Искусство вокруг нас
материал на тему
Предварительный просмотр:
Программа утверждена на заседании методического совета школы 15 сентября 2005 г.
Директор школы _____________ (Л.А.Нагайцева)
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Уренгойская средняя общеобразовательная школа № 2»
629860, Ямало-Ненецкий автономный округ, Пуровский район, пос. Уренгой,
ул. Геологов, д.43, телефон (34934) 9-25-67
Искусство вокруг нас
Программа дополнительного образования
изостудии «Палитра»
для учащихся 7-17 лет
на 2009– 2012 годы
Руководитель
Фомина Любовь Эриксоновна, педагог дополнительного образования, руководитель изостудии
п. Уренгой
2011 г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
- АКТУАЛЬНОСТЬ И ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
С детства человек включается в уникальную интегративную структуру – духовную культуру, которая определяет личность каждого без учета степени активности влияния на неё. Духовная культура – достояние каждого человека и освоение её – обязательный компонент формирования личности. Сама культура является специфическим способом организации и развития человеческой жизнедеятельности.
С рождения ребёнка окружает мир вещей, несущий на себе отпечаток развития цивилизационных процессов человечества как совокупности материальной целесообразности, так и духовной насыщенности представляемого социально-эстетического идеала.
Социально-эстетический идеал определяется уровнем развития духовной культуры, которая существует в двух неразрывно связанных формах: в форме духовных качеств человека и деятельности по их опредмечиванию и в форме духовных ценностей, созданных человеком. Духовные качества обладают большей субъективностью, ибо проявляются индивидом, исходя из данных ему природой возможностей на основе рациональных и эмоциональных установок, включающих в процесс реакции на действительность. Духовные ценности являются обобщённо-организованным явлением, исходя из представлений об эстетической целесообразности не только одного индивида, но и всего человечества на основе накопленного духовного опыта.
Художественно-творческая деятельность, как смысл любой деятельности, даёт ребёнку возможность не только отстраненного восприятия духовной и материальной культуры, но и чувство сопричастности, чувство самореализации.
Программа изостудии «Палитра» составлена на основе программ по изобразительному искусству под ред. Б.М. Неменского, Т.Я. Шпикаловой, УМК под редакцией А.П. Сапожникова, программы по декоративно-прикладному искусству (автор Н.А. Талавира), программ для детских художественных школ Москвы, Санкт-Петербурга, Ирбита.
В основе педагогической деятельности Фоминой Л.Э. – технологии личностно-ориентированного, индивидуального, проблемного, обучения, информационно-коммуникационные, метод проектов.
- ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
Цель педагогической деятельности – саморазвитие и развитие личности каждого ребёнка в процессе освоения мира через его творческую деятельность.
Задачи:
- знакомство с искусством как результатом отражения социально-эстетического идеала человека в материальных образах,
- формирование основ эстетического опыта,
- расширение общекультурного уровня детей,
- развитие качеств творческой личности, освоение навыков работы в различных техниках и видах искусства.
- СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ
Программа состоит из трёх блоков: «Искусство вокруг нас» для детей 7-17 лет, «Я рисую свой мир и дарю его вам» (индивидуального обучения), «Ступени творчества» для детей 7-10 лет.
Первое направление – «Искусство вокруг нас» реализуется на занятиях разновозрастных групп школьников от 7 до 17 лет и рассчитана на три этапа обучения. Но, как правило, прошедшие обучение продолжают посещать занятия изостудии, для многих эти уроки становятся ступенькой в будущем профессиональном самоопределении.
На занятиях изостудии «Палитра» ребята осваивают основы изобразительного искусства и учатся создавать творческие работы в различных техниках: пастель, граттаж, тушь-перо, монотипия, диатипия, мозаика. Осваивают разные виды искусства: графика, декоративно-прикладное, скульптура, живопись.
Для занятий с ребёнком-инвалидом разработана программа «Я рисую свой мир и дарю его вам». За шесть лет обучения Есболов Талгат неоднократно становился призёром и победителем выставок и конкурсов различного уровня: «Рождественская» (г.Тобольск), «Мы всё можем» (г.Тарко-Сале). Трижды становился обладателем Гранта ОАО «Новатэк», получил Гран-При фестиваля «Будущее для всех» в г.Тюмени, Грант Главы Пуровского района в номинации «Художественное творчество».
Третья часть, «Ступени творчества», предназначена для учащихся гимназического класса художественно-эстетического профиля, занятия которого проходят на базе Детской художественной школы.
Каждое направление имеет свою пояснительную записку и тематическое планирование.
ИСКУССТВО ВОКРУГ НАС
- ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
Развитие личности – современное требование общества к системе образования и дополнительного в том числе. Знания, умения и навыки сохраняют свое исключительное значение, но уже не как цель, а как средство достижения цели – развитие личности.
