучении английскому языку на начальном этапе обучения в начальной школе обучения».

Применение карточек, кукольных героев, поделок обучающихся, раскладушек по теме: "Моя семья". Фотографии....

Методика использования игровых технологий в обучении иностранному языку на начальном этапе обучения в школе

При определении целей занятий учитель обязательно должен учитывать личностные интересы школьников и их индивидуальные особенности. Для большей результативности обучения необходим индивидуальный подход...

Возможности использования игровых технологий при обучении младших школьников технике чтения на французском языке

Использование различных игр обеспечивает постоянный интерес детей к иноязычной речевой деятельности, к предмету «иностранный язык», позволяет подчинить процесс овладения иноязычным материа...