Проект "Школа Айбопита"
проект на тему

Пантелеева Татьяна Михайловна

Мультимедийная презентация и печатные материалы по проектной деятельности в области ветеринарии и зоотехнии, методы обработки результатов

и сбор наработанного материала для реализации конечной цели проекта.


 

Комментарии

Пантелеева Татьяна Михайловна

Актуальность проекта.
В дополнительном образовании учащиеся объединений эколого-биологической направленности проявляют четко сформированный познавательный интерес к разделам знаний в области ветеренарии и зоотехнии, так как данные разделы часто подробно не изучаются в рамках общеобразовательных программ, кроме того, почти все учащиеся юннатского движения содержат домашних питомцев и желают овладеть всеми возможными навыками по их содержанию. Большое количество детей не исключают, что в дальнейшем свяжут свою профессию с ветеринарией, зоотехнией, агрономией или медициной. Зоотехния — наука о разведении, кормлении, содержании и правильном использовании сельскохозяйственных животных для получения от них возможно большего количества высококачественной продукции при наименьших затратах труда и средств. .В своих исследованиях зоотехния опирается на науки, тесно связанные с ней- ветеринарию, агрономию, организацию сельскохозяйственного производства.
Для содержания питомцев в живом уголке или дома нужно разбираться в животном мире, знать строение животных, их повадки. В последнее время приходится все чаще сталкиваться с экзотическими питомцами, приобретенными по веянию моды, о биологии и содержании которых известно очень немного, либо литература о данных видах совсем отсутствует.
По приглашению педагога ЭБЦ “Крестовский остров” Глотовой О.В. , ветеринарного врача по образованию мы, обсудив в коллективе с учащимися и их родителями данное предложение, с удовольствием согласились участвовать в инновационном проекте “Школа Айболита на Крестовском”.
Новизна опыта состоит в создании системы получения знаний путем выполнения теоретических и практических работ по содержанию животных на базе живых уголков и зоопарков, ориентированных на формирование у обучающихся навыков исследовательской деятельности и имеет четкую практико-ориентированную форму.
Тема проекта: “Школа Айболита”.
В рамках проекта “Школа Айболита на Крестовском”.
Учебный предмет: Биология.
Контингент участников проекта: учащиеся: 4-8 классов.
Вид проекта: исследовательский, практико-ориентированный.
Тип проекта: межпредметный.
Цель: переоснащение вольер и террариумов для питомцев живого уголка.
Задачи:
для педагога:
1.Создать тематические разработки для проведения занятий, исследований, экскурсий, мероприятий;
2.Подготовить методическое оснащение;
3. Написать календарный план занятий;
для педагога и учащихся:
1.Выработать у учащихся поисково-исследовательские умения;
2.Использовать все возможные источники информации по данной теме;
3.Познакомиться с биологическими особенностями видов- представителей живых уголков участников проекта;
4.Провести анализ состояния помещений для содержания животных (площадь, температура, влажность, проветриваемость, санитарное состояние);
5.Проведение исследований, сбор и систематизация материалов:
6.Анализ условий содержания конкретного вида животного, составление рационов питания животным;
7.Создание чертежа-схемы для конструирования жилища для питомца:
8.Получение навыков по диагностике состояния животного при внешнем осмотре;
9.Получение навыков по оказании первой помощи питомцу;
10.Корректировка и обогащение среды для питомца живого уголка.

Долгосрочный проект: в течение учебного года 2013-2014.
Групповой проект: занятия 2 раза в месяц ( по 2 часа) на базе живого уголка ГБОУ ДОД ДДТ ”Левобережный”; 4 занятия (по 3 часа) (по 1 занятию: октябрь, ноябрь, апрель, май) в зоопарке ЭБЦ “Крестовский остров”, 2 занятия на базе Лензоопарка (по 3 часа) и 2 экскурсии по минизоопарку при ДДТЮ Фрунзенского района (по 1.5 часа), 1 занятие на базе конного клуба “Клеопатра” в поселке Понтонный.
Этапы реализации проекта.
1. Подготовительный.
1.1.Определение тем для проектно-исследовательской деятельности учащихся.
1.2.Определение цели, формулирование задач.
1.3.Формирование групп для проведения исследования, распределение обязанностей.
1.4. Составление плана наблюдений, сроков по этапам исследований индивидуальных и групповых.
1.5. Обучение способам сбора и поиска информации, способам ее регистрации.
1.6. Знакомство с методами наблюдений за животными.
1.7. Установление критериев оценки проекта и формы его представления.
1.8.Проведение инструктажа для учащихся по технике безопасности при работе с биологическими объектами.