Изобразительное искусство является составной частью образовательной программы в школе. Занятие изобразительным искусством является важным условием гармоничного развития личности. Они способствуют формированию целостного художественного сознания, эстетических, нравственных, художественных предпочтений, воспитанию активного эстетического отношения к действительности, искусству, явлениям художественной культуры, народным традициям.
ЦЕЛЬ КУРСА: формирование целостного художественного сознания, активной творческой позиции, потребности общения с искусством.
ЗАДАЧИ КУРСА:
- реализация творческого потенциала личности;
- обогащение эмоционально-образной сферы;
- знакомство учащихся с основными средствами изображения;
- освоение техник работы различными материалами;
- овладение учащимися знаниями элементарных основ реалисти-ческого рисунка;
- формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению;
- знакомство с основами композиции;
- знакомство со средствами выразительности (точка, линия, свет, тень, цвет);
- развития чувства цвета и формы, как основы гармоничного контакта с миром;
- формирование практических навыков художественной деятельности;
- освоение приемов поэтапной работы над сюжетно-тематической композицией (идея, замысел, эскиз, набросок, зарисовка, длительный рисунок, поиск композиции, выполнение работы в материале);
- систематическое и целенаправленное развитие зрительного восприятия, композиционной культуры, пространственного мышления, фантазии;
- развитие художественного и ассоциативного мышления;
- развитие способности к одушевлению воспринимаемого, к «вчувствованию» в него;
- развитие общего чувства меры, способности к гармонии, самоорганизации поведения, восприятия и творчества;
- формирование художественных предпочтений, этических, эстетических оценок искусства, природы, окружающего мира.
В основу курса положены:
- тематический принцип планирования учебного материала, что отвечает задачам нравственного, трудового и эстетического воспитания школьников, учитывает интересы детей, их возрастные особенности;
- создание художественной среды (помещение, где красиво и уютно, где можно выставлять и вывешивать законченные работы, где все художественные материалы безопасны в пределах нормы и размещаются в доступных местах). Школьный возраст является самым продуктивным периодом становления ребенка как личности. Духовная жизнь школьников неразрывно связана с «миром вещей». Эстетически организованная среда оказывает огромное влияние на мировоззрение человека;
- подгрупповая организация занятий (каждый ребенок имеет возможность получить помощь от педагога; педагог должен быть сотворцом для ребенка, внимательным собеседником, советчиком);
- интерес детей к занятиям (занятие-сказка, занятие-путешествие, занятие с использованием литературного и музыкального сопровождения и т.п.);
- использование нетрадиционных способов изображения (кляксография, монотипия, водяная печать, акварель «по сырому», пальцевая живопись, коллаж);
- отказ от традиционной формы образца (форма показа присутствует когда возникает новая задача обучения приемам работы художественным материалом или инструментом).
ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ УЧАЩИХСЯ
К концу первого года обучения учащиеся должны иметь начальные сведения:
- о деятельности художника;
- о рисунке, живописи, картине, иллюстрации, узоре, палитре;
- по цветоведению (основные и составные цвета, теплые и холодные, контрастные и гармоничные сочетания цветов);
- об особенностях работы акварельными и гуашевыми красками, знать назначение палитры и использовать ее в работе;
- знать выразительные возможности художественных материалов: акварель, гуашь, пастель, сангина, уголь, графитные и цветные карандаши, тушь;
- приобрести первичные навыки изображения предметного мира, изображения растений и животных, начальные навыки изображения пространства на плоскости и пространственных построений, первичные представления об изображении человека на плоскости;
- стремиться верно и выразительно передавать в рисунке простейшую форму, основные пропорции, общее строение и цвет предметов;
- использовать навыки компоновки, определять величину изобра-жаемого в зависимости от формата листа, от расположения фигур, пятен;
- применять приемы рисования кистью;
- менять направления мазков согласно форме;
- передавать в рисунке на темы, иллюстрациях и творческих работах смысловую связь элементов композиции, отражать содержание литературного произведения;
- научиться разрабатывать замысел в предварительных эскизах;
- приобрести навыки художественного восприятия окружающей действительности во всем многообразии ее проявлений;
- научиться активно пользоваться художественными терминами и понятиями;
- приобрести навыки общения через выражение смысла, эмоционального состояния, своего отношения в творческой художественной деятельности и при восприятии произведений искусства и творчества своих товарищей;
