Творческий проект «Наш дом – Югра!»
проект по теме

Алексеева Ольга Витальевна

Югорская земля – это край, удивляющий своей красотой, щедростью и величием. Богатая история Югры, сам дух этой земли, поистине философский и мудрый, располагают к неторопливому повествованию, размышлению о прошлом, настоящем и будущем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_nash-dom_yura.docx42.15 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Дом детского творчества»

Творческий проект «Наш дом – Югра!»

Разработчик:

Алексеева Ольга Витальевна,

Кугаевская Татьяна Владиленовна,

Ямщикова Анастасия Сергеевна

педагог дополнительного образования

с.Перегребное

Октябрьский район

ХМАО-Югра


Содержание

1.        Пояснительная записка        

2.        Цели и задачи проекта        

3. Основное содержание проекта        

1 ЭТАП – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ        

2 ЭТАП – ОСНОВНОЙ        

3 ЭТАП – ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ        

4.        Формы работы с родителями и педагогами.        

5.        Перспективный план мероприятий по проекту:        

6.        Методическое обеспечение проекта:        

7.        Сетевое взаимодействие с организациями:        

8.        Предполагаемые результаты реализации проекта.        

9.        Литература.        


  1. Пояснительная записка

Югорская земля – это край, удивляющий своей красотой, щедростью и величием. Богатая история Югры, сам дух этой земли, поистине философский и мудрый, располагают к неторопливому повествованию, размышлению о прошлом, настоящем и будущем. Мы обязаны сохранить для потомков это бесценное наследство, сделать его основой новейшей истории края, который мы с гордостью называем своей родиной. В последние годы мы часто стали сталкиваться с тем, что в обществе появилась устойчивая тенденция к утрате общечеловеческих ценностей и к широкому распространению равнодушия, неуважительного отношения к государству, Родине. Стало актуальным формировать патриотические чувства с самого раннего детства. Знакомясь с родным краем, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях и в тоже время приобщать к богатствам национальной и мировой культуры.

Культура народов Севера является богатейшим материалом не только для введения ребенка в мир искусства, знакомства с традициями народов Севера, духовно – нравственного воспитания, способности видеть красоту и гармонию, но и способствовать развитию таких психических процессов, как восприятие, образное мышление, воображение, эмоционально – положительное отношение к объектам эстетического содержания.

Эти мероприятия интересуют и привлекают внимание педагогического коллектива, родительской общественности, и, конечно, учащихся.

При создании Творческого проекта «Наш дом - Югра» для планирования мероприятий учитывались национальные особенности нашего района, то есть  в мероприятиях сохраняются и передаются обычаи, традиции и колорит коренного населения района – ханты и манси. Проект, включает в себя материалы для мероприятий с детьми,  консультации для родителей, подвижные игры для детей. В ходе мероприятий учащиеся узнают историю нашего края, знакомятся с растениями и животными тайги, узнают много интересного о жизни и традициях коренных жителей – ханты и манси. Срок реализации проекта 3 года. Возраст учащихся 6-17 лет. Данный проект подразумевает для учащихся старшего школьного звена  помощь в организации и проведении мероприятий.

  1. Цели и задачи проекта

При разработке проекта были поставлены следующие цели и задачи:

Цель.

Комплексное изучение окружающего мира: природы, истории и культуры своего края.

Задачи проекта.

- знакомство с обычаями, традициями, праздниками, особенностями жизни коренных народов;

-воспитание духовной нравственности: любовь к людям и природе, стремление к добрым поступкам;

-формирование позитивного восприятия национальных различий, других культур, языка, религий, убеждений;

- воспитание любви и бережного отношения к родному поселку, краю

развитие у учащихся познавательной активности, исследовательских умений и навыков.

3. Основное содержание проекта

1 ЭТАП – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ (2012-2013 уч.год)

Цель: организация деятельности участников проекта для определения его содержания и реализации.

Создание учебно-методической базы для успешной реализации проекта:

  • Уголки краеведения «Наш дом – Югра»
  • Перспективный план мероприятий по проекту
  • Фонотека музыкальных произведений
  • Библиотека художественных произведений разных жанров о ХМАО-Югре
  • Картотека подвижных игр коренных народов Севера
  • Консультации для родителей «Праздники народов ханты и манси», «Орнаменты народов ханты и манси»
  • Создание словаря терминов «Азбука Югры»
  • Беседы

Цель: Выявить знания детей о поселке, районе в котором они проживают.