2. Основной.
2.1.Поиск и сбор информации.
2.2.Консультации индивидуальные и для групп-участников проекта.
2.3.Выполнение заданий теоретического, практического и исследовательского характера.
2.4.Анализ, обобщение и сопоставление полученной информации.
2.5.Исправление и корректирование полученных данных, оценка специалиста (ветврача, зоотехника, руководителя юннатского коллектива).
2.6.Подготовка выходных материалов (рукописных, фотоматериалов,
в электронном виде).
2.7.Промежуточные отчеты учащихся по выполненным лабораторным работам и наблюдениям за поведением животных. Создание “Базы данных” по необходимым параметрам для видов животных.

3. Заключительный.
3.1.Создание схем-чертежей жилищ для разных видов животных.
3.2.Стендовая информация о проекте.
3.3.Представление полученных результатов работы (рефераты, презентации, выпуск печатной рекомендации по содержанию какого-либо вида животного).
3.4. Оформление или переоснащение вольеры для питомца на базе живого уголка.
3.5.Итоговая конференция, конструктивный анализ выполненной работы.

Рабочий план реализации проекта.

№ Этапы реализации проекта Сроки реализации
1. 1.Разработка методических пособий для проведения занятий, исследований, экскурсий.
2.Подбор учащихся соответсвующего возраста, участвующих в реализации проекта, проведение инструктажа по технике безопасности при работе с биологическими объектами.
3. Выбор интересующих объектов исследований, знакомство с методиками наблюдений за животными.
4..Подготовка консультационного блока.

Сентябрь-октябрь 2013
2. 1.Реализация лабораторного практикума на базе ЭБЦ “Крестовский остров” и живого уголка в ДДТЛ.
2.Экскурсии в Лензоопарк , минизоопарк при ДДТЮ Фрунзенского района, на конюшню.
Октябрь 2013-май 2014

3.

1.Анализ, отбор полученных данных по содержанию видов.
2.Оформление полученных результатов в виде мультимедийных презентаций, стендовых докладов, печатных рекомендаций по содержанию вида, схем –чертежей вольер.
3.Поиск новых методических пособий.
Январь-май 2014
4. 1.Итоговая конференция, анализ выполненной работы.
2.Приобретение нового оборудования для питомцев живого уголка.
3.Обогащение среды для комфортного проживания питомца уголка живой природы. Май 2014

Календарно- тематический план работы по проекту “Школа Айболита” на 2013-2014 учебный год:

Мероприятие Темы Сроки проведения Состав обучаю-щихся Ответственный
1.Проведение игры по станциям
“ Наши питомцы”. Знакомство с представителями разных отрядов животных на базе живого уголка. Сен-тябрь 2013 Все учащиеся коллек-тива “Мир живой природы” Пантелеева Т.М. и родители
учащихся объединения
2.Выезд в конный клуб. Экскурсия по конюшне: ”Содержание и кормление лошадей”. Практика: “ Подготовка лошади к верховаой езде”. Ок-тябрь 2013 Группа №4, 2-го года обучения Пантелеева Т.М.и заведующий конным клубом.

3.Выезд в ЭБЦ “Крестовский остров” в “Школу Айболита”
Вводное занятие:
“Знакомство с методами ветеринарной диагностики”:
лекция и лабораторная работа.
Ок-тябрь 2013
Группа №4
Пантелеева Т.М.,
Глотова О.В.

4.Тематические занятия по изучению биологии видов живого уголка в рамках общеобразовательной программы “Мир живой природы”

Тип Моллюски
(вид Ахатина);
Класс Рептилии
(степная черепаха, пресноводный вид- красноухая черепаха),
Класс Млекопитаю-щие ( все представители отряда Грызуны)

Ок-тябрь-дек-абрь 2013

№1,2 ( 1-ый год обучения), № 4 (2-й г.о)

Пантелеева Т.М.
5.Выезд в ЭБЦ “Крестовский остров” “Изучение зоогигиеничес-ких параметров содержания животных мини-зоопарка”: лекция и лабораторная работа. Ноябрь 2013 Группа №3
(“Юные исследова-тели природы) Глотова О.В., Пантелеева Т.М.

