Мастер - класс на тему «Пошив куклы - акань»
методическая разработка на тему
Цель: Воспитание любви к прикладному искусству обско – угорских народов, знакомство с технологией пошива куклы - акань,
Задачи:
• обучающие:
- изучить технологию изготовления куклы - акань;
• развивающие:
- развивать навыки самостоятельной работы с технологической картой;
• воспитательные:
- воспитывать интерес к национальному творчеству коренных народов Югры.
• мотивационные:
- содействовать формированию интереса к занятиям, возможности использования знаний, полученных на занятии.
• управленческие:
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_-klass_poshiv_kukly_-_akan.docx | 147.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Дом детского творчества»
Мастер - класс
Тема «Пошив куклы - акань»
Разработчик:
Алексеева Ольга Витальевна,
педагог дополнительного образования
с.Перегребное
Октябрьский район
ХМАО-Югра
Цель: Воспитание любви к прикладному искусству обско – угорских народов, знакомство с технологией пошива куклы - акань,
Задачи:
• обучающие:
- изучить технологию изготовления куклы - акань;
• развивающие:
- развивать навыки самостоятельной работы с технологической картой;
• воспитательные:
- воспитывать интерес к национальному творчеству коренных народов Югры.
• мотивационные:
- содействовать формированию интереса к занятиям, возможности использования знаний, полученных на занятии.
• управленческие:
организовать учебно-развивающую деятельность и создать доброжелательную атмосферу на занятии.
Метод: групповой.
Форма занятия: практическая работа.
Оборудование: ткань хлопчатобумажная разных цветов (ситец, батист), иглы, нитки, ножницы, напёрстки, бисер, технологическая карта, плакат правила техники безопасности с иглами и ножницами.
Продолжительность занятия: рассчитан на 2 занятия продолжительностью 45 мин.
Ход занятия
- Подготовительная часть
Педагог: Здравствуйте ребята! Сегодня на занятии мы с вами познакомимся с
хантыйской куклой-акань и самостоятельно изготовим куклу. Тема нашего занятия: «Пошив куклы-акань» (Слайд 1).шив
Цель занятия: (Слайд 2) Воспитание любви к прикладному искусству обско – угорских народов, знакомство с технологией пошива куклы – акань.
Приступим к проверке домашнего задания. Ребята, дома вы должны были подготовить сообщение – описание хантыйского платья, рубахи, суконного пальто или платка. (Слайд 3,4) (Выступление учащихся с сообщениями)
- Основная часть.
1.Пошив полосок – салум.
Педагог: На прошлом занятии мы познакомились с платьем ханты и манси, на этом уроке мы будем шить куклу – акань, научимся шить полоски салум.
Издавна в семьях обско-угорских народов девочки играли тряпичными куклами, (Слайд 5) которые им шили бабушка или мама, в дальнейшем девочка сама училась изготавливать себе куклу, по ней судили о вкусе и мастерстве хозяйки.
Куклу шили, орнаментировали как одежду взрослых, но лицо не рисовали. По народным поверьям кукла с лицом приобретала душу и могла повредить ребенку. Ложась спать, нужно было обязательно надкусить головку куклы, иначе она могла стать вместилищем человеческой души. Ведь по повериям хантов и манси во время сна душа покидает тело. Строго соблюдалось поверье, полосок и бусинок на одежде должно было быть не чётное число.
2. Наглядный показ педагогом пошива куклы – акань.
Педагог: (Слайд 6) Для юбки акань нужен лоскут ткани размером 10х15 см. Для выполнения полосок салум подходит очень тонкая хлопчатобумажная ткань – батист. Нужна тонкая игла и тонкая одинарная нитка. По возможности нужно постараться выполнить классический для ханты и манси шов – стежки должны быть параллельными, мелкими, размером 0,5 мм и на таком же расстоянии друг от друга. Нельзя затягивать стежки, полоска должна быть абсолютно ровной и хорошо натянутой. Первая полоска выкраивается шире, чем остальные. Отогнуть край основы (примерно 4 мм), наложить на неё полоску и пришить нижнюю часть полоски швом «через край», затем подогнуть верхний край полоски и прошить его.
Ребята, давайте вспомним технику безопасности при работе с иглами и ножницами (Слайд 7) (Приложение 1)
Педагог: (Слайд 8) Ребята, давайте приступим к работе. У каждого из вас на столе лежат технологические карты (Приложение 2). Отступив небольшое расстояние от широкой полоски (примерно 3мм), пришиваем узкую полоску, равную отступленному расстоянию. Для этой полоски выкраиваем прямоугольник ткани шириной в один сантиметр, его верхний край подгибаем и сразу пришиваем к ткани – основе мелким швом «через край». Чтобы полоски ложились ровно, выполнив нижний шов, край внутреннего подгиба срезают до самого шва.
При шитье регулируется и ширина полоски, поэтому выкраивать ее можно произвольно. Закончив полоску, шов закрепляю как обычно.
При первой узкой полоске нужно отступить вверх 2см и пришить ещё три узких полоске, как на настоящем платье. Ширина узких полосок должна быть 0,3-0,4 см. и между ними должно быть такое же расстояние.
Выполнив нужное количество полосок, складываем пополам и сшиваем боковину юбки.
Педагог: (Слайд 9) Физминутка. (Приложение 2)
3. Сборка куклы - акань.
