программа "Лидер 21 века"
рабочая программа (9 класс) на тему

Ничутина Татьяна Валерьевна

Формирование лидеров в обществе – не стихийный процесс, его нужно организовать, и это необходимо сделать в процессе воспитания и обучения. Важно, чтобы подростки владели демократической культурой личности, формами эффективной организации и управления, разрешения конфликтов, умением общаться и другими качествами, необходимыми для  успешной жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_rogramma_lider_21_veka.doc76 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №523 КОЛПИНСКОГО РАЙОНА САНКТ – ПЕТЕРБУРГА

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБОУ школы №523

 ______________ Т.Д. Андрощук

 « ________»  __________ 2014                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

«Лидер 21 века»    

Год обучения   1  

Группа № 1        

Возраст    обучающихся   13 – 17 лет                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

Ничутина Татьяна Валерьевна

педагог дополнительного образования

Санкт – Петербург

2014

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Проблема воспитания лидера сейчас наиболее актуальна, без воспитания позиции лидера невозможно существование страны – лидера.

Происходящие в современном обществе процессы возвращают сегодня понятию «активная гражданская позиция» его первоначальный смысл. Наличие такой позиции у человека есть проявление «лидерских» качеств личности.

Одной из основных предпосылок создания программы лидерской направленности является создание условий для развития инициативы и лидерских способностей подростков, а также реализации их посредством участия в конкретных и важных для их возраста видах деятельности. Процесс воспитания активности, подготовки лидеров должен строиться на основе сотрудничества, взаимного уважения и доверия взрослых и детей. Только на основе сотрудничества закладывается фундамент социальной инициативы, способности работы с человеком и для человека. Ребячьи «вожаки» всегда играли большую роль в детском коллективе. В связи с этим, большую социальную значимость приобретает задача выявления лидеров и создания условий для развития лидерства в детских коллективах.

Формирование лидеров в обществе – не стихийный процесс, его нужно организовать, и это необходимо сделать в процессе воспитания и обучения. Важно, чтобы подростки владели демократической культурой личности, формами эффективной организации и управления, разрешения конфликтов, умением общаться и другими качествами, необходимыми для  успешной жизни.

Система дополнительного образования может помочь в решении проблемы, разнообразить организованную досуговую деятельность включением детей в деятельность на добровольных началах, на основе личных интересов и внутренних побуждений, это способствует развитию лидерских навыков.

Главными и наиболее важными качествами человека в современном мире становится мобильность, конкурентоспособность. Особенно сложно самоопределиться подростку, для которого именно это время является определяющим в его становлении и развитии. Очень важно, чтобы подросток научился правильно оценивать окружающий мир и позиционировать себя в нём. Для собственной успешности в социуме необходимы определённые знания и умения, с помощью которых можно определять собственную жизненную позицию и активно реализовывать её в рамках определённой деятельности.

Предлагаемые обучающие занятия создадут благоприятные условия для социализации подростка. Ориентированный на выявление и реализацию лидерского потенциала подростка. Образовательная программа сможет помочь ему более полно и объективно осознать свой лидерский потенциал и пути его развития в рамках лично – и общественно полезной деятельности.

Цель: Создание условий для формирования у старшеклассников навыков эффективного взаимодействия в команде, развития коммуникативных, лидерских качеств и активной жизненной позиции.

       Задачи:

  • Образовательные

способствовать формированию: лидерских качеств, навыков руководства и умений руководить, психологической и коммуникативной культуры, способности к рефлексии.

  • Развивающие

способствовать развитию: аналитического и критического мышления, самооценки, навыков работы в группе, в команде; творческих и интеллектуальных способностей; эмоциональной устойчивости в сложных жизненных ситуациях, воли и настойчивости; умения самокритичного отношения к себе

  • Воспитательные

создать условия для: нравственного становления учащихся, мотивации к социально значимой деятельности, активизации ученического самоуправления, создания благоприятного психологического климата снижения уровня тревожности в детском коллективе.

