Информационное пространство
методическая разработка на тему
Предварительный просмотр:
Милославова Нина Владимировна, педагог ИЗО высшей категории ГБОУДОД ЦВР «Академический»
СОЗВУЧНО ВРЕМЕНИ.
В статье рассматриваются актуальные проблемы развития и
творчества детей в системе дополнительного образования, поднимаются
вопросы преподавания искусства в современных условиях.
Ключевые слова: Внутренний мир ребенка, информационное пространство, фактор времени, ценность нового, четкость нравственных понятий.
Miloslavova N.V.
KEEPING WITH THE TIMES
The article deals with topical issues of development and creativity of children in the system of additional education, rise problems of teaching art in the modern world.
Keywords: Inside the world of the child, the information environment, the time factor, the value of new, clarity of moral concepts.
Когда перед нашими глазами в оригинале, репродукцией или на экране появляются шедевры мирового искусства, полотна великих мастеров, в нашем воображении мгновенно рождается море ассоциаций. В чем-то они общие для большинства зрителей, в чем-то сугубо индивидуальные. В нас просыпается опыт предыдущих эмоциональных впечатлений, отобранных за годы, сохраненный памятью, пережитой.
У ребенка такого опыта почти нет. Его переживания во много раз острее и ярче, чем у взрослого, но их пока не так много. Информации же обрушивается так много, причем, легкодоступной, а порой и вовсе нежелательной, что не захлебнуться в этом потоке равносильно чуду.
В старые годы в системе дополнительного образования для обозначения нашей профессии существовал простой и слегка наивный термин – «руководитель кружка». Подразумевалось, дети собираются в кружки по интересам, а взрослый берет их за руку и ведет за собой по дороге знаний.
Появление и стремительное развитие компьютерных технологий привело к возникновению нового информационного пространства, мира, в котором мы сейчас пытаемся определиться и освоиться, не утратив при этом, то ценное, что было накоплено до его возникновения. Не случайно на рубеже веков, в том числе и на Осенней выставке детского рисунка 2000 года в Союзе художников Санкт-Петербурга смысловым центром, символом времени стало изображение Ковчега. Сейчас мы переживаем время, ярко отражающее выводы французского социолога Ж. Эллюля:
« технический прогресс всегда создает больше проблем, нежели решает;
все технологические нововведения имеют непредвиденные последствия». [1, с.138 ]. В поисках новых путей, новых подходов, новых форм мы зачастую упускаем из виду, что новое благотворно не само по себе, исключительно в силу своей новизны, а только в том случае, если оно позволяет найти ключ к старым, но не решенным до сих пор проблемам, но главное, решать проблемы вновь возникающие.
В новых условиях непременно должна претерпевать изменения и роль педагога, преподавателя изобразительного искусства. Не машинист поезда, идущего по рельсам, не пилот гоночного автомобиля, а скорее опытный навигатор, способный быстро ориентироваться и реагировать в постоянно изменяющейся обстановке и не терять главную цель.
Изобразительное искусство (живопись,графика)- это противоборство объема и плоскости, передача трехмерного пространства на поверхности, имеющей только два измерения. Для детей сложность этого действия преодолевается по мере взросления и развития абстрактного мышления. Сегодня на первый план настоятельно выходит четвертое измерение-время. Мы учимся манипулировать временем. Такую возможность дают новые технологии. Мы стараемся предельно сжать время, желая при этом как можно сильнее его растянуть, а еще лучше, приостановить, чтобы дух перевести.
Дети, существа более близкие к природе, нежели взрослые, могут быстрее выработать тактику поведения и даже дать подсказку взрослому. Ребенку не надо ломать собственные стереотипы, переучиваться. Мы должны внимательнее приглядываться к нашим детям и стараться точнее осознать мотивы их поведения. Поскольку чаще всего поведение, которое мы называем «нестандартным», а оно чаще всего проявляется у одаренных детей, особенно у мальчиков, является попыткой отстоять своё право структурировать мир и осваивать его в должном порядке и нужном именно ему темпе. Выдающийся русский педагог А.В. Бакушинский писал: «Скачки и искусственное ускорение, обусловленные почти всегда системой внешнего, образовательного педагогического воздействия, исходящей не из внутренних условий развития…вредны». [2, с.52 ];
В более старшем возрасте при переоценке ценностей, если не произошло преодоление конфликта, подросток может отбросить не только устаревшие общественные представления, но и безусловные культурные ценности, которые потом (частично) открывает заново. Многие взрослые, и педагоги в том числе, не проявляют достаточного интереса и уважения к детскому миру, детскому творчеству, не удосуживаются понять его. Нам не хватает чуткости, гибкости, в нарастающем потоке информации-компетентности, и конечно, опять-таки, времени.