6.Экскурсия в мини-зоопарк ДДТЮ Фрунзенского района.

Биоразнообразие и содержание животных мини-зоопарка.

Ноябрь 2013

Группа №4

Пантелеева Т.М. и экскурсовод клуба юных натуралистов.
7.Экскурсия в Ленинградский зоопарк. Экскурсия “Кормление и содержание экзотических животных Лензоопарка”:
лекция и практическое занятие. Ноябрь 2013 Группа №3 Пантелеева Т.М.,
лектор Лензоопарка
Васильев Д.Ю.
8.Выступление на конкурсе “Соседи по планете”
( соревнования юннатских коллективов города) Игра по станциям Де-кабрь 2013 Группы № 3 и №4 Пантелеева Т.М.,
педагоги и методисты ЭБЦ “Крестов-
ский остров”
9.Экскурсии для посетителей живого уголка. Содержание и кормление животных зооуголка. Январьфев-раль 2014 Для всех посетителей живого уголка Пантелеева Т.М., учащиеся групп №3 и №4 (2-ой год обучения)
10.Участие в городских научно практических конференциях: Этологическая при Лензоопарке;
“Первые шаги естествоиспытателя “ при ДДТЮ Фрунзенского района.
Участие в городском конкурсе “Новый век-новые ресурсы” Поведение и содержание животных разных видов.
Животный мир
Финского залива. Март-апрель 2014 Учащиеся групп №2, 3, 4. Пантелеева
Т.М.,
Организаторы конкурсов.
11.Экскурсия в мини- зоопарк при ДДТЮ Фрунзенского района Беспозвоночные живых уголков.
Амфибии и рептилии живого уголка. Апрель 2014 Учащиеся
Групп
№ 1,2 Пантелеева Т.М. и экскурсовод клуба юных натуралистов
12.Выезд в ЭБЦ “Крестовский остров” “Изучение параметров развития детенышей животных”:
лекция и лабораторная работа. Апрель 2014 Учащиеся группы
№ 3 Глотова О.В., Пантелеева Т.М.

13.Экскурсия в Лензоопарк. Методы приручения и дрессировки животных Лензоопарка. Май 2014 Учащиеся групп №3 и №4 Пантелеева Т.М., заведующая группой дрессирован-ных животных Лензоопарка Волкова О.И.
14.Выезд в ЭБЦ “Крестовский остров” “Оказание первой помощи животным”:
лекция и лабораторная работа. Май 2014 Учащиеся групп № 3 и №4 Глотова О.В.,
Пантелеева Т.М.
15.Проведение праздника кошек и фотовыставки “Мой домашний питомец” “Содержание и кормление домашней кошки” Ап-рель-май 2014 Учащиеся всех групп Пантелеева Т.М.
16.Обогащение среды животных живого уголка. Улучшение условий содержания животных зооуголка. Май 2014 Учащиеся всех групп Пантелеева Т.М.,
родители учащихся,
администрация ДДТЛ.

17.Итоговая конференция. Отчеты по иссле дованию содержанию и кормлению разных видов животных, практические рекомендации. Май 2014 учащиеся групп №3 и №4 Пантелеева Т.М., заведующий отделом ТРИД
Маяков И.Н.

Методики наблюдений за животными, используемые при реализации проекта:
1. Пищевая избирательность какого-либо вида животного;
2. Обогащение среды вида животного;
3. Поведение животных в зависимости от плотности заселения территории;
4. Реакции животных на различные запаховые раздражители;
5. Зоотехнические параметры содержания вида;
6. Ветеринарная аптека: оказание первой помощи питомцу;
7. Динамика роста детенышей определенного вида животного;
8. Изучение образа жизни животного в дикой природе и создание условий обитания, приближенным к естественным;
9. Внешний осмотр животного и сравнение физиологических показателей с нормой и т.д.

Пантелеева Татьяна Михайловна

Методические материалы, используемые для реализации проекта.

