ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА "Общее фортепиано"
рабочая программа на тему
Программа для учащихся 6-15 лет МХЦ "Лель".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
titulnyy_fortepiano.docx | 39.05 КБ |
programma_lel_fortepiano.doc | 164.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ЗЕЛЕНОГРАДСКОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
ЗЕЛЕНОГРАДСКИЙ ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И МОЛОДЁЖИ
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГБОУ ЗДТДиМ
____________ О.Н. Сорокина
"____"______________20__г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«Общее фортепиано»
Возраст обучающихся – 6-15 лет
Срок реализации программы – 7 лет
Авторы:
педагоги дополнительного образования
Багашвили Татьяна Георгиевна,
Петрова Ольга Александровна
Королева Любовь Николаевна
методист
Дроздова Мария Валерьевна
МОСКВА – 2012
ПРОТОКОЛ СОГЛАСОВАНИЙ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
«Общее фортепиано»
УТВЕРЖДЕНО
Педагогическим советом
Протокол №_______
от"____"____________20__г.
РЕКОМЕНДОВАНО Экспертным советом Протокол №______ от"_____"____________2012г. Председатель экспертного совета | __________________________/М.В. Дроздова / |
СОГЛАСОВАНО
Зам директора по УВР ГБОУ ЗДТДиМ ______________/Т.К.Дроздова/
"______"_________________2012г.
СОГЛАСОВАНО
Рук. структурного подразделения ______________/Н.И. Мужичкова/
"______"_________________2012_г.
Программа реализуется с 2010 года
Программа переработана и дополнена в 2012 году
Программа переработана и дополнена в____________________ году
Программа переработана и дополнена в____________________ году
Программа переработана и дополнена в____________________ году
Предварительный просмотр:
ГБОУ ЗДТДиМ
Дополнительная общеобразовательная программа
«Общее фортепиано»
(для музыкально-хорового центра «Лель»)
Багашвили Т.Г.
Королева Л.Н.
Петрова О.А.
Содержание
1. Пояснительная записка. 2-10 стр.
2. Учебно-тематический план. 11-12 стр.
3. Содержание программы. 13-17 стр.
4. Методическое обеспечение программы. 18-21 стр.
5. Список литературы. 20-23 стр.
6. Приложение. 24-32 стр.
1.Пояснительная записка.
Направленность.
Программа «Общее фортепиано» является модифицированной и имеет художественно-эстетическую направленность. Она разработана с учетом требований письма от 11 декабря 2006 г. N 06-1844 Министерства образования и науки Российской Федерации «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей» и в соответствии с СанПин 2.4.2. 2821– 10 ст. 4.12 и СанПин 2.4.4.1251-03.
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность.
Эстетическое воспитание – один из факторов формирования нравственности, всестороннего развития, творческих и художественных способностей подрастающего поколения. Важным разделом эстетического воспитания является музыкальное образование, которое представляет собой основу формирования общей культуры личности.
Дополнительная образовательная программа «Общее фортепиано» является частью учебно-воспитательного комплекса в детском творческом объединении «Музыкально-хоровой центр «Лель».
Обучение игре на фортепиано в условиях учебного комплекса расширяет о возможности обучающего для соприкосновения с многогранным миром музыки. «Любите и изучайте великое искусство музыки. Оно откроет вам целый мир высоких чувств, страстей, мыслей. Оно сделает вас духовно богаче, чище, совершеннее», – эти слова Шостаковича как нельзя точно передают важность музыкального образования в системе эстетического воспитания.
Инновационный характер программного документа проявляется в том, что итогом его реализации станет не только выработка у обучающегося основных исполнительских навыков, но и активизация таких психических процессов, как мышление, воображение, память, развитие у ребенка эмоционального отклика на музыкальные образы, умения чувствовать и слушать.
Педагогическая целесообразность данной программы заключается в том, что, опираясь на музыкально –эмоциональный опыт детей и подростков в возрасте от 6 до 18 лет ,синтезируя их знания и навыки на основе глубоких межпредметных связей, дать учащимся общее музыкальное образование, приобщить детей к сокровищнице музыкального искусства, сформировать их эстетические вкусы.
Актуальность данной программы заключается в том, что она направлена на развитие музыкальных способностей, личностных качеств ребенка (самостоятельность, творческий подход к поставленным задачам), на формирование навыков социального поведения. Данная программа учитывает возрастные особенности детей.
Новизна данной программы заключается в индивидуальном подходе к каждому ученику, что способствует развитию личности, раскрытию её творческих возможностей. Данная программа позволяет обеспечить разнообразные условия для проявления индивидуальности ребенка с учетом его возрастных особенностей. Учёт этих особенностей позволит найти наиболее целесообразные и действенные приёмы и методы обучения. К таким методам относятся, различные для каждого ребёнка: 1) объём изучаемого музыкального произведения 2) сложность 3) темп обучения. Дифференцированный подход позволяет составить индивидуальную программу обучения, дающую возможность полноценно развивать творчество и индивидуальность в познании и самовыражении.
