Конфликт и пути его решения
план-конспект занятия (8 класс) на тему
ознакомить детей с понятием "конфликт" и "конфликтная ситуация", со способами предупреждения конфликтов;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konflikt_i_puti_ego_resheniya.docx | 22.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема занятия: «Конфликт и его пути решения»
Педагог дополнительного образования: Ничутина Т.В.
Многие дети в этом возрасте просто не научены мирно решать конфликты. Причинами конфликтов между подростками становится их нервозность, неспособность долго выдерживать напряжение, привычка к агрессии.
Уточнение понятия "конфликт", "конфликтная ситуация", осознание причин конфликтов, освоение навыков конструктивного разрешения конфликтов - таково содержание классного часа.
Цели:
1. ознакомить детей с понятием "конфликт" и "конфликтная ситуация", со способами предупреждения конфликтов;
2.способствовать формированию позитивного отношения к людям, желания овладеть навыками общения и социального взаимодействия;
3.побуждать детей к сотрудничеству и взаимопониманию.
Форма проведения: час общения.
Оформление:
Эпиграф на доске "Те кто, не могут сварить суп, заваривают кашу",
таблички с незаконченным предложением: "Причиной конфликта было то, что ……..", "Способы предупреждения конфликтов: мягкое противостояние, конструктивное предложение".
1. Вступление
Учитель: разрешите рассказать вам одну восточную притчу:
У Мудреца, однажды, ученик спросил
(он перед этим бабочку словил):
– Скажи, Мудрейший, знаешь ты ответ?
Жив мотылек в руках моих, иль нет?
Ладони в этот миг легонько сжал...
Плененный мотылек затрепетал.
Блеснули искорки у мудреца в глазах:
– Ты держишь все, сейчас, в своих руках!
-Результат нашей с вами работы в наших руках, то есть зависит от нас.
2. Игровой тренинг «Звездочки и созвездия»
Учитель. Представим себе, что все мы – отдельные звездочки. Звезды могут объединяться в созвездия. Число звездочек в созвездии может быть разное. По хлопку, как только я назову число, вы объединитесь в созвездия по три человека. Объединяться в созвездия можно по-разному: прикасаясь, друг к другу руками, ладонями, плечами, и т. д.
Учитель. Как сейчас мы объединялись в разные созвездия, так и все люди живут, существуют в разных группах, общностях. У каждого из вас есть семья со своими традициями, укладом, со своими семейными ценностями и праздниками. Сам же человек неповторим, и у него есть свои отличительные черты, свои личные особенности, свой характер, свой темперамент. Представьте, что сейчас перед вами лужа. Что вы видите в ней? ( Свободные высказывания учащихся: деревья, солнышко, дома, грязь)
(Свободные высказывания учащихся: грязь, солнышко и т. д.) Спасибо.
-Совпали ли ваши мнения?
-Какой вывод можно сделать?
Ученики. На один и тот же предмет мы смотрим по-разному. У всех разное мнение, разные взгляды. Все мы разные, многим отличаемся друг от друга.
3. Проводится анкета. В каждом из 10 вопросов дети выбирают один вариант (А.Б.), который больше подходит к тому, как они обычно поступают .
1. А. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.
Б. Вместо того, чтобы обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба согласны.
- А. Я стараюсь найти компромиссное решение.
Б. Я пытаюсь уладить дело с учетом интересов другого и моих собственных.
- А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
Б. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.
- А. Я стараюсь найти компромиссное решение.
Б. Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека
- А. Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти поддержку другого.
Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.
- А. Я стараюсь избежать возникновения неприятностей для себя.
Б. Я стараюсь добиться своего.
- А. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса, с тем, чтобы со временем решить его окончательно.
В. Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться другого.
- А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
Б. Я первым делом стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.
- А. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.
Б. Я предпринимаю условия, чтобы добиться своего.
- А. Я твердо стремлюсь добиться своего.
Б. Я пытаюсь найти компромиссное решение
4. Ориентировочно-мотивационный этап
Учитель: Так как мы отличаемся друг от друга, давайте подумаем, как мы можем существовать рядом, чтобы всем было комфортно?
Ученики. Нужно быть добрым, например, прежде чем обратиться к человеку, улыбнуться ему: ведь добрые отношения начинаются с улыбки. Нужно быть отзывчивым, уметь радоваться успехам и переживать неудачи не только свои, но и товарищей по классу. Прийти на помощь товарищу, не дожидаясь, пока тебя об этом попросят и т. д. Учитель: Объединим все ваши высказывания в одно правило, прочитаем все вместе
Ученики: Жить так, чтобы людям рядом с тобой было хорошо
Учитель. А всегда ли, получается, понимать друг друга? (Ответы учащихся)
Учитель. К чему может привести ситуация, когда люди не понимают друг друга? (Ответы учащихся)
Учитель: Ребята, приходилось ли вам "заваривать кашу"? В чём это заключалось?
Ученики: Напутал чего-то, перессорился со всеми; попал в трудную ситуацию и т. д.
Учитель: А есть другая поговорка со словом каша: "С тобой каши не сваришь". О ком так говорят?
Ученики: О бестолковых, ленивых, несговорчивых, о таком человеке с которым невозможно договориться.
Учитель: Прочитайте эпиграф к классному часу. Как бы вы объяснили его значение?
Ученики: Те, кто не способен к общению и пониманию, попадают в запутанные ситуации. Кто не может ладить с людьми, то постоянно создаёт трудности для себя и других. Если в коллективе не могут работать дружно, там любое дело превращается в кашу.
Учитель: Если коллектив не может работать дружно, в этом коллективе постоянно выясняются отношения, копятся обиды, происходят столкновения. Как их избежать?
Как прекратить "расхлёбывать" кашу, которую заварили во время таких столкновений? Об этом мы и будем говорить во время классного часа.
-Поднимите руки, кому приходилось когда - либо участвовать в конфликтной ситуации?
-Давайте вспомним, отчего возникла ваша конфликтная ситуация. Что было причиной конкретного конфликта?
-Для этого предлагаю вам закончить предложение, записанное на доске: "Причиной конфликта было то, что……"
5. Подведение итогов
Формула успешного решения школьных конфликтов
- Доброжелательность.
- Установить причину конфликта, стараясь услышать друг друга, и правильно понять друг друга.
- Тактичность.
- Разговор по существу.
- Поиск компромисса
- Способность признать свою ошибку; Помните: только дураки и покойники не меняют своего мнения
- Соблюдение чужого персонального пространства
- Правильный выбор роли
- Умение слушать и слышать друг друга
- Справедливость.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час в 5 классе « Конфликт и пути его решения»
Цель: 1. Развитие коммуникативных способностей школьников, умение общаться в группах, коллективе.2. Формирование благоприятной психоло...
Комбинированный урок по теме "Конфликты и пути их решения"
Комбинированный урок "Конфликты и пути их решения" предназначен для учащихся 8-х классов....
Конфликты и пути их решения.
Статья "Конфликты и пути их решения" "...
Классный час "Конфликт и пути его решения"
Подробный сценарий (с презентацией) классного часа для учащихся 8-10 классов....
Классный час "Конфликт и пути его решения"
Подробный сценарий (с презентацией) классного часа для учащихся 8-10 классов....
«Конфликты и пути их решения».
Цель: формирование бесконфликтных отношений в классе через воспитание уважительного отношения друг к другу.Задачи:1. Создание условий для формирования у учащихся чув...
Урок "Социальные конфликты и пути их решения"
Комбинированный урок...