Занятие в дополнительном образовании детей по изучению УНТ "Скороговорки"
план-конспект на тему

Марыныч Людмила Сергеевна

Данное занятие может использоваться для изучения учащимися УНТ как педагогами дополнительного образования, так и воспитателями детских садов. Оно позволяет педагогу познакомить детей с такой разновидностью УНт как скороговорки, их происхождением, особенностями произношения. Занятие рассчитано на учащихся начальной школы, но материал также может быть использован и для занятий воспитателями детских садов.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

 дополнительного образования детей

«Центр творческого развития и гуманитарного образования «РИТМ»

п. Пангоды, ул. Энергетиков 20, тел.: 8 (3499) 559-639

Районный конкурс педагогических разработок

 в учебно-воспитательной среде «Радуга содружества»

Номинация: инновационные мастер-классы (учителей-предметников и учителей начальных классов)

Занятие по риторике:  «Скороговорки»

Выполнила:

педагог дополнительного образования МОУ ДОД «Центр творческого развития и гуманитарного образования «РИТМ»

Марыныч Людмила Сергеевна

Адрес: п. Пангоды, ул. Звёздная, 14/11 Тел.: 8 (3499) 552311

п. Пангоды, 2011г.

Открытое занятие

педагога дополнительного образования Марыныч Л.С.

Детское объединение: «Риторика».

Место проведения: театральный зал МОУ ДОД «ЦТР и ГО «РИТМ»

Тема: «Скороговорки»

Цели:

  • познакомить с понятием «скороговорки», его происхождением и значением в жизни русского народа;
  • развивать речь (темп, скорость, четкость произношения слов), мышление, память обучающихся;
  •  приобщать к традициям русского народа, воспитывать любовь к устному народному творчеству, культуру поведения, умение работать в коллективе.

Оборудование:  плакат с названием темы занятия; наборные слоговые таблицы, карточки для обучающихся со скороговорками.

Форма организации занятия:групповая.

Приёмы и методы обучения:

-по источнику передачи и восприятия учебного материала: словесный, практический.

-по особенностям поисковой деятельности: репродуктивный.

Контроль: устный опрос, взаимопроверка, самооценка.

Ход занятия

        1 Организационный момент

        Педагог: Здравствуйте, ребята! Рада видеть вас на нашем занятии. Садитесь поудобнее. Посмотрите друг на друга и подарите друг другу улыбки.

       

         2 Подготовительный этап

Разминка речевого аппарата.

       Педагог: Давайте с вами вспомним, что представляет собой речевой аппарат?

       Дети: Легкие, гортань, язык, зубы, неба, губы.

       Педагог: Как «рождаются» звуки?

       Дети: Мы вдыхаем воздух, он при выдохе проходит через гортань и доходит до ротовой полости, а там с помощью языка, неба, зубов, губ он превращается в различные звуки.

Распевка.

               _     Поем звуки: а, у, е, ю, и.

  • Поем слоги (по слоговой таблице).

       

                           МА   НЕ   СО   МЯ   ЛУ

                           ДО    ГА   РЫ   БО    ПЁ

                           ВО    ЛИ   ЗО   ЖИ   ВЮ

Упражнение «Ребята – лягушата и слонята».

 Педагог: Когда произношу слово «лягушата» растягиваю губы в улыбке, когда говорю «слонята» – вытягиваю в хоботок (и так чередую).

«Лошадка».

Педагог: Помним, что щелкаем язычком 4 раза после произношения каждой строки стихотворения.

          Я маленькая лошадка, цок-цок-цок-цок,

Моя шерстка гладка, цок-цок-цок-цок.

Я чисто умыта, цок-цок-цок-цок,

От хвоста до копыта, цок-цок-цок-цок

Овса поела, цок-цок-цок-цок

И снова за дело, цок-цок-цок-цок.

       «Задуваем свечи».

 Педагог: Представьте, что перед вами большой праздничный торт. Вы должны вдохнуть столько воздуха, чтобы вам хватило короткими выдохами посчитать  количество ваших лет.

«Егорка».

После произношения четверостишия дети должны вдохнуть и на выдохе посчитать Егорок.

Как на горке на пригорке

Жили тридцать три Егорки (глубокий вдох).

Раз Егорка, два Егорка,

Три Егорка…

3  Изучение нового материала

           Педагог: Ребята, вы помните, что для разминки речевого аппарата большую помощь нам оказывают скороговорки.

-Что такое скороговорки, кто знаком со значением этого слова?

