Сценарий "Семик - зелёные святки"
материал по теме
Сценарий выступления для детского фольклорного ансамбля "Семик - зелёные святки" с нотным приложением. Данный сценарий может использоваться при работе с детским фольклорным коллективом в сфере общего и дополнительного образования. Представляет собой фольклорную зарисовку с привязкой к народному календарю - Семицкая и Русалья недели, Троица. Разработана автором на основе русского музыкального и поэтического фольклора. При работе дополняется хореографическими элементами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
semitskiy_tsikl.docx | 693.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Семик – Зелёные Святки
(сценарий выступления детского фольклорного ансамбля)
На сцене стоит декорация – берёзка. Участники ансамбля (10-14 человек) выходят группами из-за кулис на сцену.
Звучит «Ты не радуйся, ты ня дуб, ня клён» , песня Смоленской области.
Ты не радуйся, ты ня дуб, ня клён.
Ай, люли-люли, ты ня дуб, ня клён.
Ни к табе идём, ни табе поём.
Ай, люли-люли, ни табе поём.
А ты радуйся, белая берёзынька.
Ай, люли-люли, белая берёзынька.
Мы к табе идём, мы табе поём.
Ай, люли-люли, мы табе поём.
Мы табе несём драчены масляны.
Ай, люли-люли, драчены масляны.
Драчены масляны, со смятаною.
Ай, люли-люли, со смятаною.
В руках у 3 участниц – рушники, на рушниках бутафорское угощение в плетёных или деревянных мисках. Подходят к берёзке, кланяются, раскладывают «угощение» вокруг берёзы и встают с трёх сторон лицом к зрителям. Остальные участники распределяются группами в полукруг, в руках у них – разноцветные ленты, на головах девочек – венки.
1-я
Берёзки, радуйтесь!
Зелёные, радуйтесь!
К вам девушки идут,
Молодёшеньки идут!
Завивать венки идут!
2-я
Завивайся, берёзка,
Завивайся, кудрявая,
Мы к тебе пришли,
Завивать венки пришли!
3-я
Каждому листочку –
По алому цветочку,
Каждой веточке –
По ленточке!
(1-я) - Вот дружки да подружки и честной Семик к нам в гости пожаловал, Зелёные Святки настали, скоро и Троица.
(2-я) - Радуйтесь, радуйтесь, скоро святая Троица!
(1-я) - А знаете, что на Семик перед Троицей случается?
(3-я) - Может, что и знаем, да всё равно расскажи!
(1-я) - В эту пору русалки на поля выходят! И играют там в свои игры. И там, где они играют, такой колос родится!!
(4-я) - Так это ж разве плохо?
(1-я) - Оно конечно хорошо было бы, кабы не русальи шутки!
(5-я) - Да что ж за шутки-то такие?
(1-я) - Сказывают, что могут русалки путников заманивать ауканьем своим! А как заманят – враз уморят, защекочут до смерти!
(3-я) - Ой, и я об этом слыхала! Бабка Марфа сказывала!
(4-я) - Ох, боюсь я, страшно-то как!
(6-я) - Да что ж делать-то?
(1-я) - А давайте мы русалок обманем! Загукáем их, авось испугаются!
(2-я) - Давайте!
(Участницы-девочки вместе) - Давайте, девоньки!
Участницы-девочки исполняют «На гряной неделе…» (песню Брянской области).
На гряной няделе
Русалки сидели, у-у,
Раным-рано, у-у-у.
Сидели русалки
На прямой дорозе, у-у,
Раным-рано, у-у-у.
На прямой дорозе,
На крявой бярёзе, у-у,
Раным-рано, у-у-у.
Просили русалки
И хлеба, и соли, у-у,
Раным-рано, у-у-у.
И хлеба, и соли,
И горькой цыбули, у-у,
Раным-рано, у-у-у.
(1-я) - Ну, видать, спугнули!
(6-я) - Ох, кукуется кукушке во лесу! Заплетите мне тяжелую косу.*
(5-я) - Свейте, девушки, веночек невелик –
Ожила береза-древо на Семик.*
(1-я) - Водяницы, молодицы,
Белые птицы,
Погадайте по венку,
Что бросаем на реку.*
На последних словах участницы снимают с себя венки, кладут их в «воображаемую» реку.
(4-я) - Быстрая речка судьбу отгадала, коим девушкам – замужем бывать, коим девушкам – век вековать, а коим девушкам – счастья не видать…
Участницы призадумались, взгрустнули, но через пару секунд встрепенулись.
(2-я) - Ой, девоньки, а что ж берёзка наша – незавитая осталась?
(3-я) - Так давайте мы берёзку завьём!
(4-я) - Давайте! Девчата, ребята! Собирайтесь в круг!