- развить по возможности свои наблюдательные и познавательные способности, эмоциональную отзывчивость на эстетические явления в природе и деятельности человека;
- развить фантазию, воображение, проявляющиеся в конкретных формах художественной творческой деятельности;
- развить целостное художественное сознание, активную творческую позицию, потребность общения с искусством.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Неделя | Тема | |
Технические приемы работы гуашью. Ахроматические цвета. Этюд растений | 2 | |
Основные цвета. Желтый цвет. Этюд осенних листьев | 2 | |
Основные цвета. Синий цвет. Свет и тень. Этюд натюрморта со сливами | 2 | |
Основные цвета. Красный цвет. Декоративный натюрморт | 2 | |
Родственные цвета. Оранжевый цвет. Объем. Этюд натюрморта с рябиной | 2 | |
Родственные цвета. Фиолетовый цвет. Натюрморт со свеклой | 2 | |
Родственные цвета. Зеленый цвет. Изумрудный город | 2 | |
Графика. Упражнения в овладении различными видами штриховки. Наброски птиц с натуры | 2 | |
Наброски птиц с натуры. Свет и тень. Теплые и холодные цвета. Мазок, линия, пятно | 2 | |
Иллюстрация к сказке, мифу с действующим героем. «Сказочная птица» | 4 | |
Зарисовки с натуры растительных форм | 1 | |
Стилизация. Композиционная работа «Лес» | 3 | |
Упражнения на отработку штриха, ограниченного контуром | 1 | |
Стилизация растительных форм | 1 | |
Книжная графика. Иллюстрация. «Образ дерева» | 2 | |
Итоги четверти. Анализ работ учащихся | 1 | |
Технические приемы работы акварелью. «Заливка». Ахроматический цвет. «Силуэт» | 2 | |
Основные цвета. Желтый цвет. Технические приемы работы акварелью «Заливка», «Сказочный город» | 2 | |
«Лессировка». Основные цвета. Синий цвет. «Морская стихия» | 2 | |
«Лессировка». Основные цвета. Красный цвет. «Костер» | 2 | |
Орнамент. Стилизация. Символика. Колорит | 2 | |
Геометрический орнамент в полосе | 2 | |
Стилизация растительных форм. Растительный орнамент в полосе | 2 | |
Геометрический орнамент в квадрате. Колористическое решение | 2 | |
Тональный рисунок салфетки с простейшим геометрическим рисунком | 2 | |
Основные формы. Силуэт. Линейный рисунок. Форма предмета | 2 | |
Зарисовки с натуры фигуры человека | 1 | |
Конструкция. Линейно-конструктивный рисунок с натуры каркаса куба | 2 | |
Свет и тень. Тональный рисунок с натуры гипсового куба | 3 | |
Рисунок круга в перспективе. Линейно-конструктивный рисунок гипсового цилиндра | 3 | |
Светотональный рисунок с натуры гипсового цилиндра | 2 | |
Светотональный рисунок с натуры группы предметов цилиндрической формы | 3 | |
Светотональный рисунок с натуры группы предметов цилиндрической формы | 2 | |
Обобщение тем года. Анализ работ учащихся | 1 | |
ВСЕГО ЧАСОВ | 68 |
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
- Технические приемы работы гуашью. Ахроматические цвета. Этюд растений
Познакомить с техническими приёмами работы с гуашью. Научиться передавать форму и тон растений.
- Основные цвета. Желтый цвет. Этюд осенних листьев
Познакомить с особенностями жёлтого цвета, его взаимодействием с другими цветами, многообразием его оттенков. Научить передавать форму и фактуру предмета.
- Основные цвета. Синий цвет. Свет и тень. Этюд натюрморта со сливами
Познакомить с особенностями синего цвета, его взаимодействием с другими цветами, многообразием его оттенков. Научить передавать форму и фактуру предмета.
- Основные цвета. Красный цвет. Декоративный натюрморт
Познакомить с особенностями красного цвета, его взаимодействием с другими цветами, многообразием его оттенков. Научить передавать форму и фактуру предмета.
- Родственные цвета. Оранжевый цвет. Объем. Этюд натюрморта с рябиной
Познакомить с особенностями оранжевого цвета, его взаимодействием с другими цветами, многообразием его оттенков. Научить передавать форму и фактуру предмета.
- Родственные цвета. Фиолетовый цвет. Натюрморт со свеклой
Познакомить с особенностями фиолетового цвета, его взаимодействием с другими цветами, многообразием его оттенков. Научить передавать форму и фактуру предмета.
- Родственные цвета. Зеленый цвет. Изумрудный город
Познакомить с особенностями зелёного цвета, его взаимодействием с другими цветами, многообразием его оттенков. Научить передавать форму и фактуру предмета.
- Графика. Упражнения в овладении различными видами штриховки. Наброски птиц с натуры
Научить пользоваться тоном, штрихом и пятном в графике. Познакомить со строением и основными пропорциями птицы.
- Наброски птиц с натуры. Свет и тень. Теплые и холодные цвета. Мазок, линия, пятно
Компоновка изображения в листе. Передача объема и пропорций средствами живописи.
- Иллюстрация к сказке, мифу с действующим героем. «Сказочная птица»
Познакомить с жанровым своеобразием. Воспитание эмоционального восприятия. Жар-птица, Сирин, Алконост, Феникс.
- Зарисовки с натуры растительных форм
Передача характерных особенностей форм.