Тема нашего сегодняшнего занятия: «Скороговорки». Слово скороговорки произошло от двух  слов «скоро» и «говорить».  Ребята, ведь нелегко проговаривать некоторые сочетания звуков в словах. Для этого и написаны  эти небольшие стихи -скороговорки с труднопроизносимыми звуками:

с, з, ц, ш, ж, ч, щ, л, р.

           Педагог: Чтобы научиться правильно произносить скороговорки нужно произносить их сначала медленно, четко проговаривая каждый звук. Словно говоришь глухому человеку, который умеет «читать по губам». А затем темп следует ускорять, но произносить также четко и внятно. Когда произносим скороговорку шепотом, нужно стараться активно работать губами и языком, а затем произносить также громко. Или же проговаривать текст скороговорки со сжатыми зубами, работая только губами, а потом с разжатыми зубами. Работа над скороговорками поможет вам быстро менять положение органов речевого аппарата при произношении трудных сочетаний звуков, вы научитесь произносить слова правильно. Итак, давайте попробуем по шагам  произносить скороговорки быстро и правильно?

           Педагог: Давайте с вами вспомним скороговорки, с которыми уже знакомились ранее.

          Болтунья болтала, да не переболтала.

Веселей Савелий сено пошевеливай.

Восемь сцепщиков сцепляют цистерны.

Всех скороговорок не перескороговоришь.

Волки рыщут – пищу ищут.

Воришка – воробьишка весь овес у нас унес.

Дети проговаривают знакомые скороговорки пользуясь раздаточными карточками со скороговорками.

 Педагог: Сегодня мы разучим новую скороговорку.

Бобр добр до бобрят

Алгоритм деятельности.

  1. Произносит педагог.
  2. Произносит группа медленно, четко проговаривая каждое слово.

3.  Ускорение темпа произношения.

  1. Педагог: Теперь плотно смыкаем зубки и произносим скороговорку, работая только губами.
  2. Дети произносят хором.
  3. Педагог:  Девочки произносят три раза.
  4. Педагог: Теперь работают мальчики.
  5. Педагог:  Проговариваем соседу по парте.
  6. Педагог: Кто хочет попробовать с места?
  7. Педагог: А теперь давайте проведём  конкурс скороговорщиков.
  8. Дети у доски произносят скороговорку, голосованием выбирают лучшего скороговорщика.

  4 Физминутка

«Если нравится тебе, то делай так» (проговаривая стихотворение дети сопровождают его движениями).

          Если нравится тебе, то делай так (2 раза хлопают).

        Если нравится тебе, то делай так (2 раза щелкают пальцами).

        Если нравится тебе, то делай так (2 раза топают).

        Если нравится тебе, то делай так (2 раза хлопают).

        Если нравится тебе, то и другому покажи,

          Если нравится тебе, то делай так (все движения повторяют еще раз сначала).

         Педагог: А теперь самостоятельно, но попробуйте напеть.

Игра «Карлики – великаны».

5 Закрепление пройденного материала

 Игра «Разговор телефонистов».

ПРАВИЛА ИГРЫ: Каждому ряду предлагается передать по цепочке шёпотом  по одной короткой скороговорке. Последний слушающий должен воспроизвести  услышанное. Побеждает тот ряд, где в предложении будет меньше всего искажений.

Не живут ужи, где живут ежи.

Жутко жить жуку на суку.

У ежа ежата, у ужа – ужата.

          Педагог: А теперь давайте проведём конкурс загадок (группа разбивается на 2-3 команды в зависимости от количества присутствующих).

Скажи, кто дела так боится,                                        К маме-речке бегу                

Как палки – пес,                                                        И молчать не могу.

Как камня – птица?                                                Я ее сынок родной,

                        (Лентяй).                                        А родился я весной.(Ручей).

Я всегда со светом дружен.                                        Закипит – исходит паром,

Если солнышко в окне,                                                И свистит, и пышет жаром,

Я от зеркала, от лужи                                                Крышкой брякает, стучит.

Пробегаю по стене.                                                 - Эй, сними меня! – кричит.

                        (Солнечный зайчик).                                        (Чайник).

Выпускает он листы                                                Удивительный вагон!

Широченной широты.                                                Посудите сами:

Держатся на стеблях крепких                                          Рельсы в воздухе, а он

Сто плодов шершавых, цепких:                                Держит их руками.

Если их не обойдешь –                                                                 (Троллейбус).

На себе их все найдешь.

                        (Репей).

На поляне шерстяной                                                Может и разбиться,

Пляшет тонконожка.                                                Может и свариться,

Из-под туфельки стальной                                        Если хочешь, в птицу

Выползает стежка.                                                Может превратиться.

                        (Швейная машина).                                        (Яйцо).

         Педагог: Из предложенных букв и слогов собираем слова.