1.Лабораторно-практическая работа.
‘Определение состояния здоровья животных с использованием общих методов ветеринарной диагностики”
Вид живот-ного Метод осмотра Метод пальпации
Положение тела в пространстве Упитан-ность Состояние слизистых оболочек глаз Частота дыха-ния Температура тканей Состоя-ние воло-сяного покрова Наличие патологических измене-
ний кожи Сер-деч-ный тол-чок
Шин-шилла

Работу выполнил(а) ученица (ученик) класса школы

Фамилия, имя -------------------------------------------------------------------------
Оценка самостоятельного лабораторно-практического исследования:

Педагог дополнительного образования ГБОУ СПб ГДТЮ ЭБЦ “Крестовский остров”, руководитель “Школы Айболита на Крестовском”
Глотова О.В.

Педагог доплнительного образования ГБОУ ДОД ДДТ “Левобережный”
Невского района СПб детского зоологического коллектива
“Мир живой природы” Пантелеева Т.М.

Дата проведения исследования ___________________

2. Тестовое задание по теме “Оформление террариума для питомца”

1. Тип и размер террариума зависят от:

А – от особенностей животного;
Б – от его места расположения;
В – от наличия материала для его изготовления.

2. Какие по форме бывают террариумы?

А – вертикальные;
Б – параллельные;
В – горизонтальные.

3. Террариум должен иметь:

А – источник света;
Б – систему поддержания температуры и контроля за ней;
В- но не иметь укрытий.

4. Как должно располагаться техническое оснащение в террариумах?

А – быть безопасным для человека и животным;
Б – наиболее полно соответствовать своему назначению;
В – быть ярко окрашенным.

5. . Каким образом освещение влияет на животное в террариуме?

А – никак не воздействует;
Б – интенсивностью воздействия;
В – длительностью воздействия.

6. Как осуществляется подача свежего воздуха в террариум?

А. – за счет тепловой конвенции;
Б – он там не нужен.
В – принудительно, вытяжным вентилятором.

7. Что должна обеспечивать конструкция укрытия в террариумах?

А – легкость извлечения из него животного;
Б – легкость демонтажа самого укрытия;
В – эстетический вид.

8. Каким требованиям должен отвечать материал, используемый при декорации террариума?

А – они должны быть удобны в работе;
Б – громоздкие и тяжелые;
В – не иметь острых углов и краев.

9. Какие лампы используются для ультрафиолетовых лучей?

А – кварцевые лампы;
Б – лампы накаливания;
В – лампы дневного света.

10. Где должен в террариуме располагаться источник тепла?

А – в одной из его сторон;
Б –в сетчатой коробке;
В – в произвольном месте

3. Практическая работа по обустройству террариумов для животных живого уголка.
1. На основе полученных знаний по биологии и содержанию вида создается чертеж-схема террариума для определенного вида питомца и выбирается лучший проект кого-либо из учащихся.
2.Перед проведением практической работы педагог проводит инструктаж по правилам техники безопасности и соблюдении правил личной гигиены.
3.После изложения и закрепления учебного материала учащимся предлагается практическая работа по оформлению имеющихся террариумов в живом уголке.
4.Им предоставляется ранее самостоятельно изготовленный террариум, материалы, инструменты и оборудование.
5.Работают бригадами – 2, 3 учащихся.
6.Предлагается определенный вид животного. Необходимо, учитывая его экологические особенности, оборудовать террариум, согласно научно обоснованных требований по его оборудованию и создания оптимальных условий содержания этого животного.
7.По окончании оборудования, группа учащихся представляет террариум и обосновывает его назначение.
8.После выполнения практической работы, учащиеся убирают свое рабочее место и моют руки.
9.Учащимся предлагается приобретенные навыки в оборудовании террариумов использовать в своей дальнейшей практике не только в уголке живой природы, но и в домашних условиях.