- Стилизация. Композиционная работа «Лес»
Знакомство с понятием стилизации. Композиционная задача.
- Упражнения на отработку штриха, ограниченного контуром
Отработка навыков штриха разной формы, ограниченного контуром.
- Стилизация растительных форм
Развитие умения стилизовать растительные формы.
- Книжная графика. Иллюстрация. «Образ дерева»
Познакомить с книжной графикой. Развитие воображения, образного мышления. Использование разных приёмов при работе.
- Итоги четверти. Анализ работ учащихся
- Технические приемы работы акварелью. «Заливка». Ахроматический цвет. «Силуэт»
Научить пользоваться различными приёмами техники акварели. Заполнение по контуру.
- Основные цвета. Желтый цвет. Технические приемы работы акварелью «Заливка», «Сказочный город»
Знакомство с приемом работы «заливка» и особенностями жёлтого цвета в акварели. Композиционная задача.
- «Лессировка». Основные цвета. Синий цвет. «Морская стихия»
Знакомство с приемом работы «лессировка» и особенностями синего цвета в акварели. Композиционная задача.
- «Лессировка». Основные цвета. Красный цвет. «Костер»
Знакомство с приемом работы «лессировка» и особенностями красного цвета в акварели. Композиционная задача.
- Орнамент. Стилизация. Символика. Колорит
Знакомство с понятиями. Заочная экскурсия в Третьяковскую галерею и Русский музей. Работы известных художников.
- Геометрический орнамент в полосе
Умение составлять геометрический орнамент в полосе. Национальные орнаменты народов Севера.
- Стилизация растительных форм. Растительный орнамент в полосе
Умение составлять растительный орнамент в полосе. Национальные промыслы: хохломская роспись, гжельские узоры, городецкая роспись.
- Геометрический орнамент в квадрате. Колористическое решение
Умение составлять геометрический орнамент в квадрате. Знакомство со сближенным цветом. Ковроткачество. Платок. Павлово-посадская набивная техника.
- Тональный рисунок салфетки с простейшим геометрическим рисунком
Передача тоном рисунка и фактуры ткани.
- Основные формы. Силуэт. Линейный рисунок. Форма предмета
Знакомство с понятиями силуэт, линейный рисунок. Передача пропорций и формы предметов.
- Зарисовки с натуры фигуры человека
Развитие остроты восприятия движения и пропорций фигуры человека. Моделировка штрихом, композиция в листе.
- Конструкция. Линейно-конструктивный рисунок с натуры каркаса куба
Познакомить с понятием трехмерного изображения предметов на плоскости листа. Построить предмет, соблюдая пропорции и перспективное сокращение сторон.
- Свет и тень. Тональный рисунок с натуры гипсового куба
Усвоить на практике законы перспективы. Повторить принципы распределения света по форме предметов. Закрепить понятия свет, полутень, рефлекс, блик, собственная падающая тень.
- Рисунок круга в перспективе. Линейно-конструктивный рисунок гипсового цилиндра
Усвоить на практике законы перспективы. Повторить принципы распределения света по форме предметов. Закрепить понятия свет, полутень, рефлекс, блик, собственная падающая тень.
- Светотональный рисунок с натуры гипсового цилиндра
Усвоить на практике законы перспективы. Повторить принципы распределения света по форме предметов. Закрепить понятия свет, полутень, рефлекс, блик, собственная падающая тень.
- Светотональный рисунок с натуры группы предметов цилиндрической формы
Закрепление умений и навыков построения предметов и пропорций. Композиция в листе.
- Светотональный рисунок с натуры группы предметов цилиндрической формы
Передача объема и тональных отношений поверхностей предметов средствами светотени.
- Обобщение тем года. Анализ работ учащихся
- ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
Поскольку в основе изобразительной деятельности лежит зрительное восприятие мира, одним из наиболее важных предметов в художественном воспитании детей являются рисунок и живопись.
Рисование с натуры способствует художественному освоению реального мира, развивает эстетическое отношение к предметам и явлениям действительности, раскрывает перед детьми их богатство, разнообразие и неповторимость, помогает ощущать сопричастность человека миру, учит видеть, подмечать и передавать характерные особенности строения формы предметов. В процессе рисования с натуры нужно приучать детей работать в определенной последовательности, опираясь на целостное, образное восприятие, сравнивать натуру с рисунком. Чтобы эта работа развивала у детей художественный вкус, необходимо в качестве натуры подбирать объективы выразительные, понятные детям.
В основе работы с натуры лежит особо бережное отношение к предметам, умение любоваться, восхищаться, сопереживать, видеть в натуре явления, созвучные личным переживаниям.
Учитывая возрастные особенности детей и логику развития художественных способностей, обучение нужно строить по принципу возрастания степени полноты и точности графической передачи предметов. Все законы должны помогать ребенку отражать в работах окружающую жизнь и выражать свое отношение к ней.