На доске

М

Г                                                                Л

                        айка                                                                ейка

З                                                                Р

Л

Педагог: А теперь мы выучим считалку-скороговорку.

Огорченная сорока

Возвращается с урока.

Весь урок болтала с сойкой

И домой вернулась с двойкой.

Педагог: Какой вывод о поведении сороки мы можем сделать?

Дети: На уроках нельзя разговаривать с соседом по парте.

Игра «Угадай слово».

ПРАВИЛА ИГРЫ: Один обучающийся выходит за дверь.

        Обучающиеся в классе составляют предложения со словом, предложенным учителем, затем приглашают вышедшего и произносят ему составленные предложения, а он пытается по услышанным формам одного слова в разных предложениях отгадать задуманное слово.

Школа   Мама   Россия

    6 Итог занятия

          Педагог: Давайте подведем итог сегодняшнему занятию.

-Что нового узнали?

-От каких слов произошло слово скороговорки? Почему они так названы?

-Что показалось интересным?

-На этом наше занятие окончено, всем спасибо.

-Давайте с вами станем в круг и возьмёмся за руки. Каждый по очереди поблагодарит стоящего рядом за совместную работу.

                   Самоанализ открытого занятия

Открытое занятие «Скороговорки» проводилось с группой воспитанников объединения «Риторика» младшего школьного возраста (1-й класс) первого года обучения по программе «Современная риторика».

Цели занятия:

  • познакомить с понятием «скороговорки», его происхождением и значением в жизни русского народа;
  • развивать речь (темп, скорость, четкость произношения слов), мышление, память обучающихся;
  •  приобщать к традициям русского народа, воспитывать любовь к устному народному творчеству, культуру поведения, умение работать в коллективе.

         Оборудование: плакат с названием темы занятия; наборные слоговые таблицы, карточки для обучающихся со скороговорками, доска, магниты.

Тип занятия: комбинированное (изучение нового материала +закрепление знаний, умений и навыков).

Занятие имеет традиционную структуру построения (за этапом подготовки следует этап изучения новых знаний, которые потом закрепляются в процессе практической работы). Главным является этап изучения нового материала, на котором обучающиеся знакомятся с алгоритмом заучивания и произношения скороговорок. Этапы занятия логично следуют друг за другом. В этапы подготовки и закрепления включены задания, которые несут оттенок состязательности, что не позволяет обучающимся отвлечься, активизирует их работу. Объём учебного материала оптимален для данного возраста обучающихся, что позволяет эффективно организовать и  управлять работой объединения.

           До проведения этого занятия обучающиеся работали со скороговорками в качестве разминки, подготовки речевого аппарата к работе.

          Содержание занятия направлено на развитие речи и мышления обучающихся,

воспитание уважения к творчеству и традициям русского народа.

           Для достижения целей занятия мною применялись информационно-коммуникационные, здоровьесберегающие технологии,  использовались словесные, наглядный, игровые и здорвьесберегающий методы обучения. Так как одной из целей занятия является знакомство с понятием «скороговорки», его происхождением и значением то основным методом была выбрана репродуктивная беседа. Игровые методы обучения позволили создать на занятии доброжелательную атмосферу, «включить» всех обучающихся группы в работу, активизировать их мышление и память. На занятии были проведены конкурс загадок, конкурс скороговорщиков, игры «Разговор телефонистов», «Угадай слово».Считаю, что использование на занятиях по риторике подобных моментов в достаточном количестве, способствует созданию условий для развития устойчивого интереса к обучению. Материал, использованный на занятии, способствует не только знакомству со скороговорками как одним из видов устного народного творчества, но и формирует у обучающихся умение действовать по алгоритму.

        Обучающиеся на занятии работали организованно, проявили высокую активность и заинтересованность.

           Считаю, что время, отведённое на занятие было рационально использовано, запланированный объём был выполнен, содержание соответствовало поставленным целям, которые были достигнуты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности организации занятия в дополнительном образовании детей. Занятие с педагогами в Школе педагогического мастерства

Образовательный процесс в системе дополнительного образования детей представляет собой специально организованную деятельность педагогов и учащихся, направленную на решение задач обучения, воспит...

Анализ работы занятий по дополнительному образованию детей художественно-эстетической направленности "Волшебная мастерская"

Анализ работы занятий по дополнительному образованию детейхудожественно-эстетической направленности"Волшебная мастерская"...

Общефизические упражнения (ОФП) на занятиях Отделения дополнительного образования детей

Физическая подготовка является основой любого вида спорта, – своеобразным фундаментом, базой, на которой покоятся техника и мастерство.ОФП – общая физическая подготовка – это укрепле...