4. Диагностика состояния здоровья домашнего питомца
на примере хомяка.
Обращайте внимание на следующие пункты:
Хомячок должен быть:
- активным, любопытным, бодрым:;
-подходить к чашке с кормом;
-нормально передвигаться, бегать в колесе.
Не должен:
-быть вялым, отрешенным, медлительным;
-равнодушным к еде и играм;
-неправильно передвигаться.
Это пункты, на которые надо обращать внимание ежедневно. Если хомячок ведет себя иначе, протестируйте его общее состояние здоровья.
Делаем тест:
Наблюдаем за хомячком в клетке или загоне.
-Он не должен хромать, не должно быть нарушено равновесие, походка ровная, не качающаяся.
-Берем хомячка на руки, осматриваем со всех сторон. Если ваш хомячок не ручной, наблюдайте со стороны.
-Осмотрите кожу и шкурку животного (погладьте против шерсти)
Не шелушится?
Нет ли голых мест, поражений, чего-то необычного.
Шерсть блестящая, ухоженная?
-Когти не должны быть слишком длинными.
-Нос чистый и сухой (чуть влажный, но без обильных выделений)?
-Дыхание ровное и регулярное?
Хомячок не чихает и не кашляет (иногда может чихать из-за раздражения носа после чистки клетки)
-Контролируем зубы - над головой хомячка держим лакомство так, чтобы хомячок пытался взять его зубами. Зубы должны быть целыми, расти ровно, не слишком длинными.
-Глаза. Открытые, чистые и сухие? Не должны быть выпученными или слипшимися.
-Уши. Чистые, без засохших выделений? Не шелушатся?
-Осмотрите анальное отверстие и мех вокруг него. Сухо и чисто? (не заклеено и без выделений)
-Проверка веса.
Чаще всего потеря веса является самым первым признаком болезни. Взвешиваем хомячка на цифровых кухонных весах.
Нормальный вес:
сирийский хомячок - от 90 до 200 гр
джунгарский хомячок - от 30 до 65 гр
хомячок кемпбелла - от 30 до 65 гр
хомячок роборовского - 30-40гр
китайский хомячок - 35-45гр
Осмотрите клетку - в первую очередь туалет и спальное место.
-Моча: цвет, запах, масса.
-Кал: вид, консистенция, масса .
Многие болезни можно предупредить ,если соблюдать все правила содержания.
-Хомячок должен получать хороший, питательный корм и чистую воду.