Педагог: Берём лоскут белой ткани, сворачиваем в жгутик, вкладываем косичку и сгибаем пополам, завязываем ниткой – получается голова. Чуть ниже головы накладывают девять лоскутков, закрепляя их концы крест-накрест впереди, причем край каждого последующего лоскутка чуть ниже предыдущего. По цвету они идут сверху вниз в такой последовательности — красный, белый, синий, белый, красный, белый, синий, белый, красный. В месте перекрестья их скрепляют друг с другом несколькими стежками, и они образуют туловище. К туловищу пришиваем юбку. Затем изготавливаем платок и повязываем на куклу.
- Заключительная часть.
Педагог: Ребята теперь давайте оценим готовые работы друг друга, оцените аккуратность и мелкость швов, выберите самую красивую и аккуратную куколку.
Педагог: Ребята, а теперь давайте подведем итог нашего занятия. Ответьте на вопросы (Слайд 10):
- Какая последовательность изготовления куклы - акань? (Ответы учащихся)
- Перечислите материалы, необходимые для пошива. (Ответы учащихся)
- Ребята, что вам больше всего понравилось в изготовлении куклы – акань на занятии? (Ответы учащихся)
Педагог: (Слайд 11) Ребята, дома вам нужно изготовить, а именно пошить полосок салум для платья куклы – акань.
Ребята спасибо вам за плодотворную работу на занятии (Слайд 12).
Список использованной литературы.
- Прыткова, Н.Ф. Одежда хантов // Н.Ф. Прыткова - СМАЭ. 1953. Вып. XV. 123-233. с.
- Смоляк, А.В. Ульчи. Хозяйство, культура и быт в прошлом и настоящем// А.В. Смоляк. - М.: Наука, 1966. 290 с.
- Сязи, А.М. Орнамент и вещь в культуре хантов Нижнего Приобья// А.М. Сязи. - Томск: Изд-во Том. ун-та, 2000. 248 с.
- Федорова Е.Г. Историко-этнографические очерки материальной культуры манси. // Е.Г.Федорова СПб.: МАЭ РАН, 1994. 284 с.
- Финш, О. Путешествие в Западную Сибирь. // О. Финш, А. М. Брэм, : Типография М.Н. Лаврова и К, 1882. Т. 1-2. 578 с.
- Федорова, Е.Г. Одежда манси XIX - XX вв.// Е.Г.Федорова. Этнокультурные явления в Западной Сибири. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1978. 196-207. с.
- Хозяинова В.В., Декоративно-прикладное искусство манси: Методическое пособие. 5 класс // Под ред. Т.А. Полуниной. – Ханты-Мансийск: ГУИПП «Полиграфист»,2002. – 48с.
Приложение 1.
Техника безопасности работы с иглами и ножницами.
- Выполнять все действия только по указанию педагога.
- Ножницы передавать друг другу острым концом вниз.
- При резании ткани не направлять ножницы к себе или товарищу.
- Хранить иголки и булавки в определённом месте (игольница, подушечка).
- Иголки в рот не брать.
- Соблюдать порядок и дисциплину на рабочем месте
Приложение 2.
Технологическая карта.
Хантыйская кукла «Акань»
Голова: Берём полоску белой ткани длиной 10-15см., шириной 1-1,5см, перегибаем её вдоль пополам, накладываем 9 полосок разных цветов сложены пополам. Сверху 3 полоски накладываются крест накрест, и завязывает ниткой.
Юбка: На подол идёт лоскут ткани размером 10х15см. К подолу пришиваем широкую полоску, потом пришиваем ещё 3 полоски разных цветов. Бок юбки сшивается и пришивается к голове куклы. Платок делают из квадратного или треугольного лоскутка, выдернув по краям нити.
Приложение 3
Физминутка
Раз - руки вверх махнули.
И при том вздохнули.
Два - три нагнулись, пол достали.
А четыре - прямо встали и сначала повторяем.
Воздух сильно мы вдыхаем.
При наклонах выдох дружный.
Но колени гнуть не нужно.
Чтобы руки не устали,
Мы на пояс их поставим.
Прыгаем как мячики
Девочки и мальчики!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок внеклассного чтения с мастер-класс "История русской обрядовой куклы"
С.Г.Писахов. Заочная экскурсия в музей. Мастер - класс: изготовление кукол-оберегов....
Мастер-класс по теме "Коми кукла-скрутка" (оберег) "Окно радости".
21.01.2016 года в музее школы прошел мастер-класс по теме "Коми кукла-скрутка" (оберег) "Окно радости" для обучающихся 5-го класса....
Мастер-класс по теме: «Кукла-оберег из ниток»
Предлагаю участникам мастер-класса выполнить маленькую куколку-оберег из ниток. Она может послужить сувениром, подарком, приятной вещицей, глядя на которую улучшается настроение....
Мастер-класс по теме: «Кукла-оберег из ниток «Казак»»
Предлагаю участникам мастер-класса выполнить куклу-оберег из ниток «Казак». Эта работа, выполненная своими руками, может послужить сувениром, подарком, приятной вещицей, глядя на которую улучшае...
Мастер-класс на тему: «Кукла «Кувадка» своими руками».
Цель: - познакомить обучающихся с историей возникновения куклы;- научить обучающихся изготавливать куклу-оберег “Кувадка”. Задачи:- развитие творческих способностей и твор...
Мастер-класс по изготовлению народной куклы «Куклы - оберег», февраль 2018
Цель: знакомство с народными традициями декоративно-прикладного искусства, посредством изучения и изготовления народных кукол....
Мастер-класс по изготовлению обрядовой куклы Масленицы (среди девочек 7-9 классов)
Цель: научиться выполнять народную обрядовую куклу на основе традиционной технологии...