Цель программы: Воспитание социально-активной личности средствами музыкального искусства через развитие музыкальных способностей посредством обучения игре на фортепиано.
Задачи
Образовательные:
- Обучение основным навыкам игры на музыкальном инструменте фортепиано
- Ознакомление с разнообразными музыкальными произведениями
- Умение ориентироваться в нотном тексте и читать с листа
- Повышение музыкальной грамотности, расширение и закрепление теоретических и исторических познаний
- Владение исполнительским аппаратом (посадка за инструментом, положение рук, пальцев, корпуса)
- Обучение различным приемам звукоизвлечения и умению пользоваться динамическими красками
- Владение исполнительской культурой (работа над музыкальным образом, характером, настроением произведения, пониманием основной идеи)
- Получение знаний о выдающихся композиторах, особенностей их взглядов и творческого метода, исторической эпохи, в которой было написано произведение
- Работа над музыкальным произведением с целью его публичного исполнения
- Накопление опыта работы детей над художественным образом музыкального произведения, понимание содержания и умение передать его в своем исполнении
Развивающие:
- Развитие психических функций (восприятие, воображение, воля, внимание)
- Развитие эмоциональной отзывчивости на музыкальное произведение
- Развитие музыкального слуха
- Развитие музыкальной памяти
- Развитие чувства ритма
- Развитие техники аккомпанемента (на примере ансамблевой игры)
- Развитие технических навыков звукоизвлечения (звуковедение, беглость пальцев, техника динамики, штриховая культура, техника педали)
- Развитие техники чтения с листа
Воспитательные:
- Воспитание потребности общения с музыкой
- Воспитание музыкального вкуса на примере лучших образцов классической музыки
- Воспитание чувства коллективизма (на примере ансамблевой игры)
- Приобщение ребёнка к нравственно-духовным, общечеловеческим и гуманистическим ценностям
- Воспитание уважения ребёнка к самому себе и своему творчеству
- Профилактика асоциального поведения
- Тесное взаимодействие педагога с родителями и привлечение их в процесс обучения
Отличительные особенности программы
Особенностью программы является то, что она разработана в учреждении дополнительного образования для учащихся музыкально-хорового центра. В этот центр принимаются дети с разными музыкальными данными, поэтому из классических методик выбраны те, которые позволяют учитывать состав учащихся и режим занятий. Музыкально-хоровой центр «Лель» являются примером гармоничного сочетания коллективного творчества (хоровое пение) и индивидуального развития ребенка (общее фортепиано).
Возраст детей от 6 до 18 лет.
Сроки реализации 7 лет.
Форма и режим занятий
Основной формой работы с детьми является индивидуальное занятие. Продолжительность занятия общего фортепиано 0,5 астрономического часа 2 раза в неделю (30 минут), т.е. 1 час (30+30мин.) в неделю.
Прогнозируемые результаты и способы их проверки
Для успешного обучения педагог должен постоянно ориентироваться на «зону ближайшего развития» ученика.
1 год. В конце 1-го обучения воспитанник должен освоить следующие ЗУН:
- Ознакомиться с нотной грамотой (название октав, изучить ноты 1-ой, 2-ой и малой октав, длительности нот, знаки альтерации, паузы, нота с точкой), должен освоить первичные навыки приёмов звукоизвлечения (legato, non legato) и правильной постановки рук, корпуса, ног; ориентироваться в простых размерах, выдерживать единый темп произведения, читать с листа народные попевки, песенки и одноголосные мелодии; исполнять не сложные пьесы и этюды и находить в них рациональную аппликатуру.
- за год учащийся должен пройти 20 – 25 различных по форме музыкальных произведений: пьесы песенного и танцевального характера, пьесы с элементами полифонии, вариации, этюды и ансамбли. Чтение нот с листа легчайших произведений каждой рукой отдельно.
Способ проверки – концертное прослушивание.
В конце учебного года ученик должен исполнить на прослушивании 2 пьесы и этюд.
2 год. В течение учебного года ученик должен пройти 8 – 10 различных по форме музыкальных произведений: 1 полифония, 1 сонатная форма, 3 пьесы различного характера, этюды, ансамбли.
Научиться исполнять в музыкальных пьесах динамические оттенки «крещендо» и «диминуэндо», слышать начало и конец музыкальных фраз. Гаммы: до-мажор, ля - минор двумя руками, аккорды.
Овладеть навыками разбора и анализа хоровых партий с целью их чистого интонирования
Способ проверки - концертное прослушивание.
В конце I полугодия учащийся исполняет пьесу, пьесу с элементами полифонии.
В конце II полугодия – пьесу, этюд, крупную форму.