Пантелеева Татьяна Михайловна

5. Практические рекомендации по содержанию млекопитающих
в живом уголке
Правильное размещение и содержание млекопитающих складывается из следующих необходимых условий: подбора клетки или вольера подходящих размеров, правильного сбалансированного кормления, максимально приближенного к природному рациону, и хорошего ухода, который обеспечит им хорошее здоровье и долгую жизнь.
Клетка для содержания морских свинок
В живом уголке млекопитающих небольших размеров лучше всего содержать в клетках. Существует множество типов и конструкций клеток, но для содержания большинства питомцев в живом уголке подойдет традиционная металлическая или деревянная клетка.
Такие клетки выпускаются разных размеров и форм. Они долговечны, гигиеничны, из-за ажурности конструкции пропускают много света и свежего воздуха. Для экономии площади очень удобны прямоугольные клетки с плоским верхом.
Эти клетки можно ставить друг на друга, а из-за своей ажурности они не перекрывают поток воздуха на различных ярусах. Кроме того (что немаловажно), металлические клетки не повреждаются зверьками и не портятся под воздействием дезинфицирующих растворов.
Кроме проволочных, применяют клетки, изготовленные из оргстекла и других синтетических материалов. Они более устойчивы к химическим веществам, но боятся горячей воды и высокой температуры.
Клетка для хомячков, мышей и крыс
Одна из главных деталей клетки – дверка. Лучше всего, если она располагается у основания клетки и надежно закрывается на замок. При таком положении дверки удобно производить уборку, менять воду и корм.
Поддон в клетке лучше всего делать выдвижным и цельнометаллическим. Размеры клетки зависят от размеров и числа ее обитателей.
Если клетку изготавливают в домашних условиях, необходимо тщательно проследить, чтобы пол, стены и потолок ее были гладкими и не содержали щелей. Клетки должны быть удобны для повседневного ухода за животными и хорошо освещаться дневным светом, пропускать воздух. Площадь клетки должна быть достаточной, чтобы животные могли свободно бегать по полу. Все клетки должны быть самостоятельными, а не соединяться в виде блоков.
Это очень важно при дезинфекции помещений, а также изоляции заболевшего зверька.
В каждой клетке, где содержатся животные, должны быть одна или несколько кормушек и поилок, определенное количество жердочек, для некоторых животных желательно установить колесо.
Пневматические поилки
Для отдыха зверьков, а также для постройки гнезда в клетке должны быть деревянные домики или искусственные гнездовья. Чаще всего домики располагают на полу, и только для древесных млекопитающих их можно крепить в верхней части клетки.
Если живой уголок занимает только часть комнаты, а не отдельное помещение, удобнее всего клетки помещать в специальный стеллаж или на полочки, так как на подоконниках часто бывают сквозняки.
Для животных лучше всего использовать стеклянные, глиняные или фарфоровые поилки.
Для мелких животных очень удобны автоматические поилки, в которых вода всегда свежая, так как поступает в чашечку из вертикального сосуда. Чашечка у автоматической поилки настолько мала, что туда проходит только мордочка грызуна, и он не загрязняет воду.
Кормушки также желательно изготавливать из небьющегося стекла или фарфора: они более прочны, их легко мыть и дезинфицировать. Кормушки должны быть удобной конструкции и хорошего качества, чтобы корм не просыпался и не загрязнял пол. Удобнее всего в эксплуатации автоматические кормушки различных конструкций, а также кормушки с закрытым верхом. Облегчает процедуру кормления и выдвижная кормушка. Лучше всего устанавливать кормушку любого типа на специальном столике, который крепится ко дну клетки.
Ни в коем случае нельзя использовать в качестве кормушек или поилок консервные банки, медную или алюминиевую посуду.
На стенках медных емкостей образуются окислы, которые вредны для млекопитающих, так как способны вызвать тяжелые отравления.
Для активных животных в клетках необходимо располагать жердочки, полочки, ветки или сучья деревьев. Расстояние между верхними жердочками и потолком клетки должно быть таким, чтобы зверек при прыжке не бился головой об решетку. Нижние жердочки ставят таким образом, чтобы зверек мог легко на них залезть.
Все сучья и жердочки следует надежно крепить, чтобы зверьки на них не раскачивались, не ранились о стенки клетки и не защемляли конечности.
Для нормального развития зверек нуждается:
* в светлом и чистом помещении, довольно просторном, чтобы активно перемещаться, доброкачественном и сбалансированном корме, а также чистой питьевой воде.
*В живом уголке должны быть постоянная температура, относительная влажность воздуха, кроме того, он должен хорошо проветриваться.
При проветривании недопустимы сквозняки.
*Температурный режим поддерживают путем регулирования центрального отопления, а также использования дополнительных обогревательных приборов, особенно в зимнее время.
*Помните, что на микроклимат также оказывает влияние плотность размещения животных в клетке.
*Поддержание низкой влажности воздуха происходит за счет постоянного проветривания, а также испарения воды из кормушек и поилок.
*Очень хорошо, когда в живом уголке находятся также комнатные растения, но не в избыточном количестве. В таком случае влажность воздуха держится на постоянном уровне, что очень важно для мелких млекопитающих. Высокая влажность воздуха (порядка 85 %) отрицательно влияет на организм животного, изменяя его теплоотдачу. Лучше всего поддерживать влажность воздуха на уровне 40–60 %, в этом случае животные чувствуют себя наиболее комфортно.
*При высокой температуре воздуха и большой влажности животные становятся вялыми, плохо питаются, худеют. Также отрицательно влияют на организм животного низкие температуры и сухость воздуха.
*Большое внимание следует уделять и световому режиму помещения.
Достаточное количество солнечных лучей жизненно необходимо для животных. Чаще всего в помещениях недостает света, и для увеличения освещенности проводят побелку стен, периодическое мытье окон, удаление двойных рам в летний период.
С поздней осени и до ранней весны световой день можно увеличивать за счет применения искусственных осветительных приборов.
Кроме обычных ламп накаливания, для освещения помещений можно применять специальные лампы, которые оказывают на организм животных бактерицидное действие и способствует образованию витамина D3.
В теплое время года желательно выставлять клетку со зверьками на свежий воздух, избегая прямых солнечных лучей. При этом следует помнить, что им необходимо укрытие, в котором они могут спрятаться от перегрева. В хорошо освещенных клетках зверьки лучше растут, развиваются и выращивают полноценное потомство.
Ночных зверьков не стоит беспокоить в дневное время суток.
*Поскольку млекопитающие довольно чувствительные зверьки и легко подвержены стрессу, при уходе за ними следует соблюдать осторожность.
Например, ухаживая за млекопитающими или находясь вблизи клеток, не следует делать резких движений, громко разговаривать или кричать. Все млекопитающие очень чутко различают все интонации человеческого голоса.
Они ведут себя спокойно, если человек разговаривает с ними тихо и ласково. *Если зверька нужно осмотреть, его можно взять в левую руку, а правой аккуратно погладить по спине, разговаривая с ним тихим голосом.
*При кормлении, смене подстилки с пугливыми зверьками следует вести себя осторожно. Можно предварительно накрыть клетку куском ткани, так животные будут меньше бояться.
*При переносе клетки нужно одной рукой держать ее сверху за проволочный крючок, а другой – поддерживать снизу за дно. Нельзя обхватывать клетку с боков, так как испуганный зверек может укусить за палец сквозь прутья клетки.