С первого занятия необходимо учить детей решать задачу композиционной цельности листа, выбирать формат в зависимости от характера постановки.
Переходить к изучению законов перспективы, светотени надо после того, как преподаватель почувствует, что учащиеся уже могут сознательно пользоваться этими законами в рисунке.
Кроме заданий, указанных в тематическом плане, педагог по своему усмотрению дает краткосрочные работы: например, наброски человека, животных, отдельных предметов, рисунки по памяти. Такие работы можно выполнять мягкими графическими материалами.
Учащиеся овладевают выразительными возможностями графических и живописных материалов, приобретают навыки передачи формы, характера предметов. Учащиеся знакомятся с понятием наглядной перспективы и осваивают принципы перспективного построения геометрических тел. На предметах разной формы изучается распределение светотени.
ЗАДАЧИ:
- развитие понимания неразрывной связанности всей своей жизни с деятельностью пластических искусств в повседневном окружении, в создании всего предметного мира;
- развитие умения видеть и ценить труд художников;
- развитие интереса к восприятию памятников культуры и произведений искусства в музеях, мемориальных комплексах, памятных мест;
- развитие эмоциональной сферы ребенка средствами искусства при использовании слияния разных видов искусства;
умение видеть творческий вклад художников в создание различных предметов для людей, организации или художественной среды;
- активное участие в организации выставок в классе и школе, в индивидуально-коллективном творчестве.
ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ УЧАЩИХСЯ
- понимать, что в содержании разных предметов важную роль играет качество и красота материалов, разнообразие и красота форм, узоров, конструкций;
- использовать красоту материалов при выполнении своих работ;
- владеть навыками работы гуашью, цветными мелками, пластилином или глиной, бумагой для конструирования и аппликацией;
- знать новые термины изобразительного искусства
- иметь представление о творчестве художников, о некоторых художественных промыслах;
- владеть приемами изображения глубины пространства — наблюдательной перспективой с элементами загораживания, передачи величины предметов «дальше — меньше», «ближе — больше»;
- учиться передавать элементарные пропорции фигуры человека и животных;
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Тема урока | Количество уроков |
Акварель. Рисунок с натуры ветки осеннего дерева | 2 | |
Линия, штрих, пятно, тон. Рисунок с натуры деревьев (в карандаше и акварели) | 2 | |
Копирование орнамента с образца. Гризайль | 2 | |
Локальный цвет. Копирование рисунка на ткани | 2 | |
Локальный цвет. Копирование рисунка на ткани | 2 | |
Свет и тень. Теплохолодность. Комнатное растение | 2 | |
Переход от плоскостного изображения к объемному | 2 | |
Конструкция предмета. Линейный рисунок с сохранением невидимого контура предмета. Зарисовки бытовых предметов | 2 | |
Анализ работ учащихся. Индивидуальные задания. Итоги триместра. | 1 | |
Рефлекс. Натюрморт с блестящим кувшином | 2 | |
Рефлекс. Натюрморт с блестящим кувшином | 2 | |
Зарисовки бытовых предметов. Образ | 2 | |
Выразительность. Образ. Композиционная работа «Чайник с характером» | 4 | |
Пространство. Насыщенность. Этюд драпировки в трех плоскостях | 3 | |
Этюд драпировки в трех плоскостях | 1 | |
Обобщение по темам полугодия. Анализ работ учащихся | 1 | |
Цветовой тон. Основные характеристики цвета. Этюд гипсового куба на цветной драпировке (Гризайль) | 2 | |
Колорит. Локальный цвет. Цветовая гармония | 2 | |
Рисунок с образца «Русская изба» | 2 | |
Особенности выполнения набросков акварелью. Силуэт. Наброски фигуры человека | 2 | |
Силуэт. Ахроматические цвета. Композиционная работа «Народные гулянья» | 3 | |
Этюд гипсового цилиндра на цветной драпировке (Гризайль) | 2 | |
Этюд гипсового цилиндра на цветной драпировке | 2 | |
Силуэт. Характер движения натуры. Особенности выполнения набросков акварелью. Наброски птиц | 2 | |
Анализ работ учащихся. Индивидуальные задания. Итоги триместр | 1 | |
Фактура. Способы передачи фактуры графическими материалами | 2 | |
Фактура и текстура. Способы передачи фактуры живописными материалами | 2 | |
Декоративный натюрморт | 4 | |
Рисование с натуры чучела белки. Пропорции, особенности строения и фактура | 2 | |
Рисование с натуры чучела белки (гуашь) | 2 | |
Графика. Этюд натюрморта из 2-3 предметов, включая чучело птицы. Компоновка, силуэт, пропорции | 3 | |
Колористическое решение натюрморта | 1 | |
Особенности выполнения набросков акварелью. Силуэт. Наброски фигуры человека | 1 | |
Обобщение по темам полугодия. Индивидуальные задания на лето. Подведение итогов года | 1 | |
ВСЕГО ЧАСОВ | 68 |
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
- Акварель. Рисунок с натуры ветки осеннего дерева
Повторение приемов рисования акварелью. Передача характера ветки. Рисунок с натуры.