Особенности контингента:

В программе принимают участие и активно работают ребята от 13 до 17 лет. Этот возраст называют подростковым. Это наиболее сложный, критический период. Главная особенность подросткового периода – резкие, качественные изменения, затрагивающие все стороны развития личности: стремление к общению со сверстниками и появление в поведении признаков, свидетельствующих о желании утвердить свою самостоятельность, независимость, личную автономию. Несмотря на это, этот возраст – самый благоприятный для творческого развития. Он является наиболее интересным в процессе становления и развития личности. Именно в этот период молодой человек входит в противоречивую, часто плохо понимаемую жизнь взрослых, он как бы стоит на ее пороге, и именно от того, какие на данном этапе он приобретет навыки и умения, какими будут его социальные знания, зависят его дальнейшие шаги. Результатом участия в программе должно стать увеличение шансов каждого быть лидером в избранной им сфере деятельности и жизни.

Количество часов, отводимых на основание материала данного года обучения согласно тематическому плану

Колендарно – тематический план

 _______год  обучения

               

Учебно-тематический план

Тема занятий

(одна строка – одно занятие)

Кол – во часов

Дата занятия

( с учетом государственных выходных и праздничных дней, а также с учетом реализации дополнительной общеразвивающей программы в каникулярное время)

Теория

практика

Тема и уточнение содержания

1.

Вводное занятие:

Знакомство с группой. Правила техники безопасности. Ознакомление с программой. Игры на знакомство («Я самый, самый», «Я лидер», «Снежный ком», ознакомление с программой, темами, расписанием.

1

1

2.

Формула успеха:

Понятие «Лидер», основные качества лидера. Формальный и неформальный лидер. Целостность личности и комплексность свойств лидера. Структура личности лидера. Типы лидеров: лидер – созидатель, лидер – разрушитель, лидер – инициатор, лидер – умелец, деловой лидер, лидеры – генераторы эмоционального настроя.

Практикум «Чемодан лидера». Тест по выявлению лидерских качеств. Работа с результатами теста

4

6

3.

Организаторская техника лидера:

Организаторская техника как форма организации поведения лидера, средство его успешной деятельности, совокупность способов достижения цели. Готовность стать лидером. Правила руководства. Понятие «стиль работы лидера», его виды. Принципы организаторской деятельности.

Деловая игра «Выборы», Тест по выявлению организаторских способностей. Комплекс ролевых упражнений, игры на взаимодействие и сплочение.

6

6

4.

Основные приемы формирования команды:

Основные приемы формирования команды. Уровни развития коллектива. Группы и коллективы. Виды групп и виды коллективов. Формальная и неформальная структуры коллектива, их взаимодействие.

Игры на сплочение. Игры и упражнения на командообразование и доверие. Лидерство в детской организации. 

6

4

5.

Школьное самоуправление:

Самоуправление в детской организации. Устав ученического самоуправления. Структура ученического самоуправления (различные варианты). Функции и полномочия. Органы самоуправления и их обязанности. Методика определения уровня развития самоуправления в ученическом коллективе. План-сетка.

разработка своей модели ученического самоуправления.

12

4

6.

Программы деятельности ДОО:

Изучение программ деятельности общественных организаций, анализ целей и задач.

Разработка  собственной программы деятельности.

6

8

7.

Основные идеи методики коллективно – творческой деятельности.

4

8

8.

Психология общения:

Понятие «общение», «собеседник». Виды и функции общения. Вербальное и невербальное общение. Овладение способами эффективного общения. Общение в группе. Коммуникативные умения и навыки.

беседа, практическая работа в группах. Игры на взаимодействие сплочение команды. 

6

4

9.

Конфликтная компетентность:

Понятие конфликта, виды конфликта, конфликт и пути их разрешения. Конфликт как столкновение темпераментов, мнений, интересов, позиций, ценностей и т.п. Конфликтный человек. Конфликты со сверстниками, с родителями, с учителями, их причины и возможности преодоления.