Рекомендации по кормлению млекопитающих (корректируются в процессе реализации проекта).
*Основными кормами для млекопитающих, обитающих в зооуголке, являются семена, различные части растений.
В качестве основного зернового корма обычно рекомендуют овес, просо и пшеницу. Лучше всего давать зверькам не один вид зерна, а зерносмесь, которая и поедается более охотно, и содержит различные пищевые вещества в нужных пропорциях.
*Высококалорийными добавками обычно являются хлеб, подсолнечник, желуди, горох, семена конопли.
*Ни в коем случае нельзя кормить животных одним зерном, так как зерно в чистом виде содержит мало минеральных веществ, витаминов и аминокислот. Летом в рацион необходимо добавлять свежую зелень, а зимой – сено, травяную муку, корнеплоды, овощи.
*Для любых растительноядных млекопитающих необходимо включать в рационы животные корма (от 15 до 30 % объема). Животные корма могут быть разнообразными. Так, все грызуны охотно поедают сушеных дафний, которые являются кормом и для аквариумных рыбок. Если животным варят каши, в них добавляют мясокостную муку. Кроме того, в рацион добавляют творог, кусочки вареного яйца, вареное нежирное мясо.
*Количество корма в сутки обычно определяется опытным путем. Подбирается оно таким образом, чтобы зверек съедал его весь без остатка. При избыточном кормлении животное будет есть только любимый корм, а остальное не трогать.
Можно использовать для кормления мягкие корма, приготовленные человеком. Так, каши готовят из продуктов питания в виде смеси из основных питательных веществ с добавлением витаминов. Такая пища лучше усваивается организмом животных. Однако она им незнакома, поэтому в первое время они поедают ее с осторожностью.
*Любые мягкие корма следует готовить в небольших количествах и скармливать за один раз. Все недоеденные остатки сразу же убирают.
поилки, которые длительное время снабжают животное чист ой водой*Очень важно соблюдать гигиену и режим кормления. Любые корма промывают теплой водой, а затем просушивают на воздухе и хранят в плотно закрытой таре. Овощи и корнеплоды тщательно сортируют, выбрасывая гнилые, дряблые корнеплоды.
Сено перед скармливанием рассматривают, удаляют сырое и подгнившее, тщательно вытряхивают сенную труху. Молоко для кормления можно употреблять только пастеризованное или кипяченое.
*Кормить млекопитающих в живом уголке лучше всего 2 раза в сутки – утром и вечером. Беременных и кормящих самок лучше кормить 3–4 раза в день.
Лучше всего кормить животных в определенные часы, так они быстро привыкают и в нужное время выходят из домика. Корм надо давать в достаточном количестве, так как мелкие зверьки плохо переносят голодание.
Нельзя резко менять кормовой режим, любую новую пищу следует вводить в рацион постепенно. То же самое относится и к замене воды молоком. При резкой смене рациона животные могут отказаться от еды и заболеть.
*Если в рацион включают проросшее зерно, его предварительно промывают, заливают водой и замачивают на сутки, но не более, иначе оно может закиснуть.
*Важным компонентом рациона зверьков является питьевая вода. Хотя некоторые зверьки (например, золотистые хомячки) могут долго обходиться без воды, она должна постоянно присутствовать в поилке, наиболее подходят автоматические.

Пантелеева Татьяна Михайловна

Рабочие материалы, черновики участников группы:
Сравнительная таблица по динамике роста крольчат из одного помета.