- Линия, штрих, пятно, тон. Рисунок с натуры деревьев (в карандаше и акварели)
Передача фактуры. Навыки передачи материальности фактуры дерева.
- Копирование орнамента с образца. Гризайль
Развитие умения анализировать форму. Умение работать в технике «гризайль».
- Локальный цвет. Копирование рисунка на ткани
Знакомство с техникой выполнения батика. Нанесение контура.
- Локальный цвет. Копирование рисунка на ткани
Выполнение батика в цвете.
- Свет и тень. Теплохолодность. Комнатное растение
Закрепление знаний и понятий свет, тень, теплые и холодные цвета. Передача характера растения.
- Переход от плоскостного изображения к объемному
Заочная экскурсия в Эрмитаж.
- Конструкция предмета. Линейный рисунок с сохранением невидимого контура предмета. Зарисовки бытовых предметов
Познакомить с понятием конструктивный рисунок, конструкция предмета. Построить предметы, соблюдая пропорции и перспективные сокращения.
- Анализ работ учащихся. Индивидуальные задания. Итоги триместра.
- Рефлекс. Натюрморт с блестящим кувшином
Развитие навыков в передаче рефлексов. Композиционная задача. Связь предмета с пространством.
- Рефлекс. Натюрморт с блестящим кувшином
Развитие навыков в передаче рефлексов. Композиционная задача. Связь предмета с пространством. Завершение работы. Уточнение деталей.
- Зарисовки бытовых предметов. Образ
Формирование умения видеть образ в простом предмете.
- Выразительность. Образ. Композиционная работа «Чайник с характером»
Композиционная задача. Развитие умения видеть многоликость предмета и воплощать задуманное в композиции.
- Пространство. Насыщенность. Этюд драпировки в трех плоскостях
Формировать умение передавать формы в трех плоскостях.
- Этюд драпировки в трех плоскостях
Формировать умение передавать формы в трех плоскостях. Обобщение и уточнение. Связь с пространством.
- Обобщение по темам полугодия. Анализ работ учащихся
- Цветовой тон. Основные характеристики цвета. Этюд гипсового куба на цветной драпировке (Гризайль)
Закрепление и проверка полученных знаний в передаче объема и пропорций предмета.
- Колорит. Локальный цвет. Цветовая гармония
Знакомство с понятиями. Выполнение упражнений.
- Рисунок с образца «Русская изба»
Передача пропорций, развитие умения анализировать форму, наносить штриховку в разных направлениях, укладывать штрих по форме.
- Особенности выполнения набросков акварелью. Силуэт. Наброски фигуры человека
Формирование навыков передачи пропорций в изображении фигуры человека.
- Силуэт. Ахроматические цвета. Композиционная работа «Народные гулянья»
Композиционная задача. Умение составит композицию из многих фигур. Знакомство с понятием ритма.
- Этюд гипсового цилиндра на цветной драпировке (Гризайль)
Практическое усвоение законов воздушной перспективы, формирование умения передачи цветом объема предмета.
- Этюд гипсового цилиндра на цветной драпировке
Уточнение деталей. Обобщение.
- Силуэт. Характер движения натуры. Особенности выполнения набросков акварелью. Наброски птиц
Закрепление знаний о строении птицы, ее пропорциях, передача характера натуры. Особенности выполнения работы акварелью.
- Анализ работ учащихся. Индивидуальные задания. Итоги триместра
- Фактура. Способы передачи фактуры графическими материалами
Закрепление понятия. Умение передавать фактуру различными графическими материалами.
- Фактура и текстура. Способы передачи фактуры живописными материалами
Различие понятия фактура и текстура. Умение передавать фактуру живописными материалами.
- Декоративный натюрморт
Знакомство с понятиями. Закрепление знаний о фактуре.
- Рисование с натуры чучела белки.
Пропорции, особенности строения и передача фактуры.
- Рисование с натуры чучела белки (гуашь)
Обобщение, уточнение деталей, связь предмета с пространством.
- Графика. Этюд натюрморта из 2-3 предметов, включая чучело птицы. Компоновка, силуэт, пропорции
Композиционная задача. Умение передавать пропорции предмета, фактура.
- Колористическое решение натюрморта
Завершение работы, связь цвета и формы.
- Особенности выполнения набросков акварелью. Силуэт. Наброски фигуры человека
Формирование навыков передачи пропорций в изображении фигуры человека.
- Обобщение по темам полугодия. Индивидуальные задания на лето. Подведение итогов года
6. ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
ЦЕЛЬЮ художественного воспитания и обучения ребенка является формирование представления о многообразии художественных культур народов Земли и о единстве представлений народов о духовной красоте человека.