Дополнительное образование по сути своей, есть наиболее приближенная к ребенку форма организации его развития и обучения. По своим возможностям личностного подхода оно уступает только индивидуальному обучению. В отличие от школы дисциплина и даже посещаемость студии зависит только от заинтересованности ребенка, его личного выбора. Это значит, что должна быть обеспечена двойная - взаимная заинтересованность участников педагогического процесса. Интересы самого ребенка не менее важны, чем педагогические усилия со стороны образовательной системы. И вот здесь кроется корень одной из проблем образования и здесь же резерв для её преодоления.
Педагог составил (или взял) интересную, как ему кажется, программу; её утвердили и контролируют, стремясь добиться неукоснительного исполнения каждого пункта в означенное время. Но возможно ли взять под контроль весьма динамичные интересы каждого из 15 детей группы, оценить заблаговременно на много лет вперед суммарный интерес группы к определенному дню при прохождении определенного материала? Безусловно-нет. Это значит, что прохождение материала по любому жесткому плану обречено на неактуальность с точки зрения ребенка и будет снижать его возможный интерес, особенно у ребенка рисующего, ведь «непосредственность и живость восприятия - одна из сильнейших сторон художника». [3 ] О каком же «резерве» было упомянуто выше? Среди множества новых и новейших возможностей, возникших благодаря ИКТ, педагог получил возможность перенесения акцента занятия в сторону, диктуемую интересами ребенка, не выходя за рамки, установленные планированием. Изобразительное искусство настолько многокомпонентно по своей сущности, что очень сложно укладывается в какие-либо рамки программы, об этом говорит и столь большое количество различных хороших программ по ИЗО. Можно сравнить их число с гораздо меньшим количеством программ по математике, к примеру. Но именно эта многогранность предмета в сочетании с безграничными возможностями поиска в интернете способно обеспечить совпадение материала сразу по двум параметрам интересов - тематически запланированного занятия при параллельном удовлетворении актуального хода реального педагогического процесса, учета интересов, потребностей и проблем, возникших и выявленных у воспитанников «здесь и сейчас». Становится более возможным личностно-индивидуальный подход к ребенку, обеспечение реальных индивидуальных маршрутов с дальнейшим углублением влияния самих воспитанников на построение содержание программы в целом.
В качестве иллюстрации несколько новых возможностей в ходе учебного процесса, причем, при достаточно скромных технических средствах: - плазменный ЖК телевизор, цифровой фотоаппарат, домашний компьютер, подключенный к интернету. Что эти средства помогают сделать на ином, качественно более высоком уровне?
- Выявить характер интересов ребенка, его знания и эстетические предпочтения.
- Определить к какому виду художественной деятельности имеется особая склонность.
- Выявить прямо на занятии, что мешает ребенку хорошо справиться с заданием и объективно показать, где он допускает ошибку, если речь идет о грамотности.
- Отследить ход ведения композиционной работы.
- Посмотреть на себя со стороны при создании автопортрета.
- Создать фотоархив заданий по лепке и конструированию из бумаги.
- Проанализировать совместно с ребенком объясняемый материал на примере его собственной работы, представленной на экране.
Но, главное, попытаться заглянуть во внутренний мир ребенка и познакомить с ним его товарищей через экранный просмотр персональной выставки работ, включающей и домашние композиции.
Какие выводы мы можем сделать? Что нам дети уже подсказали?
При всех надеждах на экранное изображение, неподвижный видеоряд, воспринимается детьми без особого энтузиазма. Отклик на артефакт сам по себе - слабый, мал запас ассоциаций, и в репродукции он практически не уступает экранному варианту, а порой и превосходит. Гораздо более яркая реакция идет на анимацию.
В противовес непревзойденным возможностям экранного изображения особую ценность, значимость приобретает работа с реальным объемом и фактурой. Подростков, особенно мальчиков, увлекает техническое совершенство передачи трехмерного пространства, именно материальность и реализм, достигаемый компьютерной графикой.
Не случайно и увлечение более старших детей ролевыми компьютерными играми, их уход в мир Фэнтези. За азартом игры прячется неудовлетворенная тяга к восстановлению четкости нравственных понятий, границ добра и зла.
Естественная потребность детей в чистоте, ясности в светлом мироощущении, должна быть удовлетворена в том числе и нами, педагогами эстетического цикла. Мы должны донести до детей, отобрав из сокровищницы мирового искусства, все лучшее, все общечеловечески значимое. Причем, очевидно не любое, а молодое, созвучное возрасту- раннего Боттичелли, молодого Билибина, вечно молодого Мая Митурича.
Именно сегодня. В противовес деградации и унынию. Идя на опережение.
Именно это созвучно времени.
____________________________________________________________
- Личность: внутренний мир и самореализация.Идеи, концепции, взгляды(сост.Ю.Н.Кулюткин, Г.С. Сухобская) РАО ИОВ «Тураскора» ,СПб, 1996.
- Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание. Избранные искусствоведческие труды. М., «Советский художник» 1981
- Кнебель М.О. Поэзия педагогики. М., ГИТИС,1984.