2 ЭТАП – ОСНОВНОЙ (2013-2015 уч.год)

Цель: организация комплексной работы  по реализации задач проекта и создание условий для самовыражения и воплощения собственного замысла в совместной работе

Форма организации:

  • Беседы.
  • Подвижных игр коренных народов Севера
  • Дидактические и сюжетно-ролевых игр по ознакомлению с родным поселком
  • Изучение музыкальных и литературных произведений.
  • Презентации связанные с природой родного края;
  • Организация и участие в конкурсах рисунков «Мой край – Югра»;
  • Оформление стендов;
  • Выставки творческих работ к знаменательным датам.

3 ЭТАП – ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ (2014-2015 уч.год II полугодие)

Цель: анализ реализации проекта в запланированных формах и этапов.

Форма организации:

  • Творческий отчет

Схема реализации проекта

  1. Взаимодействие с родителями и педагогами

Формы работы с родителями

Решение задач воспитания у учащихся любви к своему дому, к своей родине зависит от позиции близких. Чтобы сделать процесс познания прошлого и настоящего родного края творческим, развивающим и интересным для ребенка необходимо привлечение родителей, преемственность семьи.

Цель работы с родителями: организация работы с родителями, стимулирующей повышение их активности в воспитании у ребенка любви к родному краю, поселку.

Задачи:

- Побудить интерес со стороны родителей к истории, культуре, традициям, характеризующим национальный колорит ХМАО-Югры.

- Формировать у родителей ответственность за воспитание у детей любви к истории, культуре, природе родного края.

- Способствовать активному участию родителей в жизни дома детского творчества.

- Способствовать раскрытию творческих способностей в семье.

Основные направления взаимодействия с семьей:

- повышение педагогических знаний родителей (в том числе информированность родителей о ходе образовательного процесса);

- организация взаимодействия ДДТ и семьи.

Информирование родителей о ходе образовательного процесса (повышение педагогических знаний) осуществляется посредством организации дней открытых дверей, индивидуальных и групповых консультаций, родительских собраний, оформления информационных стендов, создания памяток, буклетов, интернет-журналов, организации выставок детского творчества, приглашения родителей на детские праздники.

Привлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс осуществляется посредством организации конкурсов, праздников, прогулок, экскурсий, к участию в детской исследовательской и проектной деятельности.

Взаимодействие  педагогов в рамках проекта

Развитие представлений у учащихся о родной стране, родном крае, воспитание интереса к нему происходит под влиянием близкого окружения. В контексте осуществления данного проекта педагог является носителем как общечеловеческих ценностей, так и местных культурных традиций.

И поэтому для участия в реализации проекта были выбраны педагоги, которые имеют знания природных, культурных, социальных, экономических особенностей региона, где он проживает.

  1. Перспективный план мероприятий на 2014-2015 уч.год

(Приложение 1)

  1. Методическое обеспечение проекта

При реализации проекта использовались различные методы и формы.

Методы:

- словесный;

- наглядный;

- практический;

- объяснительно – иллюстративный;

- наблюдение.

- демонстрация;

- поощрение;

Формы:

- групповая;

- творческая;

- коллективная;

- индивидуальная.

  1. Сетевое взаимодействие с организациями

Для успешной реализации проекта и решения возникающих проблем необходимо было наладить тесное сотрудничество не только с коллегами Дома детского творчеств, но и с представителями других организаций, таких как:

- Администрация сельского поселения Перегребное;

- КСК «Феерия»;

- Перегребинская библиотека;

- совет ветеранов «Раздолье»;

- МКОУ «Перегребинская СОШ №1» и МКОУ «Перегребинская СОШ №2»;

- Детская музыкальная школа .

  1. Предполагаемые результаты реализации проекта

Приобщение детей к национальной культуре народов Севера содействует воспитанию человека-патриота, знающего и любящего свой родной край уважающего коренной народ, культуру и традиции, осознанию ребенком себя как коренного жителя, наследника богатой истории и культуры Югры, желающие внести свой вклад в его развитие.

По итогам реализации проекта учащиеся должны знать:

- обычаи, традиции, жизнь и быт народа Севера ханты и манси;

- нравственные правила и нормы поведения в обществе: гуманность человеческих взаимоотношений, толерантное и уважительное отношение к коренным жителям нашего региона, к природе родного края, к тому, что окружает ребенка и близко ему со дня рождения;

- фольклор различных народов Севера;

- праздники, особенности жизни коренных народов, взаимосвязь настоящего и прошлого в жизни народа;      

- историю родного края, его достопримечательности

По итогам реализации проекта учащиеся должны уметь:

- сохранять и преумножать богатство родной земли;

- воспринимать национальные различия, другие культуры, язык, религии, убеждения;

- свободно использовать знания фольклора и применять в повседневной жизни;

- адаптироваться в любом регионе России независимо от национальности;

- выражать свое отношение к миру в соответствии с культурными традициями, принятыми в обществе.