3 год. В течение учебного года ученик должен пройти 6 – 8 различных по форме музыкальных произведений: полифоническая пьеса, 1 сонатная форма или вариации, 2 пьесы различные по характеру, 3 этюда, 1 ансамбль.
Гаммы: – до, соль, фа мажор. Минорные – ля, ми, ре (натуральная, гармоническая, мелодическая), аккорды, арпеджио в 2 октавы отдельно каждой рукой.
Овладеть навыками разбора и анализа хоровых партий с помощью фортепиано с целью их чистого интонирования. Выработать умение исполнить хоровую партию с дирижированием.
Способ проверки - концертное прослушивание.
В конце I полугодия учащийся исполняет пьесу, пьесу с элементами полифонии.
В конце II полугодия – пьесу, этюд, крупную форму.
4 год. В течение учебного года ученик должен пройти 6 – 8 различных по форме музыкальных произведений: произведение полифонического склада, 1 сонатная форма, 2 пьесы различного характера, 2 – 3 этюда, 1 ансамбль.
Гаммы: до 2-х знаков диезные мажорные и минорные, до 2х знаков бемольные мажорные и минорные. Мажорные гаммы в прямом движении. Хроматическая гамма – от «до». Аккорды, арпеджио (длинные, короткие) и гаммы – в 4 октавы.
Овладеть навыками разбора и анализа хоровых партий с помощью фортепиано с целью их чистого интонирования. Выработать умение исполнить хоровую партию с дирижированием. Уметь исполнять хоровую партию, одновременно играя второй голос на фортепиано.
Способ проверки - концертное прослушивание.
В конце I полугодия учащийся исполняет пьесу, произведение полифонического склада.
В конце II полугодия – пьесу, этюд, крупную форму.
5 год. В течение учебного года ученик должен пройти 6 – 8 различных по форме музыкальных произведений: 1полифоническое сочинение, 1 произведение сонатной формы, , 2 пьесы различные по характеру, 3 этюда, ансамбль – по возможности.
Гаммы: мажорные диезные до 3-х знаков включительно, бемольные – до 3-х знаков включительно в прямом и расходящемся движении, минорные – параллельные мажорным. Хроматическая гамма. Арпеджио: короткие, длинные. Произведения усложняются по техническим и психологическим характеристикам.
Способ проверки - концертное прослушивание.
В конце I полугодия учащийся исполняет пьесу, произведение полифонического склада.
В конце II полугодия – пьесу, этюд, крупную форму.
6 год. В течение учебного года ученик должен пройти 6 – 8 различных по форме музыкальных произведений: 1 полифоническое произведение, 1 произведение крупной формы, 2 пьесы различные по характеру, 2 этюда, 1 аккомпанемент или ансамбль.
Гаммы: мажорные диезные и бемольные до 4-х знаков в прямом и расходящемся движении. Параллельные минорные гаммы в прямом движении. Хроматические гаммы.
Чтение нот с листа.
Способ проверки - концертное прослушивание.
В конце I полугодия учащийся исполняет пьесу, произведение полифонического склада.
В конце II полугодия – пьесу, этюд, крупную форму.
7 год. В течение учебного года ученик должен пройти 6 – 8 различных по форме музыкальных произведений: 1 полифоническое произведение, 1 произведение крупной формы, 2 пьесы различные по характеру, 2 этюда, 1 аккомпанемент или ансамбль.
Гаммы: до 5 знаков диезные и бемольные, мажорные в прямом и расходящемся движении, минорные – в прямом движении. Хроматические гаммы.
Способ проверки - концертное прослушивание.
В конце учебного года учащийся должен исполнить:
- 1 полифоническое произведение
- 1 этюд
- 1 произведение крупной формы
- 1 пьесу
Ожидаемые результаты по окончании 7-летнего обучения:
- учащиеся должны уметь читать с листа несложные произведения;
- подбирать по слуху знакомую мелодию;
- свободно владеть инструментом (штрихи, педаль, динамика);
- иметь собственную оценку исполнения классической, эстрадной, джазовой музыки;
- уметь аккомпанировать голосу или другому инструменту;
Способы проверки реализации программы
- Выступление учащихся на окружных и городских конкурсах
- Выступление учащихся на концертах, посвященных праздничным датам
- Выступление учащихся на тематических концертах
- Выступление учащихся на отчетных концертах отделения
- Выступление учащихся на концертах для родителей
- Выступление учащихся на классных концертах.
- Выступление на открытом итоговом прослушивании
- Выступление на итоговом занятии для родителей
- Учебно-тематический план.
