Скорая помощь педагогу
статья на тему
, Актуальной стала необходимость оказания своевременной квалифицированной методической и социально-психологической помощи членам педагогического коллектива.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skoraya_pomoshch_pedagogu.docx | 118.99 КБ |
Предварительный просмотр:
В связи с этим в учреждении ДЮЦ «Гелиос» была разработана комплексная программа «Восхождение». Цель данной программы – содействие профессиональному и личностному росту педагогов дополнительного образования и оказание им социально-психологической помощи в преодолении личностных, межличностных и профессиональных проблем. В основе концепции программы «Восхождение» лежит личностно-ориентированный подход, поскольку личность каждого педагога, как и ребенка – уникальна и индивидуальна, поэтому и требует к себе индивидуального подхода, как со стороны коллег, так и со стороны администрации.
Первичные исследования выявили тревожные показатели: у 50 % педагогов отмечалось остановленное саморазвитие. Этот факт побудил к необходимости оказания срочной помощи педагогам.
Первым этапом выполнения данной программы стало психодиагностическое исследование личностных и профессиональных особенностей педагога дополнительного образования. Были исследованы: самооценка, психологическая структура темперамента, творческие способности, профессиональная направленность, межличностное поведение и стиль общения, «барьеры педагогической деятельности», эффективность использования рабочего времени, уровень ситуативной и личностной тревожности, диагностика «эмоционального выгорания».
Исследование помогло выявить у педагогов проблемы личностного и профессионального характера, составить психологический портрет каждого педагогического работника.
В дальнейшем, комплексность программы «Восхождение» позволила специалистам социально-психологической службы ДЮЦ «Гелиос» составить индивидуальный план развития и коррекции для каждого педагога, провести индивидуальную и групповую коррекционную, реабилитационную, развивающую, когнитивно-обучающую работу для педагогических работников.
Наиболее эффективными формами работы, на наш взгляд, стали когнитивно-обучающее (психопросветительское), коррекционно-развивающее (психокоррекционное) направления, практические занятия в «Школе педагога».
Об этом свидетельствуют отзывы педагогов-участников данных занятий, которые отмечают, что на этих занятиях они получают возможность «заглянуть внутрь себя», «лучше понять свой внутренний мир», «оценить свое мироощущение», «адекватно оценить себя и свои возможности». Педагоги знакомятся с разными способами повышения своей самоценности, самооценки, настроения, а также узнают о способах снятия психоэмоционального напряжения.
Каждый участник тренинговых занятий получает методический материал для оказания самому себе психологической помощи: набор психологических игр и упражнений, направленных на гармонизацию внутреннего мира, снятие психической напряженности, развитие внутренних психических процессов, расширение профессионального самопознания.
С помощью предложенных игр и упражнений каждый педагог учится ориентироваться в собственных психических состояниях, адекватно их расценивать, управлять собой, сохраняя свое психическое здоровье и, как следствие этого, достигать успеха в своей профессиональной деятельности при сравнительно небольших затратах нервно-психической энергии.
В целях повышения уровня психологических знаний педагогов дополнительного образования в ДЮЦ «Гелиос» действует заочная «Школа педагога». Ее содержание представляет собой курс лекций по педагогической, возрастной психологии, различные аспекты психолого-педагогической деятельности с детьми, технологии ее успешного осуществления. Педагоги имеют возможность в свободное время изучать лекции, выполнять практические задания. По окончании вводного курса педагоги единодушно признали важность и необходимость дальнейшего обучения в «Школе педагога» и вносят свои предложения по построению и тематике лекций, практических заданий.
Познакомимся с некоторыми результатами диагностики педагогов.
Исследование самооценки (в%)
Исследование ситуативной тревожности (в %)
Исследование личностной тревожности (в %)
Самоменеджмент (в %)
Исследование уровня саморазвития (в%)
Исследование подверженности «синдрому выгорания» (в %)
Сравнивая результаты диагностических исследований, мы можем предполагать о положительной динамике, об уменьшении группы риска педагогов, подверженных «синдрому выгорания», и, следовательно, снижению вероятности текучести кадров.
Реализация программы «Восхождение», социально-психологическая поддержка помогают решить личностные и межличностные проблемы педагогам, выработать у педагогов стрессоустойчивость, приобрести навыки преодоления конфликтных и сложных жизненных ситуаций; самостоятельно, с учетом выявленных особенностей, формировать свой собственный стиль жизни, деятельности и общения. Участие в этой программе предоставила каждому педагогу возможность подняться на более высокий профессиональный уровень, раскрыться как уникальной личности и самореализоваться. Педагоги стали успешнее в своей профессиональной деятельности.
На сегодняшний день портрет педагога дополнительного образования ДЮЦ «Гелиос» таков - это человек, эффективно взаимодействующий с детским и педагогическим коллективами, с высоким уровнем эмпатии, он оригинален и любознателен, с высоким уровнем саморазвития.
Осуществляя индивидуальный подход к каждому педагогу, нам удалось создать педагогический коллектив с единством целей и задач, согласованностью принципов и методов педагогической деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Скорая помощь самому себе при подготовке к ЕГЭ
Советы психолога выпускникам школы....
Мероприятие по профилактике табакокурения, наркомании, токсикомании и пьянства " Операция скорая помощь!"
мероприятие по профилактике табакокурения, наркомании, токсикомании и пьянства...
Скорая помощь при стрессе
Что нужно сделать быстро и действенно, чтобы избавиться от стресса...
Скорая помощь в выборе профессии
«Скорая помощь в выборе профессии» содержит основные компоненты профориентационной работы: профинформирование, профконсультирование и психологическая поддержка. Данный блок методик – необходимый...
Обучающая игра «Скорая помощь». Внеклассное мероприятие по биологии
http://festival.1september.ru/articles/647513/Обучающая игра «Скорая помощь».Внеклассное мероприятие по биологии.Цель игры:· освоение знаний о безопасно...
Разработка внеурочного мероприятия по анатомии и гигиене: «Соревнование бригад скорой помощи».
Внеклассное мероприятие расчитано на учеников 8 классов.Цель мероприятия:дать возможность применить полученные знания на практике. Вызвать интерес к предмету анатомии и профессии медицинского работник...
Методический проект (исследование) "Скорая помощь по математике с помощью обучающих конспектов"
В данном исследовательском проекте рассмотрен эффективный способ помощи учащимся 5-9 классов в преодолении трудностей в обучении математике как при изучении нового материала, так и при его...