Проектная деятельность в творческом коллективе «Рукодельница» Плешанова Н.И.
статья на тему

Материал статьи подготовлен в помощь педагогам дополнительного образования по организации проектной деятельности в творческом коллективе. По подобной схеме возможно планировать проектную деятельность по любой теме. В статье раскрыты этапы работы гад проектом, обозначены организационные формы и методы каждого этапа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методист, педагог дополнительного образования

Н.И.Плешанова

Проектная деятельность в творческом коллективе «Рукодельница»

        Сегодня главной целью воспитания является создание условий для саморазвития человека как субъекта деятельности, как личности и индивидуальности. Поэтому для педагога важно учить ребенка самостоятельности, учить быть успешным и конкурентноспособным. Важно, чтобы ребенок мог самостоятельно добывать знания, иметь возможность в полной мере проявлять свои способности, развивать инициативу, реализовать творческий потенциал, то есть основой обучения становится деятельностный подход, предполагающий активную деятельностную позицию ребенка. Проектная технология в этом случае является тем «ключиком», который помогает детям открыть дверь в «творческую лабораторию», в которой происходит процесс познания, где каждый вывод, каждое открытие – это результат поиска, творчества и труда.

        В коллективе «Рукодельница» занимаются девочки разного возраста различными  видами рукоделия: вышивкой, традиционной тряпичной куклой, лоскутным шитьем, плетением простых поясов, вяжут крючком, знакомятся с народными традициями, которые  связаны историческими корнями с духовной жизнью народа и определяют нравственное здоровье нации, нравственный стержень: доброе отношение к окружающим людям, радостный взгляд на мир, уважение к человеческому труду, любовь к Отечеству. Передать богатство наследия новым поколениям - значит обеспечить продолжение традиций.                      

        В моей практике основной образовательной технологией является технология проектной деятельности, которая позволяет стимулировать процесс обучения и вовлекать обучающихся в активную сферу деятельности по выполнению коллективных творческих работ, развивает творческий потенциал, заложенный в любом ребенке. Использование проектной технологии объединило и сплотило наш коллектив, появилась возможность проявить себя каждому. Родители с интересом подключились к нашей работе и в результате такого деятельного подхода к освоению традиционной культуры у детей и взрослых возник общий круг интересов, что благотворно повлияло на воспитательный процесс в целом.

Цель нашего первого проекта: Подготовка обучающихся в современных условиях к самостоятельной жизни, связанной с дальнейшей трудовой деятельностью, наполненной творчеством, инициативой и самостоятельностью.

Задачи проекта:  

  1. знакомство с русской национальной культурой, традициями, обычаями, правилами и нормами поведения, праздниками и буднями, устным народным творчеством;
  2. обучение приобретению знаний самостоятельно, поиску путей решения поставленных задач, планированию своей деятельности, развитие познавательной  и творческой активности;
  3. формирование навыков в различных видах рукоделия: ручной вышивке, лоскутном шитье, вязании крючком, поделкой тряпичной куклы;
  4. содействие разностороннему развитию, духовно-нравственному становлению;
  5. формирование потребности в приобретении трудовых навыков;
  6. воспитание чувства гордости и уважения к культуре, традициям, обычаям, образу жизни русского народа; воспитание уважения к семейным ценностям;
  7. формирование добросовестного отношения к общественно-полезному труду; воспитание  прилежания, аккуратности, бережливости, ответственности за конечный результат;

Теоретическая часть проекта опиралась на изучение основных тем:

- рассказ-информация о жизни и быте Русского народа; знакомство с  праздниками народного календаря, народными традициями и обрядами;

- разъяснение понятий: семья и семейные ценности;

- история создания куклы; виды кукол: игровая кукла, кукла-оберег, ее функции и предназначение;

- особенности конструкции архангельской куклы-закрутки;

- игры крестьянских детей в куклы;

- знакомство с костюмом русского севера, элементами декора.

Методическое обеспечение

DVD-диски: «Русская тряпичная кукла». «Костюм Русского Севера». Компьютер.

Ткани: льняные и хлопчатобумажные; нитки: мулине, ирис, лен.

Образцы кукол архангельской области. Макет деревенской избы.

Итоговая форма проектной деятельности: Ролевая игра «Кукольная семья».

Первый этап проекта – вводный

1. Формулировка задач. Определение темы проекта.

2. Сбор,  изучение, исследование и обработка информации.

Темы для самостоятельного изучения:

- календарные праздники русского народа (осенние, зимние, весенние, летние);

-  традиционная женская, мужская и детская одежда;

- семейные обряды; правила поведения детей в семье;

- традиционные детские игры в куклу.

3. Планирование проектной деятельности.

Второй этап – организационно-поисковый. Практическая реализация проекта

- работа по реконструкции деревенской избы;

- проработка вариантов конструкции архангельской куклы-закрутки, изготовление кукол для ролевой игры «Кукольная семья»;

- подбор тканей для пошива костюма: изготовление рубахи, сарафана, передника, плетение поясов, валяние валенок, изготовление головных уборов и других элементов национального костюма;

- сочинение сказки с участием всех членов семьи, коллективная работа по разработке сценария.