Проигрывание конфликтных ситуаций. Упражнения по конфликтной компетентности подростка.

6

4

10.

Портфолио лидера:

Понятие термина «портфолио». Содержание, структура документа. Разновидности. Папка достижений. Требования к портфолио, предъявляемого на конкурс.

Игры на взаимодействие, сплочение. Подготовка своего портфолио.

11.

Игровое моделирование деятельности:

: Виды, типы игр и их значение. Методика проведения различных видов игр. Этапы организации игры. Игровые методики. Отработка социальных навыков в игре. Классификация игр: командные игры, игры без разделения на команды, шуточные игры, музыкальные игры, зимние игры. Интеллектуальные игры. Сюжетно-ролевые игры, роль игр в развитие деловых и лидерских качеств у молодежи.

Практикум «Игры, в которые мы играем».

4

10

12.

Здоровый образ жизни:

Понятие «здоровый образ жизни». Роль лидера в пропаганде здорового образа жизни. Понятие «здоровый человек». Психическое, социальное, физическое здоровье. Вредные привычки.

Игры и упражнения на взаимодействие. Составление «рейтинга» своих вредных привычек Подвижные игры.

6

6

13.

Проектная деятельность:

Социальное проектирование, специфика, основные правила составления проектов, оформление работы. Разработка проекта. Умение планировать и реализовывать вместе с командой общий проект.

Составление социального проекта. Работа в группах. Защита.

10

14.

Итоговое занятие:

Подведение итогов за год. Коллективно-творческое дело. Итоговое тестирование, анкетирование.

 

2

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УЧЕБНОГО ГОДА

В конце первого года обучения обучающийся должен знать:

  • основные качества лидера;
  • структуру органов самоуправления;
  • основы организаторской деятельности
  • методику работы над коллективно-творческим делом;
  • основы общения;
  • содержание понятия «конфликт» и пути разрешения;
  • основные этапы создания проекта;
  • структуру и содержание портфолио школьника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Об использовании учебников: В.И.Сахаров, С.А.Зинин «Литература 19 века» (10 класс); В.А. Чалмаев, С.А. Зинин «Русская литература 20 века» (11 класс)

При переходе к профильному обучению нельзя отрицать актуальность и значимость учебника. На идее двухуровнего (базового и профильного) федерального компонента государственного стандарта основана ...

Учебный фильм по истории средних веков "Композитор, художник и поэт IX века Туотило (и разные интерпретации его песнопения "Kyrie, Cunctipotens genitor Deus" (около 900 года))"

Туотило из монастыря Святого Галла, в других произношениях Туотилон, Тотило (англ. Tuоtilo of Saint Gall, около 850, Ирландия — около 915, Санкт-Галлен) - средневековый к...

план конспект урока "Католическая церковь в ХI-XII веках", история средних веков, 6 класс

план конспект урока по истории средних веков, 6 класс, с применением элементов технологии проблемного обучения...

Элективный курс "Можно ли было изменить историю XX века? История XX века через призму событий и деятельности реформаторов"

Программа элективного курса предпрофильного обучения "Можно ли было изменить историю XX века? " составлена для углубленного изуче­ния истории Отечества XX века. Курс будет расширять знания, полученные...

Презентация к уроку истории средних веков в 6 классе "Королевство франков в 6-8 веках"

Презентация содержит слайды, содержащие план урока, логические схемы, задания для самостоятельной  практической работы учащихся и для закрепления изученного на уроке. Основано на учебнике  и...

Литературно-музыкальная композиция «Диалог эпох – рубеж веков (XIX – XX) – начало XXI века: поэзия века серебряного – современная рок-поэзия»

В уроке сплелось желание сделать поэзию серебряного века ближе и понятнее современным школьникам, показав близость тем и проблем с современной рок-поэзией...