Тема | Количество часов | |||
Общее | Теория | Практика | ||
1, 2 года обучения (первый этап) | ||||
| 1 4 3 3 22 1 1 1 | 1 2 2 --- 1 --- --- --- | --- 2 1 3 21 1 1 1 | |
ИТОГО | 36 | 6 | 30 | |
3 год обучения (второй этап) | ||||
| 1 4 3 24 2 1 1 | 1 2 2 1 --- --- --- | --- 2 1 23 2 1 1 | |
ИТОГО | 36 | 6 | 30 | |
4, 5, 6, 7 года обучения (третий этап) | ||||
| 3 2 1 19 2 3 6 | 3 1 1 1 --- --- --- | --- 1 --- 18 2 3 6 | |
ИТОГО | 36 | 6 | 30 |
- Содержание программы.
Название тем | Теория | Практика |
1, 2 класс (первый этап) | ||
1.Вводное занятие Техника безопасности | Выбор репертуара на новое полугодие Беседа на тему ОБЖ | |
2.Развитие музыкальных способностей | Ритм, ритмический рисунок, мелодия, транспонирование | Ритмическое разнообразие мелодии, ритмическая память, подбор на слух простейших песенок от разных нот |
3.Развитие музыкальной грамотности | Название нот, октав, длительностей, ключей, пауз, знаков альтерации, более сложный ритмический рисунок | Упражнения на запоминание нот 1 и 2 малой октав, пауз, знаков альтерации |
4.Постановка исполнительского аппарата | Посадка за инструментом, постановка рук | Работа над постановкой рук, положением туловища, ног. Упражнения на legato и non legato |
5.Работа над музыкальным произведением | Работа с нотным текстом: ритмом, фразами, штрихами, динамикой, формами | Игра песенок различными штрихами, работа над фразой, динамическими оттенками, художественным образом |
6.Ансамблевое музицирование | Особенности ансамблевого исполнения – умение слушать партнера | Работа над каждой партией отдельно, соединение двух партий (ученик – учитель, ученик – ученик) |
7.Концертные выступления учащихся (прослушивания) | Основы сценической культуры | Репетиции выступлений, исполнение выученного произведения |
8.Итоговое занятие по окончанию полугодия | Обсуждение результатов, достигнутых учащимся | Повторение выученных за полугодие произведений |
3 класс( второй этап) | ||
1.Вводное занятие Техника безопасности | Выбор репертуара на новое полугодие Беседа на тему ОБЖ | |
2.Развитие музыкальных способностей | Ритм, ритмический рисунок, мелодия, транспонирование, чтение с листа | Упражнения для развития тембрового разнообразия, транспонирование мелодических миниатюр, упражнения для развития ритмической памяти, исполнительского мастерства , упражнения по чтению нот с листа, разбор и анализ хоровых партий |
3.Развитие музыкальной грамотности | Нотная грамота, ритмические и мелодические блоки | Упражнения на сложный ритмический рисунок, подбор рациональной аппликатуры |
4.Работа над музыкальным произведением | Разбор нотного текста: звуко-высотное строение мелодий, аппликатуры, ритмический рисунок, штрихи, ладовая окраска, динамический план, мотив, фраза, предложение и др. авторские указания | Активизация самостоятельного разбора, точность аппликатуры и штрихов, работа над выразительностью исполнения, динамическими оттенками, умение выдержать единый темп, яркая передача настроение и характера произведения |
5.Ансамблевое музицирование | Особенности ансамблевого исполнения – умение слушать партнера | Работа над каждой партией отдельно, соединение двух партий (ученик – учитель, ученик – ученик) |
6.Концертные выступления учащихся (прослушивания) | Основы сценической культуры | Репетиции выступлений, исполнение выученного произведения |
7.Итоговое занятие по окончанию полугодия | Обсуждение результатов, достигнутых учащимся | Повторение выученных за полугодие произведений |
4, 5, 6, 7 класс ( третий этап) | ||
1.Вводное занятие Техника безопасности | Выбор репертуара на новое полугодие Беседа на тему ОБЖ | |
2.Развитие музыкальных способностей | Ритм, ритмический рисунок, мелодия, транспонирование, чтение с листа | Упражнения для развития тембрового разнообразия, транспонирование мелодических миниатюр, упражнения для развития ритмической памяти, исполнительского мастерства , упражнения по чтению нот с листа, разбор и анализ хоровых партий |
3.Развитие музыкальной грамотности | Нотная грамота, ритмические и мелодические блоки | Упражнения на сложный ритмический рисунок, подбор рациональной аппликатуры |
4.Работа над музыкальным произведением | Разбор нотного текста: звуко-высотное строение мелодий, аппликатуры, ритмический рисунок, штрихи, ладовая окраска, динамический план, мотив, фраза, предложение и др. авторские указания | Активизация самостоятельного разбора, точность аппликатуры и штрихов, работа над выразительностью исполнения, динамическими оттенками, умение выдержать единый темп, яркая передача настроение и характера произведения |
5.Ансамблевое музыцирование | Особенности ансамблевого исполнения – умение слушать партнера | Работа над каждой партией отдельно, соединение двух партий (ученик – учитель, ученик – ученик) |
6.Концертные выступления учащихся (прослушивания) | Основы сценической культуры | Репетиции выступлений, исполнение выученного произведения |
7.Итоговое занятие по окончанию полугодия | Обсуждение результатов, достигнутых учащимся | Повторение выученных за полугодие произведений |
Тематика занятий по классу фортепиано остается неизменной в последующих годах обучения. Меняется предлагаемый материал. Каждый учебный год предлагаемый материал становится более сложным в техническом и исполнительном плане, что требует от воспитанников регулярных занятий и улучшения качества звуковоспроизведения, развития техники исполнения.