На втором этапе идет работа по созданию творческих групп, объединяющих детей и их родителей:

- исследовательская группа занимается частично-поисковой деятельностью: изучает традиции семейного воспитания на Руси; изучает календарные праздники   и обряды, выступает с сообщениями по темам;

- группа дизайнеров-декораторов изготавливает кукол по выбранным ролям, подбирает ткани, шьет и декорирует костюмы;

- группа сценаристов разрабатывает сценарий на основе коллективно созданной сказки и материалов, полученных от  исследовательской группы;

- фольклорная группа работает над изучением народного фольклора: пословиц, поговорок, народных сказок,   закличек и народных игр;

- группа актеров занимается инсценировкой сказки по выбранным ролям.

В процессе работы дети выбирают ту или иную деятельность в рамках проекта и  могут переходить из одной группы в другую. Таким образом, дети  и их родители получают опыт разнообразной деятельности. Такой подход помогает выявить способности детей, развить компетенции социального взаимодействия, овладения культурой родного языка, ценности народной культуры своей страны, познавательные компетенции в исследовательской деятельности. Родители  выступают в роли помощника или партнера для своего ребенка и вместе с ним  переходят   из одной группы в другую. Здесь важную  роль  играет педагог, он осуществляет    непосредственную связь между детьми и родителями, владеет информацией о работе группы, организует встречи и репетиции участников проекта.

Третий  этап реализации проекта – организационно – постановочный – Ролевая игра «Кукольная семья».

На данном этапе  все участники  проекта объединяются, распределяют   роли по характеру персонажей сказки. Проводятся репетиции. Итогом проектной деятельности является роевая игра «Кукольная семья».

Последний этап – рефлексия

Обобщение и выводы. Анализ всех стадий работы над проектом. Анализ проблем,  которые  возникли в процессе работы групп. Анализ успехов и ошибок. Обратная связь с помощью анкетирования.

В результате полученной информации ведётся коррекционная работа.

Продуктами  реализации проекта  являются: детские исследовательские работы, сценарии, эссе.

Применение метода проекта на практике позволило:

-  привить интерес к самостоятельному приобретению знаний, к поиску путей решения поставленных задач, планированию своей деятельности;

-  научить работать в команде, выполняя разные социальные роли;

- шире использовать межпредметные связи; расширить кругозор;

- развить содружество педагогов, детей и родителей;

- повысить уровень мотивации обучающихся к занятиям.

Работая над проектом, ученицы работали с интересом, проявляли инициативу, радовались тому, что реально могли применить знания, полученные путем самостоятельного поиска и поняли, как много, оказывается, они еще не знают и им предстоит узнать, у них появилось чувство ответственности перед товарищами, так как, если кто-то из них не выполнит часть своей работы, то пострадают все, и необходимый результат не будет достигнут.

Проект «Кукольная семья» был представлен на выставке «Традиционная кукла коренных народов Ленинградской области» в 2013 году и получил Диплом Победителя.

На следующий год мы работали над проектом «Кукольная свадьба». В 2012 году он был представлен в Манеже на выставке «Дворец собирает друзей», посвященной празднованию  75-летия Дворца творчества юных.

В этом году мы работаем над проектом «У костра» по произведению А.Твардовского «Василий Теркин», посвященного 70-летию Победы в Великой Отечественной Войне.

Таким образом, мы убедились, что работа над проектами дает нам широкие возможности и является мощным воспитательным средством.

Хочется верить, что обращаясь к народному творчеству, наши дети научатся чувствовать себя сопричастными к миру, природе, традициям, что они станут частицей реки, движущейся сквозь эпохи и времена, начнут осознавать, что у нас есть прошлое, есть настоящее и будущее, которое находится в их собственных руках.

ЛИТЕРАТУРА

1. Метод проектов в начальной школе. Система реализации. Авторы-составители: Н.В.Засоркина, М.Ю.Шатилова, Н.Б.Полянина, Е.А.Андреева, С.Г.Щербакова, О.А.Шавейко, Издательство «Учитель», Волгоград, 2012 г.

2. Проектная деятельность в школе. Книга для учителя: Из опыта работы. СПб: «Издательство ОМ – Пресс», 2009 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности. Творческое объединение «Рукодельница» для 5 класса.

Рабочая программа внеурочной деятельности предназначена для занятий с девочками 5 класса в рамках предмета "Технология". ...

«Проектная деятельность в коллективе декоративно-прикладного творчества как способ развития творческих способностей учащихся. Из опыта работы»

Учебный проект - проверенный временеми способ организации творческой активности учащихся, особенно в коллективе декоративно-прикладного направления. В Проекте каждый ребенок может проявить индивидуаль...

Внеурочная деятельность по образовательной программе «Рукодельницы» как средство развития творческих способностей учащихся среднего звена

Сегодня в педагогической науке и практике идет интенсивный поиск новых, нестандартных форм, способов и приемов обучения. Широкое распространение получают нетрадиционные виды уроков, проблемные методы ...

Проект «Новогодние чудеса» методическая разработка по организации проектной деятельности «Коллективно-творческое дело в общеобразовательном учреждении»

Самый любимый праздник детей – это Новый год. Он имеет свою историю и традиции. Время новогодних праздников – это время волшебства и таинственных превращений, время красивой, доброй сказки...

Творческая работа «Творческий уголок рукодельницы» к конкурсу для воспитателей и воспитанников интернатов общеобразовательных организаций «Я здесь живу» в номинации «Мое личное пространство», 2024г.

Моя комната – это уютное место, где я могу быть самой собой и наслаждаться жизнью. Когда я входила в нее в первый раз, то почувствовала, что это именно то место, где я хочу проводить большую час...