Многообразие культур не случайно — оно всегда выражает глубинные отношения каждого народа с жизнью природы, в среде которой складывается его история. Эти отношения не неподвижны — они живут и развиваются во времени, связаны с влияниями одной культуры на другую. В этом лежат основы своеобразия национальных культур и их связанность. Разнообразие этих культур — богатство культуры человечества.
Цельность каждой культуры — также важнейший элемент содержания, который необходимо ощутить детям. Ребенок сегодня окружен многоликой беспорядочностью явлений культуры, приходящих к нему через средства массовой информации. Здоровое художественное чувство ищет порядка в этом хаосе образов (именно поэтому отвергается часто незнакомое, чужое как враждебное или смешное). Каждую культуру поэтому нужно доносить как «целостную художественную личность».
Учебные задания года предусматривают дальнейшее развитие навыков работы с гуашью, с пастелью, в пластилине, с бумагой (конструирование), материалами по выбору. Художественное творчество — это большой и тяжелый труд, приносящий радость и удовлетворение автору и зрителю. В процессе овладения навыками работы разнообразными материалами дети приходят к пониманию красоты творчества.
ЗАДАЧИ:
- Научить эмоционально откликаться на красоту природы родного края, красоту людей родной земли, видеть черты индивидуального в облике людей, в их одежде,
украшениях, в архитектуре, предметах быта. - Развивать эмоциональное восприятие своеобразия природы
- Формировать видение особенности искусства на примере выдающихся произведений, в способах организации окружающей среды, постройках, одежде и украшениях.
- Учить видеть общие гуманистические основы в искусстве.
- Развивать умение сравнивать отношение к миру, выраженное в произведениях искусства
- Научить видеть в жизни много интересного для себя: выражать свое отношение к природе, человеку, культуре во всех видах художественно-творческой деятельности.
- Развивать умение сознательно использовать средства разных видов искусства для выражения собственного отношения к окружающей действительности.
ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ УЧАЩИХСЯ
В результате обучения учащиеся узнают:
- особенности архитектуры и ее связи с природой;
- произведения выдающихся художников;
- гуманистические основы прогрессивного искусства разных народов мира.
Дети учатся:
- делать по наблюдению и с натуры зарисовки человека;
- изображать природу и постройки, передавая их расположение в пространстве;
- пользоваться техникой витража, батика, мозаики, бисероткачества и т.д.;
- конструировать объемные формы, усложняя их декоративными деталями;
- передавать свое отношение к изображаемым событиям, используя для этого возможности композиции, рисунки, цвета;
- участвовать в групповой работе при создании коллективного панно
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Тема урока | Количество часов |
Выход на природу для сбора материала | 6 | |
Выбор темы по композиции, эскизы. Подготовка к конкурсу «Все краски Ямала» | 2 | |
Разработка эскиза в цвете | 2 | |
Выполнение композиции в материале | 3 | |
Продолжение работы в материале | 2 | |
Уточнение деталей композиции. Обсуждение. Просмотр | 1 | |
Композиция на сказочную тему. Выбор сюжета | 2 | |
Разработка эскизов по теме | 3 | |
Эскиз сказочной композиции в цвете | 3 | |
Выбор и выполнение сказочной композиции в заданном формате | 2 | |
Цветовые нюансы в композиции. Колорит | 3 | |
Осмысленная организация конфигурации пятна образуемого средой вокруг композиционного центра | 1 | |
Завершение работы. Просмотр. Обсуждение | 1 | |
Композиция на свободную тему | 1 | |
Эскизы, разработка | 2 | |
Эскизы в цвете, в разной гамме | 4 | |
Перенос композиции на больший формат | 2 | |
Работа над композицией в материале | 4 | |
Продолжение работы. Цвет, колорит | 2 | |
Форма. Композиционный центр | 1 | |
Уточнение деталей. Проработка | 1 | |
Обобщение в работе от частного к общему | 1 | |
Завершение работы. Просмотр. Обсуждение | 1 | |
Композиция к конкурсу по пожарной безопасности или безопасной дороге. | 2 | |
Эскизы, в цвете, тоне | 3 | |
Выполнение композиции в материале | 3 | |
Продолжение работы | 3 | |
Организация композиции в цвете | 2 | |
Уточнение деталей. Проработка. Обобщение в работе | 2 | |
Завершение композиции | 1 | |
Выставка работ. Просмотр, обсуждение | 2 | |
ВСЕГО ЧАСОВ | 68 |
7. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Алпатов М.В. Композиция в живописи. М.- Л.., 1940.
- Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М., 1974.
- Барашкова В. Графика Елизаветы Крутиковой. // Юный художник. 1986. - № 3.
- Барышников А.П. Перспектива. М., 1955.
- Бесчастнов Н.П. Чёрно-белая графика. М.., ВЛАДОС. 2002.