4.Методическое обеспечение программы.
Методика является своеобразным инструментом в организации реализации обучения игре на фортепиано. Методическая деятельность является важнейшим звеном системы непрерывного образования.
Прежде чем начать обучение, у каждого ребенка необходимо проверить его музыкально-слуховые данные. Полученные в первичном общении с ним сведения не будут исчерпывающими, однако помогут в выборе путей начального обучения.
Основной формой работы в классе фортепиано является занятие. Ансамблевое музицирование предполагает работу с двумя учащимися.
Два раза в год проводятся классные концерты или музыкальные праздники.
Для успешного обучения необходимо соблюдение следующих принципов:
- Формирование предварительного слухового восприятия и представления с последующим пояснением и осознанием.
- Соответствие методов и приемов детской возрастной психологии.
- Мотивированность действий ребенка.
- Опора на «зону ближайшего развития» учащегося
Методы организации и осуществления учебной деятельности.
1. Практические методы.
Основную роль в процессе обучения в классе фортепиано играет метод упражнения, прием формирования и закрепления навыка.
2. Наглядные методы
Использование учебных пособий для успешного освоениия музыкальной грамотности. Слушание музыки в записи и в исполнении педагога
3. Словесные методы
Объяснение, краткий рассказ, беседа.
Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности.
- Создание благоприятной обстановки на уроке.
- Создание ситуации удивления, восхищения.
- Обращение к жизненному опыту учащихся.
- Стимулирование интереса к музицированию.
- Игровые формы обучения.
- Создание ситуации успеха в учении.
- Посадка
Успешное музыкальное развитие учащихся в значительной степени зависит от правильной посадки за инструментом и выработки ощущения пластичной организованности движений всей руки, начиная от плечевого пояса, при полной свободе и отсутствии “зажатости” во всех ее звеньях – плече, локтевом суставе, кисти, пальцах. Необходимо добиваться, чтобы ребенок удобно и естественно сидел за инструментом, не допуская «сгорбленного» положения корпуса, поднятых плеч, слишком прижатых к корпусу или неестественно отставленных в сторону локтей и т.д.
- Индивидуальные планы
Успешное музицирование учащихся во многом зависит от целесообразно составленного индивидуального плана, в котором должно быть предусмотрено последовательное и гармоничное развитие учащегося, учтены его индивидуальные особенности, уровень общего музыкального и технического развития и связанные с этим конкретные педагогические задачи.
Одним из важнейших средств музыкального воспитания, развития эстетического вкуса у учащихся является выбор репертуара, котором основное место отводится изучению произведений русских и зарубежных композиторов классиков, а также наиболее прогрессивных современных авторов. Репертуар ученика должен быть разнообразным по содержанию, форме, стилю, фактуре. Пути развития ребенка определяются лишь в процессе занятия, поэтому педагогические требования должны быть строго дифференцированы. Недопустимо включать в индивидуальный план произведения, превышающие музыкально-исполнительские возможности учащегося и не соответствующие его возрастным особенностям.
Учитывая, что в музыкально-хоровом центре обучаются дети самых различных музыкальных способностей, в отдельных случаях являются педагогически оправданным включение в индивидуальные планы отдельных произведений из репертуара предыдущего класса.
Чтобы ученик в течение учебного года был представлен разносторонне, целесообразно установить следующую последовательность исполнения различных по форме произведений: в I полугодии – полифония и пьеса; в конце года – этюд, сонатная форма и пьеса.
Условия реализации программы
Для реализации программы по классу общего фортепиано необходимы следующие материально-технические условия:
- кабинеты для индивидуальных занятий по фортепиано с хорошо настроенным инструментом;
- в одном из классов МХЦ – 2 инструмента для ансамблевой игры и проведения классных концертов;
- аппаратура для слушания музыки.
