Программа внеурочного курса "Креатив"
материал (5 класс) на тему

Магерова Алена Леонидовна

Программа внеурочного курса "Креатив", для учащихся 5 классов, участвующих в предпрофильных пробах в соответствии с требованиями ФГОС ООО.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kreativ.docx34.27 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ШКОЛА № 5»

Рассмотрено на заседании ЭМС

                    СОГЛАСОВАНО:

                   УТВЕРЖДАЮ:

Протокол №1 «___»______2014 г.

                  «___»______2014 г.

                   «___»______2014 г.

Председатель ЭМС, зам.директора по НМР

             Зам.директора по УВР

Директор МБОУ «Школа № 5»

_____________А.Г.Миносьянц

  ______________Е.И. Хахулина

_   ____________Т.В.Курбанова

 

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОГО КУРСА

«КРЕАТИВ» 

для  учащихся 5 классов,

участвующих в предпрофильных пробах

 в соответствии с требованиями ФГОС ООО.

Разработчик:

Магерова Алёна Леонидовна,

учитель технологии первой  квалификационной категории

г. Муравленко, 2014


              Программа разработана в соответствии с требованиями к результатам основного общего образования, представленными в Федеральном государственном образовательном стандарте .Министерством образования и науки Российской Федерации, где даны разъяснения по отдельным вопросам введения ФГОС ОО (Письмо от 19.04.2011 г. №03-255 «О введении ФГОС общего образования»), в которых указано, что внеурочная деятельность тесно связана с дополнительным образованием детей.

Программа «Креатив» была разработана на основе учебных пособий Шинковская К. «Войлок. Все способы валяния». - АСТ-Пресс Книга, 2012 г.,  для занятий учащихся по декоративно-прикладному творчеству, когда возникла необходимость создания программы в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения, в связи с введением внеурочной деятельности в учебный план дополнительного образования.

Предлагаемая программа предназначена для развития способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений  школьников с применением коллективных форм организации занятий и развития творчества.

Данная программа дает возможность учащимся сделать приятное для себя и своих близких, что способствует совершить нравственный выбор и поступок. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволяет обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.

Основная идея программы – создания условий для раскрытия творческого потенциала каждого обучаемого, для его самореализации. Особое внимание уделено становлению духовного мира детей, развитию их культурных потребностей, эстетического воспитания, созданию условий для формирования системы нравственных ценностей, коммуникативной культуры.

Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к воспитанию и развитию эстетических чувств, способных решать современные задачи эстетического восприятия и развития личности в целом.

 В результате изучения программы обучающиеся:

■ получат начальные представления о культуре как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека, о предметном мире как основной среде обитания современного человека, о гармонической взаимосвязи предметного мира с миром природы, об отражении в предметах материальной среды нравственно-эстетического и социалистического опыта человечества. О ценности предшествующих культур и необходимости бережного отношения к ним в целях сохранения и развития культурных традиций;

■ научатся использовать приобретенные знания и умения для творческой

самореализации при оформлении своего дома, при изготовлении подарка;

■ решение художественно-конструкторских и технологических задач заложит развитие основ творческой деятельности, пространственного воображения, эстетических представлений, формирование внутреннего плана действий мелкой моторики рук.

■ приобретение навыков сотрудничества и взаимопомощи, доброжелательного и уважительного общения со сверстниками и взрослыми;

■ овладеют формами познавательных универсальных учебных действий — исследовательскими и логическими: наблюдения, сравнения, анализа, классификации, обобщения;

■ получат  опыт трудового самовоспитания.

Программа предполагает работу с учащимися в форме занятий, совместной работы детей с педагогом, а также их самостоятельной творческой деятельности.

Декоративно-прикладное творчество, направляет свои усилия на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству. Программа дает возможность выбора, поиска, проявления своей индивидуальности, своих интересов. Только интерес позволяет ребенку заниматься, каким-то делом достаточно долго, не утомляясь.

Цели программы:

■ сформировать у воспитанников стойкий интерес к художественно – прикладной

деятельности и раскрыть их творческий потенциал, побуждая использовать в

создания творческих работ собственные оригинальные идеи.

■ сформировать у них устойчивую систематическую потребность к саморазвитию

и самосовершенствованию в процессе общения со сверстниками, в тяге к

искусству, культуре, традициям.

■ воспитание личности, способного осуществлять свои творческие замыслы

в области декоративно – прикладного искусства.

Цель может быть достигнута при решении ряда задач:

Обучающие:

■ способствовать формированию логического, абстрактного и пространственного

мышления;

■ научить пользоваться инструкциями;

■ действовать по алгоритму;

Развивающие:

■ развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям

пальцев;

■ развивать внимание, память, логическое и пространственное воображение;

■ развить мелкую моторику рук и глазомер;

■ развить художественный вкус, творческие способности и фантазию детей.

Воспитательные:

■ формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки;

■ способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные

 способности детей;

■ совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить

аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в

порядке рабочее место.

Программа  разработана на 5 занятий  занятий с детьми среднего школьного возраста, и рассчитана, что при интересе у обучающихся они переходят на занятия в мастерскую постоянного характера.

Основной формой работы являются учебные занятия. На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, коллективное творчество.

Занятия включают в себя теоретическую часть и практическую деятельность обучающихся.

Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала (с использованием компьютерных технологий).

Формирование универсальных учебных действий.

Метапредметные результаты.