  1. Список литературы

  1. Дудников Н.Ф. «Мой дом Север», 1996
  2. Журнал «Стерх», № 1, 1993
  3. Маханева М.Д. «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников», 2009
  4. Природа Югры. Азбука первоклассника, 2008
  5. Сборник стихов «Не бойся пурги», 1981
  6. Сикорская Г.П., Кушникова Г.И. «Экологическое сафари по Югорскому краю», 2003
  7. Сикорская Г.П., Кушникова Г.И. «Экологическая экспедиция на воздушном шаре в заповедные места Югры», 2004
  8. Сказки народов Севера, составитель Самойлова Е.Н. 1995
  9. Снегирев Г.Я. «Тунгус и верный», 1985
  10. Царенко Т.М. «Сказка северной тайги», 2010
  11. Царенко Т.М. «Путешествие в страну нефти», 2002
  12. Царенко Т.М. «В некотором царстве, в некотором государстве», 1996
  13. http://www.finugor.komiinform.ru/
  14. http://www.museum.ru/rme/sci_kray.asp
  15. http://skmuseum.ru/omusee/istorijamuzeja.html
  16. http://www.slovopedia.com/2/210/265831.html
  17. Бочарников В.А. «Под северным солнышком», 1980

Приложение 1

  1.  Перспективный план мероприятий на 2014-2015 учебный год

п/п

Мероприятие

Срок проведения

Акция «Покормите птиц»

Цель: воспитание экологической культуры учащихся, формирование нравственных качеств: забота о братьях наших меньших.

Октябрь

Акция « В помощь пернатым»

Цель: воспитание экологической культуры учащихся, формирование нравственных качеств: забота о братьях наших меньших.

Ноябрь

Организация и проведение конкурса «Кормушка для птиц» 

Цель: воспитание экологической культуры учащихся, формирование нравственных качеств: забота о братьях наших меньших.

Ноябрь

Фестиваль «Творчество народов ХМАО-Югры»

Цель: воспитание толерантности, чувства патриотизма

Ноябрь

Выставки  ко дню Матери; к 23февралю; ко дню рождения ХМАО – Югры  и другим знаменательным датам.

Цель: воспитание духовных качеств: патриотизма, любви к людям, стремления к добрым поступкам.

В течение учебного года

День рождения ХМАО-Югры

Цель: Побуждение интереса и любви к родному краю.

Декабрь

Культурно-просветительское мероприятие «Югорская легенда».

Цель: Ознакомление с укладом жизни коренных народов Севера.

Декабрь

Организация и проведения конкурса «Природа нашего края»

Цель: Побуждение интереса и любви к родному краю.

Декабрь

Познавательно-развлекательное мероприятие «Северные посиделки»

Ознакомление с укладом жизни коренных народов Севера.

Январь

«День заповедников и национальных парков»

 Цель: воспитание экологической культуры учащихся.

Январь

Международный день птиц.

формирование нравственных качеств: забота о братьях наших меньших.

Март

Праздник коренных народов Севера «Вороний день».

Цель: знакомство с традициями и культурой коренных народов Югры.

Апрель

Творческий отчет по итогам 2014-2015 учебного года

Цель: Популяризация проекта, демонстрация результатов по итогам реализации плана мероприятий

Май


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа над творческим проектом. Творческий проект - "Игрушки - подушки"

Проект выполнен в программе паур- поинт. Этот материал мне помогает в работе над проектами. Проект был представлен на районе и занял 1 место. Затем на городе и занял 2 место. Если кому -то подойдет и...

Проблемный урок по теме: «Творческий проект. Этапы выполнения творческого проекта», автор Матвеева Н.А., МАОУ лицей № 2, г. Балаково

Учащиеся не должны, подобно ремесленникам, научиться делать ограниченный круг вещей или работ, как это традиционно было на уроках технического, обслуживающего или сельскохозяйственного труда. От них п...

Требования к творческому проекту по технологии. Тематика творческих проектов для 5-7 классов.

Проект – это самостоятельная творческая работа учащихся, выполненная под методическим руководством учителя и опираясь на поддержку близких, а также специалистов. Он может быть и коллективным. Темой тв...

Занятие «Творческий проект. Этапы выполнения творческого проекта»

Занятие на тему: «Творческий проект. Этапы выполнения творческого проекта»...

Творческий проект« Югра, сестра моя, Югра…»

Культура и традиции малого края. Общешкольное мероприятие   Творческий проект« Югра, сестра моя, Югра…»...