Методические условия:
- нотная библиотека
- музыкальная фонотека
- ЛИТЕРАТУРА
(для детей и родителей по данной программе)
- «Первые шаги маленького пианиста» И. Королькова;
- «Крохе – музыканту» Ч.1, Ч.2 И. Королькова;
- «Альбом ученика – пианиста» 1 – 7 класс, изд. «Феникс»;
- «Юному музыканту – пианисту» 1 – 7 класс, изд. «Феникс»;
- «Фортепианная игра» 1-2 класс. ДМШ ред. А. Николаева ;
6. «Хрестоматия педагогического репертуара» (1-2 класс) сост. Н. Любомудрова, К. Сорокин (3-4 класс);
класс) ;
- «Юный пианист» вып. I-III сост.Л. Ройзман ,В. Натансон;
- «Сборник пьес для фортепиано» С. Барсукова;
- «Малыш за роялем» И. Лещинская;
- «Фортепиано» 1 – 7 класс, Б. Милич;
- «Педагогический репертуар ДМШ» (3-4 класс);
- «Библиотека юного пианиста» «Сов. Композитор»;
- «Сборник фортепианных пьес» часть.I сост. Л. Баренбойм , С. Ляховицкая;
- «Избранные ансамбли» выпуск I, II-IV сост.Т. Взорова, А. Туманян, Г. Баранова;
- «Брат и сестра» выпуск. I, II;
- «Фортепиано» ДМШ I-VII кл. сост.Б. Милич., Киев «Музыкальная Украина»;
- «Allegro» Фортепиано. Интенсивный курс. Тетради 1-13 Т. Смирнова;
17. «Избранные этюды» К Черни;
- П. Чайковский «Детский альбом»;
- И. С. Бах «Инвенции»;
- Р. Шуман. «Альбом для юношества» М.;
- Ф. Лекупе «Азбука 25 легких этюдов»;
- В. Моцарт «сонатины»;
- Примерный реперту
арный список каждого класса состоит из 5 разделов: этюды, полифония, крупная форма (сонатины, сонаты, вариации), пьесы и ансамбли.
Литература
(используемая для разработки программ организации образовательного процесса)
- Любомудрова Н.А. Методика обучения игре на фортепиано. М.:Музыка, 1982
- Вопросы фортепианной педагогики. Под ред. В Натансона. Вып. 1-4. М., 1976.
- Алексеев А.Д. Из истории фортепианной педагогики: Хрестоматия. Киев, 1974
- Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано. Изд.3 – М.:Музыка, 1978
- Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. М.: Музыка, 1982.
- Милич Б.Е. Воспитание пианиста. Киев: Музична Украiна, 1964
- Либерман Е.Я. Работа над фортепианной техникой. М.:Музыка, 1971
- Маккиннон Л. Игра наизусть. Л., 1967.
Приложения
Приложение № 1
Примерный перечень музыкального репертуара для технического развития стр. 25-26
Приложение № 2
Примерный перечень музыкального репертуара для развития полифонического мышления стр. 27-28
Приложение № 3
Примерный перечень музыкального репертуара для развития музыкальности на примерах пьес кантиленного характера стр.29-30
Приложение № 4
Примерный перечень музыкального репертуара для активизации образного мышления в процессе изучения произведений крупной формы стр.31-32
Приложение №1
Примерный перечень музыкального репертуара для технического развития
1-2 год обучения
А. Жилинский Этюд
А. Гумберт Этюд
В. Курочкин Этюд
Е. Гнесина Этюд
Л. Шитте Этюды соч. 108 № 1-15
К. Черни Этюды № 1-6
И. Беркович Этюд
Н. Любарский Этюд
К. Черни Этюд
А. Лемуан Этюд
3 год обучения
А. Лемуан Этюды соч. 37 № 10, 34, 35
К. Черни Этюды соч. 6 № 17, 22, 28, 2, 31, 32, 36, 38
К. Черни Этюды соч.139 № 61, 64
Л. Шитте Этюды соч. 25 № 2, 3, 6, 9
4 год обучения
К. Черни Этюды соч.139 № 38, 46, 86
К. Сорокин Этюд
Т. Лак Этюд
А. Лешгорн Этюды соч. 66 № 1-4
К. Черни-Гермер Этюды № 34, 39, 42, 50
5 год обучения
К. Черни-Гермер Этюды часть 2 № 1, 3, 4, 5, 7, 16, 18
А. Лешгорн Этюд соч. 66 № 7, 12, 16
Т. Лак Этюд
В. Зиринг Этюды соч. 30 № 1, 2, 6
Ф. Бургмюллер Этюды соч. 109 № 66, 2,16
Г. Беренс Этюды соч. 61 № 4-9 ,16,18-20, 23, 25, 30
6 год обучения
Г. Беренс Этюды соч. 61 № 13-15, 26-29
А. Бертини Этюды соч. 29 № 15-18, 20
И. Крамер Этюды соч. 60 № 1, 3, 9
М. Мошковский Этюды соч. 18 № 3, 8, 10, 11
К. Черни Этюды соч. 299 № 5, 8, 9, 12, 13, 15, 17-20
7 год обучения
Г. Беренс Этюды соч. 61 № 1-4
А. Бертини Этюды соч. 29 № 25-28
И. Гуммель Этюды соч. 125 № 3, 5, 6, 7, 9, 12
И. Крамер Этюды соч. 60 № 4, 5, 10, 18-20, 22, 23
К. Черни Этюды соч. 299 № 9, 17, 20, 23-25, 28, 29, 32, 34, 37-40