■ Познавательные:получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; приобретение навыков самообслуживания; овладение технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасности;

■ Регулятивные:уметь проговаривать последовательность выполнения работы;

вырабатывать умение различать способ и результат действия.

■ Коммуникативные:уметь строить понятное монологическое высказывание,

находить ответы на вопросы, формулировать собственное мнение; участвовать в

обсуждении.

В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы внутренняя позиция обучающихся, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение.

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий учащиеся приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию.

В ходе преобразовательной творческой деятельности будут заложены основы таких социально ценных личностных и нравственных качеств, как трудолюбие, организованность, добросовестное и ответственное отношение к делу инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.

Данная программа ориентирована на формирование и развитие следующих видов универсальных учебных действий:

Планируемые результаты обучения:

Освоение детьми программы  направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.

Личностные результаты освоения программы по декоративно — прикладному

творчеству:

■ учебно – познавательный интерес к декоративно – прикладному творчеству;

■ формирование интереса и уважительного отношения к культуре;

■ воспитание интереса детей к самостоятельной творческой деятельности, развитие

навыков сотрудничества в декоративно-творческой деятельности.

■ развитие творческого потенциала ребенка, активизация воображения и фантазии.

Метапредметные результаты освоения программы:

■ освоение способов решения проблем поискового характера; развитие творческого

потенциала личности, способности оригинально мыслить самостоятельно решать

творческие задачи.

■ развитие визуального – образного мышления;

■ воспитание нравственных и эстетических чувств;

Предметные результаты освоения программы должны отражать:

■ Формирование устойчивого интереса к декоративно-прикладному творчеству;

способность воспринимать, понимать, переживать и ценить произведения

декоративного творчества и других видов искусства.

■ Развитость коммуникативного и художественного – образного мышления.

■ Проявление эмоциональной отзывчивости, развитие фантазии и воображения.

■ Нравственные, эстетические, этические, общечеловеческие, культурологические,

духовные аспекты воспитания на занятиях.

Результатом практической деятельности по программе, можно считать следующее: создание каждым учащимся своего оригинального продукта, его способность трудиться, упорно добиваться достижения нужного результата.

Формой контроля на занятиях в объединении является организация выставок, что дает возможность детям заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха.

Кроме того, необходимо постоянно выделять время на обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности. Обсуждение работ активизирует внимание учащихся, формирует опыт творческого общения.

Личностные УУД:

  • устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;
  • определять общие для всех правила поведения;
  • оценивать усваиваемое содержание учебного материала исходя из личностных

ценностей;

  • ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности;
  • устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности;
  • формулировать учебные задачи;
  • работать по предложенному плану, инструкции;
  • высказывать свое предположение на основе учебного материала;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;
  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки в характере сделанных ошибок.
  • совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности;

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);
  • проводить анализ учебного материала;
  • проводить сравнение, объясняя критерии сравнения
  • уметь определять уровень усвоения учебного материала.

Коммуникативные УУД:

  • слушать и понимать речь других;
  • уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
  • сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми
  • формировать собственное мнение и позицию.

Формирование регулятивных универсальные учебные действий осуществляется в результате продуктивных видов декоративно — художественно — творческой деятельности. На  занятии учащийся создаёт (творческий продукт), используя различные выразительные свойства художественных материалов. При этом он самостоятельно ставит цель предстоящей творческой работы, обдумывает замысел, находит необходимый художественный материал, выполняет работу в материале. Придумывает название своей работе, выражая в словесной форме образный смысл или замысел произведения, оценивает результат своего труда и работы одноклассников.

Личностные результаты проявляются в авторском стиле учащегося, в умении использовать образный язык декоративно-прикладного искусства: цвет, линию, ритм, объем, фактуру для достижения своих творческих замыслов, в способности моделировать новые образы путём трансформации известных (с использованием средств технологии языка).

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий обеспечивается в результате диалога педагога и обучающегося. Коммуникативный опыт складывается в процессе рассуждений ученика о художественных особенностях произведений, в умении обсуждать индивидуальные результаты художественно-творческой деятельности, в процессе сотрудничества и создания коллективных творческих проектов, с использованием возможностей компьютерной технологии и справочной литературы.

Формы и методы занятий.

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

■ словесный (устное изложение, беседа, рассказ и т.д.);

■ наглядный: показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдений.

Показ (выполнение) педагогом, работа по образцу;

■ наглядный: (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.).

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

■ объяснительно — иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую

информацию;

■ репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные

способы деятельности;

■ исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:

■ фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;

■ индивидуально — фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных

форм работы;

■ групповой – организация работы в группах;

■ индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем и

другие.

Оценка планируемых результатов освоения программы.

Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через участие их в выставках, конкурсах, массовых мероприятиях, создании портфолио.

Выставочная деятельность является важным итоговым этапом занятий

        Тематический план занятий

№ занятия

Тема занятия

Количество часов

1

Природа и творчество. Инструменты и материалы. Инструктаж по ТБ.

1

2

Техника мокрого валяния

1

3

Создаем цветок

1

4

Творческая работа

1

5

Презентация творческих работ

1

        Литература

 Спички Г.Н. Чудеса своими руками. – Москва. Ниола 21-й век, 2004

 Шинковская К. Войлок. Все способы валяния. - АСТ-Пресс Книга, 2012 г.

 Кокарева И. Живописный войлок. Техника. Приемы. Изделия. - АСТ-Пресс Книга,  2011 г.