Участники ансамбля встают в полукруг, одни девочки говорят слова, другие подходят по двое-трое с разных сторон и повязывают на берёзку разноцветные ленты.
4-я
Ой, берёзка моя зелёненькая,
Кудреватая, весёленькая.
5-я
Близ тебя, берёзынька,
Трава шелковая,
Под тобой, берёзынька,
Вода ключевая.
6-я
На тебе, берёзынька,
Соловьи поют,
Вкруг тебя, берёзынька,
Красны девушки
Хоровод ведут!
Участники смыкаются в круг, звучит «Пошли девки по дорожке» , хороводно-плясовая песня Саратовской области в записи А. Тархова. Первый куплет и припев поются в хороводе, затем участники встают в полукруг и выходят танцевать парами перед берёзкой на каждый последующий куплет.
Пошли девки по дорожке, пошли девки по дорожке.
Берёза-берёза, берёзонька белая, белая, кудрявая, по дорожке.
Они взяли по ножочку, они взяли по ножочку.
Берёза-берёза, берёзонька белая, белая, кудрявая, по ножочку.
Они срезали по пруточку, они срезали по пруточку.
Берёза-берёза, берёзонька белая, белая, кудрявая, по пруточку.
Они сделали по гудочку, они сделали по гудочку.
Берёза-берёза, берёзонька белая, белая, кудрявая, по гудочку.
Вы, гудочки не гудитя, вы, гудочки, не гудитя.
Берёза-берёза, берёзонька белая, белая, кудрявая, не гудитя.
Маво батюшку не будитя, маво батюшку не будитя.
Берёза-берёза, берёзонька белая, белая, кудрявая, не будитя.
Пошли девки по дорожке, пошли девки по дорожке.
Берёза-берёза, берёзонька белая, белая, кудрявая, по дорожке.
На последнем куплете участники вновь смыкают круг, проводят хоровод. На последних словах разрывают круг, разворачиваются лицом к зрителям. Во время чтения последующих слов, девочки подходят по двое-трое к берёзке и снимают с неё ленточки.
(1-я) - Вот и прошли Святки Зелёные, пора берёзку развивать, да оплакивать.
(2-я) - Уж вы, милые девушки мои,
Вы, подруженьки мои!
Вы зачем меня, берёзку, раздеваете?
Чем же, чем же вам я разглянулася?
(3-я) - Я кудрявая, да я нарядная была,
А теперь, берёзынька, оголённая стою.
Все наряды мои да подаренные,
Все листочки мои да вы свернулися!
(4-я) - Вы, подруженьки мои, отнесите меня,
Киньте-бросьте меня в речку быструю,
И поплачьте надо мной, над берёзынькой.
Звучит «Её, её, берёзыньку», семицкая песня в записи Г.М. Науменко. Под звучание песни участники «топят» берёзку в «реке». В это время все участники выстраиваются на поклон.
Поклон.
Примечание
В данном сценарии все диалоги и действия написаны и разработаны автором, Джамиевой Ольгой Вячеславовной.
Все поэтические народные тексты для диалогов, записанные Г.М. Науменко, взяты автором из литературно-музыкального альманаха «Молодежная эстрада» № 4, «НАРОДНЫЙ ПРАЗДНИЧНЫЙ КАЛЕНДАРЬ» часть вторая, 1999 год.
Также использованы стихи А.К. Толстого (в тексте отмечены звездочкой *).
В приложении – нотация песен, полные тексты песен – в сценарии.
Приложение
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Всякая душа празднику рада. Сценарий рождественского праздника СВЯТКИ
Формирование качеств гражданина - патриота Отечества - одно из важнейших и актуальных направлений деятельности педагога - воспитателя. Источниками для национально - регионально...
Сценарий внеклассного мероприятия "Святки"
Сценарий разработан для учащихся 9-х классов в рамках предметной декады. С целью воспитания патриатизма, повышения интереса к предмету, сплочения классного коллектива и ...
«Троица» («Зелёные святки»)
Открытое мероприятие для 1 – 4х классов "Троица". Дети имеют возможность познакомиться с историей и особенностями православного праздника. ...
Сценарий театрализованного праздника "Святки"
Сценарий театрализованного праздника "Святки" разработан для 5 класса , но может быть использован и в других классах во внеклассной работе и системе дополнительного образования с целью зна...
Сценарий внеклассного мероприятия "Святки"
Сценарий внеклассного мероприятия для 5-6 классов призван пробудить у детей интерес к народным традициям; способствовать становлению культурной идентичности, укреплению национального чувства; по...
Сценарий внеклассного мероприятия "Зелёные святки"
В данном материале представлена разработка массового мероприятия "Зелёные святки". Праздник был проведён на базе летней смены внешкольного лагеря дневного пребывания для детей 8-12 лет.Кратк...
Презентация "Семик. Зелёные святки".
Презентация к массовому празднику....