Приложение №2
Примерный перечень музыкального репертуара для развития полифонического мышления
1-2 год обучения
Л. Моцарт «Менуэт», « Бурре»
И. Бах «Менует», « Волынка», « Полонез»
Г. Гендель «Менует»
Ю. Щуровский «Канон»
И. Беркович «Украинская песня»
3 год обучения
И. Бах «Ария», « Менует»
А. Арман «Фугетта»
А. Корелли «Сарабанда»
Г. Свиридов «Колыбельная»
С. Павлюченко «Прелюдия»
Ж. Рамо «Менует»
4 год обучения
И. Бах «Маленькие прелюдии» № 2, 5, 8
Д. Циполли «Сарабанда»
Л. Моцарт «Ария»
Г. Гендель «Куранта»
Ю. Щуровский «Степная песня»
М. Глинка «Фуга»
5 год обучения
И. Бах «Маленькие прелюдии»
Д. Циполли «Сарабанда»
Л. Моцарт «Ария»
М. Глинка «Фуга»
Ю. Щуровский «Степная песня»
Г. Гендель «Сарабанда»
С. Майкапар «Фугетта»
6 год обучения
И. Бах «Маленькие прелюдии» № 4, 5
И. Бах «Двухголосные инвенции» № 3, 5, 7, 10, 11, 15
Г. Гендель «Алеманда»
Д. Кабалевский «Прелюдии и фугетты»
Г. Пахульский «Канон»
7 год обучения
М. Гендель «Фугетта», «Чакона»
М. Глинка «Фуга»
И. Бах «Маленькие прелюдии», «Трехголосные инвенции», «Французские сюиты»
Д. Кабалевский «Прелюдии и фуги»
А. Лядов «Канон»
Г. Фрид «Инвенции»
Приложение № 3
Примерный перечень музыкального репертуара для развития музыкальности на примерах пьес кантиленного характера
1-2 год обучения
И. Филипп «Колыбельная»
А. Гречанинов «В разлуке»
С. Майкапар «Сказочка»
А. Александров «Песенка»
Д. Штейбельт «Адажио»
Б. Дварионас «Прелюдия»
П. Салютринская «Русская песня»
Г. Свиридов «Колыбельная»
К. Михайлов «Песня»
К. Сорокин «Нянина песня»
И. Кригер «Менуэт»
3 год обучения
Д. Кабалевский «Медленный вальс»
М. Парцхаладзе «Грустный напев»
П. Чайковский «Болезнь куклы»
А. Гедике «Маленькое рондо»
С. Майкапар «Колыбельная»
4 год обучения
А. Хачатурян «Андантино»
С. Людкевич «Старинная песня»
А. Эшпай «Перепелочка»
Г. Пахульский «В мечтах»
М. Глинка «Чувство»
О. Туссен «Ностальгия»
5 год обучения
С. Прокофьев «Сказочка»
Р. Глиэр «Романс»
А. Грибоедов «Два вальса»
Ц. Франк «Пьеса»
П. Чайковский «Сладкая греза»
М. Глинка «Прощальный вальс»
Г. Пахульский «Прелюд»
6 год обучения
А. Гречанинов «Прелюдия»
Э. Мелартин «Пастораль»
Р. Шуман «Маленький романс»
П. Чайковский «Осенняя песня»
Ф. Мендельсон «Песня без слов»
В. Калинников «Грустная песенка»
7 год обучения
А. Алябьев «Мазурка»
Л. Бетховен «Багатель»
Р. Глиэр «Прелюдия»
А. Хачатурян «Музыкальная картина»
П. Чайковский «Подснежник»
М. Мусоргский «Слеза»
Приложение №4
Примерный перечень музыкального репертуара для активизации образного мышления в процессе изучения произведений крупной формы
1-2 год обучения
Д. Штейбельт «Сонатина»
А. Гедике «Сонатина»
Т. Назарова «Вариации»
И. Беркович «Вариации»
М. Клементи «Сонатина»
Е. Гнесина «Шесть Маленьких вариаций»
Р. Глиэр «Рондо»
3 год обучения
И. Беркович «Вариации»
М. Клементи «Сонатина»
Р. Глиэр «Рондо»
В. Моцарт «Вариации»
Н. Голубовская «Вариации»
Т. Хаслингер «Сонатина»
Д. Кабалевский «Легкие вариации»
Д. Чимароза «Сонатина»
4 год обучения
Л. Бетховен «Сонатина»
К. Вебер «Сонатина»
А. Диабелли «Сонатина»
С. Майкапар «Вариации»
Ф. Кулау «Сонатина»
В. Моцарт «Сонатина»
М. Раухвергер «Вариации»
5 год обучения
К. Вебер «Анданте с вариациями»
Д. Бортнянский «Сонатина»
Г. Гендель «Сонатина»
Б. Дварионас «Вариации»
Ф. Кулау «Сонатина»
Р. Шуман «Детская сонатина»
В. Моцарт «Сонатина»
6 год обучения
И. Беркович «Вариации на тему Паганини»
Ф. Кулау «Сонатина»
И. Гесслер «Сонатина»
Д. Кабалевский «Сонатина»
А. Гречанинов «Сонатина»
М. Глинка «Вариации»
Д. Чимароза «Сонатина»
7 год обучения
Д. Кабалевский «Сонатина»
Г. Киркор «Сонатина»
И. Гуммель «Сонатина»
Л. Бетховен «Шесть легких вариаций»
Д. Бортнянский «Сонатина»
Н. Раков «Вариации»
Мониторинг развития обучающихся по общему фортепиано в МХЦ «Лель»
1.Высокий уровень обученности. Обучающийся обладает теоретической
и музыкальной грамотностью, имеет широкий кругозор в области культуры.