- Большаков М.В. Декор и орнамент в книге. М, Книга. 1990.
- В.М.Малый. Акварель. – М.: Издательство «Юный художник», 2002
- В.Э.Брагинский. Пастель. – М.: Издательство «Юный художник», 2002
- Вейль Герман. Симметрия. М., 1986.
- Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства. М., Изобразительное искусство, 1985.
- Волков Н.Н. Геометрия и композиция картины. // Искусство. 1975. - № 6.
- Волков Н.Н. Композиция в живописи. М, 1977.
- Голубева О.Л. Основы композиции. М., Изобразительное искусство. 2001.
- Данилова И.Е. Итальянская монументальная живопись: Раннее Возрождение. М..,1970.
- Даниэль СМ. Искусство видеть. Л., 1990.
- Даниэль СМ. Картина классической эпохи. М., 1986.
- Даниэль СМ. Учебный анализ композиции. // Творчество. 1984. - № 3.
- Дейнека А. Учитесь рисовать. М., 1961.
- Зайцев А.С. Наука о цвете и живописи. М., Искусство. 1986.
- Кандинский В. О духовном в искусстве. Л.: Фонд «Ленинградская галерея». 1990.
- Кочик О.Я. Живописная система В.Э. Борисова-Мусатова. М, 1960.
- Кравков СВ. Цветовое зрение. - М., Издательство АН СССР. 1951.
- Львовский Ф. Основы композиции. // Юный художник. 1994: №№ 11-12; 1995: № 4, 9.
- Мельников Л. Синтез цвета и музыки. // ДИ СССР. 1975. - №11.
- Н.М.Сокольникова. Из искусства и методика преподавание в начальной школе. – М.: Академия, 1994
- Н.М.Сокольникова. Основы живописи. – М.: Академия, 2000
- Н.М.Сокольникова. Основы композиции. – М.: Академия, 2000
- Н.М.Сокольникова. Основы рисунка. – М.: Академия, 2000
- Н.Н.Ростовцев. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. – М.: Академия, 1998
- Петров - Водкин К.С Пространство Эвклида. Самаркандия. Л., 1970.
- Полуянов Ю.А. Воображение и способности. М., 1982.
- Претте М.К. Капальдо Альфонсо. Творчество и выражение № 2. М., 1985.
- Претте М.К., Капальдо Альфонсо. Творчество и выражение. Курс художественного
воспитания. М.., 1981. - Программа для художественных школ. – Асбест, 2002
- Программа для художественных школ. – Санкт-Петербург, 2000
- Психология цвета: Пер. с англ. М., «Рефл - бук», К., «Ваклер»,1996.
- Р.В. Паранюшкин. Композиция. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002
- Сурина М.О. Цвет и символ в искусстве. Ростов н/ Д. Комплекс, 1998.
- Фаворский В.А. О композиции. // Искусство. 1933 - №№ 1-2.
- Фаворский В.А. Об искусстве, о книге, о гравюре. М.,1986.
- Фальк Р. Размышление о живописи. // Творчество. 1974 - № 8.
- Хогарт В. Анализ красоты. Л. - М., 1985.
- Юон К. Об искусстве: тт. 1-2 М., 1933.
- Юрьев Ф.И. Слово о цвете, о музыке цвета и цветовой музыке слова М.: Диафильм 1980.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Искусство вокруг нас
Конспект внеклассного мероприятия по изоискусству в форме игры-конкурса....
ИСКУССТВО ВОКРУГ НАС. Урок 1 по искусству в 8 классе Сергеева, Кашекова, Критская
Конспект урока по искусству...
ПЕРВЫЙ УРОК ПО ИСКУССТВУ 8 КЛ. ТЕМА: "ИСКУССТВО ВОКРУГ НАС"
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ИСКУССТВУ В 8 КЛАССЕ...
ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ ПО ИСКУССТВУ. 8 КЛАСС ТЕМА: ИСКУССТВО ВОКРУГ НАС"
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПОМОЖЕТ ЯРЧЕ РАСКРЫТЬ ТЕМУ УРОКА...
"Искусство вокруг нас" (электронное приложение к уроку искусства 8 класс)
«Искусство» 8 – 9 классы, авторы программы Г.П.Сергеева, И.Э.Кашекова, Е.Д.Критская. Тема урока:И "Искусство вокруг нас". Виды искусства-живопись, театр, кино, скульптура, архи...
Викторина по изобразительному искусству "Искусство вокруг нас" 8-9 класс
Викторина по изобразительному искусству " Искусство вокруг нас" разработана для обучающихся 8-9 классов.Включает 6 раундов.Вопросы разных тематических групп:"Архитектура" , "Творчество мастеров"...
Искусство в жизни современного человека. Искусство вокруг нас
Искусство — часть духовной культуры человечества, специфический род духовно-практического освоения мира. К искусству относят раз...