Дата
2013г. длина тела (см)
Умка Соня длина ушей (см)
Умка Соня длина хвоста (см)
Умка Соня длина (см)
передней лапы
Умка Соня длина (см) задней лапы
Умка Соня
05.02 15.6 14.2 2.4 2.2 1.5 2.0 2.9 2.3 5.0 5.0
08.02 17.0 15.0 3.0 2.6 2.0 2.2 3.9 3.0 6.3 6.0
12.02 17.0 22.0 3.2 4.6 3.3 3.0 5.5 5.5 7.0 9.7
15.02 19.6 24.0 5.4 4.6 4.5 4.5 7.0 6.3 10.5 12.0
20.02 19.7 24.0 5.4 4.9 5.0 4.7 8.0 6.9 12.5 14.2
25.02 22.0 25.0 5.5 4.9 5.0 4.7 8.3 7.0 14.5 14.3

Пищевая избирательность у морских свинок.

Круговая диаграмма по изменению поведения беременной самки лабораторной мыши при пересаживании семьи мышей в более просторный аквариум.

Графики по приросту длины тела у шиншилл.

Виды систематизации данных, используемые при реализации проекта:

1.Реферативные работы, стендовые доклады по видам животных;
2.Отчеты по лабораторным работам, письменные отчеты;
3.Графики, таблицы, диаграммы по полученным данным;
4.Описания, эскизы, фотоматериалы;
5.Мультимедийные презентации и видеоматериалы.

Результаты участия в конкурсах и конференциях коллектива “Мир живой природы” в 2013-2014 учебном году:

Уровень Сертификат участника Диплом лауреата Победа в номинации Диплом призера
Городской 7 4 2 1
Региональный 1 1

Итог проекта: итоговая конференция по рационам питания для разных видов обитателей живого уголка и переоборудование вольер и террариумов (находится в процессе реализации май 2014).

Наработанный материал проекта способствует формированию мировоззрения, расширению и углублению знаний о многообразии жизненных форм, определению общебиологических закономерностей, их причинно-следственных связей, формированию исследовательских, коммуникативных и научно-познавательных навыков у учащихся.
В ходе работы реализуются задачи экологического, биологического, трудового , эстетического воспитания, формируется ответственное отношение за ” братьев наших меньших”.

Список литературы.

1.Вестник Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования.- Вып.1.-СПб.: СПбАППО, 2008.- 80 с.
2. Борзенко В. И., Обухов А. С. Насильно мил не будешь. Подходы к проблеме мотивации в школе и учебно-исследовательской деятельности // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2001. С. 80-88.
3. Гузеев В. В. «Метод проектов» как частный случай интегративной технологии обучения.//Директор школы, № 6, 1995.
4. Гузеев В. В. Развитие образовательной технологии. — М., 1998.
5. Дж. Дьюи. Демократия и образование: Пер. с англ. — М.: Педагогика-Пресс, 2000. — 384 с.
6. Леонтович А. В. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения. // Народное образование, № 10, 1999.
7. Методология учебного проекта. Материалы городского методического семинара. — М.: МИПКРО, 2001. 144 с.
8. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. //Народное образование, № 7, 2000, с 151-157.
9. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров/ Полат Е. С. и др .Под ред Е. С. Полат. — М.,: Издательский центр «Академия», 1999, — 224 с.
10. Пахомова Н. Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. — М.: АРКТИ, 2003. — 112с. (Методическая библиотека).
11. Пахомова Н. Ю. Учебные проекты: его возможности. // Учитель, № 4, 2000, — с. 52-55.
12. Пахомова Н. Ю. Учебные проекты: методология поиска. // Учитель, № 1, 2000, — с. 41-45.
13.Проектирование образовательных программ профессиональной переподготовки педагогов/ С.В. Алексеев, Э, В. Гущина, Л. И. Гущина: учебно-методическое пособие; под ред. Э.В. Гущиной.-СПб.: СПбАППО, 2010.- 92 с.-(Постдипломное образование педагога).
14.Шапарин А.А., Птицина Г.М. Учет типа познавательных интересов школьников при работе над проектами.. 1999. №2. - С. 21-27.
15. Чечель И. Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула.//Директор школы, № 3, 1998.
16.Чечель И. Метод проектов: субъективная и объективная оценка ре зультатов // Директор школы. 1998. №4. - С. 7-12.

Пантелеева Татьяна Михайловна

Мультимедийная презентация по этапам проекта