Хорошо владеет исполнительским аппаратом (посадка за инструментом, положение рук, пальцев, корпуса). Владеет различными приемами звукоизвлечения и умеет пользоваться динамическими красками. Достаточно уверенно ориентируется в нотном тексте, читает с листа. Работа над музыкальным произведением отличается систематичностью, действенностью, высоким уровнем отдельных умений и навыков. Публичное исполнение музыкального произведения характеризуется исполнительской культурой (передача характера, образа произведения и понимание его основной идеи).
2.Средний уровень обученности .Обучающийся обладает средними познаниями в области теоретической и музыкальной грамотности. Владеет
различными приемами звукоизвлечения и умеет пользоваться динамическими красками. Ориентируется в нотном тексте, читает с листа. Работая над музыкальным произведением не всегда систематическая, что мешает развитию необходимых навыков и умений. Публичное исполнение
музыкального произведения характеризуется не достаточно высокой исполнительской культурой (передача характера, образа произведения и понимание его основной идеи).
3.Низкий уровень обученности. Обучающийся не обладает достаточными
Познаниями в области теоретической и музыкальной грамотности. Во владении исполнительским аппаратом (посадка за инструментом, положение рук, пальцев, корпуса) имеются недостатки. В результате чего недостаточно хорошо владеет приемами звукоизвлечения, умением пользоваться динамическими красками. Плохо ориентируется в нотном тексте и читает с листа. Публичное исполнение музыкального произведения не отличается
исполнительской культурой (передача характера, образа произведения и понимание его основной идеи).
Мониторинг воспитуемости обучающихся МХЦ «Лель»
1.Высокий уровень воспитуемости. Обучающийся имеет высокую потребность в общении с музыкой, музыкальный вкус воспитанный на примере лучших образцов классической музыки. Благодаря ансамблевому творчеству обучающийся обладает чувством коллективизма и является грамотным слушателем музыки.
2.Средний уровень воспитуемости. Обучающийся имеет среднюю потребность в общении с музыкой, музыкальный вкус воспитанный на примере лучших образцов классической музыки. Благодаря ансамблевому
творчеству обучающийся обладает чувством коллективизма.и является грамотным слушателем музыки.
3.Низкий уровень воспитуемости. Обучающийся имеет слабую потребность в общении с музыкой и желание слушать ее, отсутствует музыкальный вкус. Не всегда участвует в ансамблевом музицировании, поэтому слабо развито чувство коллективизма.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная программа "Музицирование на русских народных инструментах. Старший оркестр. Фортепиано"
Учебный курс обучения игре на фортепиано в оркестровой студии "Гармония" для детей 5-9 классов....
Дополнительная общеобразовательная программа "Музицирование на русских народных инструментах. Подготовительный оркестр. Фортепиано"
Учебный курс обучения игре на фортепиано для детей 1-2 классов в оркестровой студии "Гармония"....
Дополнительная общеобразовательная программа " Фортепиано"
Учебный курс обучения детей игре на фортепиано при оркестровой студии "Гармония"....
Дополнительная общеобразовательная программа "Фортепиано" (2013-14 уч. г.)
Программа для учащихся 6-15 лет студии "Ника"....
Дополнительная общеобразовательная программа «Фортепиано» (Студия эстетического развития «Ника» 2013-14 учеб. г.)
Программа для учащихся студии "Ника" 6-15 лет по предмету фортепиано....
Дополнительная общеобразовательная программа "Фортепиано"
Занятия фортепиано в системе дополнительного образования...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ФОРТЕПИАНО. СОЛЬФЕДЖИО
Музыка – весьма сложный язык передачи информации. Освоить его помогает предмет сольфеджио.Содержание программы направлено на развитие музыкально-творческих способностей и навыков учащихся, усвое...